Цвета военного неба: «харрикейны» по другую сторону фронта

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «харрикейны» по другую сторону фронта отключены

Английский Хоукер «Харрикейн», один из самых распространённых истребителей Второй мировой, деятельно сражался с обеих сторон фронта. Очевидно, первоначально англичане поставляли их в дружественно-нейтральные государства, и только позже кое-какие из них перешли в стан неприятеля. Позднее «Харрикейны» стали попадать в их союзников и руки немцев как трофеи.

Как смотрелись эти самолёты?

Первым зарубежным клиентом «Харрикейнов» стала Югославия, начавшая переговоры об их покупке в начале 1937 года, в то время, когда летал ещё лишь первый прототип истребителя. Поставки начались с декабря 1938 года, а позднее в Югославии было развёрнуто лицензионное производство истребителя. Всего югославские ВВС взяли 24 самолёта из Англии (из 52 заказанных) и столько же автомобилей местного производства (из 48 заказанных).

Цвета военного неба: «харрикейны» по другую сторону фронта
Югославский «Харрикейн» Mk.I (серийный номер 2347) постройки компании «Змаj», захваченный немцами в апреле 1941 года

25 марта Югославия присоединилась к Тройственному пакту, но сразу после этого в стране случился армейский переворот. Новое правительство было против альянса с Германией, что и вызвало апрельское вторжение . Вторым клиентом стала Бельгия, а после этого самолётом заинтересовались румынские армейские.

Румыния

Переговоры начались в декабре 1938 года и завершились в следующем апреле договором о поставке 50 истребителей в течение 12 месяцев. Для приёмки автомобилей в Англию прибыла несколько во главе с капитаном Йоном Дрэгэнеску (Ion Draganescu), и во время с 29 августа по 2 сентября в Румынию морем была послана первая партия из 12 самолётов.

В начале Марта самолёты были собраны и облётаны, но уже 5 марта один из них был потерян в авиакатастрофе на протяжении демонстрационного полёта: капитан Дрэгэнеску погиб, не справившись с исполнением замедленной бочки. 11 оставшихся истребителей пошли на формирование 53-й истребительной эскадрильи (Escadrila 53 Vanatoare), лётчики которой срочно приступили к тренировочным полётам.

Время шло, но британцы не спешили выполнить условия договора, а в июне 1940 года официально уведомили контрагентов, что продолжения поставок не будет, что поставило крест на румынских замыслах по формированию 54-й и 55-й эскадрилий.

С падением Франции стратегическая обстановка в Европе очень сильно изменилась, и 23 ноября Румыния присоединилась к Тройственному пакту, сделав окончательный выбор в пользу одной из сторон конфликта.

Румынский «Харрикейн» Mk.I в окраске 1940 года. Ниже приведён его вариант окраски на 1941 год

Весной 1941 года 53-я эскадрилья была признана боеготовой, а в мае она «засветилась» в инциденте с нарушением границы, в то время, когда один из «Харрикейнов», по румынским данным, был перехвачен и сбит советскими истребителями. Приблизительно тогда же румыны приобрели у немцев три «Харрикейна» из югославских трофеев, причём два из них были югославской постройки (по третьему информации нет). Автомобили в продолжение нумерации взяли серийные номера с 13 по 15 и прибыли в часть в первой половине июня.

Так, на начало операции «Барбаросса» в составе 53-й эскадрильи числилось 13 самолётов, 10 из которых были исправны. С началом войны лётчики части дробили свои силы между исполнением задач фронтовых истребителей в Бессарабии (позднее под Одессой), прикрытием порта Констанца и стратегического ЖД моста через Дунай в Чернаводэ.

Их первый боевой вылет 22 июня 1941 года был на сопровождение бомбардировщиков. На обратном пути состоялся воздушный бой с советскими истребителями, в котором румыны одержали четыре победы (по другим сведеньям пять).

На следующий сутки состоялся и первый боевой вылет в совокупности ПВО: лейтенант Хoрия Агaрич (Horia Agarici) взлетел по тревоге на проходившем обслуживание самолёте со снятым капотом, в одиночку атаковал группу идущих без прикрытия бомбардировщиков и сбил два из них недалеко от порта, а третий заявил сбитым над морем. Из-за отсутствия свидетелей эту победу ему тогда не засчитали.

«Харрикейн» Mk.I в середине 1941 года, в ходе смены стандарта маркировки: на фюзеляж уже нанесли «Крест Михая», а законцовки крыла выкрасили в жёлтый цвет, но все остальные обозначения, в т.ч. и крыльевая полоса, пока остались без трансформаций

По причине отсутствия и нехватки запчастей запасных двигателей боеготовность части неуклонно понижалась. К примеру, сводка за 18 августа говорит о всего четырёх исправных истребителях. Однако, эскадрилья стала самой результативной в кампании 1941 года.

Самым результативным пилотом части и вторым по результативности в ВВС по большому счету стал аджутант-шеф Андрей светло синий (Andrei Radulescu) с семью подтверждёнными и четырьмя неподтверждёнными победами. Личные безвозвратные утраты составили два самолёта (один сбит в воздушном бою, второй стёрт с лица земли на аэропорте).

В октябре 1941 года, по окончании взятия Одессы, 53-я эскадрилья возвратилась на собственную довоенную базу под Бухарестом к формальному исполнению задач ПВО и контроля за акваторией, но практически превратилась в тренировочную. В мае 1942 года она начала переучивание на истребители IAR 80A, неспешно передав все «Харрикейны» в учебные подразделения. В июле три из них на некое время возвратились в строй в качестве ночных истребителей 51-й эскадрильи ПВО, главным оружием которой были «дневные» He 112.

Подробностей их применения нет, но успешных перехватов точно не было.

Румынский «Харрикейн» Mk.I, лето 1941 года.

При смене элементов стремительной идентификации краски пожалели, а потому отчётливо видно два жёлтых оттенка. К осени обозначения подкрасили до обычного состояния. Триколор на хвосте этого самолёта не известно почему отсутствует

В первой половине 40-ых годов XX века румыны приобрели в Германии ещё три бывших югославских «Харрикейна», но применяли эти автомобили лишь как наборы запчастей. В начале того же года один из ветхих самолётов был списан по окончании аварии, после этого на два года число автомобилей в сводках оставалось неизменным (10 штук), а летом-осенью 1944 года все их списали. Последним известным инцидентом с самолётами этого типа стало дезертирство аджутанта Петре Кордеску (Petre Cordescu), перелетевшего в Турцию 29 августа 1944 года.

Это был ас кампании 1941 года, одержавший в составе 53-й эскадрильи шесть подтверждённых побед.

Что касается камуфляжа, то в Румынии «Харрикейны» британского производства несли обычный английский камуфляж из зелёного Dark Green и коричневого Dark Earth на верхних и боковых поверхностях. оперения и Нижние поверхности фюзеляжа были серебристыми, а плоскости крыла имели чёрно-белую окраску.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века все самолёты несли опознавательные символы в виде кокард на плоскостях крыла и триколора на руле поворота, и большие жёлтые бортовые (они же серийные) номера на фюзеляже. Для того чтобы же цвета были коки винтов и достаточно узкие полосы на фюзеляже перед оперением, а на плоскостях сверху и снизу. Позднее серийные номера перенесли с борта на киль и повторили их на нижних поверхностях крыла, белым цветом на тёмном фоне и тёмным на белом, наряду с этим крыльевые номера для более надёжной идентификации с различных ракурсов были ориентированы в противоположном направлении.

Джорджеску за время кампании 1941 года совершил 50 боевых вылетов и одержал четыре подтверждённых и одну неподтверждённую победы. Данный офицер всю войну прослужил в чине капитана, завершив её начальником 9-й истребительной группы, но никаких удач в воздушных битвах за ним больше не числилось — Цвета армейского неба: «Харрикейны» по другую сторону фронта | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-harrikejni-po-druguyu-storonu_4.jpg

Hurricane Mk.I, на котором летом-осенью 1941 года летал начальник 53-й эскадрильи капитан Эмил Джорджеску (Emil Georgescu). Самолёт несёт стандартную для румынских «Харрикейнов» обозначения и окраску. Рисунок на борту кабины – эмблема части.

Джорджеску за время кампании 1941 года совершил 50 боевых вылетов и одержал четыре подтверждённых и одну неподтверждённую победы. Данный офицер всю войну прослужил в чине капитана, завершив её начальником 9-й истребительной группы, но никаких удач в воздушных битвах за ним больше не числилось

Весной 1941 года кокарды были заменены «крестами Михая» в шести позициях (на плоскостях и фюзеляже сверху и снизу), и были введены стандартизированные жёлтые элементы стремительного опознавания восточного фронта: законцовки крыла снизу, более широкая, чем раньше, полоса на фюзеляже и жёлтый капот (время от времени далеко не весь, а лишь узкая полоса в передней его части). Наряду с этим ветхие полосы на крыльях закрасили, а коки стали «секторными» жёлто-тёмными.

Самолёты югославского производства несли камуфляж из тёмно-зелёного югославского Тамно Зелена, жёлто-коричневого Окер Жута и тёмно-коричневого Тамно Смеђа цветов на верхних и боковых поверхностях при голубых Светло Сиво-плава нижних. Все обозначения на них были подобны другим румынским «Харрикейнам», но крыльевых номеров, быть может, не было.

Финляндия

По окончании начала Зимней войны финны пробовали скупить все довольно современные боевые самолёты, до которых лишь имели возможность дотянуться. СССР тогда рассматривался как фактический союзник Германии, исходя из этого французы и англичане, не обращая внимания на собственную войну, были не против поставок техники, среди них и таких её современных образцов, как «Харрикейны». Действительно, вместо 36 запрошенных автомобилей финнам реализовали лишь 12.

Их английские серийные номера лежали в диапазоне между N2322 и N2395, а финские – с HU-451 по HU-462 (в последних числах Мая 1940 года буквенный префикс поменяли на «HC»). 2 февраля самолёты передали финским представителям, а 5 февраля в Англию за ними прибыла несколько пилотов во главе с лейтенантом Юсси Рятю (Jussi Raty).

«Харрикейн» Mk.I (серийный номер HU-460) из состава Osasto Raty, март-апрель 1940 года

Доставка осуществлялась «своим ходом»: 25 февраля из Англии в Швецию вылетела первая шестёрка, а три дня спустя за ней последовала вторая. В ходе перелёта были разбиты и кинуты на месте аварии два самолёта, а остальные между 7 и 10 марта прибыли в Финляндию.

Применение «Харрикейнов» в финских ВВС чётко делится на три отдельных периода:

Подразделение лейтенанта Рятю. По прибытии на место несколько лётчиков-перегонщиков вошла в состав занимавшейся освоением американских истребителей «Брустер» 22-й авиагруппы на правах сверхштатного отряда, проходя по документам как «Подразделение Рятю» (Osasto Raty). Но война закончилась прежде, чем LLv 22 успели послать на фронт.

27 марта группу перевели из 2-го авиаполка в 3-й и переименовали в LLv 32, а 27 мая подразделение «Харрикейнов» было передано в состав LLv 28, вооружённой французскими истребителями MS.406. Спустя семь дней оно утратило одну машину в авиакатастрофе, а через три месяца передало все «Харрикейны» в LLv 30, а лётчики остались в LLv 28 и прошли переучивание на «Мораны».

Подразделение капитана Калайи. В LLv 30 британские истребители были собраны в первом отряде, а два вторых летали на «Фоккерах» D.XXI. По состоянию на июнь 1941 года в составе 1./LLv 30 числилось пять строевых «Харрикейнов» и четыре резервных.

25 июня, в сутки вступления Финляндии в войну, были разбиты сходу два истребителя: один списали, второй послали на заводской ремонт, и на конец месяца оставалось четыре строевых и три резервных аппарата.

Через некое время на нём заменили руль поворота, применяв подробность от списанного HC-555, и в таком виде он был сдан в авиапарк, а по окончании войны был выставлен в музее. Сравнительно не так давно он прошёл реставрацию — Цвета армейского неба: «Харрикейны» по другую сторону фронта | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-harrikejni-po-druguyu-storonu_6.jpg
«Харрикейн» Mk.I (серийный номер HC-452) – самый успешный из финских «Хоукеров», налетавший 208 часа 15 мин..

В январь 1941 года и июль 1942 года лейтенант Руотсила одержал на нём 2? победы. До конца сентября 1942 года он летал в британском камуфляже, а в марте 1943 года возвратился из ремонта перекрашенным в финский зелёно-чёрно-светло синий и лишённым тактического номера. Через некое время на нём заменили руль поворота, применяв подробность от списанного HC-555, и в таком виде он был сдан в авиапарк, а по окончании войны был выставлен в музее. Сравнительно не так давно он прошёл реставрацию

27 июня отряд подчинили штабу 3-го полка, а 1 июля ввели в состав LLv 32 как Osasto Kalaja по имени начальника подразделения. На следующий сутки начались боевые вылеты, и сразу же был потерян один самолёт, ставший жертвой собственных же зенитчиков. 3 июля финские «Харрикейны» совершили первый воздушных бой и одержали первые две победы.

К середине месяца счёт побед подразделения дошёл до пяти, но после этого интенсивность его действий снизилась. Неприятности были те же, что и в румынских ВВС: отсутствие сменных двигателей и запчастей.

В то время, когда 19 августа подразделение Калайи превратилось в 1./LLv 10, в его составе оставалось лишь три самолёта, а 23 сентября, в то время, когда оно возвратилось обратно, их осталось уже два. До июня 1942 полёты носили эпизодический характер, но и утрат больше не было.

Всего за 12 месяцев войны лётчики отряда «Харрикейнов» одержали 5,5 подтверждённых воздушных побед, а самым результативным пилотом стал младший лейтенант Эско Руотсила (Esko Ruotsila) с 2,5 победами. Личные безвозвратные утраты составили один самолёт, сбитый зенитным огнём.

«Харрикейны» смешанных подразделений. 23 июня 1942 года последний самолёт группы Калайя и пара пилотов были переданы в состав 2./LeLv 26, главным оружием которого были итальянские истребители «Фиат» G.50. В том же направлении направлялись и прошедшие ремонт самолёты, и в следующие 13 месяцев в составе этого подразделения числились от одного до четырёх британских истребителей единовременно.

Употреблялись они по большей части как тренировочные.

Коммунистический «Харрикейн» Mk.IIA (серийный номер Z2585) из состава 152-го ИАП, сбитый в воздушном бою 4 февраля 1942 года и ставший потом «донором фюзеляжа» для финского HC-465

В июле 1943 года последний «Харрикейн» Mk.I был сдан в парк, а в осеннюю пору финны из трёх сбитых советских Mk.II собрали один лётный экземпляр, взявший серийный номер HC-465. С апреля по июнь 1944 года он пребывал в составе 34-й истребительной группы HLeLv 34, а в июне-июле – в составе HLeLv 28. В военных действиях его не применяли, ограничившись тренировочными полётами и испытаниями.

Последний раз он поднимался в атмосферу 31 мая, и это был последний полёт финских «Харрикейнов» по большому счету.

На момент поставки финские «Харрикейны» несли обычный британский зелёно-коричневый камуфляж при тёмных коках и чёрно-бело-серебристых нижних поверхностях. Финскими были лишь опознавательные символы на месте британских кокард и серийные номера, размер, особенности и расположение написания которых (отсутствие дефиса между цифрами и буквами) соответствовали английским стандартам.

К 1941 году истребители взяли тактические номера, совпадающие с последней цифрой серийного номера. Они были тёмными с белой окантовкой и большими, во целый руль поворота.

Hurricane Mk.I, что в июне 1941 года был в составе отряда капитана Калайи и оставался на балансе этого пара раз переименованного подразделения впредь до июня 1942 года, по окончании чего стал наглядным пособием в школе механиков. Фотографии, по которым выполнен вариант окраски, относятся к октябрю 1941 года, но, вероятнее, его внешний вид оставался неизменным все 12 месяцев нахождения на фронте

Ещё в осеннюю пору 1940 года в финской авиации был введён трёхцветный камуфляж из зелёного Oliivin vihrea и тёмного Musta на верхних и боковых поверхностях при светло-серых Vaalean harmaa нижних (летом 1942 года финскую серую краску заменили германской светло синий RLM 65 Hellblau), но для самолётов, уже имевших трёхцветный камуфляж, перекрашивание было не особенно актуально. Исходя из этого весной 1941 года по новому стандарту окрасили лишь несколько автомобилей, а остальные были перекрашены на протяжении ремонтов в 1942–1943 гг. Зелёно-тёмные истребители были лишены тактических номеров (в отдельных случаях их однако восстанавливали), но взяли уставной дефис в серийном номере.

Перед началом Войны-Продолжения все «Харрикейны» независимо от типа камуфляжа, взяли стандартные жёлтые элементы стремительного опознавания восточного фронта, но летом 1941 года они имели возможность наноситься не полностью – лишь полоса на фюзеляже и законцовки крыла снизу, а жёлтая полоса на носу взяла повсеместное распространение лишь в конце лета-начале осени.

Боевые трофеи государств Оси

При активном ведении военных действий неизбежно появляются трофеи. Особенно большое количество их образуется на протяжении успешных наступательных операций, в то время, когда в руки победителей попадают не только севшие на вынужденную самолёты, но и кинутые на аэропортах при отступлении. По понятным обстоятельствам, из всех государств Оси больше всего трофеев собрала Германия, и «Харрикейны» в этом не были исключением.

Неспециализированное число трофейных «англичан» было через чур малым, дабы руководство люфтваффе заинтересовалось их планомерным применением, как это было при с французскими самолётами. Как мы знаем, что два-три «Харрикейна» проходили опробования в Рехлине, столько же автомобилей попало в разные лётные школы, и малоизвестное, но очевидно маленькое число аппаратов было восстановлено до лётного состояния силами фронтовых частей и употреблялось ими по собственному разумению.

Последнее было не частью «истребительного стандарта», а «антикамуфляжем», призванным избежать путаницы трофейных самолётов с вражескими — Цвета армейского неба: «Харрикейны» по другую сторону фронта | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-harrikejni-po-druguyu-storonu_9.jpg
Hurricane Mk.I из состава Jagdfliegerschule 2, Цербст, 1941 год. Введение в строй этого самолёта совпало с переходом истребительной авиации от зелёно-серого камуфляжа примера 1940 года к серо-серому 1941 года.

Какой из вариантов был использован в этом случае, неизвестно, но более возможным представляется более ранний из серого с зеленоватым отливом RLM 02 Grau и зелёного RLM 71 Dunkelgrun на верхних поверхностях, голубого RLM 65 Hellblau, затенённого пятнами RLM 71 и 02 на боковых, при жёлтых RLM 04 Gelb нижних. Последнее было не частью «истребительного стандарта», а «антикамуфляжем», призванным избежать путаницы трофейных самолётов с вражескими

Самая большая партия истребителей этого типа была захвачена в Югославии, но германское руководство выяснилось полностью не заинтересовано в их применении а также не послало на опробования. Единственное, на что самолёты сгодились, это быть реализованными в Румынию.

Ещё два югославских «Харрикейна» были вывезены в Италию для опробований. Один из них через некое время попал в аварию, а второй летал впредь до 1943 года. Известны ещё два попавших в итальянские руки самолёта.

Оба были сбиты огнём с почвы и сели «на брюхо» прямо на аэропорте, что они штурмовали: один в начале 1941 года в Восточной Африке, второй – в ноябре того же года на Сицилии. «Африканца» скоро было нужно стереть с лица земли при эвакуации авиабазы, а «сицилиец», не обращая внимания на то что относился к более современной модификации Mk.II, так и не постарались отремонтировать и испытать.

Японские армии первые «Харрикейны» Mk.II захватили в Малайе в начале 1942 года. Один из них был послан в испытательный центр в Татикаве, где оставался до конца войны, ещё пара самолётов были «взяты» на яве и Суматре весной 1942 года. Три из них были отремонтированы и включены в состав 64-го сентая по инициативе начальника данной части полковника Татео Като.

Hurricane Mk.IIB из состава 64-го сентая, Бирма, весна 1942 года. Данный самолёт случайно попал в кадр, в то время, когда фотограф снимал Ki-43 той же части. На фото отчётливо видно «боевую полосу» на фюзеляже и стрелу сентая на хвосте, белый цвет которой говорит о принадлежности к 1-му чутаю, но камуфляжная схема чуть угадывается, а потому возможно продемонстрирована неправильно

Его мысль пребывала в том, что в случае если при штурмовке аэропорта союзников первыми на цель будут выходить трофейные самолёты, это окажет помощь обеспечить внезапность нападения. Но в итоге ничего не получилось: один «Харрикейн» был разбит в первых ознакомительных полётах, чуть позднее второй также попал в аварию, и в строю остался лишь один истребитель, что употреблялся в течение нескольких месяцев, но ни в воздушных битвах, ни в штурмовках, как известно, не принимал участие.

Правила окраски трофейных самолётов во всех трех государствах были едины, не смотря на то, что сама окраска, очевидно, различалась. Сразу после пленения изменялись опознавательные символы и в большинстве случаев закрашивались все прошлые тактические обозначения. Автомобили, посланные в тыл с целью проведения опробований либо применения в лётных школах, в большинстве случаев всецело перекрашивались по стандартам новых обладателей и имели возможность взять новые тактические обозначения.

документальные фильмы

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: