Цвета военного неба: «голубые эскадрильи» против красных лётчиков

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «голубые эскадрильи» против красных лётчиков отключены

Как мы знаем, среди других зарубежных лётчиков, вести войну в ВВС РККА, были испанцы, эмигрировавшие в СССР по окончании поражения республиканцев в гражданской войне. Но на советско-германском фронте сражались не только приверженцы павшей республики – фактически сразу после нападения Гитлера на СССР испанцы показались в рядах вермахта, в том числе и в люфтваффе. Какова была история франкистских лётчиков, решивших возвратить долги «коммунистам»?

Победа мятежников в гражданской войне в Испании во многом была выяснена военной помощью, которую им оказывали Италия и Германия. Так, режим генералиссимуса Франко стал к началу Второй мировой войны естественным союзником Гитлера, но разорённой войной стране меньше всего было необходимо втягивание в большой европейский конфликт. Это усугублялось и неудачным географическим положением довольно противников и потенциальных союзников.

Исходя из этого 4 сентября 1939 года каудильо заявил о нейтралитете Испании, и данный ход был встречен немцами с пониманием.

Цвета военного неба: «голубые эскадрильи» против красных лётчиков
Bf 109F-2 из испанской эскадрильи на советско-германском фронте, лето 1942 года

По окончании успешного германского вторжения во Францию обстановка изменилась, и с 12 июня 1940 года Франко поменял статус страны с «нейтралитета» на «невоюющую», но, не обращая внимания на давление со стороны германского правительства, вступать в войну снова категорически отказался. Единственной его уступкой, но, связанной прежде всего с внутриполитическими обстоятельствами, стало раздавшееся по окончании нападения Германии на СССР предложение об отправке добровольцев на восточный фронт в качестве ответной помощи в борьбе с коммунизмом.

В армии и фаланге (фашистская милиция) нашлось хватает желающих оказать такую помощь, и уже 13 июля 1941 года в Германию прибыл первый эшелон с личным составом испанской добровольческой дивизии (Division Espanola de Voluntarios), более известной как «Голубая дивизия» (Division Azul). Строго говоря, цвет униформы фалангистов был синим, и более верно было бы сказать про «светло синий дивизию», но мы имеем дело с устоявшимся в отечественной историографии термином. В вермахте дивизия стала называться 250-й пехотной и прибыла на фронт под Ленинград 14 октября 1941 года.

Дебют «светло синий эскадрильи»

В испанских ВВС кроме этого нашлись желающие повоевать с коммунистами, и 14 июля был организован испанский экспедиционный летный эскадрон (Escuadron Aereo Expedicionario Espanol), более известный как «Голубая истребительная эскадрилья» (Escuadrilla Azul de Caza) либо попросту «Голубая эскадрилья». Цвет в этом случае был отсылкой и к дивизии, и к известному «Голубому патрулю» (Patrulla Azul) времён гражданской войны – испанскому звену в составе итальянской истребительной эскадрильи.

Во главе эскадрона поставили команданте (майора) испанских ВВС Анхеля Салас-Ларрасaбаля (Angel Salas Larrazabal), командира и опытного лётчика, на протяжении гражданской войны одержавшего 15 побед лично и пять в группе. Организационно часть складывалась из трёх патрулей (звеньев) по пять лётчиков в каждом: начальник в чине капитана, рядовые лётчики – тененте (лейтенанты ) плюс два лётчика в штабе: его заместитель и командир. Всего подразделение насчитывало 17 человек лётно-подъёмного состава, все были ветеранами прошлой войны.

Испанский механик летом 1941-го производит собственного лётчика в тренировочный полёт

25 июля эскадрилья убыла в Германию, где прошла переподготовку под управлением инструкторов люфтваффе, взяла 12 истребителей Bf 109E-7 и на правах 15-й эскадрильи (штаффеля) эскадры JG 27 (15.(span.)/JG 27) прибыла 1 октября на фронтовой аэропорт недалеко от Смоленска.

На следующий сутки испанцы приступили к исполнению боевых заданий. 3 октября лётчики совершили первый воздушный бой и понесли первую утрату: один из лётчиков не уследил за уровнем бензина в баке и погиб при неудачной вынужденной посадке. 5 октября (по другой информации, 4 октября) команданте Салас открыл боевой счёт эскадрильи, одержав сходу две воздушные победы.

Испанцы участвовали в наступлении на Москву, отойдя в середине декабря обратно к Смоленску, а в первых числах Января отойдя дальше на запад, в Витебск. Подобно тому, как Германия применяла гражданскую войну в Испании как полигон для опробования новой отработки и техники тактики её применения, так и испанские ВВС решили пропустить через боевую стажировку на восточном фронте по возможности большее число лётчиков, наряду с этим избежав важных утрат. Для этого срок нахождения на фронте был ограничен несколькими месяцами.

«Боевой тур» эскадрильи 15.(span.)/JG 27 завершился 12 февраля 1942 года, и 1 марта её персонал возвратился в Мадрид.

Всего за четыре с маленьким месяца на фронте испанцы выполнили 422 (по вторым подсчётам 460) боевых вылета и совершили 94 воздушных боя, в которых одержали 11 побед. Ещё три самолёта им засчитали стёртыми с лица земли на протяжении штурмовых ударов по советским аэропортам. Личные утраты составили три лётчика погибшими, два пропавшими без вести и одного не легко раненым.

Самым результативным лётчиком части и единственным асом стал её начальник, одержавший шесть воздушных и две «наземных» победы. Имеется кроме этого сведения о его седьмой победе, но в тот период её официально не признавали.

Испанский лётчик возвратился из очередного боевого вылета на «неизвестном» Bf 109E-7

Самолёты, на которых летала «Голубая эскадрилья», были далеко не новыми и не всегда предназначенными для европейского театра боевых действий. К примеру, в наличии был как минимум один Bf 109E-7 в пустынном камуфляже и тропическом исполнении из красок RLM 79 (песочно-жёлтый Sandgelb) и RLM 78 (небесно-светло синий Hellblau), в котором мало подходящий для центральной России песочный цвет был затенён зелёными пятнами (RLM 70, RLM 71 и/либо RLM 02). Но это однако было исключением, и большая часть истребителей имели стандартную окраску RLM 71/02/65 (тёмно-зелёные и серо-зеленые пятна поверх голубого низа).

Все самолёты несли стандартные опознавательные символы люфтваффе и жёлтые элементы стремительного опознавания восточного фронта с уже устаревшей окраской в жёлтый цвет носовой части полностью, а не только нижней части капота. Коки на различных автомобилях были жёлтыми либо «секторными» чёрно-белыми.

Прямые указания на принадлежность к Испании на самолётах отсутствовали, но в качестве эмблемы был выбран символ «Голубого патруля», дополненный римской цифрой II – знаком второй войны с коммунизмом. К личным обозначениям лётчики были полностью равнодушны и сохраняли исходный внешний вид попавших к ним самолётов. Полученные по окончании капремонта и со складов хранения истребители так и употреблялись в «неизвестном» виде, а переданные из вторых частей несли истребительные штурмовые буквы и «бортовые» номера и треугольники.

Камуфляж обычный, складывающийся из тёмно-зелёного RLM 71 Dunkelgrun и серого с зеленоватым отливом RLM 02 Grau на верхних поверхностях и голубого RLM 65 Hellblau на нижних. Борта, исходно также голубые, были затемнены размытыми пятнами RLM 71 и 02 — Цвета армейского неба: «голубые эскадрильи» против красных лётчиков | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-golubie-eskadrili-protiv_3.jpg
Bf 109E-7/B (W.Nr.

3297), ранее принадлежавший штурмовой группе II.(Sch.)/LG 2 и переданный «светло синий эскадрилье», возможно, для восполнения утрат. В ноябре 1941 года он был персональным самолётом начальника 15.(span.)/JG 27 команданте Анхеля Салас-Ларрасабаля и нёс отметки его шести официально подтверждённых воздушных побед. Все другие обозначения, включая штурмовую эмблему на борту, сохранились от прошлых хозяев.

Камуфляж обычный, складывающийся из тёмно-зелёного RLM 71 Dunkelgrun и серого с зеленоватым отливом RLM 02 светло синий на верхних поверхностях и голубого RLM 65 Hellblau на нижних. Борта, исходно также голубые, были затемнены размытыми пятнами RLM 71 и 02

С началом зимы, в ноябре-декабре, самолёты поверх прошлого камуфляжа взяли легкосмываемое, а потому нестойкое белое покрытие. Имеющиеся опознавательные и тактические символы наряду с этим старались не затронуть.

Имеется кроме этого информация о получении испанскими добровольцами в декабре 1941 года нескольких современных Bf 109F, но точных данных на данный счёт нет.

Вторая эскадрилья

Экспедиционный эскадрон второго формирования, в большинстве случаев известный как «Вторая голубая эскадрилья», был организован 6 февраля 1942 года. Его возглавил глава истребительной школы в Реусе (Escuela de Caza de Reus) команданте Хулио Диас-и-Сальвадор-Бенхумеа (Julio Salvador y Diaz-Benjumea) – кроме этого узнаваемый ас гражданской войны с 26 личными и четырьмя групповыми победами и единственный в то время оставшийся в живых лётчик уникального «Голубого патруля». Новая эскадрилья была организована по тем же правилам, что и ветхая, лишь лётчиков в ней было на два больше, и часть из них были альфересами (лейтенантами) ускоренного выпуска.

До конца месяца лётчики тренировались на родине, после этого продолжили переучивание в Германии, но из-за нехорошей в среднем подготовки, чем у первого состава, их введение в строй затянулось. На фронтовой аэропорт недалеко от Орла испанцы прибыли лишь в середине июня 1942 года. JG 27 в далеком прошлом уже вести войну в Африке, исходя из этого испанская эскадрилья была подчинена эскадре JG 51 под обозначением 15.(Span.)/JG 51.

Во 2-й эскадрилье было принято именовать самолёты в честь павших товарищей. Данный Bf 109F-2 назван именем погибшего механика

На вооружение она взяла пускай и не новейшие, но в полной мере современные истребители Bf 109F-2, каковые несли обычный германский камуфляж, жёлтые элементы и опознавательные знаки стремительного опознавания восточного фронта, и хорошие бортовые номера тёмного цвета на фюзеляже. Обозначения принадлежности к группе отсутствовали за ненадобностью. В качестве эмблемы эскадрильи был выбран всё тот же знак «Голубого патруля», но размещённый поверх красного креста Сантьяго (Св.

Якова). Помимо этого, на многих автомобилях сзади фюзеляжного креста была нанесена большая эмблема фаланги.

Боевые вылеты эскадрилья начала 26 июня, первый воздушный бой совершила не позднее 28 июня, но первым важным боестолкновением, в котором она принимала участие, стало отражение налёта советской авиации на объекты недалеко от Орла 3 июля. В том бою испанцы одержали первую победу и понесли первую утрату. Следующие 30 дней стали пиком активности действий эскадрильи, одержавшей за данный месяц столько же побед, сколько за целый другой «тур», а после этого фокус внимания обеих сторон переместился на юг, где началось немецкое наступление на Сталинград.

Всего за пять месяцев участия в военных действиях вторая испанская эскадрилья совершила 1312 боевых вылетов, совершила 117 воздушных битв и одержала 13 подтверждённых побед. Самым результативным лётчиком стал начальник 1-го патруля, позднее замкомэска капитан Мануэль Бенгоэчеа-Менчака (Manuel Bengoechea Menchaca), одержавший три победы. Личные утраты составили два погибших лётчика.

Самолёт несёт камуфляж примера 1941 года из тёмно-серой с зеленоватым отливом краски RLM 74 Graugrun, более яркой серой с фиолетовым отливом RLM 75 Grauviolett и светло-серой RLM 76 Lichtblau — Цвета армейского неба: «голубые эскадрильи» против красных лётчиков | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-golubie-eskadrili-protiv_5.jpg
Bf 109F-2 (W.Nr. 9609) из состава 15.(Span.)/JG 51.

Теоретически, исходя из бортового номера, на нём должен был летать тогдашний начальник 1-го патруля капитан Бенгоэчеа, но, как известно, в конце июня-начале июля 1942 года машину применял замкомандира эскадрильи капитан Антонио Норьега-Лабат (Antonio Noriega Labat), а по окончании его смерти в воздушном бою 3 июля на самолёте отметились различные лётчики, а также тененте Федерико Гаррет-Руэда (Federico Garret Rueda) из 3-го патруля, одержавший на нём победу 7 июля, и лётчик 2-го патруля тененте Андрес Роблес-Себриан (Andres Robles Cebrian). Самолёт несёт камуфляж примера 1941 года из тёмно-серой с зеленоватым отливом краски RLM 74 Graugrun, более яркой серой с фиолетовым отливом RLM 75 Grauviolett и светло-серой RLM 76 Lichtblau
Третья эскадрилья

Учтя опыт растянувшегося введения в строй второй эскадрильи, испанское руководство начало собирать добровольцев в третью заблаговременно, организовав её 1 сентября 1942 года под руководством не имевшего подтверждённых побед ветерана гражданской войны команданте Карлоса Феррандиса-Архонильи (Carlos Ferrandiz Arjonilla). В его подчинении было 19 лётчиков (от должности помощника решили отказаться).

С учётом прошлого опыта лётчики эскадрильи проходили подготовку двумя отдельными группами. До тех пор пока менее умелые лётчики 3-го патруля делали тренировочные полёты, 1-й и 2-й прибыли на фронт 18 ноября. Знакомство с особенностями и местностью театра они проводили под управлением лётчиков 2-й эскадрильи, а в последний сутки месяца прошла официальная передача самолётов и командования.

Затем персонал 1-го и 2-го патрулей 2-й эскадрильи убыл на родину, а 3-й патруль оставался на фронте впредь до февраля 1943 года, в то время, когда его поменял наконец-то закончивший обучение 3-й патруль новой эскадрильи.

Тененте Хосе-Рамон Гавилан-Понсе-де-Леон (Jose Ramon Gavilan Ponce de Leon) – второй по результативности лётчик 3-й «светло синий эскадрильи» (девять побед) позирует перед истребителем Bf 109F-2, оставшимся в наследство от прошлого состава части

Вероятнее, лётчики новой эскадрильи начали вести войну ещё в ноябре, но первый официальный боевой вылет был зафиксирован 1 декабря. В тот же сутки произошла и первая утрата: из-за отказа двигателя одному из лётчиков было нужно сесть на вынужденную за линией фронта. Первые победы были одержаны в воздушном бою 27 декабря.

Приблизительно тогда же, в то время, когда в 15./JG 51 прошла смена руководства, её самолёты взяли ставшую уже классической белую зимнюю окраску, при нанесении которой механики бережно обводили все прошлые обозначения. Для эскадрильи третьего состава была создана новая эмблема, но на самолётах её ни при каких обстоятельствах не рисовали, но, и уже имеющиеся эмблемы удалять также не стали.

Ещё с июля 1942 года все пополнения техникой испанской эскадрильи шли из ремонта либо из вторых частей при их перевооружении на более современные истребители. Сперва в эскадрилью поступали лишь автомобили модификации Bf 109F-2, но в январе 1943 года она взяла первые два Bf 109F-4, а позже ещё четыре в марте-апреле, но это тяжело назвать большим улучшением обстановки.

Лучший ас 3-й эскадрильи тененте Эвия и его «Фокке-Вульф»

Тем временем германские подразделения JG 51 уже поменяли все Bf 109F на более современные Bf 109G и Fw 190A. Более того, I несколько успела кроме того поменять Fw 190 первых модификаций на новые Fw 190A-4 и Fw 190A-5, что создало некий запас Fw 190A-2 и Fw 190A-3. Их и решили передать испанцам.

21 апреля «Голубая эскадрилья» взяла 15 истребителей этого типа (пять Fw 190A-2 и 10 Fw 190A-3), по окончании чего испанцы с чистой совестью разрешили войти на списание по износу все 17 имевшихся у них «Мессершмиттов».

Боевые вылеты на Fw 190 начались 25 апреля и скоро продемонстрировали превосходство этих истребителей: за два месяца на них было одержано практически столько же побед, сколько за пять прошлых на Bf 109. Всего за семь месяцев участия в военных действиях третья испанская эскадрилья выполнила 1716 боевых вылетов, совершила 112 воздушных битв и одержала 62 воздушные победы, пять из которых были на счету 3-го патруля 2-й эскадрильи.

Личные утраты составили пятерых лётчиков погибшими (а также, двух на Fw 190), одного военнопленным и одного не легко раненым. Самым результативным лётчиком стал тененте Гонсало Эвия-Альварес-Киньонес (Gonzalo Hevia Alvarez-Quinonez), одержавший 11 побед. Не считая него, асами стали ещё три офицера.

Четвёртая эскадрилья

Следующий состав эскадрильи был собран 2 апреля 1943 года. Её начальником был назначен ещё один не имевший подтверждённых побед ветеран гражданской войны команданте Мариано Куадра-Медина (Mariano Cuadra Medina), в подчинении которого пребывало 19 лётчиков.

15 июня 1-й патруль прибыл на фронт, в первых числах Июля к нему прибавился 2-й, и 5 числа прошла формальная передача руководства. Четверо оставшихся в живых лётчиков 3-го патруля прошлого состава снова остались сражаться вместе с новичками и были поменяны лишь в середине августа.

Лётчик 3-го патруля 4-й эскадрильи тененте Хосе Каванильес-и-Веретерра (Jose Cavanilles y Vereterra) и Fw 190A-3, формально приписанный ко 2-му патрулю

Боевые действия эскадрилья официально начала 5 июля, и уже на следующий сутки понесла первую утрату: один из лётчиков был не легко ранен при неудачной вынужденной посадке по окончании отказа двигателя. Ещё днём позднее была одержана и первая победа.

«Фокке-Вульфы», каковые приобретала «Голубая эскадрилья», на верхних и боковых поверхностях несли принятый в JG 51 нестандартный камуфляж, базой которого был RLM 71. К нему додавали пятна RLM 70, советского зелёного АМТ-4 либо коричневой краски неустановленного происхождения. Нижние же поверхности сохраняли заводскую окраску RLM 76.

Кроме этого самолёты приобретали стандартные жёлтые элементы стремительного опознавания, уже в эскадрилье довольно часто дополняемые жёлтой окраской кока (всецело либо частично), реже жёлтой передней частью капота. Бортовые номера на них были белыми, какие-либо эмблемы либо обозначения группы отсутствовали. С началом зимы самолёты взяли белую окраску, наряду с этим для сохранения достаточной заметности тактических номеров им покинули «окантовку» из незакрашенного камуфляжа.

Официально 15./JG 51 приобретала лишь самолёты модификаций Fw 190A-2 и Fw 190A-3, но на истребителях более поздних моделей лётчикам 4-й эскадрильи также довелось полетать. Эти самолёты несли обычный камуфляж RLM 74/75/76 и, если судить по маркировке, в большинстве собственном были «одолжены» испанцами в I./JG 51.

Самолёт продемонстрирован в камуфляже с применением двух зелёных красок (RLM 71 Dunkelgrun и RLM 70 Schwarzgrun) — Цвета армейского неба: «голубые эскадрильи» против красных лётчиков | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-golubie-eskadrili-protiv_9.jpg
Fw 190A-3 (предположительно, W.Nr. 5345) из состава 15.(Span.)/JG 51.

По принятой в эскадрилье практике назначения бортовых номеров, он должен был принадлежать 3-му патрулю, но в осеннюю пору 1943 года на нём летал лётчик 1-го патруля тененте Фернандо Санчес-Архона-и-Коуртой (Fernando Sanchez-Arjona y Courtoy), что с июля по сентябрь одержал девять подтверждённых побед. Лётчик погиб 19 ноября в авиакатастрофе при исполнении боевого вылета в нехороших метеоусловиях. Самолёт продемонстрирован в камуфляже с применением двух зелёных красок (RLM 71 Dunkelgrun и RLM 70 Schwarzgrun)

По окончании провала операции «начала» и Цитадель наступления советских войск эскадрилья в сентябре отошла в Смоленск, после этого в Белоруссию и в последних числах Ноября остановилась в Бобруйске. Всего за семь с половиной месяцев на фронте её лётчики выполнили 1918 боевых вылетов, совершили 277 воздушных битв и одержали 74 победы, 10 из которых были на счету «инструкторов» из 3-й эскадрильи. Личные утраты составили семь погибших лётчиков, ещё три были не легко ранены – 50% от общей численности части.

самый результативным лётчиком стал начальник эскадрильи, записавший на собственный счёт 10 подтверждённых побед. Не считая него, асами стали ещё шестеро, а также один лётчик из прошлого состава эскадрильи. Ещё один из «инструкторов» стал асом по совокупности побед в двух эскадрильях.

Испанские «Фокке-Вульфы» в зимней окраске

По состоянию на конец года в составе 15./JG 51 числилось девять ветхих и порядком изношенных истребителей Fw 190A-3. В Январе пять из них были или утрачены, или пошли на списание, и 24 января эскадрилья в первый раз за семь месяцев приобрела новые, а не подержанные самолёты – пятёрку Bf 109G-6. В феврале к ним добавилось ещё девять таких автомобилей, и оставшиеся «Фокке-Вульфы» послали в тыл.

Новые «Мессершмитты» прибывали в белой зимней окраске поверх заводского камуфляжа RLM 74/75/76, а их элементы и тактические обозначения стремительного опознавания были выполнены в том же стиле, что и на Fw 190.

Но, повоевать на новой технике лётчикам четвёртого состава толком не было нужно, и все их утраты и победы были связаны только с более ранними истребителями.

Пятая эскадрилья

По окончании поражений немцев в Тунисе, под Курском, на Сицилии и в особенности по окончании капитуляции Италии Франко было нужно попытаться, дабы не затонуть вместе с Третьим рейхом. 10 октября 1943 года он опять публично заявил о нейтралитете Испании, а 12 октября отдал приказ об отзыве испанских добровольцев на родину. 18 октября начался отвод в тыл подразделений «светло синий дивизии», но скоро стало известно, что большое число офицеров и солдат желало бы сражаться , исходя из этого руководство дало разрешение на создание испанского добровольческого легиона (Legion Espanola de Voluntarios), в противном случае «Голубого легиона» (Legion Azul) – части полкового уровня, которая была организована 17 ноября и через месяц возвратилась на фронт.

Руководство испанских ВВС по большому счету не планировало до тех пор пока отзывать собственную эскадрилью а также набирало добровольцев для её следующего состава. Пятая эскадрилья была организована 26 октября 1943 года под началом команданте Хавьера Мурсия-Рубио (Javier Murcia Rubio), одержавшего пять побед в гражданскую войну. процесс и Численность подготовки части всецело повторяли её ярких предшественников.

Bf 109G-6 из состава 15.(Span.)/JG 51, начало 1944 года

9 января 1944 года 1-й патруль прибыл в Бобруйск, 19 февраля за ним последовал 2-й, и 23 февраля состоялась передача руководства эскадрильей. Из-за понесённых утрат четвёртая эскадрилья не смогла покинуть никого на фронте, и новичкам было нужно вступить в бой в неполном составе (их 3-й патруль в итоге так и не покинул Испанию).

Всего за месяц 13 лётчиков выполнили 86 боевых вылетов, совершили 6 воздушных битв, утратив одного лётчика погибшим. Воздушных побед не было.

К моменту вступления в бой пятой эскадрильи испанское управление совсем решило свернуть собственное военное присутствие на фронте, и 6 марта начался вывод Легиона в Испанию. Испанская эскадрилья получила приказ о возвращении к себе 18 марта. В случае если часть пехотинцев однако предпочла остаться с немцами и до последнего дня войны сражалась в рядах вермахта и СС, то авиаторы подчинились приказу.

Покинув всю технику соседям по аэропорту, 26 марта испанцы транспортными самолётами убыли в Берлин и потом в Мадрид по железной дороге, завершив практически трёхлетнюю историю «светло синий эскадрильи».

Ария — Ангелы Неба

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: