Цвета военного неба: ловцы крылатых бомб

      Комментарии к записи Цвета военного неба: ловцы крылатых бомб отключены

Летом 1944 года на столицу Англии обрушились невиданные боеприпасы: немцы начали бомбардировки новейшими крылатыми ракетами. Но, предупреждённые разведкой британцы к этому готовься , задействовав в числе других средств ПВО и истребительную авиацию. Какова была тактика действий лётчиков «Москито» и «Темпестов» и чего они достигли?

Это оружие было известно под различными именами: фирменным «Физлер» Fi 103, обозначением люфтваффе FZG 76 (Flakzielgerat — «мишень для зенитной артиллерии»), но общеупотребительным стало наименование V-1 (Vergeltungswaffe — «оружие возмездия»), данное ведомством Геббельса.

История началась в октябре 1939 года, в то время, когда компания «Аргус» внесла предложение на базе собственного самолёта-мишени создать беспилотный бомбардировщик с дистанционным управлением. Позднее поршневой бомбардировщик превратился в крылатую ракету с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, а в феврале 1942 года к проекту присоединилась компания «Физлер». Лётные опробования начались в октябре того же года в безмоторном варианте, а с декабря — моторные полёты с воздушным и наземным стартом.

Летом 1943 года летающая бомба была запущена в серийное производство.

Цвета военного неба: ловцы крылатых бомб
Подготовка к запуску умелого самолёта-боеприпаса — будущего V-1

Приблизительно тогда же британская разведка не только определила о новом оружии, но и сумела дотянуться обломки одной из проходивших опробования ракет, а в осеннюю пору — связать появление нового оружия с «трамплинами», каковые во множестве начали строиться в Па-де-Кале, Верхней Нормандии и приморской части Пикардии.

Поняв угрозу, уже в декабре 1943 года союзники начали налёты на пусковые площадки. Всего в рамках операции «Арбалет» (удары по местам разработки, опробования, применения и производства баллистических и крылатых ракет) англо-американская бомбардировочная и тактическая авиация во время с августа 1943-го по март 1945 года выполнила практически 69 тысяч самолёто-вылетов и скинула более 122 млн кг бомб. Эти меры серьёзно затруднили работу 155-го зенитно-артиллерийского полка (кодовое имя части, осуществлявшей наземные пуски V-1), но не могли её остановить, и в ночь на 13 июня 1944 года состоялся первый обстрел Лондона летающими бомбами.

Первый блин, но, вышел комом, и в стартовом залпе смогли запустить лишь девять ракет, ни одна из которых не достигла берегов Англии. Через пара часов был сделан ещё один залп, но из 10 снарядов лишь четыре пересекли береговую линии острова, а по английской столице попал только один.

Первые удачи

Позже последовала трёхдневная пауза, за время которой по всем дневным и ночным истребительным эскадрильям на территории Англии была распространена информация о германских реактивных «робото-самолётах» (скоро они стали кодированно именоваться «дайверами», от diver — «ныряльщик»). Исходя из этого, в то время, когда немцы в ночь на 16 июня начали новые пуски, экипажи «Москито», охранявших над Ла-Маншем, уже знали, с чем смогут встретиться, и осознавали важность уничтожения таких целей.

В 0:40 флайт-лейтенант Джон Масгрейв (John G. Musgrave) со навигатором флайт-сержантом Самуэллом (F.W. Samwell) из 605-й эскадрильи, пилотировавшие «Москито» FB Mk.VI, в 20 милях на траверзе Дюнкерка заметили огненный шар, скоро пролетавший мимо них на той же высоте в отдалении нескольких тысяч футов. Скоро развернувшись, лётчик устремился в погоню.

По окончании трёх пушечных очередей прогремел сильный взрыв с яркой вспышкой, и обломки «робота» упали в воду.

Кроме этого присутствуют элементы стремительного опознавания цвета Sky и чёрно-белые «полосы вторжения», при нанесении которых около кодовых букв покинули узкую окантовку исходного камуфляжного цвета, а попавшую под них часть серийного номера . На коке персональные обозначения в виде узкой полосы, предположительно, национальных цветов Бельгии — Цвета армейского неба: ловцы крылатых бомб | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-lovci-krilatih-bomb-2.jpg

Tempest Mk.V (серийный JN862), 3-я эскадрилья RAF, авиабаза Ньючёрч, лето 1944 года. В июне — августе на этом самолёте систематично летал и сбивал V-1 «антидайверский» ас № 2, бельгийский доброволец в RAF флайт-лейтенант Реми Ван-Лирде (Remy Van Lierde, шесть побед над самолётами и 39 5/12 над V-1). Истребитель несёт обычный камуфляж из зелёного Dark Green и серого с синеватым отливом Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях при светло-серых Medium Sea Grey нижних.

Опознавательные символы стандартные для RAF. Кроме этого присутствуют элементы стремительного опознавания цвета Sky и чёрно-белые «полосы вторжения», при нанесении которых около кодовых букв покинули узкую окантовку исходного камуфляжного цвета, а попавшую под них часть серийного номера . На коке персональные обозначения в виде узкой полосы, предположительно, национальных цветов Бельгии

Это первенствовала воздушная победа над V-1, а всего в ту ночь лётчикам засчитали четыре сбитые бомбы. Утром на патрулирование вышли дневные истребители, и в 7:50 над Мейдстоном «Фау» сбил флайт-сержант Морис Роуз (Maurice J.A. Rose) из 3-й эскадрильи на «Темпесте» Mk.V.

Это первенствовала из 12 дневных побед, одержанных в тот сутки.

Всего за день с 55 пусковых установок по Лондону было выпущено 244 ракеты, из которых 144 достигли территории Англии, а также 73 — английской столицы. 25 снарядов было сбито зенитным огнём, семь — истребителями (полагая лишь сбитые над сушей).

Тем же утром Армейский кабинет привёл в воздействие заблаговременно подготовленный замысел обороны от крылатых ракет, что было нужно только мало модифицировать, дабы повышением аэростатов и числа истребителей компенсировать отправку части зениток в Нормандию. Перехватчикам в данной совокупности отводилось две территории патрулирования: одна над Ла-Маншем от одного берега до другого, вторая — между территорией зенитного огня на протяжении побережья и аэростатами заграждения на окраинах Лондона и некоторых вторых городов. Первая территория была в основном ночной, вторая — дневной.

Истребитель несёт обычный «обозначения» и истребительный камуфляж того периода — Цвета армейского неба: ловцы крылатых бомб | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-lovci-krilatih-bomb-3.jpg
Spitfire Mk.XIVC (серийный NH718) из 322-й «голландской» эскадрильи RAF, авиабаза Вест-Маллинг, июнь — июль 1944 года. На этом самолёте сбивали V-1 пара лётчиков: начальник части майор SAAF Кит Кульман (Keith C. Kuhlmann, четыре победы над самолётами и одна либо две над V-1) и голландские пилоты флаинг-офицеры Герард Йонгблуд (Gerard Jongbloed, одна «самолётная» победа и девять V-1) и Рудольф Бургвал (Rudolf Burgwal, лучший «антидайверский» ас на «Спитфайре» с 22 подтверждёнными победами, в т. ч. пятью — в одном вылете). Истребитель несёт обычный «обозначения» и истребительный камуфляж того периода

Для перехвата скоростных целей требовались ещё более скоростные перехватчики. Основную ставку руководство сделало на последние модификации «Спитфайра» с двигателями «Гриффон» и «Темпесты», первоначально выделив для борьбы с V-1 пять эскадрилий: по две на «Темпестах» и «Спитфайрах» Mk.XIV и одну на «Спитфайрах» Mk.XII. Но интенсивность обстрела самолётами-боеприпасами сразу же вынудила наращивать эти силы.

На протяжении семи дней «антидайверская» группировка увеличилась ещё на три эскадрильи: по одной на «Спитфайрах» Mk.XIV, более ветхих «Спитфайрах» Mk.IX и истребителях-бомбардировщиках «Тайфун». Для последней части охота на «Фау» не была приоритетной задачей, и её лётчики летали на патрулирования, лишь в то время, когда для них не было разведывательных либо ударных заданий.

В июле ПВО усилили переводом ещё шести эскадрилий: четырёх на «Мустангах» Mk.III и по одной на «Темпестах» и новейших реактивных истребителях «Метеор» Mk.I. В августе неспециализированное число эскадрилий RAF, выделенных для дневных перехватов «дайверов», увеличилось до 15 с некоторыми трансформациями в матчасти: пять на «Темпестах», по четыре на «Спитфайрах» Mk.XIV и «Мустангах», по одной на реактивной технике и «Спитфайрах» Mk.XII.

Отработка новые и тактики приёмы

Обычной тактикой перехватчиков было патрулирование на протяжении границы действия зенитной артиллерии, а в то время, когда из данной территории выходила «бомба», следовало пикирование с одновременным разворотом с таким расчётом, дабы выйти в горизонтальный полёт прямо сзади цели на расстоянии действенного огня. Высокая скорость полёта V-1 оставляла на атаку не более двух-трёх мин..

Наряду с этим пламя с дальней дистанции в большинстве случаев ломал двигатель либо повреждал совокупность управления, и тогда самолёт-боеприпас раньше времени, обычно на те населённые пункты, каковые размешались на его маршруте. Исходя из этого нужно было не просто сбить «Фау», а добиться, дабы самолёт-боеприпас взорвался в воздухе. Для этого необходимо было доходить ближе.

Наглядный итог пролёта через облако от взрыва летающей бомбы: флаинг-офицер Армстронг (G.P.

Armstrong) из 165-й эскадрильи позирует рядом со своим «Спитфайром» Mk.IX по окончании возвращения из боевого вылета 1 июля 1944 года. На рулевых поверхностях истребителя сорвана и сожжена вся ткань

Тут появлялась опасность самому пострадать от взрывной обломков и волны сбитого «ныряльщика». Уже 19 июня по данной причине был потерян «Спитфайр» Mk.IX из «норвежской» 332-й эскадрильи, лётчик которого, сержант Эйвинн Вейерстед (Eivind Veiersted), спасся на парашюте. Простым делом стало возвращение на базу истребителей с закопчённой либо обожжённой обшивкой.

Случилось и пара столкновений, причём как минимум одно было преднамеренным: проходивший службу в 91-й эскадрилье французский лётчик капитан Жан-Мари Маридор (Jean-Marie Maridor) 3 августа над Кентом обстрелял «Фау», удачно поразив цель. Но детонации боеголовки не было, и самолёт-боеприпас с отказавшим двигателем начал падать прямо на военного госпиталь, прекрасно заметный с воздуха по громадному красному кресту на его территории. По докладам очевидцев, времени на второй заход уже не оставалось: француз отправился на погиб и таран при взрыве.

«Спитфайр» Mk.XIV из состава 91-й эскадрильи, на котором в первых числах Июля 1944 года летал капитан Жан-Мари Маридор

Перехваты над Ла-Маншем смотрелись пара несложнее из-за меньшей скорости «дайверов», не успевших израсходовать горючее, и отсутствия необходимости взрывать цель в воздухе. Большинство атак над водой была выполнена не на протяжении «антидайверских» патрулирований, а на протяжении исполнения вторых заданий. Чаще других сбивали «Фау» лётчики эскадрилий низковысотных «Спитфайров» LF Mk.IX, задействованных в операции «Арбалет», но отметились в этом и другие части, среди них и американские.

Главным оружием борьбы с V-1 стали крыльевые 20-мм авиационные пушки «Испано», но определённую популярность приобрёл и более экзотический способ. В первый раз его опробовал 23 июня сослуживец капитана Маридора по 91-й эскадрилье флаинг-офицер Кеннет Кольер (Kenneth R. Collier) на «Спитфайре» Mk.XIV. Лётчик начал простую атаку и вёл пламя с обычной дистанции, но в четырёх заходах напрасно расстрелял целый боекомплект.

По собственным словам лётчика, тогда он решил поступить по хорошему принципу «сделай либо погибни» и, догнав «бомбу», подвёл законцовку крыла собственного истребителя под её крыло. Позже Кольер быстро потянул ручку управления на себя, сохраняя надежду перевернуть «Фау» на пояснице. С первого раза это не удалось, но со второй попытки примитивный автопилот самолёта-боеприпаса однако не справился с громадным креном, и тот утратил управление.

Самый известный кадр на тему борьбы с V-1: «Спитфайр» опрокидывает летающую бомбу

К сожалению, правильной статистики по числу «дайверов», сбитых способом опрокидывания, нет, но рекордсменом по сбитым за один вылет есть флайт-лейтенант Гордон Бонэм (Gordon L. Bonham) из 501-й эскадрильи, летавшей на «Темпестах». 26 августа он истратил целый боекомплект на то, дабы сбить первую «Фау», а после этого «опрокинул» три другие.

В ночном небе

Обстрел Лондона самолётами-боеприпасами сначала был круглосуточным, исходя из этого ночным истребителям принадлежала ключевая роль в защите английской столицы. Первоначально для борьбы с «Фау» были выделены четыре ночных истребителей-перехватчиков и эскадрильи бомбардировщиков «Москито» различных модификаций. Скоро эту группировку усилили ещё пятью эскадрильями, и одной особой частью.

Это подразделение под сокращением FIU (Fighter Interception Unit — практически «часть истребительного перехвата») занималось отработкой действий ночных истребителей и кроме этого применяло «Москито», но летом 1944 года в его составе был организован «флайт “Темпестов”», лётчики которого действовали круглосуточно. В последних числах Августа флайт вошёл в состав 501-й эскадрильи, унаследовавшей и функцию ночного перехвата.

Помимо этого, ночью время от времени летали и лётчики вторых эскадрилий «Темпестов» и «Спитфайров», но погоды они не делали. В течение нескольких суток в середине июля, а позже солидную часть августа в совокупность ПВО входила кроме этого одна американская ночная истребительная эскадрилья на тяжёлых двухмоторных истребителях P-61.

Машина несёт обычный двухцветный камуфляж британских ночных истребителей второй половины войны, в целом подобный дневному, лишь с заменой «океанского серого» на цвет нижних поверхностей — Цвета армейского неба: ловцы крылатых бомб | Военный портал Warspot.ru src=~светло синий-voennogo-neba-lovci-krilatih-bomb-7.jpg
Mosquito NF Mk.XIII (серийный номер MM446), 96-я эскадрилья RAF, авиабаза Одихем, осень 1944 года. Среди других пилотов на этом самолёте охотился на V-1 и «Хейнкели»-носители начальник части винг-коммандер Эдуард Крю (Edward D. Crew, 12,5 победы над самолётами и 21 над V-1) — второй по результативности «антидайверский» ас «Москито». Машина несёт обычный двухцветный камуфляж британских ночных истребителей второй половины войны, в целом подобный дневному, лишь с заменой «океанского серого» на цвет нижних поверхностей

«Ночники» охраняли над Ла-Маншем, предпочитая держаться у французского берега, а отдельные экипажи «висели» прямо над районами пусковых установок, дабы затевать преследование сразу после ракетного запуска — благо в темноте факел ракетного двигателя был виден издали. По окончании обнаружения цели следовало пикирование с таким расчётом, дабы выйти в горизонтальный полёт в близи от цели, и маленькая атака: для сколь-нибудь долгого преследования практически всем модификаций «Москито» недоставало скорости. Как и днём, нередки были случаи повреждения либо утраты самолётов от родных взрывов «Фау», но двухмоторная конфигурация давала больше шансов дотянуть до берега.

Всего за летнюю кампанию 1944 года немцы выпустили по Англии 8617 крылатых ракет. 1052 из них упали сразу после взлёта, 2704 утрачены над Ла-Маншем, 3855 стёрты с лица земли британской ПВО, и только около 2300 упали в относительной близости от заданной им цели (полагая и сбитые, но не взорвавшиеся в воздухе).

Пик обстрела пришёлся на июль, а после этого атака союзников вынудило немцев начать эвакуацию. В 4:00 1 сентября был совершён последний наземный пуск V-1 с территории оккупированной Франции, но это не устранило угрозу всецело, поскольку оставались ещё крылатые ракеты авиационного базирования.

Воздушный старт

Старт Fi 103 с самолёта-носителя предусматривался сначала, но использование на практике задержалось. Лишь в июне на западный фронт прибыла авиагруппа III./KG 3, прошедшая перевооружение на ракетоносцы «Хейнкель» He 111H-22, а в ночь на 8 июля её экипажи совершили первый боевой вылет по новой специализации и скоро вышли на интенсивность, превышающую 10 пусков в день.

Ночной «Хейнкель»-ракетоносец из состава эскадрильи 2./KG 53

И без того медлительные, «Хейнкели» с ракетой на подвеске стали через чур уязвимыми, исходя из этого имели возможность употребляться лишь ночью. К району запуска у голландского побережья Северного моря самолёты доходили на малой высоте, перед пуском набирали её, а сразу после отделения боеприпаса опять «ныряли» вниз. Опыт признали успешным, и в октябре к III./KG 3, переименованной в I./KG 53, присоединились ещё две группы эскадры KG 53.

Британцы поняли новую угрозу с некоторым опозданием, начав борьбу с воздушными носителями V-1 лишь в августе. Всего к началу 1945 года в данной охоте участвовали экипажи семи эскадрилий «Москито» и 501-я эскадрилья «Темпестов».

Крейсерская скорость He 111 с V-1 на подвеске была близка к скорости сваливания «Москито», исходя из этого FIDS (Fighter Interception Development Squadron — «эскадрилья разработки истребительного перехвата», бывшая FIU) применяла для перехвата самолётов-носителей уже пара устаревшие ночные истребители «Бофайтер» Mk.VIF. Она же в последних месяцах года начала отработку перехвата низколетящих целей с наведением истребителей с борта «Веллингтона», оснащённого противокорабельным радиолокатором ASV. До использования на практике данной связки дело дошло лишь в январе 1945 года в один момент с прекращением боевых вылетов ракетоносцев KG 53, исходя из этого все отметки на экране английских радаров в действительности были собственными самолётами.

Tempest Mk.V (серийный, предположительно, EJ538), 501-я эскадрилья RAF, авиабаза Брадуэлл-Бэй, октябрь 1944 года. Один из нескольких истребителей данной части, с которых в надежде выжать ещё мало скорости смыли всю камуфляжную окраску, но руководство достаточно скоро пресекло эту самодеятельность

Всего немцы выпустили по Англии 1776 крылатых ракет воздушного старта, последнюю — в ночь на 14 января 1945 года. 1012 самолётов-снарядов были увидены британскими РЛС, из них 11 были сбиты корабельной артиллерией, 320 — истребителями и зенитной 73 — артиллерией RAF. 388 «дайверов» упало на территории Англии, 66 из них — недалеко от Лондона.

Последние попытки дотянуться до Лондона

В феврале 1945 года в распоряжение германских «зенитчиков» поступили новые крылатые ракеты Fi 103E, теоретически отличавшиеся увеличенной дальностью полёта, достаточной для обстрела Лондона с территории Нидерландов. К концу месяца для этого была организована 21 пусковая площадка. Всего с 3 по 29 марта по английской столице было выпущено 275 ракет, из которых лишь 160 пролетели сколь-нибудь большое расстояние.

Из них 92 были сбиты британской ПВО, и лишь 13 достигли Лондона, последняя — 28 марта.

Фаворит 150-го крыла RAF винг-коммандер Роланд Бомонт (Roland P. Beamont) стал первым «фау-асом», одержав пятую победу 19 июня, а всего за лето ему засчитали 26 «Фау», сбитых лично, и пять в группе, что на конец войны сделало его асом № 4

В перехватах V-1 повышенной дальности принимали участие те же истребительные эскадрильи, что охотились за ракетами воздушного старта, и ночные истребители двух тактических ВВС, которым и принадлежат лавры уничтожения последних самолётов-снарядов. В ночь на 28 марта экипаж флаинг-офицера Мартина Кента (Martin G. Kent) из 409-й эскадрильи на «Москито» NF Mk.XIII на протяжении патрулирования недалеко от Арнема замечал запуск четырёх либо пяти ракет. В нескольких атаках британцы одержали две победы.

За двое дней до этого флайт-лейтенант Альберт Гроттик (Albert J. Grottick) из 501-й эскадрильи стал автором последней воздушной победы над V-1, одержанной конкретно над Английскими островами.

Итоги «акции возмездия» против Британии

Всего с июня 1944 по март 1945 года по британский город немцы выпустили 10 668 крылатых ракет. Около 2700 из них удачно преодолели совокупность ПВО, убив более 6 тысяч людей и ранив ещё около 18 тысяч. По официальной статистике, за британской истребительной авиацией числится уничтожение 1979 самолётов-снарядов, но сложение квитанций всех частей даёт большее на 50–200 число (по различным документам).

самый результативным типом перехватчика стал «Темпест»: около 800 побед в сумме, первые две строки в перечне самых успешных эскадрилий, два лучших аса и семеро из первого десятка. Чуть хуже продемонстрировали себя ночные «Москито»: приблизительно 500 побед, четвёртая по результативности ас и эскадрилья № 3. На счету «Спитфайров» с «Гриффонами» было около 400 побед, пятое места и третье в перечне эскадрилий. На четвёртом месте по результативности были «Мустанги», на пятом «Спитфайры» Mk.IX.

Истребители других типов мало оказывали влияние на статистику.

Механик накрашивает отметки о сбитых «Фау» на борту кабины «Мустанга» начальника 315-й «польской» эскадрильи RAF сквадрон-фаворита Евгениуша Горбачевского (Eugeniusz Horbaczewski), на счету которого было 16 1/3 победы над самолётами и три над V-1

Победы над «летающими бомбами» засчитывались по тем же правилам, что и сбитые самолёты, но считались раздельно от них. В другом случае перечень лучших асов антигитлеровской коалиции смотрелся бы совсем по-второму, поскольку на счету лучшего «антидайверского» аса сквадрон-фаворита Джозефа Берри (Joseph Berry), помогавшего сперва во «флайте “Темпестов”» FIU, а позже руководившего 501-й эскадрильей, было 59,5 победы над «роботами» (в т. ч. 28 ночных) и одна над самолётом. Ещё у двух лётчиков было под 40 побед, а у десяти — от 20 до 30 стёртых с лица земли V-1.

«Фау» над Антверпеном

Англия была самой заметной, но не единственной целью обстрела V-1. В октябре 1944 года по личному указанию Гитлера началась бомбардировка Антверпена, бывшего стратегически ответственным пунктом в цепи снабжения союзных армий на континенте. 7 октября был начат обстрел баллистическими ракетами, а пуски V-1 по данной цели — 21 октября. Всего по Антверпену, Льежу и Брюсселю немцы выпустили 11 988 крылатых ракет — больше, чем по Англии.

Последние пуски состоялись вечером 27 марта.

Оборону Антверпена союзники целиком и полностью возлагали на зенитную артиллерию. Истребители намерено на V-1 не охотились, но при случайной встрече в воздухе, очевидно, нападали. Победы над самолётами-боеприпасами числятся за лётчиками различных эскадрилий американских 9-х ВВС и английских 2-х тактических ВВС, но они были через чур маленькими, дабы играться какую-то роль.

Военные водители

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: