Цвета военного неба: камикадзе — «божественный ветер» отчаяния

      Комментарии к записи Цвета военного неба: камикадзе — «божественный ветер» отчаяния отключены

Победоносное начало тихоокеанской войны на большом растоянии расширило границы «Восточноазиатской сферы процветания». Но для японской авиации эти победы стали пирровыми: в первой половине 40-ых годов XX века она утратила более 2000 пилотов с красивой довоенной подготовкой. Со временем военному и флотскому руководствам Японии было нужно пойти на вынужденные, неповторимые в собственном роде меры – были созданы отряды камикадзе.

Кто были эти люди, и на каких самолётах они летали?

В случае если увеличение и восстановление численности лётного состава особенных неприятностей не воображало, то средний уровень подготовки экипажей упал необратимо. Соперник же продолжал не только наращивать численность собственной авиации, но и на высоком уровне поддерживать уровень качества подготовки, а позднее взял и техническое преимущество. Со временем обстановка только ухудшалась, и в первой половине 40-ых годов XX века стала катастрофической.

Битва в Филиппинском море, она же «Марианская охота на индеек», наглядно продемонстрировала, что японская морская авиация больше не в состоянии ни поражать морские цели, ни противостоять американским палубным самолётам. Следствием этого стало принятие руководством ранее неизменно отклоняемой идеи широкого применения тактики самоубийственных таранов.

Предпосылки и теория

Суть предложения был в том, что направить самолёт на столкновение с целью несложнее, чем попасть в неё бомбой либо торпедой, и что удачно преодолеть совокупность ПВО у для того чтобы самолёта будет больше шансов. Что касается смерти всех участвовавших в атаке пилотов, то это в полной мере укладывалось в самурайские традиции. Повышение утрат также ожидалось не через чур большое, поскольку за первую половину 1944 года в вылетах против судов японцы и без того теряли сбитыми не меньше 60% костюма сил, а из тех, кто прорвался через заслон истребителей и сумел совершить атаку, только каждому десятому получалось добиться попаданий.

Цвета военного неба: камикадзе — «божественный ветер» отчаяния
25 октября 1944 года, аэропорт Давао (Минданао), на взлёт выруливают ударные A6M2 и эскортные A6M5 одного из отрядов 1-го токко-тая.

Проводить смельчаков вышли кроме того те, кто перемещается на палках.

Тогда же, летом 1944 года, на территории Формозы и Японских островов сперва в морской, а позже и армейской авиации началось формирование первых подразделений с целью проведения атак способом «тайатари» («удар телом»). В официальной флотской терминологии подобные подразделения именовались «Токко-тай», или полностью «Симпу токубэцу-когэки-тай» – «Особенный ударный отряд «Божественный ветер»». «Божественный ветер» – наименование двух тайфунов, стёрших с лица земли в тринадцатом веке оба монгольских флота вторжения, и «симпу» – онное (ветхо-китайское) чтение составляющих это наименование иероглифов.

Но лингвисты из американской военно-морской разведки допустили неточность и воспользовались при переводе кунным (японским) – «камикадзэ», которое и вошло в итоге во все языки мира, среди них и японский (уже по окончании войны). Армейское руководство для собственных частей камикадзе единого именования не вводило, а применяло шесть «серийных» названий («синбу», «синсё», «синсю», «ситисэй», «сэй» и «хакко») и ещё дюжина неповторимых, присвоенных лишь одному отряду.

Не считая названий, различалась и организация. Большинство военных отрядов практически были отдельными эскадрильями с 10–15 самолётами, кое-какие – более большими частями с 20–30 автомобилями. Экипажи принимали участие в нескольких операциях, а по окончании смерти последнего лётчика часть расформировывали.

Слева «Зеро» завершает атаку на эскортный авианосец «Уайт Плейнс» у острова Самар. Лётчик мало промахнулся, но родным разрывом корабль все же был повреждён. Справа поражённый камикадзе эскортный авианосец «Сент Ло».

Полчаса спустя корабль перевернулся и затонул. Оба снимка сделаны 25 октября 1944 года.

Во флотских отрядах разброс в численности был заметно больше: от нескольких самолётов у многих отрядов (практически, звеньев), создававшихся для принятие участия в единственной операции, до отдельных более больших частей численностью в 30 единиц техники, экипажи которых подобно своим военным сотрудникам принимали участие в нескольких операциях и расформировывались лишь по окончании утраты всего лётного состава. наведение и Эскортирование военных камикадзе возлагалось на экипажи простых сентаев, а моряки включали эскорт конкретно в состав токко-таев, и на протяжении миссий их пилоты время от времени кроме этого совершали таранные удары.

Во главу угла обе работы ставили вовсе не «смерть во славу императора», а нанесение урона судам соперника, исходя из этого при технических неисправностях, нехорошей погоде либо отсутствии подходящей цели камикадзе нормально имели возможность возвратиться на базу. Исходя из этого пресловутая «заправка горючим лишь до цели» – не более чем очередная послевоенная байка. Кое-какие пилоты поучаствовали в двух-трёх прекращённых боевых вылетах, перед тем как совершили собственный таран либо были сбиты в попытке прорваться, а кое-кто кроме того пережил войну.

Один из самых известных снимков камикадзе: D4Y3 тайи (капитан-лейтенанта) Йосинори Ямогути (Yoshinori Yamaguchi) из тай и-отряда 4-го токко-тая, подбитый и горящий, но ещё управляемый, за мгновения до тарана эскадренного авианосца «Эссекс» 25 ноября 1944 года.

В первой половине 40-ых годов XX века морская авиация уже взяла в полной мере успешный опыт применения «Зеро» в качестве истребителей-бомбардировщиков, и этот самолёт стал главным для камикадзе. Из других типов самые перспективными считались пикировщики D4Y и сравнительно не так давно поступившие на вооружение двухмоторные бомбардировщики P1Y.

Военный авиация кроме этого использовала прежде всего истребители-бомбардировщики и двухмоторные аппараты, причём часть последних была намерено доработана для для того чтобы применения (уменьшенный экипаж, снятое стрелковое оружие, увеличенная бомбовая нагрузка). Кроме этого использовалось большое количество устаревших разведчиков-штурмовиков Ki-51 – они были «числом», а другого применения им уже не пребывало.

Филиппинская кампания

По окончании утраты Марианских островов японское руководство следующий удар ожидало на Филиппинах, и как раз в том направлении в октябре были направленны первые завершившие подготовку токко-таи и хакко-таи. Но имеется информация, что первыми камикадзе стали не они, а простые истребители-бомбардировщики 31-го сентая, в сентябре 1944 года наносившие удары по кораблям и американским авианосцам их эскорта.

Утром 13 сентября два лётчика на Ki-43 с парой 100-кг бомб под крыльями вылетели с целью совершить таран. Свидетелей их атаки с японской стороны не было, но, если судить по отсутствию в тот сутки американских сообщений о таранах, оба были сбиты истребителями либо зенитной артиллерией. «Опытные» камикадзе вступили в бой 21 октября, в то время, когда шесть A6M двух токко-таев ушли в наступление на американскую авианосную группировку, а ещё одна группа возвратилась, не сумев найти соперника.

Тюи (лейтенант ) Такуми Ямамото (Takumi Yamamoto), начальник 8-го хакко-тая, перед оперением собственного Кi-45.

24 октября, в то время, когда камикадзе не летали, экипаж одного из пикировщиков D4Y сумел добиться прямого попадания по лёгкому авианосцу «Принстон», что стал последним большим боевым кораблём, потопленным японской авиацией с применением классических средств борьбы. На следующий сутки первый и весьма броский успех принёс «божественный ветер». В наступление тогда ушли 18 A6M и один D4Y, поразившие сходу шесть эскортных авианосцев: «Сент Ло» был потоплен, а «Калинин Бэй», «Киткун Бэй», «Суони», «Сэнти» и «Уайт Плейнс» взяли повреждения.

Армейские части камикадзе на Филиппинах первый боевой вылет выполнили 7 ноября, в то время, когда пять бомбардировщиков Ki-67 отправились в наступление на авианосцы, но все или возвратились из-за технических неполадок, или были сбиты на подходе к цели.

Битвы на Филиппинах длились вплоть до конца войны, но японские авиачасти эвакуировались с островов ещё в последних числах Января 1945 года. Всего в филиппинской кампании было задействовано 20 отрядов камикадзе военном авиации, лётчики которых выполнили около 230 боевых вылетов, ещё шесть миссий пришлось на долю пилотов простых сентаев. По типам самолётов распределение было следующее: 119 одноместных истребителей (88 Ki-43 и 31 Ki-84), 39 Ki-51 и около 80 двухмоторников (а также около 25 Ki-45 и 23 Ki-67).

На борту кабины командирское «пламя», перед оперением белая «боевая полоса», а на руле направления кана «Цу» – «инициал» пилота. Для Ki-43, Ki-61 и Ki-84 в частях камикадзе практиковалось несимметричная подвеска из 250-кг бомбы на одном под крыльевом пилоне и бензобака на втором. — Цвета армейского неба: камикадзе — «божественный ветер» отчаяния | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-kamikadze-bozhestvennij-veter_4.jpg

Ki-43-III-Ko, на котором летал начальник 10-го хакко-тая «Дзюнги» тюи (лейтенант ) Синдзи Цуруга (Shinji Tsuruga). Лётчики отряда с 21 декабря 1944 по 7 января 1945 гг. принимали участие в четырёх операциях на Филиппинах. К сожалению, нет информации о том, в какой из них погиб начальник части.

Самолёт продемонстрирован в коричневом варианте стандартной заводской окраски 1944 года (альтернативой были зелёная и оливковая краски) при светло-серых с зелёным отливом нижних поверхностях. На борту кабины командирское «пламя», перед оперением белая «боевая полоса», а на руле направления кана «Цу» – «инициал» пилота. Для Ki-43, Ki-61 и Ki-84 в частях камикадзе практиковалось несимметричная подвеска из 250-кг бомбы на одном под крыльевом пилоне и бензобака на втором.

От флота было 90 отрядов, 83 из которых вести войну «по профилю», сделав 333 боевых вылета: 242 на A6M, 57 на палубных бомбардировщиках (по большей части D3A и D4Y) и 34 на двухмоторниках (большая часть на P1Y1). В сумме камикадзе выполнили около 570 вылетов, результатами которых стало потопление двух эскортных авианосцев, пяти эсминцев и «бывших эсминцев» (переоборудованных в быстроходные минзаги, войсковые транспорты и тральщики), семи десантных судов, трёх малых кораблей ВМФ и четырёх транспортов (всего 21 единица). Помимо этого, повреждения от попаданий камикадзе взяли (полагая лишь большие боевые суда) семь эскадренных авианосцев, два лёгких и 11 эскортных, один гидроавиатранспорт, пять линейных кораблей, шесть тяжёлых и шесть лёгких крейсеров (всего 38 единиц, повреждения одного и того же корабля, но в различные дни подсчитаны раздельно друг от друга).

Битва за Иводзиму

Следующим шагом американского руководства стал захват острова Иводзима и организация на нем авиабазы для B-29 и эскортных истребителей. Из-за удалённости острова от главных баз, авиация в его защите фактически не принимала участие, и вся нагрузка легла на флота и наземные силы армии. 13 февраля 1945 года японская аэроразведка нашла приближение громадного флота вторжения, 16 февраля соперник начал артподготовку, а 19 февраля – высадку десантов.

Прощание. Взлетает A6M5 «Зеро» c 500-кг бомбой под фюзеляжем

В тот же сутки самолёты одного их токко-таев (12 D4Y3 и восемь B5N2 в сопровождении эскорта из 12 A6M5) взлетели с авиабазы Катори неподалеку от Токио, но скоро вынуждены были возвратиться обратно из-за нехорошей погоды. Два дня спустя они повторили вылет с дозаправкой на одном из островов и долетели до Иводзимы, где нанесли удар по американским кораблям, потопив эскортный авианосец «Бисмарк Си» и повредив однотипный ему «Лунга Пойнт», и эскадренный авианосец «Саратога», два десантных корабля и один транспорт. 26 марта захват острова завершился, не смотря на то, что отдельные японские воины сражались ещё пара месяцев.

Атолл Улити

В 1944–1945 гг. японское руководство создало пара замыслов атак на базы американского флота, но практически все они так и не были реализованы. Операция «Тан №2» предусматривала удар камикадзе по якорной стоянке у атолла Улити (Каролинские острова). Расстояние до цели было через чур громадным, исходя из этого организованный с целью проведения операции токко-тай взял на вооружение двухмоторные бомбардировщики P1Y1.

5 марта самолёт-разведчик нашёл у Улити 15 авианосцев и четыре не идентифицированных корабля, и делу дали зелёный свет.

На самолётах камикадзе, в большинстве случаев, сохранялись тактические обозначения частей, на базе которых формировались токко-таи – в этом случае, кокутая «Гендзан»: командирские полосы, кана «Ке» (обозначение кокутая) и начинающийся с единицы трёхзначный номер (истребительные подразделения). Стандартной бомбовой нагрузкой «Зеро» была 250-кг бомба, но самолёты модели 52 время от времени несли и 500 кг. — Цвета армейского неба: камикадзе — «божественный ветер» отчаяния | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-kamikadze-bozhestvennij-veter_6.jpg

A6M2 модель 21 из состава 1-го ситисэй токко-тая, авиабаза Каноя, весна 1945 года. 6 апреля на протяжении первой операции «Кикусуй» (массированное использование камикадзе) на нем ушёл в последний полет начальник части тайи (капитан-лейтенант) Нобуо Миятаке (Nobuo Miyatake) Самолёт несёт стандартную для морских истребителей окраску примера 1943 года – зелёные верхние и боковые поверхности при серых нижних.

На самолётах камикадзе, в большинстве случаев, сохранялись тактические обозначения частей, на базе которых формировались токко-таи – в этом случае, кокутая «Гендзан»: командирские полосы, кана «Ке» (обозначение кокутая) и начинающийся с единицы трёхзначный номер (истребительные подразделения). Стандартной бомбовой нагрузкой «Зеро» была 250-кг бомба, но самолёты модели 52 время от времени несли и 500 кг.

Утром 11 марта с аэропорта Каноя (Кагосима) взлетели 24 самолёта и начали 10-часовой полет к цели. Группе было нужно обходить штормовой фронт. Удлинение маршрута «съело» целый резерв горючего, и последующая навигационная неточность ведущего группы стала причиной катастрофическим последствиям: практически всем экипажам было нужно садиться на вынужденную на разных островах по пути, ещё два самолёта упали в море в прямой видимости от искомого атолла и лишь двум удалось совершить атаку.

Не обращая внимания на полную внезапность нападения, успех была на стороне американцев: один из японских лётчиков в темноте перепутал маленькой островок с палубой авианосца, а второй сумел поразить эскадренный авианосец «Рэндолф», но у самого кормового свеса, так что сорвавшаяся бомба пробила полётную палубу и улетела за борт.

Битва за Окинаву

Следующей большой операцией союзников на тихоокеанском ТВД стал захват Окинавы и нескольких близлежащих островов архипелага Рюкю, что вывел их войска на расстояние всего в 550 км от главной территории Японии и дал хороший плацдарм для десантных операций, рассчетных на осень 1945 – весну 1946 гг. Японское руководство по опыту Филиппин сделало больший упор на тактику камикадзе и заметно увеличило интенсивность лётчиков-и число самоубийц их боевых вылетов. Изменилась и номенклатура типов.

Армия быстро уменьшила число задействованных двухмоторных бомбардировщиков, в особенности ветхих. Истребители преобладали: к Ki-43 и Ki-84 добавились в полной мере современные Ki-61 и в далеком прошлом устаревшие Ki-27 и их учебно-тренировочные варианты Ki-79. Обширно употреблялись устаревшие разведчики Ki-36 и их учебные «близнецы» Ki-55.

Достаточно большое количество было кроме того учебных «кукурузников» Ki-9, но вооружённые ими отряды камикадзе в битвах не принимали участие: их придерживали для отражения высадки на главные японские острова.

По общепринятой версии, это был специальный морской камуфляж, показавшийся в частях, базировавшихся на Формозе, но имеется и другая версия, сводящая все к нарушению рецептуры зелёной краски, которая в итоге по мере выгорания получала все более светло синий оттенок. Подфюзеляжный держатель для 250-кг бомбы – особенность Ki-27 и Ki-79, применяемых в частях камикадзе. — Цвета армейского неба: камикадзе — «божественный ветер» отчаяния | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-kamikadze-bozhestvennij-veter_7.jpg

Ki-79-Ko из состава 432-го синбу-тая, авиабаза Бансей (Кюсю), весна 1945 года. 28 мая на протяжении восьмой операции «Кикусуй» на нем ушёл в последний полет готё (капрал) Мацумото (Matsumoto). Самолёт продемонстрирован в нетиповой для Японии синей окраске верхних поверхностей при светло-серых (продемонстрированы), либо неокрашенных нижних.

По общепринятой версии, это был специальный морской камуфляж, показавшийся в частях, базировавшихся на Формозе, но имеется и другая версия, сводящая все к нарушению рецептуры зелёной краски, которая в итоге по мере выгорания получала все более светло синий оттенок. Подфюзеляжный держатель для 250-кг бомбы – особенность Ki-27 и Ki-79, применяемых в частях камикадзе.

Во флотских частях самыми массовыми оставались истребители A6M, но отличие в численности если сравнивать с другими самолётами стала менее значительной. К прошлым типам добавились пикировщики и палубные торпедоносцы, как современные, так и заведомо устаревшие, наподобие бипланов D1A, поплавковые разведчики а также самолёты начального обучения. Из новинок технической мысли на Окинаве были опробованы армейские Ki-167 (модификация бомбардировщика Ki-67 с 2900-кг термитным зарядом направленного действия в фюзеляже) и флотские пилотируемые крылатые ракеты воздушного старта «Ока».

Первый вылет камикадзе в данной кампании был совершён 24 марта 1945 года экипажем одиночного D4Y – за два дня до первых десантов на островах Керама. 25 марта летали уже четыре самолёта двух отрядов: американцы в тот сутки отметили поражение смертниками трёх судов (эсминца и двух «бывших эсминцев»).

В ожидании вылета.

Пилотируемая крылатая ракета MXY7 «Ока под фюзеляжем бомбардировщика G4M.

26 марта действовали армейцы: четыре Ki-51 и шесть Ki-61. По американским данным, от попадания самолётов камикадзе взяли повреждения линейный корабль, лёгкий крейсер и пять эсминцев и «бывших эсминцев». Не обязательно все они были поражены «настоящими» камикадзе, потому, что приблизительно в том же районе был повреждён тральщик, на что упал сбитый двухмоторный бомбардировщик.

Первой же победой камикадзе на Окинаве стало уничтожение быстроходного войскового транспорта (бывшего эсминца) «Диккерсон», 2 апреля поражённого попаданием двух самолётов. Выгоревший остов отбуксировали к захваченным островам Керама, в том месте сняли тела погибших и демонтировали оставшееся целым оборудование, а 4 апреля опять вывели в море и затопили.

Битвы за Окинаву закончились 22 июня, но воздушная война в этом районе не прекращалась. Последним повреждённым камикадзе кораблём союзников (не только у Окинавы, а по большому счету за войну) стал войсковой десантный транспорт «Лагранж», 13 августа поражённый в заливе Накагусуку истребителем A6M5. Последним потопленным кораблём стал эсминец «Каллаган», поражённый 29 июля на протяжении единственного боевого вылета шестёрки учебных бипланов K5Y с парой 60-кг бомб любой.

Начальник 58-го синбу-тая сёи (младший лейтенант) Такаси Такаянаги (Takashi Takayanagi) позирует у собственного Ki-84.

Увлекательна эмблема – череп, парящий над волнами и кораблём.

Всего в кампании участвовали 99 военных отрядов камикадзе. Их экипажи совершили 775 боевых вылетов, ещё 99 были на счёту лётчиков простых сентаев и чутаев. Распределение по типам было следующим: 597 одномоторных боевых и учебно-тренировочных истребителей (195 Ki-27/Ki-79, 167 Ki-43, 129 Ki-84 и 106 Ki-61), 226 одномоторных разведчиков-бомбардировщиков (в т.ч. 174 Ki-51 и 51 Ki-36/Ki-55) и 51 двухмоторный самолёт (в т.ч. 35 Ki-45 и 10 Ki-67/Ki-167).

Ещё 37 синбу-таев были организованы, но в военных действиях не принимали участие. Часть из них на будущее, часть опоздали завершить подготовку, а пара были расформированы.

Флотские камикадзе были представлены 127 отрядами, из которых 108 принимали участие в битвах, совершив 950 боевых вылетов: 400 A6M, 307 палубных бомбардировщиков (в т.ч. 108 D3A, 82 B5N и 79 D4Y), 66 поплавковых гидросамолётов (в т.ч. 39 E7K), столько же самолётов-снарядов «Ока», 60 учебных автомобилей и 51 P1Y1.

В сумме смертники сделали 1824 боевых вылета, т.е. втрое больше, чем на Филиппинах. Но ожидаемого роста эффективности это не принесло – прежде всего из-за предстоящего падения уровня подготовки пилотов: в случае если первые добровольцы приходили из строевых частей и уже имели некий опыт, то в 1945 году большая часть лётчиков становились камикадзе чуть успев закончить ускоренные направления пилотирования. Соперник же скоро отошёл от первого шока и создал действенные меры противодействия новой угрозе, увеличив процент истребителей в палубных авиагруппах и число эсминцев радарного дозора, и приспособив ведения и методику маневрирования зенитного огня.

Ki-43 19-го синбу-тая на аэропорте Тёфу под Токио в марте 1945 года, перед отправкой отряда на фронт.

На Окинаве камикадзе потопили 15 эсминцев и бывших эсминцев, девять десантных судов и два транспорта – всего 26 единиц. Повреждения взял 31 большой боевой корабль: 10 эскадренных авианосцев, один лёгкий и три эскортных, три гидроавиатранспорта, 10 линейных кораблей, два тяжёлых и два лёгких крейсера. Ещё один авианосец был поражён, но не повреждён, т.к. таранивший его самолёт срикошетировал от бронированной палубы.

Битвы в Ост-Индии

Третьим районом подготовки пилотов камикадзе стала Ост-Индия, бывшая вотчиной военном авиации. Десантных операций в том месте соперник не проводил, но в набеговых британские авианосцы принимали участие много раз. Уже 19 октября 1944 года девять Ki-43 из безымянного и, Наверное, неофициального отряда камикадзе были посланы в наступление на суда у острова Кар-Никобар.

Позднее были созданы 24 официальных отряда, из них пять были вооружены Ki-67, четыре Ki-51, три Ki-43, два Ki-48 и по одному – Ki-27 и Ki-45. По оставшимся восьми данных не сохранилось – быть может, они так и не завершили подготовку. Первой операцией, в которой они принимали участие, стал вылет 24 января 1945 года пяти Ki-67 по авианосцам у берегов Суматры.

В том же направлении летали ещё три отряда (на Ki-43, Ki-45 и Ki-67), но их экипажи возвратились с полдороги.

Из обозначений присутствуют «неизвестная эмблема» и боевая полоса на хвосте. Вероятнее, это эмблема или отряда камикадзе, или 3-го учебного хикотая, на базе которого тот был организован. Штатным оружием Ki-51 были небольшие бомбы на подкрыльевых держателях, но для камикадзе монтировали подфюзеляжный держатель для 250-кг бомбы. — Цвета армейского неба: камикадзе — «божественный ветер» отчаяния | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-kamikadze-bozhestvennij-veter_11.jpg

Ki-51 из состава Ситисэй-Сёдо-тая, Тайпинг, Малайя, лето 1945 года. 25 либо 26 июля данный самолёт принимал участие в единственном результативной операции камикадзе в Ост-Индии. Одним из стандартных камуфляжей разведчиков-штурмовиков Ki-51 периода тихоокеанской войны была двухцветная окраска из зелёного либо оливкового (продемонстрирован) на верхних и боковых поверхностях при светло-серых нижних. Из обозначений присутствуют «неизвестная эмблема» и боевая полоса на хвосте.

Вероятнее, это эмблема или отряда камикадзе, или 3-го учебного хикотая, на базе которого тот был организован. Штатным оружием Ki-51 были небольшие бомбы на подкрыльевых держателях, но для камикадзе монтировали подфюзеляжный держатель для 250-кг бомбы.

Сражались ост-индийские камикадзе не через чур деятельно, до конца войны совершив всего 35 боевых вылетов (13 на Ki-67, 11 на Ki-51, 10 на Ki-43 и один на Ki-27). Ещё два вылета на Ki-43 совершили пилоты одного из простых чутаев. Последней операцией стал вылет девяти Ki-51 для удара по авианосной своевременной группе у берегов Пхукета. Она же стала единственной, в которой лётчики добились попаданий: был повреждён тяжёлый крейсер «Сассекс» и потоплен тральщик «Вестал».

По японским данным, дело было 25 июля, по британским – на сутки позднее.

Защита Японии

В феврале-марте американская палубная авиация наносила удары по Японским островам, и в их отражении участвовали среди них и два базировавшихся на Кюсю флотских токко-тая, с 18 по 21 марта выполнивших 39 боевых вылетов на D4Y3 и 30 на P1Y1. В зачёт себе эти экипажи смогли записать лишь повреждение эсминца «Хэлси Пауэлл» 20 марта. Следующие рейды на центральную и северную Японию американцы провели в июле-августе, и в их отражении участвовали два базировавшихся под Токио токко-тая, совершивших 22 боевых вылета на B7A2 и столько же на D4Y.

В том же районе были дислоцированы 11 армейских синсю-таев (восемь на Ki-45, два на Ki-48 и один на Ki-9), три из которых кроме этого участвовали в битвах, совершив пять боевых вылетов на Ki-45 и по одному на Ki-48 и Ki-9. 9 августа ударом камикадзе (Наверное, B7A2) был повреждён эсминец «Бори».

«Мобилизованный» в камикадзе учебный Ki-9, найденный союзниками на аэропорте Кикути под Мацуурой (Хонсю). В качестве зажигательного снаряда в задней кабине он несёт бочку с бензином.

Всего с момента утверждения тактики «тайатари» японские лётчики-камикадзе совершили около 2600 боевых вылетов против боевых и транспортных судов союзников, из которых чуть больше половины (55,5%) пришлось на долю морской авиации. Некое количество вылетов выяснилось прекращено по разным обстоятельствам, наряду с этим в то время, когда операцию прекращали все экипажи отряда, эти вылеты в статистику не включались.

Всего, По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем,, погибло 3913 человек лётного состава, из которых 64,5% пришлось на долю морской авиации. Диспропорция вышла из-за отсутствия у флотского руководства рвения к сокращению экипажей самолётов камикадзе.

Первая десятка самый распространённых самолётов для самоубийц выглядела следующим образом (по числу вылетов:

  • A6M – 642;
  • Ki-43 – 267;
  • Ki-51 – 224;
  • Ki-27/Ki-79 – 196;
  • D4Y – 179;
  • Ki-84 – 160;
  • D3A – 138;
  • P1Y1 – 127;
  • Ki-61 – 106;
  • B5N – 90.

В среднем, два из трёх камикадзе сбивались истребителями, а из прорвавшихся к судам тараны получалось совершить 36% лётчиков, либо от 8 до 12% от числа взлетевших. Так, эффективность действий камикадзе в разы превосходила таковую у простых японских бомбардировщиков 1944–1945 гг. Утраты, очевидно, также увеличились, но в меньшей степени.

«По горячим следам» японцы заявили о повреждении 81 корабля и потоплении противника ещё 195. На деле потоплено было 49, ещё 17 списали из-за взятых повреждений. Всего союзники с октября 1944 по август 1945 гг. насчитали 387 поражений судов таранами самолётов, утратив из-за них более 6000 моряков убитыми и практически 9000 ранеными.

Но в эту статистику входят не только камикадзе, а по большому счету все тараны, включая падения обломков сбитых самолётов.

Ставшая известной последняя чашечка сакэ перед вылетом.

15 августа император заявил по радио о капитуляции, и в данный сутки боевые действия на тихоокеанском фронте завершились. Флотские камикадзе тогда выполнили последние 13 официальных вылетов по авианосцам у берегов Хонсю и ещё семь «не авторизованных» (и не включённых в неспециализированную статистику) на Окинаву силами строевых пилотов.

До подразделений Квантунской армии приказ о капитуляции дошёл с четырёхдневным опозданием, и 19 августа 10 Ki-36 и Ki-79 единственного в Манчжурии отряда камикадзе совершили единственную официальную операцию на сухопутном фронте, нанеся удар по советским войскам в районе Синьминя.

Картинки Михаила Быкова выполнены в едином масштабе.

Документальный фильм. Камикадзе

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: