Цвета военного неба: первые опыты ловли «чёрной кошки»

      Комментарии к записи Цвета военного неба: первые опыты ловли «чёрной кошки» отключены

Солидную часть Второй мировой на западном фронте деятельно сражались лишь флот и авиация. самая кровавой как по жертвам на земле, так и по утратам в воздухе стала ночная бомбардировочная кампания, которую вели Королевские ВВС Англии. Согласно данным статистики безвозвратные утраты Бомбардировочного Руководства приближались к 50% неспециализированной численности его экипажей, и большая часть этих утрат стала результатом действий германских ночных истребителей.

Но первые попытки «ловли тёмной кошки» были не самыми успешными.

Ночная истребительная авиация зародилась ещё в начале Первой Мировой в Англии как ответ на рейды германских цеппелинов и бомбардировщиков. В Германии же она тогда отсутствовала как класс, не обращая внимания на регулярные налёты ночных бомбардировщиков союзников. Отдельные германские фронтовые лётчики-истребители по собственной инициативе и с одобрения ярких начальников однако принимали участие в ночных перехватах, и один из них кроме того сумел стать «ночным асом», одним из двух за войну.

Цвета военного неба: первые опыты ловли «чёрной кошки»
«Мессершмитт» Bf 110 прослужил в германской ночной истребительной авиации всю войну

В рейхсвере, а после этого по окончании прихода к власти фашистов о ночных истребителях кроме этого не забывали, но эта тема была отнюдь не в верхней части перечня задач при воссоздании боевой авиации, исходя из этого прикасаясь к созданию специальных ночных истребительных подразделений люфтваффе пришли лишь во второй половине 30-ых годов XX века, начав отработку ночных действий в составе эскадр JG 132 Richthofen, JG 134 Horst Wessel, JG 234 Schlageter и Lehrgeschwader Greifswald.

Результатом войсковых опробований стало ответ о формировании двух постоянных эскадрилий. Первой в феврале 1939 года организовали 10-ю эскадрилью истребительной эскадры «Рихтгофен» (тогда она именовалась 10.(N)/JG 131, а в мае стала 10.(N)/JG 2), а в первых числах Июня началось формирование 11-я эскадрильи 2-й учебной эскадры, 11.(N)/LG 2, но, затянувшееся до августа.

Во второй половине июня Министерство авиации решило о резком повышении численности ночных истребителей, и 24 числа началось формирование сходу 10 новых эскадрилий в составе 20-й, 21-й, 70-й, 71-й и 72-й истребительных эскадр, но уже 10 июля девять из них переквалифицировали в дневные.

Лёгкие перехватчики

По состоянию на август 1939 года за ночное ПВО Рейха отвечали 10.(N)/JG 2 (район Берлина), 11.(N)/LG 2 (балтийское побережье) и 10.(N)/JG 72 (граница с Францией). 1 сентября эскадрилью ночников из LG 2 перевели на бельгийскую границу и переименовали в 10.(N)/JG 26, а 5 сентября для прикрытия подходов со стороны Северного моря организовали 10-ю (ночную) эскадрилью ZG 26. В январе 1940 года для действий над Северным морем на запад перевели и «рихтгофенов».

«Мессершмитты» из ночной эскадрильи 11.(N)/JG 2 в Норвегии

Оружие у всех ночных эскадрилий было однотипное: устаревшие истребители-бипланы «Арадо» Ar 68E и Ar 68F, в дополнение к каким в осеннюю пору 1939 года начали поступать кроме этого уже считавшиеся устаревшими «Мессершмитты» Bf 109D. Лётчики делали патрульные полёты не в темноте, а в вечерних и предрассветных сумерках, в то время, когда было больше шансов на визуальное обнаружение самолётов соперника.

Какой-либо координации действий с прожекторными батареями и другими наземными частями ПВО не было, исходя из этого закономерным результатом таких действий стало полное отсутствие каких-либо удач ночью. Но при отражении дневных налётов перехватчики сумели одержать первые победы (одну в сентябре и шесть – в декабре 1939 года).

3 февраля 1940 года все германские ночные истребители были сведены в трёхэскадрильную группу IV.(N)/JG 2. В апреле бипланы были выведены из боевого состава части, не смотря на то, что и числились на её балансе. Сперва несколько действовала на континенте, но 11-я и 12-я эскадрильи в мае-июне прошли через командировку в Норвегии.

Всего в ночных перехватах лётчики группы добились трёх удач, а открыл счёт ночных побед обер-фельдфебель Вилли Шмале (Willi Schmale) из 12.(N)/JG 2, сбивший в ночь на 21 апреля английский бомбардировщик «Бэттл». Удачи дневных битв ночных истребителей опять были более значительными, не смотря на то, что и не через чур громадными (не меньше шести побед).

Ar 68E-1 из состава эскадрильи 10.(N)/JG 72, Мангейм, осень 1939 года.

Самолёт несёт обычный камуфляж RLM 70/71/65. На борту перед кабиной нанесена эмблема эскадрильи, но бортовые коды, вопреки обыкновению, отсутствуют

Одномоторные истребители, состоявшие на вооружении первых ночных частей люфтваффе, несли стандартную для того периода трёхцветную окраску: “ломаный” камуфляж из зелёных красок RLM 70 Schwarzgrun и RLM 71 Dunkelgrun на верхних и боковых поверхностях при голубых RLM 65 Hellblau нижних. От простых дневных истребителей их отличали лишь тактические обозначения, складывавшиеся из буквы «N» по одну сторону тактического номера и креста по другую. Точно известны обозначения белого и чёрного цветов, но вероятны и другие расцветки (серый, красный, жёлтый).

Зимний период 1939–1940 гг., по окончании введения нового стандарта истребительного камуфляжа, на бипланах чёрно-зелёные поля были перекрашены в серый с зеленоватым отливом RLM 02 Grau, а на монопланах в дополнение к этому границу верхних и нижних цветов подняли к самой «пояснице». Но яркий “низ” не всем казался подходящим для ночников, и ещё во второй половине 30-ых годов двадцатого века на части самолётов нижние поверхности начали красить в чёрный цвет, а в некоторых случаях истребители были полностью тёмными. Таковой “самодеятельностью” занимались лишь на бипланах, монопланы же оставались в стандартной дневной окраске (быть может, по причине того, что их разглядывали как универсальные перехватчики).

Ещё во второй половине 30-ых годов XX века обер-лейтенант Штайнхоф руководил подразделением LG Greifswald, занимавшимся отработкой ночных перехватов, исходя из этого в то время, когда летом 1939 года началось формирование 11.(N)/LG 2, он был назначен её начальником. Штайнхоф оставался в этом качестве по окончании перевода эскадрильи в JG 26 и JG 2, одержав четыре победы (все днём).

С лета 1940 года он сражался в дневной истребительной авиации, руководя сперва эскадрильей, позже эскадрой и группой, и одержав ещё 172 победы, а также шесть – на реактивной технике — Цвета армейского неба: первые испытания ловли «тёмной кошки» | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-pervie-opiti-lovli-chyornoj_3.jpg
Bf 109D-1 (W.Nr. 630), на котором зимний период 1939–1940 гг. летал в Йевере начальник 10.(N)/JG 26 обер-лейтенант Йоганнес Штайнхоф (Johannes Steinhoff).

Самолёт несёт новый «истребительный» камуфляж RLM 71/02/65 с высокой границей цветов на фюзеляже, на киле отметки о победах, каковые лётчик одержал на протяжении дневного перехвата 18 декабря. Ещё во второй половине 30-ых годов XX века обер-лейтенант Штайнхоф руководил подразделением LG Greifswald, занимавшимся отработкой ночных перехватов, исходя из этого в то время, когда летом 1939 года началось формирование 11.(N)/LG 2, он был назначен её начальником. Штайнхоф оставался в этом качестве по окончании перевода эскадрильи в JG 26 и JG 2, одержав четыре победы (все днём). С лета 1940 года он вести войну в дневной истребительной авиации, руководя сперва эскадрильей, позже эскадрой и группой, и одержав ещё 172 победы, а также шесть – на реактивной технике

В июне 1940 года, ещё до завершения французской кампании, IV./JG 2 была выведена в Германию для перевооружения на Bf 109E, а 22 числа она вошла в состав формирующейся 1-й ночной истребительной эскадры на правах II группы, но всего спустя семь дней была переименована в III./NJG 1.

В ночь на 9 июля один из пилотов 8-го штаффеля группы, обер-фельдфебель Герман Фёрстер (Hermann Forster), ранее уже одержавший одну ночную и пять дневных побед в IV./JG 2, сбил бомбардировщик «Уитли», одержав первую победу ночных истребителей как отдельного вида авиации. Она же стала заключительным успехом ночных Bf 109 в первой половине 40-ых годов двадцатого века: уже в августе III./NJG 1, так и не завершив перевооружение на «Эмили», поменяла собственные Bf 109 на двухмоторные Bf 110. Высвободившиеся одномоторники пошли а также на формирование 10-й и 11-й эскадрилий NJG 1, каковые в октябре по завершению подготовки были преобразованы в Verstarkte Jagdstaffel Holland – «Усиленную истребительную эскадрилью «Голландия»», лишившись собственной ночной специализации.

Средние перехватчики

Выбор «Мессершмитта» Bf 110 в качестве главного самолёта ночной истребительной авиации был полностью логичен. Да, он уступал в манёвренности и скорости одномоторным истребителям, но ему и не нужно было принимать участие в манёвренных свахтках, а громадная лишняя пара и продолжительность полёта глаз были дополнительным подспорьем на протяжении патрулирования.

В начале войны Bf 110 состояли на вооружение частей «разрушителей», ранее носивших более понятное наименование «тяжёлых истребителей». Одна из таких групп, I./ZG 1 под руководством гауптмана Вольфганга Фалька (Wolfgang Falck), 9 апреля перебазировалась на один их только что захваченных датских аэропортов. Практически сходу эта база начала подвергаться регулярным ночным налётам английских бомбардировщиков.

Благодаря наличию РЛС «Фрейя» воздушную тревогу объявляли вовремя, и лётчики заблаговременно спускались в укрытия, но скоро начальнику группы всё это надоело. Сделав вывод, что тот же радар сможет оказать помощь и в наведении на цель, он договорился о проведении ночных тренировок, отобрав для них три лучших экипажа: обер-лейтенантов Вернера Штрайба (Werner Streib), Гюнтера Радуша (Gunther Radusch) и фельдфебеля Мартина Тира (Martin Thier), и сам также решил поучаствовать.

Эмблема на борту Bf 110, ранее принадлежавшая I./ZG 1, позднее стала знаком германских ночных истребителей по большому счету

В ночь на 1 мая все четверо поднялись на перехват «Веллингтонов». Уже утром офицеры сумели догнать три идущих совместно бомбардировщика и пошли в наступление, но в последний момент те «нырнули» в стоящий над водой туман и благополучно ускользнули. Наутро несколько перелетела на восток в канун осуществления замысла «Гельб», и ночные опыты закончились, но рапорт гауптмана Фалька, утверждавшего, что по окончании установки пламегасителей на выхлопные патрубки и стволы оружия Bf 110 станет лучшим ночным истребителем, сделал собственное дело: 22 июня I./ZG 1 была переформирована в I./NJG 1, а четыре дня спустя самого Фалька поставили во главе 1-й ночной эскадры, которую ему же предстояло организовать.

В маленький срок экипажи прошли ночную подготовку и в июле приступили к несению боевого дежурства. Самолёты делали патрулирование в зоне прожекторных полей и проводили атаки освещённых бомбардировщиков (совокупность «Helle Nachtjagd»). В ночь на 20 июля обер-лейтенант Штрайб открыл счёт побед части, сбив «Уитли».

Позднее данный пилот стал единственным германским ночным асом 1940 года, одержав восемь побед.

Всего он одержал 68 побед (в т.ч. три дневных), став четвёртым по результативности лётчиком-ночником — Цвета армейского неба: первые испытания ловли «тёмной кошки» | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-pervie-opiti-lovli-chyornoj_5.jpg
Bf 110C, на котором в июле 1940 года с авиабазы Гютерсло летал начальник 2./NJG 1 обер-лейтенант Вернер Штрайб. Самолёт несёт обычный камуфляж RLM 70/71/65.

Лейтенант Штрайб начал войну в составе I./ZG 1, в первых числах Июня 1940 года он возглавил её 2-ю эскадрилью, скоро преобразованную в 2./NJG 1. С октября 1940 года он руководил группой, с июля 1943 года – эскадрой, а в марте 1944 года в чине майора (позднее оберст-лейтенанта) стал инспектором ночной истребительной авиации. Всего он одержал 68 побед (в т.ч. три дневных), став четвёртым по результативности лётчиком-ночником

В августе, как уже было сообщено выше, III./NJG 1 прошла перевооружение с Bf 109 на 110, позже в первых числах Сентября I./ZG 76 была переформирована в II./NJG 1, а 1 октября V.(Z)/LG 1 – в I./NJG 3, доведя число ночных эскадрилий Bf 110 до 11, но практически в битвах учавствовали лишь три штаффеля I./NJG 1. Всего во второй половине 1940 года их лётчики одержали 20 подтверждённых побед.

Ночные Bf 110 первоначально несли маркировку и окраску, аналогичную дневным «разрушителям»: камуфляж RLM 70/71/65 и «бомбардировочные» бортовые коды тёмного цвета, но после этого их начали красить полностью в чёрный цвет RLM 22 Schwarz, а бортовые коды стали светло-серыми RLM 77 Hellgrau. На части самолётов для маркировки применяли какую-то более чёрную краску (возможно, красную RLM 23 Rot).

Тяжёлые перехватчики

Не считая Bf 110, поздней веной 1940 года в люфтваффе был опробован и более тяжёлый тип «разрушителя» – выстроенный на базе бомбардировщика истребитель Ju 88C. Он был спроектирован ещё до войны, но ввиду большего приоритета бомбардировочной модификации в первый раз показался на фронте лишь весной 1940 года в составе Zerstorerstaffel/KG 30, примененной в ходе норвежской кампании. В середине июня она была отведена в Германию, а с 1 июля развернута в II./NJG 1 двухэскадрильного состава.

Её 4-я эскадрилья взяла на вооружение те же «Юнкерсы», а 5-я – спешно переделанные из разведчиков и бомбардировщиков «Дорнье» Do 17Z.

Do 17Z из состава 2./NJG 2 в ночной окраске «бомбардировочного» стандарта. Прекрасно видно нехорошее уровень качества использованной тёмной краски

Предполагалось, что благодаря большей дальности полёта такие самолёты смогут отодвинуть передний край обороны Рейха прямо к британским аэропортам (совокупность «Fernnachtjagd»). Но, первые боевые вылеты группы были не так амбициозны, но уже в августе её самолёты начали функционировать над Англией. Сперва они занимались несложной свободной охотой, но в осеннюю пору была создана тактика трёх волн: первая волна направлялась к английским базам согласно данным радиоперехвата (готовясь к вылету, британские экипажи контролировали работу радиостанций), вторая встречала бомбардировщики над морем, а третья преследовала их на обратном пути.

Боевой счет части открыли экипажи фельдфебелей Отто Визе (Otto Wiese) и Георга Шрамма (Georg Schramm) из 5./NJG 1, в ночь на 24 июля в один момент одержавшие две победы над Северным морем. Следующим успеха добился экипаж обер-фельдфебеля Петера Лауффса (Peter Lauffs) из 4./NJG 1, одержавший победу над Англией в ночь на 18 августа.

Ju 88C-2 (W.Nr 0227) из состава 3./NJG 2 зимний период 1940–1941 гг.

Самолёт несёт бомбардировочный камуфляж RLM 70/71/22 с закрашенными обозначениями (осталась лишь личная кодовая буква). 9 января он был сбит британской зенитной артиллерией, экипаж унтер-офицера Отто Крегера (Otto Kraher) погиб

К концу лета во II группе была организована 6-я эскадрилья на «Юнкерсах», а в I группе 3-я эскадрилья начала приобретать «Дорнье». В бой тяжёлые перехватчики этих подразделений вступили уже в осеннюю пору в составе вторых частей: в первых числах Сентября II./NJG 1 была преобразована в I./NJG 2, а 3./NJG 1 переведена в состав новой II группы как эскадрилья 4./NJG 1/ Cвоё перевооружение она завершила лишь к началу следующего года, в один момент с началом получения новых Do 215B-5.

Экипажи 4./NJG 1 в сентябре-октябре 1940 года проводили опробования совокупности наведения перехватчиков с почвы согласно данным «спарки» радаров «Фрейя» и «Вюрцбург» (совокупность «Dunkel Nachtjagd»), и 16 октября лейтенант Людвиг Беккер (Ludwig Becker) одержал ночную победу, сбив бомбардировщик «Веллингтон».

В ноябре 1940 года 1./ZG 2 была преобразована в 4./NJG 2 и взяла Do 17Z, по окончании чего число эскадрилий тяжёлых перехватчиков увеличилось до пяти (три на «Дорнье» и две на «Юнкерсах»), а их экипажам до Января этого года засчитали 21 подтверждённую победу (восемь на Do 17 и 13 на Ju 88), 15 из которых были одержаны над Англией.

Машина окрашена по стандарту для ночных бомбардировщиков с камуфляжем RLM 70/71 на верхних поверхностях при тёмных нижних и боковых. Опознавательные символы на фюзеляже закрашены, но бортовые коды присутствуют — Цвета армейского неба: первые испытания ловли «тёмной кошки» | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-pervie-opiti-lovli-chyornoj_8.jpg
Do 17Z-7 (W.Nr 2817) из состава 2./NJG 2, район Тилбурга, Голландия, осень 1940 года.

9 ноября при возвращении из предрассветного патрулирования над Северным морем самолёт был атакован британскими истребителями, но обер-фельдфебель Герберт Шмидт (Herbert Schmidt) сумел пикированием выйти из-под удара и на одном моторе на бреющем полёте дойти до базы, приземлившись с убранными шасси. Машина окрашена по стандарту для ночных бомбардировщиков с камуфляжем RLM 70/71 на верхних поверхностях при тёмных нижних и боковых. Опознавательные символы на фюзеляже закрашены, но бортовые коды присутствуют

Первоначально тяжёлые перехватчики несли обычный камуфляж RLM 70/71/65, но после этого их нижние и боковые поверхности были перекрашены в чёрный цвет в соответствии со стандартами бомбардировочной авиации, официально утверждёнными 16 июля 1940 года. Наряду с этим достаточно довольно часто выяснялись закрашены и опознавательные символы. Цвет бортовых кодов поменяли на «ночной» RLM 77, а на некоторых самолётах (в основном «Юнкерсах») на борту оставляли лишь одну букву, которую рисовали белым контуром.

Зимний период 1940–41 годов прошёл постепенный переход к всецело тёмной окраске, ставшей стандартом для ночной истребительной авиации на следующие два года. Если судить по фотографиям, на некоторых автомобилях имел возможность видеться и переходный вариант, в то время, когда на верхних поверхностях прошлый камуфляж проступал из-под через чур узкого слоя RLM 22.

КРАСНЫЙ ШАР против ЧЁРНОГО КВАДРАТА [3] Серия. Игра как Мультик для детей малышей — игра RED BALL

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: