Цвета военного неба: союзники поневоле

      Комментарии к записи Цвета военного неба: союзники поневоле отключены

История глобальных и локальных вооруженных конфликтов последнего столетия наглядно говорит о том, что контракты, альянсы и интернациональное право ничего не означают перед правом силы. Никакой нейтралитет либо зарубежные обеспечения не спасут не сильный державу, в случае если её расположение чем-то страшно либо полезно для заинтересованностей сильной.

Таковой подход исповедовали все главные действующие лица двух «тёплых» и одной холодной мировых войн – очевидно, закрывая собственные действия громкими дипломатическими и агитационными заявлениями. самый пикантный случай случился в апреле 1940 года с Норвегией, в то время, когда из двух выступивших в один момент армий вторжения одна, успевшая напасть чуть раньше, стала агрессором, а вторая – защитником и союзником.

С началом Второй мировой Норвегия стала стратегически ответственна как для Германии, так и для западных союзников: её территориальные воды открывали брешь в блокаде, а незамерзающий порт Нарвик зимой был главным путём поставок крайне важной для Рейха шведской металлической руды. Неудивительно, что уже в осеннюю пору 1939 года английское адмиралтейство выступило с замыслом минных постановок в норвежских водах, каковые замкнули бы кольцо блокады. Но подобный недружественный акт не хорошо сочетался с идущими тогда же переговорами о взятии в аренду практически всего торгового флота Норвегии, и операцию отложили до их завершения.

Общий ход кампании

В январе 1940 года британцы заявили о начале минирования, но из-за протеста шведского и норвежского кабинетов министров однако отказались от данной идеи, тем более что начавшаяся советско-финская война давала более удачную возможность. И Норвегия, и Швеция тогда оказывали помощь Финляндии как собственными поставками, так и транзитом оружий, и союзники сохраняли надежду взять разрешение на пропуск армий из Нарвика через территорию двух государств в Финляндию, «под шумок» собираясь забрать под собственный контроль порт, районы месторождений и железную дорогу в Швеции.

В феврале началось формирование экспедиционного корпуса, но скандинавы категорически отказались от пропуска армий, а с окончанием войны и предлог на вмешательство провалился сквозь землю. Однако, интервенция всё ещё оставалась на повестке дня. Параллельно шла разработка двух взаимосвязанных операций: «Операции Уилфред» и «Замысла R4».

В первом случае обращение шла о минных постановках, в следствии которых рудовозы будут вынуждены отдалиться от берега и попадут в контролируемую английским флотом территорию, что в обязательном порядке вынудит немцев отреагировать. Это, со своей стороны, даст обоснование для предусмотренной замыслом R4 десантной операции в Нарвике.

3 апреля началась погрузка 18-тысячного контингента на транспорты и боевые суда, 5 апреля часть задействованных в обеих операциях судов вышли в море, 8 апреля было выставлено минное заграждение у Нарвика, но второе – в южной части побережья – выставлять не стали, потому, что пришло сообщение о выходе в море германских транспортов с армиями вторжения.

Цвета военного неба: союзники поневоле
«Си Гладиатор» N2276 «H» из состава 804-й эскадрильи FAA

Немцев нейтралитет Норвегии в полной мере устраивал, но имелись обоснованные сомнения, что соперник разрешит его сохранить. Взятие под британский контроль норвежских портов стало бы трагедией для Германии, исходя из этого в декабре 1939 года началась разработка предварительного замысла собственного «предупредительного» вторжения. В январе началась подготовка уже «чистового» замысла с кодовым заглавием «Учения на Везере».

В феврале по окончании инцидента с «Альтмарком» (атака в норвежских водах английским эсминцем германского транспорта) подготовка была ускорена. Вторжение сперва прописали на 17 марта, но после этого перенесли на 9 апреля.

7 апреля суда вышли в море, 9 апреля за пара часов была оккупирована Дания и были совершены пара морских и воздушных десантов в Норвегии. 14 апреля войска союзников высадились в Центральной и Северной Норвегии, 17 апреля – в Южной.

В центре и на юге союзники скоро потерпели поражение и эвакуировались 1–2 мая, но на севере, где пополнение и снабжение германской группировки были очень сильно затруднены, обстановка была обратной. Однако, 10 мая, в то время, когда началась французская кампания, союзникам скоро стало не до распыления сил. 28 мая они сумели выбить немцев из Нарвика, но к тому времени уже было издано постановление об эвакуации, которая завершилась к 8 июня.

9 июня норвежское руководство отдало приказ о прекращении сопротивления, а 10 июня вступило в воздействие соглашение о прекращении огня.

Норвежское «Истребительное крыло»

В тридцатых годах в норвежских ВВС была всего одна истребительная часть, именовавшаяся «Истребительное крыло» (Jagevingen) и базировавшаяся недалеко от столицы. На момент вторжения в её боевом составе числилось лишь по пять «Гладиаторов» Mk.I (три исправных) и Mk.II (четыре исправных).

Первые были выпущены специально для Норвегии, а вторые были забраны из английского заказа, но снаружи они ничем не отличались друг от друга: двухлопастный винт и однообразная однотонная серо-серебристая окраска на всех поверхностях. Получатели добавили лишь опознавательные символы (красно-бело-светло синий-бело-красные полосы на руле поворота и законцовках крыльев) и большой тёмный серийный номер на фюзеляже.

Норвежские «Гладиаторы» на авиабазе Кьеллер, осень 1939 года

В ночь на 9 апреля лётчиков крыла подняли по тревоге, и утром фенрик (2-й лейтенант) Финн Торсагер (Finn Thorsager) выполнил первый боевой вылет и совершил первый воздушный бой норвежских ВВС. Он пара раз нападал одиночный разведчик Do 17, но германскому экипажу однако удалось благополучно ускользнуть. Несколько часов спустя пришло сообщение о приближении многочисленной группы вражеских самолётов: бомбардировщиков He 111 и десантных Ju 52 под прикрытием Bf 110, принятых норвежцами за «Дорнье».

В атмосферу были подняты все семь боеготовых «Гладиаторов». В нескольких отдельных боестолкновениях норвежцы одержали, по различным данным, 5–6 воздушных побед, утратив один самолёт.

Начальник крыла по радио приказал лётчикам по окончании боя садиться на замёрзших озёрах и других подходящих площадках в стороне от атакованной авиабазы, но два пилота этого сообщения не услышали, и «Мессершмитты» один «Гладиатор» сбили на посадке (лётчик погиб), а второй расстреляли на земле. Остальные четыре самолёта приземлились на озёрах, один либо два из них наряду с этим провалились под лёд. Так за пара часов войны норвежская истребительная авиация практически прекратила собственное существование.

Gladiator Mk.II из состава Истребительного крыла норвежских ВВС, аэропорт Форнебю, март-апрель 1940 года
Зимний период 1939–1940 гг. норвежские «Гладиаторы» летали на лыжах, но к концу марта их снова «переобули» на колёса. 9 апреля на этом самолёте сержант Кристиан-Фредерик Скюе (Kristian Fredrik Schye) совершил два боевых вылета: утром он в составе звена принимал участие в перехвате, но не сумел найти цель, а утром кроме этого в составе звена вступил в бой с Bf 110 и одного из них сбил, но и сам был сбит и, раненый, совершил не через чур успешную вынужденную посадку

Через 10 дней сержант Пер Волер (Per Waaler) перегнал борт №423 с места посадки на озеро Вангсмьёса, где были собраны оставшиеся целыми самолёты ВВС. 21 апреля его послали в разведывательный полёт, но скоро лётчику было нужно возвращаться обратно из-за перебоев в работе двигателя. Больше норвежские «Гладиаторы» не летали.

Истребители Fleet Air Arm

Следствием нового курса, забранного в развитии авиации 30-х годах Королевским Флотом, главным палубным истребителем 1940 года стал пикирующий бомбардировщик «Блекберн Скьюэ», и в норвежской кампании участвовали четыре вооружённые ими эскадрильи (800-я, 801-я, 803-я и 806-я). Ещё две (802-я и 804-я) летали на «Си Гладиаторах». Третьим, самым редким и неудачным, типом был «Блекберн Рок» – «турельный истребитель» на базе «Скьюэ», числом нескольких штук находившийся в 801-й и 803-й эскадрильях на протяжении их первого палубного похода.

Все три типа на верхних поверхностях несли камуфляж из серо-зелёной «сланцевой» краски Dark Slate Grey и серо-синей Extra Dark Sea Grey, а боковые и нижние окрашивались светло-серой краской Sky Grey. «Скьюэ» и «Роки» дополнительно взяли чёрно-белую окраску нижних поверхностей крыльев, надеявшуюся лишь береговым истребителям. Опознавательные символы первоначально состояли лишь из кокард, но в мае к ним добавился триколор на киле. Тогда же ввели дополнительное жёлтое кольцо фюзеляжной кокарды.

Личные обозначения складывались из одной буквы на фюзеляже («Гладиаторы») либо киле («Скьюэ» и «Роки»).

«Скьюэ» L3048 «G» из состава 803-й эскадрильи, 25 апреля совершивший вынужденную посадку на норвежском побережье

В первых числах Апреля в бортовой группе единственного в регионе авианосца «Фьюриес» нашлось место лишь для торпедоносцев, но «Скьюэ» имели возможность «дотянуться» до норвежского побережья с Оркнейских островов, исходя из этого как раз им довелось выполнить первый боевой вылет британской авиации в норвежской кампании. Утром 10 апреля с авиабазы Хатстон для нанесения удара по германским судам в порту Бергена вылетела группа из 16 «Скьюэ» 800-й и 803-й эскадрилий. Одна машина была утрачена по дороге к цели, ещё три были сбиты германской зенитной артиллерией, но остальные сумели потопить крейсер «Кёнигсберг» и случайно (промахнувшись по кораблю) стёрли с лица земли поплавковый Ju 52.

В последующие дни налёты продолжились, а первой истребительной миссией кампании стали вылеты на воздушное прикрытие крейсера «Саффолк» 17 апреля, в то время, когда три экипажа 801-й эскадрильи совместно сбили летающую лодку Do 18.

Рейды базисных «Скьюэ» с островов длились в течение 10 дней, по окончании чего все три эскадрильи перевели на прибывшие со Средиземного моря авианосцы. 1 мая в Хатстон перевели сравнительно не так давно организованную 806-ю эскадрилью, и 8 мая она возобновила бомбардировочные рейды, в большинстве случаев действуя с эскортом двухмоторных истребителей «Бленхейм» Mk.IVF из 254-й эскадрильи RAF, кроме этого сравнительно не так давно переведённой на Оркнеи. Но 25 мая 806-ю эскадрилью перевели на юг для прикрытия дюнкеркской эвакуации, и в норвежской кампании она больше не принимала участие.

Лейтенант Луси был назначен начальником 803-й эскадрильи в феврале 1940 года, 10 апреля он вёл сводную группу, потопившую крейсер «Кёнигсберг», а с 24 по 28 апреля одержал шесть групповых побед, став самым результативным лётчиком «Скьюэ». 14 мая, на протяжении боевого похода на «Арк Ройале», Луси и Хансон одержали ещё одну групповую победу, но в следующей атаке их самолёт неожиданно взорвался в воздухе — Цвета армейского неба: союзники невольно | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-soyuzniki-ponevole-5.jpg

Skua Mk.II из 803-й эскадрильи FAA, авиабаза Хатстон и авианосец «Глориес», апрель 1940 года. В последнюю декаду месяца на этом самолёте летал начальник части лейтенант-коммандер Уильям Луси (William P. Lucy) с наблюдателем лейтенантом (капитан-лейтенантом) Майклом Хансоном (Michael C.E. Hanson).

Лейтенант Луси был назначен начальником 803-й эскадрильи в феврале 1940 года, 10 апреля он вёл сводную группу, потопившую крейсер «Кёнигсберг», а с 24 по 28 апреля одержал шесть групповых побед, став самым результативным лётчиком «Скьюэ». 14 мая, на протяжении боевого похода на «Арк Ройале», Луси и Хансон одержали ещё одну групповую победу, но в следующей атаке их самолёт неожиданно взорвался в воздухе

Английские авианосцы за время кампании осуществили четыре боевых похода к берегам Норвегии: с 11 по 22 апреля «Фьюриес» действовал на севере, с 24 апреля по 1 мая «Арк Ройал» и «Глориес» ходили к Тронхейму, а после этого с 6 по 17 мая и с 2 по 10 июня «Арк Ройал» действовал у Нарвика. Помимо этого, во второй половине мая «Фьюриес» и «Глориес» осуществляли доставку береговых самолётов в Норвегию.

Всего за время кампании экипажи палубных «Скьюэ» одержали 22–23 воздушные победы, ещё три были на счету закрывавших собственные суда «Си Гладиаторов». «Роки» же продемонстрировали себя полностью ненужными, и с мая их стали оставлять на береговых базах.

Первая скандинавская экспедиция RAF

В то время, когда в начале 1940 года английское руководство начало собирать экспедиционные силы для помощи Финляндии, оно включило в них пребывавшую тогда на стадии подготовки 263-ю эскадрилью RAF. Эта часть была организована в октябре 1939 года, и первые «Гладиаторы» Mk.I взяла из 605-й эскадрильи. Практически через месяц эти истребители заменили на Mk.II.

Финляндская командировка не состоялась, но в то время, когда обращение зашла о Норвегии, руководство снова отыскало в памяти про 263-ю: 20 апреля её воздушный эшелон перелетел с юго-запада Англии на Оркнейские острова, а после этого на палубу «Глориеса». Наземный эшелон также убыл на север для отправки в Норвегию, но случилась какая-то накладка, и он в итоге так и остался в Британии.

«Гладиатор» и «Скьюэ», доставшиеся немцам в Лешьяскоге

24 апреля две девятки «Гладиаторов» Mk.II, ведомые двумя парами «Скьюэ» из 803-й эскадрильи, перелетели на замёрзшее озеро Лешьяског на границе южной и центральной Норвегии. Ледовый аэропорт был совсем не подготовлен для применения авиации: отсутствовало какое-либо оборудование, и число механиков было меньше минимально допустимого, исходя из этого наутро ни один из самолётов не готовься к вылету.

Лишь по окончании двух германских налётов, стёрших с лица земли восемь «Гладиаторов» и все пять «Скьюэ» (пятым был самолёт из 800-й эскадрильи, утром совершивший вынужденную посадку из-за недостатка горючего), британцы сумели поднять на патрулирование сперва несколько, а позднее шестёрку истребителей. Но, это не через чур помогло, и по окончании третьего налёта британцы лишились ещё четырёх «Гладиаторов».

Осознав, что ничем хорошим это не кончится, начальник крыла приказал эскадрилье перелететь на побережье в Ондалснес, где тем же вечером последние пять исправных самолётов выполнили ещё один патрульный полёт, одержав одну победу в дополнение к трём «озёрным».

На следующий сутки произошло пара бесплодных вылетов, а позже пришёл приказ на эвакуацию, и 27 апреля три оставшихся самолёта были сожжены, а персонал части морем возвратился в Англию.

Gladiator Mk.II из состава 263-й эскадрильи RAF, 24 апреля 1940 года благополучно перелетевший с авианосца «Глориес» на озеро Лешьяског, но на следующий сутки попавший под бомбёжку и кинутый при передислокации части

Часть эскадрильи 263-и самолётов несла на верхних и боковых поверхностях простой «монопланный» камуфляж из зелёной краски Dark Green и коричневой Dark Earth, другие же были окрашены по стандарту для бипланов с таким же камуфляжем на «верхних» поверхностях и спине фюзеляжа верхнего крыла и горизонтального оперения. Одновременно с этим верхние поверхности нижнего крыла и борта фюзеляжа несли более яркие краски Light Green и Light Earth, а на вертикальном оперении были краски из обеих палитр сходу. Нижние поверхности в любых ситуациях были двухцветными: левая добрая половина самолёта тёмная, правая белая.

Вторая скандинавская экспедиция

По возвращении в Англию лётчики 263-й эскадрильи взяли новый набор «Гладиаторов» Mk.II. Эти истребители были окрашены совершенно верно так же, как прошлые, но взяли обновлённые опознавательные символы с жёлтым кольцом и триколором. Ещё одним отличием было применение по крайней мере на части автомобилей трёхлопастных винтов изменяемого шага.

Обновлённую эскадрилью решили опять послать в Норвегию, но в этом случае на север и несколько, а вместе с 46-й, вооружённой «Харрикейнами». Монопланы загрузили на борт «Глориеса», а «Гладиаторы» перелетели на «Фьюриес».

Уже стоящий на палубе истребитель демонстрирует наличие кода эскадрильи при отсутствии личной буквы — Цвета армейского неба: союзники невольно | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-soyuzniki-ponevole-8.jpg
Погрузка на корабль «Харрикейнов» 46-й эскадрильи. Краном поднят борт L1814 «PO-C», представленный на варианте окраски ниже.

Обратите внимание, что на правом борту у него были более широкие полосы триколора. Уже стоящий на палубе истребитель демонстрирует наличие кода эскадрильи при отсутствии личной буквы

В этом случае к подготовке аэропорта базирования подошли с большей тщательностью, но это имело и отрицательные стороны: авианосцы вышли в море ещё 14 мая, но смогли выпустить первые сухопутные истребители лишь 21 числа. Наряду с этим не обошлось без катастрофы: первые два взлетевших «Гладиатора» скоро врезались в горов в условиях нехорошей видимости. Было нужно ожидать пара часов, пока распогодится, и остальные 16 самолётов 263-й эскадрильи перелетели в Бардуфосс и уже со следующего дня начали деятельно сражаться.

26 мая 17 «Харрикейнов» 46-й эскадрильи перелетели на подготовленную для них площадку в Сконланне в близи от Нарвика, но данный аэропорт был неподходящим для монопланов, и на следующий сутки эскадрилью также перевели в Бардуфосс.

Вторая скандинавская командировка была маленькой, но не по обстоятельству поражения наземных больших потерь и войск авиации, а ввиду неспециализированного сворачивания операции. 2 июня пришло сообщение о скорой эвакуации, а 7 июня – приказ о перелёте на авианосец. Утром следующего дня семь (по другой информации, 10) «Гладиаторов» и 10 «Харрикейнов» сели на палубу «Глориеса».

Hurricane Mk.I из состава 46-й эскадрильи RAF, аэропорт Бардуфосс, май 1940 года.

Что стало с этим истребителем, точно не известно, но в числе перелетевших обратно на «Глориес» 8 июня его не было.

Всего за полмесяца битв 263-я эскадрилья одержала 32 победы при утрата двух самолётов в воздушных битвах, 46-я эскадрилья – 12, кроме этого при утрата пары истребителей. Но это был ещё не финиш истории.

Приняв самолёты, авианосец в сопровождении двух эсминцев забрал курс на Скапа Флоу. Из его собственной авиагруппы на борту тогда пребывали девять «Си Гладиаторов» 802-й эскадрильи и шесть «Свордфишей» 823-й эскадрильи, но самолёты на патрулирование поднимать не стали и по большому счету не готовили к вылету, исходя из этого встреча с германскими линейными кораблями «Шарнхорст» и «Гнейзенау» случилась неожиданно для британцев. Спустя два часа избитый боеприпасами авианосец затонул, унося с собой 1200 человек.

Среди немногочисленных спасённых из лётно-подъёмного персонала были лишь два лётчика 46-й эскадрильи.

Нурлыбек Арайлым

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: