Цвета военного неба: «фиаты» над ла-маншем

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «фиаты» над ла-маншем отключены

Фашистская Италия вступила во Вторую мировую войну, дабы не опоздать к разделу трофеев по окончании неизбежной, как тогда казалось, победы германского оружия. Основной сферой приложения упрочнений, очевидно, стало Средиземноморье, но в 1940–1941 годах дуче послал на помощь германскому союзнику два экспедиционных корпуса, первый из которых, нацеленный против Англии, был чисто авиационным. На чём летали лётчики этого корпуса и как они себя показали в Битве за Британию?

К идее отправки авиационного контингента для принятие участия в германском наступлении на Английские острова Муссолини пришёл в августе 1940 года. Прежде всего это было политическое ответ, возможно, вызванное рвением хотя бы номинально поучаствовать во вторжении в Англию, дабы по окончании её поражения поднять размеры причитающихся контрибуций и Италии аннексий. Германское управление отнеслось к идее без мельчайшего энтузиазма, но и мешать инициативе не стало.

Интернациональный долг по-итальянски

10 сентября был организован Итальянский летный корпус (Corpo Aereo Italiano — CAI), предназначавшийся для действий против Британии с аэропортов на территории Бельгии. В его состав вошли два бомбардировочных и один истребительный стормо (авиационное соединение, условно соответствующее советской авиадивизии) — всего шесть авиагрупп, и отдельная эскадрилья стратегической разведки. Общее колличество корпуса — около 200 самолётов различных типов.

Цвета военного неба: «фиаты» над ла-маншем
Бомбардировщик «Фиат» BR.20M (тактический номер 242–3, серийный номер MM22267) из состава 242-й эскадрильи 99-й авиагруппы на аэропорте в Бельгии. В сражении 11 ноября 1940 года он будет сбит и упадёт в море, все пять членов экипажа во главе с лейтенантом Эцио Скуаззини погибнут

Не считая одной истребительной группы, забранной из ПВО Рима, все части прежде базировались в северо-восточной части Италии и успели поучаствовать в двухнедельной кампании против Франции. Что касается матчасти, то 172-я отдельная эскадрилья стратегической разведки летала на новых «Кантах» Z.1007bis «Альчионе» (Alcione — ит. «зимородок»), а во всех других частях технику безотлагательно обновили.

Бомбардировочные группы завершили перевооружение с «Фиатов» BR.20 «Чиконья» (Cicogna — ит. «аист») на модифицированные BR.20M. С истребителями дело обстояло немного хуже. 20-я авиагруппа, прежде летавшая на монопланах «Фиат» G.50 «Фреччиа» (Freccia — ит. «стрела») ранних серий выпуска, взяла набор новых истребителей, а 18-я несколько сохранила бипланы «Фиат» CR.42 «Фалько» (Falco — ит. «сокол»).

Часть истребителей была радиофицирована: монопланы в большем количестве (передатчики в большинстве случаев находились на автомобилях начальников звеньев), бипланы в меньшем (лишь отдельные самолёты).

Самолёты корпуса не проходили никаких доработок для лучшей адаптации к новому зимним условиям и театру ни в оборудовании, ни по окраске. Все они несли обычный «крапчатый» итальянский камуфляж того периода, в котором на верхних и боковых поверхностях поверх базисной песочно-жёлтой краски Giallo Mimetico наносились небольшие пятна двух цветов: зелёного Verde Mimetico и коричневого Marrone Mimetico, а нижние поверхности были серыми Grigio Mimetico. Серая краска была единой для всех итальянских ВВС, а остальные в один момент употреблялись в двух-трёх различных по оттенкам вариантах.

Истребители «Фиат» CR.42 «Фалько» 18-й группы на промежуточном аэропорте в Монако на протяжении перелёта в Бельгию

И немцы, и британцы потом отмечали чрезмерную яркость и «игрушечность» окраски итальянских самолётов и её явную тропическую направленность, не хорошо сочетающуюся с серым зимним небом и унылыми наземными пейзажами северо-западной Европы.

Практически сразу после прибытия итальянцев на фронт в окраске были введены жёлтые элементы стремительного опознавания «германского типа», каковые на истребителях употреблялись везде, а на других типах — лишь на части самолётов. На многомоторных самолётах чаще виделась широкая жёлтая полоса на фюзеляже, а истребители практически во всех случаях были желтоносыми, но на отдельных автомобилях виделись и полосы на фюзеляже. Под конец нахождения в Бельгии показались и «продублированные» обозначения и на носу, и в хвостовой части фюзеляжа.

Изюминкой попавших в Бельгию G.50 выяснилось низкий уровень качества лакокрасочного покрытия, которое уже через несколько месяцев начинало осыпаться большими кусками, что для итальянской авиации в целом не было характерно.

Самолёты «Фиат» G.50 «Фреччиа» 20-й истребительной группы щеголяли в Бельгии на удивление облезлыми бортами

Перелёт на север начался 27 сентября, и в условиях нехорошей погоды над Альпами итальянцы понесли заметные утраты: пять бомбардировщиков разбилось из-за отказов техники и неточностей экипажей, имевших малый опыт полётов в сложных метеоусловиях, а ещё 12 совершили вынужденные посадки на первых подвернувшихся аэропортах. Истребители вылетели позднее, и им повезло больше: был потерян лишь один G.50.

Первый блин

22 октября части корпуса были признаны готовыми к бою. Сейчас на бельгийских аэропортах сконцентрировались 75 бомбардировщиков BR.20M, 95 истребителей (50 CR.42 и 45 G.50) и пять разведчиков Z.1007bis — всего 175 боевых самолётов. Сверх того, было 13 транспортных самолётов (один SM.75 в штабе корпуса и 12 Ca.133T в истребительных авиагруппах) и девять связных «кукурузников» Ca.164. Сообщение с Римом снабжал один «Юнкерс» Ju 52, а командующему корпусом немцы презентовали персональный «Шторх» Fi 156.

Всего 199 автомобилей.

Первой боевой операцией итальянских ВВС на западном фронте стал совершённый в ночь на 25 октября рейд на Харидж и Феликстоу, в который были посланы 18 бомбардировщиков BR.20M. Один самолёт разбился практически сразу после взлёта, а остальные удачно выполнили задание, не смотря на то, что и не добились сколь-нибудь заметных результатов. На обратном пути три экипажа утратили ориентировку и всецело выработали горючее, наряду с этим два из них воспользовались парашютами, а третий совершил вынужденную посадку, разбив самолёт.

В осеннюю пору кое-какие итальянские самолёты уже успели взять белые полосы на фюзеляже, потом ставшие элементами стремительного опознавания средиземноморского ТВД, но в этом случае это очевидно не они, а обозначение командирского истребителя — Цвета армейского неба: «Фиаты» над Ла-Маншем | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-fiati-nad-la-manshem-4.jpg
Fiat CR.42 (серийный номер MM4462), что с октября 1940 по начало 1941 года был персональным самолётом начальника 18-й группы майора Ферруччо Возилла (Ferruccio Vosilla). Данный лётчик был ветераном Гражданской войны в Испании, но собственные первые и последние три групповые победы одержал в битвах с французами в июне 1940 года. В осеннюю пору кое-какие итальянские самолёты уже успели взять белые полосы на фюзеляже, потом ставшие элементами стремительного опознавания средиземноморского ТВД, но в этом случае это очевидно не они, а обозначение командирского истребителя

Второй рейд, в этом случае дневной, состоялся 29 октября. Целью был порт Рамсгит, бомбить что отправились 15 бомбардировщиков 43-го стормо в сопровождении целой армады истребителей: 39 CR.42 и 34 G.50. В один момент в воздухе пребывала несколько германских истребителей, лётчики которых были проинструктированы при необходимости прийти на помощь союзникам.

Три бомбардировщика завершили исполнение задания из-за отказов двигателей, а остальные в плотном строю вышли на цель, скинув на неё в общем итоге 75 бомб. Рядом с ними, крыло к крылу, как на параде, шли истребители. Королевские ВВС никакого противодействия этому налёту не оказали, но пять «Аистов» взяли повреждения от зенитного огня, и один из них плюхнулся на брюхо, чуть дотянув до бельгийского берега.

В следующие 14 дней итальянские истребители летали на ничем не примечательные патрулирования. потерь и Успехов не было, не обращая внимания на обстрелы зенитной артиллерией, и стычки с английскими истребителями.

Отрезвляющий «Чинзано»

11 ноября итальянцы осуществили масштабный по меркам ограниченных сил корпуса и скоординированный с люфтваффе налёт на порт Харидж с одновременным отвлекающим рейдом на Грейт-Ярмут. Операция взяла наименование «Чинзано». На фальшивую цель летала 172-я эскадрилья в полном составе, эскортируемая 24 G.50, но британцы на эту группу по большому счету не обратили внимания, и единственным итогом стало то, что пара лётчиков-истребителей возвратились с вылета с важными обморожениями лица.

Двухцветный бортовой код с красным и чёрным номером эскадрильи личным номером был обычен для итальянской авиации по большому счету и данной группы в частности, не смотря на то, что и находился не на всех её самолётах — Цвета армейского неба: «Фиаты» над Ла-Маншем | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-fiati-nad-la-manshem-5.jpg
Fiat G.50 (серийный номер MM5450) из состава 353-й эскадрильи 20-й группы по состоянию на октябрь 1940 года. На протяжении «северной командировки» истребители 20-й группы носили эмблему 51-го стормо, в состав которого ранее входила часть. Двухцветный бортовой код с красным и чёрным номером эскадрильи личным номером был обычен для итальянской авиации по большому счету и данной группы в частности, не смотря на то, что и находился не на всех её самолётах

Основной рейд проводили 10 бомбардировщиков 99-й группы, любой из которых нёс по три 250-килограммовые бомбы. Эскортировать их должны были 42 CR.42 и 22 G.50, и германские Bf 109, но из-за нехорошей погоды обе группы истребителей-монопланов практически сразу после взлёта возвратились на собственные аэропорты. Задание было нужно делать лишь пилотам бипланов CR.42.

В 14:40 бомбардировщики двумя пятёрками подошли к Хариджу, а истребители держались сзади и в некоем отдалении.

Британцы согласно данным радиолокаторов вовремя нацелили на перехват три эскадрильи «Харрикейнов» и одну эскадрилью «Спитфайров». Лётчики одной эскадрильи соперника так и не заметили, но две другие эскадрильи «Харрикейнов» в один момент вышли в наступление на бомбардировщики с двух сторон. «Спитфайры» сейчас столкнулись с итальянскими истребителями и совершили с ними скоротечный бой, в котором никого не сбили, но помешали своевременно прийти на помощь подопечным бомбардировщикам.

Английские ополченцы с интересом изучают содержимое бортового продуктового пайка сбитого 11 ноября бомбардировщика «Фиат» BR.20M (тактический номер 243–2, серийный номер MM22261) из состава 243-й эскадрильи 99-й авиагруппы. Из шести человек экипажа, которым руководил лейтенант Пьетро Аппиани, двое погибли, а четверо попали в плен — их печенье и вино достались победителям

Манёвренные итальянские истребители были достаточно тяжёлым соперником для «Харрикейнов», но в целом преимущество было на стороне британцев. Через некое время соперники стали неспешно выходить из боя и брать курс на собственные базы. На обратном пути несколько итальянских истребителей снова наткнулась на закрывавшей транспортные суда патруль «Харрикейнов» и совершила ещё один воздушный бой.

На победные реляции соперники не поскупились. Всего по результатам воздушных битв с итальянцами британская сторона засчитала себе девять сбитых и один повреждённый BR.20, и пять сбитых, четыре предположительно сбитых и три повреждённых CR.42. Со своей стороны, итальянцы насчитали девять англичан, сбитых собственными истребителями, а ещё один заявили воздушные стрелки бомбардировщиков.

На деле было сбито всего три итальянских бомбардировщика: два из них упали в море, а ещё один экипаж из 243-й эскадрильи совершил вынужденную посадку на английской территории и попал в плен. Истребителей было сбито два: самолёт из 83-й эскадрильи упал в море, а «Фалько» из 95-й эскадрильи плюхнулся на суше, снеся шасси. Ещё на одной машине из этого подразделения ещё до начала боя начались неприятности с маслосистемой, так что лётчику было нужно приземлиться прямо на пляже, а его машину англичане позже отремонтировали и всесторонне испытали.

Fiat CR.42 (серийный номер MM4326) из 95-й эскадрильи 18-й группы по состоянию на зиму 1940–1941. В 18-й группе был принят обратный порядок размещения бортовых кодов: сперва шёл личный тактический номер, а уже позже эмблема и номер эскадрильи части между ними. Знаки кода рисовали объёмно-золотистыми

На обратном пути четыре повреждённых бомбардировщика приземлились на различных германских аэропортах. 19 истребителям из-за боевых повреждений либо выработки горючего кроме этого было нужно садиться на базах на континенте либо в чистом поле, ещё два самолёта были полностью разбиты, а восемь — повреждены.

Британская сторона утрат не понесла, только два истребителя взяли повреждения, а на третьем «Харрикейне» по окончании случайного либо намеренного удара по центроплану верхнего крыла «Фалько» легко укоротились лопасти винта. Что стало с соперником, лётчик не видел, и победу ему не засчитали.

«Необычная война»: патрули и ночные вылазки над собственной территорией

Результатом неудачной операции «Чинзано» стал переход Итальянского авиационного корпуса на ночные бомбардировки, каковые были менее действенны, но и обходились фактически без утрат. Для 172-й разведывательной эскадрильи это по большому счету был единственный боевой вылет кампании: потребности в разведке корпус не испытывал, а потому все другое время экипажи эскадрильи делали лишь транспортные полёты в интересах истребительных групп.

Истребители, полученные 20-й группой перед командировкой , не были ранними, но на части из них, среди них и данном самолёте, такое обозначение находилось. Эмблема части на командирском истребителе не известно почему имела устаревший вид, к тому времени вышедший из потребления — Цвета армейского неба: «Фиаты» над Ла-Маншем | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-fiati-nad-la-manshem-8.jpg

Fiat G.50 (серийный номер MM5372), что с октября 1940 по весну 1941 гг. был персональным самолётом начальника 20-й группы майора (позднее полковника) Марио Бонцано (Mario Bonzano). Ас войны в Испании, к своим 15 испанским победам Бонцано позднее добавил ещё три на северо-африканском ТВД. Окраска дана по состоянию на начало весны 1941 года. Красный круг на щитке шасси, суть которого малоизвестен, виделся на большинстве G.50 раннего выпуска.

Истребители, полученные 20-й группой перед командировкой , не были ранними, но на части из них, среди них и данном самолёте, такое обозначение находилось. Эмблема части на командирском истребителе не известно почему имела устаревший вид, к тому времени вышедший из потребления

Всего за ноябрь-декабрь «Чиконьи» выполнили 93 ночных самолёто-вылета. К ночным действиям пробовали подключить и истребителей: так, 18 ноября пара лётчиков 18-й группы со собственными истребителями были откомандированы в голландский Влиссинген, где базировались германские ночные истребители, для применения в ПВО. Подробности их работы в этом качестве малоизвестны.

Дневные полёты истребителей некое время длились с прошлой интенсивностью, и в один раз это закончилось ещё одним столкновением с британцами. 23 ноября в наступательное патрулирование по маршруту Дюнкерк — Маргит — Истчерч — Фолкстон — Кале ушли 29 CR.42, а группа из 24 G.50 должна была лететь параллельным курсом, но пара дальше вглубь острова.

Британцы по тревоге подняли 12 «Спитфайров» 603-й эскадрильи, лётчики которых на траверзе Фолкстона увидели группу итальянских бипланов и пошли в наступление. Завязался напряжённый бой, из которого победителями вышли англичане: два сбитых «Фиата» упали в море, а три повреждённые автомобили совершили вынужденную посадку, чуть перетянув через Ла-Манш. Платой за эти удачи стал один повреждённый «Спитфайр».

Но, обе стороны «басурман не жалели»: англичане засчитали себе семь сбитых и два предположительно сбитых самолёта, а итальянцы зафиксировали пять побед.

Поднявшийся на шнобель на вынужденной посадке 11 ноября 1940 года «Фиат» CR.42 (тактический номер 95–13, серийный номер MM5701) сержанта Пьетро Сальвадори из 95-й эскадрильи был захвачен британцами с минимальными повреждениями, скоро восстановлен и прошёл всесторонние опробования…

На этом боевые действия итальянской истребительной авиации практически закончились, и в декабре на Англию она уже не летала, ограничиваясь прикрытием собственных баз и патрулированием над оккупированной территорией.

Во второй трети декабря руководство итальянских ВВС выпустило директиву об отзыве корпуса обратно в Италию. Официально это связывали с необходимостью переждать нехорошую погоду, но в конечном итоге операцию решено было сворачивать, дабы направить пополнения на Балканы и в Северную Африку. В действительности данный приказ исполнялся неспешно и достаточно растянуто по времени: бомбардировщики летали на боевые задания до середины января, а истребители — до середины апреля, по окончании чего сохранившиеся самолёты возвратились на родину. «Итальянская битва за Британию» закончилась.

…а сейчас экспонируется в виде, максимально приближённом к уникальному, в музее Королевских ВВС Англии в Хендоне. Из считанных сохранившихся до наших дней «Фалько» данный истребитель будет в наилучшем состоянии

Всего в первой половине 40-ых годов двадцатого века бомбардировочные группы Итальянского авиационного корпуса совершили 137 боевых самолёто-вылетов (а также 25 дневных) с налётом 315 часов, скинув 54 320 кг бомб, а на долю 172-й эскадрильи было нужно всего 5 боевых вылетов, все дневные. Истребительные группы за это время налетали 1740 часов в 934 вылетах, из которых 234 пришлось на эскорты, 220 — на наступательное патрулирование, 444 — на патрулирование оборонительное. Ещё 36 раз итальянские истребители вылетали по тревоге.

Лётчики G.50 принимали участие в одном бесплодном воздушном бою, а пилоты CR.42 — в двух битвах, в которых одержали 14 подтверждённых и 6 предположительных воздушных побед. В конечном итоге они смогли повредить несколько «Харрикейнов» и один «Спитфайр». В первой половине 40-ых годов двадцатого века 20-я несколько налетала ещё 853 часа в 662 вылетах (491 — патрулирование, 157 — вылеты по тревоге, 14 — на прикрытие судов).

За эти три с половиной месяца лётчики группы всего два раза встречали самолёты соперника и не совершили ни одного воздушного боя.

Суперсооружения. Тоннель под Ла Маншем.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: