Самый тяжелый истребитель первой мировой

      Комментарии к записи Самый тяжелый истребитель первой мировой отключены

В то время, когда речь идет о самолетах-истребителях первой половины XX века, сходу появляется ассоциация: легкий, скоростной и маневренный аппарат с неподвижным стрелковым оружием. Как правило такое представление всецело оправдано, но в течении всей авиационной истории иногда появлялись проекты, в которых реализовывался совсем второй подход к ведению воздушного боя. В большинстве случаев, такие «нестандартные» истребители предназначались для ответа особенных задач, либо действия в особенных обстановках.

Довольно часто такими задачами было обеспечение многочасового барражирования и/либо высокой огневой мощи (среди них и с применением «громадных пушек»). На заре авиации, в эру «победы инженерного гения над здравым смыслом», это обычно приводило к появлению «каракатиц» очень необычного вида, но неспециализированным у всех проектов было одно: они не продвинулись дальше умелых экземпляров. Тем занимательнее будет разглядеть один подобный истребитель, отыскавший использование в настоящих военных действиях.

Пускай изначально самолет предназначался для совсем вторых целей, и ни конструкторы, ни руководство кроме того в ужасном сне не могли подумать, что кому-то может прийти в голову конверсировать его в перехватчик.

Самый тяжелый истребитель первой мировой
Handley Page O/100 того же времени выпуска, что и самолет с бортовым No 3134

(Chaz Bowyer “Handley Page Bombers of the First World War”, Aston Publication, 1992)

Начало разработки «Хэндли-Пейджа» типа «О» было положено адмиралтейским заказом на тяжелый бомбардировщик берегового базирования. Эскизное проектирование было завершено в декабре 1914 г., год спустя первый прототип начал летные опробования, а в сентябре 1916 г. флот начал приемку первых серийных самолетов модификации О/100. В ноябре они пошли на фронт, но к исполнению боевых заданий приступили лишь в марте 1917 г.

Идеи нестандартного применения для этих бомбардировщиков в первый раз показались практически сразу после начала германских дневных бомбардировочных рейдов на Англию: руководство ПВО было в таком отчаянии, что готово было хвататься за любую соломинку, только бы расширить шансы противостояния «Готам». 16 июня 1917 г. штаб RNAS во Франции получил от командующего Дуврским Патрулем адмирала Реджинальда Бейкона запрос на применение оснащенных радиостанциями бомбардировщиков «Хэндли-Пейдж» как неких предтеч современных самолетов ДРЛО: любой раз, в то время, когда погода представлялась благоприятной с целью проведения немцами налета на Англию, эти самолеты должны были создавать патрулирование на протяжении оккупированного немцами бельгийского побережья Северного моря, дабы вовремя обнаруживать вражеские бомбардировщики.

На следующий сутки в ответном документе это предложение было отклонено по обстоятельству якобы полной непригодности «Хэндли-Пейджей» для исполнения аналогичных задач в течении какое количество-нибудь продолжительного времени, причем, эта «невозможность» никак не аргументировалась. Вместо предлагалось второе решение проблемы, в частности большое повышение числа самолетов-истребителей в составе RNAS, которое в обязательном порядке должно было сократить, в противном случае и не допустить предстоящие рейды на Англию.

На этом бы все и заглохло, если бы не инициатива снизу. Кое-какие летчики базирующейся в Кудекерке (рядом с Дюнкерком) эскадрильи 7А (исходно ее выделили из состава 7-й эскадрильи RNAS, из этого и такое необыкновенное наименование; потом эскадрилья была переименована в 14-ю) думали, что в перехватах возвращающихся из налетов на Англию бомбардировщиков должны принимать участие не только истребители.

В последних числах Сентября мысль была воплощена «в металле»: самолет с серийным номером 3134 взял усиленное стрелковое оружие. В случае если простые бомбардировщики в то время летали максимум с тремя пулеметами (один на турели в носу самолета, второй на шкворне сверху фюзеляжа за коробкой крыльев, и третий в нижней люковой установке), то на патрульный перехватчик поставили пять «Льюисов», которыми оперировали четыре стрелка. К сожалению, по причине того, что все работы выполнялись в порядке личной инициативы, каких-либо подробностей о размещении оружия не сохранилось.

«Гота» G.IV (“Gotha!”, направляться Datafile Special, 1995)

В ночь на 30 сентября 1917 г. немцы совершили шестой В первую очередь месяца ночной рейд на южную Англию. Из-за понесенных ранее утрат 3-я бомбардировочная эскадра сумела выпустить лишь 7 «Гот», из которых до британского берега добрались только четыре. Не считая двухмоторников, в налете участвовали три огромных «Цеппелин-Штаакена» R.VI из Rfa501.

В то время, когда в Дюнкерке взяли данные о рейде, на перехват возвращавшихся бомбардировщиков встали пара истребителей и «борт 3134», что пилотировал флайт-суб-лейтенант Виктор Р. Гиббс. Компанию ему составили четыре стрелка: лидинг-механик Лэнгстон, эйр-механик 1-го класса Конли и эйр-механики 2-го класса Килл и Спенсер.

За время четырехчасового патрулирования на высоте 10 000 футов над Северным морем в 10 милях от Остенде экипаж нашёл три самолета соперника и два из них нападал. Первый бомбардировщик шел достаточно низко и сразу после начала атаки «нырнул» в туман, скрывшись из виду. В бой со второй «Готой» британцы вступили где-то между Ниувпортом и Остенде.

В соответствии с послеполетному рапорту, стрелки вели пламя из хвостового и двух левых бортовых пулеметов с дистанции 50–100 ярдов и успели расстрелять три диска (по другим сведеньям пять), перед тем как самолет соперника перешел в весьма крутую нисходящую спираль и скрылся из вида.

Экипаж был полностью не сомневается в том, что они сбили данный самолет, но далеко не факт, что это вправду случилось. На протяжении рейда немцы вправду утратили одну «Готу», но имеется все основания вычислять, что она была сбита зенитной артиллерией (персонал прожекторного поста на дуврском волноломе в 21:40 видел падение горящего самолета в море приблизительно в 2 милях от берега).

Объектом атаки «Хэндли-Пейджа» такого же мнения придерживаются «Готу», которая разбилась у голландского Сас-Ван-Гента, не дотянув всего пара километров до границы. Но это неточность – инцидент случился на протяжении прошлого рейда, на дни ранее.

Финал карьеры «борта 3134»: в ночь на 23 мая 1918 он был сбит зенитным огнем над вражеской территорией
(Chaz Bowyer “Handley Page Bombers of the First World War”, Aston Publication, 1992)

В то время, когда горючее начало подходить к концу, Гиббс забрал курс на город Туру (сейчас Торхаут), где отбомбился по германскому аэропорту, скинув восемь 65-фунтовых бомб – менее половины обычной бомбовой нагрузки, но и полетное время более чем вдвое превышало обычное.

Независимо от достоверности заявки, это был единственный за всю войну случай, в то время, когда один тяжелый бомбардировщик одержал победу над вторым в воздушном бою. Не обращая внимания на успешный опыт первого патрулирования, продолжения он не имел.

Более того, ответ на победную реляцию летчика был совсем не таким, как возможно было бы ожидать: руководство в ультимативной форме потребовало прекращения самодеятельности и «напомнило» офицерам, что они летают на бомбардировщиках, а вовсе не на истребителях. На фронте тогда было менее 20 «Хэндли-Пейджей», и отвлекать их от исполнения бомбардировочных рейдов было бы напрасной тратой дефицитного ресурса…

03.Асы первой мировой

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: