Охота на крупную дичь

      Комментарии к записи Охота на крупную дичь отключены

В последних числах Декабря на аэропорт Сталино (сейчас Донецк) из Норвегии прибыли 18 FW 200 из состава I и III групп 40-й бомбардировочной эскадры. Эти автомобили были объединены в 200-ю транспортную авиагруппу (Kampfgruppe zur besonderen Verwendung 200, KGrzbV 200, дословно «боевая группа для особого применения») под руководством майора Ханса-Юргена Виллерса (Hans-Jurgen Williers).

Охота на крупную дичь
Экипажи бомбардировщиков FW 200C «Кондор» из 1./KG 40 на аэропорте (http://waralbum.ru)

Первые транспортные вылеты самолеты группы выполнили 9 января – через день после того, как Паулюс отверг предложение советской стороны о капитуляции. Семь FW 200 доставили окруженным армиям на аэропорт Питомник 36 боеприпасов и тонн продовольствия, на обратном пути вывезя из котла 156 раненых. Первый сутки закончился благополучно, но на следующий, 10 января, начались проблеме.

Сперва один «Кондор» был должен возвратиться из-за неисправности мотора, а после этого на обратном пути было утрачено сходу два самолета. FW 200C-2 W.Nr.0018 был сбит огнем зенитной артиллерии, наряду с этим целый экипаж автомобили (6 человек) погиб, а FW 200C-4 W.Nr.0151 перехватили и сбили советские истребители. Архивные документы разрешают определить подробности этого эпизода:

«Описание воздушного боя, совершённого 10.01.1943 летчиками ИАП ОН (910 ИАП ПВО особенного назначения – прим.авт.) капитаном Ивановым, капитаном Козловым и лейтенантом Ивлевым с самолетом соперника Фокке-Вульф «Курьер» в районе Перекопка (26 км восточнее Клетская) на самолетах Як-7Б.

Герой Советского Союза Степан Гаврилович Иванов на фоне Як-9, 1944-1945 гг. (коллекция автора)

В 13:30 летчик ИАП ОН капитан Иванов (Иванов Степан Гаврилович, будущий Герой Советского Союза, 9+4 воздушных побед – прим.авт.), возвращаясь с перехвата самолета соперника Ю-88 в районе Иловлинская, по разрывам снарядов ЗА … заметил четырехмоторный самолет соперника, что шел ниже высоты полета капитана Иванова курсом 270 град.

Герой Советского Союза Николай Александрович его як и Козлов-1Б, весна 1943 г. (коллекция автора)

Летчик Иванов сделал управляемый переворот и сверху справа спереди под ракурсом 1/4 на высоте 2500 м атаковал самолет соперника, пламя вел долгими очередями по стрелкам с последующим переносом огня по левому внутреннему мотору с выходом из атаки правым разворотом вверх вперед. Соперник продолжал прямолинейный полет на высоте 2500 м курсом 270 град., до первой атаки стрелки вели огонь в ответ, но по окончании совершённой Ивановым атаки пламя прекратили, по всей видимости, были убиты. Левый внутренний мотор Фокке-Вульфа очень сильно задымил.

В 13:35 с аэропорта Желтухин дополнительно было поднято в атмосферу два самолета Як-7Б, пилотируемых летчиками капитаном Козловым (Козлов Николай Александрович, будущий Герой Советского Союза, 16+3 побед – прим.авт.) и лейтенантом Ивлевым (Ивлев Борис Сергеевич, 5+5 побед – прим.авт.), каковые по радио были наведены на самолет соперника.

Вторую атаку капитан Иванов произвел спереди сверху под ракурсом 1/4, пламя по левым моторам открывал с дистанции 70–50 м. В один момент с капитаном Ивановым первую атаку произвел справа спереди сверху лейтенант Ивлев, подошедший к этому времени к месту воздушного боя. Пламя открывал по правым и кабине лётчика моторам с дистанции 80–40 м. Капитан Козлов первую атаку произвел справа позади сверху по моторам самолета соперника (в тот же час же по выходу из атаки Ивлева и Иванова).

Последующие четыре атаки летчиками Ивановым и Ивлевым производились позади сверху слева и справа под ракурсом 1/4–2/4 – одновременные «клещи» с переменой мест по окончании атаки. Пламя вели по моторам маленькими очередями, шепетильно прицеливаясь, с дистанции 80–30 м. Ответного огня стрелки соперника не вели. Фокке-Вульф «Курьер» шел на скорости 230–250 км/ч без маневра.

По окончании выхода из четвертой атаки летчики Иванов, Козлов и Ивлев замечали, как самолет соперника с задиром вошел в левый вираж, после этого перевернулся и при хаотичном падении начал в воздухе разваливаться. Из самолета с парашютами выбросилось 4 человека. Уничтоженный самолет соперника упал в 4 км восточнее деревни Венцы, в том месте же приземлились и парашютисты, каковые пленены наземными частями.

На месте падения самолета соперника «Курьер» найдено 32 трупа, в основном офицерский состав, что вывозился из окруженной группировки под Сталинградом» (ЦАМО РФ, ф. 148 Гв.ИАП, оп. 200710, д.1 «Описание воздушных боев летного состава полка»).

Захваченный войсками СССР на аэропорте Питомник FW 200C-3 W.Nr. 0034 (http://waralbum.ru)

Оставшиеся по окончании 10 января в строю «Кондоры» продолжали транспортные полеты по снабжению окруженных армий. При высокой насыщенности советской территории, над которой приходилось лететь экипажам ФВ-200, зенитными средствами и господстве в воздухе советской авиации новые утраты были неизбежны, и они не вынудили себя ожидать: 16 января по пути к Питомнику был сбит отечественными зенитчиками и погиб со всем экипажем FW 200C-3 W.Nr. 0046.

18 января KGrzbV 200 была переведена из Сталино в Запорожье, откуда выполняла транспортные вылеты. Войска СССР неспешно сжимали кольцо окружения, аэропорт Питомник был для немцев потерян, и самолеты перешли к сбросу грузов на парашютах. Аэропорт в Запорожье бомбила советская авиация, на протяжении одного из таких налетов был потерян ветхий FW 200V-13, в свое время послуживший эталонной машиной для серии C-3.

Положение окруженной группировки с каждым днем ухудшалось и уже виделось неисправимым кроме того германскому руководству, однако, «Кондоры» до последнего снабжали обреченную армию Паулюса амуницией и продовольствием. В сутки капитуляции 6-й армии, 31 января 1943 года, FW 200C-3 W.Nr. 0034 пробовал сбрасывать грузы окруженным, но был подбит огнем с почвы и совершил вынужденную посадку на аэропорте Питомник.

Целый экипаж попал в плен, а самолет был захвачен, потом доставлен в Москву и демонстрировался на выставке трофеев Красной Армии в ЦПКиО им. Горького.

Всего, действуя в интересах окруженной армии Паулюса, KGrzbV 200 утратила девять автомобилей, ровно половину собственного начального состава. По окончании капитуляции Паулюса «Кондоры» в течение пяти дней бомбили ЖД дороги недалеко от Сталинграда, по окончании чего оставшиеся самолеты были выведены в Берлин, где из них организовали 8-ю эскадрилью 40-й бомбардировочной эскадры.

Для охоты на крупную дичь

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: