Цвета военного неба: советская «англичанка» американских кровей

      Комментарии к записи Цвета военного неба: советская «англичанка» американских кровей отключены

В рядах советской авиации истребитель Белл P-39 «Аэрокобра», поставленный из америки числом около 5000 экземпляров, был самым массовым самолётом ленд-лиза и самый популярным из всех зарубежных истребителей. Но ещё перед тем, как в СССР отправился поток самолётов из америки, около 200 автомобилей прибыло из Англии. Самолёты эти достаточно очень сильно отличались от более поздних «Аэрокобр», и в первую очередь – внешним видом.

На первый взгляд, «Кобра» слабо отличается от вторых истребителей собственного времени, но наряду с этим заключала в себе множество необыкновенных технических ответов, среди них и опередивших собственное время. Самолёт отличали замечательное оружие, каплевидный фонарь кабины с дверцами и отличным обзором «автомобильного» типа, и шасси с носовым колесом. Но главным отличием было размещение двигателя сзади пилотской кабины недалеко от центра весов аппарата.

Цвета военного неба: советская «англичанка» американских кровей
«Аэрокобра» из ранних партий английского заказа в Соединенных Штатах около сборочного цеха компании «Белл». Самолёт в зелёно-коричневом камуфляже, видна проходящая высоко по ломаной линии граница цветов на всей протяженности фюзеляжа

Самолёт был спроектирован по военному заказу 1937 года на одноместный истребитель-перехватчик. Показанный комиссии макет произвёл хорошее чувство, и в октябре 1937 было заказана постройка прототипа, взявшего индекс XP-39. В первых числах Апреля 1939 года он в первый раз поднялся в воздух, и в конце того же месяца компания взяла договор на выпуск предсерийной партии YP-39, а в августе был подписан предварительный договор на массовое производство, формально утверждённый в октябре.

Наряду с этим в документах строящиеся самолёты проходили как P-45, но перед тем как первый из них вышел за заводские ворота, наименование поменяли обратно на P-39. Первый «YP» поднялся в воздух в сентябре 1940 года, в январе следующего был облетан первый аппарат главной серии, а в марте самолёты пошли в строевые части.

«Кобра» в зелёно-коричневой окраске в НИИ ВВС. Самолёт, как и на прошлом фото, в зелёно-коричневом камуфляже с высокой границей цветов, но перед оперением уже нанесена яркая фюзеляжная полоса, характерная для английских истребителей

Не остались в стороне и зарубежные клиенты: 30 марта 1940 года французская делегация подписала договор на поставку 170 истребителей «Белл Модель 14», но по окончании падения Франции данный заказ задним числом (с 30 апреля) был перерегистрирован на британцев, потом увеличившим заказ до 675 экземпляров. Англичане присвоили самолёту наименование Caribou, но к моменту начала поставок от него отказались в пользу заводского именования Airacobra с добавлением британского «Mark I».

В июле 1941 года первые «Аэрокобры» были доставлены в Англию, в августе их начала приобретать 601-я эскадрилья RAF, ставшая единственной частью Королевских ВВС, прошедшей перевооружение на данный тип. В октябре эскадрилья совершила несколько пробных боевых вылетов к французскому побережью, но на этом всё и закончилось: самолёт согласно точки зрения «пользователей» был совсем не пригоден к ведению воздушных битв на западном фронте — «аукнулся» отказ американских армейских от повышающего высотные характеристики турбокомпрессора, находившегося на исходном варианте XP-39.

Выкрашенные в серо-зелёные цвета самолёты 601-й эскадрильи Королевских ВВС. Большая часть из них попадут в СССР

В декабре 1941 года англичане начали отправлять ненужные им самолёты северными конвоями в СССР. Поставки длились до января 1943 года (для сравнения, американские P-39 начали поступать с ноября 1942 года). Всего было послано 212 «Аэрокобр» Mk.I, порядка 20–25 из которых погибли вместе с потопленными судами конвоев.

Советские эксперты, знавшие о вердикте британцев «негоден для боя», первоначально с громадным подозрением отнеслись к самолёту, но скоро поменяли собственное вывод: в реалиях советско-германского фронта высотность «кобры» была в полной мере достаточной для фронтового истребителя. Более того, по совокупности черт её возможно было разглядывать как один из первой половины 1942 и лучших истребителей 1943 годов.

Первой строевой частью, взявшей «Аэрокобры», стал 28-й истребительный авиаполк ПВО Москвы, прошедший перевооружение прямо на собственной боевой базе в марте-апреле 1942 года. Но весной-летом эта часть активных военных действий не вела, и первыми вступили в бой «Кобры» 19-го Гвардейского ИАП. Данный полк действовал недалеко от Мурманска и в апреле-мае 1942 года прошёл перевооружение с «Харрикейнов» на «Аэрокобры» (две эскадрильи) и «Киттихауки» (одна эскадрилья) кроме этого без отвода в запасной полк.

15 мая его «Кобры» принимали участие в первом боевом вылете и одержали первую воздушную победу на этом самолёте в составе советских ВВС.

Один из самолётов И. В. Бочкова, 19-й Гв.ИАП, возможно, окрашенный по зелёно-коричневой схеме

14 июня на Брянский фронт убыл переформированный в 22-м запасном авиаполку в Иваново 153-й истребительный полк, за которым 30 июня последовал 185-й ИАП, но уже в августе он был расформирован, а его сохранившимися самолётами и частью пилотов пополнили 153-й ИАП. В последних числах сентября данный полк опять был послан на переформирование в Иваново, через месяц возвратившись на фронт с полным набором самолётов и пилотов. 22 ноября он был преобразован в 28-й Гвардейский и летал на Mk.I впредь до перевооружения на P-39N в августе 1943 года.

Ещё одним полком, взявшим на вооружение британские «Аэрокобры» в значимых количествах, стал 2-й Гвардейский авиаполк Северного Флота: в один момент с преобразованием из смешанного в истребительный он в добавление к уже имеющимся «Харрикейнам» и «Киттихаукам» взял и «Кобры». Все три типа самолётов употреблялись впредь до вывода части в резерв 1 июня 1943 года. Наряду с этим все британские и американские «Кобры» были переданы в состав 255-го ИАП Северного Флота, но какое количество к тому времени осталось исправных «англичанок», точно не известно.

Не считая указанных полков, «Аэрокобры» Mk.I приобретали 17-й ИАП, 494-й ИАП, 845-й ИАП и другие части, или для ознакомительных целей, или в числе более современных автомобилей, взятых из америки.

Самолёты «Аэрокобра» Mk.I, узнаваемые в американской авиации как P-400, выпускались специально для Англии, а потому окрашивались по британским стандартам: верхние и боковые поверхности несли камуфляж из зелёной краски Dark Green и коричневой Dark Earth, а нижние окрашивались светло-серой с зеленовато-голубым отливом краской Sky. Но употреблялись не «настоящие» британские краски, а их аналоги производства компании «Дюпон», имевшие не самое лучшее совпадение с эталоном.

Английские стандарты кроме этого предусматривали нанесение элементов стремительного опознавания в виде кока цвета Sky и такой же полосы на фюзеляже. Но на компании «Белл» этим указаниям последовали только частично, ограничившись лишь окраской кока, а полосу на самолёты наносили уже по окончании прибытия в Англию, а так как в Королевских ВВС эти истребители скоро были не у дел, то большинство автомобилей для того чтобы дополнения так и не взяли.

Всего он выполнил более 300 боевых вылетов, совершил около 50 воздушных битв, одержал 7 личных побед и не меньше 15 групповых, а также 6 лично и не меньше 10 в группе на «Аэрокобрах». 4 апреля 1943 года лётчик погиб в воздушном бою с истребителями соперника, а 1 мая вышел указ о краже ему звания Героя СССР. — Цвета армейского неба: советская «англичанка» американских кровей | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-sovetskaya-anglichanka_4.jpg

Airacobra Mk.I (серийный номер AH692), 22 мая 1942 года разбитый в аварии замкомандиром эскадрильи 19-го Гвардейского истребительного авиаполка капитаном И. В. Бочковым, ВВС 14-й Армии, Карельский фронт, аэропорт Шонгуй. Участник советско-финляндской войны лейтенант (позднее майор) Иван Васильевич Бочков вести войну в составе 145-го ИАП (позднее 19-го Гв.ИАП) с июня 1941 года.

Всего он выполнил более 300 боевых вылетов, совершил около 50 воздушных битв, одержал 7 личных побед и не меньше 15 групповых, а также 6 лично и не меньше 10 в группе на «Аэрокобрах». 4 апреля 1943 года лётчик погиб в воздушном бою с истребителями соперника, а 1 мая вышел указ о краже ему звания Героя СССР.

Известны три разновидности заводских схем окраски «Аэрокорбы» Mk.I, различающиеся очертаниями линии раздела цветов боковых и нижних поверхностей. В самый распространённом варианте линия раздела цветов направляться очертаниям нижней части фюзеляжа. Вторым по массовости был распространённый по большей части на автомобилях более позднего выпуска вариант, в котором в хвостовой части граница быстро поднималась вверх к передней кромке стабилизатора.

Третий вариант, видевшийся на некоторых самолётах раннего выпуска, был самым редким и в один момент самым необыкновенным: в нём линия раздела цветов ломаной линией начиналась на оси самолёта на носу, после этого опускалась к передней кромке крыла, от задней кромки поднимаясь опять вверх, и уходила к хвосту на середине высоты фюзеляжа.

В июне 1944 года он возвратился на фронт в составе 63-го Гвардейского ИАП, вести войну на Ла-5 и Ла-7 и закончил войну в звании майора с 7 личными и 3 групповыми победами на счету. — Цвета армейского неба: советская «англичанка» американских кровей | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-sovetskaya-anglichanka_5.jpg
Airacobra Mk.I (серийный номер малоизвестен) из состава 28-го истребительного авиаполка 6-го авиакорпуса ПВО, на котором весной 1942 года летал лейтенант И. В. Поляков, Столичный фронт ПВО, аэропорт Внуково.

лейтенант Иван Васильевич Поляков встретил войну 22 июня 1941 года в составе 163-го ИАП, после этого до октября 1943 года сражался в составе 28-го ИАП – сперва на Юго-Западном фронте, а позже в Столичной территории ПВО, одержав две индивидуальные победы на И-16, одну личную на «Аэрокобре» и три групповых на «МиГах». В июне 1944 года он возвратился на фронт в составе 63-го Гвардейского ИАП, сражавшегося на Ла-5 и Ла-7 и закончил войну в звании майора с 7 личными и 3 групповыми победами на счету.

Через месяц по окончании доставки первых «Кобр» в Англию, для британской истребительной авиации был введён новый камуфляж, в котором коричневый цвет был заменён на серый с синим отливом Ocean Grey, а «небесный» цвет нижних поверхностей – на светло-серый Medium Sea Grey. В отсутствии «океанского серого» допускалось применение так именуемого Mixed Grey, что был смесью семи частей «среднего морского серого» и одной части тёмного.

На первых перекрашенных «Аэрокобрах» употреблялся как раз «смешанный серый». Основной изюминкой внешнего вида этих автомобилей была закрашенная нижняя часть полосы Sky на фюзеляже.

На вооружении 601-й эскадрильи RAF «Кобры» числились до марта 1942 года, а потому в полной мере возможно допустить наличие «океанского серого» на отдельных автомобилях, но таких очевидно не могло быть сколь-нибудь большое число, поскольку большая часть самолётов по окончании прибытия на острова шли прямиком на склад минуя стадию перекраски в соответствии с изменившимися стандартами. Это стало причиной маленькому парадоксу: самолёты раннего выпуска несли более современную окраску, чем самолёты поздних серий.

С ноября 1941 по май 1942 гг. он был старшим лётчиком-инспектором Управления ВВС Северо-Западного фронта, доведя число выполненных боевых вылетов до 261 и добавив к боевому счету ещё две групповые победы. С мая по июль 1942 года пилот служил в штабе 6-й ЗАБр, а после этого возвратился в НИИ ВВС.

Полковник Груздев погиб в авиакатастрофе 2 февраля 1943 года, делая испытательный полёт по программе изучения штопорных черт «Аэрокобры». — Цвета армейского неба: советская «англичанка» американских кровей | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-sovetskaya-anglichanka_6.jpg
Airacobra Mk.I (серийный номер AH669) из состава 1-й эскадрильи 22-го запасного авиаполка, Иваново, январь-июль 1942 года.

20 июля 1942 года самолёт был разбит на посадке лётчиком-инспектором 6-й запасной авиабригады майором К. А. Груздевым. Бывший лётчик НИИ ВВС, Константин Афанасьевич Груздев с июля по ноябрь 1941 года руководил 402-м ИАП – одним из двух укомплектованных испытателями истребительных авиаполков Особенного назначения, одержав 9 личных и 4 групповых победы.

С ноября 1941 по май 1942 гг. он был старшим лётчиком-инспектором Управления ВВС Северо-Западного фронта, доведя число выполненных боевых вылетов до 261 и добавив к боевому счету ещё две групповые победы. С мая по июль 1942 года пилот служил в штабе 6-й ЗАБр, а после этого возвратился в НИИ ВВС. Полковник Груздев погиб в авиакатастрофе 2 февраля 1943 года, делая испытательный полёт по программе изучения штопорных черт «Аэрокобры».

В первые две армейские зимы в советских ВВС была принята белая маскировочная окраска фронтовых самолётов. Истребители P-39, чьё применение пришлось на период 1943–1945 гг., этого не застали, но кое-какие из бывших британских «Mark I» зимний период 1942–1943 гг. такую окраску однако взяли, но она была не таковой, как на вторых типах.

Имеется пара фотографий самолётов 28-го Гвардейского полка, на которых верхние и боковые поверхности «Аэрокобр» выглядят пускай и яркими, но однако чернее нижних поверхностей. Что это было за покрытие, точно не известно, но как вероятный вариант возможно предполагать, что для сохранения скоростных черт этих истребителей на них вместо классической известки употреблялась серебрянка (алюминиевая краска) либо же смешанные с ней простые белила.

Airacobra Mk.I (серийный номер малоизвестен) из состава 28-го Гвардейского истребительного авиаполка 239-й истребительной авиадивизии, Северо-Западный фронт, зима 1942–1943 гг.

Военные учения_в Арктике_Российские и американские

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: