Дорогая «стрекоза», или как наш пилот немецкого генерала «прищучил»

      Комментарии к записи Дорогая «стрекоза», или как наш пилот немецкого генерала «прищучил» отключены

Дорогая «стрекоза», или как наш пилот немецкого генерала «прищучил»

В перечне личных воздушных побед советского аса, летчика 28 ГвИАП Николая Пасько значится сбитый 30.08.1944 г. неприятельский легкий связной самолет «Шторх» (Fieseler Fi 156 Storch). Таковой «добычей» советские летчики-истребители (но, как и пилоты всех остальных воюющих государств) ни при каких обстоятельствах не пренебрегали – неприятель имеется неприятель, – но и очень респектабельным данный трофей также не считался: дескать, поразмыслишь, какая-то «стрекоза», мала заслуга, это не «хейнкеля» завалить… Так, в книге воспоминаний два раза Храбреца СССР Владимира Лавриненкова «Возвращение в небо» кроме того обрисован один эпизод, произощедший в период боев за освобождение Крыма: однополчанин автора, кроме этого узнаваемый коммунистический ас Султан Амет-Хан, встретив и сбив «Шторх», не стал докладывать об этом событии руководству, растолковывая это «непрестижностью» собственной жертвы (в правдивость этого факта верится, само собой разумеется, с большим трудом, но что написано – то написано)…

Однако, эта конкретная «стрекоза», записанная на боевой счет Николая Пасько, а правильнее, ее пассажиры, были отнюдь не тривиальными «связниками». Но сперва остановимся на записи в документах о воздушной победе Пасько над «Шторхом». Запись очень немногословна, что в целом подтверждает высказанный выше тезис о маленькой престижности этого типа самолета соперника как «воздушного трофея».

В соответствии с советским документам, 30.08.1944 г. четверка «аэрокобр» под руководством лейтенанта Пасько вылетела на свободную охоту в район Тукумс – Кандава. В районе цели летчики увидели, как с аэропорта Тилмани (4 км севернее Джуксте) взлетел связной «Шторх». Пасько нападал его, и германский самолет горящим упал у населенного пункта Ветмуйжа.

Выдержка из наградного страницы Н. Ф. Пасько (http://podvignaroda.mil.ru)

Как удалось узнать историку из Латвии Янису Варне, что занимается темой участия авиации противоборствующих сторон в битвах по освобождению Курляндии в 1944–1945 гг., самолет, атакованный Пасько, был персональным «Шторхом» командующего 16-й германской армией (в Курляндии таких армий было две – 16-я и 18-я) генерала пехоты (General der Infanterie – соответствует советскому званию генерал- полковника), кавалера Рыцарского креста с Дубовыми Страницами Пауля Лаукса. 30 августа генерал со своим офицером штаба и личным пилотом полковником Куртом Хартманом поднялся в воздух с целью облететь участок фронта, вверенный его армии для обороны.

Германские источники свидетельствуют, что в следствии атаки советских «аэрокобр» севернее Джуксте самолет командующего был подожжен и вынужденно сел в поле неподалеку от аэропорта Тилмани (по заглавию хутора), с которого незадолго до этого взлетел. Полковник Хартман был убит огнем истребителя еще в воздухе, а генерал Лаукс был не легко ранен и через пара дней, 2 сентября, умер в военного госпиталь в Риге.

Пилот «Шторха» (к сожалению, автору его фамилия не известна) кроме этого был ранен, но в итоге остался жив. По сообщению Яниса Варны, на данный момент родственники летчика интересуются теми событиями и собираются посетить место вынужденной посадки «Шторха».

На фото, предоставленном Янисом Варной, выгоревший дотла «Шторх» генерала Пауля Лаукса, вверху его портрет (www.peoples.ru)

Что же касается советского летчика, то Николай Федорович Пасько продолжил удачно сражаться до конца войны, доведя собственный персональный боевой счет до 15 побед (2 Ю-88, 9 ФВ-190, 3 Ме-109 и один «Шторх»); помимо этого, им был стёрт с лица земли один аэростат. 18 апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя СССР. Позднее, в первой половине 50-ых годов двадцатого века, он учавствовал в войне в Корее, где руководил 67 ИАП, но воздушных побед более не имел.

Герои СССР

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: