Советские лётчики в сталинградской битве

      Комментарии к записи Советские лётчики в сталинградской битве отключены

Историческая битва за Сталинград — самая выдающаяся победа в истории войн. Она явила новый пример совершенства передовой советской военной науки. Сталинград был закатом немецко-фашистской армии.

По окончании сталинградского побоища, как мы знаем, гитлеровцы не могли уже оправиться.

Советские солдаты, защищая собственную любимую Отчизну, показали в этом сражении безусловную преданность собственному правительству и родной Компартии. В данной битве с особенной силой проявились мужество, героизм и отвага советских солдат, сочетаемые с высоким умением и боевым мастерством.

Летом 1942 г., воспользовавшись отсутствием второго фронта в Европе, их союзники и гитлеровцы кинули на советско-германский фронт все собственные свободные резервы. Сосредоточив их на юго-западном направлении, они создали тут громадный перевес сил и начали наступать.

Для обеспечения действий собственных наземных армий гитлеровцы перебросили на юго-западное направление бессчётную боевую технику, среди них и авиацию. Фашистское руководство направило ко мне 4-й воздушный флот.

Последовательность авиационных частей был переброшен на сталинградское направление с вторых фронтов.

От финала борьбы за Сталинград зависела будущее СССР, независимость и свобода нашей страны. Коммунистический народ и его вооруженные силы с честью выдержали это опробование. Смелые защитники Сталинграда продемонстрировали безусловную храбрость, металлическую дисциплину, умение и стойкость побеждать.

В немеркнущих подвигах сталинградцев с особенной силой проявились животворный коммунистический патриотизм, дружба народов и морально-политическое единство советского народа.

История современных войн не знает вторых примеров столь упорной и активной обороны в сложной своевременной обстановке. бои не на жизнь а насмерть велись не только за каждую улицу города, но и за любой дом, за любой этаж.

В историю Сталинградской битвы окончательно вошла смелая защита «Дома Павлова» гвардейцами дивизии генерала Родимцев а. Более тридцати дней защищали в нем Сталинград советские люди — русские Павлов, Афанасьев и Александров, украинцы Сабпайда и Глущенко, грузины Мосияшвили и Степаношвили, узбек Тургунов, казах Мурзаев, абхазец Сукба, таджик Турдыев и их боевые приятели. Солдаты разных родов оружия, представители различных национальностей объединялись одним рвением, одним жаждой: выполнить волю советского народа — отстоять Сталинград.

В разгар великой битвы солдаты поклялись до последней капли крови, до последнего дыхания, до последнего удара сердца отстаивать Сталинград и не допустить неприятеля к Волге.

Перед лицом собственных отцов, поседевших храбрецов Царицынской обороны, перед собственными боевыми флагами, перед всей советской страной они поклялись не посрамить славы русского оружия и биться до последней возможности. Клятва заканчивалась словами уверенности в полной победе над неприятелем в великой битве под Сталинградом.

Эту клятву смелые защитники Сталинграда выполнили с честью.

Неувядаемой славой покрыли себя в Сталинградской битве и отечественные летчики.

Во время обороны города отечественная авиация, взаимодействуя со стрелковыми, танковыми и кавалерийскими соединениями, беспощадно истребляла живую технику и силу неприятеля, умело и надежно закрывала собственные войска с воздуха.

В начале Сталинградской битвы гитлеровцы временно имели количественное превосходство в авиации. Шла решительная битва за Сталинград, и фашистская авиация особенно неистовствовала. Советские летчики противопоставили фашистским воздушным пиратам собственный умение и мастерство, собственную несгибаемую волю к победе. Отечественные летчики поклялись с честью и гордостью пронести собственные боевые флаги через пламя священной освободительной войны до полной победы над неприятелем.

И советские летчики сдержали клятву. В те дни в небе Сталинграда прогремела слава о летчиках-истребителях Чембарове, Пятове, Моторном, Макарове. Они смело врезались в группы фашистских бомбардировщиков, вели ожесточенные воздушные битвы с их истребителями прикрытия.

Храбрые и умелые летчики, они продемонстрировали себя мастерами таранных ударов.

В воздушных битвах тех дней рождались сотни и десятки храбрецов. Так, Отчизна определила имена Шестакова, Лавриненкова, Алелюхина, Баранова и многих вторых.

Истребитель Владимир Лавриненков, ставший после этого два раза Храбрецом СССР, за месяц боев под Сталинградом сбил 16 германских самолетов. В одном из воздушных боев он был ранен, но сумел посадить самолет на собственный аэропорт. Через три дня он опять поднялся в воздух и стёр с лица земли в сражении вражеский бомбардировщик.

Часть, в которой начал собственную боевую деятельность В. Д. Лавриненков, воспитала два раза Храбреца СССР Алексея Рязанова, Храбреца СССР Вячеслава Лещенко и многих вторых.

Летчики-истребители сражались с необыкновенным мужеством, отвагой и героизмом. в один раз отечественные истребители закрывали группу штурмовиков. На пути к цели они встретили 25 фашистских «мессершмиттов». Четверка советских истребителей под руководством лейтенанта М. Баранова завязала с ними бой.

Остальные истребители прикрывали штурмовиков. С первой атаки Баранов сбил «мессершмитта», но тут же был атакован двумя фашистскими самолетами. Один из них он сбил, а второй отогнал. Бой на какое-то мгновение стих, и Баранов направился закрывать собственных штурмовиков.

Но на пути встретились шесть «юнкерсов-87», один из которых Баранов, не замедлив, сбил. Сейчас подошли другие фашистские истребители. Бой разгорелся с новой силой. В это же время снаряды у Баранова кончились.

И тогда коммунистический летчик смело отправился на таран, сбив в этом вылете четвертый по счету вражеский самолет.

За три дня Баранов сбил 7 фашистских самолетов, а всего за маленький срок одержал в воздушных битвах 24 победы.

лейтенант Кострицын встретил в воздухе группу вражеских бомбардировщиков. Смело врезавшись в их строй, Кострицын друг за другом стёр с лица земли 3 фашистских самолета.

Бойцы смелой 62-й армии были свидетелями воздушного боя одного отечественного истребителя против четырех фашистских «мессершмиттов». Не обращая внимания на явное преимущество в силах, гитлеровцы не добились успеха. Коммунистический летчик мастерски совершил бой. Занимая удачные позиции, он умело уходил из-под огня соперника.

Оставшись невредимым, коммунистический летчик сбил над размещением отечественных армий 2 гитлеровских самолета.

Позднее пехотинцы определили имя этого летчика. То был коммунист Виктор Нагорный, ставший скоро Храбрецом СССР.

Советские лётчики в сталинградской битве

Подвиг летчика В. Рогальского

В дни оборонительных боев за Сталинград летчикам отечественной истребительной авиации приходилось делать разные боевые задачи. Борьба с истребительной, бомбардировочной и транспортной авиацией соперника, сопровождение собственных штурмовиков и бомбардировщиков — все это потребовало хорошей организации боевой деятельности авиационных соединений и частей, мастерства и умения. В небе Сталинграда советские летчики-истребители удачно выполнили находившиеся перед ними задачи.

В бессчётных ежедневных воздушных битвах они неизменно побеждали . Известен, к примеру, факт, в то время, когда только за один сутки летчики истребительной части под руководством Храбреца СССР И. Клещева сбили 34 вражеских бомбардировщика, утратив наряду с этим лишь один собственный самолет.

Особенно отличились в воздушных битвах за Сталинград летчики 102-й краснознаменной авиационной дивизии ПВО. Они сбили над Сталинградом 336 вражеских самолетов, из них 216 бомбардировщиков. Данной дивизии присвоено почетное наименование «Сталинградской».

Мужественно и умело действовали под Сталинградом летчики-штурмовики. Ежедневно, любой бой рождал все новых и новых храбрецов. Защитники Сталинграда окончательно запомнили имя летчика-штурмовика комсомольца Виктора Рогальского. В один из дней юный летчик два раза ходил на штурмовку вражеских танков.

Ситуация настойчиво попросила, и Рогальский отправился на штурмовку в третий раз.

Над целью в самолет попал вражеский боеприпас. Загорелся мотор, пламя охватило машину, и у летчика был единственный выход — воспользоваться парашютом. Но поступить так — означало попасть в руки неприятеля.

Рогальский направил объятый пламенем самолет в гущу фашистских танков.

Подвиг Рогальского в те же дни повторил комсомолец Иван Веденин. Летая на штурмовике, он беспощадно громил ненавистных неприятелей. В то время, когда Иван Веденин в первый раз заметил с воздуха израненный нацистами город, чувство честной мести с новой силой заговорило в сердце молодого патриота. Шли уличные битвы, нацистов выбивали из отдельных домов и подвалов.

Везде оказались группы штурмовиков, взаимодействовавших с артиллерией, танками. Ситуация потребовала от летчика особенной точности выхода на цель и точности бомбометания.

Иван Веденин прекрасно знал город. Он обратился к начальнику прося разрешить ему учавствовать в исполнении самоё сложного задания. Начальник удовлетворил просьбу летчика, и ему в числе вторых было поручено штурмовать серьёзный объект, занятый неприятелем. Несколько совершенно верно вышла на объект. Шесть раз заходили штурмовики на цель, метко поражая ее пушечным огнём и бомбами. Подошедшие «мессершмитты» атаковали машину Веденина. Самолет загорелся.

Тогда летчик-комсомолец направил горящую машину на боевые порядки нацистов. Так геройски погиб в битвах за Сталинград комсомолец Иван Ведении.

В огне Сталинградской битвы появилось Н-ское гвардейское штурмовое авиационное соединение, взявшее позднее почетное наименование «Сталинградского». Многие летчики этого соединения такие, как Степан Прутков, Михаил Смильский, Федот Тюленев, Иван Докунин, Алексей Бородин, удостоенные потом звания Героя СССР, отличились в дни боев за Сталинград.

Самолеты сопровождают отечественные танки.

Как мы знаем, что на начальной стадии боев за Сталинград штурмовикам приходилось функционировать в тяжёлых условиях. Фашистские «мессершмитты», пользуясь временным количественным преимуществом, налетали многочисленными группами, пробуя воспрепятствовать отечественным штурмовикам.

Но, не обращая внимания на это, советские штурмовики при помощи истребителей наносили сокрушительные удары по неприятелю, помогая своим наземным армиям. Отечественные солдаты, защищая город, находились насмерть. На помощь им приходили их боевые приятели — летчики-штурмовики.

Грозные «ильюшины» оказались над германскими позициями, поражая их огнём и бомбами из пулемётов и пушек. Эскадрильи штурмовиков делали по 3 — 4 боевых вылета в сутки. Неприятель нес огромные утраты.

Превосходно действовали над полем боя отечественные бомбардировщики. Они метко бомбили вражеские мотомехколонны, артиллерию, блокировали аэропорты. Легкие ночные бомбардировщики совершенно верно сбрасывали бомбы на дома, улицы, переулки, указанные им пехотинцами, часто совершая за ночь по 10 — 11 боевых вылетов.

Советские пехотинцы, .артиллеристы, танкисты с гордостью замечали с почвы за храбрыми действиями собственных боевых друзей в воздухе. Часто в штабы авиационных частей поступали радиограммы от наземных армий с глубокой признательностью за активную помощь с воздуха, за геройские подвиги в битвах с неприятелем.

Какую громадную помощь оказывали своим наземным армиям отечественные летчики, видно из слов генерала Чуйкова, руководившего в дни Сталинградской битвы 62-й армией.

«Празднуя собственную огромную победу, — отмечал он, — мы никаким образом не забываем, что в ее завоевании громадная заслуга вас, товарищи летчики, навигаторы, стрелки и младшие авиаспециалисты… Вы заслужили право и имеете возможность смело вместе с нами разделять радость победителей той величайшей в истории войн битвы, которая побеждена нами недалеко от Сталинграда. С самых первых дней борьбы за Сталинград мы днем и ночью беспрерывно ощущали вашу помощь с воздуха… на данный момент нет возможности перечислить все заслуги летчиков и примеры их самоотверженной борьбы на Сталинградском фронте. Они дрались смело и решительно, и за это от имени всех командиров и бойцов армии я выношу им глубокую признательность».

Сражаясь за Сталинград, летчики, как и все солдаты Советской Армии, ощущали поддержку и постоянную заботу всего советского народа. Защита Сталинграда была всеобщим делом. Как раз в дни боев за Сталинград по почину саратовского работника колхоза Ферапонта Петровича Головатого появилось замечательное патриотическое перемещение по сбору средств в фонд обороны.

Советские люди получали на танки сбережения и свои самолёты, пушки и пулеметы и отправляли их защитникам Отчизны.

В это время конструкторские коллективы Храбрецов Соцтруда А. С. Яковлева и С. А. Лавочкина создали новые образцы боевых самолетов-истребителей Як-7 и Ла-5.

На вооружение авиационных частей, действовавших под Сталинградом, начали поступать как следует новые самолеты. Так, на самолете конструкции Яковлева было создано новое крыло совсем уникальной конструкции: древесная обшивка крепилась к железным лонжеронам. Это разрешило снизить вес самолета и отыскать пути к улучшению его аэродинамических качеств.

Серия самолетов Яковлева была выстроена в малейший срок. Первый авиаполк, укомплектованный этими автомобилями, был загружён в эшелон в глубоком тылу и за пять дней доставлен знатным машинистом страны K. Луниным под Сталинград.

* * *

19 ноября 1942 г. началось наступление Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов. Это наступление, осуществлявшееся по указанию Главнокомандования, закончилось разгромом и окружением фашистских армий на подступах к Сталинграду.

В начале наступления войска СССР разгромили фланговые группировки фашистских армий и окружили вражеские соединения и части, пребывавшие под Сталинградом.

Завершив окружение фашистских дивизий под Сталинградом, Советская Армия с 16 по 30 декабря нанесла новый удар недалеко от Среднего Дона. В следствии отечественные армии прорвали фронт обороны соперника в районе Новая Калитва — Монастырщина, вышли в тылы немецко-фашистской армии, действовавшей в громадной излучине Дона, и лишили неприятеля возможности вырваться из окружения либо взять помощь извне.

Заведя в тупик собственные войска под Сталинградом и поставив их перед трагедией, фашистское руководство предприняло отчаянную попытку прорвать кольцо окружения извне. С целью этого нацисты сосредоточили в районе севернее Котельниково громадную группировку армий.

Осуществляя наступление, Советская Армия разгромила новую ударную группировку неприятеля, отбросила ее на юг и лишила последней возможности пробить путь к своим окруженным под Сталинградом дивизиям.

На протяжении наступления было убито 175 000 и пленено 137 650 вражеских солдат и офицеров. Отечественные армии захватили громадные трофеи, а также 542 самолета, 2064 танка, 4451 орудие. Помимо этого, было стёрто с лица земли 1249 самолетов, 1187 танков, 1459 орудий и большое количество второй боевой техники.

На протяжении наступления громадную помощь наземным армиям оказывала отечественная авиация.

В сообщении Совинформбюро об итогах шестинедельного наступления отечественных армий на подступах к Сталинграду отмечалось, что успеху войск СССР под Сталинградом содействовали авиасоединения генерала авиации Красовского С. А., генерала авиации Т. Т. Хрижина, генерала авиации С. И. Руденко. Летчики этих соединений на всех этапах наступления беспощадно уничтожали живую технику и силу неприятеля на земле и в воздухе.

Отечественная авиация деятельно помогала наступавшим наземным соединениям Советской Армии в уничтожении вражеской группировки Манштейна, которая пробовала оказать помощь окруженным фашистским дивизиям порвать кольцо окружения. штурмовиков и Подразделения бомбардировщиков под надежным прикрытием истребителей по нескольку ежедневно вылетали на штурмовку неприятеля. И днем, и ночью отечественные летчики бомбардировали и штурмовали гитлеровские бронетанковые части.

Кольцо около фашистских армий сжималось все теснее.

Вот один из бессчётных боевых подвигов советских летчиков в дни наступления отечественных армий. 26 декабря офицеру А. Губанову была поставлена задача во главе группы из пяти истребителей прикрыть шестерку штурмовиков, летевших для удара в район Котельниково. В этом районе советские солдаты, сдержав натиск неприятеля, сами начали наступать.

В этих условиях и действовала несколько истребителей под руководством А. Губанова.

Штурмовики шли строем правый пеленг. Истребители, закрывая штурмовиков, выстроили боевой порядок, при котором одна пара истребителей летела с правой стороны, вторая — сбоку и мало выше штурмовиков. Пятый летчик был слева от группы сопровождаемых штурмовиков.

Маршрут проходил параллельно железной дороге на участке Сталинград — Котельниково.

За линией-фронта отечественные летчики нашли два приближающихся фашистских самолета. В группе Губанова любой из летчиков совершенно верно сохранял собственный место в строю, штурмовики — в плотном строю собственной группы.

Пролетев мимо советских самолетов, «мессершмитты» стали разворачиваться в хвост отечественным истребителям. По приказу Губанова два отечественных истребителя быстро развернулись и завязали бой.

Преимущества были на стороне соперника. Фашистские летчики начали бой, имея скорости и запас высоты. Убедившись, что больше соперника в воздухе нет, Губанов приказывает собственному помощнику офицеру Игнатьеву в паре с другим летчиком продолжать прикрытие штурмовиков, а сам скоро разворачивается назад и с комплектом высоты идет к месту боя.

Появлявшись на 500 метров выше самолетов соперника, Губанов со стороны солнца атакует в хвост одного из «мессершмиттов». Заметив автостраду, нацист быстро перевел машину в пикирование. Губанов проскочил мимо него и в тот же час заметил ниже себя второй вражеский самолет, повисший в хвосте одного из отечественных истребителей.

Губанов пикирует сверху и входит в хвост фашистскому летчику. Этого хватало, дабы он переворотом вышел из боя.

Так, попытка атаковать советские самолеты нацистам не удалась.

Тем временем Губанов собрал собственных начал и истребителей догон закрываемых Игнатьевым штурмовиков. Тут он увидел, что штурмовиков пробуют нападать два вторых фашистских истребителя. Полупереворотом Губанов теряет высоту и, близко прижимаясь к почва, догоняет вражеских истребителей. Наведя перекрестие прицела на один из самолетов соперника, Губанов открывает пламя.

Очередь с маленькой дистанции была для нациста губительной: из кабины вырвался долгий язык пламени, самолет на какое-то мгновение завис, а после этого упал на землю.

Второй нацист, увлекшись атакой, не видел смерти собственного напарника. Губанов, не обнаруживая себя, заходит снизу под хвост этого самолета. По окончании одной долгой очереди из пушек и данный фашистский самолет был сбит.

Так истребители обеспечили боевые действия своим штурмовикам, сбив наряду с этим два вражеских самолета.

В один момент отечественная авиация громила войска соперника, пребывавшие в кольце окружения.

В первый раз в истории авиации она осуществила воздушную блокаду окруженных армий неприятеля.

Для снабжения собственных окруженных армий нацисты организовали особый 11-й транспортный авиакорпус и три эскадры особенного назначения, расположенные на аэропортах Тормосино, Тацинская, Ростов, Сальск, Шахты. По окончании того как около фашистских дивизий сомкнулось кольцо окружения; в размещение соперника потянулись эшелоны транспортных самолетов.

Отечественные летчики уничтожали самолеты транспортной авиации соперника на земле и в воздухе, на маршрутах и на аэропортах посадки, срывая снабжение по воздуху окруженных армий неприятеля. Высвобожденные от соперника аэропорты представляли собой кладбище «юнкерсов», «хейнкелей» и «мессершмиттов».

Так только за один сутки 20 декабря отечественные летчики стёрли с лица земли недалеко от Сталинграда 39 фашистских транспортных самолетов. Содействуя наступлению собственных армий, советские летчики в тот же сутки на разных участках фронта стёрли с лица земли и повредили 18 вражеских танков и бронемашин, до 200 автомашин с грузами и войсками, подавили пламя 10 артиллерийских батарей, взорвали четыре склада снарядов, рассеяли и стёрли с лица земли пара подразделений пехоты соперника.

Об удачах воздушной блокады, осуществлявшейся советской авиацией на протяжении наступления, возможно делать выводы по такому факту: всего лишь за чемь дней, с 20 по 26 декабря, отечественные летчики в воздушных битвах и на аэропортах стёрли с лица земли 176 самолетов соперника, а также конкретно недалеко от Сталинграда 70 вражеских транспортных самолетов.

За время воздушной блокады пребывавших в котле фашистских армий отечественные летчики обили более 450, а на аэропортах стёрли с лица земли и повредили не меньше 400 самолетов.

В битве за Сталинград, — говорилось в сообщении Совинформбюро, — отечественные ВВС истребили солидную часть летчиков лучших германских эскадр, а после этого блестяще осуществили воздушную блокаду окруженных в Сталинграде германских армий.

В приказе от 23 февраля 1943 года Главноком И. В. Сталин показывал: «Десятки тысяч начальников Красной Армии стали мастерами вождения армий. Они обучились сочетать мужество и личную отвагу с умением руководить армиями на поле боя…

Не может быть сомнения, что лишь верная стратегия гибкая Красной тактика и командования Армии отечественных начальников-исполнителей имели возможность привести к такому выдающемуся факту, как ликвидация и окружение огромной отборной армии немцев в составе 330 тысяч людей под Сталинградом».

Эта высокая оценка, эта начальникам Советской Армии, всецело относится и к нашим авиационным начальникам. На протяжении Сталинградской битвы авиационные начальники всех степеней показали себя незаурядными мастерами проведения и организации воздушных операций.

Отечественные летчики создали и обширно применили множество новых действенных способов борьбы. Так, в первый раз в истории авиации под Сталинградом был применен метод постоянного огневого действия с воздуха на поле боя. Эффект для того чтобы действия получался необыкновенный.

Эшелонированное появление над полем бомбардировщиков и боя штурмовиков под прикрытием истребителей заставляло немцев прижиматься к почва, заканчивать либо вести неприцельный пламя.

K числу новых действенных приемов борьбы направляться отнести превосходно налаженное управление воздушным боем по радио. В августе 1942 г. под Сталинградом был развернут первый командный пункт по управлению авиацией над полем боя. Спустя некое время такие пункты уже показались везде.

Прекрасно налаженное сотрудничество между родами авиации, и между наземными войсками и авиацией разрешило прочно блокировать с воздуха окруженные армии соперника.

Все это говорит о зрелости отечественных авиационных начальников, отличившихся в дни Сталинградской битвы.

В достижении победы над неприятелем громадную помощь начальникам оказали политорганы, комсомольские организации и партийные. Они большое количество трудились над предстоящим упрочнением единоначалия, организованности и воинской дисциплины в эскадрильях и полках, над умелым использованием и освоением накопленного боевого опыта, прививали командирам и воздушным бойцам славные боевые традиции, тёплую любовь к собственной советской Отчизне, бесконечную преданность непобедимому делу и великому родной Компартии.

В базу всей партийно-политической работы в частях были положены решения партии, правительства и распоряжения Главнокому. Громадное значение для подъема морального духа имели и такие документы, как обращения и приказы армий Советов и Военных фронтов, обращения участников Царицынской обороны к бойцам Сталинградского и Донского фронтов, наказы солдатам-фронтовикам народов советских республик.

При проведении политико-воспитательной работы в частях употреблялись все пропаганды и многообразные формы агитации — от боевого листка, выпускавшегося в эскадрилье и звене, до армейской и фронтовой печати, от задушевной беседы с отдельным авиатором до массового митинга, до доклада и лекции.

Защитники Сталинграда всегда чувствовали руководство и заботу Компартии и Советского правительства. Перед ними выступали правительства и руководители партии.

Победа войск СССР под Сталинградом, среди них и победа отечественных авиаторов, стала вероятна в следствии титанической работы, проделанной Коммунистической партией по воспитанию отечественных армий. Компартия добилась того, что превосходные качества коммунистов — храбрость, отвага, любовь к Отчизне, готовность биться с неприятелями до последней капли крови — стали достоянием многих миллионов советских солдат.

Всеми собственными удачами в битвах за Сталинград Советская ее авиация и Армия обязаны верному управлению Коммунистической партии и Советского правительства. Победоносно окончив битву под Сталинградом, солдаты Советской Армии начали массовое изгнание .фашистских оккупантов с советской почвы.

Источник: Полковник А. ГРИШИН. Советские лётчики в Сталинградской битве — «Вестник воздушного флота» №11, 1952 г.

Немцы о Сталинграде. Для тех, кто еще не разобрался. Воспоминания.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: