Испанские летчики-добровольцы в ввс ркка

      Комментарии к записи Испанские летчики-добровольцы в ввс ркка отключены

Во время второй мировой много тысяч бывших испанских бойцов-республиканцев сражались плечом к плечу с воинами союзных армий фактически на всех фронтах и внесли свою лепту в разгром нацизма. В Красной Армии также сражалось пара тысяч добровольцев с Пиренеев. Большая часть из них появилось в партизанских и диверсионных отрядах, но были испанцы в армии, на флоте и, само собой разумеется, в авиации.

Поиск информации о них, как и о вторых чужестранцах, не считая французов, сражавшихся в составе ВВС РККА, связан с громадными проблемами: испанцы были разбросаны по различным подразделениям, фактически все забрали фамилии и советские имена. Исходя из этого сведений о них удалось отыскать мало, по большей части это фрагментарные упоминания в мемуарах ветеранов. Надеюсь, что эта статья станет только первым шагом в изучении этого нюанса истории воздушной войны на советско-германском фронте и привлечет внимание вторых исследователей.

По-различному попали испанские летчики в СССР. Самую многочисленную группу эвакуировали в 1939 г. из французских лагерей. Большая часть республиканских пилотов владело хорошей богатым и подготовкой боевым опытом, были среди них и пара асов. С началом Великой Отечественной они предложили свои услуги новой отчизне.

Советское руководство собиралось организовать «испанскую» эскадрилью либо кроме того полк, но от данной идеи скоро отказались и солидную часть авиаторов направили в партизанские отряды. Обстоятельством для того чтобы решения стали, в первую очередь, политические мысли: Испания заявила себя нейтральной страной.

Испанские летчики-добровольцы в ввс ркка

Все же в последних числах Июля 1941 г. из испанцев организовали разведывательную авиационную спецгруппу, которую курировал НИИ ВВС. В нее вошли летчики: Франсиско Мероньо, Фернандо Бланко, Хосе Паскуаль, Антонио Ариас, Мануэль Леон, Висенте Бельтран, Гарсия Кано, Хуан Ла-рио, Ладислао Дуарте, Франсиско Бенито, Альфредо Фернандес Виньялон, Доминго Бонилья; навигаторы Хосе Игнасио Агинага, Дамьян Макайя и Рамон Моретонес; механик Хесус Ривас Консехо и радиоспециалист Анхел Гусман.

Базировалась несколько в глубоком тылу — на Урале (к сожалению, правильного места до тех пор пока установить не удалось) и располагала 12 трофейными самолетами: по три Ju 88, Do 215, Bf 110 и Bf 109. Руководили переучиванием испанцев на эту технику м-р В.И.Хомяков и к-н Капустин, каковые в свое время сражались в республиканских ВВС, а руководил группой один из лучших советских летчиков-испытателей Ф. Ф. Опадчий. На его долю выпала единственная авария, случившаяся в группе.

В последних числах Октября на протяжении проверки подготовки экипажа Ju 88 в составе навигатора Агинага и летчика Леона на взлете появился пожар. Опадчему и Леону удалось остановить самолет и благополучно выбраться из кабины, а вот на данный момент очень сильно пострадал, сломав ногу, он не смог своевременно покинуть горящий самолет. В военного госпиталь ему частично отрезали ноги.

В последствии его наградили орденом Отечественной войны.

В первых числах Ноября 1941 г. подготовка группы завершилась, и ее без промедлений послали на фронт под Москву. Но ни единого разведвылета испанцы так и не сделали. Все они были выяснены в пребывавшую в Быково 1-ю истребительную авиабригаду, вооруженную МиГ-3, Як-7 и И-15бис.

Оставшихся не у дел навигаторов Макайя и Моретонеса направили в АДД. Оба вести войну на ДБ-ЗФ и совершили пара десятков вылетов в глубочайший тыл рейха. В начале 1942 г. при ночном налете на Кенигсберг бомбардировщик Макайя был сбит огнем ПВО. Экипаж спасся и попал в плен. Немцы передали испанца франкистам, и скоро его расстреляли в колонии Барселоны.

Моретонес достойно отвоевал всю Великую Отечественную и был награжден орденом Отечественной войны.

В 1-й авиабригаде испанские летчики числились с 7 ноября 1941 г. по 25 июля 1942 г. Воздушных боев им было нужно совершить мало, так что побед, как и утрат было мало. О самом боевом эпизоде этого периода пишет в собственных мемуарах Антонио Ариас.

«На очередное патрулирование мы ушли в паре с начальником эскадрильи к-м Федоровым 26 ноября. Пролетая по намеченному маршруту, заметили тройку Ю-88. Перемахнув на громадной высоте через линию фронта, преодолев заслон зенитных батарей, они вышли в отечественный район и забрали курс к Москве. Мы развернулись в сторону вражеских бомбардировщиков.

На какое-то время, но, нас опередила пара «Яков» … Уже по окончании первой их атаки строй «Юнкерсов» начал распадаться. Один Ю-88 развернулся в отечественную сторону.

Его маневр был совсем непонятным. Быть может, он принял нас за собственных… И в то время, когда он, пролетая на высоте около 7000 м, был над Детчино, сперва Федоров, а позже и я открыли по нему пламя… «Юнкерс» покачнулся. Через минуту-вторую из мотора начало выплескиваться пламя, и бомбардировщик понесся к почва.

Он был уже неуправляем…».

В июле 1942 г. руководство решило всех испанцев 1 -й авиабригады раскидать по разным частям, наряду с этим некоторых послали в партизанские отряды. Мероньо, Бланко и Бельтран попали в 960-й ИАП, что базировался под Тулой. Полк входил в состав 125-й ИАД под руководством Храбреца СССР Торопкина.

Действительно, назвать это подразделение полком имели возможность лишь советские политработники: на момент прибытия испанцев 960-й ИАП располагал всего двумя (!) самолетами МиГ-1 и И-16, на которых дюжина летчиков посменно несли боевое дежурство. Но кроме того в таких условиях испанцы совершили пара результативных боев. Так, в октябре 1942 г. Мероньо на МиГ-1 и к-н Ампилогов на И-16 были подняты по тревоге на перехват одиночной «рамы». В районе села Бориково Ампилогов пушечной очередью послал FW 189 на землю.

Возвратившись на собственный аэропорт, он в отчете отметил действия ведомого, что практически «загнал» немца под его удар.

23 февраля 1943 г. на индивидуальные накопления обитателей Тулы для 960-го ИАП были куплены Ла-5. Этими самолетами вооружили эскадрилью, взявшую имя Храбреца СССР Александра Чекалина, которую возглавил к-н Мероньо. В его подчинении были и два вторых испанских летчика полка.

Нужно подчернуть, что Мероньо стал комэском отнюдь не просто так — в республиканских ВВС он руководил эскадрильей 6/21 на И-16.

В марте полк послали под Курск. К тому моменту эскадрильей «Александр Чекалин» начал командовать к-н Белов. Ее главной задачей стало станции и прикрытие Курска Щигры. Первый бой на этом месте фронта эскадрилья совершила, отражая налет восемнадцати Ju 88 на Щигры.

Наряду с этим пара Мероньо-Васин сковала 5 «Мессершмиттов» прикрытия, разрешив остальным летчикам близко заняться бомбардировщиками. В следствии все «Лавочкины» возвратились на собственный аэропорт, а соперник утратил один «Юнкерс». Победу одержала пара к-н Белов — л-т Бельтран.

Скоро отметился и Мероньо. Он в паре с комэском был поднят на перехват одиночного разведчика Ju 88. Германский летчик пробовал уйти, но «Лавочкины» забрали соперника в «клещи», не покинув ему никаких шансов. Следующий бой Мероньо провел в паре с Васиным. Они дежурили на аэропорте в готовности №1 и первенствовали подняты на перехват многочисленной группы «Юнкерсов», идущих к Курску.

До тех пор пока взлетала другая эскадрилья, Мероньо и Васин расстреляли по одному самолету. Увлекшись, они не увидели истребители прикрытия, за что было нужно поплатиться. Оба советских истребителя были сбиты. Васин погиб, а раненый Мероньо еле успел воспользоваться парашютом. По окончании четырех месяцев лечения он был списан с летной работы и направлен в авиаучилище на Северном Кавказе, где служил до окончания войны.

Бланко и Бельтран сражались в эскадрилье «Александр Чекалин» до Победы, которую встретили в Братиславе. К тому времени неспециализированный счет побед Бельтрана, включая одержанные в Испании, достиг 20 (по всей видимости, в это число вошли и одержанные в группе).

Еще двое испанцев из «столичной группы» л-ты Хосе Паскуаль и Доминго Бонилья попали в июле 1942 г. в 788-й ИАП 102-й ИАД ПВО в Воронеже. Распределили их в эскадрилью к-на Козлова (потом Герой Советского Союза), вооруженную Як-1. С августа полк учавствовал в Сталинградской битве. Тогда же в первый раз отличились и испанцы. В один из дней две пары Капустин-Паску-аль и Башкиров-Бонилья вылетели на разведку в район Самофаловка-Калач.

Уже возвращаясь на аэропорт, они нашли группу из 20 Ju 87 под прикрытием 6 Bf 109. Не долго думая, они ринулись в бой. Два бомбардировщика были сбиты сходу, однако тут навалились «мессеры», к тому же, у «Яков» заканчивалось горючее, и советские летчики стали выходить из боя. Увы, без утрат не обошлось: м-р Капустин в лобовой атаке сбил вражеский истребитель, но и сам был смертельно ранен. Остальные три самолета благополучно возвратились на аэропорт.

По всей видимости, в этом бою Паскуаль одерживает собственную первую победу. Стоит заявить, что погибший комполка Капустин Иосиф Григорьевич в 1938 г. сражался в Испании и одержал в том месте две победы.

В другом бою в небе Сталинграда Башкиров и Паскуаль сбили по одному Ju 87 и смогли расстроить всю группу германских самолетов. Но значительно больше вылетов советские летчики делали на прикрытие собственных бомбардировщиков. В одном из них в октябре 1942 г. задачей эскадрильи Козлова стало сопровождение группы Ил-2 из 208-го ШАП.

При подходе к цели советским истребителям было нужно столкнуться с многочисленной группой Bf 109. Не смотря на то, что 5 «мессеров» остались догорать в бескрайних степях, два штурмовика также были сбиты. В экипаже одного из них погиб испанец Ансельмо Сепульведо (в Испании летал на СБ-2).

Сложил собственную голову тут и Хосе Паскуаль. В последнем для летчика боевом задании принимала участие вся эскадрилья (5 самолетов). Им было нужно вступить в неравный бой с тремя девятками Ju 87 под прикрытием Bf 109 (всего около сорока самолетов). Начало боя сложилось удачно — сходу удалось сбить пара пикировщиков.

Но скоро запылал самолет Башкирова, которому удалось спастись на парашюте. Закрывая ведущего, Паскуаль атаковал пятерку «мессеров». По воспоминаниям ветеранов эскадрильи, Хосе успел сбить троих, но и сам погиб.

За данный подвиг (а Башкиров к тому же был комиссаром полка) испанского летчика посмертно наградили орденом Ленина. Бонилья воевал в полку и закончил войну в Берлине, имея не меньше 5 воздушных побед.

Известны кое-какие подробности биографий еще трех испанских летчиков из 1-й авиабригады. Хуан Ларио прошел всю войну и в 1945 г., летая на «Спитфайре» Mk.IX, принимал участие в битвах над Германией и Польшей. Два его соотечественника попали в 130-ю ИАД: Ладислао Дуарте — в 740-й полк, а Антонио Ариас — в 964-й.

Позднее, в феврале 1943 г., в 964-й ИАП прибыли еще три испанских летчика: Мануэль Хисберт, Хосе Гомес и Хулиан Диас. На вооружении полка пребывали, по большей части, самолеты западного производства — сперва Р-40 «Томагаук», после этого «Харрикейны» и Р-39 «Аэрокобра». К моменту прибытия испанцев большая часть летчиков данной части были неопытными недавними выпускниками училищ, и республиканским добровольцам было нужно выступать в качестве наставников.

Сначала полк закрывал «Дорогу судьбы», а потом летчики сражались над Польшей и Белоруссией. Ариас закончил войну в Восточной Пруссии, имея на своем счету 25 побед. По окончании войны остался жить и трудиться в Минске, по окончании распада СССР уехал в Испанию, где и погиб в 1996 г. Дуарте также благополучно прошел всю войну, завершив ее под Кенигсбергом, где одержал последнюю собственную победу, сбив Ju 88.

При работе над статьей удалось отыскать сведения об испанских летчиках, сражавшихся в других частях. Так, в Сталинградской битве отличился Антонио Гарсия Кано, что 12 октября 1942 г. в паре с В.Чуприковым сбил Не 111. Увидев место вынужденной посадки, летчики возвратились на собственный аэропорт, забрали связной У-2 и пленили германский экипаж.

Входе боевых действий под Курском Кано сражался в 573-м ИАП 101-й ИАД, где служил и его земляк Луис Негра. Летали они на «Яках». Как мы знаем, что 6 июля 1943 г. они в составе четверки истребителей принимали участие в отражении налета группы Не 111 и Ju 88 на ЖД узел Валуй-ки. Советские летчики заявили о четырех сбитых самолетах, и в полной мере возможно, что, по крайней мере, одну победу одержал Кано (ведомый мл. л-т Т.Шевченко).

По результатам боев Кано присвоили звание капитана и прописали замкомандиром эскадрильи. Собственную последнюю победу он одержал в 1945 г. (к сожалению, правильная дата малоизвестна), сбив над Польшей в паре со ст. л-том Авериным разведчик Ju 88. Войну закончил в Германии.

Под Курском в 181-м ИАП сражались Антонио Урибе и Эухенио Прието. Они попали в СССР еще детьми и в 1940-41 гг. обучались летать в одном из подмосковных аэроклубов. С началом войны в составе группы собственных соотечественников (еще 7 человек: Рубен Ибаррури, Игнасио Агиррегоикоа, Хосе Луис Ларраньяга, Луис Лавин, Рамон Сианка, Томас Суарес и Антонио Лукумберри) прошли ускоренные направления в Борисоглебском училище летчиков и в ноябре 1941 г. попали на фронт.

Урибе погиб под Курском, закрывая группу Ил-2, успев сбить два истребителя соперника. Позднее, при форсировании Днепра в сентябре 1943 г., огнем ПВО был сбит и Прието. Совершив вынужденную посадку, он попал в плен.

Но через два месяца бежал и войну закончил в собственном полку в Чехословакии. Был награжден Красной Красного Звезды и орденами Знамени. В 1957 г. возвратился в Испанию, где погиб в 1986 г.

В битвах под Курском отличился и Хосе Санчес Монтес. Летать он начал еще под Москвой, действительно, на транспортных самолетах, после этого добился перевода в истребительную авиацию. В битвах на Курской дуге сбил четыре самолета. Так, 13 (либо 12?) июля в составе четверки «Яков» в районе Прохоровки он вступил в бой с многочисленной группой Ju 88 под прикрытием Bf 109 и сбил с ведомым по одному бомбардировщику. Скоро испанец был ранен.

К сожалению, сведений о его предстоящей судьбе до тех пор пока отыскать не удалось.

Нужно подчернуть, что громаднейшая концентрация испанских летчиков в частях ВВС РККА на одном участке фронта наблюдалась на протяжении Курской битвы. Примечательно, что иначе фронта вести войну франкистская «голубая дивизия», в составе которой пребывала истребительная эскадрилья. Довелось ли землякам встретиться в сражении, до сих пор неизвестен.

По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем,, большая часть испанских летчиков-истребителей советское руководство направили в части ПВО. самый примечательным был 439-й ИАП, в составе которого в 1944 г. числилось 9 испанцев: Хосе Руис Хименес, Фернандо Буэнаньо Агилера, Амадел Трильо Диас, Андреас Фьерро Марин, Хулиан Диас Исккьердо, Франциско Гомес Хуан, Антонио Ариас, Эстебе Хосе Сирухеда и Мануэль Хисберт, причем 2-я эскадрилья этого полка имела неофициальное наименование «испанской», так как из 10 летчиков 5 были испанцами.

Данный полк войну совершил под Ярославлем, вооруженный Як-7б, а ближе к концу был перевооружен на «Аэрокобры». В составе 142-й ИАД ПВО под Неприятным летали на Ла-5 Хоакин Карильо, Хуан Эгигури и Блас Передес. В 101-й ИАД в 826-м ИАП под руководством м-ра Столяра в 1944-45 гг. помогали Луис Лавин и Антонио Лукумберри.

В начале 1942 г. в составе 481-го ИАП 8-го ИАК в районе Баку пребывали шесть испанских летчиков: Браво Фернандес, Хоакин Диас Сантос, Хосе Карбонель, Пальярес, Исидоро Нехера и Мануэль Сараус. Сараус (23 победы в Испании, включая групповые) погиб в 1942 г. на протяжении тренировочного полета, столкнувшись со своим ведомым сержантом Ряпишевым. В 1943 г. в воздушном бою недалеко от Грозного погиб Нехера.

Остальные испанцы 481-го ИАП дослужили до дня Победы. Кстати, как раз они сопровождали «Дуглас» Сталина на протяжении его перелета на Тегеранскую конференцию.

Как уже упоминалось, среди испанских летчиков были не только истребители, но и бомбардировщики и довольно много летчиков транспортных самолетов. Дело в том, что часть испанцев не смогла всецело закончить курс обучения и исходя из этого их без промедлений переводили на У-2. На этих тихоходных бипланах они поддерживали сообщение «громадной почвы» с большими партизанскими отрядами. Довольно часто испанцы были летчиками-связниками в армии.

Так, к примеру, Хосе Креспильо числился в составе танковой части (к концу войны пересел в кабину истребителя). По крайней мере, двое летчиков, сражавшихся на У-2, погибли: Холкин Карильо, Франсиско Бенито. Были среди них и пилоты, добившиеся больших боевых удач.

К примеру, Карлос Гарсия Аюсо совершил за войну примерно сто полетов за линию фронта.

Внесли собственный вклад испанцы и в освобождение Европы. Неподалеку от озера Балатон в октябре 1944 г. погиб летчик Ил-2 л-т Селестино Мартинес.

К концу войны многие испанские летчики стали инструкторами в летных училищах. К примеру, м-р Мануэль Ороско Ровира считался одним из лучших инструкторов по тактике ночного боя.

Демобилизовали испанских летчиков из последовательностей ВВС СССР в 1948 г. в экстренном порядке. Дело в том, что два испанца, служивших на Северном Кавказе (к сожалению, доподлинно установить, в 481-м либо 961-м ИАП, сейчас не удалось), угнали в Турцию По-2 либо Як-11. Затем случая испанцам сперва запретили летать, а позже досрочно выгнали с работы в запас.

Лишь единицы остались на военной работе.

В 1960-е гг. часть из них была направлена на Кубу, оказывать помощь «в упрочнении завоеваний революции». Среди них был имевший богатый боевой опыт (не считая гражданской войны, прошел всю Великую Отечественную) Ладислао Дуарте. К тому времени он уже давно трудился на Горьковском автозаводе и приложил много упрочнений для становления авторемонтных фирм юный республики.

Кое-какие летчики возвратились во франкистскую Испанию, где их совсем не преследовали.

Фактически никого из храбрецов данной статьи уже нет в живых. Сокровище их вклада в неспециализированную победу тяжело переоценить: к началу войны это были уже обстрелянные воздушные бойцы, которых так не хватало в ВВС РККА. Они были беспредельно преданы новой отчизне, за которую сражались и умирали.

Создатель высказывает признательность за оказанную помощь в подготовке статьи и предоставленные материалы С. Вахрушеву, И. Гордельянову, А. Котлобовскому и И. Сеидову.

источник: Михаил Жирохов Испанские летчики-добровольцы в ВВС РККА время и Авиация 05-2001

К СОБЫТИЯМ В ИСПАНИИ Ч.3. SHAMAN

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: