Кожедуб иван никитович

      Комментарии к записи Кожедуб иван никитович отключены

Кожедуб иван никитович

Иван Никитович Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб появился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка, сейчас Шосткинского района Сумской области, в семье крестьянина. Окончил неполную школу и химико — технологический техникум. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века в аэроклубе освоил учебный биплан У-2. С 1940 года в Красной Армии.

В будущем году получал образование Чугуевской военной авиационной школе лётчиков, летал на Ут-2 и И-16. Как один из лучших курсантов был покинут на должности лётчика — инструктора.

С марта 1943 года старший сержант И. Н. Кожедуб в армии. По сентябрь 1944 года служил в 240-м ИАП (178-м Гвардейском ИАП); по май 1945 года — в 176-м Гвардейском ИАП.

К октябрю 1943 года начальник эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка лейтенант И. Н. Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов соперника.

4 февраля 1944 года за воинскую доблесть и мужество, показанные в битвах с неприятелями, удостоен звания Героя СССР (№1472).

К середине 1944 года Гвардии капитан И. Н. Кожедуб довёл счёт боевых вылетов до 256 и сбитых самолётов соперника до 48.

19 августа 1944 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№36).

Всего совершил 330 боевых вылетов, совершил 120 воздушных битв и лично сбил 62 самолёта соперника.

18 августа 1945 года награждён третьей медалью «Золотая Звезда» (№3).

По окончании войны продолжал проходить службу в ВВС. Во второй половине 40-ых годов XX века окончил Военно — Воздушную академию. Во время Корейской войны 1950 — 1953 годов руководил 324-й истребительной авиационной дивизией.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века окончил Военную академию Генштаба. С 1971 года в центральном аппарате ВВС, с 1978 года — в Группе главной инспекции Минобороны СССР. Маршал авиации, Депутат ВС СССР 2 — 5-го созывов.

Член Президиума ЦК ДОСААФ. Создатель книг — «Помогаю Отчизне», «Праздник победы», «Верность Отчизне». Погиб 8 августа 1991 года.

Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (семь), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (два раза), «За работу Отчизне в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени; медалями.

* * *

Самый результативный пилот истребительной авиации СССР, мастер наступательного поединка, Иван Кожедуб выполнил в течение ВОВ 330 боевых вылетов, совершил 120 воздушных битв и сбил лично 62 вражеских самолёта. Автоматизм его перемещений в сражении был отработан до предела — хороший снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта. направляться добавить, что Кожедуб ни разу не был сбит сам, не смотря на то, что и много раз приводил повреждённый истребитель на аэропорт.

Выходец из бедной крестьянской семьи, имевшей пятеро детей, прославленный лётчик появился в первой половине 20-ых годов XX века в деревне Ображеевка Сумского уезда. Ваня был младшим в семье, нежданным «последышком», появившимся по окончании громадного голода. Официальная дата его рождения, 8 июня 1920 года, неточна, настоящая — 6 июля 1922 года. Два года были весьма необходимы ему, дабы поступить в техникум…

Папа его был незаурядным человеком. Разрываясь между фабричными крестьянским трудом и заработками, он обнаружил в себе силы просматривать книги а также придумывать стихи. Человек религиозный, узкого и взыскательного ума, он был строгим и настойчивым воспитателем: разнообразив обязанности сына по хозяйству, он приучил его к трудолюбию, упорству, исполнительности.

Как — то папа, несмотря на протесты матери, начал посылать 5-летнего Ивана сторожить ночью сад. Позднее сын задал вопрос, к чему это: преступники тогда были редки, да и от для того чтобы сторожа, произойди что, мало было бы проку. «Приучал тебя к опробованиям», — таков был ответ отца. К 6 годам по книжке сестры Ваня выучился просматривать и писать, а не так долго осталось ждать отправился в школу.

По окончании окончания 7-летки он был принят на рабфак Шосткинского химико — технологического профтехучилища, а во второй половине 30-ых годов XX века будущее привела его в аэроклуб. Нарядная форма учлётов сыграла в этом ответе отнюдь не последнюю роль. Тут в апреле 1939 года Кожедуб совершает собственный первый полёт, испытав первые лётные ощущения.

Красоты родной почвы, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на любознательного парня сильнейшее чувство.

В Чугуевское военное авиационное училище лётчиков Иван Кожедуб был принят в начале 1940 года, где последовательно прошёл подготовку на УТ-2, УТИ-4 и И-16. В осеннюю пору того же года, совершив 2 чистых полета на И-16, он, к собственному глубокому разочарованию, был покинут в училище инструктором.

Он большое количество летал, экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство. «Было бы возможно, думается, не вылезал бы из самолёта. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур доставляли мне ни с чем не сравнимую эйфорию», — вспоминал позднее Иван Никитович.

В начале войны сержант Кожедуб (по иронии судьбы в «золотом выпуске» 1941 года лётчики были аттестованы сержантами), эвакуированный вместе с училищем в Среднюю Азию, ещё более упорно занимается «истребительным» самообразованием: изучает вопросы тактики, конспектирует описания воздушных битв, вычерчивает их схемы. Дни, среди них и выходные, распланированы по минутам, всё подчинено одной цели — стать хорошим воздушным бойцом. Поздней в осеннюю пору 1942 года по окончании рапортов и многочисленных просьб старший сержант Кожедуб в числе вторых выпускников и инструкторов училища был направлен в Москву на пункт сбора лётно — технического состава, откуда попал в 240-й истребительный авиаполк, которым руководил ветеран Испании майор Игнатий Солдатенко.

В августе 1942 года 240-й ИАП в числе первых был вооружён новейшими в то время истребителями Ла-5. Но переучивание совершили наспех, за 15 дней, при эксплуатации автомобилей вскрылись конструктивные и производственные недостатки, и, понеся на Сталинградском направлении большие потери, уже через 10 дней полк был выведен с фронта. Не считая комполка майора И. Солдатенко, в полку оставалось только пара летчиков.

Следующие переучивание и подготовка проводились основательно: в последних числах Декабря 1942 года по окончании напряжённой месячной теоретической подготовки с ежедневными занятиями лётчики приступили к полётам на новых автомобилях.

В одном из тренировочных вылетов, в то время, когда сразу после взлёта из — за поломки двигателя тяга быстро упала, Кожедуб решительно развернул самолёт и спланировал на край лётного поля. Очень сильно ударившись при посадке, он на пара дней выбыл из строя и к моменту отправки на фронт чуть налетал на новой машине 10 часов. Инцидент данный был только началом продолжительной полосы неудач, преследовавших лётчика при вступлении на ратный путь.

В феврале 1943 года полк, наконец, был переброшен для ведения боевых действий на Юго — Западное направление. Начало карьеры Кожедуба было не через чур успешным. При распределении боевой техники ему достался более тяжёлый пятибачный Ла-5 первых серий, с надписью на борту «Имени Валерия Чкалова» и бортовым номером «75» (целая эскадрилья таких автомобилей была выстроена на средства собранные земляками великого лётчика).

Первый самолёт Ивана Кожедуба. Весна 1943 года.

26 марта 1943 года он в первый раз вылетел на боевое задание. Вылет был неудачен — на протяжении атаки на несколько Ме-110 его «Лавочкин» был повреждён «Мессером», а после этого обстрелян зенитной артиллерией собственной же ПВО. Кожедуб чудесным образом остался жив: бронеспинка защитила от фугасного боеприпаса авиационной пушки, а ведь в ленте фугасный боеприпас, в большинстве случаев, через один чередовался с бронебойным…

Кожедуб сумел довести избитую машину до аэропорта, но восстанавление её затянулось надолго. Последующие вылеты он совершал на ветхих самолётах. в один раз его и вовсе чуть не забрали из полка на должность оповещения.

Только заступничество Солдатенко, то ли рассмотревшего в молчуне — неудачнике будущего великого бойца, то ли пожалевшего его, спасло Ивана Никитича от перепрофилирования. Только месяцем позднее взял он новый Ла-5 (к тому времени его повреждённая машина была восстановлена, но употреблялась уже только в качестве связной).

Модель самолёта, на котором летал Кожедуб.

…Курская дуга. 6 июля 1943 года. Как раз тогда, в собственном 40-м боевом вылете, 23-летний пилот открывает боевой счёт. В том поединке на его оружии было, пожалуй, только одно — отвага. Он мог быть подбит, имел возможность умереть. Но вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолётами, юный лётчик одерживает первую победу — сбивает пикировщик Ju-87.

На другой сутки он одерживает новую победу — сбил ещё один «Лаптёжник». 9 июля Иван Кожедуб уничтожает сходу 2 истребителя Ме-109. Не обращая внимания на нелюбимые истребителями задания по прикрытию наземных армий и сопровождению, Кожедуб, делая их, одержал собственные первые 4 официальные победы.

Так зарождалась слава выдающегося советского лётчика, так к нему приходил опыт.

В сентябре 1942 года на счету Кожедуба было уже 8 сбитых вражеских самолётов, в то время, когда над Днепром разгорелся новый этап ожесточенных воздушных сражений. 30 сентября, закрывая переправы через реку, он, по стечению событий, остался без товарищей и должен был в одиночку отражать налёт 18 Ju-87. Бомбардировщики Люфтваффе приступили к пикированию, а кое-какие из них кроме того успели скинуть бомбы.

Атаковав самолёты с высоты 3500 метров, Кожедуб ворвался в боевые порядки соперника и неожиданными и резкими маневрами поверг неприятеля в смятение. «Юнкерсы» прекратили бомбёжку и поднялись в оборонительный круг. Не смотря на то, что в баках истребителя оставалось мало топлива, коммунистический лётчик предпринял ещё одну атаку и расстрелял снизу в упор одну из вражеских автомобилей. Вид падающего в пламени Ju-87 произвел надлежащее чувство, и остальные бомбардировщики быстро покинули поле боя.

К октябрю 1943 года начальник эскадрильи 240-го истребительного авиаполка лейтенант И. Н. Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов соперника. Он уже на равных дерётся с германскими асами. В его активе — смелость, хладнокровие, точный расчёт.

Технику пилотирования Кожедуб умело совмещает с ведением огня, но перед ним — ещё широкое поле шлифовки боевых приёмов.

В книге «Люди бессмертного подвига» имеется таковой эпизод:

«Гимном мастерству и мужеству Кожедуба стал сутки 2 октября 1943 года, в то время, когда отечественные армии расширяли плацдарм на правом берегу Днепра, отбивая ожесточённые атаки соперника. Первый раз вылетели девяткой. Кожедуб вёл ударную пятёрку.

На подходе к переправе в районе Куцеваловка — Домоткань встретили колонну пикирующих бомбардировщиков Ju-87, в которой любая девятка прикрывалась шестью Ме-109.

Четвёрка прикрытия сразу же связала боем «Мессершмиттов». Кожедуб во главе пятёрки атаковал бомбардировщики. Соперник заметался.

Не прошло и 60 секунд, как два «Юнкерса», объятые пламенем, упали на землю. Ведущего сбил Иван Кожедуб, ещё одного — Павел Брызгалов.

В небе началась «карусель». За первой девяткой разогнали вторую. В пылу схватки, руководя боем, Кожедуб успел сбить ещё и Ме-109. Уже пять костров пылало недалеко от плацдарма. А с запада опять наплывали «Юнкерсы». Но к месту боя подошла с востока и несколько истребителей «Яков».

Господство в воздушном бою было обеспечено.

Сбив в этом бою 7 самолётов неприятеля, эскадрилья под руководством Кожедуба возвратилась на собственный аэропорт. Обедали прямо под крылом самолёта. Опоздали совершить разбор боя — и опять вылет. В этом случае четвёркой: Кожедуб — Амелин и Мухин — Пурышев. Слётанное боевое звено, испытанные в битвах побратимы. Задача прошлая — прикрытие армий на поле боя.

Но соотношение сил иное: необходимо было отразить налёт 36 германских бомбардировщиков, каковые шли под прикрытием шестёрки Ме-109 и пары FW-190.

— вести войну не числом, а умением, — подбадривал ведомых Кожедуб. Он с ходу сбил ведущего, организовал бой. Отважно дрались и остальные лётчики звена. Врезались в почву ещё 2 «Юнкерса». Германские истребители зажали Амелина.

На выручку ринулся Мухин. Кожедуб прикрыл его в этот самый момент же атаковал соседний бомбардировщик. Ещё один вражеский самолёт отыскал смерть в небе Украины.

Это была четвёртая победа Кожедуба за сутки».

Октябрь стал очень напряжённым месяцем для Кожедуба. В одной из схваток он так низко вышел из атаки над пылающим «Юнкерсом», что был подожжён очередью бортового стрелка германского самолёта. Лишь крутое пикирование практически до самой почвы помогло сбить пламя с крыла Ла-5. Участились встречи с «охотниками» Люфтваффе, целью которых была дезорганизация советских групп истребителей, отвлечение их из района прикрытия и уничтожение ведущих.

Нападали они кроме этого на одиночные и подбитые самолёты.

Первая схватка над Днепром на встречных направлениях с германскими асами покинула неприятный осадок в памяти Кожедуба. В лобовой атаке он опоздал своевременно открыть огонь, и вражеские боеприпасы прошли только в нескольких сантиметрах выше его головы, разбив рацию и перебив тягу руля поворота истребителя. На следующий сутки успех была на стороне Кожедуба — долгой очередью он сумел прошить ведущего пары «Мессеров», пробовавших сбить отставший от собственного строя истребитель Як-7Б.

15 октября четвёрка Ла-5, возглавляемая Кожедубом, снова вылетела на прикрытие наземных армий Не обращая внимания на то, что все лётчики были настороже, 2 Ме-109 однако смогли подловить «Лавочкины» на протяжении разворота и неожиданной атакой в лоб со стороны солнца сходу подбили 2 самолёта. После этого, пользуясь преимуществом в высоте, они забрали «в клещи» истребитель Кожедуба, стреляя навскидку из перевернутого положения.

Попытки скинуть соперника с хвоста не дали результатов, и в итоге Кожедуб решился на достаточно необыкновенный маневр — кинув Ла-5 в крутой вираж, он в один момент выполнил полубочку. Вражеские истребители проскочили вперед, но тут же сделали горку и легко ушли из — под обстрела утратившего скорость «Лавочкина». В бессилии Кожедубу оставалось лишь погрозить им вслед кулаком…

В битвах за Днепр лётчики полка, в котором сражался Кожедуб, в первый раз встретились с асами Геринга из эскадры «Мельдерс» и победили поединок. Увеличил Иван и свой счёт Кожедуб. Только за 10 дней напряжённых битв он лично сбил 11 вражеских самолётов.

В ноябре 1943 года 240-й ИАП, долгое время участвовавший в тяжёлых воздушных битвах, был отведён в ближайший тыл на отдых. Полученное время лётчики применяли для лётных тренировок, изучения изюминок вертикальных маневров и многоярусных боевых порядков истребителей. Все новшества Кожедуб заносил в собственный блокнот, вычерчивая на бумаге разные тактические схемы.

Сейчас на его счету пребывало 26 сбитых самолётов соперника, за каковые, 7 ноября он был награждён Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ.

В начале 1944 года полк снова включился в боевые действия, поддерживая советское наступление на правобережной Украине. В марте части Красной Армии форсировали Южный Буг. Переправы и плацдармы снова нуждались в прикрытии истребительной авиацией, но немцы, отступая, прежде всего ломали аэропорты, а полевые площадки были не хорошо пригодны для базирования самолётов по обстоятельству весенней распутицы.

Исходя из этого истребители не могли расположиться ближе к линии фронта и действовали на самом пределе собственного лётного радиуса.

В лучшем положении пребывали подразделения Люфтваффе — бомбардировщики Ju-87 в таковой обстановки летали фактически без всяких последствий, без прикрытия, при опасности выстраиваясь в оборонительный круг на малой высоте. В эти дни Кожедуб громадное внимание уделял разработке тактики воздушного боя на низких высотах в условиях низкой облачности и серой, однородной местности без каких — или видимых ориентиров. Позднее он писал:

«В то время, когда нам получалось встретиться с «Юнкерсами», они становились в оборонительный круг, прижимались к почва. Отбивая атаки — причём не только стрелки, но и лётчики стреляли из пушек, — неспешно оттягивались и уходили в район размещения собственных зенитных батарей. Замечая за тучами, стелившимися над почвой, я вспоминал битвы, совершённые на малых высотах, и разбирал тактику действий истребителей, дабы применить необходимые приёмы в условиях новой борьбы и обстановки с «Юнкерсами».

Я заключил , что разбить оборонительный круг возможно неожиданной атакой и нужно сбить хотя бы один самолёт — тогда образовывалась брешь. Проскакивая по прямой с маленькими отворотами, нужно развернуться и быстро нападать с другого направления, атаки создавать попарно. Опыт, уже купленный мной, разрешал прийти к этому выводу».

4 февраля 1944 года за воинскую доблесть и мужество, показанные в битвах с неприятелями, Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя СССР.

14 марта шестёрка Ла-5 вылетела к переправам на расстояние, предельное для этого типа истребителей. С бреющего полёта они нападали над лесом девятку Ju-87 Stuka. В лобовой атаке снизу Кожедуб сходу сбил один бомбардировщик. Разогнав первую группу германских автомобилей, советские лётчики напали на следующую девятку.

Опять загорелся очередной «Юнкерс» — остальные, быстро скинув бомбы, ушли назад. Был подбит и один из «Лавочкиных».

Лейтенант П. Брызгалов направился к ближайшему, кинутому немцамии аэропорту. Но при посадке его самолёт скапотировал, перевернулся «на пояснице» и зажал пилота в кабине. В сложившихся событиях Кожедуб приказал садиться ещё двум лётчикам, и сам продемонстрировал пример, приземлившись на «пузо» в жидкую грязь.

Совместными усилиями сослуживцы высвободили собственного товарища из нелепого положения.

* * *

Взыскательный и требовательный к себе, неистовый и неутомимый в сражении, Кожедуб был совершенным воздушным бойцом, инициативным и аккуратным, наглым и расчётливым, отважным и умелым, рыцарем без упрёка и страха. «Правильный маневр, ошеломляющая удар и стремительность атаки с предельно маленькой дистанции», — так Кожедуб определял базу воздушного боя. Он был рождён для боя, жил боем, жаждал его. Вот характерный эпизод, подмеченный его однополчанином, вторым великим асом К. А. Евстигнеевым:

«Как — то Иван Кожедуб возвратился с задания, разгорячённый боем, возбуждённый и, возможно, потому непривычно словоохотливый:

— Вот гады дают ! Не в противном случае как «волки» из эскадрильи «Удет». Но мы им холку намяли — будь здоров! — Продемонстрировав в сторону КП, он с надеждой задал вопрос адъютанта эскадрильи: — Как в том месте? Ничего больше не предвидится?»

Отношение Кожедуба к военной машине получало черты религии, той её формы, что носит название аниматизма. «Мотор трудится чётко. Самолёт послушен каждому моему перемещению. Я несколько — со мной боевой приятель» — в этих строчках отношение аса к самолёту. Это не поэтическое преувеличение, не метафора. Подходя к машине перед вылетом, он постоянно находил для неё пара нежных слов, в полёте говорил как с товарищем, делающим неотъемлемую часть работы.

Так как, кроме лётной, тяжело отыскать профессию, где будущее человека более бы зависела от поведения автомобили.

За войну он поменял 6 «Лавочкиных», и ни один самолёт не подвел его. И он не утратил ни одной автомобили, не смотря на то, что случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэропорты…

В мае 1944 года начальник эскадрильи капитан И. Н. Кожедуб, имевший уже 38 воздушных побед, взял новый Ла-5Ф — презент работника колхоза В. В. Конева. Тот внёс собственные деньги в фонд Красной Армии и попросил выстроить самолёт имени собственного племянника, полковника Г. Н. Конева, погибшего на фронте. Просьба патриота была выполнена и машину передали Кожедубу.

Это был хороший истребитель облегчённого типа с надписями «14» и номером, выведенными белым с красной окантовкой: на левом борту — «Имени Храбреца СССР Полковника Конева Г. Н.», на правом — «От работника колхоза Конева Василия Викторовича».

Второй вариант окраски именного самолта Ла-5 Ивана Кожедуба. На этом самолёте Кожедуб в течение маленького времени сбил 8 самолётов соперника (включая 4 FW-190), доведя счёт собственных побед до 45. Сбил он и пара известных германских асов.

Так, через пара дней по окончании получения самолёта, на участке действия полка показалась несколько германских «охотников» на автомобилях, разрисованных костьми и черепами, прочими эмблемами и драконами в эдаком виде. На них летали асы, одержавшие много побед на Западном и Восточном фронтах. Особенно выделялась одна пара — с костьми и черепами на фюзеляжах. В деятельный бой они не вступали, предпочитая функционировать со стороны солнца, в большинстве случаев позади сверху.

Сделав атаку, в большинстве случаев, скоро прятались.

В одном из вылетов Кожедуб своевременно увидел приближение со стороны солнца пары «охотников». Мгновенно развернувшись на 180 градусов, он ринулся в наступление. Ведущий вражеской пары лобовой атаки не принял и ушёл разворотом вверх — на солнце.

Ведомый же, не успев повторить маневр собственного начальника, поздно начал делать боевой разворот и подставил борт собственного FW-190 под удар «Лавочкина». Мгновенно вписав в прицел фюзеляж вражеской автомобили, с намалёванными костьми и черепами, Иван хладнокровно расстрелял его…

Иван Кожедуб на фоне собственного истребителя.

По окончании перевода Кожедуба в второй полк, на его «именном» Ла-5Ф вести войну сперва Кирилл Евстигнеев, закончивший войну с 53 личными и 3 групповыми победами и ставший два раза Храбрецом СССР, а после этого — Павел Брызгалов (20 побед), ставший к концу войны Храбрецом СССР .

В последних числах Июня 1944 года коммунистический ас был переведён замкомандиром в известный 176-й Гвардейский истребительный авиаполк. Это соединение, первым в Советских ВВС, в августе 1944 года взяло новейшие истребители Ла-7.

К середине 1944 года Гвардии капитан И. Н. Кожедуб довёл счёт боевых вылетов до 256 и сбитых самолётов соперника до 48.

За примерное исполнение боевых заданий руководства, мужество, геройство и отвагу, показанные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, Указом Президиума ВС СССР от 19 августа 1944 года удостоен звания второй медали «Золотая Звезда».

Освоив новый истребитель, Кожедуб с сентября 1944 года, уже в Польше, на левом крыле 1-го Белорусского фронта, ведёт битвы методом «свободной охоты». Сперва он взял 3-пушечный вариант истребителя, а после этого пересел на простой 2-пушечный. Этот самолёт с бортовым номером «27», на котором Иван Кожедуб одержал 17 последних побед, на данный момент есть украшением коллекции Монинского музея авиации.

В последних числах Сентября 1944 года по приказу командующего ВВС маршала А. А. Новикова в Прибалтику для противодействия истребителям — «охотниками» соперника была направлена несколько лётчиков под руководством Кожедуба. Ей предстояло функционировать против группы германских асов. Так сошлись друг против друга советская и германская школы истребителей — «охотников». В течении всего лишь нескольких суток битв отечественные лётчики сбили 12 самолётов соперника, утратив только 2 собственных.

Три победы записал на собственный счёт Кожедуб. Потерпев столь сокрушительное поражение, германские «охотники» были вынуждены прекратить активные полёты на данном участке фронта.

Зимний период 1945 года полк вёл напряжённые воздушные битвы. 12 февраля шестёрка «Лавочкиных» совершила напряжённый бой с 30 вражескими истребителями. В этом поединке отечественные лётчики добились новой победы — сбили 8 FW-190, из них 3 — на счету Кожедуба.

Отечественные утраты — одна машина (пилот погиб).

19 февраля 1945 года, в сражении над Одером, Кожедуб вписывает в собственную биографию серьёзный штрих — уничтожает реактивный Me-262, в кабине которого был унтер — офицер Курт Ланге из 1. / KG (J) 54. В тот сутки, встав в атмосферу в паре с Дмитрием Титоренко, Кожедуб нашёл на высоте 3500 метров малоизвестную машину, летящую на предельной для «Лавочкина» скорости. Двум Ла-7 удалось незаметно приблизиться к неприятелю позади, и потом Кожедуб так обрисовывает данный поединок:

«…Что такое ? В него летят автострады: светло — мой напарник всё — таки поторопился ! Про себя нещадно ругаю Старика; уверен, что замысел моих действий непоправимо нарушен. Но его автострады нежданно — негаданно мне помогли: германский самолёт начал разворачиваться влево, в мою сторону. Расстояние быстро сократилась, и я сблизился с неприятелем.

С невольным беспокойством открываю пламя. И реактивный самолёт, разваливаясь на части, падает».

17 апреля 1945 года, в 5-м за сутки вылете, над столицей Германии, Иван Кожедуб одержал собственные последние победы — сбил 2 истребителя FW-190.

К концу войны Гвардии майор И. Н. Кожедуб совершил 330 успешных боевых вылетов, совершил 120 воздушных боев и лично сбил 63 самолёта соперника. За высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, 18 августа 1945 года ему было присвоено звание трижды Храбреца СССР.

У каждого лётчика — аса собственный, свойственный лишь ему одному, почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба — человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, исключительное хладнокровие и отвага. Он умел совершенно верно и скоро взвесить обстановку, мгновенно отыскать в ситуации единственно верный движение. Машиной он обладал виртуозно, имел возможность руководить ею кроме того с закрытыми глазами.

Все его полёты представляли собой каскад всевозможных маневров — змеек и разворотов, пикирований и горок… Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, непросто было удержаться в воздухе за своим начальником. Кожедуб постоянно стремился найти соперника первым. Но наряду с этим и «не подставиться» самому. Так как в 120 воздушных схватках он ни разу не был сбит !

Кожедуб редко возвращался из боевого вылета без победы. Но, будучи ярко одарённым, гениальным человеком, одновременно с этим неизменно проявлял великую скромность. Он, к примеру, ни при каких обстоятельствах не записывал на собственный счёт сбитый самолёт соперника, в случае если сам не видел, как тот упал на землю.

Кроме того не докладывал.

— Так как загорелся же немец ! Все видели, — говорили лётчики по окончании возвращения на собственный аэропорт.

— Ну и что… А что если он до собственных дотянет ? — возражал в ответ Кожедуб. И спорить с ним было нереально: он упрямо стоял на своём.

Как и многие другие отечественные лётчики, Кожедуб ни при каких обстоятельствах не заносил на самолёты и свой счёт, стёртые с лица земли им совместно с новичками. Вот один из примеров хорошей групповой победы, приведённый в его книге «Верность Отчизне»:

«…Август 1943 года. Мы приобретаем приказ срочно вылететь на отражение многочисленной группы вражеских самолётов. Отечественная десятка поднимается в атмосферу. в первых рядах вижу не меньше 40 пикировщиков Ju-87, идущих в сопровождении Ме-109. Прорвавшись через истребительный заслон атакуем «Юнкерсы».

Захожу одному из них в хвост, открываю пламя и вгоняю его в почву… Скоро «Юнкерсы» улетают, но приближанется новая несколько — около 20 бомбардировщиков Не-111. В паре с Мухиным атакуем неприятеля.

Передаю ведомому: — Берём к клещи крайнего, — с двух сторон заходим к бомбардировщику. Расстояние подходящая. Руковожу — Пламя ! Получили отечественные пушки. Самолёт неприятеля загорелся, начал скоро падать, оставляя за собой шлейф дыма…»

По возвращении на аэропорт, данный самолёт был записан на счёт Василия Мухина. И таких вот «подачек» в активе Кожедуба было не меньше 5. Так, настоящее число стёртых с лица земли им самолётов соперника намного больше, нежели официально значится на его личном счету.

Приводят к интересу и строки из книги «Асы против асов» (Издательский дом «Вече», 2007 год) О. С. Смыслова (автора ещё одной известной книги — «Василий Сталин. Портрет без ретуши»). Говоря о Кожедубе он, например, пишет: «За период участия в войне Иван Никитович поменял 6 истребителей, записав на собственный счёт 62 официальные победы (из них лишь Ме-109 — 17, ФВ-190 — 21 и Ю-87 — 15), не считая 29 групповых«.

Личных побед, как узнается сейчас, у Кожедуба было больше: М. Ю. Быков в собственных изучениях нашёл документальные подтверждения на 64 лично сбитых самолёта. Что касается групповых побед, то вопрос остаётся открытым. Больше аналогичной информации я нигде не встречал.

К 64 германским самолётам, сбитым И. Н. Кожедубом в годы ВОВ, направляться прибавить, ещё как минимум, и 2 американских истребителя, стёртых с лица земли им в самом финише войны. В апреле 1945 года заградительной очередью Кожедуб отогнал несколько германских истребителей от американского В-17, но был атакован истребителями прикрытия, открывшими огонь с громадной дистанции. С переворотом через крыло Кожедуб быстро атаковал крайнюю машину.

Тот задымил и со понижением отправился в сторону отечественных армий (пилот данной автомобили скоро выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился).

Полупетлёй сделав боевой разворот, с перевёрнутого положения, Кожедуб нападал и ведущего — тот взорвался в воздухе. Пара позднее ему удалось разглядеть белые звёзды на незнакомых автомобилях — это были «Мустанги». Благодаря начальнику полка П. Чупикову всё обошлось…

К сожалению, данный бой был не единственным между советскими и американскими лётчиками во время второй мировой…

По окончании войны Гвардии майор И. Н. Кожедуб продолжил работу в 176-м ГвИАП. В конце 1945 года прославленный истребитель начал домашнюю судьбу — в монинской электричке он встретил 10-классницу Веронику, которая скоро стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным «помощником и адъютантом».

Во второй половине 40-ых годов XX века Иван Никитович заканчивает Военно — Воздушную академию, приобретает назначение на пост командира дивизии под Баку, но В. И. Сталин оставляет его под Москвой, в Кубинке, помощником, а после этого и начальником 326-й истребительно авиационной дивизии. В числе первых эта дивизия была вооружена новыми реактивными самолётами МиГ-15 и в конце 1950 года направлена на Дальний Восток. В том месте прославленному советскому лётчику довелось учавствовать в ещё одной — Корейской войне.

С марта 1951 по февраль 1952 года, отражая налёты на КНДР, дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 «сверхкрепостей», утратив 52 лётчиков и 10 самолёта. Это была одна из броских страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС.

Строгий приказ руководства запретил командиру дивизии вступать в бой лично, и никаких официальных побед он в это время не одержал. Не смотря на то, что, по воспоминаниям некоторых пилотов, участников тех давешних событий, пара раз (очевидно неофициально), Иван Кожедуб однако поднимался в атмосферу…

Но опасность подстерегала лётчика не только в небе: зимний период 1951 года он чуть не был отравлен поваром: войну вели различными способами. На протяжении собственной командировки Гвардии полковник И. Н. Кожедуб не только осуществлял своевременное управление дивизией, но и активно учавствовал в организации, подготовке и перевооружении ВВС КНР.

В первой половине 50-ых годов двадцатого века 326-я ИАД была передана в совокупность ПВО и переведена под Калугу. Очертя голову взялся Иван Никитович за новое для себя мирное дело обустройства личного состава дивизии. За маленький срок были взяты и смонтированы 150 домиков для жилья, оборудованы и расширены аэропорт, армейский город. Неустроенным оставался только быт самого начальника, ставшего летом 1953 года генерал — майором.

Его семья, с малолетними дочерью и сыном, ютилась то во времянке на аэропорте, то вместе с десятком вторых семей в «караван — сарае» — ветхой даче.

Через год он был направлен на учёбу в академию Генштаба. Часть курса прошёл экстерном, поскольку по служебным событиям задержался с началом занятий.

По окончании окончания академии Кожедуб назначается Первым помощником главы Управления по боевой подготовке ВВС страны, с мая 1958 по 1964 год он первенствовал помощником командующего ВВС Ленинградского, а после этого Столичного военных округов.

До 1970 года Иван Никитович систематично летал на истребителях, освоил вертолётов типов и десятки самолётов. Последние полёты он совершил на МиГ-23. С лётной работы ушёл сам и сходу…

Части, которыми руководил Кожедуб, постоянно отличались низким уровнем аварийности, и сам он как лётчик не имел аварий, не смотря на то, что «нештатные обстановки», само собой разумеется, случались. Так, во второй половине 60-ых годов двадцатого века, на протяжении полёта на малой высоте, его МиГ-21 столкнулся со сворой грачей; одна из птиц попала в воздухозаборник и повредила двигатель. Для посадки автомобили потребовалось всё его лётное мастерство.

С должности командующего ВВС Столичного военного округа Кожедуб возвратился на пост Первого помощника главы Управления по боевой подготовке ВВС, откуда был переведён практически 20 лет назад.

Безукоризненный крылатый боец, командир и лётчик, офицер, безусловно преданный собственному делу, Кожедуб не владел «вельможными» качествами, не умел и не считал нужным, льстить, интриговать, лелеять необходимые связи, подмечать забавную, а иногда и злобную ревность к собственной славе. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века он переведён в группу Главных инспекторов Минобороны СССР. В 1985 году ему присвоено звание Маршала авиации.

Всё это время Кожедуб беспрекословно вёл огромную общественную работу. Депутат ВС СССР, глава либо президент десятков разных обществ, федераций и комитетов, он был несложен и честен как с первым лицом страны, так и с провинциальным правдоискателем. А каких сил стоили поездок и сотни встреч, тысячи выступлений, интервью, автографов…

Последние годы судьбы Иван Никитович не легко болел: сказывались напряжение армейских нелёгкая и лёт работа в мирные годы. Он погиб у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года, не дожив 14 дней до развала великого страны, частью славы которого был он сам.

Первое боевое «крещение».

В марте 1943 года я прибыл на Воронежский фронт рядовым лётчиком в полк, которым руководил майор И. Солдатенко. Полк был вооружён самолётами Ла-5. С самого начала я начал присматриваться к боевой работе моих новых товарищей.

Пристально слушал разборы исполнения боевой работы за сутки, изучал тактику неприятеля и старался соединить теорию, купленную в школе, с фронтовым опытом. Так изо дня в сутки я подготовлялся к схватке с неприятелем. Прошло всего пара дней, а мне казалось, что моя подготовка вечно затягивается.

Хотелось как возможно скорее вылететь вместе с товарищами навстречу неприятелю.

Фото Ивана Кожедуба по окончании войны.

Встреча с соперником случилась нежданно. Произошло это так: 26 марта 1943 года я, в паре с ведущим младшим лейтенантом Габуния, вырулил на старт дежурить. Нежданно нам был подан сигнал для взлёта.

Младший лейтенант Габуния скоро поднялся в воздух.

Я пара задержался на взлёте и по окончании первого разворота утратил ведущего. Связаться по радио ни с ведущим, ни с почвой мне не удалось. Тогда я решил произвести пилотаж над аэропортом.

Собрав 1500 метров высоты, приступил к пилотированию.

Внезапно ниже меня метров на 800 я увидел 6 самолётов, каковые доходили к аэропорту со понижением. С первого взора я принял их за Пе-2, но через пара секунд я заметил огонь зениток и разрывы бомб на отечественном аэропорте. Тогда я осознал, что это германские многоцелевые самолёты Ме-110.

не забываю, как очень сильно забилось сердце. Передо мной был неприятель.

Я решил атаковать противника, скоро развернувшись, на большой скорости отправился на сближение. Оставалось 500 метров, в то время, когда в сознании мелькнуло слышанное мною от начальника правило воздушного боя: «Перед атакой взгляни назад».

Посмотрев назад, я увидел, как с громадной скоростью приближается ко мне позади самолёт с белым коком. Опоздал я выявить, чей это самолёт, как он уже открыл по мне пламя. Один боеприпас разорвался у меня в кабине. Резким разворотом влево со скольжением выхожу из-под удара. Пара Ме-109 с громадной скоростью прошла справа от меня.

Сейчас я осознал, что они, увидев мою атаку, спикировали и нападали меня. Но моя неудавшаяся атака вынудила Ме-110 отказаться от повторного захода на бомбометание.

В данной встрече я на практике убедился, как серьёзна роль ведомого для прикрытия ведущего при атаке цели.

В будущем, летая в слётанной группе, я одержал 63 победы, не зная поражения.

Воздушные победы Ивана Кожедуба1

Дата Тип сбитого самолёта Место боя/падения
1. 06.07.1943 Ю-87 зап. Завидовки
2. 07.07.1943 Ю-87 ст. Гостищево
3. 09.07.1943 Ме-109 Красная Поляна
4. 09.07.1943 Ме-109 вост. Покровки
5. 09.08.1943 Ме-109 Прелестный
6. 14.08.1943 Ме-109 Искровка
7. 14.08.1943 Ме-109 Коломна
8. 16.08.1943 Ю-87 Рогань
9. 22.08.1943 ФВ-190 Люботин
10. 09.09.1943 Ме-109 сев. Искровки
11. 30.09.1943 Ю-87 ю-з Бородаевки
12. 01.10.1943 Ю-87 зап. Бородаевки
13. 01.10.1943 Ю-87 зап. Бородаевки
14. 02.10.1943 Ме-109 Плоское
15. 02.10.1943 Ю-87 Петровка
16. 02.10.1943 Ю-87 ю-з Андреевки
17. 02.10.1943 Ю-87 ю-з Андреевки
18. 04.10.1943 Ме-109 с-з Бородаевки
19. 05.10.1943 Ме-109 ю-з Красного Кута
20. 05.10.1943 Ме-109 зап. Куцеваловки
21. 06.10.1943 Ме-109 Бородаевка
22. 10.10.1943 Ме-109 Днепрово-Каменка
23. 12.10.1943 Ю-87 сев. Плоское
24. 12.10.1943 Ме-109 юж. Петровка
25. 12.10.1943 Ю-87 юж. Домоткань
26. 29.10.1943 Ю-87 Кривой Рог
27. 29.10.1943 Хе-111 зап. Будовки
28. 16.01.1944 Ме-109 Ново-Злынка
29. 30.01.1944 Ме-109 вост. Нечаевки
30. 30.01.1944 Ю-87 зап. Липовки
31. 14.03.1944 Ю-87 Осиевка
32. 21.03.1944 Ю-87 Лебедин-Шпола
33. 11.04.1944 PZL-24 Сырка
34. 19.04.1944 Хе-111 сев. Яссы
35. 28.04.1944 Ю-87 ю-в Вултуру
36. 29.04.1944 Хш-129 Хорлешти
37. 29.04.1944 Хш-129 Хорлешти
38. 03.05.1944 Ю-87 Тыргу Фрумос-Думбрэвица
39. 31.05.1944 ФВ-190 вост. Вултуру
40. 01.06.1944 Ю-87 Чужа Вода
41. 02.06.1944 Хш-129 зап. Стынка
42. 03.06.1944 ФВ-190 Рэдиу-Улуй — Тэтэр
43. 03.06.1944 ФВ-190 Рэдиу-Улуй — Тэтэр
44. 03.06.1944 ФВ-190 сев-зап. Яссы
45. 07.06.1944 Ме-109 Пырлица
46. 08.06.1944 Ме-109 Кырлицы
47. 22.09.1944 ФВ-190 с-з Стренчи
48. 22.09.1944 ФВ-190 ю-з Рамниеки-Даксты
49. 25.09.1944 ФВ-190 с-з Валмиера
50. 16.01.1945 ФВ-190 к югу от Студзяна
51. 10.02.1945 ФВ-190 с-з р-н аэропорта Морин
52. 12.02.1945 ФВ-190 зап. Кинитц
53. 12.02.1945 ФВ-190 зап. Кинитц
54. 12.02.1945 ФВ-190 оз. Китцер-Зее
55. 17.02.1945 Ме-1902 вост. Альт-Фридлянд
56. 19.02.1945 Ме-109 сев. Фюрстенфельде
57. 11.03.1945 ФВ-190 сев. Брюнхена
58. 18.03.1945 ФВ-190 сев. Кюстрина
59. 18.03.1945 ФВ-190 с-з Кюстрина
60. 22.03.1945 ФВ-190 сев. Зеелов
61. 22.03.1945 ФВ-190 вост. Гузов
62. 23.03.1945 ФВ-190 ст. Вербиг
63. 17.04.1945 ФВ-190 Врицен
64. 17.04.1945 ФВ-190 Кинитц

Всего сбито: 64+0. Боевых вылетов: 330. Воздушных битв: 120.

Первые 46 побед были одержаны Кожедубом на истребителе Ла-5, следующие — на Ла-7.

Смотрите видео: Две войны Ивана Кожедуба

Хороший фильм об Иване Кожедубе и его боевой деятельности.

Самолеты Ивана Кожедуба

Самолет И.Н. Кожедуба — Ла-7. 176-й ГвИАП, Германия, май 1945 г.

Примечания:

  1. Приводится по книге «Все асы Сталина 1936-1953 гг.» — Михаил Быков. — М. : Яуза-пресс, 2014. — 1392 с. — (Элитная энциклопедия ВВС. Таковой книги еще не было!). [?]
  2. в документах был указан как «Ме-109? с реактивным мотором», что означало германский реактивный истребитель Ме-262 [?]

Иван Кожедуб часть 1

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: