Страница боевой летописи советской авиации

      Комментарии к записи Страница боевой летописи советской авиации отключены

В июле — августе 1943 г. Советская Армия одержала блестящую победу на Курской дуге, явившуюся наибольшим событием ВОВ.

Вместе с пехотинцами, танкистами, артиллеристами, воинами и сапёрами всех других родов армий в битве под Курском героически сражались и советские летчики. Совинформбюро информировало, что именно тут, на Курской дуге, в ожесточенных воздушных битвах они совсем опрокинули прежнее превосходство гитлеровской авиации в воздухе. Храбро и мужественно сражались советские истребители, бомбардировщики и штурмовики, каковые меткими и замечательными ударами с воздуха по коммуникациям и боевым порядкам, помогали отечественным наземным армиям громить неприятеля.

Гитлеровское управление по окончании тяжелого поражения, понесенного зимний период 1942/43 г., решило вернуть собственный пошатнувшийся авторитет как в Германии, так и среди собственных союзников. С целью этого оно собиралось провести в 1943 г. громадное летнее наступление.

Своевременный план гитлеровских главарей пребывал в нанесении концентрических ударов с севера, из района Орла, и с юга, из района Белгорода, в направлении Курска. Для данной цели неприятель подтянул на этот участок фронта в общем итоге около 40 дивизий, половину которых составляли танковые и моторизованные. В районе Белгорода и Орла соперник сосредоточил ударные группировки армий, каковые поддерживались большими соединениями истребительной и бомбардировочной авиации.

Применяя достаточно спокойную воздушную обстановку на Западе, гитлеровское руководство привлекло для действий на курском стратегическом направлении около 2000 самолетов.

Для советских летчиков активная борьба с неприятелем в районе Курской дуги началась намного раньше развернувшейся тут битвы. Задолго до начала наступления гитлеровское руководство начало сосредоточивать собственные наземные части и авиационные соединения, стараясь сделать все это скрытно. Но отечественные воздушные разведчики зорко следили за перемещением армий и техники во вражеском тылу.

Заблаговременно выделенные экипажи смотрели за интенсивностью перемещения по металлическим и грунтовым дорогам, устанавливали места выгрузки воинских эшелонов соперника. Они доставляли руководству полезные сведения о сосредоточении танковых и пехотных соединений неприятеля. Эти сведения помогли отечественному общевойсковому и авиационному руководству при организации обороны и нанесении контрударов.

Соперник предпринял последовательность ночных и дневных воздушных налетов на кое-какие железнодорожные узлы и наши города. В число этих объектов входил и Курок. В последних числах Мая и в июне 1943 г. гитлеровцы пара раз пробовали бомбардировать Курский самый город и железнодорожный узел. В каждом таком налете приняло участие много бомбардировщиков, сопровождаемых истребителями. Но, не обращая внимания на это, неприятель не достиг собственной цели.

Эшелоны его самолетов перехватывались советскими истребителями, каковые, умело взаимодействуя с зенитчиками, наносили неприятелю серьезный ушерб. Первый же массированный налет на Курск был сорван отечественными истребителями, нанесшими сопернику громадной урон.

Руководство немецко-фашистской авиации пробовало организовать еще более большие налеты на Курск. Так, к примеру, в один из дней боев для нападения с воздуха на Курск и Курский ЖД узел гитлеровцы привлекли более 500 самолетов. Борьба в воздухе недалеко от Курска в данный сутки продолжалась около 10 часов.

Отважные советские истребители, искусно взаимодействуя со своей зенитной артиллерией, умело наращивая силы для новых эшелонов и отражения новых вражеских бомбардировщиков, с честью выполнили собственный долг. Гитлеровцы утратили в ожесточенных воздушных битвах около трети всех самолетов, привлеченных к данной операции, и не смогли выполнить собственной задачи.

В течение достаточно большого времени, предшествовавшего яркому началу битвы под Курском, советская авиация удачно отражала нападения фашистских самолетов на отечественные наземные армии, занимавшиеся постройкой глубоко эшелонированной обороны. Не считая данной очень ответственной задачи, она удачно делала задания руководства по борьбе с вражеской авиацией на ее аэропортах и наносила замечательные удары по тыловым объектам соперника.

В те дни отечественная пресса довольно часто информировала о таких действиях советских летчиков. Так, 11 июня газеты писали о том, что ночью большие силы отечественной авиации нанесли сильный удар по пяти аэропортам соперника. В следствии бомбардировки было стёрто с лица земли и повреждено много вражеских самолетов.

На всех аэропортах, подвергнутых бомбардировке, наблюдением были отмечены взрывы складов и многочисленные пожары с горючим и боеприпасами.

Вместе с бомбардировщиками по (аэропортам соперника сильные удары наносили и штурмовики. Очень успешными, к примеру, в это время были действия групп самолетов Ил-2, которыми руководили отважные штурмовики гвардии майор М. гвардии и Степанов капитан Н. Носков. Нанося удары по вражеской авиации, базировавшейся на белгородско-харьковском аэродромном узле, эти группы лишь за один вылет стёрли с лица земли и без шуток повредили около полусотни вражеских истребителей и бомбардировщиков.

Так же удачно действовали и другие советские летчики. Под их меткими ударами с воздуха неприятель нес большие человеческие потери и технике.

Войска Советской Армии упорно подготовились к отражению натиска соперника. Они приобрели новую, более идеальную технику; были созданы нужные запасы боеприпасов и оружия, сильные резервные войсковые группировки.

Как мы знаем, гитлеровское руководство наметило начало собственного «главного» наступления на 5 июля 1943 г. Но еще за три дня до этого срока Главнокомандование Советскими Вооруженными Силами предотвратило руководство отечественных армий на Курской дуге о подготавливавшемся наступлении неприятеля. Так, внезапности действий, на которую рассчитывал соперник, не получилось. Помимо этого, на последовательности участков фронта отечественное руководство перед самым началом вражеского наступления подвергло исходные позиции гитлеровских армий, их штабы, коммуникации и аэропорты сильному огневому действию, осуществленному артиллерийскими и авиационными частями.

Утром 5 июля неприятель двинул собственные полчища в бой. Он стремился подавить отечественную оборону на двух главных направлениях: белгородско-курском и орловско-курском, вбить в боевые порядки войск СССР глубокие танковые клинья и, прорвав фронт, выйти на оперативный простор. Для помощи собственных армий неприятель поднял в атмосферу много самолетов.

Советские солдаты смело встретили неприятеля. В сводке Совинформбюро за данный сутки сообщалось о том, что все атаки соперника были отбиты с громадными для него утратами. Лишь за один сутки боев на орловско-курском и белгородско-курском направлениях было подбито и стёрто с лица земли около 600 танков и более 200 самолетов соперника.

Много сожженных танков и самолетов, тысячи трупов собственных солдат и офицеров в первоначальный же сутки сражения покинули гитлеровцы перед передним краем незыблемой обороны отечественных армий. Советские летчики наносили сокрушительные удары по живой технике и силе неприятеля.

Одна из изюминок завязавшейся борьбы за господство в воздухе над Курской дугой пребывала в том, что воздушные битвы протекали в основном в полосе шириной 5 — 10 километров на протяжении линии фронта. Глубже, над отечественными ближайшими тылами, коммуникациями и аэродромами оказались только одиночные самолеты соперника. Руководство фашистской авиации стремилось сковать отечественную авиацию и завоевать господство в воздухе.

Но эти расчеты не оправдались. Высокое оперативно-тактическое мастерство советских авиационных начальников, мастерство и стойкость отечественных летчиков явились для фашистской авиации непреодолимым препятствием. Советские летчики умело противодействовали всем уловкам соперника, прочно удерживая инициативу в воздухе.

Очень показателен таковой эпизод, отмеченный в начале сражения на белгородском направлении.

Многочисленная несколько вражеских бомбардировщиков, закрываемая несколькими эшелонами истребителей, шла для нанесения удара по отечественным армиям. Навстречу им были высланы две группы советских истребителей. Одна группа вступила в бой с истребителями соперника и сковала их. Тем временем другие отечественные самолеты, поменяв маршрут и минуя вражеский истребительный заслон, ударили по направлявшимся к фронту бомбардировщикам.

Так, потому, что тактический прием соперника был разгадан во-время, летчики данной группы нанесли неприятелю очень важные утраты.

В борьбе с вражеской авиацией в битве под Курском советские летчики показали невиданные образцы героизма и мужества. Тут начал собственный ратный путь трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Тут выдающимися боевыми делами прославились С. Луганский, А. Маресьев и многие другие летчики.

Большой моральный дух советских летчиков в сочетании с непревзойденным мастерством приносил им победу в бессчётных схватках с неприятелем.

Страница боевой летописи советской авиации

Воздушный бой летчика А. К. Горовца

Беспримерный смелый подвиг совершил тут гвардии лейтенант А. К. Горовец. Встретив группу вражеских самолетов, складывавшуюся из 20 бомбардировщиков Ю-87, отважный летчик смело вступил в бой. Гитлеровцы, направляясь к нашему переднему краю, шли плотным строем. Сомнений не было: неприятель планировал бомбардировать отечественные позиции.

Высокое сознание собственного священного воинского долга посоветовало гвардейцу, что он любой ценой обязан сорвать план соперника. И Горовец врезался в самую гущу самолетов соперника. Это было так дерзко, что гитлеровские пилоты растерялись.

Быстрые атаки советского патриота следовали друг за другом. Отважный летчик разил неприятелей с предельно маленьких расстояний. От его стремительных ударов друг за другом загорелись и упали на землю 9 вражеских самолетов, а остальные быстро обратились в бегство.

Подвиг гвардии лейтенанта А. Горовец — красивый пример самоотверженного исполнения советским летчиком собственного воинского долга перед Отчизной.

Во время битвы под Курском советские штурмовики были бичем фашистских танков; они практически засыпали «фердинанды» и «тигры» особыми противотанковыми бомбами, владевшими очень высокой эффективностью. Летчики обрушивались на неприятеля и на исходных позициях, и в местах сосредоточения, й тогда, в то время, когда они переходили в наступление.

В один из боевых дней Н-скому гвардейскому соединению была поставлена задача нанести пара последовательных ударов по танкам соперника, пребывавшим около станции Поныри. Зная, что эта несколько танков только что возвратилась из бесплодной атаки, старший летный глава направил часть штурмовиков в районы, где пребывали заправочные средства.

Два эшелона штурмовиков показались над рощей, севернее станции, в тот момент, в то время, когда несколько «тигров» заправлялась боеприпасами и горючим. Самолеты, вооруженные противотанковыми бомбами атаковали танки, а другие занялись уничтожением бензозаправщиков и автомобилей с снарядами. Расчет оправдался.

В этом налете было стёрто с лица земли пара десятков «тигров», взорвано множество автомобилей с снарядами и автоцистерн с горючим. Вся танковая группировка была лишена возможности повторить собственную атаку.

В отечественных авиационных частях были настоящие мастера борьбы с вражескими танками. Так, к примеру, лишь за три дня боев на орловско-курском направлении четверо летчиков-гвардейцев — А. Бондарь, В. Желнин, В. Воловик и Б. Гребеньков — поразили около 30 гитлеровских танков.

Только ожесточенную борьбу с танками было необходимо вести советским летчикам-штурмовикам, поддерживавшим отечественные войска на белгородском направлении и, например, на протяжении большого танкового сражения в районе Яковлево — Прохоровка. Взаимодействуя с танкистами, летчики нанесли неприятелю тяжелые потери. Только за один сутки боев в этом районе гитлеровцы утратили более 400 танков.

Большое количество танков было подбито и зажжено метким огнем с самолетов.

Не обращая внимания на ввод в бой больших танковых группировок, ни на белгородском, ни на орловском направлении неприятелю не удалось прорвать оборону отечественных армий. Только ценой огромных утрат он сумел кое-где добиться местного тактического успеха, вклинившись в отечественное размещение на пара километров. «Главное» наступление гитлеровцев захлебнулось. Советская Армия не только отбила натиск неприятеля, перемолола его лучшие танковые, пехотные и авиационные соединения, но и сама перешла в наступление.

Ровно спустя семь дней по окончании начала битвы под Курском, 12 июля 1943 г., по приказу Главнокому в наступление на орловском направлении перешли войска Западного и Брянского, а после этого и Центрального фронтов. Через пара дней на белгородско-харьковском направлении наступление развернули войска Воронежского и Степного фронтов. Боевые действия отечественной пехоты, танковых и кавалерийских соединений поддерживались большими силами авиации.

В первоначальный же сутки наступления советские истребители очистили небо от самолетов соперника. бомбардировщики и Наши штурмовики большими группами направлялись на Запад и наносили удары по переднему краю и по всей глубине вражеской обороны.

Бомбардировочная авиация наносила сокрушительные удары по армейским объектам в глубоком тылу гитлеровцев. Так, отечественная авиация влияла на всю глубину обороны соперника. Наряду с этим ее силы не распылялись: она действовала целеустремленно. В то время, когда на третий сутки отечественного наступления соперник начал подготавливать сильную атаку, на советских летчиков была возложена задача разгромить его танковые части и живую силу.

С целью этого было организовано три удара с воздуха. Удары были столь сокрушительными, что подготовившаяся к атаке фашистская группировка была полностью разгромлена.

Солдаты наземных армий с благодарностью и глубоким уважением отзывались о храбрых действиях отечественной авиации, высоко ценили ее помощь на поле боя. На аэропорты довольно часто приходили радиограммы от общевойсковых глав, благодаривших летчиков за умелые боевые действия. Часто им писали и сами солдаты. Вот одно из таких писем, полученное в дни битвы на Курской дуге летчиками Н-ской гвардейской авиационной части: «Шлем вам с передовой боевой привет и хотим успеха в работе.

Примите отечественную громадную признательность летчикам-штурмовикам, действующим к югу от Орла. Дело было так: отечественное подразделение наступало, бойцы по пятам преследовали гитлеровцев. Дабы спасти положение, они кинули в атаку танки. Но тут показались отечественные соколы-штурмовики.

И задали же они неприятелю жару! 8 танков подожгли, а остальные обратили в бегство. Атака лгала была сорвана. Назавтра отечественные летчики опять весь день бомбили боевые порядки гитлеровцев. Мы видели все это собственными глазами. Замечательно трудились штурмовики. Громадное благодарю вас, товарищи летчики, за помощь с воздуха, а мы на земле будем крушить неприятеля.

С боевым приветом старший сержант Елочкин, сержант Книтко, рядовые Запорожец, Хоменко».

Операция по разгрому орловской группировки и освобождению Орла началась сильной авиационной подготовкой. В ней очень значительную роль сыграли ночные бомбардировщики. Над вражеской обороной всю ночь стояло целое зарево, раздавались сильные взрывы от прямых попаданий бомб в артиллерийские склады.

Ночью первую линию вражеской обороны бомбардировали подразделения легкомоторных самолетов и тяжелых воздушных судов. Чуть забрезжил восход солнца, в атмосферу встали группы штурмовиков, каковые беспрерывно были над полем боя, стирая с лица почвы оборонительные упрочнения неприятеля, уничтожая его живую технику и силу. Действия штурмовиков прикрывались истребителями.

Совместное артиллерийское и авиационное действие на первую оборонительную полосу соперника было столь действенным, что отечественные наземные армии весьма скоро ворвались во вражеские траншеи и перенесли бой в глубину обороны. На многих участках фронта советская пехота в первоначальный же сутки боя существенно углубилась в размещение соперника.

В то время, когда начались битвы в глубине вражеской обороны, ситуация в воздухе пара усложнилась. Гитлеровское руководство стало спешно перебрасывать на орловское направление свежие авиационные силы. Вспыхивали ожесточенные воздушные битвы, заканчивавшиеся, в большинстве случаев, победами отечественных летчиков.

Вот пара примеров.

Шестерка истребителей под руководством Храбреца СССР П. Муравьева охраняла над боевыми порядками собственных армий. Начальник группы, увидев 9 самолетов «Мессершмитт-110», планировавших штурмовать позиции советской пехоты, подал команду: «Атаковать противника всем в один момент». Из-за дыма от пожаров видимость не превышала 3 — 4 километров, что весьма затрудняло маневрирование истребителей.

Но вместе с тем это событие создавало определенные удобные возможности для скрытного сближения с соперником. Советские летчики, близко подойдя к самолетам соперника, открыли огонь. При первой же атаке одна вражеская машина была сбита. Гитлеровцы поднялись в оборонительный круг. Но это не спасло их от поражения. Умело руководя действиями собственных летчиков, Герой Советского Союза П. Муравьев повел бой на вертикалях.

В следствии неприятель, утратив еще пара самолетов, совсем отказался от попытки штурмовать отечественные войска и покинул поле боя.

Занимательный и очень поучительный бой совершила шестерка истребителей под руководством Храбреца СССР В. Губарева. Летчикам данной группы была поставлена задача прикрыть переправу наступавших мотомеханизированных частей. Соперник, определив об данной переправе, направил на нее сильные группы бомбардировщиков, сопровождаемых истребителями.

Воздушному патрулю Храбреца СССР В. Кубарева было нужно встретиться с тремя такими группами. Действуя смело и одновременно с этим расчетливо, советские летчики всегда наносили сопернику тяжелые потери и не допускали к переправе. Сперва отечественные истребители отразили наступление маленького передового эшелона соперника, воображавшего собой собственного рода эшелон силовой разведки.

Советские истребители встретили эти самолеты еще на территории неприятеля и, сбив два гитлеровских самолета, вынудили целый эшелон развернуть назад. Сразу же за первой группой показалась вторая, около 50 истребителей и бомбардировщиков. Данный эшелон был атакован на дальних подступах к переправе. В следствии уверенных атак отечественных летчиков, умело направляемых начальником, гитлеровцы утратили пара самолетов и вынуждены были покинуть поле боя.

Такая же участь постигла и третью группу бомбардировщиков соперника. В общем итоге воздушный патруль Храбреца СССР В. Кубарева отразил троекратную попытку неприятеля бомбардировать переправу отечественных армий и стёр с лица земли 9 его самолетов.

В один момент со сражением за Орел удачно развивалась наступательная операция отечественных армий и на втором фланге Курской дуги — на подступах к Белгороду. Боевые действия авиационных частей на этом месте фронта отличались кроме этого высокой активностью, целеустремленным массированным применением бомбардировщиков, истребителей и штурмовиков. На отдельных участках авиачасти практически прокладывали путь пехоте и танкам.

Действуя бесстрашно, надежно закрывая боевые порядки собственных армий от атак вражеских бомбардировщиков, летчики снискали благодарность и уважение всех смелых участников командиров и — Белгородского сражения солдат общевойсковых соединений.

Сначала наступления отечественных армий на белгородском направлении бомбардировщики и советские штурмовики деятельно поддерживали удары собственной пехоты и танков, направленные сперва на промежуточный рубеж обороны соперника, а после этого на его подготовленную в течение трех с половиной месяцев оборонительную полосу и на город Белгород. Первый сутки операции начался атакой пикирующих бомбардировщиков на передний край вражеской обороны.

Начальник данной группы советских самолетов, встретив над целью очень сильный зенитный пламя, которым гитлеровцы стремились компенсировать недостаток истребителей, в тот же час же перевёл часть собственных сил на борьбу с зенитной артиллерией. Пикировщики, разбившись на группы, самостоятельно выискивали себе цели, входили в крутое пикирование и совершенно верно поражали орудия неприятеля.

Такое ответ задачи было верным: оно позволило следующей группе пикирующих бомбардировщиков, подошедших к полю боя, функционировать в более спокойной воздушной обстановке. За бомбардировщиками стали подходить группы штурмовиков. Эти группы, сменяя друг друга в воздухе, широким кругом опоясывали вражеское размещение.

В то время, когда отечественные стрелковые дивизии, сопровождаемые танками, стали близко доходить к Белгороду, помощь их действий с воздуха приняла еще более деятельный темперамент. Показателен таковой факт. В роще, пребывавшей к северо-востоку от города, неприятель создал серьёзный опорный пункт, сосредоточив на нем много техники.

Отечественные части, обтекая данный опорный пункт, попадали под его фланговый пламя. Для успешного развития боя за Белгород следовало выбить неприятеля из рощи. Помощь частей, выделенных для ликвидации этого ответственного опорного пункта гитлеровцев, была возложена на пикирующих бомбардировщиков авиационного соединения генерала И. С. Полбина и на подразделения штурмовиков.

Удар с воздуха затруднялся сильной зенитной обороной. Опять часть самолетов была нацелена на подавление и уничтожение зенитных точек. Бомбардировщики сделали все возможное, дабы создать благоприятные условия для действий штурмовиков. Последние же несколькими сосредоточенными ударами подготовили атаку пехоты и танков. В следствии отечественные армии выбили неприятеля из рощи и вынудили его откатиться в предместья города.

Советские солдаты на плечах отступавшего соперника ворвались в Белгород и завязали уличные битвы.

5 августа 1943 г. войска СССР, наступавшие на орловском направлении, изгнали неприятеля из Орла, а войска, громившие его на белгородском направлении, высвободили Белгород. Столица нашей страны Москва в тот же вечер салютовала советским солдатам, одержавшим превосходные победы. Это первенствовал в Великой Отечественной войне салют в честь доблестных частей отечественных Армии.

Под Орлом, Харьковом и Белгородом неприятель понес невосполнимые утраты. Как мы знаем, за период боев с 5 июля по 20 августа в следствии сокрушительных ударов советской пехоты, артиллерии, авиации, кавалерии и танков гитлеровская армия на всех участках советско-германского фронта утратила не меньше 1 000 000 солдат и офицеров, более чем 7000 танков, более 5000 орудий, около 4600 самолетов. Ликвидировав орловский и белгородско-харьковский плацдармы неприятеля, отечественные армии перешли в решительное наступление на широком фронте, из-за которого уже к осени 1943 г. было высвобождено до двух третей временно оккупированной неприятелем советской почвы.

Советские ВВС в битве под Курском обогатились новым боевым опытом сотрудничества с частями всех родов армий в обороне и в наступлении. Свято храня славные боевые традиции отечественной авиации, советские летчики должны изучать данный опыт, умело использовать его в ответе всех тех задач, каковые стоят перед ними, как и перед всеми солдатами Советской Армии и ВМФ, бдительными защитниками созидательного труда отечественного народа.

Источник: Полковник Н. ДЕНИСОВ. Незабываемая страница боевой летописи советской авиации. «Вестник воздушного флота» № 7, 1953 г.

История русской авиации от Царской России до наших дней

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: