Конфликт на квжд. боевые действия советской авиации

      Комментарии к записи Конфликт на квжд. боевые действия советской авиации отключены

А.Дёмин

Конфликт на квжд. боевые действия советской авиацииВ середине 1929 г. начался конфликт на советско-китайской границе, который связан с захватом китайскими армиями Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), проходившей по территории Маньчжурии и с конца XIX века пребывавшей в совместном управлении Китая и России. История военных действий наземных подразделений Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА) при помощи авиачастей прекрасно известна и детально обрисована в ряде публикаций1.

Советской разведке было известно, что в тот период авиационная группировка в Маньчжурии была самой замечательной в Китае и достигала 180-190 достаточно современных боевых самолетов разных типов, в их числе истребители «Фоккер», разведчики и лёгкие бомбардировщики Бреге-14, -19, Потез-25, Юнкерс Ju20/35. и им подобные (большая часть авиапарка потребовала ремонта). В тот период на севере Китая не прекращались междуусобные войны с активным применением авиации, которая часто и определяла финал конкретного сражения.

Руководивший ВВС Маньчжурии Чжан Сюэлян (сын годом ранее погибшего в следствии диверсии диктатора Чжан Цзолиня) тратил большое количество средств и сил на развитие боевой авиации, и в 1929 г. взял красивую возможность проверить собственные силы в воздушных сражениях, причем не с соперничающими «милитаристами» из соседних провинций, а с советскими самолётами. Но фактически ни в одном из источников не отмечено появление в воздухе китайских самолётов, не говоря уже о каких-либо столкновениях в воздухе.

Так принимала участие ли в том конфликте боевая авиация Китая? Ответить на данный вопрос удалось только совсем сравнительно не так давно, найдя в РГВА своевременные и разведсводки, каждый день отправляемые в Разведуправление (РУ) РККА2. Они позволяют осознать, как действовала авиация с китайской стороны.

С конца XIX века в Маньчжурии жило много русских, многие из них трудились на КВЖД. В 1920-е годы русская диаспора в регионе выросла если сравнивать с дореволюционной численностью многократно, по большей части, за счет личного состава остатков белых армий. В одном из основных городов, Харбине, в 1916 г. жило 34200 русских, а в 1922 г. — уже 120 тыс., до 25% от всего городского населения.

Под сильным влиянием (и нажимом) белоэмигрантов власти Китая начали преследовать советских граждан — сотрудников КВЖД. 27 мая 1929 г. в Харбине произвели обыск в советском консульстве и арестовали 39 советских граждан, а некоторых кроме того убили. Президент Китая Чан Кайши лично прибыл в Пекин и отдал приказ о передислокации китайских армий на границу для подготовки к войне.

Еще до начала конфликта некоторый пилот-любитель Фэн Юн, пребывающий в «особенных отношениях» с Чжан Сюэляном (по всей видимости, легко друг), на своем самолёте в один раз слетал в район советско-китайской границы, возможно, на разведку.

 ***

11 июля китайский глава КВЖД сместил с поста советского его заместителя и сопредседателя, заменив их китайцами. Всех советских начальников в правлении дороги поменяли белоэмигранты. В один момент ликвидировали все советские торговые, промышленные и публичные организации.

В нарушение соглашения от 1924 г. китайские армии силой захватили КВЖД, 14 июля 1929 г. правительство СССР направило ноту протеста, требуя высвободить арестованных и вернуть обычный режим работы КВЖД. Но попытка урегулировать конфликт политическими средствами успеха не имела, китайцы восприняли её как слабость. Начались нарушения границы, нередкие обстрелы территории СССР, убийства мирного населения.

18 июля СССР заявил о разрыве дипотношений с Китаем. 20 июля советские части начали наступление на китайские армии на трех участках фронта. Начались боевые действия.

Разведсводка РУ РККА от 17 августа сказала: «Захват КВЖД, планомерно подготовляющийся в течение последних лет, направляться поставить в сообщение с известной консолидацией главных сил реакции Китая. Вне сомнения существует договоренность Мукдена с Нанкином3. Последнее заседание в Пекине имеет прямое отношение к захвату».

В следствии 6 августа 1929 г. показался приказ Революционного военсовета СССР о создании Особенной Дальневосточной армии (ОДВА, позднее Краснознаменной — ОКДВА) под руководством В.К. Блюхера. Авиационная группировка насчитывала около 70 боевых самолётов Р-1 и поплавковых МР-1, и пара истребителей «Мартинсайд».

По состоянию на 31 июля в составе Даурской группировки насчитывалось 19 самолётов, в Хабаровско-Сунгарийской — 8, Гродековской — 37, Читинской — 6. Благовещенская и Владивостокская группировки ОДВА самолётов не имели.

Командующий ВВС Манчжурии Чжан Сюэлян (слева) и генерал Яо на фоне Хэндли-Пейджа HP O/7

Чжан Сюэлян имел возможность противопоставить им до 50 боеспособных самолётов. В разведсводке от 17 июля сказали, что китайцы начали переброску авиации ближе к линии фронта, послав вместе с наземными армиями в район ст. Маньчжурия — Хайлар отряд самолётов и на ст. Пограничная два самолёта.

19 июля отмечалась возможная переброска авиаотряда предположительно из 10 автомобилей в Баргу и двух самолётов на ст. Пограничная (подчеркивалось, что сведения потребовали проверки). 26 июля, согласно данным ОГПУ, китайские армии на Сунгарийском направлении усилили авиаотрядом в семь самолётов, их в том направлении привезли разобранными. По агентурным данным, кроме этого потребовавшим проверки, 3 августа через Хайлар на запад проследовали ещё три разобранных самолёта.

Уточнить эти сведенья по китайским источникам не удалось.

Боевые действия на реке Сунгари начались 11 августа. На следующее утро Р-1 из 40-й эскадрильи им. В.И. Ленина бомбили китайские суда. Авиация Чжан Сюэля-на в битвах участия не принимала. Только в разведсводке от 17 числа подтвердили наличие трех китайских самолётов в районе ст. Маньчжурия, а 28 августа в разведсводке подчернули, что в тот сутки в районе Чжалайнор разбился один из трёх имевшихся в том месте китайских самолётов. 31 августа разведчики сказали, что из Мукдена в направлении ст.

Маньчжурия послан спецавиаотряд из 20 самолётов. Потом каких-либо упоминаний о китайской авиации в советских донесениях не было до 5 октября, в тот сутки через Харбин на западную линию КВЖД проследовали два авиаотряда в составе: до 175 воинов, трёх грузовиков, двух брезентовых ангаров и двух зенитных орудий (количество и тип самолётов разведчики не смогли установить).

В сентябре—октябре советская авиация употреблялась не через чур интенсивно, боевые вылеты делали самолёты Даурской и Гродековской группировки. Так, 3 сентября Даурская авиация совершила отдельные полёты в районе ст. Маньчжурия — Чжалайнор. 7 сентября китайцы обстреляли ружейным огнем коммунистический Р-1 при пролёте над линией окопов у Чжалайнор.

В то время, когда в тот же сутки они начали обстреливать второй отечественный самолёт, кроме этого пролетавший над вражескими окопами, по сопернику открыли огонь артиллерия и наши пулемётчики. Но практически сразу же последовал приказ руководства: без особенной потребности по «белокитайцам» не стрелять, дабы не «раздувать» конфликт. 10 сентября в авиачастях совершили учебные полёты со стрельбой по наземным мишеням, 15 и 20 сентября кроме этого организовали учебные полёты. Только 2 октября состоялись разведполёты в районе ст.

Маньчжурия — Чжалайнор. Р-1, высланный в Нерчинский завод, из-за недостатка горючего удачно сел на вынужденную в 50 км северо-восточнее ст. Даурия.

Инспекторска проверка авиации Чжан Сюэляна. На заднем замысле — Бреге-14

В Гродековской авиационной группировке 3 сентября при возвращении с своевременного задания в 2 км севернее ст. Пограничная с высоты 346,6 ружейно-пулеметным огнем был обстрелян самолёт 19-го авиаотряда. 8 сентября в 2-00 по локальному времени в том месте же случился большой бой наземных армий с участием авиации.

Как направляться из дополнения к оперсводке, китайцы в 2-00 открыли ружейно-пулемётный пламя по отечественному охранению и выпустили три боеприпаса, они почему-то не разорвались. Обстоятельством обстрела имело возможность стать крушение поезда на перегоне Бадахеза — Пограничная 7 сентября в 21-00. Позднее разведчики лично убедились, что поезд вправду упал с насыпи под откос, но что явилось обстоятельством крушения — не информировали.

В ответ на пламя с китайской стороны отечественное охранение также начало стрельбу, но в отличие от прошлых перестрелок китайцы пламя не прекратили. В 6-00 о боестолкновении донесли командарму В.К.

Блюхеру, и спустя час последовал приказ: «Сильным, но маленьким шквалом артогня обстрелять один—два самые насыщенных района китайских окопов, причем не допускать обстрела Пограничной и не переходить границу…» До тех пор пока приказ Командующего дошел до начальника 1-й дивизии, он «показал инициативу», отправив самолёты бомбить позиции соперника и ст. Пограничная. Около 7-00 пятёрка Р-1 скинула бомбы на станцию и передовые окопы, повредив три пути.

Артиллерийские наблюдатели засекли разрывы бомб между эшелонами, в том месте появился громадной пожар — загорелся эшелон с снарядами. Отмечено кроме этого, что при бомбёжке китайские воины в панике удирали кроме того из блиндажей. Позднее стало известно, что паника появилась не только на Пограничной, но и на соседней ст. Мулино. В оперсводке кроме этого отмечалось, что артиллерийским огнём и бомбардировкой с отечественной стороны «приведены в молчание» (т.е. подавлены) бронепоезда, батарея и бомбомёты.

Все попытки китайцев вести ответный ружейно-пулемётный пламя и артстрельбу силами одной батареи успеха не имели. Неизвестно, отметил ли Блюхер инициативу командира дивизии и в случае если да, то как. Через сутки, 10 сентября три Р-1 19-го ао с 4-00 до 5-00 проводили разведку в районе Пограничной. 12 сентября авиации поставили задачу найти банду Мохова, но летавшие на разведку в район разъезда Кноринг и ст. Манзовка, Хорольское и Стардевица самолёты никаких следов преступников не нашли.

15 сентября совершили авиаразведку района Пограничная — Сочнево — Мулин. 20 сентября, с 9-00 до 14-00 выполнялись полёты в район Пограничной с своевременными заданиями. 26 сентября на разведку в район Мишань — Мулин вылетали четыре самолёта 40-й аэ.

3 октября звено 40-й аэ совершило авиаразведку района Турий рог, погранпост 25, Дворянка, Рыболов.

Бомбардировщик Бреге Bre-19GR с эмблемой ВВС Гоминьдана

Сведений о военных действиях авиации Сунгарийской группировки в оперсводках нет, за исключением фотосъёмки и авиаразведки района Сахаляна, выполненного 7 сентября двумя гидросамолетами МР-1 из 68-го оао. Вылетев с базы 7 сентября в 10-00, они возвратились в Благовещенск 8 сентября в 12-00.

Активные боевые действия в районе Лахасусу против китайской военной флотилии в устье Сунгари начались 12 октября. Р-1 из 40-й аэ и МР-1 из 68-го оао наносили бомбовые удары по вражеским упрочнениям, огневым и кораблям точкам. Авиация во многом помогала захвату Лахасусу.

Сунгарийская операция удачно завершилась 16 октября. В срочном политдонесении в Москву указано, что три самолёта взяли пулевые пробоины, но остались в строю.

17 октября в Шанхайской прессе сказали о поражении китайской военной флотилии на Сунгари. Среди трёх потопленных и четырёх повреждённых канлодок, и 1000 убитых матросов почему-то упомянули и два стёртых с лица земли китайских аэроплана.

17 октября разведсводка донесла, что из Харбина в Цицикар и Хайлар послали 12 двухместных бомбардировщиков «Бреге» и «Потез», персональный состав отряда только китайский. В один момент сказали, что на ст. Маньчжурия прибыл двухместный «Потез» «ветхой конструкции с малым радиусом действия, механик и лётчик русские».

В агентурных данных от 24 октября наконец-то показались точные и самые полные сведения о дислокации и состоянии китайских авиачастей. Стало известно, что 20 октября из Харбина в Хайлар вылетел спецавиаотряд № 3 в составе пяти самолётов — три «бомбера» «Бреге» и два разведчика «Потез». «Бомбовозы» вооружались шестью бомбами по 1 пуду 5 фунтов (ок. 20 кг), разведчики — одним пулемётом «Кольт», всего отряд имел 60 бомб.

Спецавиаотряд № 2 (пять самолётов) придали 1-й Мукденской армии и временно оставили в Харбине (один самолёт при перелете из Мукдена из-за неисправности совершил вынужденную посадку в Чаньчуне и потребовал ремонта). Отряд предназначался для военных действий в устье Сунгари. Летчики в нем китайские, выпускники Мукденской авиашколы, состояние самолетов нехорошее.

Наряду с этим агент очень обратил внимание, что «Мукден внес предложение местному руководству воздержаться от посылки самолётов на ст. Пограничную и Маньчжурию ввиду превосходства отечественной авиации». Позднее разведчики уточнили, что спецавиаотряд № 2 утром 3 ноября послали из-под Цицикара в Саньсинь, и подтвердили наличие в Хайларе авиаотряда № 3 (пять самолётов).

Разведсводки были единственными документами, где иногда упоминались китайские самолёты, в ежедневных оперсводках их по большому счету ни разу и не отметили, потому, что ни одного боевого вылета по понятным сейчас обстоятельствам лётчики Чжан Сюэляна так и не сделали. Только в одном из политдонесений ОКДВА в Политуправление РККА упомянули появление на одном участке фронта двух «Бреге», скоро скрывшихся при приближении отечественных самолётов.

Авиаотряды ВВС Гоминьдана были вооружены кроме того летающими лодками FBA-19

на данный момент китайские источники подтверждают точность и абсолютную достоверность советских разведсводок. Вправду, маньчжурские армии не торопились вводить в бой собственные авиачасти, осознавая, что советская авиация посильнее. Только регулярные и весьма важные удары по наземным армиям заставили руководство просить у Чжан Сюэляна авиационной помощи.

К фронту послали два авиаотряда. 26 октября 3-й спецавиаотряд (пять «Потезов», начальник Ван Цзюй-йоу), усиленный одним зенитным орудием, расквартировали в Анси, оперативно подчинив его Западной армии.

3 ноября пять самолётов из 2-го авиаотряда (группой руководил Цзян Синчэн) перебазировали в Илань в подчинение Восточной армии. В эти же дни еще один самолёт (тип малоизвестен, китайцы именовали его «Цзифэнхао», т.е. «резкий, сильный ветер») разбрасывал над Цицикаром антисоветские листовки.

Историк из КНР Ма Юйфу подтверждает тот факт, что авиация Чжан Сюэляна фактически не делала боевых вылетов из-за «весьма холодной погоды». Самолёты не могли летать якобы «из-за обледения», их приходилось прятать в утеплённых землянках и выводить на аэропорт только по окончании долгого прогрева моторов — «из-за весьма холодных дней» полётов практически не было4.

Чжан Сюэлян надел летный шлем и готовится к вылету

В отличие от китайской, советская авиация в ноябре в «весьма холодную погоду» продолжала «в одиночку» функционировать лишь против наземных армий соперника. 30 октября советская военная флотилия двинулась вверх по Сунгари, ей поставили задачу разгромить вражескую группировку в районе Фугдина (Фуцзинь). Гидросамолеты 68-го оао вели воздушную разведку, закрывали с воздуха суда с десантом. В первоначальный сутки операции МР-1 выполнили 17 разведполётов. На следующий сутки начальник отряда Э.М.

Лухт и лётчик Д.И. Боровиков парой бомбили укрепления и вражеские корабли. По самолётам открыли массированный прицельный пламя с почвы. Прицельно отбомбившись по китайской канонерской лодке, позднее Лухт докладывал: «Лётчиками отряда стёрты с лица земли канонерка… вооружённый пароход, баржа… Подавлены пулемётные точки и вражеская артиллерия.

Рассеяна белокитайская конница, чем оказана помощь десанту».

В авторитетных европейских изданиях, таких как «Дейли Телеграф», «Таймс», «Пари Матч» и пр., сразу же подчернули, что всего у китайцев на Сунгари имелось семь канлодок и вооружённый пароход. Журналисты, взяв сведения, что на протяжении боя и по окончании него были стёрты с лица земли шесть пароходов, а самая сильная канлодка из боя вышла очень сильно повреждённой и, прийдя в Фугдин, затонула, сделали вывод, что «в случае если так, то на данный момент на Сунгари китайской военной флотилии нет».

Бомбардировщики Бреге-14 ВВС Манчжурии

О контактах с «белокитайской» авиацией упоминается только в воспоминаниях летнаба В. Толстого, начальника штаба 19-го ао «Дальневосточный Ультиматум»:

«В один из ноябрьских дней неожиданно целый отряд «Дальневосточный Ультиматум» был поднят на ноги воздушной тревогой. Так же как и перед бомбометанием все дружно с сознанием необыкновенной ответственности заняли собственные места. С редкой быстротой подготовились самолёты к вылету.

Бинокли выискивали на горизонте воздушного соперника, ПВО была наготове, посты наблюдения доносили: «Пять китайских самолётов летят в отечественную сторону!».

— Неужто осуществится воздушный бой? — переговаривались лётчики.

Не довелось «Ультиматуму» в данный сутки померяться силами с самолетами соперника, они долетели до границы и возвратились на собственный аэропорт. Это был сутки 11 ноября, в то время, когда из Харбина прилетели на фронт китайские самолёты. С этого дня отравлено было настроение отечественных лётчиков.

Они дремали и видели воздушный бой, а днем они мучили руководство расспросами: «в то время, когда же?», «в то время, когда же разрешат?». У них уже у каждого были проекты боя, они до тонкости вычислили время и маршрут, и количество бомб, но… руководство не разрешало. «, пока не будет угрозы китайских самолётов, не трогать!»

Тяжело передать настроение лётчиков. Они готовили пулеметы, контролировали автомобили, выискивали в небе соперника, готовы были каждого пролетающего дикого гуся принять за китайский самолёт, гадали: «будет либо не будет?».

— Будет, — говорит лётчик Соколов.

— А откуда ты знаешь? — задают вопросы его.

— По пулемёту сужу, он у меня пророк. В мирное время трудится с перебоями, ничего не могу сделать, а как боевую работу почует, так безотказно. Сейчас пробовал — ни одной задержки — значит, будет, — шутит он.

Японские воины изучают захваченный Потез-25 на Мукденском аэропорте

17 ноября нависла угроза. Самолёты соперника налетели на отечественную территорию и снова ушли к себе. Это совпало с началом маневров мукденской конницы в районе Турий Рог. «Ультиматум», нагрузившись бомбами, вылетел, имея собственной задачей стереть с лица земли китайский спецавиаотряд.

Громадный и тяжелый путь. Холод. Ветер. Снежная дымка. Но не это тревожило лётчиков.

У экипажей на всех самолётах одна идея: «А что, в случае если опоздаем?».

Приближается цель, видимость нехорошая, но все глаза направлены к аэропорту, выискивают самолеты, и возбуждение разом охватывает всех: соперник застигнут на месте.

Первое звено пулемётным огнем атакует самолёты соперника. «Ультиматовцы» заходят на бомбометание. Пришедший в себя соперник открывает интенсивный пламя из пулемётов и зенитных орудий. Розочки разрывов шрапнелей все ближе и ближе к нашим самолётам, вот они уже нащупали отечественную высоту.

Под нами на китайском аэропорте пять новеньких французских самолетов «Бреге-19». Заходим на первый залп. Прошло 25 мин.. «Ультиматум», сделав задание, возвращался обратно. Самолёты соперника были выведены из строя?».5

17-18 ноября Р-1 из 40-й аэ поддерживали наступление армий в работе города Мишань. При содействии авиации город был забран, соперник понес важные утраты.

17 ноября началась операция в районе Чжалайнора, 20 Р-1 бомбили упрочнения южной линии обороны китайцев, каковые наземные части после этого захватили стремительной атакой 18 ноября самолёты 25-го ао атаковали китайские войска в районе ст. Маньчжурия, Р-1 из 6-го авиаотряда и 26-й эскадрильи бомбо-штурмовыми ударами обрабатывали передний край обороны китайцев в районе Чжалайнора. 18 ноября войска СССР штурмом овладели Чжалайнором, 20 ноября забрали станцию Маньчжурия.

Потом отечественные самолёты перешли к бомбардировке китайских резервов в направлении на Хайлар. 29 ноября китайские части покинули город, часть советских самолётов перебазировалась на местный аэропорт. Из этого в течение нескольких суток лётчики выполнили последние боевые вылеты, в основном, разведывательные.

26 ноября Китайское правительство вынужденно запросило помощь у независимых наблюдателей, но СССР твердо объявил, что переговоры вероятны только без каких-либо посредников. Представитель Маньчжурского провинциального правительства выехал на переговоры в Хабаровск, где 22 декабря подписали мирное соглашение, и конфликт был исчерпан; Все советские части ушли с территории Маньчжурии.

Авиации Чжан Сюэляна оставалось существовать еще около двух лет, пока в сентябре 1931 г. Маньчжурию не оккупировали японцы. Противодействия в воздухе им не было, все «тигры» и «соколы» Чжан Сюэляна благополучно разбежались с мукденского аэропорта.

Источник: А. Дёмин. КВЖД-1929: «И разведка доложила совершенно верно» // Легенды и мифы отечественной авиации. Сборник статей.

Редактор-составитель А.А. Дёмин. Выпуск 4.  — М., 2012.

Примечания:

  1. Иванов В., Михайлов А. Забытая война на Сунгари // Самолеты мира 2001. № 3-4. С. 34-38; Маслов М.А. Разведчик Р-1 // Авиаколлекция. 2004. № 3. С. 27-28; Котельников В. Авиация в советско-китайском вооруженном конфликте // AM. 2007. № 3. С. 16-30. [?]
  2. РГВА. Ф. 33989. Оп. 1. Д. 100. [?]
  3. Мукден — столица Маньчжурии, не подчинявшейся в те годы Центральному правительству Китайской республики, пребывавшему в Нанкине. [?]
  4. Ма Юйфу. Китайская военная авиация. 1909-1949 (на кит. яз.) Пекин, 1994. [?]
  5. Толстой В. В борьбе с белокитайцами // AM. 2007. № 3. С. 33-34. [?]

Воздушные бои: ВВС Израиля HD (Ближний Восток)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: