Боевые действия авиации северного флота на морских коммуникациях

      Комментарии к записи Боевые действия авиации северного флота на морских коммуникациях отключены

Второй период ВОВ (ноябрь 1942—декабрь 1943 гг.) для авиации Северного флота характеризовался устойчивым неспециализированным количественным и качественным ростом ее превосходства над авиацией соперника. В составе авиации флота на 1 декабря 1942 г. было 298 самолетов, а также 28 торпедоносцев, 14 бомбардировщиков, 188 истребителей (по большей части это были зарубежные самолеты «Харрикейн», «Аэрокобра», «Киттихоук») и 68 самолетов-разведчиков.

Авиация соперника имела 68 бомбардировщиков, 52 самолётов и 15 истребителя-разведчиков. До тех пор пока что соперник имел преимущество в ударной авиации в соотношении 1 : 1,6 и существенно уступал в истребительной авиации 3,6 : 1 в пользу североморцев.

На протяжении второго периода войны боевой состав авиации флота продолжал расти.

Истребительная авиация в это время взяла на вооружение самолеты Як-1, Як-7, Як-9 с высокими летно-тактическими чертями, не уступающими истребителям соперника, и зарубежные самолеты «Киттихоук» и «Аэрокобра».

Для минно-торпедной авиации вместо тихоходных и маломаневренных торпедоносцев «Хемпден» поступили отечественные самолеты ДБ-3Ф, и зарубежные Дуглас А-20 «Бостон», владевшие лучшими летно-тактическими качествами. Существенно повысилась и летно-тактическая подготовка летных кадров. Так, 7 июня 1943 г. во втором боевом вылете юный летчик-штурмовик лейтенант С. А. Гуляев потопил транспорт соперника водоизмещением 6000 т.

Во втором периоде войны, как и в первом, морская авиация защищала с воздуха базирование собственного флота, поддерживала сухопутные армии, защищала внешние и внутренние морские коммуникации.

Авиация Северного флота перешла от эпизодических к систематическим военным действиям на морских сообщениях соперника в Баренцевом море, и особенно в Варангер-фьорде. Уже в 1943 г. ни один германский конвой в пределах радиуса действий авиации флота не имел возможности без всяких последствий пройти. Транспорты соперника подвергались кроме этого атакам подводных лодок Северного флота.

С подходом вражеского конвоя на радиус действий авиации флота боевые корабли и транспорты уничтожались последовательными сосредоточенными ударами торпедоносцев, штурмовиков и бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Часто разгром вражеского конвоя завершали торпедные катера.

Со второй половины 1943 г. авиация Северного флота делала по неприятельским конвоям массированные комбинированные удары группами, складывающимися из торпедоносцев, бомбардировщиков и штурмовиков в сопровождении истребителей. Соперник закрывал собственные морские сообщения с воздуха истребителями. Исходя из этого, в большинстве случаев, действия по конвоям соперника, в особенности в Варангер-фьорде, сопровождались воздушными боями, в которых учавствовали десятки самолетов с обеих сторон.

В то время, когда разрешала ситуация, для разгрома больших конвоев привлекались разнородные силы флота. Наряду с этим авиация тесно взаимодействовала с надводными кораблями и подводными лодками.

Боевые действия авиации северного флота на морских коммуникацияхПримером может служить разгром германского конвоя 14—15 сентября 1943 г. Конвой складывался из 4 кораблей и 22 транспортов охранения. Он прикрывался сильным костюмом истребителей. Утром 14 сентября было установлено воздушное наблюдение за конвоем.

Днем данный конвой был атакован подлодкой, которая потопила транспорт. Вечером по тому же конвою ударили 20 штурмовиков Ил-2 под прикрытием 18 истребителей, ведомых майором Г. В. Павловым. Штурмовики потопили два транспорта и повредили два сторожевых корабля. Ночью разведчики продолжали наблюдение за конвоем и навели на него торпедные катера, каковые потопили четвертый транспорт.

Так, в следствии действий штурмовиков, торпедных катеров и подводной лодки были стёрты с лица земли все четыре транспорта. В воздушном бою было сбито 13 самолетов соперника. Отечественные утраты составляли 5 истребителя и 3 штурмовиков.

В море и базах авиация Северного флота за целый второй период войны потопила 21 транспорт, 5 судов охранения конвоев и большое число небольших кораблей ВМФ.

Одной из наиболее значимых задач авиации флота оставалась защита собственных морских сообщений. морские порты и Базирование флота и аэропорты прикрывались с воздуха истребительной авиацией. Защита транспортов и кораблей в море осуществлялась противолодочными патрулями и истребителями — гидросамолетами.

Кроме защиты морских перевозок на внутренних коммуникациях авиация снабжала проводку в собственной территории семи союзных конвоев из Англии и шести — в Англию. Борьба на морских сообщениях — наступление на неприятельские конвои и защита собственных — потребовала завоевания господства в воздухе в операционной территории флота.

Авиация флота систематически наносила удары по аэропортам соперника. Аэропорты Луостори, Хабугтен, Банак, Свартнее подвергались в течение 1943 г. систематическим ударам.

Тяжелые потери германская авиация несла в воздушных битвах. Летом 1943 г. над Мотовским заливом развернулись воздушные битвы в связи с попытками соперника прервать морские сообщения с полуостровами Средний и Рыбачий. Германская авиация кроме того в этом, самоё близком к ее базированию районе не смогла решить собственной задачи.

бои не на жизнь а насмерть завязывались всегда, в то время, когда советская авиация наносила удары по вражеским конвоям, каковые прикрывались большими костюмами истребителей. Так, 25 июля 1943 г. в районе Варде 12 бомбардировщиков Пе-2, сопровождаемых 18 истребителями, ударили конвой , что прикрывался 30 истребителями. В воздушном бою было сбито 15 истребителей соперника; отечественные утраты — 5 бомбардировщиков Пе-2 и 4 истребителя.

Германские летчики скоро теряли активность и уверенность. 13 марта 1943 г. несколько в составе 7 Ю-87 и 11 Ме-109, увидев на подступах к основной базе флота патруль советских истребителей, повернула обратно, не скинув ни одной бомбы. То же самое повторилось 18 марта.

Не всегда вступали в истребители и бой, закрывавшие конвой.

Германское руководство усилило собственную авиацию на Севере, перебросив в том направлении истребительную группу «Гордость Германии», укомплектованную асами.

19 апреля 1943 г. эта несколько совершила собственный первый бой с истребителями Северного флота. 16 самолетов соперника тремя группами пробовали ударить аэродром Ваенга. Шесть советских истребителей, ведомые комполка капитаном П. Г. Сгибневым, вступили в бой, на протяжении которого соперник утратил пять самолетов.

В этом бою Н. А. Бокий сбил германского аса Мюллера, на личном счету которого числилась 91 победа. Обескураженный утратой пяти самолетов, соперник пара дней не проявлял активности, после этого постарался произвести налет на коммунистический аэропорт шестеркой самолетов. По окончании того как из данной шестерки четыре самолета были сбиты в воздушном бою, отряд «Гордость Германии» закончил собственную боевую деятельность.

Утраты германской авиации были столь большими, что уже с осени 1943 г. она не имела возможности вести активных наступательных действий против баз, портов, морских коммуникаций и аэродромов и вынуждена была ограничиться по большей части прикрытием собственных конвоев и портов.

1943 год стал переломным в военных действиях авиации Северного флота на морских сообщениях соперника. Флот взял новейшие по тому времени самолеты — торпедоносцы, бомбардировщики, истребители, штурмовики, разведчики, и в таком количестве, что уже к середине этого года отечественная авиация, достигнув численного превосходства в силах над неприятелем, развернула еще более активную борьбу за господство в воздухе. Новая авиационная техника и более идеальное оружие при огромном морально-боевом подъеме летных экипажей разрешали производить и внедрять новые, более современные тактические приемы военных действий.

В 1943 г. авиация Северного флота взяла 220 самолетов — торпедоносцев, бомбардировщиков, истребителей и штурмовиков.

Торпедоносная авиация делается основной ударной силой флота в борьбе с вражеским судоходством. не меньше ключевую роль в ответе данной задачи игрались штурмовики. Повысилась эффективность военных действий бомбардировочной и истребительной авиации.

В тактическом применении авиации наметился переход от военных действий одиночных самолетов (торпедоносцев-охотников») и малых групп ударной авиации к совместным ударам разных родов авиации флота по транспортам и вражеским конвоям в базах в тактическом их сотрудничестве. Независимые действия отдельных родов авиации в 1943 г. уже существенно отличались от того, какими они были в первые годы войны.

На тактику военных действий ударной авиации значительное влияние оказали эффективность и организация ПВО объектов удара соперника. При господстве германской авиации в воздухе главные утраты советской авиации, конечно, были от истребителей соперника. Исходя из этого нужно было отыскать методы взаимодействия штурмовиков и надёжного прикрытия, бомбардировщиков и торпедоносцев с истребителями сопровождения недалеко от цели, и в основном на этапах входа их в наступление и выхода из нее.

Поиск надежных способов сопровождения ударной авиации истребителями всегда был крайне важной задачей для авиационных начальников. Неизменно изменяющаяся боевая ситуация не разрешала раз и окончательно выработать качественные методы сопровождения ударной авиации. Кроме того принятые перед боевым вылетом ответа практически в любое время по воздушной обстановке в районе военных действий, в особенности перед атакой цели, потребовали корректировки.

К середине 1943 г. авиация Северного флота завоевала господство в воздухе и была способна надежно закрывать ударную авиацию. Сейчас уже штурмовики и торпедоносцы стали нести главные утраты от зенитного огня судов конвоя. Зенитная артиллерия транспортов и кораблей охранения всегда усиливалась и совершенствовалась.

Усугублялось это еще и тем, что для действенного применения огневого комплекса и торпедного оружия штурмовика требовалось сближение с целью на удачной расстоянии стрельбы зенитной артиллерии соперника. Необходимо было искать действенную тактику преодоления зенитного огня. Эта задача решалась методом выделения особых групп самолетов для подавления зенитного максимального сокращения и огня кораблей времени нахождения тактических групп самолетов в зоне зенитного огня.

В первой половине 1943 г. бомбовые удары по конвоям наносил в основном 29-й авиаполк, вооруженный самолетами Пе-2. В состав ударных групп выделялось от 6 до 12 самолетов под прикрытием маленьких групп истребителей. Из-за малого радиуса районом их действий, в большинстве случаев, был Варангер-фьорд.

Штурмовая авиация употреблялась по большей части в качестве ударной силы для уничтожения транспортов конвоя, для ударов по базам, аэродромам и портам (как при независимых ударах, так и при сотрудничестве с бомбардировочной и минно-торпедной авиацией). Штурмовики привлекались для подавления огня зенитной артиллерии судов охранения и береговой зенитной артиллерии, снабжая боевой успех главных ударных групп, реже — для уничтожения авиации соперника на аэропортах, для подавления огня артиллерийских батарей, помощи высадки морских десантов.

Для отражения систематических налетов авиации флота соперник должен был принять срочные меры по усилению ПВО собственных морских перевозок. На транспортах устанавливали автоматическую малокалиберную зенитную артиллерию. Все перевозки морем стали осуществляться под усиленной охраной транспортов громадным эскортом кораблей ВМФ.

В зависимости от важности конвоя, в особенности в пределах радиуса действия штурмовиков, над конвоем всегда патрулировали от 2 до 12 истребителей прикрытия и многочисленная несколько самолетов пребывала на аэропортах в готовности к вылету. Для скрытности проводки конвоев на страшных участках соперник стремился осуществлять переходы в нехорошую погоду и под покровом темноты.

В неравной борьбе довольно часто несла советская авиация и тяжёлые потери. Примером этому помогает удар штурмовиков по конвою 19 июня 1943 г. Группа из четырех Ил-2, ведущий начальник эскадрильи капитан Каличев, под прикрытием восьми «Харрикейнов», ведущий  — капитан Адонкин, вылетели на удар по конвою в районе Петсамовуоно. Не доходя до цели, самолеты были встречены превосходящей группой истребителей соперника в составе 17 Ме-109 и ФВ-190, каковые связали боем истребителей сопровождения.

Несколько штурмовиков, оставшаяся без прикрытия, самостоятельно отбивая атаки трех Ме-109, вышла на конвой и подожгла два транспорта. На выходе из атаки штурмовики сбили над конвоем противолодочный самолет «Хейнкель-115».

Истребители сопровождения вступили в неравный бой с превосходящими силами соперника и обеспечили выход из атаки группы штурмовиков. Сбив пара самолетов соперника, летчики истребителей сопровождения практически ценой собственной судьбы выполнили боевую задачу. Лишь три истребителя возвратились на собственный аэропорт.

Пять самолетов «Харрикейн» были сбиты в воздушном бою. Штурмовики, очень сильно поврежденные в воздушном бою, только благодаря собственной высокой боевой живучести дотянули до собственного аэропорта.

Большие утраты ударной авиации в военных действиях на морских коммуникациях соперника настойчиво попросили от командующего авиации флота, лётных частей и командиров соединений принять энергичные меры по изысканию новых тактических организации и приёмов надежного прикрытия штурмовиков истребителями сопровождения. В первую очередь требовалось навести строгий порядок в радио- и радиолокационной маскировке боевых вылетов самолетов.

К тому времени радиолокация и радиопеленгование стали надежным средством обнаружения воздушных целей. К летчикам было предъявлено необходимое требование создавать сбор и взлёт самолетов на громадном кругу аэропорта на высоте не выше 300 м при полном радиомолчании. Полет к цели до точки комплекта высоты, нужной для выхода штурмовиков в наступление на суда конвоя, нужно делать всем боевым порядком на малых высотах и бреющем полете.

Связь на передачу разрешалась крайне редко, в основном ведущим тактических групп при обнаружении конвоя и истребителей противника.

С переходом штурмовиков в комплект высоты 1200—1500 м, нужной для выхода в наступление, для чего требовалось около 10 мин, истребители сопровождения занимали боевой порядок для боя С истребителями соперника. Несколько яркого прикрытия занимала место с превышением до 300 м и с принижением до 200 м на зрительной связи со своей группой закрываемых штурмовиков на удалении до 500 м. Несколько самые скоростных и маневренных истребителей — несколько свободного боя — с комплектом высоты выходила вперед, в район цели, для связывания боем охраняющих истребителей соперника. Вторая несколько защищала заднюю полусферу штурмовиков с самоё вероятного направления подхода германских истребителей.

Принятые меры тактического порядка дали собственный хороший итог. Германские истребители, вылетавшие из готовности на аэропорте, в большинстве случаев, не успевали перехватывать советские самолеты при полете к цели и вынуждены были отражать атаку штурмовиков над конвоем во многих случаях лишь по окончании выхода их из атаки и на отходе.

Охраняющие группы истребителей соперника, не связанные воздушным боем отечественными истребителями, взаимодействуя на малых высотах с зенитной артиллерией судов, наводились на ударные группы и в момент атаки сбивали советские самолеты. Германские летчики особенно охотились за ведущим группы штурмовиков.

В качестве ответной меры было решено, которое обязывало истребителей яркого сопровождения не терять из зрительной связи закрываемых штурмовиков на протяжении пикирования их на цель и по возможности своим пулеметно-пушечным огнем подавлять зенитные огневые средства судов охранения. Для прикрытия ведущих групп намерено выделялось не меньше пары истребителей. Во многих случаях при нанесении удара по конвою выделялись демонстративные группы, каковые отвлекали на себя некую часть истребителей соперника.

Опыт войны неоднократно подтверждал истину, что для принятия грамотного тактического ответа на бой еще не хватает иметь подготовленные средства и силы. Нужно еще неизменно, вдумчиво, глубоко разбирать обстановку в районе грядущих военных действий, т. е. знать, что собой воображает соперник, его ПВО, за счет чего он может усилить противодействие и т. д.

Отдельные неудачи были позваны просчетами начальников, в то время, когда принималось ответ на боевой вылет, нечеткими выполнениями плана в сражении начальниками тактических групп, неожиданными действиями соперника, резким трансформацией метеорологических условий и другими обстоятельствами. Тактическая зрелость начальников приходила с опытом, по окончании выводов и глубокого анализа из прошедших военных действий.

Торпедоносная авиация во втором периоде войны развернула активные боевые действия на морских сообщениях соперника в конце 1942 г. по окончании формирования 24-го минно-торпедного авиаполка. С того времени ее численный состав скоро возрастал, и скоро торпедоносцы стали основной силой флота в борьбе с конвоями соперника. Они действовали на удаленных от советских аэропортов участках морских коммуникаций соперника способом крейсерства одиночно, двумя и реже составом трех торпедоносцев.

Такие самолеты назывались «охотниками», а их поиск конвоев — «свободной охотой». В районы поиска они вылетали в основном согласно данным разведки, действовали в том месте самостоятельно, в соответствии с задачами, взятыми перед вылетом, и возвращались на собственный аэропорт по окончании срока поиска.

В крейсерских полетах торпедоносцев на «свободную охоту» главным способом атаки цели было низкое торпедометание. Самолет-торпедоносец выходил на корабль под самоё выгодным курсовым углом атаки (70—120°), на предельно малой высоте (около тридцати метров) и с дистанции 500—1000 м до цели сбрасывал торпеду. Это был самый эффективный способ применения торпедного оружия, но и самый опасный для экипажа самолета.

Торпедоносец, сближаясь с целью и при выходе из атаки, должен был принимать на себя всю мощь зенитного огня атакуемой цели и судов охранения.

Существенно реже использовалось высотное торпедометание, в то время, когда торпеды сбрасывались со средних высот в боевой порядок конвоя в расчете случайного попадания циркулирующей торпедой в транспорт либо корабль охранения. Данный тактический прием употреблялся, в большинстве случаев, в совместном ударе с другими тактическими группами ударной авиации с целью расстройства организованной ПВО конвоя. Высотные торпедоносцы за пара мин. упреждали атаку ударных групп самолетов.

Крейсерские полеты на дальние коммуникации, атаки и поиск целей очень сильно защищаемых конвоев методом низкого торпедометания потребовали от летчиков большого отваги и лётного мастерства, громадного напряжения моральных и физических сил. Но их торпедные атаки были очень действенны.

14 января 1943 г. воздушная разведка нашла у Варде-фьорда конвой в составе четырех транспортов, эсминца и четырех сторожевых судов. В крейсерский полет вылетели два самолета-торпедоносца под командой капитана В. Н. Киселева с ведомым капитаном А. А. Баштырковым. В 13 ч 15 мин они нашли конвой и нападали его в строю фронта. Промежуток между самолетами был 500 м на курсовом угле цели 90° правого борта.

Ведущий капитан Киселев с дистанции 450 м прицельно скинул торпеду по транспорту и с противозенитным маневром удачно вышел из атаки. Капитан Баштырков кроме этого метко скинул торпеду и на выходе из атаки, не меняя курса, решил с комплектом высоты перескочить через цель. Сейчас самолет взял попадание зенитного боеприпаса.

Самолет капитана Баштыркова был сбит.

Начиная с февраля 1943 г., с повышением длительности яркого времени, все больше усиливались мощь и истребительное прикрытие зенитного огня соперника. Торпедоносцы перешли к групповым действиям под прикрытием истребителей. Летчики 24-го и 95-го авиаполков подготавливались к совместным военным действиям на морских коммуникациях соперника.

Утром 25 апреля пять торпедоносцев, ведущий капитан В. Н. Киселев, под прикрытием семи Пе-3 вылетели с задачей атаковать суда у мыса Гамвик. Конвой складывался из четырех транспортов, шедших в охранении 14 сторожевых тральщиков и кораблей. Над конвоем охраняли четыре Ме-110 и один Хе-115. По окончании успешного маневра ведущий подал команду: «Атака!». Самолеты Пе-3 завязали воздушный бой с вражескими истребителями, а торпедоносцы легли на боевой курс.

Несмотря на интенсивный зенитный пламя, которым немцы встретили советские самолеты, капитан Киселев сближался , дабы точно торпедировать самый громадный транспорт. В то время, когда до цели оставалось около 500 м, боеприпас попал в самолет ведущего. Герой Советского Союза В. Н. Киселев не свернул с боевого курса. Протянув еще сотню метров, он скинул торпеду и упал в море.

Сейчас экипажи вторых самолетов заметили, как на транспорте водоизмещением порядка 10 тыс. т случился взрыв и он начал тонуть. Ведомые торпедоносцы, кроме этого со стороны берега, нападали еще три транспорта. Наряду с этим торпеда, прицельно скинутая старшиной Мартьяновым, попала в транспорт.

лейтенант Гутарев вошел в наступление со стороны моря и потопил корабль.

Несколько истребителей прикрытия, ведущий капитан Сыроватко, не допустила вражеские истребители к торпедоносцам. В воздушном бою самолеты Пе-3 сбили три германских Ме-110.

Большое количество успешных групповых атак пропели торпедоносцы. Их боевой счет возрастал по окончании каждого вылета. 31 мая 1943 г. приказом Министра ВМФ 24-й авиаполк был преобразован в 9-й гвардейский минно-торпедный авиаполк.

Гвардейцы прославили Северный флот. Это был полк храбрецов. В 1943— 1944 гг.

26 летчиков, штурмовиков и стрелков-радистов были удостоены звания Героя СССР. Среди них В. П. Балашов, А. А. Баштырков, Н. И. Зайцев, В. Н. Киселев, Ю. П. Кочелаевский, С. А. Макаревич, В. В. Пирогов, Г. В. Писарев, Е. И. Францев, К. Ф. Шкаруба и другие.

В третьем периоде ВОВ (1944—1945 гг.) потребность в авиации флота для ответа боевых задач на сухопутных направлениях существенно уменьшилась, и ее упрочнения концентрировались в основном на море. На Северном флоте в это время усилилась и значительно повысилась эффективность военных действий авиации флота, в особенности на морских коммуникациях соперника. Советская авиация в третьем периоде войны всецело господствовала в воздухе.

Флот совместно с армией подготовился к решительному наступлению, дабы совсем разгромить соперника на суше и на море. К этому времени советская ударная авиация существенно возросла количественно и как следует и имела в собственном составе 94 штурмовика Ил-2 и «Киттихаук», 34 бомбардировщика Пе-2 и 68 торпедоносцев. В военных действиях на морских сообщениях это была главная сила Северного флота.

При ведении военных действий летчики всегда изыскивали и совершенствовали тактику совместных сосредоточенных и последовательных ударов по судам в портах и базах и по конвоям на переходе морем. Летные экипажи штурмовиков, бомбардировщиков и торпедоносцев в совершенстве овладели более действенным методом транспортов и поражения кораблей — топмачтовым бомбометанием.

Топмачтовики действовали по судам соперника в море как самостоятельно, так и вместе с бомбардировщиками и торпедоносцами. Возможность поражения цели топмачтовым методом прекрасно подготовленным летчиком, по опыту военных действий североморских штурмовиков, сравнима с возможностью потопления корабля методом низкого торпедометания.

С наступлением яркого времени действия ВВС флота купили темперамент нараставших по силе сосредоточенных массированных и последовательных ударов взаимодействующих тактических групп разных родов авиации. В состав этих групп входили высотные и низкие торпедоносцы, штурмовики, истребители и бомбардировщики прикрытия.

В комбинированных атаках первыми вступали в бой одновременно высотные торпедоносцы и группы штурмовиков подавления транспортов и кораблей зенитного огня охранения с задачей расстроить боевой порядок конвоя. За ними через 2—3 мин наносили удар с пикирования штурмовики и бомбардировщики по крупным кораблям и транспортам охранения с задачей их уничтожения. Конкретно за пикировщиками атаковали огневые цели-транспорты низкие торпедоносцы и топмачтовики.

Любая ударная и снабжающая несколько прикрывалась истребителями яркого сопровождения. За 5—7 мин до начала атаки на цель выходили группы истребителей свободного боя с целью «выметания» истребителей соперника из района боя. Эту задачу делали самые манёвренные и скоростные самолеты.

Чем плотнее по времени выполнялись атаки снабжающими и ударными тактическими группами самолетов, тем сложнее было сопернику отражать комбинированный удар с высот и разных направлений.

В комбинированных и сосредоточенных ударах по базам, кораблям и конвоям в море не считая кораблей и транспортов охранения авиация Северного флота уничтожала кроме этого истребители прикрытия соперника.

Примером возросшего мастерства авиационных начальников в тактике применения ударной авиации может служить уничтожение конвоя на участке Конгс-фьорд—Киркинес 11 мая 1944 г. Вечером 10 мая воздушный разведчик Герой Советского Союза лейтенант Н. Я. Турков на меридиане мыса Сверхольтклубб нашёл вражеский конвой в составе семи транспортов, четырех миноносцев, семи сторожевых судов, четырех тральщиков и шести сторожевых катеров, следовавший 10-узловым ходом на восток. Командующий авиации Северного флота решил нанести по конвою последовательно комбинированные удары несколькими волнами до подхода к Барде, а после этого теми же группами самолетов (по окончании их перезарядки на аэропортах) повторить удары южнее этого порта.

Несколько майора Волошина, складывавшаяся из шести торпедон

Морская авиация Северного флота

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: