Советская авиация в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны

      Комментарии к записи Советская авиация в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны отключены

Великий вождь трудящихся В. И. Ленин много раз показывал, что победа социалистической революции приведёт к империалистов задушить первое в мире СССР крестьян и рабочих. Предвидя неизбежность вооруженного нападения империалистов на Страну Советов, он учил трудящихся всегда готовься дать сокрушительный отпор силам интернациональной реакции.

Движение истории подтвердил правильность предвидения великого вождя народов.

Озлобленные и напуганные победой социалистической революции в Российской Федерации, империалисты с оружием в руках выступили против нашей страны — Страны Советов.

В первой половине 1918 г. случилось объединение двух реакционных сил: империалистов Антанты и русской буржуазно-помещичьей контрреволюции.

Американские и британские империалисты были зачинщиками, непосредственными участниками и организаторами интервенции против Советской республики. «Империалисты Англии, Франции, Японии, Америки, — указывается в «Кратком курсе истории ВКП(б)», — начали военную интервенцию без объявления войны, не смотря на то, что интервенция была войной против России, причем войной нехорошего типа. Тайно, воровским образом, подкрались эти «цивилизованные» разбойники и высадили собственные войска на территорию России».

Двинулись в поход против силы и Страны Советов внутренней контрреволюции, поддерживаемые империалистами, снабжавшими белые полчища оружием, обмундированием, деньгами и продовольствием и отправлявшими в помощь Юденичу, Колчаку, Деникину, другим врагам и Врангелю Советской власти собственных советников и военных инструкторов.

Начались тяжелые и грозные годы гражданской войны. Компартия подняла трудящихся нашей страны на борьбу против белогвардейцев и интервентов.

Юный Коммунистический воздушный флот, созданный Коммунистической партией, рос и укреплялся на протяжении смелой напряженной борьбы с неприятелями Отчизны. В годы гражданской войны отечественной авиации приходилось преодолевать огромные трудности. Наша страна располагала немногочисленными авиационными фирмами, часть из которых пребывала на юге, на территории, захваченной белогвардейцами и интервентами.

Исходя из этого производство моторов и самолётов было организовано на авиационных фабриках, расположенных в центре страны, в основном в Петрограде и Москве.

Как мы знаем, авиационные фабрики дореволюционной России были не хорошо оборудованы, их производительность была очень низкой. Первая мировая вконец подорвала хозяйственную судьбу страны. Хищническое экономическая разруха и хозяйничанье капиталистов привели авиационные фирмы в состояние полнейшего развала.

По окончании Великой Октябрьской социалистической революции Советское правительство совершило передачу в госимущество индустрии. мастерские и Авиационные заводы были конфискованы у их прошлых обладателей — капиталистов. Авиационные фирмы стали достоянием народа.

Коммунистическая партия и Советское правительство приняли энергичные меры к налаживанию снабжения Красной Армии авиационной техникой. Возглавляемые партийными организациями рабочие коллективы, преодолевая огромные трудности, взялись за восстановление авиационных фирм. Рабочие авиационных Петрограда и заводов Москвы, несмотря на голод, мороз, топлива и острый недостаток сырья, прилагали все силы к тому, дабы отремонтировать для фронта как возможно больше моторов и самолётов.

На самоотверженный смелый труд рабочих воодушевляло сознание того, что они трудятся на собственную родную Красную Армию, защищающую в тяжелой борьбе против кровавых сил реакции независимость и свободу социалистической Отчизны, великие завоевания социалистической революции.

По указанию партии на фронтах была развернута широкая сеть стационарных мастерских поездов и авиационных-мастерских для моторов и ремонта самолётов.

мастерские и Авиационные заводы за годы гражданской войны отремонтировали 1574 авиационных моторов 1740 и самолёта (направляться подчернуть, что в связи с изношенностью авиационной техники мотор и каждый самолёт поступал в ремонт по нескольку раз).

За это же время на авиационных фирмах юный Страны Советов было выстроено 669 моторов и 265 самолётов.

С первых же лет существования нашей страны Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно заботились о развитии авиационной науки.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции раскрепостила богатырские творческие силы великого русского народа, вывела русскую авиационную науку на новый путь. Перед отечественной авиационной наукой, созданной русским народом, вдохновенным трудом великих русских ученых Ломоносова, Можайского, Жуковского, Циолковского, Чаплыгина, коммунистический строй открыл превосходные возможности. Великая Октябрьская социалистическая революция в первый раз в истории поставила науку на работу заинтересованностям народа.

Советская авиация в годы иностранной военной интервенции и гражданской войныВ годы гражданской войны, не обращая внимания на очень напряженную и тяжелую обстановку, Коммунистической партией и Советским правительством была снова создана и расширена сеть научно-исследовательских авиационных учреждений. Первым научно-исследовательским учреждением был Центральный аэрогидродинамический университет (ЦАГИ), созданный в 1918 г.

Партия приняла энергичные меры к созданию собственных, советских авиационных кадров, целиком и полностью преданных делу революции и в совершенстве обладающих боевым мастерством. При авиационных частях организуются кратковременные летные направления для подготовки летчиков из красноармейцев, механиков и мотористов; создаются авиационные учебные заведения, готовящие летчиков, летчиков-наблюдателей и технический состав авиачастей. На протяжении гражданской войны партия много раз проводила мобилизации коммунистов в ряды Военно-воздушного флота.

Силой, цементирующей последовательности солдат советского Военно-воздушного флота, были партийные организации авиационных частей, каковые совершили большую работу по сплочению авиаторов около Компартии. Коммунисты-авиаторы вели за собой массы солдат. Собственной боевой деятельностью они показывали пример безграничной преданности коммунизму, были примером храбрости, самоотверженности, высокой воинской дисциплины, безукоризненного исполнения воинского долга.

Партийная прослойка среди солдат-авиаторов в годы гражданской войны заметно увеличивалась как за счет коммунистов, пришедших в воздушный флот по партийным мобилизациям, так и за счет приема в ряды партии передовых авиаторов — храбрецов боев против белогвардейцев и интервентов. направляться указать, что в 1921 г. из 730 лётчиков и лётчиков-наблюдателей советской авиации 347 были коммунистами.

Огромную роль в укреплении и создании советского Военно-воздушного флота, в организации его боевой деятельности и в достижении побед над белогвардейцами и интервентами сыграли посланцы партии — комиссары.

Коммунистический воздушный флот в битвах гражданской войны с честью оправдал доверие советского народа.

Уже в первые дни боев против германских интервентов советские летчики вместе с частями Красной и красногвардейскими отрядами Армии деятельно действовали против иноземных захватчиков. Под управлением партийных организаций на местах шло усиленное формирование авиационных отрядов. Так, в Витебске местным ревкомом было организовано красногвардейское авиазвено, на базе которого после этого был создан Витебский красногвардейский отряд, удачно действовавший против германских интервентов.

По призыву партии — грудью подняться на защиту социалистического Отечества — революционные авиаторы Столичного гарнизона в маленький срок организовали пара авиационных частей, отправившихся на борьбу против гайдамаков и немцев. Летчики этих авиационных отрядов оказали громадную помощь красногвардейцам, защищавшим Харьков и Полтаву.

В битвах против немцев и буржуазных украинских националистов храбро и умело действовали летчики 7-го советского авиационного отряда. Они метко сбрасывали бомбы на наступавшие германская армия и удачно вели воздушные битвы с германскими самолетами, пробовавшими бомбардировать отечественные части.

К июлю 1918 г. в составе войск СССР, сражавшихся против германских интервентов, насчитывалось 24 авиационных отряда, имевших около 160 исправных самолетов.

Советские летчики вели воздушную разведку, доставляя руководству полезные сведения о местонахождении и передвижениях германских и гайдамацких частей, совершали налеты на ЖД станции, занятые соперником, и места скопления вражеских армий.

В боях не на жизнь а насмерть против интервентов проявлялись высокие моральные качества и растущее боевое мастерство солдат юный советской авиации.

По указанию В. И. Ленина войска Красной Армии, защищавшие коммунистический Север от вторжения англо-американских интервентов, были усилены авиационными частями.

Авиация интервентов насчитывала большое количество высококлассных боевых автомобилей. К весне 1919 г. американцы и англичане сосредоточили на севере более чем 100 самолетов. Но, не обращая внимания на превосходство интервентов в самолетах, красные летчики удачно вели разведку и систематически наносили удары с воздуха по морским судам и войскам иноземных захватчиков.

За период сентябрь — декабрь 1918 г. авиаторы, действовавшие против англо-американских интервентов, произвели более чем 200 боевых вылетов.

Утратив сбитыми пара самолетов, британские и американские летчики уже не отважились оказаться над территорией, занятой частями Красной Армии. Англо-американские летчики, на которых интервенты возлагали громадные надежды, не смогли вести борьбу с смелыми летчиками Страны Советов.

Красная Армия разгромила войска американо-английских интервентов и вынудила их убраться с советской почвы.

Против частей Красной Армии, защищавших Царицын, белогвардейцы кинули большие силы авиации. Среди вражеских авиационных частей был и отряд, складывавшийся из британских летчиков. Летчики-англичане и белогвардейцы много раз оказались над районом Царицына, дабы бомбардировать город, баржи и пароходы на Волге и ЖД станции вблизи Царицына.

Советские летчики смело отражали налеты неприятеля. Сбив пара вражеских самолетов, среди них и британских, советские авиаторы добились того, что вражеские летчики больше не решались летать над Царицыном.

Под Царицыном советская авиация накапливала первый боевой опыт, совершенствовала собственный боевое мастерство. Боевой опыт авиации Царицынского фронта был учтен в «Наставлении по боевому применению авиации в маневренной войне РККА».

Высокой инициативой и боевой активностью отличались действия советских летчиков в битвах за освобождение Казани от белых. Авиаторы 1-й советской боевой авиационной группы, приданной 5-й армии Восточного фронта, удачно совершали групповые налеты, поражая пулемётным огнём и бомбами боевые порядки вражеских армий. В битвах под Казанью руководство группы удачно применяло авиацию для преследования отступавшего соперника, штурмуя с малых высот его отходившие армии.

Империалисты неистовствовали в собственных попытках расправиться с юный Советской республикой, организуя одно за вторым вооруженные нападения на нашу страну. Весной 1919 г. в поход против Советской республики выступили белые генералы Колчак, юденич и Деникин. Основной удар должен был нанести Колчак, с которым Деникин сохранял надежду соединиться в Саратове для совместного наступления на Москву с востока.

Юденич должен был ударить Петроград .

Империалисты возлагали громадные надежды на поход собственного ставленника Колчака. Колчаковские армии были вооружены зарубежным оружием, отправленным капиталистами Америки, Англии, японии и Франции.

На вооружении авиационных отрядов колчаковской армии состояли американские, британские и французские самолеты.

Особые армейские миссии капиталистических держав, пребывавшие при колчаковском «правительстве», в числе вторых вопросов помощи Колчаку разрабатывали проект строительства аэропортов на Дальнем Востоке и в Сибири, чтобы перегонять американские и британские самолеты по воздуху в колчаковскую армию.

Компартия призвала страну дать отпор Колчаку. Советские авиационные части взяли красивое боевое пополнение в лице комсомольцев и коммунистов, пришедших в армию по комсомольским мобилизациям и партийным.

правительство и Партия приняли меры к пополнению авиации Восточного фронта новыми авиационными отрядами, материальной частью, горючим и боеприпасами. К февралю 1919 г. Красная Армия на Восточном фронте располагала более чем 100 самолетами.

Советские летчики в тяжёлых и напряженных битвах против полчищ Колчака показали уменье и высокие моральные качества, характерные армии нового типа, защищающей родные интересы трудящихся.

На протяжении наступления армий Восточного фронта, которое закончилось разгромом Колчака, советская авиация развернула активные действия. Особенно удачно действовали авиационные отряды, входившие в состав южной группы армий Восточного фронта, которой руководил выдающийся коммунистический полководец, храбрец гражданской войны М. В. Фрунзе.

Умелое и целеустремленное применение авиации в интересах наземных армий на этом месте фронта существенно повысило результаты боевой работы авиационных отрядов.

Систематическая и планомерная воздушная разведка помогала частям Красной Армии преследовать отходившего неприятеля, срывать его контрудары.

Отечественные летчики удачно действовали по отступавшему его резервам и врагу, громили ЖД станции и мешали эвакуации соперника.

Советские летчики оказали громадную помощь наземным армиям в битвах за освобождение Уфы. В то время, когда части Красной Армии с боем занимали муниципальные предместья, отечественные летчики, несмотря на ожесточенный пламя соперника, с малых высот обстреливали из пулеметов и бомбардировали белогвардейцев, засевших в городе. По окончании того как войска СССР высвободили Уфу, отечественная авиация преследовала бегущих под натиском Красной Армии колчаковцев и наносила им удар за ударом.

В историю советского военного мастерства вошли и превосходные победы Красной Армии над Юденичем. В битвах против Юденича был осуществлен принцип тесного взаимодействия и массирования авиации ее с другими родами армий. Силы сухопутной и морской авиации были объединены под единым руководством.

Советская авиация дала решительный отпор британским летчикам, пробовавшим бомбардировать Кронштадт. Отечественные авиаторы наносили бомбардировочные удары по базам британской авиации, поддерживавшей войска Юденича, и причиняли неприятелю большой урон.

Советские летчики в тесном сотрудничестве с отечественными наземными армиями били белогвардейцев на суше и наносили удары по военно-морским судам британцев, отправленным на помощь Юденичу. Поддерживая действия наземных армий и ВМФ, советские летчики пулемётным огнём и бомбами громили мятежников, засевших в фортах.

Неувядаемой славой покрыла себя советская авиация в битвах против Деникина.

Империалисты вооружили армию Деникина танками, орудиями, самолётами и пулемётами. У Деникина были авиационные отряды, складывавшиеся из британских летчиков и снабженные новейшими британскими самолетами.

Советской авиации приходилось функционировать в очень тяжелых условиях. В авиационных частях не хватало горючего и самолётов. Летчикам приходилось летать на ветхих, изношенных автомобилях, неоднократно побывавших в ремонте.

И все же советские летчики, вдохновленные великой идеей защиты социалистического Отечества, продемонстрировали самоотверженности и образцы героизма в битвах за независимость и свободу нашей страны.

Авиация активно использовалась в битвах против Деникина. Известно указание В. И. Ленина, начавшее широкое применение штурмовых действий авиации против вражеской конницы. Советские летчики в годы гражданской войны удачно штурмовали вражеские армии, сбрасывая на них бомбы и обстреливая их из пулеметов с малых высот.

Для принятие участия в ликвидации прорыва Мамонтова была создана особенная авиационная несколько, в состав которой вошли лучшие летчики Столичной авиационной школы. Против армий Мамонтова и Шкуро деятельно действовали и летчики 1-й боевой советской группы, в начале 1919 г. вошедшей в состав 8-й армии Юго-Восточного фронта. Штурмовые действия авиации существенно задерживали продвижение белоказаков и оказывали громадную помощь армиям Красной Армии.

в один раз красвоенлет Михалюк, вылетевший вечером на разведку, нашёл громадную колонну вражеской конницы, форсированным маршем двигавшуюся в направлении Балашова. Заметив коммунистический самолет, белоказаки открыли по нему ожесточенный пламя. Машина взяла пара пробоин. Михалюк, несмотря на обстрел, снизился и пара раз подряд атаковал колонну, поражая белоказаков огнём и бомбами из пулемета. Храбрые атаки советского летчика привели неприятелей в замешательство.

Походный порядок колонны был нарушен. Казаки рассыпались по полю. Летчик возвратился на собственный аэропорт и доложил руководству результаты разведки.

Навстречу колонне были высланы самолеты. Летчики, не обращая внимания на ночное время, скоро нашли соперника. Непрерывно атакуя белоказаков, летчики нанесли им большие утраты и рассеяли их по степи.

Для ударов с воздуха по коннице Мамонтова и Шкуро были удачно использованы тяжелые воздушные суда «Илья Муромец».

Летчики 8-й армии удачно совершили последовательность ночных налетов на ЖД станции Таволжанка и Николаевка Юго-Восточной железной дороги, где производилась высадка вражеских армий.

Советская авиация во время развернувшегося наступления Красной Армии приняла активное участие в разгроме Деникина. Лишь за ноябрь и октябрь 1919 г. в тяжёлых осенних условиях авиация Южного фронта совершила около 400 вылетов на бомбометание и разведку.

Советские летчики неустанно трудились над вопросами тактического применения авиации. Так, входе боевых действий против Деникина ими было применено бомбометание с пикирования. Летчик 21-го разведывательного авиационного отряда А. Петров взял задание поразить бомбами склады с армейским имуществом на станции Нежин, пребывавшей в руках деникинцев. Показавшись над станцией, летчик Петров с пикирования поразил цель, превосходно сделав боевое задание.

Затем бомбометание с пикирования начало применяться и другими советскими летчиками.

Весной 1920 г. силы контрреволюции, возглавленные американскими, британскими и французскими империалистами, двинулись в третий поход против Советской страны. «В этом случае интервенты решили применять, с одной стороны, очень, буржуазного контрреволюционного националиста, фактического главу польского страны, и, иначе, генерала Врангеля, собравшего в Крыму остатки деникинской армии и угрожавшего оттуда Донбассу, Украине»1.

Империалисты Америки, Англии и Франции оказывали всемерную помощь польским интервентам. Авиация Пилсудского была оснащена зарубежными самолетами. Тут были американские, британские, французские и германские автомобили.

Действиями авиации белополяков руководили зарубежные инструкторы. Среди летчиков было много британцев, американцев, итальянцев и французов. Многие авиационные отряды белопольской авиации состояли сплошь из чужестранцев. Так, к примеру, недалеко от Борисова действовала несколько американских летчиков-истребителей. В авиационных отрядах белополяков, находившихся недалеко от Минска, было 17 летчиков американцев.

Американские и британские летчики участвовали в зверском бомбардировочном налете на Киев, совершённом белопольской авиацией весной 1920 г. Участвуя в битвах против польских интервентов, Красный воздушный флот продемонстрировал собственный боевое и моральное превосходство над белопольской авиацией и в маленький срок завоевал господство в воздухе.

Во время борьбы против белополяков авиация в первый раз в военной истории была обширно использована для совместных действий с конницей. В составе смелой Первой Конной армии действовала намерено созданная авиационная группа из одного истребительного и трех разведывательных авиационных отрядов. В начале собственной боевой работы несколько имела 22 самолета, больше половины которых было захвачено как трофеи входе боевых действий Первой Конной армии против деникинцев.

Персональный состав авиагруппы был укомплектован летчиками, имевшими большой боевой опыт; большая часть летчиков группы было коммунистами.

Авиационная несколько всемерно помогала красной коннице в осуществлении возложенных на нее задач. На протяжении подготовки и проведения житомирского прорыва авиация совершила тщательную разведку, установив укрепления и расположение соперника и выяснив районы скопления вражеских армий. Эти авиационной разведки помогли руководству уточнить направления, по которым красная конница должна была устремиться в прорыв, сыгравший решающую роль в разгроме белополяков.

В то время, когда Красная Армия высвободила Житомир и продолжала собственный стремительное наступление, авиация, действуя совместно с красной конницей, оказала ей громадную помощь. Летчики группы вели интенсивную разведку войсковых тылов и поля боя соперника, бомбардировали и обстреливали из пулеметов боевые порядки белополяков. Так, налет отечественных самолетов на скопление вражеских армий у станции Погребище помогал успеху конницы, нападавшей и обратившей в бегство белополяков и захватившей обозы с армейским имуществом.

В условиях стремительного продвижения конницы особенное значение купила организация связи между соединениями и частями. Летчики Первой Конной армии в сложной обстановке, при непрерывно изменявшейся линии фронта, превосходно несли работу связи, совершенно верно и вовремя доставляли по воздуху донесения и боевые приказы.

Большие результаты дали налеты авиации на ЖД станции Липовец, Погребище, Жмеринка, Орехово, Ровно и др. с целью нанести урон эвакуировавшимся вражеским армиям и помешать белополякам увозить награбленные ими материальные сокровища.

Красная конница продвигалась вперед так быстро, что белополяки во многих случаях не успевали эвакуировать в тыл имущество и материальную часть собственных авиационных частей. Так, к примеру, в то время, когда отечественные конники подошли к Бердичеву, летчики белополяки в панике покинули собственный аэропорт, не обеспечив вылет пяти самолетов (кстати сообщить, британских марок), и были вынуждены сжечь их.

Отечественные летчики вели активную борьбу с воздушным соперником. Встречая вражеские самолеты, советские летчики смело атаковывали их. Польские летчики избегали вступать в бой с летчиками Первой Конной и, завидев их в воздухе, старались убраться подальше, к своим аэропортам.

На Западном фронте в борьбе против белополяков отечественная авиация удачно поддерживала действия наземных армий и делала боевые задачи по разрушению и разведке укрепленных позиций соперника, уничтожению артиллерийских батарей, борьбе с авиацией соперника.

Белопольская авиация на Западном фронте сначала пробовала ударами по отечественным аэропортам снизить активность советских летчиков. Но эти попытки неприятеля окончились провалом.

Деятельно действуя против белополяков, советская авиация, по неполным данным, произвела более чем 1200 боевых вылетов, скинув на неприятеля около 6500 килограммов бомб.

В битвах против белопольских интервентов советская авиация убедительно продемонстрировала, что она выросла в грозную боевую силу. Господство в воздухе было прочно завоевано отечественными летчиками, продемонстрировавшими беспримерную отвагу, волю к победе и высокое мастерство в воздушных битвах с неприятелем. успешное проведение и Организация групповых налетов, тесное сотрудничество с наземными армиями — все это говорило о росте советских ВВС.

Собственные растущие богатырские силы советская авиация наглядно показала в битвах против Врангеля. 16 июля 1920 г. пленум ЦК РКП (б) принял предложение И. В. Сталина по организации разгрома Врангеля. Боевые действия Красной Армии по ликвидации врангелевщины были шепетильно созданы и спланированы.

В плане разгрома Врангеля на авиацию возлагалась громадная роль.

В базу военных действий советской авиации был положен принцип массирования авиации на решающем направлении и тесного наземных войск и взаимодействия авиации.

Авиационные отряды фронта были объединены в Центральную авиационную группу. В собственной беседе с летчиком И. У. Павловым, назначенным начальником данной группы, И. В. Сталин поставил задачу: обнаружить большие веса соперника, в особенности конницы, и, действуя массированно, бить неприятеля пулемётным огнём и бомбами.

На протяжении данной беседы Сталин разрешил указание использовать создаваемую авиагруппу на фронте 13-й армии, которая вела упорные и тяжелые битвы с наступавшими большими силами белогвардейцев.

Помимо этого, была создана правобережная авиационная несколько, в которую первоначально входили один разведывательный и два истребительных авиационных отряда.

Летчики группы вели интенсивную воздушную разведку, устанавливая пути движения и места расположения больших кавалерийских групп соперника. Разведка в обязательном порядке сочеталась с пулемётным обстрелом и бомбардировкой неприятеля. В район, где самолеты-разведчики обнаруживали конницу белых, срочно вылетали группы самолетов для штурмовых действий по неприятелю.

Руководство группы стремилось обеспечить непрерывность действий авиации.

Объединение авиационных отрядов в группу, верная организация воздушной разведки, широкое использование массированных действий, авиации дали превосходные боевые результаты.

Так, утром 1 августа, уточнив в разведывательных полетах полученные незадолго до информацию о местонахождении врангелевской конницы, авиация в течение всего дня группами в 12 — 14 самолетов наносила по неприятелю постоянные удары, штурмуя его с малых высот. В следствии многие колонны вражеской конницы были рассеяны по степи.

На другой сутки, 2 августа, несколько трудилась с еще громадным напряжением. Боевые полеты выполнялись группами в 10 — 15 самолетов. Летчики совершили пара налетов на скопления вражеской пехоты и конницы в районе Жеребец — Павловка и нанесли неприятелю тяжелые потери.

С громадным успехом был совершён групповой налет на конницу соперника, расположившуюся на отдых недалеко от деревни хутора и Семеновка Михайловского.

3 августа лишь вечером группой в 15 самолетов было совершено пара вылетов и скинуто около 250 килограммов бомб.

4 и 5 августа несколько произвела 25 боевых вылетов. Массированные, прекрасно организованные действия авиации оказали громадную помощь армиям Южного фронта. Энергичными действиями наземных армий при активной помощи авиации замысел Врангеля нанести неожиданный удар по 2-й Конной армии был сорван.

Летчики авиагруппы вовремя нашли перемещение больших сил вражеской пехоты и конницы к каховскому плацдарму.

В связи с развернувшейся напряженной борьбой за каховский плацдарм Центральная авиагруппа была переброшена на каховское направление, где она действовала совместно с правобережной группой. Так, в битвах с Врангелем твердо и последовательно осуществлялись объединение и сосредоточение авиации ее усилий на самые важных участках фронта.

В дни боев за каховский плацдарм авиация фронта использовала налеты на неприятеля группами в 10 — 15 самолетов. В одном из таких налетов советские летчики, действуя с малых высот, рассеяли большую группу вражеской конницы недалеко от хутора Куликовского.

Действия советской авиации на Южном фронте отличались необыкновенной разнообразием и гибкостью тактических приемов. Групповые налеты сочетались с боевыми полетами одиночных самолетов. В перерывах между действиями больших авиационных групп, штурмовавших скопления вражеской конницы, над неприятелем оказались одиночные самолеты, обстреливавшие соперника и сбрасывавшие на него бомбы.

На протяжении военных действий авиагруппы длительность нахождения самолетов над целью была увеличена.

Не обращая внимания на то, что вражеская авиация владела лучшей материальной частью, советские летчики сумели завоевать превосходство в воздухе. К середине августа, потерпев последовательность поражений в воздушных битвах, врангелевская авиация была вынуждена вовсе прекратить полеты недалеко от Каховки; советские летчики совершили пара успешных налетов на вражеские аэропорты.

На протяжении советского наступления на Южном фронте авиация собственными действиями содействовала достижению успеха наземными армиями. Так, в районе села Константиновка советские летчики бомбовыми ударами и пулемётным огнём поддержали отечественную конницу, атаковывающую большую кавалерийскую группу соперника, и вместе с красными конниками преследовали вражескую кавалерию, обратившуюся в бегство. Активное содействие авиации отечественным наземным армиям много раз отмечалось в распоряжениях руководства фронта.

Советская авиация деятельно поддерживала советское наступление во время завершающих боев за освобождение Крыма. Отечественные летчики преследовали вражеские армии, бомбардировали морские суда и порты соперника. В то время, в то время, когда Красная Армия уже вела наступательные битвы в Крыму, М. В. Фрунзе внес предложение главе воздухофлота Южного фронта по окончании занятия отечественными армиями станции Джанкой безотлагательно образовать в том месте передовую авиабазу отряда и организовать ежедневные налеты на порты Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия и др., дабы не разрешить противнику производить планомерную эвакуацию.

Наровне с действиями по наземным армиям неприятеля авиация удачно наносила удары и по его военно-морскому флоту. Врангель был разгромлен, замыслы американских, британских и французских капиталистов покончить с молодым страной крестьян и рабочих окончились неудачей.

Доблестная Красная ее авиация и Армия, созданные и руководимые Коммунистической партией, очень способным вождем трудящихся В. И. Лениным, в битвах гражданской войны победили соединенные силы зарубежных интервентов и буржуазно-помещичьей контрреволюции. Великий коммунистический народ героически отстоял честь, независимость и свободу собственного социалистического Отечества.

Источник:  Полковник В. СИМАКОВ. Советская авиация в годы зарубежной военной интервенции и Гражданской войны — «Вестник воздушного флота» № 7, 1952 г.

Примечания:

  1. Краткий курс истории ВКП(б), стр. 230. [?]

Топ 10 лучших фильмов о воздушных боях и военных самолетах (top 10 movies about dogfights)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: