Советский период — высший этап в развитии отечественной авиационной мысли

      Комментарии к записи Советский период — высший этап в развитии отечественной авиационной мысли отключены

В русской науке с давних времен уделялось важное внимание к вопросам покорения и исследования воздушного океана. в течении XVIII и XIX вв. русские ученые неустанно трудились над изучением законов сопротивления воздушной среды, получая все новых и новых удач.

Первым ученым, фактически подошедшим к созданию летательного аппарата тяжелее воздуха, движущегося посредством воздушных винтов, был очень способный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, что по окончании экспериментов и многочисленных расчётов создал действующую модель вертолета.

Но в те времена не было еще достаточно замечательного, и вместе с тем легкого и экономичного двигателя, что возможно было бы установить на летательный аппарат тяжелее воздуха. Исходя из этого при изучении возможностей полета научная идея отправилась по пути создания летательных аппаратов легче воздуха (воздушных шаров).

В Российской Федерации еще в 1731 г. в первый раз в мире был создан Крякутным воздушный шар, на котором он поднялся в воздух.

В XIX в. гениальные русские изобретатели Н. Архангельский, И. Третеский и многие другие создали технически храбрые проекты управляемых летательных аппаратов легче воздуха. Особенно направляться отметить превосходный проект управляемого аэростата, созданный русским морским офицером Н. М. Соковниным. Его научный труд «Воздушный корабль», в первый раз размещённый в 1866 г., воображал собой важное достижение научно-технической мысли и много раз издавался и переиздавался как в Российской Федерации, так и в нескольких государствах Европы.

Одновременно с этим многие русские учёные и воздухоплаватели пришли к мысли, что настоящей победы над воздушным океаном возможно добиться только посредством летательных аппаратов тяжелее воздуха. Но для этого необходимо было узнать сложнейшие законы перемещения в воздушной среде.

М. А. Рыкачев в 1871 г. создаёт замеры сопротивления воздуха при перемещении пластин, перемещающихся под различными углами наклона, при помощи особых очень правильных весов. Созданный Рыкачевым способ определения величины сопротивления воздуха, как мы знаем, взял потом широкое распространение в аэродинамических лабораториях всей земли.

авиации и Вопросы воздухоплавания привлекли интерес последовательности русских ученых, среди них и Д. И. Менделеева, каковые внесли солидной вклад в развитие данной области науки. Все теоретические и практические изучения, совершённые русскими учеными в области изучения воздушной среды, явились предпосылкой к созданию самолета.

Первый в мире самолет был выстроен русским изобретателем А. Ф. Можайским. Самолет, созданный Можайским, явился превосходным, не имеющим себе равных по тому времени достижением русской научной и конструкторской мысли.

Полет первого в мире самолета открыл новую эру в многовековой борьбе человечества за покорение воздушного океана. Самолет, выстроенный А. Ф. Можайским, явился непревзойденным примером, что после этого продолжительное время повторялся большинством конструкторов мира.

В конце XIX и в начале XX вв. русскими учеными были совершены очень серьёзные изучения, обогатившие науку полезнейшими сведениями как в области теории авиации, так и в области самолетных конструкций. Честь создания аэродинамики как науки в собственности очень способным русским ученым Н. Е. Жуковскому и С. А. Чаплыгину. В один момент с Чаплыгиным и Жуковским громадную работу в области аэродинамических изучений вел известный русский ученый ‘К.

Э. Циолковский. Выстроенная им в 1897 г. аэродинамическая труба первенствовала в мире установкой аналогичного типа. Особенно известность взяли труды ОК.

Э. Циолковского в области теории и металлического дирижаблестроения ракетных самолетов для межпланетных путешествий.

В следствии научных открытий и трудов А. Ф. Можайского, М. А. Рыкачева, Д. И. Менделеева, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, С. А. ряда и Чаплыгина вторых ученых Российская Федерация уже в конце XIX века намного опередила зарубежные страны в области аэродинамических изучений.

Выдающиеся успехи русских ученых-аэродинамиков оказали благотворное влияние и на работы отечественных конструкторов. Опираясь на прочный теоретический фундамент, русские конструкторы сумели еще незадолго до Первой Мировой создать превосходные по тем временам образцы авиационной техники.

Советский период — высший этап в развитии отечественной авиационной мыслиТак, к примеру, опыт создания русского самолета-бомбардировщика «Илья Муромец» и его вооружения и специального оборудования явился той базой, на которой в будущем развивался бомбардировочный самолет как особенный тип армейского самолета.

В Российской Федерации же показались и первые авиационные двигатели. Превосходные авиационные двигатели были выстроены в 1881 и 1885 гг. А. Ф. Можайским. Эти двигатели были паровыми и имели удельный вес 4,7 кг/л. с, тогда как созданный существенно позднее бензиновый двигатель братьев Райт имел удельный вес 6 кг/л. с.

Русские конструкторы авиационных двигателей В. В. Татаринов, А. Г. Уфимцев, С. В. Гризодубов еще в первом десятилетии XX в. сконструировали очень увлекательные двигатели.

В 1916 г. Б. С. Стечкин и А. А. Микулин выстроили летный двигатель уникальной конструкции мощностью 300 л. с. Это был двухтактный двигатель с совокупностью яркого впрыска горючего в цилиндры. Но эти двигатели не были разрешены войти в производство из-за преступно пренебрежительного отношения царского^ правительства к вопросам авиации.

За ответ непростой задачи — выяснение пилотажных возможностей самолета — взялся русский летчик Петр Николаевич Нестеров. Изучения П. Н. Нестерова позволили летчикам в маленький срок освоить такие фигуры высшего пилотажа, как виражи, боевой разворот, петли, управляемые перевороты через крыло. Самолет стал машиной, послушной воле пилота.

В один момент с развитием в Российской Федерации самолетостроения изыскивались кроме этого наиболее способы самолётовождения и рациональные средства. Отечественным ученым, изобретателям и конструкторам по праву в собственности серьёзное место в разработке теоретических баз аэронавигации и в создании разных устройств для самолетовождения. Еще творец первого в мире самолета A. Ф. Можайский внес предложение идею применения компасной навигации для вождения самолета.

На своем самолете он проектировал установить главные навигационные устройства: компас, высотомер и указатель скорости.

Потом полезнейший вклад в развитие аэронавигации был сделан русскими учеными доктором наук А. Н. Журавченко, B. Г. Немчиновым и др. Ими были изобретены и выстроены бессчётные навигационные устройства, созданы первые практические методы самолетовождения. Наровне с созданием практики и теории самолетовождения русские ученые закладывали теоретические базы науки о бомбометании.

Этим вопросом занимался и Н. Е. Жуковский.

Своим, уникальным методом шли русские конструкторы, создавая авиационное автоматическое оружие. Образцы оружия 1906 — 1914 гг. В. Федорова, Ф. Токарева и других на протяжении опробований продемонстрировали лучшие боевые качества если сравнивать с примерами зарубежного оружия.

Так, с момента собственного зарождения авиация в Российской Федерации развивалась самобытным методом. Но капиталистическая совокупность и консервативный царский строй России являлись тормозом в творческой работе инженеров и учёных.

Царские госслужащие, раболепствуя перед всем заграничным, глушили храбрую новаторскую идея русских ученых, чинили препятствия изобретателям, занимавшимся постройкой и проектированием новых летательных аппаратов, предпочитали закупать устаревшие заграничные самолеты для оружия русской армии. Передовые русские изобретатели и учёные делали все, что было в их силах. Но в условиях царского строя широкое распространение авиации в Российской Федерации было очень затруднено.

Благодаря победе Великой Октябрьской социалистической революции у нас были созданы все предпосылки для развития технической мысли, для свободного научного творчества.

Юный Советской республике по существу было нужно заново решать вопросы создания отечественного воздушного флота.

Научные и инженерные кадры были очень немногочисленны, отсутствовали авиационные высшие учебные заведения. Лабораторий с целью проведения исследовательских работ было не хватает, оборудованы они были примитивно.

Так, для авиационной индустрии требовалось безотлагательно решить множество задач.

Уже в 1918 г. по указанию Компартии и Советского правительства, не обращая внимания на разруху в стране и разгоравшуюся гражданскую войну, был создан Центральный аэрогидродинамический университет (ЦАГИ), а позднее и ряд других научно-исследовательских учреждений, оснащенных по окончательному слову техники.

Наровне с подготовкой инженеров в Университете путей сообщения и МВТУ в 1919 г. в Москве открылся летный техникум, что в 1920 г. был реорганизован в Университет инженеров Красного воздушного флота, а после этого в осеннюю пору 1922 г. в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского.

В будущем была развернута широкая сеть особых высших учебных заведений. Благодаря всем этим мероприятиям были подготовлены научные кадры и создана база для научно-исследовательских работ, и подготовлены высококвалифицированные эксперты для работы во всех областях скоро развивающейся авиационной техники.

В годы первой пятилетки под управлением Компартии и Советского правительства была создана замечательная авиационная индустрия, талантливая давать Вооруженным Силам самую передовую авиационную технику. Отечественная отечественная авиация вступила в новый этап собственного развития.

Громадный коллектив советских ученых, вежливых Коммунистической партией, энергично приступил к разработке всех отраслей и разделов авиационной науки; развернулись работы в области теоретической и экспериментальной аэродинамики, теории винтов, аэродинамического расчета самолетов, динамики полета, авиационного материаловедения, расчета самолетов на прочность, строительной механики самолетов, конструкции и теории авиационных двигателей.

Были развернуты научно-исследовательские работы по изысканию правильных способов самолетовождения, и по созданию разнообразного приборного оборудования. конструкторы и Советские учёные приступили к разработке особых образцов авиационного стрелкового оружия. Начала создаваться советская школа авиамоторостроения.

Развернулась кроме этого широкая научно-испытательная работа в советской авиации. Созданный в 1920 г. Умелый аэропорт ВВС Красной Армии снабжал возможность в громадных масштабах проводить летные изучения, контролируя и дополняя выводы ученых.

Благодаря необыкновенной заботе о развитии советской авиационной науки, постоянной помощи ее деятелей со стороны Компартии и Советского правительства все отрасли авиации стали развиваться стремительными темпами.

Продолжая лучшие традиции русской науки, советские ученые, трудившиеся в только благоприятных условиях социалистического строя, получали с каждым годом все новых и новых удач.

Большие удачи были достигнуты за годы советской власти отечественной аэродинамической школой, во главе которой по окончании смерти Н. Е. Жуковского поднялся его ученик — выдающийся ученый С. А. Чаплыгин.

Опубликованные им труды «К неспециализированной теории крыла моноплана», «Схематическая теория разрезного крыла», «К закрылка и теории открылка» и ряд других явились полезнейшим вкладом в отечественную науку, в них были блестяще решены самые важные из находившихся перед авиацией задач. С именем Чаплыгина связано предстоящее развитие ЦАГИ.

Наровне со старшим поколением вырос коллектив молодых ученых — С. А. Христианович, В. С. Пышнов, М. В. Келдыш и др.

Благодаря огромному размаху научно-исследовательских работ, проводившихся в ЦАГИ и других бессчётных лабораториях, было скоро обеспечено большое улучшение аэродинамических качеств отечественных самолетов, увеличены их скорость, скороподъемность, маневренность, устойчивость, потолок и дальность полета.

Развивая заложенные Н. Е. Жуковским базы динамики самолета, коммунистический ученый доктор наук В. С. Пышнов в 1928 г. первым в мире создал теорию штопора самолета, дав подробный анализ влияния на штопор весовых, аэродинамических и других черт, продемонстрировав значение вертикального оперения самолета и обосновав советы по самоё эффективному размещению оперения.

направляться очень выделить, что ни один, кроме того самый большой, научный труд по динамике полета самые известных зарубежных ученых не содержал и половины тех вопросов, каковые созданы советскими учеными В. С. Пышновым, В. П. Ветчинкиным и др.

Опубликованный еще в 1902 г. выдающийся труд С. А. Чаплыгина «О газовых струях» дал начальные базы газовой динамики — аэродинамики громадных скоростей. Эту теорию после этого обширно и обстоятельно развил гениальный коммунистический ученый лауреат Сталинской премии академик С. А. Христианович.

В то время, когда появилась задача создать практические способы расчета крыльев самолетов, скорость которых приближается к звуковой, многие зарубежные ученые продолжительно вычисляли правильное ответ данной задачи невыполнимым.

В 1939 г. коммунистический ученый С. А. Христианович блестяще решил эту задачу. В напечатанной работе создатель дал вывод новых дифференциальных уравнений перемещения газа. Уравнения были очень несложными и удобными для практических целей, поскольку они позволяют рассчитывать плоский дозвуковой газовый поток около крыла и симметрично-осевой поток около тела вращения (фюзеляж, боеприпас).

Благодаря открытиям С. А. Христиановича удалось изучить обтекание авиационных профилей при громадных скоростях полета, вычислить кривые распределения давления по профилю с учетом сжимаемости, выяснить так именуемые критические числа М и отыскать ряд других очень серьёзных черт крыльев.

Превосходных удач добилась советская школа многомоторной авиации. С первых же лет советской власти Советское правительство и Коммунистическая партия уделяли важное внимание формированию замечательной многомоторной авиации. Созданная в 1919 г. рабочая группа по тяжелой авиации (КОМТА) совершила большую работу по решению данной задачи.

Цельнометаллические многомоторные монопланы ТераБайт-1 и ТераБайт-3 конструкции А. Н. Туполева явились выдающимся и продолжительное время не превзойденным достижением советской конструкторской мысли. На самолетах ТераБайт-3 отечественными летчиками был установлен последовательность мировых авиационных рекордов. Отличные качества этих самолетов особенно ярко выявились на протяжении исторического полета в 1937 г. на Северный полюс.

В Советском стране были выстроены воздушные гиганты: пятимоторный самолет «Правда» и восьмимоторный «Максим Горький». Создание этих самолетов означало новый блестящий успех советского самолетостроения.

Необыкновенных удач добились и конструкторы одномоторных самолетов-истребителей. Во время с 1925 по 1930 г. были созданы уникальные самолеты-истребители Д. П. Григоровича, И. Н. Поликарпова, А. Н. Туполева.

Особенно громадную популярность купил конструкции и-5 самолёт Поликарпова. При конструировании самолета конструктору удалось добиться малого веса с сохранением установленных норм прочности. Самолет И-5 был самоё лёгким, скороподъемным и маневренным самолетом того времени.

В 1927 — 1928 гг. Н. Н. Поликарповым были созданы самолеты Р-5 и По-2, владевшие управляемостью и исключительной устойчивостью. Эти самолеты продолжительно и превосходно проходили службу в самых разнообразных условиях нашей страны.

Годы первых пятилетних замыслов можно считать началом нового этапа в развитии других отраслей и советского самолётостроения авиационной техники.

Создание замечательной тяжелой индустрии у нас послужило базой, на которой выросла советская бронетехника. Успешное исполнение пятилетних замыслов разрешило обширно развернуть работу конструкторских бюро. Компартия вырастила новые кадры советских конструкторов — С. В. Ильюшина, В. М. Петлякова, А. А. Архангельского, П. О. Сухого, С. А. Лавочкина, А. С. Яковлева, А. И. Микояна и др., создавших высококлассные советские самолеты.

руководство и Постоянная забота Компартии помогли советским конструкторам выстроить новые образцы самолетов, в полной мере отвечавших возросшим требованиям тактики.

У нас был создан совсем уникальный тип самолета-штурмовика, талантливого делать непростые задачи современного боя. Замечательная броня, отличная манёвренность и большая скорость, могучее стрелково-пушечное и бомбовое оружие — все это сделало самолет «Ильюшин» суровым оружием.

Громадны советской школы и достижения авиамоторостроения. Еще в 1926 г. конструктор А. Д. Швецов создал 12-цилиндровый мотор РАМ (русский летный мотор) мощностью 750 л. с.

Год спустя А. А. Бессонов создал 18-цилиндровый мотор М-18 той же мощности. Особенность этого двигателя пребывала в том, что на нем в первый раз в мире был установлен нагнетатель для обеспечения высотности.

Одвременно с этим был выстроен новый двигатель водяного охлаждения М-13 мощностью 880 л. с. конструкции А. А. Микулина.

Создание А. Д. Швецовым звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-11 было новой победой советской школы моторостроения. Превосходные качества двигателя М-11 видны хотя бы из того, что он и по сей день, по прошествии более двадцати лет, находит очень широкое использование.

Для предстоящего развития отечественного моторостроения потребовалось всемерно увеличить масштабы научно-исследовательских работ в данной области. Центральный университет авиационного моторостроения (ЦИАМ) сыграл громадную роль в развитии отечественной техники. В ЦИАМ, например, было положено начало семейству авиационных двигателей громадной мощности.

Первый же двигатель данной серии М-34 продемонстрировал превосходные качества.

На советских самолетах, оборудованных двигателями М-34, установлено множество интернациональных авиационных рекордов, совершены исторические дальние перелеты. Предстоящие модификации двигателя — АМ-35, АМ-38 и др. продемонстрировали в годы ВОВ хорошие качества.

Больших удач добилось конструкторское бюро, руководимое В. Я. Климовым. Тут были созданы уникальные авиационные двигатели жидкостного охлаждения, владевшие при габаритах и небольшом весе высокими характеристиками.

Громадной популярностью среди советских авиаторов пользуются двигатели воздушного охлаждения конструкции А. Д. Швецова.

Серийные советские авиационные двигатели к началу ВОВ по своим техническим данным превосходили показатели серийных зарубежных двигателей.

Удачи отечественной авиационной науки и техники обусловлены кроме этого большим масштабом и высоким уровнем проводимых в СССР летных опробований. Советские летчики-испытатели были ближайшими ассистентами авиаконструкторов, помогали им совершенствовать летно-тактические качества самолетов. Проводя сложнейшие летные опыты, они помогали отечественным ученым решать управляемости самолётов и труднейшие вопросы устойчивости, разрабатывать наилучшие способы боевого применения авиационной техники.

Такие выдающиеся летчики-испытатели, храбрые новаторы, как В. П. Чкалов, В. А. Степанчонок, С. П. Супрун и многие другие, помогли решить проблему несложного, плоского и перевернутого штопора, создали новые фигуры высшего пилотажа, составившие базу передовой советской тактики воздушного боя.

Во время СССР взяла собственный предстоящее развитие такая ответственная область летного дела, как аэронавигация. Сотрудники аэронавигационного отдела НИИ ВВС много потрудились над тем, дабы создать новые способы учета неточностей в показаниях высотомера, указателя скорости и других навигационных устройств.

Первоначально ими были вычислены разные номограммы, благодаря которым вычислялись путевая скорость, пройденное время и расстояние полета, потребный запас и радиус действия горючего. Потом для данной цели были созданы особые устройства.

Так, уже в первые годы советской власти ВВС нашей страны располагали новыми способами и средствами компасной навигации, что разрешило советским летчикам выполнять в тяжёлых условиях блестящие перелеты (Москва — Кабул; Москва — Пекин; Москва — Тегеран — Москва; Москва — Анкара и др.).

Повышение скорости, дальности и высоты полета усложнило самолетовождение. Поднялась задача по предстоящей разработке приемов компасной навигации. Ответственный вклад в разрешение данной задачи внес навигатор ВВС Черноморского флота Л. Попов. В 1927 г. он сконструировал первую в мире универсальную счетную линейку. Линейка Попова давала возможность навигаторам решать главные навигационные задачи.

Перед этим у нас в стране был создан весьма несложный и эргономичный ветрочет Б. С. Стерлигова, разрешающий скоро и наглядно решать все задачи навигационного треугольника.

За рубежом к этому времени не было аналогичных штурманских инструментов, и и теоретических работ в данной области. За границей только по окончании ознакомления с советскими примерами начали создавать вычислительные навигационные устройства.

Работы по созданию новых аэронавигационных устройств еще шире развернулись по окончании успешного исполнения первой пятилетки у нас. Показались устройства для слепого полета. В 1935 г. был создан первый гиромагнитный компас, что превосходно зарекомендовал себя в перелетах В. П. Чкалова и М. М. Громова через Северный полюс.

Через год на самолетах показались устройства доктора наук В. П. Ветчинкина, разрешающие вести астрономическую ориентировку.

Советские эксперты совершили огромного значения работу в области девиации. В собственном труде «Теоретическая девиация» Домогаров самый полно создал все вопросы конструирования магнитной совокупности картушки. Он же сконструировал компас, у которого машинально уничтожалась девиация высших порядков.

Постоянный рост авиационной техники настойчиво попросил создания новых навигационных устройств, разрешающих расширить точность самолетовождения. И эти устройства кроме этого были удачно созданы изобретателями и советскими конструкторами.

В один момент с развитием способов и средств аэронавигации советскими учеными совершенствовались методы воздушной бомбометания и стрельбы. Ведущая роль в разработке этих вопросов в собственности Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского.

Тут юные специалисты и советские учёные создали обстоятельные труды по теории воздушной бомбометания и стрельбы. В их числе курс лауреата Сталинской премии В. С. Пугачева «Теория воздушной стрельбы» самый полно и исчерпывающе излагает вопросы воздушной стрельбы.

Творческий, новаторский темперамент советской авиационной науки особенно ярко проявился в битвах против неприятелей нашей страны. Советские летчики, участвуя в военных действиях Красной Армии, самоотверженно сражались против неприятелей социалистического страны на фронтах гражданской войны, недалеко от озера реки и Хасан Халхин-Гол, на протяжении войны с белофиннами в 1939 — 1940 гг.

Важным опробованием для отечественной авиации явилась Великая Отечественная война. Предпринимая собственный вероломное наступление на нашу страну, гитлеровцы рассчитывали на быструю победу; как раз исходя из этого в замыслах гитлеровского военного руководства громадное место отводилось авиации. Расчеты гитлеровцев потерпели провал.

Фашистские захватчики встретили упорное сопротивление как на земле, так и в воздухе. Уничтожая боевую технику и лучшие летные кадры неприятеля, отечественные ВВС уже в первоначальный — самый тяжелый — период войны развеяли миф о непобедимости гитлеровской авиации.

Славные соколы отечественной Отчизны в ожесточенных воздушных сражениях разгромили хваленую гитлеровскую авиацию, чем и обеспечили свободу действий для Советской Армии и избавили население нашей страны от вражеских бомбардировок с воздуха.

Деятельно помогая сухопутным армиям продвигаться вперед, отечественная авиация добилась превосходных побед. Эти победы — свидетельство пламенного патриотизма советских авиаторов, их большого беззаветной отваги и лётного мастерства. Вместе с тем победы авиации в Великой Отечественной войне — могущества и доказательство зрелости отечественной авиационной науки.

Базируясь на передовой советской военной науке, отечественная авиационная идея бурно начинается. Появились новые формы оперативно-тактического сотрудничества авиации с сухопутными армиями, были созданы вопросы тактики действий разных родов авиации, организации авиационного тыла и т. д.

Всеми собственными удачами советская авиация обязана умной политике Компартии СССР, направленной на неуклонное упрочнение могущества социалистического страны.

Окидывая взором целый исторический путь отечественного воздушного флота во время СССР, мы с полным правом говорим, что данный период есть высшим этапом в развитии отечественной авиационной мысли. Могучая воля Компартии привела в перемещение творческие силы отечественного народа, обеспечила невиданное развитие авиационной науки и техники. Благодаря условиям самого передового публичного строя советские люди в напряженном творческом труде в маленький срок создали замечательный Воздушный флот.

 Источник: Генерал инженерно-технической работы Г. ВОЛКОВ. «Вестник воздушного флота» № 7, 1949 г.

Великая Война. 12 Серия. Война в Воздухе. StarMedia. Babich-Design

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: