Цвета военного неба: «а» и «б» над таллином и ханко

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «а» и «б» над таллином и ханко отключены

Первые воздушные битвы ВОВ сложились для советских лётчиков-истребителей очень не легко – им достался умелый и враждебный неприятель на хорошей технике. Тем примечательнее случаи действенных действий советских авиаторов, среди которых чуть ли не самыми заметными были два морских лётчика с Балтики.

Действуя в связке, за весьма маленький срок они добились двух десятков воздушных побед, многие из которых находят подтверждение в сохранившихся документах соперника. Пускай значительно чаще Алексею Антоненко и Петру Бринько приходилось драться не с германскими истребителями, а с менее грозными финнами, их война заслуживает отдельного рассказа.

Предвоенный опыт

Алексей Касьянович Антоненко появился в 1911 году в Могилёвской области. В первой половине 30-ых годов двадцатого века он окончил военную школу морских лётчиков в Ейске и остался в ней инструктором, а в середине 1938 года по ротации взял первое строевое назначение на пост начальника штаба эскадрильи в 5-й истребительный летный полк ВВС Краснознаменного Балтфлота.

Год спустя его включили в сводную эскадрилью моряков, посланную для получения боевого опыта на Халхин-Гол и вошедшую в том месте в состав армейского 70-го ИАП. Балтийцы приступили к исполнению боевых заданий 24 августа, а через три дня открыли собственный боевой счёт. Вечером 27 августа 10 их «Ишаков» на протяжении патрулирования атаковали группу бомбардировщиков «ЛБ-98» (лёгкие одномоторные «Мицубиси» Ki-30 либо «Кавасаки» Ki-32) и одержали две групповые воздушные победы.

Конфликт уже доходил к концу, и до подписания 15 сентября перемирия Алексей Антоненко успел совершить всего 17 боевых вылетов и совершить два воздушных боя. Его боевой счёт, в соответствии с одному из наградных страниц, составил пять побед, но в первичных документах проходят лишь вышеупомянутые два бомбардировщика.

Цвета военного неба: «а» и «б» над таллином и ханко
И-16 из 13-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ВВС КБФ, довоенное фото.

По окончании завершения военных действий морские лётчики возвратились на стали и Балтику костяком организованной 3 ноября части с нестандартным заглавием «Отдельная эскадрилья И-153» – единственной в ВВС КБФ, взявшей тогда на вооружение истребители этого типа. Капитан Антоненко в ней уже традиционно стал начальником штаба.

За время советско-финской войны он совершил 29 боевых вылетов и одержал одну воздушную победу: 29 февраля 1940 года ему был засчитан сбитый в паре мифический финский «Спитфайр», за каковые в большинстве случаев принимали имевшиеся у финнов итальянские «Фиаты» G.50 либо французские «Мораны» MS.406. Участие в двух войнах принесло летчику три Красного: ордена Знамени и награды Ленина, и медаль «За Отвагу».

К началу ВОВ капитан Антоненко занимал должность замкомандира 2-й эскадрильи 13-го ИАП ВВС КБФ, летавшей на И-16, но практически руководил ей. Одним из помогавших под его началом летчиков был лейтенант Бринько.

Петр Антонович Бринько появился в 1915 году в линии нынешнего Донецка. По окончании окончания летной школы он служил на Дальнем Востоке в ВВС Тихоокеанского флота и участвовал в битвах на озере Хасан, летая на биплане И-15бис. По окончании начала советско-финской войны он был откомандирован на Балтику и с 25 января сражался на И-16 в составе 13-й отдельной истребительной эскадрильи ВВС КБФ.

За время военных действий он выполнил 47 боевых вылетов, четверть из которых пришлась на подавление зенитных средств финнов. Воздушных боев было мало, исходя из этого и победы также отсутствовали. Участие летчика в войне «с финской белогвардейщиной» руководство отметило орденом Красного Знамени.

К весне 1941 года лейтенант Бринько был под началом капитана Антоненко в 13-м ИАП. Полк базировался на Ханко, но в последних числах Мая первые три эскадрильи перелетели на аэропорт Кёрстово под Кингисеппом для перевооружения с И-16 на МиГ-3, и лишь 4-я эскадрилья на «Чайках» осталась на полуострове.

Грозный дуэт

В первые три дня войны часть самолетов 1-й и 2-й эскадрилий перелетела на таллинский аэропорт Лагсберг, откуда 25 июня лётчики выполнили первые боевые вылеты. В 14:19 над городом был увиден проход одиночного разведчика, но поднятая на перехват пара возвратилась без результата, а в 15:25 в погоню за возвращающимся соперником ушла пятерка И-16 во главе с капитаном Антоненко. Спустя 10 мин. по окончании взлета капитан открыл прицельный пламя, и скоро посты наблюдения отметили падение горящего самолета, опознанного как «Юнкерс» Ю-86.

Самолёт в двухцветной защитной окраске предвоенного периода: верхние и боковые поверхности окрашены защитной (зелёной) краской (АII Защ.), нижние – светло-светло синий (АII Св.Гол.). — Цвета армейского неба: «А» и «Б» над Таллином и Ханко | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-a-i-b-nad-tallinom-i-hanko-2.jpg
И-16 тип 29 из 13-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ, полуостров Ханко, лето 1941 года.

На этом истребителе летали различные летчики, а также капитан А. Антоненко и, быть может, лейтенант П. Бринько. Самолёт в двухцветной защитной окраске предвоенного периода: верхние и боковые поверхности окрашены защитной (зелёной) краской (АII Защ.), нижние – светло-светло синий (АII Св.Гол.).

Данный случай считается первой официальной победой ВВС КБФ в Великой Отечественной войне, не смотря на то, что в документах частей имеется записи и о более ранних удачах. Предположительно, объектом атаки Антоненко стал разведывательный Ju 88A-5 (W.Nr.882249) из германской морской авиагруппы K.Gr. 806, взявший «повреждения от огня соперника» в 40%, но возвратившийся на базу.

11 истребителей 1-й эскадрильи перелетели на Ханко ещё 25 июня, а 3 июля В том же направлении перебросили звено капитана Антоненко и лейтенантов Бринько и Кулашова. На следующий вечер Антоненко и Бринько вылетели на перехват пары финских «Чаек». Попавшие к неприятелю в качестве трофеев ходе советско-финской войны 1939–1940 гг., они состояли на вооружении отряда 3./LLv 6 и широко применялись в битвах.

По возвращении на базу советские летчики доложили, что сбили оба самолета, каковые в оперсводке фигурировали как «Фоккеры», а в послевоенных публикациях как «Бульдоги». В конечном итоге же оба неприятельских истребителя возвратились на собственную базу без повреждений.

И-153 c серийным номером VH-19 из отряда 3./LLv 6. Данный самолет был трофеем уже «Войны-Продолжения» и, в отличие от более ранних «Чаек», тактического номера на вертикальное оперение не взял – по крайней мере, сначала.

Следующим вечером в 20:25 оба лётчика опять поднялись на перехват идущего на маленькой высоте Ю-88 и совместной атакой сбили его, причем вылет от взлета до посадки занял всего 7 мин.. Поверженный «Юнкерс» упал у острова Тальхомарне, и данный успех балтийцев подтверждается германскими данными о утратах: разведчик Ju 88A-5 (W.Nr.886404) из эскадрильи 2./K.Gr. 806 был потерян в районе Ханко. Целый его экипаж – летчик унтер-офицер Мартин Гессе (Uffz. Martin Hesse), навигатор унтер-офицер Антон Линке (Uffz.

Anton Linke), радист унтер-офицер Макс Зиппель (Uffz. Max Sippel), стрелок ефрейтор Антон Ринне (Gefr. Anton Rinne) – погиб.

8 июля Антоненко и Бринько по какому-то заданию летали в Таллин, по прибытии в том направлении доложив, что сбили над Финским заливом одиночный Ю-86. Для капитана Антоненко это была уже пятая победа В первую очередь войны, которая, увы, данными соперника не подтверждается.

И-153 из 4-й эскадрильи 13-го ИАП, полуостров Ханко, лето 1941 года.

Самолет исходно нес однотонную окраску «алюминиевой» (серебристой) краской (AII Ал.) на всех поверхностях, а позднее для лучшей маскировки на верхние и боковые поверхности был грубо нанесен слой защитной AII Защ.

Через пара часов летчики возвратились обратно на Ханко и в ночь на 9 июля вылетели на патрулирование (из-за белых ночей в июне-июле возможно было летать круглосуточно). Встретив такую же патрульную несколько «Фоккеров» D.XXI, опознанных отечественными летчиками как «ПЗЛ-24», в скоротечной атаке Антоненко сбил ведомого финна. Его ведущий ушел, кроме того не увидев атаки.

Победа советских истребителей подтверждается финскими данными: «Фоккер» D.XXI с номером FR-147 из отряда 3./LLv 30 врезался в почву в районе Таалинтехдас, его летчик сотамиес (рядовой) Эско-Матти Ниемеля (stm. Esko Matti Niemela) погиб.

Утром 10 июля Антоненко и Бринько были подняты на перехват двух финских «Чаек», и ведущий советской пары стремительной атакой сбил собственного финского визави, которого опять опознал как «ПЗЛ». И-153 с номером VH-14 луутнантти Вейкко-Армас Каллио (luutn. Veikko Armas Kallio) из отряда 3./LLv 6 упал в лес на острове Хорсен, летчик погиб.

Второй неприятельский биплан сумел оторваться от преследования.

Стандартные жёлтые элементы и опознавательные знаки стремительного опознавания восточного фронта. Тактические номера на финских «Чайках» традиционно повторяли последнюю цифру серийного номера. — Цвета армейского неба: «А» и «Б» над Таллином и Ханко | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-a-i-b-nad-tallinom-i-hanko-5.jpg
И-153 (серийный номер VH-14) из 3-го отряда LLv 6, сбитый капитаном Антоненко 10 июля 1941 года над островом Хорсен. Летчик луутнантти Вейкко-Армас Каллио погиб.

Любопытно, что Каллио принимал участие в первом воздушном бою, совершённом Антоненко и Бринько по окончании прибытия на Ханко. Самолет несет обычный финский камуфляж примера 1940 года из зеленого Oliivin vihrea и тёмного Musta на верхних и боковых поверхностях, и светло-серого Vaalean harmaa на нижних. Стандартные жёлтые элементы и опознавательные знаки стремительного опознавания восточного фронта.

Тактические номера на финских «Чайках» традиционно повторяли последнюю цифру серийного номера.

14 июля вышел указ о краже капитану Антоненко и лейтенанту Бринько звания «Герой Советского Союза» – первым в авиации Балтфлота. До Ханко эта новость дошла в 12 часов дня следующего дня и была встречена с громадным энтузиазмом. Из-за празднования ханковская группировка И-16 на пара часов была «выведена из строя» и лишь вечером возобновила полеты.

К сожалению, тот же вечер ознаменовался катастрофой. В 22:45 возвращавшиеся из боевого вылета Антоненко и Бринько встретили идущую им навстречу несколько «Чаек». Антоненко сближался с бипланами, пробуя выяснить их принадлежность, но Бринько a priori воспринял их как соперника и отправился в лобовую на ведомый И-153.

Разминувшись с ним, он развернулся и следующую атаку совершил вдогон, а позже расстрелял выбросившегося с парашютом летчика. Не спасло парашютиста да и то, что он опускался над советской территорией. По окончании возвращения на аэропорт Петр Бринько выяснил, что сбил самолет 4-й эскадрильи собственного же полка, летчик которого, начальник звена лейтенант Иван Савельевич Козлов, погиб.

Увы, но в боевых условиях такие неточности не были редки, и никакого наказания для Бринько не последовало.

Пять часов спустя на протяжении очередного боевого вылета Антоненко и Бринько сошлись в сражении с парой «Брюстеров» из LLv 24. Групповой бой скоро разделился на поединки, и у финского ведомого скоро сдали нервы. Он постарался выйти из боя пикированием, но Бринько срочно за ним погнался и не увидел, как сам попал под удар ведущего, на хвосте которого «висел» Антоненко.

Удачно прикрыв подчиненного, финн не стал больше рисковать и также вышел из боя. По результатам боя советская пара заявила два сбитых в группе Ме-109 (для Бринько они стали пятой и шестой победами), а финский ведущий луутнантти (лейтенант ) Йоэль-Адиэль Савонен (luutn. Joel Adiel Savonen) – сбитый лично И-16.

Победы были засчитаны, в конечном итоге же все четыре самолета благополучно возвратились на собственные базы.

Пара «Брюстеров» из отряда 1./LLv 24, с которыми Антоненко и Бринько вели бой 16 июля 1941 года.

20 июля капитану Антоненко засчитали сбитый «ФД-21», но информация об данной победе в отечественных документах противоречива, а финские источники утрату самолета не подтверждают.

Днём 23 июля оба лётчика летали на прикрытие девятки И-153, наносившей штурмовой удар по аэропорту в Турку. Воздушного соперника не было, исходя из этого на обратном пути Антоненко и Бринько обстреляли стоянку германских гидросамолетов в гавани Руиссало, отчитавшись об уничтожении двух поплавковых «Хе-60». В действительности лётчики повредили He 114 из разведывательной эскадрильи 1./SAGr. 125 и He 59 из поисково-спасательной эскадрильи Seenotstaffel 9.

Тем же вечером пара «Чаек» вылетела на бомбежку гидроаэродрома в Руиссало, и их снова закрывала пара Антоненко и Бринько. Совместным ударом они, по советским данным, стёрли с лица земли целых пять «Хе-60», но по германским сводкам ни один из гидросамолетов не был кроме того поврежден. «К шапочному разбору» подоспела четверка «Фоккеров» из группы LLv 30, срочно устремившаяся в погоню. Капитан Антоненко, старший всей группы, сперва отвел самолеты от берега, дабы не попасть под зенитный пламя, а позже повел всю четверку в лобовую атаку.

В сражении 23 июля он стал одновременно и единственным пострадавшим, возвратившись с несколькими пулевыми пробоинами, и главным победителем, одержав одну личную и одну групповую победы (позднее переквалифицированные в две индивидуальные). Сам лётчик признавал лишь одну из них, добавив на киль самолета вторую «победную балку».

Всего к концу войны капитан Калима одержал 10,5 подтвержденных побед. — Цвета армейского неба: «А» и «Б» над Таллином и Ханко | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-a-i-b-nad-tallinom-i-hanko-7.jpg
«Фоккер» D.XXI финского производства (серийный номер FR-148), что более года, с июня 1941 по июль 1942 гг., был персональным самолетом лейтенанта Мартти Калима (Martti Kalima) на протяжении его работы в 3./LLv 30, 1./LLv 10 и опять в 3./LLv 30. Самолет кроме этого нес обозначения и стандартный камуфляж с желтым тактическим номером, характерным для 3-го отряда 30-й авиагруппы.

На киле отметка о первой победе лётчика, одержанной им 6 июля 1941 года. В сражении 23 июля он стал одновременно и единственным пострадавшим, возвратившись с несколькими пулевыми пробоинами, и главным победителем, одержав одну личную и одну групповую победы (позднее переквалифицированные в две индивидуальные). Сам лётчик признавал лишь одну из них, добавив на киль самолета вторую «победную балку».

Всего к концу войны капитан Калима одержал 10,5 подтвержденных побед.

Бой был ожесточенным, но бесплодным, если не считать пулевой пробоины в фюзеляже одной из «Чаек» и нескольких – в одном «Фоккере». Как водится, обе стороны «басурман не жалели», сражаясь словно бы в параллельных мирах. Советские лётчики отрапортовали, что вели бой с шестью «Спитфайрами», позднее претерпевшими обратное превращение в «ФД-21», и сбили пять из них.

Первым победу одержал Бринько, за ним Антоненко и оба летчика И-153, а после этого опять Бринько. Финны же посчитали, что сражались с пятью либо семью И-16 и семью И-153, и сбили по одному истребителю каждого типа.

«За себя, за Антоненко и Козлова»

В начале утра 25 июля стояла нехорошая погода, но истребители были необходимы в воздухе, дабы отогнать «Фоккеры», атакующие участвовавшие в десантно-диверсионной операции катера. На взлет отправилась пятерка «Чаек» и одиночный И-16 капитана Антоненко. Соперника советские лётчики найти не смогли, а на посадке в 06:00 на аэропорте Тяктом капитан Антоненко не справился с управлением в сложных метеоусловиях и на четвертом развороте, утратив скорость, упал на крыло и врезался в почву…

Всего за 33 дня военных действий лётчик совершил около 100 боевых вылетов, одержал пять побед лично и шесть в паре. С учетом прошлых распрей его счет составил пять личных и девять групповых побед.

По окончании командира и гибели друга Бринько сам стал ведущим. Остро переживая смерть Антоненко и Козлова, он объявил, что будет драться за троих. Утром 2 августа его пара вступила в бой с тройкой финских «Фоккеров» D.XXI из отряда 2./LLv 30.

Атакованный советским асом финский лётчик постарался уйти крутым пикированием, но Бринько продолжал преследование, неизменно поливая финна огнем, и скоро D.XXI утратил управление и упал в море недалеко от островов Ормсшер и Гуннарсэрэн. Два сохранившихся финна поспешили выйти из боя. Жертвой Бринько сейчас стал D.XXI с номером FR-126, его лётчик вянрикки (лейтенант) Юха-Ялмари Нюберг (vanr.

Juha Jalmari Nyberg) погиб.

Финские летчики отряда 3./LLv 30 по тревоге бегут к своим «Фоккерам», лето 1941 года.

7 августа лейтенант Бринько поднялся на перехват одиночного Ju 88, бомбившего рейд Ханко. Он продолжительно преследовал бомбардировщик и, по советским данным, сбил его уже около острова Даго. По докладу лётчика, «Юнкерс» вспыхнул, а его экипаж спасся на парашютах, но в германских документах сведения о подходящих утратах не просматриваются.

21 августа Петр Бринько перегонял собственный самолет в Таллин для ремонта. В тот самый момент, в то время, когда он произвел посадку, над аэропортом показался одиночный Ju 88. Увидев соперника, Бринько срочно отправился на взлет. Двигатель «Ишачка» недодавал мощности, но он догнал «Юнкерс» и выпустил по нему четыре реактивных боеприпаса, позже обстрелял из пулемётов и пушек. Разведчик упал, его экипаж воспользовался парашютами и был пленен. В соответствии с германским данным, Ju 88A-4 (W.Nr.883513) из эскадрильи 1./K.Gr.

806 был потерян недалеко от Таллина. Его лётчик лейтенант Карл Хольд (Lt. Karl Hold) числится пропавшим без вести, а навигатор ефрейтор Вилли Хартвиг (Gefr. Willi Hartwig), радист ефрейтор Отто Цавадиль (Gefr.

Otto Zawadiel) и стрелок унтер-офицер Уве Хайнзен (Uffz. Uve Heinsen) – погибшими.

Бой происходил прямо на глазах командующего морской авиацией генерала С.Ф. Жаворонкова, что прибыл в Таллин для организации налетов на Берлин. Победителя скоро представили ко второму ордену Красного Знамени и присвоили дополнительное звание «капитан».

Истребитель аса скоро отремонтировали, но на Ханко он уже не возвратился, а был направлен на аэропорт 5-го ИАП в Низино под Петергоф, где в то время базировалась и подразделения 13-го ИАП.

5 сентября пара Бринько была поднята на перехват приближающихся самолетов соперника. Бой проходил не через чур удачно, и дабы не допустить бомбежки Низино, балтийский ас отправился на таран, а после этого благополучно посадил поврежденный истребитель на аэропорте. Его ведомому, что из этого боя не возвратился, также засчитали воздушную победу.

Все нападавшие Bf 110 из группы I./ZG 26 в тот сутки возвратились на базу. Два из них были подбиты, причем Bf 110D-3 (W.Nr. 4367) из эскадрильи 1./ZG 26, поврежденный на 80% по германской классификации, отправился в утиль.

Сложно сообщить, была ли это добыча Бринько – немцы уверены в том, что обстоятельством утраты стал зенитный пламя.

Четыре дня спустя лётчик нападал разведчик ФВ-189. «Рама» была по-настоящему крепким орешком, и на аэропорт лётчик возвратился на изрешеченном истребителе, но с докладом о победе, которую руководство сразу же утвердило. В данный сутки в сражении с советскими истребителями взял важные повреждения самолет из эскадрильи ближней разведки 4.(H)/31, но на него скорее смогут претендовать военные лётчики, а вторых подходящих германских утрат не известно.

11 сентября практически сразу после полудня Бринько вылетел «по-зрячему» и на глазах у постов ПВО сбил разведчик Hs 126, предположительно, из эскадрильи 4.(H)/21.

Узнаваемый снимок: Петр Бринько классическими для летчиков жестами рук показывает подробности воздушного боя.

14 сентября в 16:00 балтийский ас вылетел на уничтожение аэростата, висевшего в воздухе вблизи линии фронта недалеко от Красного Села и корректировавшего пламя дальнобойной артиллерии. Под сильным зенитным огнем он обстрелял «колбасу» и вынудил ее опуститься на землю, но и сам был ранен осколком зенитного боеприпаса, а его самолет был поврежден. Возвращаясь на собственный аэропорт, лётчик не увидел на пути высоковольтную линию и, зацепив провода, разбился в трагедии.

Всего за 12 недель собственной войны Петр Бринько совершил свыше сотни боевых вылетов и одержал восемь побед лично и шесть в паре. Кроме этого ему засчитали один сбитый аэростат наблюдения.

Авторы признательны Карлу-Фредрику Геусту и Андрею Дикову за материалы, использованные в работе над статьей.

Живописец Михаил Быков. Профили выполнены в едином масштабе.

Новый паром Таллин — Хельсинки сравнивают с электростанцией

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: