Цвета военного неба: принц, акробат, извозчик, истребитель

      Комментарии к записи Цвета военного неба: принц, акробат, извозчик, истребитель отключены

Война время от времени делает резкие повороты, армии меняют сторону в коалициях, и воинам приходится сражаться против недавних боевых соратников. Было такое и во Второй мировой войны, но лётчики, прославившиеся в битвах с одним соперником, значительно чаще не могли похвастаться особенными удачами по окончании перехода на другую сторону. Асами обеих сторон смогли стать единицы, и одним из таких уникумов был самый результативный румынский лётчик капитан Кантакузино.

Цвета военного неба: принц, акробат, извозчик, истребитель
Принц Константин Кантакузино, 1905–1958. Фотография сделана в первой половине 30-ых годов XX века

Принц (князь) Константин Михай Кантакузино (printul Constantin Mihai Cantacuzino), отпрыск древнего румынского (а прежде византийского) боярского рода, появился в Бухаресте 23 ноября 1905 года. В 1923–1924 гг. он отслужил срочную в 1-м артиллерийском полку, позже стал курсантом школы офицеров резерва, а в феврале 1925 года уволился запас в чине суб-локотенента.

плейбой и Аристократ

Дав долг отчизне, юный человек предался судьбе плейбоя. любитель и Страстный спортсмен техники, Бызу (Bazu – это имитирующее звук двигателя прозвище прилипло к нему ещё в юные годы и сопровождало всю жизнь) принимал участие в мотогонках, ставил рекорды скорости на машинах, был капитаном сборной и успешным теннисистом по хоккею на чемпионате мира. В первой половине 30-ых годов XX века он стал одним из немногих пилотов-частников, прошедших обучение в национальной лётной школе, по окончании чего сразу же приступил к исполнению дальних перелётов и участию в «авиаралли», умудрившись прославиться меньше чем за год по окончании старта собственной лётной карьеры.

В июне 1935 года Кантакузино прошёл курс высшего пилотажа в военном лётной школе, и в декабре его перевели из артиллерийского резерва в летный. Тогда же он стал систематично делать полёты с демонстрацией высшего пилотажа, временами скатываясь к воздушному хулиганству, и принимать участие в соревнованиях по аэробатике.

В июле 1937 года Бызу взял один из первых румынских дипломов воздушного перевозчика и стал постоянным пилотом президента ФАИ принца Георги Бибеску. В конце 30-х, в то время, когда принадлежавшие семье Кантакузино земельные угодья быстро упали в доходности, получил работу в авиакомпанию LARES, но не прекращал участия в соревнованиях по высшему пилотажу и некоторых дальних перелётах.

Пассажирский самолёт французского производства Potez 56 — персональный транспорт президента ФАИ принца Бибеску

В декабре 1939 года Кантакузино повысили в звании до локотенента резерва, а весной 1940 года призвали на армейские сборы, на протяжении которых он освоил истребитель «Хейнкель» He 112. После этого, как умелый пилот самолётов, пара недель принц выполнял обязанности инструктора по полётам на бомбардировщиках «Савойя-Маркетти» в 1-й бомбардировочной флотилии.

В последних числах Июня 1941 года он опять был мобилизован и был зачислен в состав вооружённой британскими «Харрикейнами» 53-й истребительной эскадрильи (Escadrila 53 Vanatoare). На освоение нового типа ему потребовалось практически пара полётов, и уже 6 июля он совершил первый боевой вылет. 10 июля на персональный счёт локотенента Кантакузино был зачислен первый сбитый самолёт соперника – двухмоторный бомбардировщик, опознанный как «SB-3».

На следующий сутки он заявил ещё один сбитый коммунистический бомбардировщик, но эту победу засчитали как личную его напарнику.

К началу осени 1941 года лётчик одержал три подтверждённые и две неподтверждённые победы. Позднее он учавствовал в очень успешных для эскадрильи битвах на одесском направлении, но личных удач добиться не сумел.

Кроме этого присутствую жёлтые элементы стремительного опознавания восточного фронта и эмблема эскадрильи — Цвета армейского неба: принц, акробат, извозчик, истребитель | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-princ-akrobat-izvozchik_2.jpg
Hurricane Mk.I из состава 53-й истребительной эскадрильи, на котором локотенент Кантакузино 10 июля 1941 одержал собственную первую победу. Самолёт несёт обычный британский камуфляж из зелёного Dark Green и коричневого Dark Earth на верхних и боковых поверхностях.

оперения и Нижние поверхности фюзеляжа серебристые, а плоскости крыла в чёрно-белой окраске Истребительного Руководства. Кроме этого присутствую жёлтые элементы стремительного опознавания восточного фронта и эмблема эскадрильи

В сентябре по особому запросу компании LARES руководство решило о демобилизации Кантакузино. Тот пробовал его опротестовать, обратившись конкретно к министру авиации, но не отыскал понимания и лишился работы в запас в середине октября с записью в личном деле о 74 боевых вылетах, 20 воздушных битвах, четырёх подтверждённых и двух предположительных воздушных победах.

Возвратившись в родную авиакомпанию, он был назначен её шеф-пилотом и шеф-испытателем. Коммерческих авиаперевозок как таковых по понятным обстоятельствам уже не было, исходя из этого LARES практически стала гражданской частью военно-транспортной авиации. Чтобы не было эксцессов её самолёты несли как «цивильную» регистрацию, так и армейские опознавательные символы.

Опознавательные символы, элементы стремительной идентификации и тактические обозначения нанесены механиками 19-й эскадрильи, на аэропорте которой приземлился коммунистический лётчик — замкомандира эскадрильи 25-го ИАП младший лейтенант Шаркун. Кантакузино в первый раз заметил данный трофей в марте 1942 года, в то время, когда ему произошло приземлиться в Мелитополе. Тогда он осмотрел машину, но облетать её ему не разрешили.

Летом к нему обратились инженеры компании IAR, отремонтировавшие коммунистический истребитель и сейчас подыскивавшие умелого пилота для его перегонки и облёта в тыл. Очевидно, принц с готовностью дал согласие, во второй половине июля перегнал машину на заводской аэропорт в Брашов, а позднее участвовал в её опробованиях — Цвета армейского неба: принц, акробат, извозчик, истребитель | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-princ-akrobat-izvozchik_3.jpg

Трофейный МиГ-3, на котором Кантакузино довелось полетать как гражданскому пилоту в июле 1942 года. Самолёт продемонстрирован в нестандартном для советских ВВС зелёно-коричневом камуфляже, поскольку на больших фотографиях данной автомобили видны различные по оттенку пятна. Но это возможно загрязнённое либо повреждённое стандартное черно-зеленое лакокрасочное покрытие.

Опознавательные символы, элементы стремительной идентификации и тактические обозначения нанесены механиками 19-й эскадрильи, на аэропорте которой приземлился коммунистический лётчик — замкомандира эскадрильи 25-го ИАП младший лейтенант Шаркун. Кантакузино в первый раз заметил данный трофей в марте 1942 года, в то время, когда ему произошло приземлиться в Мелитополе. Тогда он осмотрел машину, но облетать её ему не разрешили.

Летом к нему обратились инженеры компании IAR, отремонтировавшие коммунистический истребитель и сейчас подыскивавшие умелого пилота для его перегонки и облёта в тыл. Очевидно, принц с готовностью дал согласие, во второй половине июля перегнал машину на заводской аэропорт в Брашов, а позднее участвовал в её опробованиях

В осеннюю пору 1942 года локотенент Кантакузино был опять призван на работу и 2 октября взял назначение в Военно-транспортную авиагруппу (Grupul Aero Transport Militar), где до Января этого года выполнил 42 вылета на Ju 52 в прифронтовой территории.

Под конец года он прошёл 10-дневные сборы с переучиванием на Bf 109E, совершив наряду с этим пара полётов на учебные стрельбы. Затем Канаткузино много раз подавал рапорты о направлении на фронт в истребительную авиацию, но они оставались без внимания, и лишь в апреле 1943 года лётчику сказали о будущей трёхмесячной командировке в истребительную часть восточного фронта. 4 мая он прибыл на Украину и заступил на пост начальника 58-й эскадрильи 7-й истребительной группы (Grupul 7 Vanatoare), которая летала на Bf 109G-4.

Через пара дней по окончании прибытия на фронт он приступил к исполнению боевых вылетов, но шанс расширить счёт побед выпал лишь через полтора месяца. 29 июня принц в паре с ведомым эскортировал тройку румынских Ju 88. На половине пути к цели их перехватили два «Яка» и четыре Ла-5. В завязавшемся бою ведомый столкнулся с одним из «Яков», и Кантакузино остался один против пятерых, но удачно «держал» их.

После этого к сопернику подошло подкрепление – пара истребителей, каковые румынский лётчик опознал как «Спитфайры». Он сумел поразить два самолёта, один из которых загорелся, а второй , но сам попал под удар и сел «на брюхо», чуть сумев перетянуть через линию фронта.

Осмотревшись по окончании посадки, он заметил на неприятельской территории два столба дыма и понадеялся, что это горят сбитые «Спитфайры», но замечавшие за боем германские воины поведали, что это два сбитых «Юнкерса». Однако, обе заявки лётчика были записаны на его счёт как подтверждённые победы. Так Кантакузино стал асом.

Вверху локотенент Кантакузино в кабине собственного «Мессершмитта» Bf 109G-4 с бортовым номером 24, июль 1943 года. Внизу тот же истребитель, разбитый в аварии на посадке вторым пилотом

В июле Кантакузино одержал ещё пять подтверждённых и четыре предположительные победы, а в августе – 13 и 4 соответственно, доведя персональный счёт до 24 подтверждённых и 10 предположительных. В июне-июле он кроме этого систематично принимал участие в ночных перехватах, но ни разу в этом не преуспел. Где-то на рубеже июля-августа руководство присвоило асу звание капитана резерва, а в середине сентября вернуло его в Румынию, отыскав в памяти про то, что на фронте он был в командировке, а не на постоянной работе.

18 октября Кантакузино подал рапорт прося вернуть его в часть и взял согласие, но скоро упал с большой температурой и был положен в больницу. В строй он возвратился лишь 10 февраля 1944 года, взяв под руководство 57-ю эскадрилью той же 7-й истребительной группы, которая сейчас несла ответственность за ПВО столицы и попутно занималась введением в строй нового пополнения.

В том же месяце румынская авиация перешла на новую совокупность подсчёта удач собственных лётчиков-истребителей. В случае если раньше действовала простая совокупность с отдельным учётом подтверждённых, неподтверждённых и «наземных» побед, то сейчас все три категории смешали совместно. Помимо этого, за любой двухмоторный самолёт стали давать по две «победы», а за любой многомоторный – по три.

Так, персональный счёт Кантакузино разом увеличился до 41 «победы».

Размеренная гарнизонная работа для 7-й истребительной эскадрильи закончилось в начале Апреля с началом американских налётов на Румынию. 14 апреля при отражении очередного рейда капитану Кантакузино засчитали один сбитый «Либерейтор», что по новой совокупности означало три «победы» к его личном счёту.

Не обращая внимания на угрозу дома, 19 апреля группу перебросили на фронт в Молдавию, и 22 апреля она возобновила боевые действия. За следующий месяц принц одержал семь подтверждённых и одну предположительную победы, увеличившие его счёт на восемь «баллов».

Окраска выполнена стандартными германскими красками: тёмно-серой с зеленоватым отливом RLM 74 Graugrun, более яркой серой с фиолетовым RLM 75 Grauviolett и светло-серой RLM 76 Lichtblau. На горизонтальном оперении и крыле был простой камуфляж из RLM 74 и 75 сверху и RLM 76 снизу, лишь его схема не имела ничего общего с германской «ломаной». На вертикальном оперении и фюзеляже базисным цветом был RLM 76, поверх которого на верхних и боковых поверхностях были нанесены разводы RLM 75.

Тактические обозначения отсутствовали. В то время, когда самолёт закрепили за принцем, на киль нанесли победные «марки» в германском стиле, отметив так подтверждённые и неподтверждённые победы, но не «баллы» совокупности 1944 года. Отметка с синей звездой обозначала сбитый в апреле B-24.

Приблизительно во второй семь дней мая на руле поворота показалась буква «A» – это был румынский серийный номер (по окончании выпуска полутора десятков «Мессершмиттов» румыны возвратились к классическим цифровым номерам) — Цвета армейского неба: принц, акробат, извозчик, истребитель | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-princ-akrobat-izvozchik_6.jpg
Bf 109Ga-2 румынского производства из состава 57-й эскадрильи 7-й истребительной группы, что в мае 1944 года был персональным самолётом капитана Кантакузино.

Данный истребитель относился к первой партии «Мессершмиттов», планировавших в Румынии из поставленных машинокомплектов, исходя из этого на его киле присутствует нанесённый под неправильным углом германский серийный номер 10350 и видны следы закрашенной свастики. Окраска выполнена стандартными германскими красками: тёмно-серой с зеленоватым отливом RLM 74 Graugrun, более яркой серой с фиолетовым RLM 75 Grauviolett и светло-серой RLM 76 Lichtblau.

На горизонтальном оперении и крыле был простой камуфляж из RLM 74 и 75 сверху и RLM 76 снизу, лишь его схема не имела ничего общего с германской «ломаной». На вертикальном оперении и фюзеляже базисным цветом был RLM 76, поверх которого на верхних и боковых поверхностях были нанесены разводы RLM 75. Тактические обозначения отсутствовали.

В то время, когда самолёт закрепили за принцем, на киль нанесли победные «марки» в германском стиле, отметив так подтверждённые и неподтверждённые победы, но не «баллы» совокупности 1944 года. Отметка с синей звездой обозначала сбитый в апреле B-24. Приблизительно во второй семь дней мая на руле поворота показалась буква «A» – это был румынский серийный номер (по окончании выпуска полутора десятков «Мессершмиттов» румыны возвратились к классическим цифровым номерам)

31 мая руководство вернуло 7-ю группу в совокупность ПВО, но Кантакузино в тот же сутки был переведён в 9-ю группу и остался на восточном фронте, а 18 августа возглавил это соединение вместо погибшего капитана Александру Шербэнеску (Alexandru Serbanescu).

Летом 1944 года румынским фронтовым истребителям приходилось иметь дело как с советскими, так и с американскими самолётами, довольно часто действующими в одних и тех же районах, и во время с 1 июня по 21 августа за принцем числится семь сбитых советских самолётов (в т.ч. один без подтверждения) и четыре американских (один без подтверждения) лично и один в паре с ведомым. Групповые победы в румынской авиации были большой редкостью, а в то время, когда однако фиксировались, то, как и во Франции, никак не отделялись от личных.

Капитан Кантакузино (справа) перед собственным светло синий 109Ga-2. Фотография сделана в первых числах Мая 1944 года, перед тем, как на руль поворота нанесли букву «A»

С учётом предшествующих удач это давало 42 подтверждённые и 13 неподтверждённых побед, либо 68 «побед» по совокупности 1944 года. По числу «сбитых точно» самолётов соперника Кантакузино был вторым по результативности асом Румынии по окончании Шербэнеску (44 подтверждённых победы и 55 «побед»), но по совокупности 1944 года он занял первую строке рейтинга асов.

23 августа 1944 года в Бухаресте сменилась власть, и на следующий сутки Румынское королевство расторгло альянс с Германией, но не вышло из войны, а просто перешло на другую сторону. Остатки 7-й и 9-й истребительных групп были переброшены на защиту столицы и, как выяснилось, не напрасно: всего через четыре дня по окончании последней победы над советскими «Яками» Кантакузино над Бухарестом отправился в наступление на германские бомбардировщики «Хейнкель» He 111.

Всего в битвах 25–26 августа ему засчитали три сбитых «Хейнкеля», а 27 августа принцу было нужно отправиться в дальний перелёт со особой миссией: в Италию нужно было перевезти полковника Джеймса Ганна-третьего (James A. Gunn III) – старшего из американских солдат, пребывавших в румынском плену. Американец должен был уточнить предстоящие действия по скорейшей переправке к союзникам остальных военнопленных авиаторов. Его планировали отправить на борту бомбардировщика SM.79B, но в последний момент у того отказал двигатель, исходя из этого для перелёта безотлагательно подготовили Bf 109G-6, устроив в фюзеляже лежанку для пассажира.

Американские солдаты изучают богато разукрашенный «Мессершмитт» Bf 109G-6 Константина Кантакузино на авиабазе Фоджа в Италии, 27 августа 1944 года

Дабы самолёт не спутали с германским, на нём накрасили огромный американский флаг на фюзеляже и уже устаревшие американские кокарды примера 1919–1942 гг. на плоскостях. На следующий сутки американский пилот, решивший облетать германский истребитель, подломил ему шасси на посадке, и для обратного перелёта 29 августа принцу одолжили один из «Мустангов».

По возвращении в Румынию Кантакузино был откомандирован в распоряжение Министерства авиации и в первых числах Сентября выполнил ещё две «дипломатические» миссии в Италию, оба раза пилотируя «Мустанги». Союзники «Мессершмитт» отремонтировали, но так и не отдали, позднее применяв его для сравнительных опробований.

К концу сентября необходимости в дипломатических полётах самолётов-истребителей уже не было, и Кантакузино возвратился к обязанностям начальника истребительного соединения, возглавив истребительную группу 7/9 – это была всё та же 9-я несколько, которая была переименована по окончании того, как в неё влили персонал и технику расформированной 7-й. Новое наименование не прижилось, и позднее несколько опять стала 9-й.

С сентября месяца она принимала участие в битвах на западном (для Румынии) фронте и за наступающими армиями зимний период 1944–1945 гг. продвинулась сперва на территорию Венгрии, а после этого Чехословакии. Румынские лётчики по большей части летали на штурмовку либо сопровождение ударных автомобилей, и не через чур довольно часто принимали участие в воздушных битвах. Кроме того Бызу, неизменно гонявшийся за победами, продолжительно время не имел шанса расширить собственный боевой счёт.

Bf 109G-6 германского производства (W.Nr. 166169) из состава 9-й истребительной группы, на котором капитан Кантакузино был сбит в воздушном бою 25 февраля 1945 года. Самолёт несёт обычный германский камуфляж RLM 74/75/76, белые элементы стремительного опознавания западного фронта и введённые в один момент с ними новые (они же ветхие) кокарды национальных цветов

25 февраля 1945 года он вместе с ведомым был на свободной охоте и, увидев недалеко от линии фронта группу штурмовиков FW 190, отправился в наступление. Немцы скинули бомбы и вступили в бой. Сначала преимущество было на стороне румынских истребителей, но после этого на них сверху упало звено германских Bf 109.

Скоро оба румына были сбиты: ведомый погиб, а Кантакузино сумел посадить горящий истребитель «на брюхо» в близи от траншей советской пехоты.

По окончании возвращения в часть он заявил о сбитом «Фокке-Вульфе», но подтверждения на эту победу не было. Но, для неповторимой румынской совокупности учёта побед это было и не требуется: персональный счёт принца достиг 75 «побед» (а также семь – на стороне союзников), либо 45 подтверждённых и 14 неподтверждённых побед «без кавычек».

Всего за время Второй мировой Константин Кантакузино совершил 608 боевых вылетов (а также, 28 ночью) и совершил 210 воздушных битв, став самым результативным румынским лётчиком-истребителем как по «хорошей», так и по неповторимой румынской совокупностям подсчёта побед.

Пилотажный «Бюккер» Bu 133, на котором Константин Кантакузино летал в пятидесятых годах в Испании

Сразу после окончания войны в Европе он ушёл в запас, возвратился в авиакомпанию LARES, скоро преобразованную в TARS, и летал на внутренних и интернациональных линиях. 19 января 1948 года, сделав очередной рейс в Милан, он решил не возвращаться на родину, считая, что ему не по пути с коммунистами. Из Италии принц позднее перебрался во Францию, а через пара лет поселился в Испании, возвратившись к спортивно-пилотажной карьере, совмещая её с работой сельскохозяйственного пилота-частника.

Принц Константин Кантакузино скончался на протяжении неудачной операции 26 мая 1958 года в возрасте 52 лет.

Сталкер Чистое Небо- майор Халецкий или агент Халецкого( немного секретов)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: