Воздушный мост над берлином

      Комментарии к записи Воздушный мост над берлином отключены

По окончании окончания самой века и кровопролитной войны вчерашние союзники скоро отыскали в памяти ветхие обиды. Демаркационные линии, разделявшие Германию на четыре оккупационные территории, сейчас пролегали не только на карте, но и в умах людей. Любая из держав стремилась поменять баланс сил в Европе в собственную пользу.

Нарастающая воздух недоверия угрожала началом новой войны.

Уже 24 апреля 1945 года Уинстон Черчилль объявил, что Рекомендации – смертельная опасность для всего свободного мира. Кроме этого он подчернул, что каждые переговоры с СССР вероятны только при условии признания русскими англо-американской силы, в другом случае против «красной угрозы» должен быть создан новый фронт, как возможно дальше от центральной Европы. В Соединенных Штатах антисоветский курс получил официальный статус с приходом к власти Гарри Трумэна.

Воздушный мост над берлином
Западный агитационный плакат времён Берлинского кризиса изображает коммунистического медведя, готового задушить германскую столицу в собственных смертельных объятиях
http://www.kommersant.ru

Ещё одной обстоятельством противоречий стала отличие в понимании природы фашизма. Это оказывало влияние на политику, проводимую в территориях оккупации. В случае если СССР в собственной территории занимался конфискацией предприятий у обладателей, уличённых в связях с фашистами, и проведением аграрной реформы, то США и Британия старались наладить отношения с представителями германской экономической элиты и заручиться их помощью.

Кроме этого не следует забывать о том, что битвы прошедшей войны на советско-германском фронте кардинально отличались от «джентльменской войны» на западе. Исходя из этого в сердце русского человека было ещё большое количество неприязни к немцу, а обитатели Берлина не могли забыть жестокость битв за собственный город. По данной причине у советского правительства были громадные неприятности в налаживании взаимоотношений не только с бывшими союзниками, но и с местным населением контролируемого сектора.

И без того напряжённая обстановка осложнилась, в то время, когда британцы и американцы решили объединить собственные оккупационные территории в одну – так 1 января 1947 года появилась объединённая «Бизония». После этого в западных оккупационных территориях прошла финансовая реформа, которая создала значительные неприятности в работе советской администрации. В одной стране сейчас циркулировали две различные финансовые единицы.

Так как СССР видел обстоятельство фашизма не столько в режиме, сколько в природе германской нации, в Москве серьёзно опасались, что Вашингтон и Лондон собственными действиями вернут Германию, которая снова станет угрозой всему миру. В то же самое время фавориты западных государств видели угрозу только в коммунизме, а фашизм им казался чем-то уже давно побеждённым.

Генералы Дуайт Эйзенхауэр и Люсиус Клей на аэропорте Берлин-Гатов, лето 1945 года
http://www.archives.gov

У всех этих противоречий была и вторая сторона – личностная. Главой администрации американской территории оккупации являлся генерал Люсиус Клей, что был ярым соперником коммунизма, но практически не имел боевого опыта. На протяжении Второй мировой он пробыл на фронте только несколько месяцев, в то время, когда приезжал с инспекцией, исходя из этого о сотрудничестве СССР и США знал только из рассказов и сводок.

В то время, когда во второй половине 40-ых годов двадцатого века Клей вступил в новую должность, он осознанно начал усложнять и без того непростые отношения с Рекомендациями.

Блокада

В начале 1948 года запах приближающейся войны уже отчётливо чувствовался в воздухе. Вчерашние западные союзники сейчас старались деятельно отмежеваться от своих советских соседей. По указанию из Вашингтона солдаты США приступили к установке пограничных столбов.

Казалось, они намеренно пробуют привести к раздражению Сталина. Последний ответил на эти действия заявлением: «Запад пробует сделать из Западной Германии собственное государство, значит, мы сделаем из Восточной Германии собственное». По плану советского управления, в это «собственное государство» к Январю должен был войти целый Берлин.

Западное управление, не хотя «утратить лицо», пробовало всеми силами заставить СССР пойти на компромисс. Москва же видела в этих действиях только «нечистую игру» империалистических держав. Советским управлением был создан замысел по проведению последовательности контрольно-ограничительных мероприятий на коммуникациях советской зоны и Берлина оккупации с западными территориями оккупированной Германии.

В роли этих коммуникаций выступали пара шоссейных и железных дорог.

Генерал Клей не верил, что русские смогут закрыть границу для бывших союзников. Он послал эшелоны с вооружённой охраной в Берлин. Воины получили приказ не допустить инспекций и проверок со стороны Советов. В итоге все эшелоны были остановлены на блокпостах.

Раздражённый генерал наложил запрет на каждые поставки в восточную территорию. Всё нужное в Западный Берлин сейчас должно было доставляться при помощи трёх воздушных коридоров. Они были согласованы с Москвой ещё в 1945 году, и формально на них не распространялось воздействие контрольно-ограничительных мероприятий.

Но Люсиус Клей вычислял такую меру временной. По его предложению в Берлин должна была быть направлена бронетанковая колонна. С практически стопроцентной возможностью появление американских танков у советских блокпостов стало бы началом новой войны, но Вашингтон, в отличие от недовоевавшего горстки и генерала его приверженцев, не готовься к таким радикальным мерам.

Генерал Кёртис Эмерсон Лемей, 1906–1990
http://rusplt.ru

Президент Трумэн решил прислушаться к рекомендациям авиационного генерала Кёртиса Лемея, что на протяжении войны занимался проведением и планированием массированных бомбардировок Японии, а по окончании стал командующим ВВС Соеденненых Штатов в Европе. Генерал Лемей считался выдающимся начальником, исходя из этого в Вашингтоне его предложение об организации воздушного моста восприняли как единственный метод избежать войны, к тому же талантливый сохранить наряду с этим лицо. Англичане кроме этого поддержали эту идею.

Дело чести

Никто и ни при каких обстоятельствах не предпринимал попыток обеспечить население блокированного города только при помощи авиации. Берлинский воздушный мост, начавший функционировать на постоянной базе с 24 июня 1948 года, был настоящей авантюрой. Любой раз, поднимаясь в небо, пилоты не знали, сядут ли они в Берлине либо будут сбиты зенитчиками и советскими истребителями.

К слову, войска СССР хоть и были в состоянии повышенной боеготовности, приказа открывать пламя по вчерашним союзникам не имели. Но ни в Соединенных Штатах, ни в Европе об этом не знали.

Одно из самых известных фото времён функционирования авиамоста — конвейер по разгрузке гражданских «Дугласов» DC-3 и их военных аналогов C-47 в аэропорту Темпельхоф. Эти зарекомендовавшие себя в войну автомобили были главными на начальной стадии функционирования воздушного моста, дабы после этого уступить место более грузоподъёмным четырёхмоторным «Дугласам» DC-4 и C-54
иhttp://www.dw.com

Американские и английские лётчики трудились не жалея себя. Из Гамбурга и Франкфурта в Берлин прибывали новые и всё новые самолёты. Они доставляли молоко и муку, концентраты и сушёные овощи, уголь и медикаменты.

Разгруженные автомобили уходили в Ганновер – и без того каждые 180 секунд, при любых погодных условиях.

Первоначально организаторы моста столкнулись с громадными трудностями. В берлинском аэропорту Темпельхоф было нужно строить дополнительную взлётно-посадочную полосу, но людей и техники не хватало. Всё это сопровождалось трагедиями, самая важная из которых произошла 30 июля.

В эту тёмную пятницу заходивший на посадку четырёхмоторный C-54 «Скаймастер» потерпел крушение и наглухо заблокировал аэропорт. Всего, по официальным подсчётам, за время операции «Берлинский воздушный мост» погибло 78 человек (41 англичанин, 31 американец и 6 немцев).

Выдумка с мостом множество раз появилась на грани закрытия, но неимоверные упрочнения их командиров и лётчиков раз за разом обосновывали, что не всё утрачено. Первоначально планировалось доставлять в Берлин каждый день по 750 тысячь киллограм груза, но к началу августа эта цифра возросла до 2000 тысячь киллограм. Рекорд был поставлен в апреле 1949 года, в то время, когда за 24 часа было совершено почти 1400 вылетов.

За день было доставлено 12 850 тысячь киллограм провианта, лекарств и угля.

Для доставки грузов пользовались любой возможностью — так, например, английские летающие лодки Шорт «Сандерленд» применяли в качестве аэропорта озеро Ванзее в линии Берлина
http://www.americanyawp.com

Всё это произошло только благодаря твёрдой и чётко продуманной совокупности. Три воздушных коридора трудились как полосы одностороннего перемещения. Перемещение по каждому из них было поделено на пять уровней.

На посадку у пилота была только одна попытка, и при её провала он должен был уйти обратно и начать сперва. На разгрузку выделялся один час пятнадцать мин., но после этого это время было сокращено до получаса. В соответствии с подсчётам исследователей, в переводе на современные деньги, США израсходовали на авиамост как минимум два миллиарда долларов.

Прославляя успех американских и английских лётчиков, не следует забывать, что всего этого не было бы без активного участия самих обитателей оккупированного Берлина. Им не хотелось, дабы выдумка провалилась и западные союзники ушли, покинув их Сталину. Команды из местных обитателей весь день бесперебойно занимались обслуживанием и разгрузкой транспортных самолётов.

Те, кто не был задействован в работе самого «моста», старались оказать помощь тем, что рационально распределял выдаваемые ресурсы. В следствии нормы обеспечения Западного Берлина не упали из-за блокады, а напротив выросли.

К сожалению, как и в любом масштабном предприятии, при эксплуатации Берлинского воздушного моста не удалось обойтись без утрат. На фото пожарные тушат потерпевший трагедию на посадке «Дуглас» C-54
http://www.kommersant.ru

В Москве были очень раздражены тем, что выдумка с воздушным снабжением не провалилась, но идти на открытую вооружённую конфронтацию в том месте также не решались. Было нужно опуститься до психологических атак и мелкого вредительства. Так, в ноябре 1948 года советская администрация в Германии объявила, что любой самолёт, вышедший из территории коридора, будет принудительно посажен для досмотра. Любой западный транспортник сопровождался советскими истребителями.

На некоторых участках коридора пробовали запускать аэростаты, каковые должны были заставить «Дугласы» уйти с маршрута. Сигналы с аэропорта в Темпельхофе пробовали глушить, но и это не помогло.

Обитатели Берлина провожают взором садящийся «Дуглас» DC-3. Непременно, энтузиазм обитателей германской столицы при виде садящихся самолётов был велик, но фото, вероятнее, носит постановочный темперамент
http://www.dw.com

Сталин ожидал зимы. Согласно его точке зрения, данный верный союзник России и СССР должен был быстро снизить эффективность воздушного моста. Частично расчёты «Дядюшки Джо» кроме того оправдались, зародив в Кремле надежду.

Союзники лезли из кожи вон, дабы доставить в Берлин как возможно больше топлива и угля. После этого разобрали и доставили по запчастям электростанцию. Но этого было мало, дабы обеспечить потребности замерзающего города.

На помощь пришли сами обитатели Берлина. Они мужественно переносили все тяготы блокады, никто не возмущался, что электричество подаётся всего на четыре часа в день, что транспорт прекратил функционировать уже в шесть часов вечера и что кроме того дома приходилось ходить в тёплой одежде. И днём и ночью берлинцы шли на работу, дабы спасти помочь и свой город ему выдержать то, что в прессе назвали «детской блокадой».

Для них это было делом чести.

«Изюмные бомбардировщики»

Для обитателей Западного Берлина американские и английские пилоты были настоящими храбрецами – вчерашние оккупанты сейчас воспринимались как спасители и союзники. Берлин же для всемирный общественности из логова поверженного неприятеля превратился в последний форпост «свободного мира», над которым нависла «красная угроза». Любимой игрой германской ребёнка в то время считалась игра в «воздушный мост».

Они грезили стать такими же отважными и храбрыми, как те люди, что ежедневно доставляли им горючее и провиант. Но симпатия юных германцев была обусловлена и ещё одним причиной.

Гейл Хелворсен за работой — лётчик мастерит самодельные парашюты для собственных сладких подарков
http://www.dw.com

Это началось как личная инициатива пилота американской транспортной авиации Гейла Хелворсена, что перед каждой посадкой в Темпельхофе сбрасывал маленькие пакетики со сладостями над руинами берлинского района Нойкёльн, где его уже ожидала ребёнок. Дабы дети его увидели, он, заходя на посадку, покачивал крыльями. Скоро об этом определили репортёры.

Они по преимуществу оценили жест и поведали о нём миру.

Скоро примеру Хелворсена начали направляться и другие пилоты. В Соединенных Штатах кроме того началась акция по сбору сладостей для детей оккупированного Берлина, а самолёты «Берлинского коридора» сейчас именовали «изюмными» либо «конфетными бомбардировщиками». Имеется сведения, что к концу блокады «сладкой бомбардировкой» промышляло как минимум 25 американских экипажей, а на город каждый день падало до двух десятков тысячь киллограм разных кондитерских изделий.

«Дуглас» C-54 заходит на посадку в Темпельхофе. За хвостом уже выпустившей шасси автомобили виден шлейф подарков
http://www.dw.com

По словам самого зачинщика, он просто хотел порадовать детей, каковые не видели ничего, не считая лишений и горя. Многие социологи считают, что именно этот поступок стал главным в формировании у нового поколения немцев хорошего образа американцев. В первой половине 70-ых годов XX века Гейл Хелворсен был награждён германским орденом «За заслуги перед ФРГ», а в 2002 году, на протяжении открытия Олимпийских игр в родном лётчику Солт-Лейк-Сити, по предложению футбольной сборная Германии ему доверили нести табличку с заглавием страны.

В то время, когда Хелворсену было уже 84 года, он обратился в военную администрацию белого дома с предложением устроить акцию «изюмных бомбардировщиков» для детей Ирака, но сейчас армейские не одобрили подобные действия.

Финиш блокады

К весне 1949 года провал «детской блокады» стал очевидным. Западная авантюра не только не провалилась, но смогла одолеть кроме того самого главного союзника русских – зиму. Кроме того, на «небольшие пакости» советской стороны янки сами начали отвечать хулиганством. В соответствии с воспоминаниям одного из воинов, проходившего службу в Восточном Берлине, транспортные «Дугласы» сорвали концерт популярного в СССР тенора Ивана Семёновича Козловского.

офицеры и Советские солдаты собрались на Александрплац и приготовились наслаждаться голосом любимого тенора Сталина, как внезапно громкий рёв «Дугласов» заглушил всё около. Каждые пять мин. на бреющем полёте над площадью пролетали новые и всё новые самолёты. британцы и Американцы намерено выстроили маршрут так, дабы «погудеть покрепче».

Концерт прервали, а воинов послали по казармам. Всё, что они имели возможность тогда делать, – это браниться и сыпать угрозами, глядя, как пролетает очередной янки.

Собранные перед объективом фоторепортёра дети Западного Берлина радуются окончанию блокады города
http://www.dw.com

12 мая 1949 года, не в силах больше потрясать кулаками, Сталин признал поражение и приказал снять блокаду. Воздушный мост, однако, функционировал до конца сентября. За это время удалось создать запасы на случай новой блокады.

Всего же за 321 сутки операции «Провиант» было совершено 278 тысяч вылетов и доставлено около 2,5 миллионов тысячь киллограм грузов, из которых более половины составляло горючее.

Не меньше детей радуются американские авиаторы — практически год им было нужно трудиться в весьма тяжёлых условиях
http://www.kommersant.ru

Это была бескомпромиссная победа над СССР в идеологической войне. Сталину не удалось достигнуть ни одной из целей, для которых затевалась блокада – напротив, он предстал в глазах всемирный общественности в роли угнетателя и шантажиста, тогда как рейтинг США вырос. Как раз с этого времени европейцы стали воспринимать Америку как защитника от экспансий извне. «Дугласы» на собственных крыльях подняли до небес рейтинг Трумэна, и ускорили создание НАТО как совместную инициативу в борьбе с СССР и его союзниками. То, что в шутливой форме именовали «детской блокадой», к осени 1949 года стало причиной недетским итогам – берлинский кризис совсем расколол Германию, страна прекратила существовать как единое целое, и вместо неё на карте сейчас было два непримиримых страны-соседа: ФРГ и ГДР…

Использованная литература:

  1. Лавренов С. Я., Попов И. М. «СССР в конфликтах и локальных войнах» – М.: ACT; Астрель, 2003
  2. Дубинянский М. «Воздушный мост против Сталина», электронный источник
  3. Анзикеев В. «Ежедневник берлинской блокады», электронный источник
  4. Кузьменко О. «Берлинский воздушный мост», электронный источник

Берлинский воздушный мост

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: