Один против стаи китов

      Комментарии к записи Один против стаи китов отключены

Офицер-артиллерист Лайонел Уилмот Брабазон Рис (Lionel Wilmot Brabazon Rees), валлиец родом из Карнарвона, возвратившись в Метрополию по окончании нескольких лет работы в африканских колониях, нежданно увлёкся авиацией. За собственный счёт он прошёл обучение пилотированию и в январе 1913 года стал владельцем диплома Королевского Аэроклуба за номером 392. До приобретения собственного аэроплана, но, дело не дошло, поскольку весной лейтенант взял очередное «африканское» назначение.

Один против стаи китов
Лайонел Уилмот Брабазон Рис, 1884–1955 (http://wikipedia.org)

В Лондон он возвратился год спустя и снова не сумел купить аэроплан, в этом случае из-за начала войны. 10 августа его вернули на активную работу в артиллерию, а месяц спустя перевели, наконец, в Королевский Лётный Корпус (Royal Flying Corps). По окончании восстановления навыков пилотирования он стал инструктором в Центральной Летной Школе, а в последних месяцах года был произведен в капитаны и стал флайт-коммендером (начальник звена) в 7-й эскадрилье RFC.

В феврале 1915 года флайт Риса стал базой для создания 11-й эскадрильи – первой части британской авиации, которую вооружили первыми же британскими серийными истребителями Vickers F.B.5 Gunbus. В её составе капитан прибыл на фронт в последних числах Июля. Первый «тур» Риса длился всего 3 месяца, но за это время он в паре со своим сержантом и постоянным-наблюдателем Джеймсом Харгривсом успел одержать 6 воздушных побед, став вторым по счёту британским лётчиком-асом и единственным, кому удалось одержать более 4 побед на «Ганбасе».

Vickers F.B.5 Gunbus (http://flyingmachines.ru)

По возвращении в Англию Риса произвели в майоры, а в феврале 1916 года поставили во главе 32-й эскадрильи – второй по счёту в британской авиации части одноместных истребителей. В последних числах Мая эскадрилья завершила подготовку, и её самолёты перелетели на французские аэропорты.

Должность начальника эскадрильи у британцев считалась нелётной, но при громадном жажде комэски в полной мере имели возможность летать – очевидно, в свободное от административной работы время. Рис был одним из таких «летающих начальников». Сперва он летал на персональном «Виккерсе» ES.1 – одном из двух самолётов этого типа, проходивших войсковые опробования в 32-й эскадрилье, но скоро пересел на обычный «Эйрко» DH.2 – пускай и менее скоростной, но манёвренный и с хорошим обзором из кабины.

Самолёты DH.2 32-й истребительной эскадрильи RFC перед перелётом во Францию в мае 1916 г. (коллекция автора)

1 июля 1916 года, в сутки начала наступления на Сомме, 32-я получила приказ воспрепятствовать проведению неприятелем воздушной разведки, и с восхода солнца её патрули всегда «висели» над линией фронта. Начальник эскадрильи также решил встать в атмосферу, забрав одну из автомобилей флайта «C». В паре с ним полетел лейтенант Джек Симпсон, но скоро лётчики разделились.

Одвременно с этим в воздухе пребывало не меньше десяти самолётов 3-й бомбардировочной эскадры немцев. Первым их увидел Симпсон и срочно отправился в наступление, но неудачно – с почвы видели, как три «германца» отделились от строя, сблизились с английским истребителем, и уже через пара мгновений тот закувыркался к почва.

Германский самолёт-разведчик LFG Roland C.II, носивший за характерные очертания среди летчиков Антанты прозвище «Кит» (Whalefish) (http://www.modelersalliance.com)

Пара мин. спустя Рис также увидел в отдалении группу самолётов численностью около 10 автомобилей. Посчитав, что это возвращается по окончании бомбардировочного рейда какая-то британская эскадрилья, он решил составить ей эскорт на случай появления германских истребителей. При ближайшем рассмотрении предполагаемые B.E.2 были вражескими автомобилями двух различных типов: сам лётчик выяснил их как «Альбатросы» и «предположительно LVG», но в некоторых документах значатся «Роланды».

Немцы кроме этого увидели соперника, и один из них, с громадной цифрой «3» на фюзеляже, отделился от строя, спикировал и, появлявшись ниже «Де-Хэвилленда», открыл огонь. Лайонел подождал, пока «гунн» подойдёт поближе, и также надавил на гашетку. По окончании 30 выстрелов он увидел, как разлетелась на куски обшивка верхней части фюзеляжа неприятельского самолёта между кабинами экипажа, по окончании чего тот развернулся и забрал курс к себе.

Модель истребителя DH.2 Лайонела Риса, на котором он принял собственный последний бой (http://www.dishmodels.ru)

Майор не стал преследовать беглеца, а продолжил сближение с группой, выбрав целью один из замыкающих самолётов. Германский наблюдатель пуском ракеты привлёк внимание собственных сотрудников, и на помощь ему поспешили три вторых экипажа. Дружный, но неточный пламя четвёрки стрелков не помешал англичанину выпустить прицельную очередь (около 30 выстрелов).

Из двигателя германского аэроплана повалил светло синий дым, самолёт развернулся, и его начало бросать из стороны в сторону. И опять Рис не стал добивать поверженного соперника.

К этому времени часть германских автомобилей уже «разбрелась» по сторонам, строй сохраняли лишь пять экипажей. По данной пятерке Лайонел одной долгой очередью расстрелял целый диск, и пилоты ещё двух германских самолётов, решив более не испытывать судьбу, освободились от бомб и отправились к себе. Сейчас полёт к цели продолжали лишь три автомобили. Лайонел решил нападать ведущего, шедшего ниже остальных. Германский пилот быстро отвернул влево, наблюдатель скинул начал и бомбы отстреливаться.

Британец огня не открывал, собираясь стрелять точно.

Акварель живописца Нормана Арнольда, «придворного баталиста» RFC и RAF в 1917–1919 гг., изображающая последний бой Риса (http://www.iwm.org.uk)

Сейчас Рис был ранен в ногу. Действуя лишь ручкой управления, он поймал соперника в прицел и выпустил по нему целый диск, после этого дотянулся оружие, но уронил его и уже не смог поднять со дна гондолы. Отвернув в сторону, майор увидел, что германский наблюдатель упал в собственной кабине, ведя сейчас уже ненужный пламя вертикально вверх.

В то время, когда прошёл первый шок от ранения, и Рис осознал, что всё-таки может двигать ногой, он решил продолжить бой, но его соперник уже шёл полным ходом к линии фронта. Однако, британец расстрелял по уходящему биплану последний диск…

В донесениях об этом бое, составленных по горячим следам, говорилось, что первый соперник Риса благополучно «улетел на собственный аэропорт», второй совершил вынужденную посадку на собственной территории, а третий из боя. Позднее от наземных армий пришло подтверждение о победе, которую причислили к категории «Out of Control», т.е. самолёт падал, утратив управление, но конкретно падения никто не видел.

Вправду, ни один из германских самолётов тогда сбит не был, но один из экипажей 13-й бомбардировочной эскадрильи выбыл из строя: наблюдатель погиб, а лётчик был ранен, но сумел благополучно приземлиться. Вероятнее, речь заходит об экипаже последнего из атакованных Рисом самолётов.

«Рис и десять китов». Картина американского живописца Мёрва Корнинга, 1963 г. (http://www.theaerodrome.com)

5 августа пресса заявила о награждении майора Лайонела Риса высшей английской призом – Крестом Виктории. Церемония вручения ордена прошла в Букингемском дворце 14 декабря 1916 года. Ранение выяснилось важным, ас перенёс пара операций и выписался из военного госпиталя лишь в начале следующего года.

Весной он стал лейтенант-колонелом (полковник) и до выхода в отставку летом 1931 года занимал разные штабные и командные должности. В первой половине 40-ых годов двадцатого века Рис возвратился на активную работу, но год спустя опять был уволен по состоянию организма. Ас умер в 1955 году в возрасте 71 года.

нападение стаи касаток на кита

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: