Цвета военного неба: «мессер», оставшийся на берегу

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «мессер», оставшийся на берегу отключены

Во время второй мировой лавры главного класса судов перешли от линейных кораблей к авианосцам. Главными авианосными державами в то время были Англия, США и Япония с их океанскими флотами, но «сухопутная» Германия также собиралась вступить в данный клуб. Но таким замыслам не суждено было сбыться из-за более раннего, чем ожидалось, начала громадной европейской войны.

В следствии авианосец «Граф Цеппелин» так и не был достроен, но подготовленная для него авиагруппа и выстроенные особые самолёты однако попали на фронт. Как они в том месте себя показали?

По условиям Версальского соглашения Германии не разрещалось иметь авианосцы, но в ноябре 1932 года немцы включили их в «Замысел перестройки флота». В первой половине 30-ых годов XX века был выполнен эскизный проект, в декабре 1936 года заложили головной корабль, построенный в декабре 1938 года уже как «Граф Цеппелин». К началу Второй мировой он готовься на 85%, а его вступление в строй ожидалось в конце 1940 года, исходя из этого работы длились, не смотря на то, что и с минимальным приоритетом по сравнению с другими классами судов.

Постройку второго заложенного корабля отменили в сентябре 1939 года, а два вторых так и остались на бумаге.

Работы над палубными самолётами начались во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Первым истребителем стал выстроенный во второй половине 30-ых годов XX века «Арадо» Ar 197 — прямое развитие сухопутного Ar 68; но было ясно, что к моменту готовности корабля данный биплан безнадёжно устареет, а потому в конце того же года Вилли Мессершмитту внесли предложение сделать палубную версию его истребителя Bf 109. Всего в 1938–1939 годах в данной программе было задействовано шесть прототипов, переоборудованных из серийных истребителей.

В марте 1940 года поднялся в воздух переделанный из Bf 109E-1 седьмой прототип, он же эталон для серии.

Серийные самолёты, взявшие обозначение Bf 109T (T — «Trager», т. е. «палубный»), в первый раз показались в производственных замыслах в начале 1939 года. Первоначально планировали конверсировать 60 планеров от Bf 109E-3, но в апреле решили строить их с нуля. Летом-осенью 1939 года серию последовательно увеличивали до 120, 155 и, наконец, 170 экземпляров, но в начале 1940 года снова урезали до 70.

Цвета военного неба: «мессер», оставшийся на берегу
Катапультный старт умелого истребителя Bf 109V-17A

В итоге серийные палубники по конструкции соответствовали модификации Bf 109E-7, отличаясь от неё увеличенным размахом крыла и малыми внутренними трансформациями. Они выпускались в вариантах Bf 109T-1 — со всеми палубными элементами (посадочным гаком, креплениями к катапультной тележке и механизмом складывания законцовок крыла) и Bf 109T-2 — без них.

Все эти палубники взяли камуфляж сравнительно не так давно введённого «серого» стандарта (тёмно-серая с зеленоватым отливом краска RLM 74 Graugrun, более яркая серая с фиолетовым RLM 75 Grauviolett и светло-серая RLM 76 Lichtblau).

Выпуск первых серийных истребителей был запланирован на декабрь 1940 года, но из-за параллельного разворачивания производства модификации Bf 109F, имевшей большой приоритет, первый «Теодор», в противном случае «Тони», сошёл с конвейера лишь в последних числах Января 1941 года, второй — в последних числах Февраля. В марте выстроили ещё четыре истребителя, и лишь в апреле маховик производства раскрутился — в июне заказ был выполнен. Один самолёт утратили при опробованиях, а 69 были сданы клиенту.

Постройка «Графа Цеппелина» к тому времени уже год как была приостановлена, исходя из этого к варианту Bf 109T-1 относилось лишь шесть экземпляров, один из которых послали в испытательный центр, а остальные поместили на базу хранения в Эрдинге. Все другие автомобили были сухопутными Bf 109T-2, и все их послали в Норвегию, доставив несколькими партиями во время с 1 июня по 2 июля 1941 года.

Jagdgruppe Stavanger

Главным получателем «Теодоров» стали подразделения эскадры JG 77, известные как истребительная несколько «Ставангер»: штаб I группы и 2-я, 3-я и 13-я эскадрильи, в сумме взявшие 47 истребителей этого типа. Задачей сводной группы была ПВО Южной Норвегии и прикрытие судоходства на протяжении её берегов, исходя из этого подразделения были раскиданы по различным базам: Ставангер-Сола, Листер (Фарсунн) и Хердла (Берген).

По окончании вступления в строй самолёты взяли тактические обозначения в виде стандартных бортовых номеров различного цвета: красные с тёмной окантовкой были у 2./JG 77 (на отдельных автомобилях порядок цветов был обратным), жёлтые — у 3./JG 77, белые — у 13./JG 77, а штабные автомобили несли не меньше стандартные тёмные шевроны с белой окантовкой. Позднее на борту кабины стали рисовать эмблему группы, но массового распространения она не взяла.

Первый боевой вылет на Bf 109T лётчики группы совершили 15 июня. В тот сутки в 13:19 из Солы на перехват одиночного бомбардировщика «Бленхейм» Mk.IV вылетели лейтенант Рудольф Глёкнер (Rudolf Glockner) из 13./JG 77 и лейтенант Франц-Йозеф Винхузен (Franz-Josef Wienhusen) из 3./JG 77. В 13:25 британцы отбомбились по маленькому норвежскому пароходу, но промахнулись, а 120 секунд спустя в 30 километрах южнее Ставангера их настигла пара «Мессершмиттов».

По окончании первой же атаки лейтенанта Глёкнера за бомбардировщиком потянулся шлейф дыма, позже вспыхнуло пламя, и самолёт скоро приводнился. Навигатор был убит в воздухе, а стрелок и пилот попали в плен. В 18:45 того же дня лейтенант Ханс-Дитер Хартвайн (Hans-Dieter Hartwein) перехватил и сбил ещё один «Бленхейм».

«Красная 1» начальника 2./JG 77, сентябрь 1941 года. Похоже, прежде самолёт нёс второй тактический номер

Первая боевая утрата была отмечена 24 июля. Утром три торпедоносца «Бофорт» 42-й эскадрильи RAF охотились на суда у берегов Норвегии, и один из них был атакован парой истребителей из 2./JG 77. Английские стрелки встретили немцев метким огнём: машина ведущего, лейтенанта Вернера Минца (Werner Minz), перешла в пикирование и врезалась в море, а ведомый сразу же вышел из боя.

Всего с июля по ноябрь пилоты «Тони» (лётчики предпочитали как раз так именовать собственные самолёты) одержали 25 побед, из которых минимум 22 подтверждаются английскими данными о утратах.

Практически во всех случаях лётчики группы «Ставангер» летали парами либо четвёрками, перехватывая одиночные «Бленхеймы», «Бофорты» и «Хадсоны», но были и исключения.

Так, 4 сентября четыре бомбардировщика «Фортресс» Mk.I (полученный по ленд-лизу из америки B-17C) 90-й эскадрильи RAF совершили налёт на тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», находившийся в порту Осло. Бомбёжка была неудачной, но и поднятым на перехват «Мессершмиттам» не удалось догнать соперника. Два дня спустя англичане повторили операцию, и в этом случае им не удалось разминуться с истребителями.

Первой в наступление вышла пара из 13./JG 77, сбившая «крепость», — победу засчитали ведущему лейтенанту Альфреду Якоби (Alfred Jakobi), по результатам кампании ставшему самым результативным пилотом Bf 109T (три победы). Чуть позднее подоспела пара из 2./JG 77, и ещё один сбитый бомбардировщик засчитали унтер-офицеру Карл-Хайнцу Войте (Karl-Heinz Woite). Помимо этого, один четырёхмоторник был повреждён, но благополучно возвратился на базу.

Британцы кроме этого записали своим стрелкам один сбитый истребитель, но в конечном итоге два «Мессершмитта» взяли только маленькие повреждения.

Винхузен погиб 3 декабря 1944 года, сбитый зенитным огнём на протяжении штурмовки. — Цвета армейского неба: «Мессер», оставшийся на берегу | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-messer-ostavshijsya-na-beregu_2.jpg
Bf 109T-2, персональный самолёт начальника 3./JG 77 лейтенанта Франца-Йозефа Винхузена, аэропорт Хердла, июль-август 1941 года. Лейтенант Винхузен прибыл на фронт лишь в июне 1941 года, а уже 1 июля стал штаффель-капитаном, т. е. начальником эскадрильи.

Он участвовал в первом бою Bf 109T, позже в июле-августе сбил на этом истребителе два британских самолёта, а в 1942–1944 гг. на Bf 109 вторых модификаций одержал ещё 10 побед. Винхузен погиб 3 декабря 1944 года, сбитый зенитным огнём на протяжении штурмовки.

Ещё одной примечательной жертвой стал фоторазведывательный «Москито», перехваченный и сбитый 4 декабря унтер-офицером Рудольфом Фентеном (Rudolf Fenten) — лётчиком сравнительно не так давно возвратившейся с советской границы 1./JG 77, заменившей посланную на север 13./JG 77 и принявшей её самолёты. Это было первое сбитое немцами «древесное чудо», но те просто не знали о самом существовании для того чтобы самолёта и приняли его за «Хадсон».

23 декабря в Ставангер пришёл приказ послать все оставшиеся Bf 109T-2 обратно в Германию. В течение нескольких суток во всех подразделениях их заменили Bf 109E-7, исходя из этого, в то время, когда 27 декабря британцы совершили операцию «Арчери» (рейд коммандос на порт Молёй, в обеспечении которого принимала участие и авиация), в бой должны были идти лишь «Эмили». Как минимум один «Теодор» также взлетел по тревоге, в то время, когда «Бленхеймы» начали бомбёжку аэропорта Хердла, но попал под пламя воздушных стрелков и был разбит при вынужденной посадке.

20 января 1942 года I./JG 77 была преобразована в I./JG 5. К тому времени в её составе оставалось всего пара «Теодоров», каковые уже не принимали участие в боевых вылетах, а в марте последний истребитель этого типа был снят с баланса части.

Jagdgruppe Drondheim

«Истребительная несколько Тронхейм» — кодовое название для переведённой в первых числах Июня 1941 года из Восточной Пруссии в Данию 3-й школы лётчиков-истребителей. Фактически в Тронхейме на аэропорте Вернес базировалась лишь её 4-я эскадрилья, организованная специально для обеспечения ПВО переведённой в том направлении с Балтики 24-й учебной флотилии подводных лодок.

Bf 109T-2 из состава 4./JGr Drondheim, на котором унтер-офицер Йоганнес Ранвиг 1 сентября 1941 года сбил разведывательный «Спитфайр».

Подразделению досталось 16 самолётов Bf 109T-2, на борта которых нанесли белые с тёмной окантовкой тактические номера. В отличие от 77-й эскадры применение «Теодоров» в этом подразделении выяснилось недолгим, и уже в сентябре 1941 года их всецело заменили на Bf 109E-7. Единственным боевым эпизодом за эти три месяца стал перехват фоторазведывательного «Спитфайра», сбитого 1 сентября унтер-офицером Йоханнесом Ранвигом (Johannes Ranwig).

Всего же по окончании полугода военных действий сохранилось 30 Bf 109T-2, ещё 18 были повреждены, но были в ремонтопригодном состоянии. Все 48 автомобилей в соответствии с приказом командующего ВВС были направлены для переоборудования в вариант Bf 109T-1 с последующей передачей флоту.

«Теодоры» ягдгруппы «Тронхейм» на аэропорте Вернес, лето 1941 года

Обстоятельством для того чтобы «возвращения к истокам» стало восстановление интереса к авианосцам: в осеннюю пору 1941 года в ожидании скорого окончания восточной кампании германское руководство склонялось к мысли о возобновлении постройки «Графа Цеппелина». Москву забрать не удалось, но в апреле 1942 года приказ по авианосцу однако был подписан. В мае-августе кроме этого было издано постановление о переоборудовании в авианосцы пассажирских лайнеров «Потсдам» и «Гнейзенау», и недостроенного тяжёлого крейсера «Зейдлиц».

Конверсия всех наличных Bf 109T-2 прошла с апреля по октябрь 1942 года, а во время с 19 мая по 7 декабря их официально передали флоту. Что стало с двумя истребителями, не совсем ясно, а 46 поступили на хранение на военно-морскую базу в Пиллау в ожидании готовности первого авианосца. В том же направлении перевели и пятёрку уникальных Bf 109T-1 из Эрдинга.

На протяжении переоборудования все истребители были покрашены заново, но по тем же стандартам, и взяли стандартные четырёхбуквенные заводские коды.

Основанные на модификации Bf 109E «Теодоры» к началу 1943 года уже считались устаревшими и предназначались лишь для тренировок авиагрупп, а вести войну должны были палубные варианты Bf 109G, каковые ещё лишь предстояло спроектировать. Но ничего этого не случилось, потому, что 30 января 1943 года работы над «Цеппелином» были опять остановлены, в этом случае совсем.

Bf 109T-2 из ягдгруппы «Тронхейм» на аэропорте Вернес

В марте того же года палубные истребители, опять ставшие ненужными, передали в ведение Люфтваффе, где они кроме того по окончании «денавализации» проходили под обозначением Bf 109T-1. Прежде всего с самолётов демонтировали посадочный гак, а от крюков крепления к стартовой тележке они избавились не ранее осени.

Jagdstaffel Helgoland

Архипелаг Гельголанд лежал конкретно на пути налётов бомбардировщиков из Британии на северогерманские портовые города, и в июне 1941 года на острове Дюна начали строить аэропорт. Работу закончили к августу 1942 года, но после этого было нужно заняться удлинением полосы, и до полной готовности её довели лишь к апрелю следующего года.

Но размеры аэропорта всё ещё оставались ограниченными, исходя из этого 31 марта 1943 года прошёл особый отбор пилотов в новую часть: кандидаты выполнили по пять посадок на Bf 109T, соревнуясь в точности приземления, и шестеро победителей приобрели новое назначение.

Вариант окраски этого самолёта продемонстрирован ниже — Цвета армейского неба: «Мессер», оставшийся на берегу | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-messer-ostavshijsya-na-beregu_6.jpg
Обстоятельства аналогичной нескромности, если не сообщить наглости, не ясны, но самым броским по окраске «Теодором» стал «тёмный 6», на котором весной 1944 года летал обер-лейтенант Герберт Кристманн. К этому времени люфтваффе потеряли господство в воздухе на всех фронтах, а потому их самолёты в подавляющем большинстве стали серыми и неприметными, без эмблем и ярких элементов окраски. Вариант окраски этого самолёта продемонстрирован ниже

Истребительная эскадрилья «Гельголанд» была организована 7 апреля и оперативно подчинена штабу группы II./JG 11. Она взяла 10 Bf 109T-1 и один Bf 109G-2, но в мае «Густав» был списан по техническим обстоятельствам, и в будущем на острове базировались лишь «Теодоры». Эти самолёты первоначально несли зелёные бортовые номера с белой окантовкой, а зимой-весной 1944 года расцветку тактических обозначений поменяли на тёмную с зелёной окантовкой.

17 апреля 1943 года лётчики эскадрильи совершили первый боевой вылет. В тот сутки 115 американских «летающих крепостей» совершили налёт на Бремен, и на обратном пути эта армада, «сопровождаемая» 30 германскими истребителями, в 13:00 пересекла береговую линии Северного моря. В 13:15 в атмосферу встали две пары «гельголандцев».

Первая пара, фельдфебель Эрих Кариус (Erich Carius) и унтер-офицер Эвальд Герхольд (Ewald Herhold), нападала два уже повреждённых B-17, идущих раздельно от строя, и сбила один из них. Победу засчитали Герхольду. Вторая пара отправилась на бомбардировщики главной «коробки», и один из истребителей был сбит огнём воздушных стрелков — лётчик унтер-офицер Оскар Менц (Oskar Menz) спасся на парашюте.

Войну закончил в звании обер-лейтенанта в составе JV 44, с 14 победами на счету (а также 10 — над четырёхмоторными бомбардировщиками). — Цвета армейского неба: «Мессер», оставшийся на берегу | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-messer-ostavshijsya-na-beregu_7.jpg
Bf 109T-1, один из самолётов, на которых в июле-августе 1943 года летал начальник Jasta Helgoland лейтенант Эрих Хондт (Erich Hondt). По окончании лётной школы Хондт в первой половине 40-ых годов XX века вести войну на Средиземном море, а следующей зимний период был переведён в ПВО Рейха.

В «Гельголанде» он одержал три победы и два раза был сбит сам. Войну закончил в звании обер-лейтенанта в составе JV 44, с 14 победами на счету (а также 10 — над четырёхмоторными бомбардировщиками).

Осеннее ухудшение погоды вынудило руководство 30 октября перевести эскадрилью в норвежский Листер, где 30 ноября часть была переименована в 11./JG 11. Эскадрилья просуществовала до 17 августа 1944 года, а после этого расформирована. Её персонал отправился на пополнение подразделений II./JG 11. Всего за время существования части её лётчики одержали 24 воздушные победы, а также 21 — над четырёхмоторными бомбардировщиками.

Самым результативным лётчиком стал лейтенант Эрих Хондт, которому засчитали три сбитых B-17.

Его самолёт нёс нестандартный пятнистый камуфляж на крыльях и фюзеляже (возможно, пятна RLM 75 и/либо 74 поверх базисного RLM 76) и через чур нескромные для устаревшего истребителя «языки огня» во целый шнобель. — Цвета армейского неба: «Мессер», оставшийся на берегу | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-messer-ostavshijsya-na-beregu_8.jpg
Bf 109T-1 (W.Nr 7767), что был персональным самолётом начальника 11./JG 11 обер-лейтенанта Герберта Кристманна (Herbert Christmann), аэропорт Листер, начало весны 1944 года.

Кристманн с довоенных времён являлся инструктором в лётной школе, и на фронт в совокупность ПВО попал лишь летом 1943 года. Погиб он в воздушном бою 20 августа 1944 года, одержав к тому времени шесть побед над четырёхмоторными бомбардировщиками, а также одну на семь дней 109T. Его самолёт нёс нестандартный пятнистый камуфляж на крыльях и фюзеляже (возможно, пятна RLM 75 и/либо 74 поверх базисного RLM 76) и через чур нескромные для устаревшего истребителя «языки огня» во целый шнобель.

В июне-июле 1944 года 11 Bf 109T-1, ранее принадлежавших 11./JG 11 и сохранивших её тактические номера, в том месте же, в Листере, были приняты на баланс IV группы эскадры JG 5. Уже в августе один самолёт был потерян в аварии, а остальные были посланы в тыл. Каких-либо подробностей применения этих самолётов нет, но как максимум они имели возможность употребляться лишь для прибрежного патрулирования.

NJG 101

В апреле 1943 года в один момент с гельголандской эскадрильей ПВО истребители Bf 109T пошли на вооружение эскадры NJG 101, взявшей до конца месяца 13 автомобилей. Эта эскадра, как и остальные с «сотыми» номерами, была учебно-боевой и занималась прежде всего обучением молодых пилотов, но при необходимости привлекалась к исполнению задач ПВО.

Главным её оружием были двухмоторные ночные истребители, но в эскадрильях и штабном звене I группы собрали все имеющиеся в эскадре Bf 109, из которых только часть относилась к модификации Bf 109T. Максимум численности «Теодоров», 17 штук, пришёлся на июнь 1943 года. К августу их осталось уже восемь, а до конца месяца все они были переданы в другие части либо посланы ремонт.

Bf 109T из NJG 101. Не считая эмблемы ночной истребительной авиации, на носу самолёта просматривается яркая (белая?) буква «N»

18 августа лётчикам эскадрильи 3./NJG 101 при отражении американского налёта на Регенсбург засчитали три сбитых B-17, но неясно, на каких как раз истребителях они тогда летали.

С августа 1943 по декабрь 1944 гг. одиночные Bf 109T в различное время числились ещё в нескольких частях, но довольно их применения нет никаких данных. В марте 1945 года руководство VI воздушного флота отыскало в памяти о палубных истребителях, сохраняя надежду применять катапульты на судах, проводивших населения и эвакуацию войск из Курляндии, но ответ штаба люфтваффе поставил крест на выдумка: ни одного Bf 109T уже не осталось, а остальные истребители были негодны для катапультного старта.

Картинки Михаила Быкова

Экипировка военного врача на поле боя

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: