Цвета военного неба: «фридом файтер» тридцатых годов

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «фридом файтер» тридцатых годов отключены

Экспортные поставки армейских самолётов начались в один момент с зарождением самой военной авиации. В большинстве случаев за предел отправляли те же типы, что находились на вооружении собственных ВВС, но были и исключения. Самым броским был американский «истребитель для бедных» F-5 Freedom Fighter, производство которого началось в начале 60-х годов прошлого века.

Но ещё за три десятилетия до него Польша производила личный «экспортный» истребитель PZL P.24, разошедшийся по ВВС четырёх государств и успевший деятельно повоевать.

В конце 20-х – начале 30-х годов польские конструкторы компании PZL создали целую серию передовых для собственного времени истребителей: цельнометаллических монопланов-парасолей с крылом типа «чайка» и (частично) ровной обшивкой. В первой половине 30-ых годов двадцатого века в серию запустили модель P.7, а в первой половине 30-ых годов двадцатого века на III-м интернациональном авиационном «митинге» в Цюрихе публике был представлен прототип истребителя P.11, привёдший к значительному интересу у зарубежных экспертов: переговоры о закупках этих самолётов прошли с представителями Румынии, Турции, Греции, Португалии, Швеции, Югославии, японии и Чехословакии.

Цвета военного неба: «фридом файтер» тридцатых годов
P.24/I — первый прототип на протяжении опробований в мае 1933 года

Пускай в итоге до подписания договора дело дошло лишь с румынским заказом, таковой интерес подтолкнул к ответу спроектировать особый экспортный истребитель, взявший обозначение P.24. Британцы были категорически против бесконтрольного распространения собственных разработок, и лицензия на выпуск двигателей «Бристоль» включала полный запрет на экспортные поставки. Но французы ничего не имели против реэкспорта собственных «Гном-Ронов», исходя из этого двухрядная «звезда» этой компании была выбрана для нового истребителя.

Проектирование началось в первой половине 30-ых годов двадцатого века, а в мае 1933 года первый прототип – практически, P.7 с новым двигателем и связанными с ним трансформациями фюзеляжа – поднялся в воздух. В июне следующего взлетел второй прототип, на котором поставили 900-сильный GR 14 Kfs, а позднее трёхлопастный винт. С ними самолёт побил всемирный рекорд, разогнавшись до 414 км/ч.

В декабре 1934 года он был выставлен на Парижском авиасалоне с оружием из двух синхронных пулемётов и двух пушек в подкрыльевых гондолах, и позвал громадной интерес.

Третий прототип выстроили весной 1936 года с применением подробностей от P.11 (по обстоятельству прекращения выпуска P.7). Помимо этого, самолёт взял закрытую кабину, а пулемёты перенесли в консоли крыла – так P.24 принял собственный окончательный внешний вид.

Турция

Изначально поляки предлагали клиентам две модификации: P.24A с оружием как на прототипе и P.24B с четырьмя пулемётами. Турок заинтересовали оба варианта. Но для пулемётной версии они настойчиво попросили подкрыльевые держатели для пары 50-кг бомб, а не четырёх 12,5-кг, исходя из этого эти самолёты взяли обозначение P.24C.

Апрельский договор 1936 года определял поставку 40 истребителей польского производства (14 пушечных и 26 пулемётных) и оказание помощи в разворачивании серии в Турции на заводе KTF в городе Кайсери. Все польские самолёты прибыли во время с осени 1936 по весну 1937 гг., а 29 мая поднялся в небо первый PZL местного производства. Всего до Января этого года турки выпустили шесть P.24A и 11 P.24C – т.е., суммарно в турецкую авиацию попало 20 P.24A и 37 P.24C.

Турецкий P.24C польского производства на протяжении опробований

Зимний период 1937–1938 гг. поляки предоставили полную документацию по мотоустановке под «Гном-Рон» 14N07, созданной для P.24 модификаций F (пушечная) и G (пулемётная), и во второй половине 30-ых годов XX века на KTF «перемоторили» по одному серийному A и C, а в осеннюю пору 1939 года начали серийное производство P.24G. Первоначально собирались построить 10 истребителей данной модификации, но по окончании двух экземпляров производство остановили, потому, что в скором будущем ожидалось поступление более современных «Харрикейнов» и «Моранов» MS.406.

В строевые части, 21-ю и 41-ю истребительные эскадрильи (Av Boluk – практически «охотничья рота»), первые P.24 пошли уже в осеннюю пору 1936 года. Во второй половине 30-ых годов XX века на PZL перевооружили 42-ю истребительную эскадрилью и организовали 43-ю. Сперва все эти части входили в состав одного истребительного дивизиона (Av Taburu – практически «охотничий батальон»), а в июне 1937 года его поделили на два: 7-й дивизион в составе 21-й и 41-й эскадрилий на P.24A, и 8-й дивизион в составе 42-й и 43-й эскадрилий на P.24C.

Доработанный до стандарта модификации P.24F истребитель P.24A польского производства в трёхцветном камуфляже сороковых годов

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века 42-я и 43-я пересели на более современные британские и французские истребители, а оставшиеся «чайки», уже без разделения на модификации, собрали в эскадрильях 7-го дивизиона. К маю 1940 года, в то время, когда турецкую авиацию привели в состояние боеготовности, в нём числилось 19 самолётов, а ещё девять были в разных учебных подразделениях.

Турецкие P.24 в течение трёх лет делали патрульные полёты на протяжении границ с воюющими государствами, пока в первой половине 40-ых годов двадцатого века обе эскадрильи не были перевооружены на «Харрикейны» Mk.IIC. Чуть позднее закончилась эксплуатация PZL и в учебных частях.

В 30-е годы PZL турецких ВВС были лишены как маскировочной окраски, так и каких-либо тактических обозначений, обходясь только серийными номерами и опознавательными знаками. Но, последние являлись отличным идентификатором, поскольку были написаны во целый борт. Автомобилям модификации P.24А присваивались номера, начинавшиеся с 2000, P.24С – с 2100, а отсчёт для P.24G начали с 2140.

Позднее, по окончании начала Второй мировой войны, самолёты взяли трёхцветный камуфляж, цвета которого, к сожалению, точно не известны. Верхние и боковые поверхности, разумеется, несли зелёные и коричневые, либо же коричневые и песочные полосы, а нижние поверхности имели возможность оставаться неокрашенными. Другие обозначения остались без трансформаций.

Болгария

Болгарский договор, предусматривающий поставку 12 самолётов P.24B, был подписан кроме этого в апреле 1936 года, на пара недель раньше турецкого. Но по многим причинам поставлены автомобили были лишь весной 1937 года, с полугодовым отставанием от графика.

Церемония вручения боевых флагов частям «вышедшей из тени» болгарской военной авиации, аэропорт Божуриште, 27 июня 1937 года

Сходу по прибытии на место самолёты, взявшие местное наименование PZL-24 «Ястреб», поступили на вооружение одной из эскадрилий (ято) 2-й истребительной группы (изтребителен орляк). Две другие эскадрильи данной части были вооружены германскими бипланами He 51 и Ar 65.

В 1938 либо начале 1939 гг. болгары пожелали приобрести ещё дюжину P.24J с четырьмя пулемётами, оснащённых двигателем GR 14N 01. Один таковой мотор они послали в Польшу для установки на пробный экземпляр самолёта, что был выстроен во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Испытать машину так и опоздали, а в сентябре она погибла под германскими бомбами.

Не были реализованы и замыслы по лицензионному производству P.24 в Болгарии.

Тем временем, весной 1939 года болгары всего за треть рыночной стоимости приобрели в Германии много самолётов чешского производства. Это разрешило в июле перевести 2-й орляк на единую матчасть, бипланы «Авиа» B.534. Наряду с этим ветхие германские истребители передали в лётную школу, а польские, как более современные, остались в строю, попав в истребительную эскадрилью показательной группы (образцов орляк – аналог германской Lehr Geschwader, лишь уменьшенный в численности до смешанной группы).

Второй самолёт первого звена, 1937 год

По окончании реструкуризации болгарских ВВС в середине 1940 года единственная эскадрилья PZL-24 появилась в составе 6-го истребительного авиаполка (въздушен светло синий полк – аналог германской либо французской авиационной эскадры). 1 марта 1941 года Болгария присоединилась к тройственному пакту, но выторговала себе право не принимать участие в наступательных военных действиях, ограничившись лишь обороной собственной территории. В числе мобилизованных для этого авиачастей была и истребительная несколько 2/6 (2-й орляк 6-го полка) в составе двух эскадрилий на «Мессершмиттах» Bf 109E и одной на P.24.

В первой половине 40-ых годов XX века эскадрилью PZL перевели в состав 2-го армейского (позднее штурмового) авиаполка (армейски въздушен, позднее въздушен щурмови полк), и в отражении американских налётов на Болгарию она уже не принимала участие. Но отсутствие боевых вылетов не обязательно свидетельствует безопасность, и в первой половине 40-ых годов XX века последние оставшиеся в строю P.24B были стёрты с лица земли на протяжении июньских союзных налётов на болгарские аэропорты.

Болгарские «Ястребы» вступили в строй в двухцветной защитной окраске с оливково-зелёными верхними и боковыми поверхностями и голубыми нижними. Взяли они и классический для болгарской авиации истребительный «декор» тридцатых годов – «языки пламени» контрастного цвета, каковые шли от носа к хвосту. Применительно к PZL это означало красный капот, медлено переходящий в долгую узкую полосу до самого хвоста и подобную «завитушку» на обтекателях колёс.

Взяли самолёты и стандартные болгарские тактические обозначения того периода: двухзначный код звена в составе эскадрильи (практически, два раза повторённый его номер) на фюзеляже и порядковый номер в составе звена на киле.

«Соколы» и «ястребы» 2-й истребительной группы на парадном фото 1937–38 гг.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века болгары перешли на более классические бортовые номера, а на киль стали наносить треугольник с серийным номером (порядковый номер самолёта данного типа вверху и четырёхзначный код типа внизу). Зимний период 1940–1941 гг. с подачи немцев они отказались от национального триколора на руле поворота и заменили прошлые «кокарды» в виде как следует прорисованного ордена «За Храбрость» поверх белого круга на белые квадраты, «перечёркнутые» косым Андреевским крестом. С весны 1941 года на части самолётов начали появляться германские элементы стремительного опознавания.

PZL-24, без сомнений, также взяли обозначения нового стиля и, возможно, были избавлены от довоенных «языков пламени», но их фотографии 40-х годов не известны.

Румыния

В ноябре 1936 года румынская делегация подписала договор на поставку пяти самолётов с двигателем IAR 14K IIc32 (лицензионный «Гном-Рон»), возможностью подвески и пулемётным вооружением двух 50-кг бомб. Кроме этого оговаривалось предоставление всего нужного для разворачивания серийного производства истребителя на компании IAR. Адаптированный под требования клиента самолёт взял обозначение P.24E.

Теоретически, он должен был быть четырёхточечным, но на практике ставилась лишь внешняя пара пулемётов, а внутренняя не только отсутствовала, но и по большому счету не предполагалась, т.к. на нижней поверхности крыла не было характерных каплевидных обтекателей казенной части оружия. Позднее, уже в ходе работы, номенклатура оружия была дополнена возможностью подвески кассеты с однокилограммовыми бомбами либо гранатами.

P.24E румынского производства (серийный №29) из состава 6-й истребительной группы, попавший в аварию 13 августа 1940 года. Самолёт несёт обычный трёхцветный обычные заводский и камуфляж обозначения, но кокарды на нём почему-то закрашены и заменены на подобный хвостовому триколор на законцовках крыла

Ещё одним отличием румынской модификации стал древесный двухлопастный винт, что улучшал взлётные качества и скороподъёмность истребителя, но пара ограничивал его большую скорость.

Польская пятёрка самолётов была выстроена ещё во второй половине 30-ых годов XX века, но послана клиентам лишь во второй половине 30-ых годов двадцатого века. В том же году в Румынии выстроили ещё 25 таких автомобилей, последние 19 из которых комплектовались чуть более замечательным двигателем IAR 14K IIIc36.

Первой и единственной строевой частью, взявшей на вооружение P.24E, стала организованная в июне 1940 года 6-я истребительная несколько (Grupul 6 Vanatoare) в составе 61-й и 62-й эскадрилий (Escadrila Vanatoare) по 12 автомобилей любая, а остальные шесть истребителей решили покинуть в резерве.

В июне 1941 года Румыния присоединилась к германскому походу на восток, но 6-я несколько осталась в ПВО столицы. Её дежурные звенья принимали участие в перехватах советских самолётов, бомбивших Плоешти, но ни одному из пилотов не удалось найти соперника и ни одной атаки P.24 не совершили.

P.24E, летом 1943 года состоявший на балансе школы подготовки истребителей (Scoala de Vanatoare). Самолёт сохранил трёхцветный камуфляж, но при обновлении окраски он лишился всех прошлых обозначений на вертикальном оперении, включая национальный триколор и серийный номер

61-я эскадрилья так и осталась в совокупности ПВО, а 62-ю в последних числах июля послали на фронт, переведя в своевременное подчинение сперва 4-й, а после этого (с 12 августа) 3-й истребительной группы. Ввиду нехватки ударных автомобилей и очевидного устаревания польских истребителей их использовали только как штурмовики, но с воздушным соперником им также иногда приходилось видеться.

Всего в воздушных битвах лётчики P.24E заявили не меньше 14 подтверждённых и двух предположительных побед (в основном, над истребителями И-16). Формально они не понесли никаких боевых утрат, но пара самолётов взяло повреждения (по большей части, от зенитного огня), и один из них был в следствии списан.

По завершении кампании 1941 года 62-я эскадрилья возвратилась на прошлое место дислокации. С января 1942 года 6-я несколько начала перевооружение на IAR 80, а P.24 были переданы в лётные школы. Сведения за 1942 год не сохранились, а в сводках за 1943–1944 годы всегда фигурируют 19 P.24E.

Имеется информация о том, что они использовались в отражении американских налётов, но точных данных на данный счёт нет. По окончании перехода Румынии на сторону союзников польские истребители всё ещё числились в лётных школах, но к весне 1945 года последние из них были списаны.

PZL P.24E из состава 61-й эскадрильи 6-й истребительной группы, ПВО Бухареста, лето-осень 1941 года. Это самолёт польской постройки, однако, он несёт на киле декаль с логотипом компании IAR

В первой половине 40-ых годов двадцатого века истребители P.24E несли трёхцветный камуфляж из широких полос зелёного и коричневого цветов на верхних и боковых поверхностях при светло-голубых нижних. Наряду с этим оттенки этих цветов были выбраны по примеру британских красок Dark Green, Dark Earth и Sky Blue. С 1941 года при ремонте самолёты стали перекрашивать в новую двухцветную окраску из тёмно-зелёного сверху и голубого снизу, и в этом случае румыны вдохновлялись германскими стандартами, забрав за базу RLM 65 Hellblau и «экспортную» RLM 64 Dunkelgrun.

Опознавательные символы первоначально складывались из светло синий-жёлто-красных кокард на крыле и фюзеляже и для того чтобы же по расцветке триколора на руле поворота. С 1 мая 1941 года кокарды заменили жёлтыми «крестами Михая» с двухцветной светло синий-белой окантовкой по контуру и маленькой национальной кокардой в центре. Триколор на хвосте сохранился, но на части автомобилей его стали наносить лишь не верхней трети руля.

Это по окончании перехода в феврале 1944 года на совокупность «баллов» дало ему четыре «победы». Сам лётчик к тому времени уже погиб, разбившись в авиакатастрофе 20 января 1944 года — Цвета армейского неба: «Фридом Файтер» тридцатых годов | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-fridom-fajter-tridcatih-godov_9.jpg
PZL P.24E из состава 62-й эскадрильи, приданной 3-й истребительной группе, восточный фронт, аэропорт Баден (на берегу Днестра на ветхой советско-румынской границе), сентябрь 1941 года.

На этом истребителе летал сержант Иоан Олтяну (Ioan Olteanu), ставший самым результативным пилотом P.24E. Он одержал две подтверждённые победы, одну предположительную, и ещё один самолёт соперника ему записали стёртым с лица земли на земле. Это по окончании перехода в феврале 1944 года на совокупность «баллов» дало ему четыре «победы». Сам лётчик к тому времени уже погиб, разбившись в авиакатастрофе 20 января 1944 года

Каких-либо личных либо тактических обозначений на P.24 не отмечено, самолёты идентифицировали по серийному номеру, нанесённому на киле. Нумерация в румынских ВВС велась по каждому типу самолётов раздельно, и P.24E польской постройки присвоили номера с 1 по 5, а румынские – с 6 по 30.

В июне 1941 года, непосредственно перед началом операции «Барбаросса», все самолёты Германии и её союзников на восточном фронте взяли жёлтые элементы стремительного опознавания. На P.24 так красили капоты, законцовки крыла снизу и полосу на фюзеляже.

Греция

Греческий договор на поставку 30 P.24A и 6 P.24B был подписан в один момент с румынским. Его выполнение уже шло полным ходом, в то время, когда клиенты поменяли спецификацию, захотев взять истребители с более замечательным двигателем GR 14N 07 и возможностью нести несколько 50-кг бомб на пушечной модификации (бомбовое оружие пулемётной осталось без трансформаций). Перепроектированные под новые требования самолёты взяли обозначение P.24F и P.24G.

Не считая уже указанных трансформаций, они отличались наличием бронеспинки и лобового бронестекла. Опробована новая винтомоторная несколько была на единственном экземпляре P.24H с четырёхпулемётным оружием. Самолёт удачно прошёл опробования летом 1937 года, продемонстрировав большую скорость 430 км/ч, по окончании чего началась переделка пяти уже готовых P.24A и постройка новых планеров для модификаций F и G.

Только что собранный P.24G (серийный номер ?116), Афины, 1938 год

Тем временем клиент поменял соотношение пушечных и пулемётных самолётов в заказе до одного к двум. Наконец, по окончании продолжительных проволочек весной 1938 года 12 P.24F, 23 P.24G и один P.24H в разобранном виде были доставлены в Грецию и на месте собраны польскими экспертами. Скоро эти истребители были поровну поделены между 21-й, 22-й и 23-й истребительными эскадрильями (????? ??????).

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века собирались закупить 24 P.24J, но по понятным обстоятельствам этого не произошло. Тогда же греки пробовали закупить в Германии снаряды для «Эрликонов», но потерпели неудачу, в результате которой в конце 1940 года солидную часть пушечных истребителей было нужно переделать в пулемётные.

К моменту итальянского нападения в строю было 35 P.24, но лишь 24 из них были исправны. Боевые действия начались 27 октября 1940 года, а первый воздушный бой с участием P.24 был зафиксирован 1 ноября. Тогда же была одержана первая победа и понесена первая утрата.

На следующий сутки один из пилотов 22-й эскадрильи, израсходовав целый боекомплект, таранил итальянский бомбардировщик, благополучно совершив после этого вынужденную посадку.

Личные и тактические обозначения в греческой авиации не были приняты, но на отдельных автомобилях персональные эмблемы однако находились, как, к примеру, на этом P.24G (серийный номер ?102) из состава 23-й истребительной эскадрильи, захваченном немцами в Аргосе 23 апреля 1941 года

Всего за первые дни и ноябрь декабря лётчики трёх эскадрилий одержали 26 воздушных побед (Наверное, включая предположительные), но и личные утраты были важными. В первых числах Декабря 21-я эскадрилья передала оставшиеся самолёты соседям, а сама начала осваивать перегнанные из Египта подержанные «Гладиаторы» Mk.I.

По окончании четырёхнедельной паузы воздушные битвы возобновились, и за три последних месяца 1941 года пилоты P.24 одержали ещё 19 побед, но у них осталось лишь 12 исправных истребителей. В апреле они вступили в бой с люфтваффе, одержав ещё четыре победы, но к моменту эвакуации союзных армий матчасть обеих эскадрилий была полностью уничтожена (по большей части, на земле). Оккупанты смогли найти лишь один ремонтопригодный PZL, что после этого прошёл опробования в Италии.

PZL P.24F (серийный номер ?129) из состава 22-й эскадрильи, Салоники, финиш 1940 года

Истребители PZL в начале собственной работы в греческих ВВС оставались неокрашенными и несли только опознавательные символы (светло синий-бело-светло синий кокарды на плоскостях крыла и триколор на руле поворота) и серийный номер на фюзеляже, складывавшийся из буквы ? (от «диоксис» – истребитель) и трёхзначного номера в диапазоне от 101 до 136. К сожалению, нет информации о распределении номеров по модификациям, но они или давались в полном беспорядке, или P.24F взяли блок в конце перечня.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века самолёты закамуфлировали, нанеся на верхние и боковые поверхности полосы зелёного и светло-коричневого цветов, а нижние окрасив в светло-светло синий. Наряду с этим опознавательные символы сократились до четырёх кокард уменьшенного диаметра на борту фюзеляжа и снизу крыла. Серийные номера тогда остались без трансформаций, но потом на части автомобилей их перекрасили в белый цвет – разумеется, на протяжении неспециализированного обновления окраски.

Тогда же он лишился и заводского логотипа на киле — Цвета армейского неба: «Фридом Файтер» тридцатых годов | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-fridom-fajter-tridcatih-godov_13.jpg
PZL P.24G (серийный номер ?113) из состава 23-й истребительной эскадрильи, на котором 2 декабря 1940 года над Воскопойей (Албания) погиб в воздушном бою с итальянскими «Фиатами» CR.42 160-й группы антипозминаг (2-й лейтенант) Константин Цицас (???????????? ???????). Самолёт несёт нестандартный мелкопятнистый камуфляж, полученный им на протяжении ремонта. Тогда же он лишился и заводского логотипа на киле

Не считая Турции, Болгарии, Греции и Румынии, во второй половине 30-ых годов XX века подготавливался договор с Венгрией на поставку 10–20 P.24D, но под давлением Румынии от его заключения поляки отказались. Ранее, в конце 1936 года, они отклонили запрос на закупку 12 истребителей от генерала Франко, а ещё ранее, в июле 1936-го, сами собой заглохли переговоры с республиканским правительством о поставке порядка 15 автомобилей.

Картинки Михаила Быкова

The Warrior Song

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: