Цвета военного неба: коммунистический интернационал советско-германского фронта

      Комментарии к записи Цвета военного неба: коммунистический интернационал советско-германского фронта отключены

Интернациональный состав частей вермахта и люфтваффе в далеком прошлом стал притчей во языцех, и данный абсолютный факт повторяют к месту и не к месту. Наряду с этим почему-то довольно часто забывают о том, что Красная армия и её ВВС, пускай и в меньшей степени, но также были интернациональны. Всем знаком полк «Нормандия-Неман», сражавшийся на советско-германском фронте, а вот остальные чужестранцы известны значительно меньше.

Попытаемся определить о них чуть больше.

Первым зарубежным авиационным формированием по отечественную сторону советско-германского фронта стало 151-е авиакрыло RAF, действовавшее на крайнем севере в осеннюю пору 1941 года, о котором мы уже писали. Но это было соединение английских армии, организованное и оснащённое ещё в Англии, летавшее на самолётах с британскими опознавательными символами, а потому его история однако не подпадает под тематику данной работы.

В случае если разглядывать лишь части и подразделения ВВС Красной армии, то первым зарубежным авиационным формированием будет эскадрилья (позднее полк) «Нормандия» – она же GC 3 Normandie ВВС Свободной Франции. Французские лётчики прибыли в СССР под конец 1942 года и вступили в бой следующей весной. Но их история достаточно известна любителям истории авиации, а потому поведаем о вторых зарубежных лётчиках-истребителях, сражавшихся на самолётах с советскими красными звездами.

Авиационные полки Народного Войска Польского

Процесс создания польских частей в СССР стартовал ещё в ноябре 1940 года с привлечением пленных. С июля 1941 года он шёл уже в сотрудничестве с польским правительством в изгнании, но в течение 1942 года все польские формирования были выведены через Иран на запад. Весной 1943 года отношения с польским правительством были порваны, началось создание новой польской армии, и в октябре 1-я польская пехотная дивизия имени Тадеуша Костюшко вступила в бой под Могилёвом.

Помимо этого, самолёт ещё не имеет польской шаховницы — Цвета армейского неба: коммунистический интернационал советско-германского фронта | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-kommunisticheskij.jpg
Один из первых поступивших в 1-ю польскую отдельную истребительную авиационную эскадрилью самолётов Як-1Б (серийный №11–150), июль 1943 года. Истребитель увлекателен тем, что опознавательные символы на нём смешанные — на фюзеляже раннего примера, с узкой тёмной окантовкой (либо вовсе без неё), а на оперении звезда уже окружена красно-белой окантовкой. Помимо этого, самолёт ещё не имеет польской шаховницы

7 июля 1943 года в составе дивизии была организована 1-я отдельная истребительная эскадрилья (Samodzielna Mysliwska Eskadra Lotnicza), а 23 июля собранные в неё лётчики приступили к обучению в советских авиашколах. 19 августа польские формирования были развёрнуты в корпус, в один момент эскадрилью преобразовали в 1-й истребительный летный полк (Pulk Lotnictwa Mysliwskiego), которому 6 октября присвоили наименование «Варшава» (Warszawa).

По окончании ухода армии Андерса на территории СССР осталось менее десятка лётчиков, прошедших подготовку ещё в довоенной Польше, исходя из этого обученный под управлением советских инструкторов персонал было нужно разбавлять лётчиками польского происхождения из полков ВВС Красной армии. «Варшава» сначала тренировалась на Як-1, и в то время, когда подготовительный период в августе 1944 года, наконец, закончился, она прибыла на фронтовой аэропорт на высвобожденной польской территории, имея в распоряжении 39 истребителей этого типа в трёх «эскадрах» (эскадрильях). Так, не смотря на то, что заглавия и были польскими, организация полка была совершена по советскому примеру.

30 августа оба имевшихся на тот период авиаполка Войска Польского (1-й истребительный и 2-й ночной бомбардировочный) вошли в состав только что организованной 1-й авиационной дивизии (Dywizja Lotnicza), куда вместе с ними вошёл и условно польский 3-й штурмовой авиаполк (бывший коммунистический 611-й ШАП). Дивизия участвовала в битвах в Польше, Балтийском Поморье и в Берлинской операции.

Истребитель Як-1Б (серийный №12–181), на котором с августа 1944 по январь 1945 гг. летал глава воздушно-стрелковой работы «Варшавы» капитан Олег Илларионович Матвеев. Передняя часть кока выкрашена в красный цвет. В феврале 1945 года капитан Матвеев погиб на новом Як-9, сбитый зенитной артиллерией немцев

штурмовики ночные и Польские бомбардировщики вступили в бой в сентябре, а 1-й истребительный полк начал вести войну ещё 23 августа. До конца 1944 года он летал только на Як-1, до тех пор пока в декабре не были взяты один Як-3 и четыре Як-9Д. Последние были оснащены фотокамерами и сперва употреблялись лишь для разведки, а весной 1945 года их стали посылать кроме этого на свободную охоту в глубоком тылу соперника.

18 января полк взял первые 10 истребителей модификаций Як-9М и Як-9Т. 26 января прибыла вторая партия таких же истребителей, но и к маю их было менее половины состава полка. Полное перевооружение произошло лишь летом, и до самого финиша войны Як-1, командирский-9 як и як-3 употреблялись совместно.

Последний раз лётчики 1-го ИАП летали в бой 4 мая, всего за время войны сделав 1401 боевой вылет, совершив 56 воздушных битв и одержав 9 воздушных побед.

В сентябре-октябре 1944 года прошло формирование сходу трёх новых польских авиадивизий: 1-й бомбардировочной, 2-й штурмовой и 3-й истребительной. В один момент прошлая 1-я авиадивизия, в которую входил полк «Варшава», была переименована в 4-ю смешанную (Mieszana Dywizja Lotnicza).

На протяжении войны популярный иллюзионист Вольф Мессинг приобрёл на собственные платы два истребителя — вторым был Як-9, попавший на работу в 21-й ИАП ВВС Краснознамённого Балтфлота — Цвета армейского неба: коммунистический интернационал советско-германского фронта | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-kommunisticheskij_2.jpg
Два советских поляка «Варшавы», глава воздушно-стрелковой работы капитан Олег Матвеев (слева) и замкомандира эскадрильи подпоручик Витольд Габис.

За их спиной, пожалуй, самый узнаваемый польский «Як» — истребитель Як-1Б с бортовым №13 (серийный №13–163) и надписью на русском «От польского патриота проф. Вольф-Мессинга польскому лётчику». На протяжении войны популярный иллюзионист Вольф Мессинг приобрёл на собственные платы два истребителя — вторым был Як-9, попавший на работу в 21-й ИАП ВВС Краснознамённого Балтфлота

Все новые полки были организованы на базе уже существующих частей советских ВВС, но в этом случае это было полноценное переформирование, а не простое переименование. Полки 3-й истребительной авиадивизии (Dywizja Lotnictwa Mysliwskiego): 9-й, 10-й и 11-й, были переформированы из советских 248-го, 246-го и 832-го ИАП соответственно. Все они начали обучение на Як-1, но уже в октябре поменяли их на Як-9.

Во второй половине апреля 1945 года все три полка прошли перебазирование на фронтовой аэропорт на берлинском направлении, имея в составе по 30–35 Як-9 (из них по три-четыре Як-9Т, остальные Як-9М) и единичные Як-3.

Всего с 24 апреля по 3 мая их лётчики выполнили 799 боевых вылетов, совершили 12 воздушных битв и одержали 9 побед. 4 мая приказом польского руководства боевые действия польской авиации были прекращены, а сами полки стали готовиться к возвращению в Польшу.

Истребители Яковлева, на которых вести войну польские лётчики, были окрашены по советским стандартам 1943 года: они несли камуфляж из тёмно-серой АМТ-12 и серо-светло синий АМТ-11 на верхних и боковых поверхностях при светло синий АМТ-7 на нижних. Красные с бело-красной окантовкой звёзды наносились в шести позициях – на борт, низ и вертикальное оперение крыла.

Единственным указанием на национальную принадлежность автомобилей была классическая красно-белая польская «шаховница», которую с 1944 года стали рисовать на носовой части фюзеляжа или перед кабиной, или под выхлопными патрубками. Наряду с этим, в отличие от английской практики, польский опознавательный символ был большим, время от времени аналогичным по размерам со звёздами.

Козак в 1945 году одержал одну победу, его старший товарищ побед не имел — Цвета армейского неба: коммунистический интернационал советско-германского фронта | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-kommunisticheskij_3.jpg
Як-9М из состава 1-й эскадрильи 1-го истребительного авиаполка Войска Польского, Германия, апрель-май 1945 года.

В это время на самолёте летали сперва начальник эскадрильи капитан Станислав Лисецкий (Stanislaw Lisiecki), а позже начальник звена подпоручик Юлий (Ежи) Козак (Julij (Jerzy) Kozak). Оба лётчика были «русскими поляками», переведёнными в Войско Польское в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Козак в 1945 году одержал одну победу, его старший товарищ побед не имел

Тактические обозначения кроме этого соответствовали советским стандартам и складывались из бортовых номеров белого цвета. На Як-1 в первой половине 40-ых годов XX века оставляли нанесённые ещё на заводе довольно малые по размерам цифры между оперением и фюзеляжной звездой. Одновременно с этим Як-9, традиционно поставлявшиеся с фабрик без номеров, маркировались конкретно в частях.

На них бортовые номера в большинстве случаев были заметно больше и размешались перед фюзеляжным опознавательным знаком. В 1945 году такие же номера взяла и часть ветхих Як-1 (по всей видимости, по окончании перекраски).

На самолётах 1-го истребительного авиаполка, начиная с осени 1944 года, кроме этого употреблялась и цветная маркировка передней части коков: красная, белая и какая-то яркая, которую польские авторы традиционно интерпретируют как жёлтую. По всей видимости, это были обозначения принадлежности к определённой эскадрилье.

Чехословацкие авиаполки

В сентябре 1939 года подразделения Чешского Легиона польской армии отошли на восток и сдались в плен советским армиям. В 1940–1941 годах большая часть офицеров и солдат были во французской и английской армиях, а в осеннюю пору 1941 года из оставшихся в СССР легионеров начали собирать добровольцев для чехословацких частей. Первой из них стал организованный в январе 1942 года 1-й отдельный чехословацкий пехотный батальон, что в марте 1943 года первым из всех зарубежных формирований Красной армии вступил в бой.

В сентябре 1943 года советское правительство предложило организовать истребительную эскадрилью из чехословацких авиаторов, уже сражавшихся к тому времени в советских ВВС. Чехи, но, усомнились, что воинское формирование из граждан СССР, пускай и чешского происхождения, возможно будет именовать чехословацким, а потому внесли предложение отправить для создания эскадрильи 15 лётчиков-истребителей, вести войну в Англии в чехословацких эскадрильях RAF.

Истребитель Ла-5ФН замкомандира полка штабс-капитана Яна Клана, аэропорт Три Дуба, Словакия, сентябрь 1944 года. Цветной профиль этого истребителя приведён ниже

В ноябре британское руководство утвердило таковой перевод. В один момент в советские авиационные школы было направлено 20 курсантов из воинов чехословацкой армии в СССР.

21 февраля 1944 года группа из 20 пилотов морем убыла из Англии на восток, а 16 апреля лётчики уже созданной де-факто эскадрильи взяли 15 истребителей Ла-5ФН и приступили к переучиванию. 3 мая начались провозные полёты на Ла-5УТИ, и эта дата считается отправной точкой в истории части, что не совсем верно. 9 мая к «британцам» присоединились два лётчика-изменника из словацких ВВС, одним из которых был одержавший 12 побед в составе люфтваффе Антон Матушек (Anton Matusek).

В советских документах часть фигурировала как 128-я чехословацкая отдельная истребительная эскадрилья, а в чешских – как 128. ceskoslovenska samostatna stihaci letecka perut. «Перуть» в ветхой чехословацкой армии был авиакрылом в составе нескольких «леток» (отрядов либо эскадрилий), и это наименование более адекватно передаёт численность, чем советское.

1 июня при неизменном числе пилотов эскадрилья была преобразована в 1-й чехословацкий отдельный истребительный летный полк двухэскадрильного состава при 22 боевых самолётах. Третью эскадрилью собирались добавить по завершении подготовки чешских курсантов. В чехословацких документах полк проходил как 1. ceskoslovensky samostatny stihaci letecky pluk в составе двух перутей, т.е. организация была советской, а заглавия чешскими, что приводит к некоторому диссонансу.

Два истребителя Ла-5ФН с однообразным бортовым №12 на аэропорте Три Дуба. Один из них стёрт с лица земли при эвакуации

7 сентября 1944 года 1-я эскадрилья полка перелетела на один из фронтовых аэропортов на границе Польши и Украины. 10 сентября её лётчики выполнили первый боевой вылет, а на следующий сутки до фронта добралась и 2-я эскадрилья. Ещё через пара дней пришёл приказ перебазироваться в Банску-Бистрицу для помощи Словацкому национальному восстанию.

15 сентября первые четыре «Лавочкиных» (комполка, его помощник и оба начальника эскадрилий) приземлилась на аэропорте Три Дуба, сделав на следующий сутки первый боевой вылет на новом месте. После этого три истребителя перелетели на прошлую базу, возвратившись днём позднее во главе всего полка.

В течение месяца с маленьким лётчики деятельно сражались, играя роль воздушного прикрытия и отсутствующей у восставших тяжёлой артиллерии. Всего они выполнили 563 боевых вылета, одержали 13 подтверждённых воздушных побед и три предположительные.

Увы, поражение восстания скоро стало неминуемым, и авиация получила приказ на эвакуацию. Два неисправных Ла-5 было нужно сжечь, ещё несколько удалось ударными темпами ввести в строй, и 25 октября 12 истребителей начали перелёт на «громадную почву». Один из них разбился на взлёте, второй сел вынужденно, не долетев до линии фронта, ещё три – уже на дружественной территории.

В итоге полк сократился до отряда из семи самолётов.

За чемь дней часть была пополнена техникой и людьми, и ко 2 ноября располагала 38 боевыми самолётами в трёх эскадрильях при 35 пилотах. Боеспособным полк это отнюдь не делало: лишь пятерых ветеранов возможно было отправлять в бой, ещё семь пилотов были допущены к полётам в небоевых условиях, а остальные были или только что из лётной школы, или по окончании долгого перерыва в полётах и потребовали важного доучивания. Исходя из этого в будущем полк ожидал долгий период переформирования, а до тех пор пока 28 ноября за действия в Словакии он был удостоен почётного именования «Зволенский» (Zvolensky).

Линейка чехословацких Ла-5ФН с достаточно редким элементом декора — цветными спиралями на коках воздушных винтов

Тем временем, с конца октября, шло формирование двух новых чехословацких полков (истребительного и штурмового), и с 25 января они были сведены в 1-ю чехословацкую смешанную авиадивизию (ceskoslovenska smisena letecka divize). Затем 1-й полк лишился собственной «самостоятельности», а его штатная численность была уменьшена с 40 самолётов до 32 при тех же трёх эскадрильях.

Боевая подготовка велась планомерно, но очень медлительно, и в апреле 1945 года в 1-м ИАП из 41 лётчика лишь 19 готовься к бою, с техникой кроме этого были неприятности – пять из 30 боевых самолётов было нужно передать 2-му ИАП. Исходя из этого на фронт в Чехословакию 1-й полк убыл с 17 пилотами при 25 Ла-5ФН, покинув остальных в тылу продолжать обучение.

Всего с 14 апреля до конца войны лётчики части выполнили 285 боевых вылетов (из них 255 – на сопровождение Ил-2) и совершили четыре воздушных боя, но не одержали ни одной победы.

28 апреля полк взял первые восемь истребителей Ла-7. Самолёты были в полной мере новые, но хранились очевидно неправильно и потребовали ремонта, что всё ещё не был завершён на момент прекращения военных действий. 2-й полк в апреле кроме этого был пополнен до штата истребителями Ла-7, но на 9 мая всё ещё не был доведён до боевой готовности.

Оба лётчика в своё время проходили службу в истребительной авиации ветхой Чехословакии, в первой половине 40-ых годов двадцатого века стали асами французских ВВС, после этого вести войну в составе RAF, а в феврале 1944 года были посланы в СССР. Клан одержал пять побед (все во Франции), а его младший товарищ записал на собственный счёт шесть побед во Франции, две групповые в Англии, одну лично и одну в паре в Словакии.

Зимний период 1944–1945 годов оба лётчика ушли на увеличение и в битвах весной 1945 года не принимали участие — Цвета армейского неба: коммунистический интернационал советско-германского фронта | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-kommunisticheskij_7.jpg
Ла-5ФН из состава 1-го чехословацкого отдельного истребительного авиационного полка, Словакия, сентябрь-октябрь 1944 года.

Данный истребитель был закреплён за замкомандиром части штабс-капитаном Яном Кланом (Jan Klan), но сражались на нём в основном лётчики 1-й эскадрильи, а также её начальник надпоручик (лейтенант ) Йосеф Стеглик (Josef Stehlik), одержавший на этом самолёте одну воздушную победу. Оба лётчика в своё время проходили службу в истребительной авиации ветхой Чехословакии, в первой половине 40-ых годов двадцатого века стали асами французских ВВС, после этого сражались в составе RAF, а в феврале 1944 года были посланы в СССР. Клан одержал пять побед (все во Франции), а его младший товарищ записал на собственный счёт шесть побед во Франции, две групповые в Англии, одну лично и одну в паре в Словакии. Зимний период 1944–1945 годов оба лётчика ушли на увеличение и в битвах весной 1945 года не принимали участие

Истребители Лавочкина, состоявшие на вооружении чехословацких полков, были окрашены в полном соответствии с советскими стандартами 1943 года. Все они несли серо-серый «наступательный» камуфляж, красные звёзды в шести позициях и нанесённые ещё на заводе большие двухзначные номера на фюзеляже. Из неспециализированного последовательности выделялся лишь «декор» коков некоторых Ла-5: в первой половине 40-ых годов XX века это могла быть полная либо частичная (лишь на законцовке) окраска в белый, красный, либо светло синий цвет (в отдельных случаях в два цвета), а в 1945 году – спиралевидная «завитушка» посередине кока.

Партизанская авиация Югославии

В сентябре 1944 года между руководством и советским правительством Народно-Освободительной Армии Югославии было достигнута договоренность об отправке на помощь партизанам советских истребительной и штурмовой авиадивизий и содействии в формировании нескольких югославских авиационных частей.

В следствии этих договорённостей уже 14 октября на базе одной из советских лётных школ началось формирование 1-го югославского истребительного авиаполка (југословенски ваздухопловни ловачки пук), что завершил подготовку уже по окончании окончания войны.

1 ноября на Балканы прибыла так называемая авиагруппа генерала А. Н. Витрука в составе 236-й истребительной авиационной дивизии (чуть более 100 Як-1, пара Як-3 и около десятка Як-9 в трёх полках) и 10-й Гвардейской штурмовой авиадивизии (три полка на Ил-2). На это соединение, не считая исполнения фактически боевых задач, были возложены и инструкторские. Требовалось организовать две «дублирующие» югославские дивизии и неспешно ввести в строй их персонал, а после этого передать им собственные самолёты.

Советские лётчики 117-го Гв.ИАП и югославские лётчики 111-го истребительного авиаполка у истребителя Як-9, зима 1944–1945 гг. Под фонарём кабины видны отметки воздушных побед

Во время с 15 по 29 декабря прошло формирование 111-го, 112-го и 113-го управления и истребительных авиаполков 11-й истребительной авиадивизии НОАЮ (ваздухопловна ловачка дивизија НОВЈ), созданных на базе советских 117-го Гв.ИАП, 168-го Гв.ИАП и 267-го ИАП соответственно. Переучивание технического персонала и лётчиков на советскую технику началось чуть раньше, 10 декабря, и к 18 января первая несколько лётчиков-истребителей закончила обучение.

Днём раньше югославская дивизия формально приступила к исполнению боевых заданий, не смотря на то, что практически первый боевой вылет её лётчики совершили лишь 20 января. К сожалению, отдельной статистики по 11-й югославской авиадивизии нет, но в сумме с советской 236-й ИАД получается 3464 боевых вылета за четыре месяца. Воздушных побед, из-за отсутствия воздушного соперника, не было.

Все «Яки», на которых вести войну югославские лётчики, принадлежали строевым частям советских ВВС, а потому мало чем отличались от вторых советских истребителей финиша войны. Они совершенно верно так же несли опознавательные знаки и камуфляж примера 1943 года и хорошие бортовые номера на фюзеляже.

В этом случае её нанесли, вероятнее, на протяжении ремонта — Цвета армейского неба: коммунистический интернационал советско-германского фронта | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-kommunisticheskij_9.jpg
Як-1Б, что с января по май 1945 года дробили между собой коммунистический 117-й Гв.ИАП и югославский 111-й ИАП. Самолёт вместо камуфляжа несёт двухцветную окраску из серо-светло синий АМТ-11 сверху и светло синий АМТ-7 снизу.

Такая схема стала классической для советских поршневых истребителей послевоенного производства, но показалась ещё на протяжении войны. В этом случае её нанесли, вероятнее, на протяжении ремонта

Что отличало самолёты советской 236-й дивизии от вторых, так это принятые в ней элементы стремительной идентификации в виде узкой белой наклонной полосы с красной окантовкой на вертикальном оперении, общей для всей дивизии, и горизонтального «флажка» в нижней части руля поворота. Данный элемент был белым с красной окантовкой в 267-м ИАП и красным с белой окантовкой в 117-м ГвИАП. Теоретически, у 168-го Гв.ИАП «флажок»должен был быть жёлтым либо голубым, но данный полк ввели в состав дивизии только за 14 дней до её переброски на Балканы, и неизвестно, применял ли он такие обозначения.

На части самолётов кроме этого были цветные коки: красные в 117-м Гв.ИАП и белые в 267-м ИАП. Отдельные автомобили всех трёх полков несли отметки о воздушных победах (звёздочки на борту кабины либо рядом с фюзеляжной звездой) и разнообразные «бортовую живопись».

Испанские эмигранты в советских ВВС

По окончании поражения республиканцев в Гражданской войне в Испании много офицеров и солдат, а также обученных авиационных экспертов с боевым опытом, выяснилось за пределами страны. Многие из них в итоге осели в СССР, и по окончании начала Великой Отечественной записались добровольцами в РККА. Другие испанцы были вывезены в СССР детьми, а к началу Великой Отечественной окончили советские лётные школы.

Как известно, официальных испанских частей в Красной армии создано не было, но имеется информация о том, что несколько испанских лётчиков с июля 1941 года под патронажем НИИ ВВС проходила обучение на германской технике, подготавливаясь к исполнению разведывательных полётов. В первых числах Ноября они прибыли под Москву и были зачислены в состав Отдельной авиационной бригады пограничных армий НКВД СССР и начали полёты на самолётах-истребителях.

Но в июле 1942 года испанцев раскидали по разным полкам ВВС, и в будущем они сражались независимо друг от друга. Узнаваемые на настоящий момент документально зафиксированные успехи испанских лётчиков в СССР уже приводились, и повторяться не имеет смысла.

Самолёт несёт камуфляж примера июня 1941 года, складывающийся из пятен зелёной АМТ-4 и тёмной АМТ-6 красок на верхних и боковых поверхностях при окрашенных светло синий краской АМТ-7 нижних. Опознавательные символы уже приведены к новому стандарту. руль направления и Кок винта, окрашенные в белый цвет – обозначение авиации Ленинградского фронта с 1943 года.

Бортовой номер на самолёте накрашен через чур узким слоем и из-под него проступают камуфляжные цвета — Цвета армейского неба: коммунистический интернационал советско-германского фронта | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-kommunisticheskij_10.jpg
Ла-5Ф из состава 159-го истребительного авиаполка Ленинградского фронта, осень 1943 года. В этом полку сражался младший лейтенант Игнасио Агиррегойкоа-Бенито (Ignacio Aguirregoicoa Benito), ребёнком эвакуированный в СССР.

С осени 1943 по весну 1944 гг. он одержал три групповые победы, но не возвратился из боевого вылета 9 марта 1944 года. Самолёт несёт камуфляж примера июня 1941 года, складывающийся из пятен зелёной АМТ-4 и тёмной АМТ-6 красок на верхних и боковых поверхностях при окрашенных светло синий краской АМТ-7 нижних. Опознавательные символы уже приведены к новому стандарту.

руль направления и Кок винта, окрашенные в белый цвет – обозначение авиации Ленинградского фронта с 1943 года. Бортовой номер на самолёте накрашен через чур узким слоем и из-под него проступают камуфляжные цвета

Так как испанцы сражались в составе простых полков ВВС Красной армии, то и самолёты их имели обычный для советской авиации внешний вид. В зависимости от времени это мог быть зелёно-тёмный камуфляж примера 1941 года, серо-серый 1943 года либо белая зимняя окраска. Ленд-лизовские самолёты окрашивались по английским и американским стандартам.

Картинки Михаила Быкова

Ленин и Коминтерн

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: