Цвета военного неба: «харрикейны» в арктике

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «харрикейны» в арктике отключены

В небе Второй мировой сражались десятки типов истребителей, выпущенных тысячными сериями. Их окраска изначально подчинялась строгим стандартам, свойственным ВВС стран, на вооружении которых эти самолёты состояли. Однако, на протяжении войны на разных участках фронта появлялись изюминке камуфляжа, обусловленные природными условиями, видами боевых задач, в противном случае и эстетическими предпочтениями лётчиков, наносивших на самолёты эмблемы и рисунки.

Были собственные особенности окраски и у истребителей «Харрикейн» 151-го авиакрыла английских королевских ВВС, вести войну на русском севере, а позднее поступавших на вооружение ВВС советского Северного флота.

Спустя месяц по окончании нападения Германии на СССР Королевские ВВС Англии начали формирование экспедиционных сил для принятие участия в битвах на северном участке советско-германского фронта. Главной задачей лётчиков должно было стать прикрытие района Мурманска, где разворачивалась деятельность по приёму грузов из Англии.

151-е авиакрыло RAF в составе 81-й и 134-й эскадрилий было организовано в последних числах июля и в течение полутора недель взяло нужное число самолётов «Харрикейн» Mk.IIB и личного состава. 12 августа началась погрузка на суда, а 31 августа с первым арктическим конвоем «Дервиш» авиасоединение прибыло в Архангельск. 7 сентября первая несколько британских самолётов перелетела на аэропорт Ваенга под Мурманском, а 11 сентября состоялся первый боевой вылет.

Через месяц, с 13 по 18 октября, все самолёты 151-го крыла были переданы ВВС Северного флота, а британцы практически сразу после этого возвратились на родину. Каковы были изюминке окраски «Харрикейнов» в Арктике?

Цвета военного неба: «харрикейны» в арктике

Hawker Hurricane Mk.IIB (серийный № Z4018, бортовой код FH-41) из состава флайта «А» 81-й эскадрильи RAF, аэропорт Ваенга, сентябрь-октябрь 1941 года, пилот – флайт-сержант Чарлтон Хоу, ветеран Битвы за Британию и самый результативный лётчик 151-го крыла. Всего на Русском Севере он одержал три официально подтверждённые победы, две из них на этом истребителе – среди них и первую победу RAF на территории СССР 12 сентября.

27 ноября указом Президиума ВС СССР Хоу и три старших офицера крыла были награждены орденами Ленина «за примерное исполнение боевых заданий Красной армии на фронте борьбы с германскими захватчиками и показанные наряду с этим мужество и доблесть». Для Хоу, на счету которого была одна победа, одержанная ранее в «Битве за Британию», это первенствовала боевая приз. По окончании возвращения из СССР он дослужился до начальника авиакрыла, но побед в воздухе больше не одерживал.

Все «Харрикейны» 151-го крыла несли обычный британский камуфляж: тёмно-зелёный Dark Green и тёмно-коричневый Dark Earth на верхних и боковых поверхностях и яркий зеленовато-серый Sky на нижних. Но на них отсутствовали стандартные элементы стремительной идентификации английских дневных истребителей – вертикальная полоса цвета Sky перед хвостовым оперением и для того чтобы же цвета кок. Вместо все истребители крыла взяли белые коки – стандартное обозначение истребителей ВВС Северного флота.

Отличались от общепринятого в RAF стандарта и тактические обозначения. В большинстве случаев они складывались из двухбуквенного кода эскадрильи (81-й в то время был присвоен код FL, 134-й – GQ) с одной стороны фюзеляжной индивидуальной буквы и кокарды самолёта с другой, в данном же случае на бортах «Харрикейнов» размешались две буквы перед опознавательным знаком и две цифры сзади него. Буквенные обозначения серого цвета и не совсем стандартного начертания нанесли ещё в Англии, они складывались из первой буквы эскадрильного кода (F для 81-й и G для 134-й) и личной буквы самолёта, а по прибытии в Россию к ним добавили и двухзначный номер (в большинстве случаев белого цвета): 20-е и 30-е номера были выделены флайтам «A» и «B» 134-й эскадрильи, а 40-е и 50-е – флайтам 81-й.

Hawker Hurricane Mk.IIB (серийный № Z3768, бортовой № 49) из состава 78-го ИАП ВВС СФ, аэропорт Ваенга-2, зима 1941–42 гг. Зимний период 1941–1942 гг. на изображённом самолёте летал лейтенант Д. Ф. Амосов, одержавший за это время две воздушные победы (всего за войну ему засчитали 8 самолётов, сбитых лично, и 4 в группе, в т.ч. 5 личных на британских истребителях). Ранее данный самолёт принадлежал 81-й эскадрилье RAF и нёс обозначения FK-49.

Вопреки обыкновению, его бортовой номер был не белым, а того же цвета, что и буквенный код, т.е. серого, либо Sky. По окончании передачи в советскую авиацию бортовой номер покинули без трансформации, а кодовые буквы закрасили, как и все английские опознавательные символы, поверх которых нанесли красные звёзды в четырёх позициях (на борту фюзеляжа и нижних поверхностях крыльев). Позднее на борту самолёта показался патриотический лозунг.

Бывшие самолёты 151-го крыла RAF составили лишь часть истребителей этого типа, попавших в полки ВВС Северного флота. Первые партии самолётов, прибывших в СССР северным маршрутом, кроме этого несли зелёно-коричневый камуфляж примера 1940 года, но после этого стали поступать автомобили в серо-зелёной окраске, введённой британцами в августе 1941 года.

Hawker Hurricane Mk.IIB (серийный № HW370, бортовой № 76) из состава 78-го ИАП ВВС СФ, аэропорт Ваенга-2, март-май 1943 года. Среди других лётчиков на данной машине летал младший лейтенант Н. Т. Старосветский. Один из самолётов, переоснащённых советским оружием (две 20-мм пушки ШВАК и два 12,7-мм пулемёта УБ в крыле).

Самолёт в стандартном британском камуфляже примера 1941 года: тёмно-зелёный Dark Green и серый с синеватым отливом Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях, и светло-серый Medium Sea Grey на нижних. В СССР данный «Харрикейн» прибыл с английскими элементами и опознавательными знаками стремительной идентификации дневных истребителей. Кокарды на фюзеляже и крыле, и полосы триколора на хвостовом оперении были закрашены советскими красками (предположительно, тёмной на верхних поверхностях и светло синий на нижних), кок перекрасили в белый цвет, а полосу цвета Sky на фюзеляже покинули без трансформаций.

Hawker Hurricane Mk.IIB (серийный № KX333, бортовой № 62) с советским оружием, 78-й ИАП ВВС СФ, аэропорт Ваенга-2, март-май 1943 года. Среди других лётчиков на нём летал старший сержант И. А. Бугаков. Ещё один самолёт, полученный в стандартном серо-зелёном камуфляже, но без полосы цвета Sky на фюзеляже.

Английские опознавательные символы закрашены английскими же красками, возможно, ещё перед отправкой в СССР. Звёзды с узкой белой окантовкой. «Тропический» противопылевой фильтр не установлен.

Картинки Михаила Быкова

См. кроме этого:
Цвета армейского неба: американские «ястребы» для сталинских соколов
Цвета армейского неба: «Рабские полосы» над Ливаном и Сирией
Цвета армейского неба: «пенсионеры» над Филиппинами
Цвета армейского неба: «мессершмитты» против «мессершмиттов»
Цвета армейского неба: боевые «буйволы» Ост-Индии
Цвета армейского неба: на «мессершмиттах» против Гитлера

Военная приемка

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: