Цвета военного неба: станислав скальский, лучший польский ас

      Комментарии к записи Цвета военного неба: станислав скальский, лучший польский ас отключены

Данный лётчик сражался с первого до последнего дня Второй мировой. Ему довелось сражаться в составе двух армий на трёх различных фронтах и поставить два «боевых рекорда», став сперва самым результативным польским лётчиком кампании 1939 года, а позже и лучшим польским асом всей войны.

Станислав Скальский (Stanislaw Skalski) появился 27 ноября (по старому стилю — 14 ноября) 1915 года в польской семье в местечке Кодыма (сейчас город в Одесской области, Украина). По окончании Первой Мировой его родители перебрались в Польшу, осев в Дубно. В первой половине 30-ых годов XX века, окончив гимназию, их единственный сын подался в Варшаву получать образование университете. В конце первого курса Станислав записался в аэроклуб, пройдя обучение на планерах.

В 1935 году он освоил и самолёты, а в следующем году кинул учёбу и был зачислен курсантом в школу подхорунжих (кандидатов в офицеры) ВВС.

15 августа 1938 года новоиспечённый лётчик-истребитель капрал Скальский взял назначение в 142-ю истребительную эскадрилью 4-го авиаполка (142 Eskadra Mysliwska, 4 Pulk Lotniczу), вооружённую самолётами PZL P.11c. В октябре молодого пилота произвели в подпоручики, и скоро он стал начальником звена.

Цвета военного неба: станислав скальский, лучший польский ас
Довоенное фото самолётов Торуньского дивизиона. Вторым в линейке стоит истребитель, на котором Скальский летал в сентябре 1939 года, а до войны за ним был закреплён истребитель №66

Перед восходом солнца 1 сентября 1939 года лётчиков подняли по тревоге, но первый сутки войны для Торуньского истребительного дивизиона прошёл без каких-либо потрясений. Дежурные звенья выполнили пара вылетов на перехват, но успехом увенчался только один из них. По окончании обеда самолёты взлетели по сообщению о приближении бомбардировщиков «Дорнье» Do 17, но вместо них лётчики нашли одиночный «Хеншель» Hs 126, которого нападал и сбил один из пилотов 141-й эскадрильи.

Скальский, чьё звено в тот момент пребывало поблизости, приземлился рядом со скапотировавшим неприятельским самолётом, оказал первую помощь тяжелораненому навигатору, а позже забрал в плен пилота.

На следующий сутки, не считая прикрытия собственной базы, самолёты дивизиона III/4 летали и на расчистку воздуха. По окончании обеда девятка PZL 142-й эскадрильи в районе собственного патрулирования встретила сходу пара небольших групп Do 17 (в действительности, это были бомбардировщики трёх типов: He 111, Do 17 и Bf 110). В завязавшемся бою поляки одержали, по различным данным, 5–7 побед, две из которых записали на счёт подпоручика Скальского.

3 сентября он сбил одиночный разведчик (Hs 126 либо Fi 156), а 4 сентября участвовал в наибольшем воздушном сражении, совершённом своим дивизионом. Практически сразу после полудня соединение было поднято на перехват многочисленной группы германских самолётов (Do 17 и Ju 87 под прикрытием Bf 109 и Bf 110). Звено Скальского имело дело с пикировщиками, а сам Станислав записал на счёт ещё одну победу, став самым результативным польским лётчиком-истребителем 1939 года.

На фюзеляже нанесены тактический номер и эмблема эскадрильи самолёта, он же повторяется снизу на законцовке правого крыла, а на левом – буква «T» (обозначение дивизиона). Сверху на законцовке левого крыла нанесены какие-то непонятные обозначения (возможно, командирские) — Цвета армейского неба: Станислав Скальский, лучший польский ас | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-stanislav-skalskij-luchshij_1.jpg

PZL P.11c (серийный номер, предположительно, 8.62) из состава 142-й истребительной эскадрильи польских ВВС, на котором в сентябре 1939 года летал подпоручик Скальский. Самолёт несёт стандартную предохранительную окраску из «истребительного» (на данный момент.е., яркого) оливково-коричневого цвета Khaki jasny на верхних и боковых поверхностях и голубого Szaroblekitny на нижних. На фюзеляже нанесены тактический номер и эмблема эскадрильи самолёта, он же повторяется снизу на законцовке правого крыла, а на левом – буква «T» (обозначение дивизиона). Сверху на законцовке левого крыла нанесены какие-то непонятные обозначения (возможно, командирские)

На седьмой сутки войны из-за понесённых нехватки и потерь горючего боевые действия дивизиона практически закончились, а на десятый остановились всецело. Лишь 15 сентября произошла последняя «вспышка активности» с несколькими вылетами на штурмовку, в которых участовал и Скальский, а уже 17 сентября персонал 142-й эскадрильи отошёл на территорию Румынии и был ненадолго интернирован.

Румынские власти не стали чинить препятствий польским военнослужащим, желающим уехать в Англию либо Францию, и в январе 1940 года Станислав Скальский ступил на английскую почву. Весной он в числе первых польских лётчиков приступил к переучиванию на британскую технику в 5-й OTU.

По завершении обучения 2 августа Скальский был зачислен в состав находящейся в ходе формирования 302-й (польской) эскадрильи RAF, но уже через 10 дней был отозван обратно, а 26 августа взял назначение в 501-ю эскадрилью и сразу же включился в боевую работу. Собственную первую победу на западном фронте и пятую В первую очередь войны он одержал уже 30 августа, а за следующие три дня добавил к ним ещё три.

Утром 5 сентября Скальский сам был сбит в воздушном бою с Bf 109 и попал в больницу с ранением в ногу и сильными ожогами, возвратившись в строй уже в последних числах Октября. 8 ноября Станислав одержал ещё две групповые победы.

Полный набор опознавательных знаков без элементов стремительного опознавания — Цвета армейского неба: Станислав Скальский, лучший польский ас | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-stanislav-skalskij-luchshij_2.jpg
Hurricane Mk.I (серийный номер V7230) из состава 501-й эскадрильи RAF, на котором пайлот-офицер Скальский одержал две победы над Bf 109 в воздушном бою 2 сентября 1940 года. Самолёт несёт обозначения и стандартную окраску английских истребителей периода августа-ноября 1940 года: камуфляж из зелёного Dark Green и коричневого Dark Earth на верхних и боковых поверхностях и яркого зеленовато-серого Sky на нижних. Полный набор опознавательных знаков без элементов стремительного опознавания

Зимний период 1940–1941 гг. Скальский летал в бой, но не сумел добиться никаких удач. 25 февраля его перевели в состав 306-й (польской) эскадрильи RAF, которая была продолжательницей традиций Торуньского истребительного дивизиона прошлой польской армии.

Как и 501-я, эта эскадрилья кроме этого летала на «Харрикейнах» Mk.I, в апреле поменяв их на истребители новой модификации Mk.IIA. В июне-июле 1941 года прошло перевооружение на «Спитфайры» Mk.II (по большей части, пушечные IIB), а в сентябре их заменили на более современные Mk.VB. Эскадрилья принимала участие в битвах ещё с ноября 1940 года, но первую подтверждённую победу одержала лишь в мае.

Подпоручик Скальский сразу после перевода в часть получил должность главы полётов, но очень оговорил собственное право принимать участие в битвах, а в апреле договорился о переводе на лётную должность. Весной он был произведён в поручики и флаинг-офицеры, 15 августа был поставлен во главе флайта «B», взяв надеющееся по должности звание «флайт-лейтенант», а в последних числах Сентября его первый «боевой тур» в британской авиации был завершён. За два последних месяца на фронте ас одержал четыре подтверждённые и одну предположительную победы (все на «Спитфайрах»), доведя собственный персональный счёт в RAF до 8? побед.

«Харрикейн» Mk.I (серийный номер V7118) из состава 306-й (польской) эскадрильи RAF, на котором пайлот-офицер Скальский летал в марте 1941 года. Самолёт несёт обычный зелёно-коричнево-«небесный» камуфляж, дополненный введёнными в ноябре 1940 года элементами стремительного опознавания (полоса и кок цвета «скай» и тёмная снизу левая консоль)

1 марта 1942 года он возвратился на фронт начальником флайта «B» 316-й (польской) эскадрильи, кроме этого летавшей на «Спитфайрах» Mk.VB. В апреле и начале мая Скальский одержал ещё одну подтверждённую и одну предположительную победы, а пара дней спустя принял руководство 317-й эскадрильей и был по этому случаю произведён в британские сквадрон-польские капитаны и лидеры. На новой должности ас новых побед одержать не сумел, и закончил собственный второй «боевой тур» в ноябре 1942 года.

Прослужив два месяца инструктором в 58-й OTU, он в январе 1943 года взял должность при штабе 1-го польского истребительного крыла (1 Polish Fighter Wing), а в феврале стал помощником полковника Тадеуша Рольского (Tadeusz Rolski), формирующего добровольческую Польскую Истребительную Команду (Polish Fighter Team, либо Polski Zespol Mysliwski) для отправки в Северную Африку.

Рольский осуществлял лишь неспециализированное административное управление, а все боевые вопросы оставил на помощника, исходя из этого часть вошла в историю под популярным именем «Цирк Скальского». 13 марта она прибыла в Западную Пустыню и вошла в состав 145-й эскадрильи RAF на правах флайта «C».

17 марта поляки приступили к исполнению боевых заданий на истребителях «Спитфайр» Mk.VB, но всего спустя семь дней поменяли их на новые Mk.IXC, и уже на этих самолётах 28 марта открыли боевой счёт, одержав две победы, одну из которых засчитали Скальскому. Ещё два раза фактический начальник «цирка» отличился в начале Апреля, а в последующих битвах успех ему не радовалась.

Кок выкрашен в классический для Средиземноморья красный цвет, бортовые коды в соответствии с тогдашней практикой 145-й эскадрильи голубой- с белой окантовкой, а цифра вместо личной кодовой буквы – уже характерная изюминка «цирка». На борту кабины отметки подтверждённых побед, одержанных на этом самолёте различными лётчикам к 20-м числам апреля — Цвета армейского неба: Станислав Скальский, лучший польский ас | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-stanislav-skalskij-luchshij_4.jpg

Spitfire Mk.IXC (серийный номер EN315) из состава флайта «C» 145-й эскадрильи RAF, на котором сквадрон-фаворит Скальский в апреле 1943 года одержал одну подтверждённую воздушную победу. Самолёт несёт обычный «пустынный» камуфляж из коричневого Dark Earth и жёлто-песочного Middle Stone на верхних и боковых поверхностях и насыщенно-голубого Azure Blue на нижних. Кок выкрашен в классический для Средиземноморья красный цвет, бортовые коды в соответствии с тогдашней практикой 145-й эскадрильи голубой- с белой окантовкой, а цифра вместо личной кодовой буквы – уже характерная изюминка «цирка». На борту кабины отметки подтверждённых побед, одержанных на этом самолёте различными лётчикам к 20-м числам апреля

В середине мая войска соперника в Тунисе сдались, и практически сразу после этого польскую команду расформировали, но нескольким её старшим пилотам внесли предложение разные командные посты в эскадрильях 244-го крыла RAF. Скальский принял это предложение, и с 7 июля по 20 октября управлял 601-ю эскадрилью, сражавшуюся над южной Италией и Сицилией. В новой части ас летал на «Спитфайрах» трёх различных модификаций: низковысотной LF.VC, «простой» F.IXC и высотной HF.VIII.

В осеннюю пору 1943 года в Англии началась реструкуризация авиационных соединений, предназначенных для будущего наступления на континенте: вместо прошлых крыльев были организованы номерные авиабазы (Airfield), каковые попарно сводились в новые, кроме этого номерные, крылья. Но такая необыкновенная для Британии структура просуществовала не через чур продолжительно, и в мае 1944 «громадные крылья» стали секторами, а «аэропорты» – крыльями с теми же номерами.

На взлёте «Спитфайры» польской истребительной команды, на переднем замысле — самолёт Скальского

В октябре 1-е польское истребительное крыло, к тому времени всецело вооружённое «Спитфайрами» Mk.IX, было преобразовано в 131-ю (польскую) авиабазу, и возвратившийся в Нортхолт Станислав Скальский, которому присвоили звания британского винг-польского майора и коммандера, 12 декабря был назначен её винг-фаворитом. С апреля по сентябрь 1944 и позже с марта 1945 до расформирования соединения в феврале 1946 гг. он занимал такую же должность в 133-й авиабазе (позднее крыле) RAF. Лётчики этого соединения в марте-апреле 1944 года прошли переучивание со «Спитфайров» на американские истребители «Мустанг» Mk.III и возобновили боевые действия в последних числах Апреля.

Обе авиабазы (крылья) сперва входили в состав одно из крыльев (секторов) 2-х тактических ВВС и делали истребительные и истребительно-бомбардировочные миссии над оккупированной Францией, но в июле 1944 года 133-е крыло было передано в ПВО Англии для противодействия самолётам -боеприпасами V-1. В то время, когда угроза «оружия возмездия» стала меньше, главной задачей для «Мустангов» стали вылеты на сопровождение бомбардировщиков, каковые они делали до конца войны.

Станислав Скальский в кабине одного из собственных «Мустангов»

В обязанности винг-фаворита входило личное ведение в бой многочисленных групп самолётов подотчётных ему частей, исходя из этого винг-коммандер Скальский систематично летал и иногда принимал участие в воздушных битвах, но единственного успеха он достиг 24 июня, лидируя 24 «Мустанга» на протяжении «вооружённой разведки» над Францией. В соответствии с послеполётному рапорту, подтверждённому показаниями вторых пилотов, «Мессершмитт», на хвосте которого он «висел», столкнулся с другим германским истребителем, исходя из этого польскому асу было засчитано две подтверждённые победы, с учётом которых его счёт достиг 18?. В 1945 году его официально признанный польским правительством в изгнании боевой счёт увеличился ещё на ? в следствии «переучёта» побед польской кампании, но это, по всей видимости, было неточностью интерпретации данных первичных документов, и та победа была одержана в его присутствии, но без яркого участия.

По окончании расформирования крыла Скальский некое время служил в штабе ВВС оккупационных армий, а позже был отозван в Англию. Ему предлагали остаться на работе в RAF, но он решил возвратиться на родину и в июле 1947 годав чине майора был принят на работу в Народное Войско Польское.

Вариант окраски продемонстрирован по состоянию на период В первую очередь июня (введение «полос вторжения») по август (в то время, когда полосы остались лишь на нижних поверхностях). Белый шнобель был обычным элементом стремительного опознавания британских «Мустангов», а другие обозначения соответствовали неспециализированным «истребительным» стандартам RAF — Цвета армейского неба: Станислав Скальский, лучший польский ас | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-stanislav-skalskij-luchshij_7.jpg

Mustang Mk.III (P-51B-5) с американским серийным номером 43–6533 и британским FZ152, что весной-летом 1944 года был персональным самолётом фаворита 133-го авиакрыла винг-коммандера Скальского. Машина несёт обычный камуфляж примера 1941 года из зелёного Dark Green и серого с синеватым отливом Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях и светло-серого Medium Sea Grey на нижних. Вариант окраски продемонстрирован по состоянию на период В первую очередь июня (введение «полос вторжения») по август (в то время, когда полосы остались лишь на нижних поверхностях). Белый шнобель был обычным элементом стремительного опознавания британских «Мустангов», а другие обозначения соответствовали неспециализированным «истребительным» стандартам RAF

В августе 1948 года лучший польский лётчик был арестован по обвинению в шпионаже и более года был под подозрением, а в апреле 1950 года признан виновным и приговорён к смертной казни. Подавать прошение о помиловании Скальский не стал, но указом президента страны решение суда был заменён на пожизненный тюремный срок. В апреле 1956 года ас был высвобожден и реабилитирован, а в ноябре восстановлен на работе в прошлом звании.

В апреле 1972 года он уволился в запас в чине полковника, а с ослаблением коммунистического режима в конце восьмидесятых занялся политикой и два раза избирался в парламент.

Генерал в отставке Станислав Скальский скончался 12 ноября 2004 года в возрасте 89 лет.

Картинки Михаила Быкова

Армия Польши VS Армия Франции [2016]★ Polish Army ★ France Armed Forces

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: