Цвета военного неба: «мадьярские орлы» против ссср

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «мадьярские орлы» против ссср отключены

Венгерское управление в первой половине 40-ых годов двадцатого века по собственной инициативе и с громадным энтузиазмом присоединилось к войне с СССР. Венгры скоро разочаровались в этом ответе и пара раз пробовали «соскочить с поезда», но прямое военное вмешательство немцев обеспечило верность венгров союзническому долгу и их участие в военных действиях до самого финиша битв на советско-германском фронте. Вместе с венгерской армией все четыре года на восточном фронте вести войну и лётчики, каковые добились определённых удач.

По окончании Первой мировой и Чехословацко-венгерской войн Венгерское королевство утратило большую часть территории и взяло важные ограничения на создание армии, а также запрет на военную авиацию. Очевидно, данный запрет сразу же начали обходить, но нелегальный характер и нехватка средств ВВС очень сильно сдерживали их развитие. Положение изменилось лишь во второй половине 30-ых годов XX века, в то время, когда правительство начало открытое создание современных ВВС.

В один момент началось и возвращение земель: по окончании Мюнхена в состав королевства возвратились кое-какие области Чехословакии, а в марте 1939 года венгры «под шумок» заняли Карпатскую Украину, что стало причиной скоротечному конфликту с сравнительно не так давно провозглашённым словацким страной. Летом следующего года дело чуть не дошло до полномасштабной войны с Румынией.

Цвета военного неба: «мадьярские орлы» против ссср
Истребители Re.2000 итальянского производства — главная ударная сила истребительной авиации Венгрии в первой половине 40-ых годов XX века.

Под германским давлением конфликт урегулировали дипломатическим путём, не смотря на то, что напряжённость на границе сохранялась ещё продолжительно. В апреле 1941 года в обмен на возврат южных земель венгры не только пропустили Вермахт через собственную территорию, но и присоединились к нему в кампании против Югославии. По этому случаю на венгерских самолётах в первый раз показались жёлтые элементы стремительной идентификации.

В июне все восемь истребительных эскадрилий венгерских ВВС (включая считавшиеся тренировочными) были приведены в полную боевую готовность. Из четырёх эскадрилий устаревших бипланов «Фиат» CR.42 две остались в ПВО столицы, третья (2/3. Vadaszszazad) выдвинулась на прикрытие границы с СССР, а последняя вместе с четырьмя эскадрильями совсем уж ветхих «Фиатов» CR.32 составила второй эшелон на северо-востоке страны.

Замысел «Барбаросса» не предусматривал участия венгерской армии, маленькой и не хорошо вооружённой, а у самой Венгрии не было территориальных претензий к СССР, но большая часть политического руководства и военного страны поддерживала немедленное присоединение к походу на восток, сохраняя надежду потом взять германское содействие в территориальном споре с Румынией.

Кампания 1941 года

22 июня королевство однако сохранило нейтралитет, но четыре дня спустя всё изменилось: в тот сутки случилось пара инцидентов с нарушением воздушного пространства самолётами, часть которых были опознаны как советские. В двух случаях нарушители ударили по венгерской территории: тройка истребителей И-16 проштурмовала поезд, а три неидентифицированных двухмоторных самолёта бомбили город Кошице.

К моменту вступления Венгрии в войну бипланы «Фиат» CR.42 уже устарели, но имели возможность на равных драться с И-16 и И-153.

На протяжении любых боевых действий с участием авиации удары по нейтралам, союзникам либо собственным армиям были досадным, но однако рядовым явлением, но «ястребам» нужен был лишь предлог, исходя из этого, не смотря на то, что отчёт об изучении двух неразорвавшихся бомб ещё не готовься , начальник генерального штаба рассказал о абсолютной виновности советской стороны. Закономерным итогом стало принятие тем же вечером решения об объявлении войны СССР.

Боевые действия начались утром 27 июня «рейдом возмездия» на аэропорт в Станиславе (Ивано-Франковск) бомбардировщиков «Юнкерс» Ju 86 и «Капрони» Ca.135 в сопровождении истребителей CR.42 из эскадрильи 2/3. Экипаж одного из «Юнкерсов» отчитался о сбитом советском истребителе, а один из «Фиатов» был сбит зенитным огнём, открыв счёт утрат.

Второй рейд венгерские бомбардировщики совершили 29 июня на Стрый, и в тот же сутки лётчики истребительной эскадрильи 2/3 отражали ответный рейд семёрки СБ на ЖД станцию в городе Чоп, одержав три воздушных победы.

Первая победа!

Механик рисует белую марку, обозначающую сбитый самолёт, на киле Re.2000.

В то время, когда в середине июля началось перебазирование на восток за наступающими армиями, авиационная группировка очень сильно изменилась. Её базу стали составлять ближние разведчики: три эскадрильи «Вайссов» и одна «Хейнкелей» He 46. На втором месте были истребители CR.42: эскадрильи 2/3 и 1/3.

Бомбардировочная авиация была представлена сводной усиленной эскадрильей из различных частей на обоих типах самолётов, а дальнеразведывательная — одной эскадрильей «Хейнкелей» He 111.

В последних числах Июля эскадрилья 2/3 возвратилась в Венгрию, а на замену 7 августа прибыла экспериментальная истребительная эскадрилья 1/2, которая должна была опробовать в сражении новые истребители-монопланы «Реджиани» Re.2000 (венгерское наименование — Heja).

Мобильный корпус и поддерживающие его авиачасти сражались на Украине и за время кампании 1941 года выполнили 1454 боевых вылета над вражеской территорией, скинули 217 тысячь киллограм бомб и одержали 30 воздушных побед, две трети которых пришлось на долю эскадрильи 1/3. Личные утраты составили 17 погибших авиаторов, шесть пропавших без вести и 28 раненых, 21 самолёт был потерян безвозвратно и списан на месте, ещё 35 взяли повреждения от 20 до 90% (из общего количества пострадавших автомобилей 25 были разведчиками, 14 — истребителями, 11 — бомбардировщиками и шесть — транспортными и связными).

По крайней мере часть CR.42 первой партии были поставлены в однотонной яркой окраске (разумеется, серебристой) и по прибытии на место взяли обычный венгерский зелено-коричнево-серо-светло синий камуфляж, заимствованный ими из стандартов люфтваффе 1936 года. К сожалению, неизвестно, употреблялись ли в этом случае германские RLM 61 Braun, RLM 62 Grun, RLM 63 Grau и RLM 65 Hellblau или же какие-то краски из итальянской либо местной палитры цветов.

На борту самолёт несёт эмблему эскадрильи и серийный (он же тактический) номер в виде буквы («V» — «истребитель») и двух-трёх цифр, что первоначально был тёмным, но в первой половине 40-ых годов двадцатого века его перекрасили в красный цвет. — Цвета армейского неба: «Венгерские орлы» против СССР | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-madyarskie-orli-protiv-sssr-4.jpg
Истребитель Fiat CR.42 (серийный номер V-206) из состава истребительной эскадрильи 1/3 «Kor Asz» («Туз червей»), аэропорт Озеряны, Западная Украина, середина июля 1941 года.

В июле-августе на этом истребителе летал начальник части капитан Ласло Томор (Laszlo Tomor), 11 августа одержавший на нем собственную единственную подтверждённую воздушную победу. По крайней мере часть CR.42 первой партии были поставлены в однотонной яркой окраске (разумеется, серебристой) и по прибытии на место взяли обычный венгерский зелено-коричнево-серо-светло синий камуфляж, заимствованный ими из стандартов люфтваффе 1936 года.

К сожалению, неизвестно, употреблялись ли в этом случае германские RLM 61 Braun, RLM 62 Grun, RLM 63 Grau и RLM 65 Hellblau или же какие-то краски из итальянской либо местной палитры цветов. На борту самолёт несёт эмблему эскадрильи и серийный (он же тактический) номер в виде буквы («V» — «истребитель») и двух-трёх цифр, что первоначально был тёмным, но в первой половине 40-ых годов двадцатого века его перекрасили в красный цвет.

В сентябре венгры начали неспешно сворачивать собственное военное присутствие, и в октябре-ноябре все истребительные и разведывательные части возвратились на родину. В декабре за ними последовали и бомбардировщики.

Кампания 1942 года

В случае если в первой половине 40-ых годов двадцатого века немцы не были заинтересованы в привлечении венгерских армий, то для летней кампании 1942 года они настойчиво попросили их полномасштабного участия, и с середины апреля по финиш июня части 2-й венгерской армии завершили перебазирование на восток, заняв фронта в полосе группы армий «Юг». Авиационную помощь ей должна была оказывать 1-я авиагруппа (Repulocsoport), в октябре переименованная во 2-ю (год спустя в 102-ю) авиабригаду (Repulodandar).

Цветной снимок Re.2000 где-то в Российской Федерации, лето 1942 года.

Её самолёты взяли стандартизированные с германскими жёлтые элементы стремительного опознавания (с переносом фюзеляжной полосы прикасаясь к оперению и повсеместным введением жёлтых законцовок крыльев снизу), и введённые в марте новые опознавательные символы в виде белого креста в тёмного квадрата на крыльях и фюзеляже и национального триколора во всё вертикальное и горизонтальное оперение.

Истребители прибыли на фронт 2 июля: перебазирование завершили штаб дивизиона 1/I (Vadaszosztaly, 1-й дивизион 1-го полка) и эскадрилья 1/1, а 30 числа к ним присоединилась эскадрилья 2/1 (все на Re.2000). Сходу по прибытии на фронт венгры участвовали в наступлении на всё лето и Воронеж провели в напряжённых битвах. Сводка за период до 25 сентября говорит о 25 воздушных победах, причём на долю истребителей из них приходилось всего девять, а самыми результативными были экипажи дальних разведчиков (12 побед).

В сентябре началась переброска германских армий на юг к Сталинграду. Под Воронежем битвы перешли в позиционную фазу, и активность проявляла лишь авиация. Всего до Января этого года венгерские авиаторы одержали 63 подтверждённые и пять предположительных побед при собственных безвозвратных боевых утратах в 11 самолётов.

Re.2000, ранее принадлежавший эскадрилье 1/1, на аэропорте в Иловском зимний период 1942–1943 гг.

В октябре ввиду устаревания и сильного износа техники два звена истребительной эскадрильи 1/1 откомандировали в состав германской эскадры JG 52 для освоения Bf 109F-4/B. В первых числах Ноября к ним присоединились остальные пилоты части. 7 декабря эскадрилья достигла боевой готовности и перелетела на германский передовой аэропорт (первые боевые вылеты на «Мессершмиттах» венгры выполнили ещё в последних числах Октября).

Руководство запланировало полную замену истребительной авиации на фронте, для чего в ноябре на восток началось перебазирование личного состава дивизиона 5/I. Эскадрилья 5/1 задержалась в дороге. прибыли и 5/2 Штаб на фронт 25 ноября и с 15 декабря приняли эстафету от штаба 1/I и эскадрильи 2/1 (от последней на фронте осталось четыре лётчика-инструктора) и все оставшиеся к тому времени «Реджиани».

Из-за начавшихся морозов, но, фактически не летали.

В последнюю декаду года на главной венгерской базе в Иловском остались истребители и транспортные машины Re.2000. 13 января войска СССР Воронежского фронта начали наступать, и на следующий сутки венгерские авиаторы заняли круговую оборону около собственной базы. 15 января их самолёты совершили последний боевой вылет, 16 января в окрестностях аэропорта показались первые советские подразделения, а дни спустя венгры появились в «мешке».

18 января был взят приказ на эвакуацию. Транспортники улетели с большой загрузкой, но двигатели «Реджиани» так и не удалось завести на морозе. Все 10 истребителей было нужно взорвать.

21 января по окончании нескольких попыток венгры вырвались из окружения.

Серийный номер на момент прибытия на фронт был тёмным, но в осеннюю пору последние цифры перекрасили в белый для лучшей заметности. На борту кабины нанесена эмблема эскадрильи, а на хвосте отмечены две победы, одержанные в последних числах октября лейтенантом Имре Панцелем (Imre Panczel) — первым асом венгерских ВВС, что в октябре-декабре 1942 г. одержал семь воздушных побед и погиб 11 января 1943 года, сбитый зенитным огнём.

В ноябре самолёт был передан в эскадрилью 2/1, в декабре — в 5/2, наряду с этим все обозначения остались неизменными. 18 января 1943 машина была взорвана перед прорывом из окружения. — Цвета армейского неба: «Венгерские орлы» против СССР | Военный портал Warspot.ru светло синий=~images\cveta-voennogo-neba-madyarskie-orli-protiv-sssr-7.jpg
Heja I (серийный номер V-470) из истребительной эскадрильи 1/1 «Dongo» («Шмель»), авиабаза Иловское, начало ноября 1941 года.

Истребители итальянского производства поступали на вооружение венгерской авиации в стандартной для итальянских ВВС пятнистой окраске, включавшей пятна зелёного Verde Mimetico поверх чёрного варианта песочно-жёлтой краски Giallo Mimetico на верхних и боковых поверхностей при серых Grigio Mimetico нижних. Серийный номер на момент прибытия на фронт был тёмным, но в осеннюю пору последние цифры перекрасили в белый для лучшей заметности.

На борту кабины нанесена эмблема эскадрильи, а на хвосте отмечены две победы, одержанные в последних числах октября лейтенантом Имре Панцелем (Imre Panczel) — первым асом венгерских ВВС, что в октябре-декабре 1942 г. одержал семь воздушных побед и погиб 11 января 1943 года, сбитый зенитным огнём. В ноябре самолёт был передан в эскадрилью 2/1, в декабре — в 5/2, наряду с этим все обозначения остались неизменными. 18 января 1943 машина была взорвана перед прорывом из окружения.
Кампания 1943 года

По окончании разгрома венгерской 2-й армии немцы покинули венгерским сухопутным армиям лишь охранные функции на оккупированной территории, и в течение всего 1943 и начала 1944 года на фронте действовала лишь авиация.

Истребительная эскадрилья 1/1 в феврале взяла новый набор «Фридрихов» и возобновила исполнение боевых вылетов, формально подчиняясь штабу венгерского дивизиона, но практически действуя в составе германской эскадры. Персонал 5/2 и прибывшей на восток в последних числах декабря 5/1 в то время проходил переучивание на «Мессершмитты». В марте они также взяли набор истребителей Bf 109F-4, а в апреле все три эскадрильи были сведены совместно, и дивизион 5/I вступил в бой.

Модификация Bf 109F к тому времени уже устарела, но планомерное перевооружение венгерских частей восточного фронта на Bf 109G-2 началось лишь в июле в разгар Курской битвы. В последующем венгры летали на тех же моделях «мессеров», что и соседние части люфтваффе.

Лётчики авиагруппы 5/I «Пума» на фоне истребителя Bf 109G-2.

На заднем замысле, в правом верхнем углу снимка, заходит на посадку связной «Шторх».

В последних числах Августа пришёл приказ на возвращение дивизиона в Венгрию, и в сентябре эскадрильи 1/1 и 5/1 завершили исполнение боевых заданий и скоро совместно со штабом 5/I убыли на запад, передав собственные самолёты и сравнительно не так давно прибывших на фронт пилотов в эскадрилью 5/2, которую тогда преобразовали в отдельную часть.

Всего за 1943 год венгерские истребительные эскадрильи восточного фронта одержали 132 воздушные победы, утратив девять пилотов. За первые два месяца 1944 года эскадрилья 5/2 одержала ещё до 50 побед, но в середине марта была отведена в тыл на переформирование.

На фронте машина взяла зимнюю окраску из пятен белого венгерские и цвета обозначения. В полном виде опознавательные символы были нанесены лишь на нижних поверхностях, на верхних был лишь белый крест с аккуратной тёмной окантовкой, а на борту — белый крест с грубо нарисованными тёмными «уголками». Серийный номер сократили до двух цифр, каковые кроме этого были нанесены не через чур бережно.

Жёлтые элементы стремительного опознавания всецело соответствуют германским стандартам. На этом истребителе тогда летал лейтенант Ласло Мольнар (Laszlo Molnar) — один из лучших венгерских асов, одержавший за время кампании 1943 года 18 воздушных побед, а после этого ещё семь личных и одну групповую в совокупности ПВО Венгрии. Погиб он в воздушном бою с американцами 7 августа 1944 года. — Цвета армейского неба: «Венгерские орлы» против СССР | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-madyarskie-orli-protiv-sssr-9.jpg

Bf 109G-6 (серийный номер, предположительно, V-866) из состава отдельной истребительной эскадрильи 5/2 «Kara Asz» («Бубновый туз»), Умань, февраль 1944 года. Самолёт венгерского производства, но так как завод применял германские комплектующие и производил истребители для обоих ВВС, они исходно несли опознавательные символы люфтваффе и обычный германский камуфляж из тёмно-серой с зеленоватым отливом RLM 74 светло синий и более яркой серой с фиолетовым RLM 75 Grauviolett сверху и светло-серой RLM 76 Lichtblau снизу.

На фронте машина взяла зимнюю окраску из пятен белого венгерские и цвета обозначения. В полном виде опознавательные символы были нанесены лишь на нижних поверхностях, на верхних был лишь белый крест с аккуратной тёмной окантовкой, а на борту — белый крест с грубо нарисованными тёмными «уголками». Серийный номер сократили до двух цифр, каковые кроме этого были нанесены не через чур бережно. Жёлтые элементы стремительного опознавания всецело соответствуют германским стандартам.

На этом истребителе тогда летал лейтенант Ласло Мольнар (Laszlo Molnar) — один из лучших венгерских асов, одержавший за время кампании 1943 года 18 воздушных побед, а после этого ещё семь личных и одну групповую в совокупности ПВО Венгрии. Погиб он в воздушном бою с американцами 7 августа 1944 года.
Кампания 1944–1945 гг.

В марте 1944 года Германия ввела войска на территорию Венгрии, обеспечив смену правительства и обезопасив себя от выхода из войны ставшего ненадёжным союзника. Тогда же венгерские войска были возвращены на восточный фронт и сражались сперва на западе Украины, а позднее в Польше.

В апреле переформированная истребительная эскадрилья возвратилась на фронт под новым номером 102/1, а в начале Июня к ней присоединилась новая эскадрилья 102/2. Увы, раздельно статистики за апрель-сентябрь нет, но за целый 1944 год дивизион 5/2 и эскадрилья 102/I совершили 1673 боевых вылета и одержали 85 воздушных побед, утратив девять пилотов погибшими и 19 самолётов сбитыми либо списанными в следствии боевых повреждений.

Венгерские лётчики-истребители на фоне «рабочей лошадки» люфтваффе — «Мессершмитта» Bf 109G-6

В августе 1944 года Красная армия подошла к границам Венгрии, и в сентябре все венгерские эскадрильи, сражавшиеся тогда в Польше, были отозваны на защиту королевства. 5 октября войска СССР перешли венгерскую границу. По окончании маленьких переговоров о перемирии регент Хорти 15 октября заявил о выходе страны из войны, но на следующий сутки он был смещён немцами.

Новое правительство сразу же отказалось от заключённого соглашения, и битвы продолжились.

В тот период вся дневная истребительная авиация Венгрии складывалась из восьми эскадрилий Bf 109G: двух в вести войну на востоке дивизионе 102/I и шести в отражавшем американские налёты 101-м истребительном полку (Vadaszezred). Первоначально против советской авиации действовал лишь «восточный» дивизион, но уже в октябре на помощь ему направили дивизион 101/I, а в первых числах Ноября целый 101-й полк переориентировали на угрозу с востока. В будущем с американцами его лётчики сталкивались или случайно, или на протяжении рейдов истребителей USAAF по венгерским аэропортам.

Сражаясь вместе c люфтваффе четыре года, венгерские ВВС и собственный финиш нашли рядом с ними. На фото — свалка битых самолётов весной 1945 года, на которой венгерский Bf 109G-10 из эскадрильи 101/3 соседствует с германским реактивным «Мессершмиттом» Me 262, и с «Фокке-Вульфом» Fw 190 и «Юнкерсом» Ju 88.

В начале 1945 года дивизион 102/I включили в состав 101-го полка, переименовали в 101/III, и к двум его эскадрильям добавили третью, организованную из трудившейся в Германии группы венгерских лётчиков-перегонщиков. Уже в феврале I и III дивизионы при официальном сохранении прошлой структуры были практически слиты совместно в одно трёхэскадрильное соединение. 29 марта остатки полка перелетели в Австрию, и с 14 апреля он действовал как одна сводная несколько.

17 апреля венгерские истребители одержали последнюю воздушную победу, а 22 апреля выполнили последний боевой вылет и понесли последнюю утрату. Днём позднее полк взял последнюю партию самолётов, но применить их уже опоздал: часть была стёрта с лица земли на земле американскими истребителями, а остальные венгры кинули сами, в то время, когда 3 мая организованно пошли сдаваться в плен американцам.

Всего за последнее время военных действий лётчики 101-го полка совершили более 1700 боевых вылетов (эти за апрель отсутствуют) и одержали 144 победы над советскими самолётами и семь над американскими при безвозвратной утрата 11 лётчиков (семь погибших в сражении и один в трагедии, два пленных и один пропавший).

Жёлтые элементы стремительного опознавания восточного фронта соответствуют стандарту весны 1945 года. Тогда же 101-й полк перешёл от серийных номеров к многоцветным тактическим в германском стиле. — Цвета армейского неба: «Венгерские орлы» против СССР | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-madyarskie-orli-protiv-sssr-12.jpg
Bf 109G-10/U4 (W.Nr. 613165) из истребительной эскадрильи 101/2, аэропорт Раффельдинг (западнее Линца), Австрия, апрель-май 1945 года.

Самолёт производства завода «Диана» несёт простой для данной компании нестандартный камуфляж из светло-серого RLM 77 Hellgrau и зелёного RLM 82 Hellgrun на верхних поверхностях с привычными светло-серыми нижними поверхностями RLM 76. Германские опознавательные символы закрашены RLM 74, что стал фоном для венгерских тёмных квадратов с «прозрачным» крестом. Жёлтые элементы стремительного опознавания восточного фронта соответствуют стандарту весны 1945 года.

Тогда же 101-й полк перешёл от серийных номеров к многоцветным тактическим в германском стиле.

Пускай и с натяжкой, но к истребительной авиации возможно отнести и две эскадрильи «Фокке-Вульфов» Fw 190F-8, каковые первоначально именовались штурмовыми, а 20 ноября 1944 года были переименованы в истребительно-бомбардировочные (Vadaszbombazoszazad): 102/1 вступила в бой 16 ноября, 102/2 – в феврале 1945 года. Обе части были укомплектованы лётчиками, ранее летавшими на Ju 87 и Ju 88, и делали в основном задания по штурмовке, иногда сопровождая штурмовики более ветхих типов (к примеру, германские Ju 87G).

Иногда им приходилось вступать в воздушные битвы, в которых они в большинстве случаев были проигравшей стороной. Воздушные победы на их счету также были, но очень редко. Истребители-бомбардировщики отошли в Австрию 26 марта, а 5 мая сдались перед союзниками.

С октября 1944 года в битвах с наступающими советской и румынской армиями активную роль игрались две (В первую очередь 1945 года – три) эскадрильи скоростных бомбардировщиков Me 210, остатки которых кроме этого эвакуировались в Австрию в марте. Части разведывательной авиации как организованная сила в данной кампании не принимали участие, но отдельные экипажи все же делали разведывательные и ударные вылеты. То же касается и учебных подразделений.

Орлы умирают в небе Амет Хан Султан часть 1

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: