Цвета военного неба: «рабские полосы» над сирией и ливаном

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «рабские полосы» над сирией и ливаном отключены

Летом 1941 года ,через год по окончании поражения от немцев, французам было нужно вступить в бой со собственными прежними союзниками — британцами. Самолеты ВВС обеих противоборствующих сторон несли на бортах трехцветные кокарды, и французам было нужно попытаться, дабы их истребители не путали с английскими.

С подписанием 22 июня 1940 года Второго компьенского перемирия Французская республика вышла из войны. Под её контролем осталась неоккупированная часть метрополии и все заморские колонии. Англия очень жадно восприняла весть о переходе недавнего союзника в разряд нейтральных держав, склоняющихся на сторону соперника, и всего спустя семь дней ударила по французской военно-морской базе в Мерс-эль-Кебире (Алжир).

В августе англичане приступили к реализации комплекса армейских и дипломатических мер, направленных на передачу контроля над колониями от «марионеточного правительства Петэна» к «марионеточному правительству Де Голля».

Так, вторжение британских армий во французский Левант (территория, приблизительно соответствующая сегодняшним Сирии и Ливану) было фактически неизбежно, но неспециализированная ситуация на фронтах и отсутствие у англичан прямой военной необходимости в контроле над данной территорией переводило операцию по вторжению в разряд замыслов на отдаленное будущее.

Весной 1941 года обстановка поменялась. 1 апреля в Ираке случился армейский переворот, свергнувший пробританское правительство, а 2 мая предупредительными воздушными ударами англичане начали Англо-Иракскую войну. 6 мая французский министр обороны распорядился обеспечить промежуточную посадку на сирийских авиабазах для германских и итальянских самолетов, летающих из Греции в Ирак, и проводку ЖД эшелонов с боеприпасами и оружием из портов Леванта в Мосул.

9 мая в Сирии приземлились первые германские боевые и транспортные самолеты, 11 мая они проследовали дальше к месту назначения. Благодаря чтению итальянской дипломатической переписки английская разведка вовремя об этом определила, исходя из этого 14 мая, в то время, когда нарушивший границу «Бленхейм»-разведчик нашёл взлетающий с аэропорта в Пальмире транспортник Ju 90, палестинское руководство Королевских ВВС Англии сразу же взяло добро на проведение воздушных ударов по авиабазам, на которых было отмечено германское присутствие. Первый из ударов был нанесен тем же вечером.

Цвета военного неба: «рабские полосы» над сирией и ливаном
Истребитель «Девуатин» D.520 из 5-й эскадрильи авиагруппы GC III/6 сфотографирован на Сицилии на протяжении промежуточной посадки при перелете из Франции в Сирию.

Данный боевой вылет стал началом вялотекущей воздушной войны, которая не закончилась и по окончании капитуляции иракских армий 31 эвакуации и мая германского и итальянского контингентов. В один момент была интенсифицирована подготовка наземной операции, и в ночь на 8 июня союзные армии перешли границы Сирии и Ливана. Во вторжении участвовали части английской и австралийской армий, и Свободной Франции.

Первоначально в Леванте у французов по большому счету не было истребительной авиации, но в марте 1940 года в том направлении была переведена GC I/7 (1-я несколько 7-й истребительной эскадры) – две эскадрильи истребителей «Моран-Солнье» MS.406. В мае следующего года она все еще оставалась единственной защитой колонии от воздушного нападения, и её летчикам, пропустившим битвы с немцами, было нужно сразиться с британской авиацией.

Всего за время сирийской кампании GC I/7 одержала три воздушные победы, утратив в битвах трех летчиков погибшими. Еще два пилота сумели посадить собственные поврежденные самолеты на брюхо.

MS.406 (серийный №785) из состава 1-й эскадрильи авиагруппы GC I/7, Ливан, май 1941 года, авиабазы Раяк (Rayack) и Эстабель (Estabel). Истребитель несет крыльевой код L-814 и тактический номер 8. Над фюзеляжной кокардой нанесена эмблема эскадрильи в виде рыцарского шлема с развевающимся плюмажем из перьев – в Первую мировую она принадлежала эскадрилье SPA.15 и была известна как «Шлем рыцаря Баярда».

Самолеты, на которых GC I/7 летала в первой половине 40-ых годов двадцатого века, несли обычный четырехцветный французский камуфляж периода Второй мировой. Базисным цветом верхних и боковых поверхностей был серый с синим отливом (gris-bleu fonce), поверх которого наносили пятна темно-зеленого (vert) и одного из оттенков темно-коричневого (известны минимум четыре коричневых краски) цветов. Нижние поверхности красили в яркий серый (gris-bleu clair) – не обращая внимания на наименование краски, светло синий оттенок в ней практически не просматривался).

Набор опознавательных знаков и тактических обозначений в целом соответствовал стандартам начала 1940 года, но с некоторыми трансформациями: бортовые (правильнее, хвостовые) номера писали настоящими арабскими цифрами, а не их европейскими аналогами; помимо этого, цветной киль самолета говорил о принадлежности к конкретному патрулю (звену).

Австралийские воины около кинутого на аэропорте «Морана» из GC I/7.

Если судить по эмблеме, сочетающей в себе эмблемы обеих эскадрилий, самолет принадлежал управлению группы.

Еще в июле 1940 года для армейских самолетов, подконтрольных правительству Виши, ввели особые обозначения, дабы избежать путаницы с британскими, румынскими и любыми вторыми самолетами с опознавательными символами в виде концентрических кругов. Эти обозначения складывались из белой окантовки около фюзеляжной кокарды и горизонтальной белой полосы на протяжении фюзеляжа под кокардой. В GC I/7, но, эти указания были проигнорированы.

Приказом штаба французских ВВС (Armee de l’Air) от 20 мая 1941 года французские самолеты взяли желтые «сирийские» элементы стремительной идентификации: «По причине схожести между французскими и британскими кокардами, чтобы не было столкновений между французскими и германскими самолетами и по личному запросу рейхсмаршала Геринга, предписывается, дабы французские самолеты, применяемые в Сирии, несли капоты и оперение моторов (до отметки передней кромки крыла), выкрашенные в желтый цвет».

На практике капоты полностью в желтый цвет красили лишь на тяжелых самолетах, а на истребителях делали желтым лишь кок (на «Девуатинах»), либо кок и часть капота (на «Моранах»). Исключением были единичные D.520 из последних пополнений финиша июня – начала июля 1941 года.

M.S.406 (серийный №784) из состава 2-й эскадрильи GC I/7, на котором в первых числах Июля летал с сирийского аэропорта Тель-Аран (Tell Arane) аджюдан-шеф Жорж Амарже (Georges Amarger). Самолет несет крыльевой код L-813 и эмблему 2-й эскадрильи – «Иерусалимский крест». В Первую мировую эмблема принадлежала эскадрилье SPA.77.

В первых числах месяца Амарже заявил о двух сбитых английских «Бленхеймах», один из которых, в конечном итоге будучи «Веллингтоном», стал единственной ночной победой французских летчиков за всю Вторую мировую войну. Собственную третью победу Амарже одержал в апреле 1945 года на «Спитфайре», вести войну уже на стороне союзников в составе GC II/7.

На самолетах GC I/7 при нанесении желтых элементов стремительной идентификации прошлые тактические обозначения были закрашены. Исключением из этого правила были лишь штабные автомобили, у которых эмблема группы на киле была сохранена.

В последние дни конфликта окраска всех сохранившихся «Моранов» была дополнена красными полосами на горизонтальном оперении, бывшими частью обозначений, введенных 24 июня 1941 года для всех самолетов «ВВС Перемирия» (Armee de l’Air de l’Armistice), как время от времени именовали ВВС режима Виши. До эвакуации из Леванта эти «рабские полосы» успела взять и часть самолетов других типов. Как правило их наносили лишь на хвостовое оперение (и горизонтальное, и вертикальное), а носы оставались всецело желтыми.

По окончании начала английских воздушных ударов по другим военным и французским аэродромам объектам в Леванте скоро отреагировали итальянцы и немцы, по соглашению о перемирии осуществляющие контроль численность и дислокацию французских ВВС. Они не только дали усилить местную воздушную группировку, но и обеспечили бесперебойный прием и дозаправку перегоняемых самолетов на собственных аэропортах в Италии и оккупированной Греции.

Что касается истребителей, то в зону боев направляли лишь части, вооруженные «Девуатинами» D.520. Первой в Сирию прибыла авиагруппа GC III/6 (две эскадрильи), завершившая перебазирование 27 мая. Ее самолеты несли комплект и стандартный камуфляж опознавательных знаков, дополненный нанесенной летом 1940 года белой полосой-стрелой на протяжении фюзеляжа и новыми желтыми элементами стремительной идентификации.

Характерными для группы тактическими обозначениями были эмблемы эскадрильи на килях и бортовые номера на верхней поверхности и фюзеляже правого крыла. Штабные автомобили отличались «сдвоенной» эмблемой группы, складывавшейся из эмблем обеих эскадрилий, и буквой вместо бортового номера.

D.520 (серийный №277) из состава 5-й эскадрильи GC III/6, авиабаза Раяк, финиш мая – первая добрая половина июня 1941 года. Самолет был персональным истребителем су-лейтенанта Пьера Ле Глоана (Pierre Le Gloan) еще со времен французской кампании – на нем он одержал семь из собственных 11 побед во Франции (первые четыре победы были заявлены на MS.406). Самый известный бой летчика состоялся 15 июня 1940 года – по окончании него Ле Глоан рассказал об уничтожении пяти итальянских самолетов (четыре истребителя CR.42 и бомбардировщик BR.20).

Затем на фюзеляже «Девуатина» показалась трехцветная «полоса аса».

На этом же истребителе французский ас одержал четыре победы в Леванте, последнюю из них – в сражении с «Гладиаторами» 15 июня 1941 года. По окончании боя с английскими истребителями-бипланами он чуть дотянул на изрешеченном самолете до базы и совершил вынужденную посадку, не производя шасси. Взяв новый «Девуатин» вместо списанного, Ле Глоан одержал еще три победы, став лучшим асом сирийской кампании и одним из самые результативных французских асов Второй мировой в целом (всего 18 побед, из которых 8 личных и 10 в группе).

Снятый на фоне величественного горного пейзажа в Ливане «Девуатин» D.520 (серийный №382) из состава авиагруппы GC III/6 несет обычные для собственной части элементы окраски — белая стрела на протяжении борта фюзеляжа, большие бортовые номера, желтые хвостовая часть и кок винта фюзеляжа с оперением.

Всего за время участия в военных действиях в Леванте авиагруппа GC III/6 одержала 21 подтвержденную победу, утратив четырех летчиков погибшими, двух военнопленными и одного раненым. Еще один пилот спасся на парашюте по окончании столкновения с неприятельским истребителем, а четверо (включая Ле-Глоана) совершили вынужденные посадки.

Следующая авиагруппа, GC II/3, прибыла в Сирию 16 июня, уже по окончании начала вторжения. В целом её самолеты смотрелись равно как и автомобили GC III/6, но практика повторения тактического номера на крыле отсутствовала, а белые полосы на борту виделись очень редко (возможно, они являлись показателем аппаратов из последних пополнений). На части истребителей была светло синий (для 3-й эскадрильи), красная (для 4-й эскадрильи), либо двухцветная (для штаба группы) наклонная полоса на фюзеляже.

D.520 (серийный № 343), на котором в июне 1941 года с сирийских аэропортов Хомс (Homs) и Алеппо-Нераб (Alep-Nerab) летал начальник GC II/3 командант Жюль Морла (Jules Morlat). 1 июля он совершил на нем неудачный воздушный бой с «Харрикейнами», по окончании которого поврежденный истребитель списали.

Командант Морла руководил группой еще с довоенных времен и оставался на данной должности впредь до начала ноября 1942 года, уйдя на увеличение за два дня до начала операции «Факел». Всего за время Второй мировой войны он одержал три воздушные победы (все в мае-июне 1940 года). Возглавляемая им GC II/3 за время сирийской кампании одержала четыре официально подтвержденные победы, утратив одного летчика убитым и одного военнопленным.

Последней французской истребительной авиачастью, принявшей участие в битвах 1941 года, стала эскадрилья морской авиации 1AC, прибывшая на театр боевых действий 4 июля. Сразу после этого итальянское руководство запретило предстоящую отправку пополнений с острова Родос, т.к. со дня на сутки ожидало падения Бейрута.

Линейка самолетов эскадрильи 1AC в Тунисе. Самолеты несут эмблему эскадрильи — черно-белого морского конька в красном круге. К сожалению, фотографий самолетов эскадрильи сирийского периода авторам отыскать не удалось, но возможно высказать предположение, что по прибытии на фронт эти истребители смотрелись совершенно верно кроме этого, отличаясь только добавлением желтых и/либо красно-желтых элементов стремительной идентификации.

Меньше чем за чемь дней участия в битвах эскадрилья одержала шесть воздушных побед, личные утраты составили одного погибшего летчика и одного раненого.

10 июля французский командующий подписал соглашение о прекращении огня, вступившее в силу с 00:01 12 июля. По условиям капитуляции проигравшая сторона приобретала возможность нормально эвакуировать персональный состав и технику, а победители репатриировали во Францию всех пленных (за исключением маленького процента захотевших присоединиться к Свободной Франции).

Все талантливые встать в атмосферу «Девуатины» совершили обратный перелет через Италию и Грецию в Тунис, а «Мораны», которым недоставало дальности полета, были брошены в Сирии. Французы кроме того не стали их сжигать, а просто «подарили» сопернику.

Картинки Михаила Быкова

См. кроме этого:
Цвета армейского неба: американские «ястребы» для сталинских соколов
Цвета армейского неба: «пенсионеры» над Филиппинами
Цвета армейского неба: «Харрикейны» в Арктике
Цвета армейского неба: «мессершмитты» против «мессершмиттов»
Цвета армейского неба: боевые «буйволы» Ост-Индии
Цвета армейского неба: на «мессершмиттах» против Гитлера

Хезболла и САА штурмуют горы на границе Сирии и Ливана, поднимая знамена на вершинах

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: