Цвета военного неба: на «мессершмиттах» против гитлера

      Комментарии к записи Цвета военного неба: на «мессершмиттах» против гитлера отключены

За десять лет серийного производства истребителя «Мессершмитт» Bf 109 он был выпущен серией в более чем 30 000 экземпляров, став самым массовым истребителем Второй мировой войны и уступив по этому показателю лишь советскому штурмовику Ил-2. Окраска истребителей люфтваффе, не смотря на бытующую точку зрения о хвастливых германских асах, разрисовывавших собственные самолёты, была очень неброской и выполнялась по нескольким единым схемам. Разнообразие в окраску «Мессершмиттов» вносили самолёты, принадлежавшие ВВС государств-сателлитов Германии, многие из которых на протяжении войны развернули оружие против собственного в прошлом могущественного союзника.

В коалиционных войнах, в то время, когда обращение не шла о уничтожении и физическом истреблении противника его государственности, много раз случались и сепаратные переговоры, и выход из войны, а также переход на сторону соперника по окончании важных военных неудач и больших внутриполитических изменений. Не стала исключением и Вторая мировая война.

Первой подобный «финт» проделала Франция, вышедшая из войны 25 июня 1940 года. Условия перемирия не предусматривали необходимости продолжения войны на стороне Германии, и правительство Петена было твердо собирается избежать нового втягивания страны в войну на любой из сторон – кроме того неоднократные нападения английских армий на французские колонии так и остались безответными (одиночные «налёты возмездия» на Гибралтар не в счёт).

Цвета военного неба: на «мессершмиттах» против гитлера
«Мессершмитт» Bf 109G-6, на котором по окончании перехода Румынии на сторону Союзников летал воздушный ас Ион Добран (10 побед). Раскраска истребителя увлекательна тем, что при нанесённых на крыло и фюзеляж трёхцветных кокардах нового типа самолёт сохранил свастику на хвостовом оперении, по всей видимости, неосторожно закрашенную в один слой

Позднее, в то время, когда маятник войны качнулся в другую сторону, сателлитам и союзникам Германии уже не получалось избежать необходимости продолжать войну под вторыми флагами. «Первой ласточкой» стала Италия: 24 июля 1943 года Муссолини был отстранён от власти собственными однопартийцами при содействии короля, а новое правительство начало тайные переговоры с союзниками, закончившиеся перемирием и капитуляцией, вступившим в силу 8 сентября. Немцы были к этому готовы, срочно начав оккупацию северной части страны, и 13 октября Итальянское Королевство объявило войну Германии, а новообразовавшаяся Итальянская Социалистическая Республика вести войну на противоположной стороне фронта.

Итальянские ВВС в первой половине 40-ых годов двадцатого века взяли 80 истребителей Bf 109, но большая часть из них было утрачено в летних битвах на Сицилии, исходя из этого в то время, когда итальянцы пошли в бой на стороне союзников, германской техники в них уже не было. Но у других сателлитов Гитлера, со временем ставших его соперниками, «Мессершмитты» имелись.

Румыния

23 августа 1944 года в следствии заговора, в котором принимали участие королева и правящий монарх-мать, в стране было свергнуто правительство Антонеску. Той же ночью Михай I выступил с радиообращением о смене власти, прекращении войны против СССР и заключении перемирия с союзниками. Приняв советские мирные предложения от 12 апреля, Румыния была обязана срочно вступить в войну с Германией.

Дабы сократить утраты от дружественного огня войск СССР, руководство румынских ВВС возвратилось к довоенным опознавательным символам в виде кокард на крыльях и фюзеляже и «триколора» на хвосте, и заменила прошлые жёлтые элементы стремительной идентификации, применяемые их союзниками и немцами в Европе, на новые белые.

Всего в военных действиях против Германии были задействованы две группы «Мессершмиттов»: первой в бой с люфтваффе вступила сводная истребительная несколько 7/9, объединившая остатки 7-й и 9-й групп, а в начале 1945 года к ней присоединилась перевооружённая с IAR 80 и IAR 81 1-я несколько.

Bf 109Ga-6 (серийный № 338, постройки компании IAR) из состава 1-й истребительной группы (Grupul 1 Vanatoare), на котором весной 1945 года летал лейтенант Константин Фотеску (Locotenent Constantin Fotescu). «Мессершмитты» румынского производства окрашивались германскими красками RLM 74 Graugrun (тёмно-серая с зеленоватым оттенком) и RLM 75 Grauviolett (более яркая серая с фиолетовым) на верхних поверхностях и светло-серой RLM 76 Lichtblau на нижних. Камуфляжная схема в целом соответствовала германским примерам, отличаясь необычно небольшими и относительно «регулярными» пятнами цветов RLM 74 и RLM 75 на борту.

Ещё одной «национальной» чертой было применение серийного номера в качестве тактического обозначения, для чего его писали на киле большим шрифтом. Кок самолёта тёмный, либо, быть может, чёрно-зелёный RLM 70 Schwarzgrun.

Словакия

Руководство словацкой армии начало планировать свержение действующего правительства и выход из войны самое позднее весной 1944 года: части ПВО взяли тогда тайный приказ военного министра о неучастии в битвах с американской авиацией. Однако, Словацкое национальное восстание однако началось преждевременно, что и выяснило его поражение: 23 августа правительство Йозефа Тисо (Josef Tiso) обратилось к Германии за помощью против партизан, 28 августа начался ввод в страну частей вермахта, а днём позднее вспыхнуло восстание. Его центром стала Банска-Бистрица, где 1 сентября было провозглашено восстановление Чехословацкой республики.

В том месте же была дислоцирована лётная школа словацкой авиации, действовавшая с аэропорта Три Дуба (Tri Duby) и ставшая ядром повстанческих ВВС: 29 августа её учебную эскадрилью (Cvicna Letka) преобразовали в смешанную (Kombinovana Letka). В данной части были собраны все талантливые делать боевые вылеты школьные автомобили, и все словацкие самолёты, сумевшие перелететь с вторых аэропортов.

«Мессершмитт» смешанной эскадрильи повстанческих ВВС на аэропорте Три Дуба, осень 1944 года. На нижней поверхности крыла прекрасно видна кокарда с двойным белым крестом.

Сначала из истребителей у восставших было только четыре биплана «Авиа» B.534 и пара не столь древних, но совсем «убитых» предшествующей эксплуатацией Bf 109E, но 6 сентября к ним прибавилась пара современных и всецело боеготовых Bf 109G-6, на которых на Три Дуба прилетели ротники (фельдфебели) Рудольф Божик (Rudolf Bozik) и Франтишек Гановец (Frantisek Hanovec). Оба лётчика ранее проходили службу в 13-й лётке словацких ВВС. 31 августа, в то время, когда немцы подошли к аэропорту эскадрильи, они перелетели на советскую территорию, а позже, услышав о сборе сил, решили присоединиться к восставшим.

По прибытии на место (либо, что менее возможно, перед перелётом) на самолётах закрасили опознавательные символы Словацкой республики, заменив их на «повстанческие» – трёхцветные «секторные» чехословацкие кокарды, совмещённые со словацкой символикой – двойным (патриаршим) белым крестом над тремя горами. Прошлые бортовые номера кроме этого закрасили, но жёлтые элементы стремительной идентификации почему-то покинули без трансформаций. В следствии оба истребителя стали выглядеть фактически аналогично, различаясь только конфигурацией пятен и серийными номерами.

Bf 109G-6 (W.Nr. 161742) из состава смешанной эскадрильи Словацких повстанческих ВВС, аэропорт Три Дуба, сентябрь-октябрь 1944 года. Самолёт несёт обычный германский камуфляж (пятна серо-зелёной RLM 74 и серо-фиолетовой RLM 75 на верхних поверхностях, боковые поверхности и низ – светло-серая RLM 76), жёлтые элементы стремительной идентификации и следы двукратного перекрашивания опознавательных знаков.

Кок чёрно-зелёный RLM 70 с белым сектором.

Бывший самолёт 13-й лётки ВВС Словакии, на котором в том месте летал ротник Божик, он же перегнал его на Три Дуба. Практически через пара мин. по окончании приземления Божик взлетел на перехват в паре с заставником (прапорщиком) Франтишеком Циприхом (Frantisek Cyprich) (Гановец в то время относил документы в штаб), в следствии словаки сбили германский корректировщик FW 189.

В постанческой эскадрилье число умелых лётчиков превышало количество боеготовых истребителей, исходя из этого никаких персональных автомобилей не было. Точно как мы знаем, что в боевых вылетах на этом самолёте в сентябре-октябре отметились Божик, Циприх, Гановец и заставник Франтишек Брезина (Frantisek Brezina). Все четверо успели стать асами в составе 13.(slow.)/JG 52, одержав в ней от 5 до 14 побед над советскими самолётами.

Помимо этого, Гановец одержал одну групповую победу в польской кампании (это первенствовал самолёт, сбитый словацкой авиацией), а Божик весной 1944 года на протяжении работы в ПВО Братиславы заявил сбитый американский бомбардировщик B-24. В действительности он был германским Bf 110, но никаких оргвыводов не последовало, а победу кроме того не стали снимать со счёта – выживший германский стрелок доложил, что их самолёт сбила пара «Мустангов» (словаки тогда летали на Bf 109E).

За время восстания Божик и Циприх одержали по три победы (полагая обрисованную выше совместную), и в ночь на 8 октября были вывезены на «громадную почву» на транспортном Ли-2. В том месте они были зачислены во 2-й чехословацкий истребительный авиаполк, но воздушных побед больше не одерживали. Два вторых пилота с другим авиационным персоналом, которому не хватило места на борту, в последних числах Октября ушли в горы к партизанам.

17 ноября 1944 года Гановец был схвачен немцами и остаток войны совершил в плену. По окончании войны он и Брезина записались в чехословацкую армию.

25 октября был взят приказ на эвакуацию всех пригодных к полёту словацких и советских самолётов. На «Мессершмитте» тогда полетел ещё один ветеран 13.(slow.)/JG 52 ротник Густав Кубович (Gustav Kubovic), но при подлёте к линии фронта его истребитель был сбит зенитным огнём, пилот погиб. 28 октября германская армия совсем заняли район Банской-Бистрицы.

Болгария

В последних числах Мая 1944 года глава правительства Болгарии просил об увольнении, 1 июня был организован кабмин, а 26 августа новое правительство заявило о нейтралитете Болгарии и потребовало вывода германских армий со своей территории. Но переговоры с СССР о перемирии была неудачными, и 2 сентября кабмин ещё раз сменился. 8 сентября следующее правительство объявило войну Германии, а на следующий сутки в стране случился вооруженный мятеж.

Пришедшее к власти правительство Народного фронта ответ о ведении военных действий, очевидно, оставило в силе.

В воздухе болгарский Bf 109G-6 поздних серий. Уже не с Гитлером, но ещё с опознавательными символами старого типа

По окончании перехода Болгарии на сторону союзников её ВВС сохранили введённые по требованию Германии квадратные опознавательные символы, но применение жёлтых элементов стремительной идентификации руководство запретило, введя вместо них белые. В начале 1945 года на самолётах показались новые опознавательные символы в виде необычной перечёркнутой кокарды национальных цветов, с их введением от белых элементов стремительной идентификации отказались.

В осеннюю пору 1944 года в составе болгарских ВВС был всего один изтребителен полк (истребительный полк) в составе трёх орляков (групп): одного на французских «Девуатинах» D.520 и двух на Bf 109G. Ветхие «Эмили» к тому времени передали в лётные школы, но в будущем из-за износа и потерь техники их также было нужно послать на фронт. Болгарские «Мессершмитты» до конца войны действовали на территории Югославии, делая прежде всего задачи по сопровождению и штурмовке ударных автомобилей, и в воздушных битвах фактически не принимали участие.

Bf 109E-3a из состава истребительного орляка 3/6 (3-й орляк 6-го полка), Югославия, весна 1945 года. Машина несёт редкий тип болгарского камуфляжа, происхождение и расцветка которого точно не известны. Время от времени его определяют как «камуфляж для самолётов-штурмовиков», и определённый резон в этом имеется, потому, что подобная окраска известна на отдельных «Авиа» B.534, переведённых в конце войны в штурмовые части, и пикирующих бомбардировщиках Ju 87.

Но, независимо от назначения таковой схемы, она стала прямым развитием камуфляжей болгарских «Стрел» (местное наименование истребителя Bf 109).

По окончании получения первых «Густавов» болгары начали дополнять их стандартную окраску дополнительными пятнами RLM 74 и RLM 75 на бортах фюзеляжа. У части самолётов на чёрные борта дополнительно наносили полосы и пятна какого-либо яркого цвета (возможно, RLM 76), в отдельных случаях такую окраску распространяли не только на борта, но и на «пояснице» фюзеляжа за кабиной. У приведённого выше Bf 109E эта схема была распространена на самолёт полностью.

Самолёт продемонстрирован в камуфляже из тёмно-зелёного RLM 71 Dunkelgrun с «червеобразными» пятнами RLM 76 на верхних и боковых поверхностях при голубых RLM 65 Hellblau нижних. Но, потому, что правильных данных на данный счёт нет, вероятны и другие варианты цветов данной схемы. К примеру, базисная окраска RLM 74 и RLM 76 с добавлением пятен RLM 76 и, быть может, RLM 75.

Кокарды на верхних поверхностях крыльев отсутствовали.

Югославия (Хорватия)

В июле-августе 1944 года в управлении Хорватии кроме этого зрели замыслы по выходу из войны, но заговорщиков арестовали, и страна до последнего оставалась на стороне Германии. Однако, «в порядке личной инициативы» солдаты поодиночке, целыми и мелкими группами подразделениями убегали либо переходили на сторону партизан. Авиацию данный процесс также затронул, и к концу 1944 года она утратила по данной причине две дюжины автомобилей.

В первую очередь 1944 года пара «Мессершмиттов» совершили вынужденные посадки на контролируемой партизанами территории, но лишь один из них, германский Bf 109G, захваченный в октябре, был восстановлен до лётного состояния и употреблялся новыми обладателями. Ещё дюжина самолётов в осеннюю пору 1944-го был захвачен на немецком аэропорте, и три из них были после этого введены в строй партизанской авиации.

Весной 1945 года к ним прибавилось ещё два бывших хорватских самолёта: 20 апреля на протяжении вылета на штурмовку четырёх автомобилей 2-го истребительного отряда 1-й авиагруппы (2.Lovacko Jato, 1.Zrakoplovna Skupina) офицер штаба ВВС бойник (майор) Йосип Хелебрант (Josip Helebrant) со своим ведомым заставником Винко Татаревичем (Vinko Tatarevic) отстали от второй пары и приземлились на аэропорте Ясеница под Мостаром (Босния). Их включили в так именуемую Мостарска ескадрила (Мостарскую эскадрилью), организованную в первых числах Апреля на трофейных самолётах различного назначения.

Bf 109G-14/AS позднего выпуска (№ 2103 «тёмная 3»), на котором в апреле-мае 1945 года летал в Боснии замкомандира Мостарской эскадрильи майор Йосип Хелебрант. На нём же он в своё время перелетел к партизанам. Самолёт несёт поздний вариант германского «истребительного» камуфляжа, в котором RLM 74 заменили на тёмно-зелёную RLM 83 Dunkelgrun (нельзя исключать, что камуфляж был ещё более поздним из RLM 83 и коричнево-фиолетовой RLM 81 Braunviolett на верхних поверхностях, и RLM 76 – на нижних).

Видны следы двойной смены опознавательных знаков: сперва при передаче хорватам фюзеляжный крест закрасили какой-то яркой краской (быть может, RLM 76 либо RLM 77 Hellgrau), а позже партизаны закрасили чёрным цветом хорватский трилистник на борту, но не удосужились это сделать на нижней поверхности крыла. Наряду с этим без трансформаций остались жёлтые элементы стремительной идентификации германского 4-го Воздушного Флота, введённые в первых числах Марта 1945 года (чёрная полоса на фюзеляже – это закрашенный прошлый вариант), а на борту кабины сохранилась эмблема 2-го ято в виде головы горного барана.

В соответствии с действующими стандартами, вертикальное оперение самолёта раскрасили в цвета флага Народно-освободительной армии Югославии, но на крыльях и фюзеляже ограничились несложными красными звёздами, не став вписывать их в уставные бело-светло синий кокарды, хорватские «кресты-страницы» наряду с этим кроме этого всецело закрашивать не стали.

Йосип Хелебрант начал работу в Королевских ВВС Югославии и к моменту германского вторжения был уже капитаном 2-го класса (в королевской Югославии, а после этого и Хорватии было два капитанских звания). В июне 1941 года он записался в хорватскую армию, а в августе перевёлся в Хорватский Легион (формирование для работы в рядах вермахта, люфтваффе и кригсмарине на восточном фронте) и в составе 15.(kroat.)/JG 52 одержал 11 побед.

В августе 1944 года он возвратился в фактически хорватские ВВС и потом служил на разных командных и штабных должностях. Иногда Хелебрант учавствовал в боевых вылетах, по окончании одного из которых и был в составе югославской Мостарской эскадрильи.

Эта часть сперва делала лишь тренировочные полёты, а с 6 мая её привлекли к действиям против чётников (сербских партизан-монархистов). Первый точно узнаваемый боевой вылет на стороне партизан Хелебрант выполнил 7 мая на штурмовку сербских отрядов, а последний 28 мая – на сопровождение Ju 87 на бомбёжку не захотевшего сложить оружие германского подразделения. Ведомый Хелебранта Татаревич летал на «Мессершмитте» № 2105 «тёмная 5».

Пара финских Bf 109G-6 поздних серий. В 1945 году голубые свастики в белом круге и жёлтые идентификационные полосы с финских самолётов по требованию союзников были смыты, а вместо них нанесли бело-голубые кокарды

Напоследок нужно сообщить пара слов о Финляндии, ВВС которой кроме этого были одним из больших эксплуатантов Bf 109. Финский президент Ристо Рюти (Risto Heikki Ryti) просил об увольнении 1 августа 1944 года, а три дня спустя присягу принял Маннергейм, запросивший 25 августа у союзников условия прекращения войны. 4 сентября финские армии получили приказ о прекращении огня.

Объявления войны Германии союзники не настойчиво попросили, но выяснили 15 сентября крайним сроком, до которого германская армия должны были или покинуть Финляндию, или быть интернированы. Немцы вывести войска опоздали, но сдаваться не планировали, исходя из этого в северной части страны началась Лапландская война, которую Финляндия вела самостоятельно. Использовалась в ней и авиация, но все «Мессершмитты» оставались на юге и в битвах не принимали участие.

Картинки Михаила Быкова

См. кроме этого:
Цвета армейского неба: американские «ястребы» для сталинских соколов
Цвета армейского неба: «рабские полосы» над Ливаном и Сирией
Цвета армейского неба: «пенсионеры» над Филиппинами
Цвета армейского неба: «харрикейны» в Арктике
Цвета армейского неба: «мессершмитты» против «мессершмиттов»
Цвета армейского неба: боевые «буйволы» Ост-Индии

Великая рэп битва Путин против Гитлера

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: