Цвета военного неба: «киллер», мятежник и бутлегер

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «киллер», мятежник и бутлегер отключены

Самым результативным австралийским летчиком-истребителем Второй мировой был Клайв Колдуэлл по прозвищу «Киллер». На протяжении собственного первого «боевого тура» в 1941–1942 годах он стал лучшим асом союзников в Северной Африке, а во втором, в первой половине 40-ых годов двадцатого века, еще раз стал асом, сражаясь против японцев на Тихом океане. Одновременно с этим, его отношения с авиацией складывались достаточно необычно — он пришел в нее как бы неохотно, и расстался с самолетами раз и окончательно.

Как складывалась карьера «Киллера» и на чем он летал?

Клайв Робертсон Колдуэлл (Clive Robertson Caldwell) появился 28 июля 1910 года в пригороде Сиднея. Во второй половине 20-ых годов XX века он отслужил срочную работу в кавалерийском полку, после этого был последовательно сотрудником банка, страховым агентом и совладельцем гаража, а во второй половине 30-ых годов XX века с подачи приятеля-летчика записался в сиднейский аэроклуб и прошел обучение пилотированию. Наряду с этим страстью к полетам Колдуэлл так и не воспылал, собрав к концу лета 1939 года лишь 11 часов независимого налета.

По окончании начала Второй мировой войны он, однако, решил податься в военную авиацию и, подправив свидетельство о рождении, дабы не выходить за предельный для приема возраст в 28 лет, в октябре 1939 года записался добровольцем в резерв австралийских ВВС (RAAF – Royal Australian Air Force).

Цвета военного неба: «киллер», мятежник и бутлегер
Клайв Робертсон Колдуэлл (Clive Robertson Caldwell), 1910–1994

В феврале следующего года началось обучение в офицерской летной школе, но скоро поступила информация, что целый курс по окончании выпуска отправится не в строевые части, а будет покинут инструкторами для курсантов следующих комплектов. Сделав вывод, что такая карьера ему не нужна, Колдуэлл тут же забрал документы, благо на работу тогда набирали строго на необязательной базе.

После этого он заново записался в RAAF, но уже по программе подготовки летчиков для пополнения частей ВВС Англии (RAF – Royal Air Force), которую именно тогда разворачивали в доминионах. С 27 мая 1940 года эркрафтмен (рядовой) 2-го класса Клайв Колдуэлл числился курсантом первого австралийского комплекта BCATP (British Commonwealth Air Training Plan – «Замысел авиационной подготовки Английского Содружества»), завербовавшись на срок «на время войны плюс 12 месяцев по окончании неё».

В ноябре по окончании шести месяцев летной подготовки Колдуэлл удачно сдал лётный экзамен, и 12 января ему было присвоено звание «пайлот-офицер». В последний сутки месяца он был включен в перечень летчиков, ожидающих отправки на Средний Восток, а три дня спустя взял командировочное предписание, прибыв в Египет в последних числах Марта.

Австралиец в африканской пустыне

В середине апреля новичок был прикомандирован к 73-й эскадрилье RAF на ливийском фронте и в маленький срок освоил истребитель «Харрикейн» Mk.I. В данной части Колдуэлл прослужил совсем недолго, успев выполнить только несколько полетов на штурмовку в районе Тобрука, возвратившись в конце месяце в Египет ожидать постоянного назначения. 7 мая таковым стала сравнительно не так давно организованная 250-я эскадрилья, взявшая на вооружение американские истребители Кёртисс «Томахоук» Mk.IIB.

Эти самолеты несли заводскую окраску в цветах британского европейского камуфляжа: зеленый Dark Green и коричневый Dark Earth на верхних поверхностях и светло-серый с зеленоватым отливом Sky на нижних, но сами краски были не британскими, а мало отличающимися от них по оттенкам американскими компании «Дюпон». На бортах истребителей скоро были нанесены стандартные коды светло-серого цвета Medium Sea Grey. За 250-й эскадрильей были закреплены литеры LD.

По окончании освоения новой техники летчики приступили к патрульным полетам, а после этого эскадрилью поделили. Одни пилоты были переведены в Египет на прикрытие Александрии, а другие, в число которых попал и Колдуэлл, были задействованы в начальной стадии операции против французского Леванта. По окончании нескольких боевых вылетов в последних числах Мая их кроме этого перебросили в Александрию.

Tomahawk Mk.IIB (серийный номер AK369) из состава 250-й эскадрильи RAF.

На этом истребителе пайлот-офицер Клайв Колдуэлл 14 мая 1941 года выполнил собственный первый боевой вылет на самолетах данного типа, приняв участие в эскортировании бомбардировщиков на протяжении налета на французский аэропорт в Пальмире.

Защищая данный порт от налетов итальянских бомбардировщиков, «Томахоуки» участвовали в первых воздушных битвах, и 6 июня Колдуэлл в паре с ведущим собственного звена одержал первую воздушную победу эскадрильи. Но, официально ее не засчитали, не смотря на то, что и записали как подтвержденную в летные книжки пилотов.

13 июня эскадрилью перебросили на полевой аэропорт в Западной Пустыне, а утром 18 июня она понесла первые утраты. Восьмерка истребителей делала задание по штурмовке, и один из них был сбит зенитным огнем. На обратном пути на оставшиеся семь сверху упала четверка Bf 109 и сбила еще три самолета.

Пайлот-офицер Дональд Манро (Donald A.R. Munro), с которым Колдуэлл получал образование летной школе, выпрыгнул с парашютом, но опустился на землю уже мертвым. Никто не видел, дабы немцы обстреливали его при спуске, но как раз так данный эпизод был воспринят англичанами.

Колдуэлл вознамерился отомстить за товарища и в будущем постоянно старался причинить большой ущерб сопернику, не смотря на то, что, по его собственным словам, ни при каких обстоятельствах не добивал тех, кто очевидно должен был попасть в плен.

26 июня пайлот-офицер Колдуэлл совершил собственный 30-й боевой вылет. Задачей его группы было сопровождение бомбардировщиков, и, отражая наступление Bf 109 на собственных подопечных, он сумел открыть официальный боевой счет. Четыре дня спустя, закрывая конвой судов, идущих в осажденный Тобрук, австралиец уже сам принимал участие в атаках на германские бомбардировщики, одержав две победы над Ju 87 и сбив совместно с напарником один Bf 110.

7 июля 250-я эскадрилья вместе с другими истребительными частями совершила массовую свободную охоту в глубине территории соперника. В целом данный вылет прошел напрасно и без особенных приключений, но Колдуэлл, отставший от собственной группы, наткнулся на несколько итальянских «Фиатов» G.50. По возвращении на базу он отчитался об уничтожении одного из них, и, не обращая внимания на отсутствие свободных подтверждений, победу засчитали.

Асом летчик стал 16 августа, одержав вдвоем с напарником еще одну победу над G.50 на протяжении прикрытия конвоя транспортных судов. В случае если вычислять лишь индивидуальные удачи, то пятую победу ему засчитали 29 августа при не самых тривиальных событиях. Это также был вылет на прикрытие судов, но в этом случае англичане проспали приближение соперника. Колдуэлл неожиданно был под огнем пары Bf 109 из 1./JG 27.

Сам он был ранен в руку, ногу и в лицо осколками плексигласа, а его изрешеченный самолет загорелся. Немцы, посчитавшие, что дело сделано, вышли из боя, а пожар на «Томахоуке» сам собой потух, в то время, когда австралиец уже приготовился покинуть обреченную машину. Тогда он опять пристегнул привязные ремни и, увидев поблизости самолеты соперника, сам отправился в наступление, добившись победы.

Избитый Tomahawk Mk.IIB (серийный номер AK493) Колдуэлла через день после боя 29 августа. Самолет уже перекрашен в пустынные цвета. Бортовые коды отсутствуют. Вероятнее, их просто не успели нанести по окончании обновления окраски

В Августе месяца самолеты 250-й эскадрильи прошли перекраску в пустынные цвета: поверх зеленых полей механики нанесли желто-песочный Middle Stone, а нижние поверхности покрасили насыщенно-светло синий краской Azure Blue. Первые два истребителя приобрели новую окраску 2 августа, а к концу месяца работа закончилась. По окончании смены камуфляжа изменился на белый цвет бортовых кодов, а коки винтов начали красить в красный.

В мирное время для присвоения звания флаинг-офицера требовались год-полтора выслуги не учитывая испытательного срока, но на протяжении войны производство в чины шло существенно стремительнее. Колдуэлл взял это звание 12 июля, ровно через полгода работы. Это было лишь началом его возвышения.

В середине сентября он был поставлен выполнять обязанности начальника флайта, и 25 числа был произведен в действующие (т.е., лишь на время выполнения обязанностей) флайт-лейтенанты.

Флаинг-офицер Колдуэлл позирует в кабине того же самолета, что и на фото выше.

На сдвижной крышке фонаря видны пробоины – смерть прошла практически в нескольких сантиметрах от головы летчика.

В последних числах месяца австралиец записал на собственный счет еще две победы. Затем начался полуторамесячный период относительного затишья, под конец которого должность закрепили за Колдуэллом уже на постоянной базе.

За первые четыре месяца в эскадрилье Колдуэллу довелось летать как минимум на дюжине различных истребителей, а вместе с должностью начальника подразделения он взял и персональный самолет. Сперва это был борт AK324, а в октябре его поменял AK498 с бортовым кодом LD-C – непременно, самый узнаваемый из «Томахоуков» аса во время его работы в 250-й эскадрилье. На этом самолете он прошел тяжелые битвы на протяжении операции «Крестоносец».

Всего за месяц с маленьким с конца ноября по финиш декабря 1941 года он одержал 9 подтвержденных и четыре предположительных воздушных победы, еще два самолета за ним числились стёртыми с лица земли на земле.

Самым успешным днем в карьере австралийца стало 5 декабря 1941 года, в то время, когда он повел дюжину истребителей в наступление на 40 бомбардировщиков Ju 87. По результатам боя ему засчитали пять сбитых «юнкерсов», что ввело его в немногочисленный «клуб асов одного дня». Помимо этого, с 17 подтвержденными победами на счету он закончил год самый результативным летчиком союзников в Северной Африке.

Первые «Киттихауки», полученные 112-й эскадрильей.

По некоторым данным, ближний из них — это AK772, будущий GA-Y с собственным именем «London Pride».

6 января 1942 года Колдуэлла прописали начальником 112-й эскадрильи с одновременным присвоением соответствующего данной должности звания сквадрон-фаворит, которое, как и предыдущее, было лишь временным. Эскадрилья осваивала только что полученные «Киттихауки» Mk.I, возобновив боевые вылеты 9 января. Её новому начальнику, но, днем ранее был записан один поврежденный Bf 109 – это либо опечатка в дате, либо же случайная встреча с соперником на протяжении тренировочного полета.

«Киттихауки» прибывали в Африку в заводской зелено-коричневой окраске и сходу по прибытии перекрашивались в пустынные цвета. Наряду с этим характерной изюминкой первой партии истребителей, взятых 112-й эскадрильей, было «обгрызанное» желтое кольцо фюзеляжной кокарды. Разумеется, занимавшиеся покраской «маляры» вычисляли эту часть опознавательного символа не через чур серьёзной, к тому же и теряющейся на желто-песочном фоне, и при закрашивании зеленых пятен камуфляжа озаботились лишь сохранностью светло синий кольца кокарды.

Уже по окончании поступления в часть на носах всех истребителей были бережно прорисованы известные акульи пасти, благодаря которым (и иллюстрированному газетному репортажу) 112-я эскадрилья прославилась на всю землю. На бортах автомобилей были написаны классические для британской авиации кодовые обозначения (эскадрильные литеры GA).

Как такового, персонального самолета у Колдуэлла не было, но, наверное, летать он предпочитал на автомобилях с личной кодовой буквой в начале либо финише алфавита: AK658 GA-X в январе-феврале 1942-го, AK900 GA-A в первых числах Марта, AK772 GA-Y с собственным именем «London Pride» в середине марта, AK766 GA-X с собственным именем «The Grim Jester» в марте-апреле.

Kittyhawk Mk.I (серийный номер AK772) из состава 112-й эскадрильи RAF, на котором начальник части сквадрон-фаворит Колдуэлл летал в марте 1942 года. Собственное имя «Лондон Прайд», нанесенное небольшими буквами за фюзеляжной кокардой, самолет взял в честь популярной патриотической песни 1941 года.

Командная должность подразумевала повышение количества административных обязанностей, что не имело возможности не сказаться на заметном падении интенсивности полетов. Всего за четыре месяца военных действий на счет Колдуэлла записали три самолета, стёртых с лица земли лично, и еще один в группе.

С учетом прошлых удач это дало ему 20? подтвержденных воздушных побед. Данный северо-африканский рекорд продержался еще долго, пока не был побит в апреле 1943 года.

В битвах в Западной Пустыне Колдуэлл получил от вторых летчиков прозвище Killer («Убийца»), которое c готовностью подхватили газетчики. Тогда он в случае если и не гордился им, то, по крайней мере, относился с юмором, о чем говорят его фотографии в амплуа стрелка. Но по окончании войны Клайв им уже открыто тяготился и пробовал всеми силами отделаться, неизменно прося берущих интервью журналистов не именовать его убийцей.

Катастрофический «Киттихаук» Mk.I с бортовым кодом GA-X.

В первых числах Мая 1942 года, по окончании 12-месячного нахождения на фронте, ас закончил собственный «боевой тур» и скоро убыл в Соединенных Штатах, а оттуда в Англию. В июне он был прикомандирован к штабу авиакрыла Кенли (Kenley Wing). В том месте австралиец ознакомился с изюминками применения истребительной авиации на западном фронте и прошел переучивание на «Спитфайр» Mk.VB, налетав на самолетах этого типа в общем итоге 33 часа.

Не считая тренировочных полетов, он отметился и в нескольких боевых вылетах, в одном из которых ему довелось выполнять лидера и-обязанности.

В последних числах Июля его стажировка в Кенли закончилась, и в начале Августа он снова убыл в Америку, где посетил фабрики компании «Кёртисс» и облетал пара самолетов, а также новый «Киттихаук» P-40F с двигателем «Мерлин».

Над родным континентом

В середине сентября ас прибыл в Австралию и скоро был назначен инструктором во 2-ю OTU (Operational Training Unit – «часть боевой подготовки», примерный аналог советского запасного авиаполка) RAAF, занимавшуюся введением в строй летчиков-истребителей. В том же месяце он с несколькими вторыми ветеранами принимал участие в опробованиях сравнительно не так давно запущенного в серию австралийского истребителя «Бумеранг».

23 ноября Колдуэлл взял должность винг-фаворита (замкомандира) сравнительно не так давно организованного 1-го истребительного крыла RAAF, а в первоначальный сутки 1943 года – соответствующий ей временный чин винг-коммандера. Авиакрыло в составе трех эскадрилий «Спитфайров» Mk.VC предназначалось для Северной территории и прикрытия Дарвина от японских налетов. Полученные им истребители исходно предназначались для Северной Африки и несли обычный для того театра камуфляж RAF, но с более яркой светло синий краской Sky Blue на нижних поверхностях.

Австралийский стандарт окраски 1940–1944 годов был основан на предвоенном британском и складывался из красок Dark Green, Dark Earth и Sky Blue, незначительно отличавшихся оттенками от одноименных английских, исходя из этого на пустынных «Спитфайрах» потребовалось лишь перекрасить в зеленый цвет песочные поля камуфляжа, что и было проделано.

За Колдуэллом в последних числах Ноября 1942 года закрепили BS295 (A58–20) из состава 452-й эскадрильи, а в начале 1943 года к нему добавился BS234 (A58–95) из 457-й эскадрильи. Оба истребителя несли белые бортовые коды CR-C (инициалы обладателя), треугольный вымпел винг-коммандера под козырьком кабины и дополнительные неуставные обозначения в виде узкой тёмной полосы на белом коке.

часть и Опознавательные знаки личных обозначений сохранились, но бортовые коды отсутствовали (по крайней мере, на момент фотографирования). Отсутствие лакокрасочного слоя дало прирост скорости в 10 миль в час, но самолет стал через чур заметен в воздухе, а отказ от тропического фильтра был на удивление ненужен, чему виной была недостаточная эффективность нового воздухозаборника при больших температурах воздуха.

Исходя из этого скоро машину вернули в прошлый вид. — Цвета армейского неба: «киллер», бутлегер и мятежник | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-killer-myatezhnik-i-butleger-8.jpg
Spitfire Mk.VC с британским серийным номером BS234 и австралийским A58–95, приписанный к 457-й эскадрилье, но употреблявшийся в первой половине 1943 года в качестве персонального самолета фаворитом 1-го крыла RAAF винг-коммандером Колдуэллом.

Продемонстрированный внешний вид относится к маленькому периоду весной 1943 года (вероятнее, в мае), в то время, когда в попытке выжать из самолета максимум вероятного с него смыли краску и демонтировали тропический фильтр, воспользовавшись особым конверсионным комплектом, что именно тогда начали производить в Австралии. часть и Опознавательные знаки личных обозначений сохранились, но бортовые коды отсутствовали (по крайней мере, на момент фотографирования).

Отсутствие лакокрасочного слоя дало прирост скорости в 10 миль в час, но самолет стал через чур заметен в воздухе, а отказ от тропического фильтра был на удивление ненужен, чему виной была недостаточная эффективность нового воздухозаборника при больших температурах воздуха. Исходя из этого скоро машину вернули в прошлый вид.

В последних числах Января 1943 года летчики крыла приступили к боевому дежурству, и во время с марта по июль принимали участие в отражении семи японских бомбардировочных рейдов на Дарвин и его окрестности. Как минимум в пяти случаях перехватчики вел Колдуэлл. Сам он тогда одержал семь подтвержденных и две предположительные победы.

В июле 1943 года 1-е крыло взяло в далеком прошлом ожидаемое пополнение матчасти, и Колдуэлл взял новенький истребитель с номером JL394 (A58–210), несший обозначения, подобные предшественникам.

Винг-коммандер Колдуэлл и один из двух его персональных самолетов (BS234 либо BS254), Дарвин, июнь 1943 года.

В августе-сентябре японцы перешли на ночные действия, и ни в одном из трех налетов пилоты «Спитфайров» так и не смогли найти соперника. Не считая бомбардировщиков и эскортирующих их истребителей, постоянным объектом охоты для 1-го крыла были самолеты-разведчики, каковые поодиночке и небольшими группами систематично оказались недалеко от ответственности соединения.

Винг-коммандер также принимал участие в их перехватах, и в августе сумел сбить одну «Дину», ставшую его восьмой официальной победой на Тихом океане. С таким счетом он стал лучшим асом на «Спитфайрах» на Тихом океане.

Второй «боевой тур» Колдуэлла закончился 26 сентября 1943 года, и три последних месяца он выполнял обязанности начальника крыла. В течение следующих семи месяцев ас трудился старшим инструктором 2-й OTU.

В начале 1944 года Колдуэлл запросил перевод в Европу, но вместо это в марте ему сказали о будущем назначении в штаб истребительного авиакрыла, которое руководство собиралось сформировать специально для участия в наступлении на островах Танимбар (Голландская Ост-Индия). 7 мая он был назначен винг-фаворитом и в один момент ИО начальника до тех пор пока еще не существующего 80-го крыла RAAF, а 15 числа был утвержден в командной должности и приступил к формированию соединения. Положенное по должности звание «груп-кэптен» ему присвоили лишь 1 августа.

Под его начало должны были передать две эскадрильи из 1-го крыла, но практически это случилось лишь 1 июля. 452-я эскадрилья к тому времени уже была перевооружена на «Спитфайры» Mk.VIII, а 457-я начала перевооружение практически через день после перевода. Один из Mk.VC с номером A58–259 (бывший MH646) с бортовым кодом RC-C, на котором прежде летал винг-фаворит 1-го крыла, забрал себе Колдуэлл, но уже 1 августа его сдали в депо вместе с остальными «пятерками», и впредь до декабря начальник обходился без персональных самолетов.

Груп-кэптен Колдуэлл и его A58–484 на Моротае зимний период 1944–1945 гг.

Десантная операция на Селару, отложенная еще в июне, была совсем отменена в последних числах Августа, и для крыла подобрали новое место действия – остров Моротай (Молуккский архипелаг), на котором в сентябре начались битвы. Приказ на перебазирование крыла «как возможно скорее» пришел 8 ноября, но его выполнение очень сильно задержалось, и 452-я эскадрилья прибыла на место в середине декабря, а 457-я присоединилась к ней лишь в первых числах Февраля 1945 года. В конце того же месяца в состав крыла ввели 79-ю эскадрилью RAAF, приступившую к исполнению боевых заданий в последних числах Марта.

Первые прибывшие на фронт летчики сразу же включились в отражение ночных налетов на остров, но это были последние рейды японской авиации в этом районе, и по окончании наступления нового 1945 года самолеты соперника больше не оказались. Единственной задачей крыла стало нанесение штурмовых ударов.

29 мая 1944 года в австралийской авиации был введен новый стандарт, по которому все самолеты-истребители должны быть неокрашенными, но ответом командующего сектором самолеты 80-го крыла сохранили зелено-коричнево-голубую окраску более раннего периода. В отличие от 1943 года двухцветные кокарды купили более органичные пропорции.

Бортовые коды вместо классического белого накрашены цветом нижних поверхностей. — Цвета армейского неба: «киллер», бутлегер и мятежник | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-killer-myatezhnik-i-butleger_2.jpg
Spitfire LF.Mk.VIII с австралийским серийным номером A58–484 (бывший британский JG543) и бортовым кодом CR-C, приписанный к 452-й эскадрилье. С декабря 1944 по март 1945 гг. он был персональным самолетом начальника 80-го крыла RAAF груп-кэптена Колдуэлла.

Белая с тёмным полоса на фюзеляже была частью командирских обозначений, пиковый туз на руле поворота – эмблема крыла. Бортовые коды вместо классического белого накрашены цветом нижних поверхностей.

Продемонстрированный выше самолет был главным аппаратом аса, но у него было еще два запасных (оба из 452-й эскадрильи): LF.Mk.VIII A58–518 (MT618) и HF.Mk.VIII A58–528 (MT675). Первый отличался одинарной полосой на коке и отсутствием полосы на фюзеляже (бортовые коды, к сожалению, на фото не видны), а у второго отсутствовала тёмная «прожилка» на фюзеляжной полосе, а все три буквы кода размешались сзади фюзеляжной кокарды и были белыми.

Помимо этого, борт A58–528 нес нестандартную зелено-голубую окраску, с которой экспериментировали в 452-й эскадрилье. К сожалению, уровень качества фотографий не разрешает выяснить, были ли верхние и боковые поверхности всецело покрашены предназначавшейся для самолетов яркой помощи краской Foliage Green, либо же ей закрасили лишь коричневые поля прошлого камуфляжа.

Полное отсутствие воздушного соперника и постоянные вылеты на штурмовку совсем не нравились летчикам, конкретно предпочитавшим воздушные битвы, победы и славу победителей. Они были очень сильно обиженны американским руководством, задвинувшим их в «медвежий угол», и без шуток сомневались, что применение «Спитфайров» в качестве ударных автомобилей возможно оправдано по соотношению утрат и причинённого сопернику ущерба.

В итоге в апреле 1945 года случилось то, что позже газетчики назвали «моротайским мятежом». Восемь старших офицеров двух истребительных крыльев, в числе которых был и Колдуэлл, уже закончивший собственный «боевой тур», но пока еще остававшийся на Моротае, в качестве протеста против неправильного применения их соединений просили об увольнении.

«Спитфайр» LF.Mk.VIII (серийный номер A58–518) – один из резервных истребителей Колдуэлла входе боевых действий на Моротае.

Затем руководство отстранило от должности пара человек, среди них и Колдуэлла с помощником, но в их случае обстоятельством стало заведенное дело по обвинению в контрабанде спиртного на борту самолетов ВВС и нескольких фактах его продажи американцам. Винг-фаворит признал себя виновным и был понижен в звании на один ранг, а Колдуэлл отверг обвинение и был дан под трибунал. Суд прошёл в январе 1946 года.

Ас его проиграл, и в феврале был разжалован из временного сквадрон-фаворита (и действующего груп-кэптена) во временные флайт-лейтенанты. Его постоянное звание «флаинг-офицер» оставалось неизменным с 1941 года!

В марте 1946 года Колдуэлл вышел в отставку, и с того времени больше ни разу не пилотировал самолет, не смотря на то, что совершил пара полетов в качестве пассажира. Удачно занимаясь бизнесом, он прожил всю жизнь в Сиднее и умер в 1994 году в возрасте 84 лет.

Охота на дьявола. 1 серия

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: