Броня на византийских гусеницах. артиллерийские бронетрактора. (мир византийской империи от коллеги arturpraetor)

      Комментарии к записи Броня на византийских гусеницах. артиллерийские бронетрактора. (мир византийской империи от коллеги arturpraetor) отключены

Кроме «самодвижущегося минифорта», Механическому арсеналу Ларисы предписывалась разработка самоходного орудия на шасси всё того же гусеничного трактора ММЛ-9.

В предписании указывалось, что это должно быть:

«Самодвижущееся орудие, в виде установленного на шасси трактора орудия громадного калибра (до 155 мм гаубицы – «чем больше – тем лучше»). Двигатель, ходовую часть, боекомплект и прислугу, по возможности, нужно укрыть щитами из брони, не пробиваемой винтовочными пулями, осколками снарядов и шрапнелью. Скорость автомобили не меньше 4,5 км/ч».

Как и при с «самодвижущимся фортом», на предприятии прошёл закрытый конкурс на лучшую компоновку, но на него было представлено всего три проекта.

Первый (как, но, и все проекты бронетракторов) предусматривал удлинение шасси под развитую кормовую платформу, на которую было бы вероятно закатывать прямо на штатном колёсном лафете фактически любое полевое орудие от 75-мм пушки до 155-мм гаубицы включительно!

Для въезда предусматривались откидные аппарели, а для фиксации лафета особый крепёж.

Второй проект воображал из себя переделанный для установки пушечного оружия «самодвижущийся форт». спонсоны и Отделение управления на данной машине объединялись в одну бронекоробку (каковыми в принципе и являлись), но без крыши. В данной коробки, на прочной тумбовой установке должна была монтироваться качающаяся часть или дивизионной 75-мм пушки, или лёгкой 115-мм гаубицы.

Третий проект был самым сложным. Это была машина с корпусом как у прошлой модели, но с крышей, да ещё и усиленной поперечными бимсами, на которых монтировался погон для громадной вращающейся башни с 75-мм пушкой. В качестве другого варианта, кроме этого предлагалась установка в той же башне 57-мм морской пушки либо 35-мм автоматической.

Пулемётное оружие изначально не предусматривалось ни на одном из проектов. В качестве оружия самообороны предполагалось вооружить расчёт орудия кавалерийскими карабинами, водителя револьвером, а начальника полуавтоматическим пистолетом «Маузер».

Пожилой и не владеющий через чур развитой фантазией представитель от сухопутной армии, ознакомившись с проектами, впал в лёгкую прострацию, понятия не имея, что с ними делать, как и что тут улучшать и что в конечном счете выбрать. Но война шла, время поджимало и, получив данные о положении дел с похожими разработками на вторых фирмах, представитель клиента в лице Имперского Минобороны волевым ответом отложил на неизвестный срок как требующий больше времени и затрат третий – самый интересный (а заодно самый сложный и дорогой проект), дав «зелёный свет» двум первым.

Причём в первом случае, предписывалось предусмотреть возможность «закатывания» на платформу орудий корпусной артиллерии — или замечательной 115-мм пушки, или тяжёлой 155-мм гаубицы. Во втором же проекте, на тумбе кроме этого нужно было предусмотреть возможность размещения или 75-мм дивизионной пушки, или 115-мм лёгкой гаубицы.

На том и порешили.

Но, как водится, жизнь внесла собственные коррективы в оба, принятых к спешной реализации проекта, появлявшихся через чур оптимистичными.

Начнём с варианта, что сами армейские вычисляли первостепенным и самые простым. Забрав уже отработанный бронетрактор «Аякс-1» и увеличив в длину бронекузов (толщина брони вкруговую 8 мм), сходу за кабиной водителя прифигачили тумбу, на которой предполагалось устанавливать на выбор или 75-мм дивизионную пушку, или лёгкую 115-мм гаубицу за 8-мм бронещитом коробчатой формы.

Опробования возкой прошли удачно, но первые же пробные стрельбы продемонстрировали, что стрельба из этих артсистем без введения особых упоров, разгружающих подвеску, очень нежелательна – машина приобретала столь сильный импульс на корму, что последняя тележка подвески скоро выходила из строя. Доставалось и предпоследней.

Осмотрев повреждения умелой автомобили, хмурый и по всему самый умный из столичных вояк, представитель Имперского Артиллерийского Управления подошёл к удручённым инженерам и, внезапно, всецело поменял их настроение с минуса на плюс.

Выясняется, эта артиллерийская военная машина была нужна армии только для яркой помощи пехоты на поле боя, и артсопровождения пулемётных броневиков и бронетракторов. А это указывает, что дальнобойность дивизионной лёгкой гаубицы и пушки тут в принципе не актуальна. Достаточно будет маленькой 75-мм горной или противоштурмовой пушки, либо 115-мм лёгкой мортиры.

А потому, что 115-мм мортира ещё лишь значилась в перечне перспективных образцов, на новый артиллерийский бронетрактор установили маленькую 75-мм пушку. Да ещё и заряд в патроне уменьшили на хорошую треть!

Никаких трансформаций в шасси в принципе не потребовалось! Опробования прошли на «ура». Более того.

Потому, что это была машина поля боя, конструктора умудрились сохранить две пулемётные установки в передних частях спонсонов.

Действительно, в серийных автомобилях (за исключением первой, установочной партии) станковых пулемётов в этих установках не было – шла станковые пулемёты и война посчитали через чур большой роскошью, чтобы ставить их на «бронетрактора второй линии». Вместо двух станкачей, на любой артбронетрактор поля боя выделялся лишь один пулемёт – и тот ручной. А уж в правую бойницу его воткнуть либо в левую – события посоветуют! Были бы бойницы!

Тем более что протиснуться к пулемётным установкам было отнюдь не просто! Путь к ней проходил на карачках, под щитом орудия, между бортом и тумбой! Но, и водителю пробраться на собственное рабочее место возможно было только тем же малопочтенным путём.

Потому, что экипаж автомобили складывался из 4 человек – водителя и трёх артиллеристов: начальника (он же замковой), наводчика и заряжающего, выделенного пулемётчика в принципе не было и при необходимости, из того самого ручника шмалял тот, кого отряжал на это дело начальник автомобили – благо особую стрелково-пулемётную подготовку проходили все подряд. Неизвестно какому умнику в Имперском минобороны пришла в голову идея назвать машину «Кентавр-1». Что у них неспециализированного?!

Броня на византийских гусеницах. артиллерийские бронетрактора. (мир византийской империи от коллеги arturpraetor)

(Артиллерийский бронетрактор «второй линии» «Кентавр-1» обр. 1915 г.)

Столь же сложно проходило сотворение и второй, более тяжёлой, но, как первоначально и весьма кроме того ошибочно казалось, более несложной автомобили, заточенной под помой-му очевиднейшее закатывание на боевую платформу пушек-гаубиц на стандартных лафетах.

В действительности, для того чтобы её скомпоновать, было нужно место водителя перенести аж в переднюю часть левого спонсона, а всю среднюю часть и правый спонсон перевоплотить в всецело открытую позади площадку, куда в соответствии с требованию армейских имела возможность закатываться простая полевая артсистема на штатном полевом же лафете.

И уж само собой разумеется, по окончании опробований стрельбами и возкой первого арттрактора («Кентавра-1»), никто не решился хоть разок бабахнуть из кое-как установленной и едва-едва втиснутой в боевое отделение тяжёлой пушки (полная ширина 115-мм корпусной пушки византийской армии чуть не 2 метра!). Всем заблаговременно было ясно – один таковой «бабах» и машине кирдык. Вероятно кроме того с людскими жертвами!

Исходя из этого, бегло осмотрев чуть вписавшуюся в габариты БО тяжёлую пушку, умница-мужик от Артуправления (тот самый, с хорошим славянским лицом, что выручил КБ с «маленькой» пушкой), только кратко скомандовал:

– Выгружайте её на хер. Будем ставить лёгкую гаубицу.

Лёгкая-то она само собой разумеется лёгкая и поднялась изюмительно так, что в довесок к стандартному углу ГН её качалки на однобрусном лафете, кроме того возможно было добавить ещё столько же поворотом этого самого лафета в БО (полная ширина орудия не более 1,5 м).

Вот лишь стрельб с шасси машина не выдержала кроме того минимальным зарядом. По окончании первого же выстрела из лёгкой 115-мм гаубицы машину качнуло назад так, что целый расчёт повалился с ног, а последняя тележка подвески, безрадосно сообщив «хрясь», .

«Артиллерист» вопреки ожиданиям инженеров «Арсенала» усиливать шасси кроме того не внес предложение. Только мрачно закурил и с чисто русским фатализмом кинул:

– Будем присобачивать к вашей таратайке сошник.

Благодарные инженера «Арсенала» также нашли что улучшить – гусеничный движитель сместили как возможно назад, чтобы удлинённая платформа, да ещё и с присобаченным сошником не создали перекоса по нагрузке на шасси. А высоту подвески поменяли так, что кормовое направляющее колесо фактически легло на грунт, увеличивая опорную поверхность и беря на себя часть нагрузки подвески при выстреле.

Сошник сделали откидным, прочным и достаточно тяжёлым. Прибыв на место, его опускали несложным винтовым механизмом – тупо срисованным с арматуры задвижек на трубопроводах и фиксировали особыми замечательными штифтами в совпавшие отверстия, множество которых имелся на платформе – для подгонки под рельеф местности.

Но сейчас, если не жадничать и ограничиться всё той же лёгкой 115-мм гаубицей, выбирай любой угол возвышения и стреляй любым зарядом – прочный сошник принимал на себя достаточную часть нагрузки, чтобы не тревожиться о состоянии подвески.

Вот лишь масса всего этого счастья настойчиво попросила фактически «раздеть» бронетрактор. Вся его защита (и та прежде была лишь с трёх сторон) сейчас была ограничена 6-мм вертикальной бронёй «прожиточного минимума». Горизонтальная бронезащита боевого отделения и отделения управления отсутствовала по большому счету.

(Тяжёлый артиллерийский бронетрактор «второй линии» «Кентавр-2» обр. 1916 г. Вооружён лёгкой 115-мм гаубицей (на рисунке внизу))

Оба артиллерийских бронетрактора «Арсенал» начал производить в 1915-16-ом годах. Причём в отыскивании самоё оптимального места в боевых порядках для таковой, не через чур бессчётной и достаточно дорогой техники, была создана целая теория тактики боевого применения бронетракторов.

Сущность её заключалась в следующем. Дивизион бронетракторов «первой линии» выдвигался на поле боя, имея построение в виде трёх «клиньев» — машина начальника отделения в первых рядах и два ведомых бронетрактора чуть сзади по флангам от начальника. Три таких клина находились также не в ряд, а опять-таки, средний был выдвинут чуть вперёд.

Всего, так, в атаке приняло участие 9 бронетракторов «первой линии» с замечательным пехотным сопровождением.

«Вторая линия» складывалась из шести артиллерийских бронетракторов поля боя «Кентавр-1», каковые парами поддерживали огнём любой клин. Конкретно за ними двигалась вторая волна пехотных цепей.

Наконец в сражении принимали участие ещё 4 тяжёлых артиллерийских бронетрактора со 115-мм гаубицами, каковые вели пламя через головы атакующих с исходных для атаки позиций и координировали его по распоряжениям бронетракторов первой линии, или начальников сопровождающей бронетракторы пехоты. Кроме этого по их распоряжениям они выдвигались вперёд, за бронетракторами и пехотой, дабы быть неизменно под рукой – благо замена тяжёлых орудий на лёгкую гаубицу имела и таковой хороший нюанс, как намного больший возимый БК. Сопровождали эти САУ пехотинцы резерва.

Важной была и возможность в любую секунду выкатить гаубицу на грунт – при неисправности или бронетрактора, или орудия, армия уже не теряла две боевые единицы зараз.

Так, сама собой сложилась и структура бронетракторных дивизионов. Всего в дивизионе, соответственно, было 10 (один командирский – он же запасной) бронетракторов «первой линии», 6 артиллерийских бронетракторов поля боя с 75-мм пушками и 4 гаубичных бронетрактора огневой помощи.

Кроме этого в бронетракторный дивизион входили 3 простых стандартных трактора ММЛ-9, применяемых и как транспортные средства и как эвакуаторы.

Не смотря на то, что в сумме получалось, что в бронетракторном дивизионе числилось 10 бронетракторов «танков» и 10 бронетракторов САУ, «Арсенал» производил «танков» в два раза больше – потому, что они шли в первых рядах и несли значительно тяжелые потери, каковые требовалось вовремя восполнять.

Но КБ «Арсенала» вовсе не «почивало на лаврах», а чуть обе артиллерийские автомобили были запущены в маленькую, но серию (приблизительно 5 автомобилей в месяц), оно возвратилось к разработке башенного артиллерийского бронетрактора. Не смотря на то, что до завершения войны запустить в серию новую машину так и не удалось, она послужила базой для в первой половине 20-ых годов двадцатого века пехотного танка «Аякс-3», вооружённого спаркой 35-мм пулемёта и автоматической пушки. В дополнение к нему, фактически параллельно был создан пехотный «артиллерийский танк» «Кентавр-3», отличающийся только увеличенной высотой башни, в которой устанавливалась спарка 75-мм пулемёта и пушки.

(Артиллерийский танк Кентавр-3 обр. 1921 г.)

На всякий случай – полная линейка военной техники от «Механического Арсенала Ларисы».

Вот такую «Ларису Ивановну желаю!» — в смысле, жаль, что скажем, русский индустрия на какунить подобную технику для армии так и не разродилась.

Учения артиллерийских подразделений ВС ДНР

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: