Кроме «самодвижущегося минифорта», Механическому арсеналу Ларисы предписывалась разработка самоходного орудия на шасси всё того же гусеничного трактора ММЛ-9.
В предписании указывалось, что это должно быть:
«Самодвижущееся орудие, в виде установленного на шасси трактора орудия громадного калибра (до 155 мм гаубицы – «чем больше – тем лучше»). Двигатель, ходовую часть, боекомплект и прислугу, по возможности, нужно укрыть щитами из брони, не пробиваемой винтовочными пулями, осколками снарядов и шрапнелью. Скорость автомобили не меньше 4,5 км/ч».
Как и при с «самодвижущимся фортом», на предприятии прошёл закрытый конкурс на лучшую компоновку, но на него было представлено всего три проекта.
Первый (как, но, и все проекты бронетракторов) предусматривал удлинение шасси под развитую кормовую платформу, на которую было бы вероятно закатывать прямо на штатном колёсном лафете фактически любое полевое орудие от 75-мм пушки до 155-мм гаубицы включительно!
Для въезда предусматривались откидные аппарели, а для фиксации лафета особый крепёж.
Второй проект воображал из себя переделанный для установки пушечного оружия «самодвижущийся форт». спонсоны и Отделение управления на данной машине объединялись в одну бронекоробку (каковыми в принципе и являлись), но без крыши. В данной коробки, на прочной тумбовой установке должна была монтироваться качающаяся часть или дивизионной 75-мм пушки, или лёгкой 115-мм гаубицы.
Третий проект был самым сложным. Это была машина с корпусом как у прошлой модели, но с крышей, да ещё и усиленной поперечными бимсами, на которых монтировался погон для громадной вращающейся башни с 75-мм пушкой. В качестве другого варианта, кроме этого предлагалась установка в той же башне 57-мм морской пушки либо 35-мм автоматической.
Пулемётное оружие изначально не предусматривалось ни на одном из проектов. В качестве оружия самообороны предполагалось вооружить расчёт орудия кавалерийскими карабинами, водителя револьвером, а начальника полуавтоматическим пистолетом «Маузер».
Пожилой и не владеющий через чур развитой фантазией представитель от сухопутной армии, ознакомившись с проектами, впал в лёгкую прострацию, понятия не имея, что с ними делать, как и что тут улучшать и что в конечном счете выбрать. Но война шла, время поджимало и, получив данные о положении дел с похожими разработками на вторых фирмах, представитель клиента в лице Имперского Минобороны волевым ответом отложил на неизвестный срок как требующий больше времени и затрат третий – самый интересный (а заодно самый сложный и дорогой проект), дав «зелёный свет» двум первым.
Причём в первом случае, предписывалось предусмотреть возможность «закатывания» на платформу орудий корпусной артиллерии — или замечательной 115-мм пушки, или тяжёлой 155-мм гаубицы. Во втором же проекте, на тумбе кроме этого нужно было предусмотреть возможность размещения или 75-мм дивизионной пушки, или 115-мм лёгкой гаубицы.
На том и порешили.
Но, как водится, жизнь внесла собственные коррективы в оба, принятых к спешной реализации проекта, появлявшихся через чур оптимистичными.
Начнём с варианта, что сами армейские вычисляли первостепенным и самые простым. Забрав уже отработанный бронетрактор «Аякс-1» и увеличив в длину бронекузов (толщина брони вкруговую 8 мм), сходу за кабиной водителя прифигачили тумбу, на которой предполагалось устанавливать на выбор или 75-мм дивизионную пушку, или лёгкую 115-мм гаубицу за 8-мм бронещитом коробчатой формы.
Опробования возкой прошли удачно, но первые же пробные стрельбы продемонстрировали, что стрельба из этих артсистем без введения особых упоров, разгружающих подвеску, очень нежелательна – машина приобретала столь сильный импульс на корму, что последняя тележка подвески скоро выходила из строя. Доставалось и предпоследней.
Осмотрев повреждения умелой автомобили, хмурый и по всему самый умный из столичных вояк, представитель Имперского Артиллерийского Управления подошёл к удручённым инженерам и, внезапно, всецело поменял их настроение с минуса на плюс.
Выясняется, эта артиллерийская военная машина была нужна армии только для яркой помощи пехоты на поле боя, и артсопровождения пулемётных броневиков и бронетракторов. А это указывает, что дальнобойность дивизионной лёгкой гаубицы и пушки тут в принципе не актуальна. Достаточно будет маленькой 75-мм горной или противоштурмовой пушки, либо 115-мм лёгкой мортиры.
А потому, что 115-мм мортира ещё лишь значилась в перечне перспективных образцов, на новый артиллерийский бронетрактор установили маленькую 75-мм пушку. Да ещё и заряд в патроне уменьшили на хорошую треть!
Никаких трансформаций в шасси в принципе не потребовалось! Опробования прошли на «ура». Более того.
Потому, что это была машина поля боя, конструктора умудрились сохранить две пулемётные установки в передних частях спонсонов.
Действительно, в серийных автомобилях (за исключением первой, установочной партии) станковых пулемётов в этих установках не было – шла станковые пулемёты и война посчитали через чур большой роскошью, чтобы ставить их на «бронетрактора второй линии». Вместо двух станкачей, на любой артбронетрактор поля боя выделялся лишь один пулемёт – и тот ручной. А уж в правую бойницу его воткнуть либо в левую – события посоветуют! Были бы бойницы!
Тем более что протиснуться к пулемётным установкам было отнюдь не просто! Путь к ней проходил на карачках, под щитом орудия, между бортом и тумбой! Но, и водителю пробраться на собственное рабочее место возможно было только тем же малопочтенным путём.
Потому, что экипаж автомобили складывался из 4 человек – водителя и трёх артиллеристов: начальника (он же замковой), наводчика и заряжающего, выделенного пулемётчика в принципе не было и при необходимости, из того самого ручника шмалял тот, кого отряжал на это дело начальник автомобили – благо особую стрелково-пулемётную подготовку проходили все подряд. Неизвестно какому умнику в Имперском минобороны пришла в голову идея назвать машину «Кентавр-1». Что у них неспециализированного?!
(Артиллерийский бронетрактор «второй линии» «Кентавр-1» обр. 1915 г.)
Столь же сложно проходило сотворение и второй, более тяжёлой, но, как первоначально и весьма кроме того ошибочно казалось, более несложной автомобили, заточенной под помой-му очевиднейшее закатывание на боевую платформу пушек-гаубиц на стандартных лафетах.
В действительности, для того чтобы её скомпоновать, было нужно место водителя перенести аж в переднюю часть левого спонсона, а всю среднюю часть и правый спонсон перевоплотить в всецело открытую позади площадку, куда в соответствии с требованию армейских имела возможность закатываться простая полевая артсистема на штатном полевом же лафете.
И уж само собой разумеется, по окончании опробований стрельбами и возкой первого арттрактора («Кентавра-1»), никто не решился хоть разок бабахнуть из кое-как установленной и едва-едва втиснутой в боевое отделение тяжёлой пушки (полная ширина 115-мм корпусной пушки византийской армии чуть не 2 метра!). Всем заблаговременно было ясно – один таковой «бабах» и машине кирдык. Вероятно кроме того с людскими жертвами!
Исходя из этого, бегло осмотрев чуть вписавшуюся в габариты БО тяжёлую пушку, умница-мужик от Артуправления (тот самый, с хорошим славянским лицом, что выручил КБ с «маленькой» пушкой), только кратко скомандовал:
– Выгружайте её на хер. Будем ставить лёгкую гаубицу.
Лёгкая-то она само собой разумеется лёгкая и поднялась изюмительно так, что в довесок к стандартному углу ГН её качалки на однобрусном лафете, кроме того возможно было добавить ещё столько же поворотом этого самого лафета в БО (полная ширина орудия не более 1,5 м).
Вот лишь стрельб с шасси машина не выдержала кроме того минимальным зарядом. По окончании первого же выстрела из лёгкой 115-мм гаубицы машину качнуло назад так, что целый расчёт повалился с ног, а последняя тележка подвески, безрадосно сообщив «хрясь», .
«Артиллерист» вопреки ожиданиям инженеров «Арсенала» усиливать шасси кроме того не внес предложение. Только мрачно закурил и с чисто русским фатализмом кинул:
– Будем присобачивать к вашей таратайке сошник.
Благодарные инженера «Арсенала» также нашли что улучшить – гусеничный движитель сместили как возможно назад, чтобы удлинённая платформа, да ещё и с присобаченным сошником не создали перекоса по нагрузке на шасси. А высоту подвески поменяли так, что кормовое направляющее колесо фактически легло на грунт, увеличивая опорную поверхность и беря на себя часть нагрузки подвески при выстреле.
Сошник сделали откидным, прочным и достаточно тяжёлым. Прибыв на место, его опускали несложным винтовым механизмом – тупо срисованным с арматуры задвижек на трубопроводах и фиксировали особыми замечательными штифтами в совпавшие отверстия, множество которых имелся на платформе – для подгонки под рельеф местности.
Но сейчас, если не жадничать и ограничиться всё той же лёгкой 115-мм гаубицей, выбирай любой угол возвышения и стреляй любым зарядом – прочный сошник принимал на себя достаточную часть нагрузки, чтобы не тревожиться о состоянии подвески.
Вот лишь масса всего этого счастья настойчиво попросила фактически «раздеть» бронетрактор. Вся его защита (и та прежде была лишь с трёх сторон) сейчас была ограничена 6-мм вертикальной бронёй «прожиточного минимума». Горизонтальная бронезащита боевого отделения и отделения управления отсутствовала по большому счету.
(Тяжёлый артиллерийский бронетрактор «второй линии» «Кентавр-2» обр. 1916 г. Вооружён лёгкой 115-мм гаубицей (на рисунке внизу))
Оба артиллерийских бронетрактора «Арсенал» начал производить в 1915-16-ом годах. Причём в отыскивании самоё оптимального места в боевых порядках для таковой, не через чур бессчётной и достаточно дорогой техники, была создана целая теория тактики боевого применения бронетракторов.
Сущность её заключалась в следующем. Дивизион бронетракторов «первой линии» выдвигался на поле боя, имея построение в виде трёх «клиньев» — машина начальника отделения в первых рядах и два ведомых бронетрактора чуть сзади по флангам от начальника. Три таких клина находились также не в ряд, а опять-таки, средний был выдвинут чуть вперёд.
Всего, так, в атаке приняло участие 9 бронетракторов «первой линии» с замечательным пехотным сопровождением.
«Вторая линия» складывалась из шести артиллерийских бронетракторов поля боя «Кентавр-1», каковые парами поддерживали огнём любой клин. Конкретно за ними двигалась вторая волна пехотных цепей.
Наконец в сражении принимали участие ещё 4 тяжёлых артиллерийских бронетрактора со 115-мм гаубицами, каковые вели пламя через головы атакующих с исходных для атаки позиций и координировали его по распоряжениям бронетракторов первой линии, или начальников сопровождающей бронетракторы пехоты. Кроме этого по их распоряжениям они выдвигались вперёд, за бронетракторами и пехотой, дабы быть неизменно под рукой – благо замена тяжёлых орудий на лёгкую гаубицу имела и таковой хороший нюанс, как намного больший возимый БК. Сопровождали эти САУ пехотинцы резерва.
Важной была и возможность в любую секунду выкатить гаубицу на грунт – при неисправности или бронетрактора, или орудия, армия уже не теряла две боевые единицы зараз.
Так, сама собой сложилась и структура бронетракторных дивизионов. Всего в дивизионе, соответственно, было 10 (один командирский – он же запасной) бронетракторов «первой линии», 6 артиллерийских бронетракторов поля боя с 75-мм пушками и 4 гаубичных бронетрактора огневой помощи.
Кроме этого в бронетракторный дивизион входили 3 простых стандартных трактора ММЛ-9, применяемых и как транспортные средства и как эвакуаторы.
Не смотря на то, что в сумме получалось, что в бронетракторном дивизионе числилось 10 бронетракторов «танков» и 10 бронетракторов САУ, «Арсенал» производил «танков» в два раза больше – потому, что они шли в первых рядах и несли значительно тяжелые потери, каковые требовалось вовремя восполнять.
Но КБ «Арсенала» вовсе не «почивало на лаврах», а чуть обе артиллерийские автомобили были запущены в маленькую, но серию (приблизительно 5 автомобилей в месяц), оно возвратилось к разработке башенного артиллерийского бронетрактора. Не смотря на то, что до завершения войны запустить в серию новую машину так и не удалось, она послужила базой для в первой половине 20-ых годов двадцатого века пехотного танка «Аякс-3», вооружённого спаркой 35-мм пулемёта и автоматической пушки. В дополнение к нему, фактически параллельно был создан пехотный «артиллерийский танк» «Кентавр-3», отличающийся только увеличенной высотой башни, в которой устанавливалась спарка 75-мм пулемёта и пушки.
(Артиллерийский танк Кентавр-3 обр. 1921 г.)
На всякий случай – полная линейка военной техники от «Механического Арсенала Ларисы».
Вот такую «Ларису Ивановну желаю!» — в смысле, жаль, что скажем, русский индустрия на какунить подобную технику для армии так и не разродилась.
Учения артиллерийских подразделений ВС ДНР
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Это ДО войны умельцы не через чур громадных, но отлично оснащённых Механических Мастерских Ларисы, именуемых в просторечье легко «Транспортным…
-
Броня на византийских колёсах. лёгкие ба. (мир византийской империи от коллеги arturpraetor)
История византийских бронемашин начинается в 1904-1905 г.г. в то время, когда на протяжении англо-византийской войны, очень влиятельные чины византийской…
-
Броня на византийских колёсах. тяжёлые ба. (мир византийской империи от коллеги arturpraetor)
Мысль поставить на колёса орудие для кавалерии и непосредственной поддержки пехоты появилась в начале ПМВ. Первым умелым пушечным бронеавтомобилем…
-
Накатал ваш почтенный слуга 7 часть про монстра по имени «Громобой» и собрался было уже написать статью про САУ, шасси для которых я заныкал по прошлым…
-
Бронетехника византийской империи — танки, часть i (old)
Что-то я достаточно нежданно увяз в бронетехнике, кроме того больше, чем в свое время в военно-морском флоте. Вместо планируемого одного поста про…
-
Бронетехника византийской империи — бронеавтомобили, часть i (old)
Честно говоря не планировал заниматься без шуток чем-то до того момента, как разберусь с главными судами Византийского флота (хотя бы больше эсминцев) до…