В отношении этого аппарата во время его существования употреблялось пара названий: Э-2, «Комета», «Комсомолка». В конструкторском бюро Григоровича самолет определялся как «спортивный для туризма». Его появление напрямую связано с совершённым в осеннюю пору 1934 г. скоростным авиарейсом из Британии в Австралию.
Полным победителем этих гонок стал британский двухмоторный цельнодеревянный моноплан Де Хэвилленд «Комета» (D.H.88 Comet), оснащенный двигателями мощностью по 225 л.с. Из двух участвующих самолетов этого типа экземпляр с регистрационным номером G-ACSS преодолел 19800 км за 70 ч 54 мин.
Итоги австралийского перелета и, в особенности, моноплан «Комета» с заявленной большой скоростью 380 км/ч, позвали громадной интерес у советских инженеров. Как мы знаем, что тема воздушных гонок кроме того обсуждалась в управлении авиапромышленности в осеннюю пору 1934 г. Предполагалось, например, выстроить подобный самолет в армейском варианте с дальностью полета 2500 км и бомбовой нагрузкой 300-500 кг.
Задание на двухмоторный аппарат, подобный британской «Комете», передали на авиазавод №1 Григоровичу, что возглавил неспециализированное управление по его созданию. Самолет взял наименование Э-2 (Экспериментальный — второй) и порядковый номер в совокупности обозначений Григоровича — ДГ-55. Начальником постройки и проектирования автомобили ДГ-55 являлся выпускник МВТУ, планерист, инженер С.Н.
Люшин. Но главными действующими лицами при создании самолета стали восемь девушек-конструкторов: М.А. Победоносцева, М. Скачкова, Н. Хмурец, В. Продолжительных, Л. Сибиркина, 3. Андреева, Е. Рожкова и М. Крылова.
Издание «Самолет» №6 за 1936 г. писал:
«Перед нами стоит задача — создать такие самолеты, каковые благодаря летным данным и несложности управления отыщут широкое использование в совокупности связи, спортивных, тренировочных полетах и для обслуживания местных исполкомов. Исходя из этих мыслей, завод им. Авиахима решил сконструировать спортивный самолет, всецело отвечающий требованиям, предъявляемым к массовой авиации.
Поставленная задача удачно разрешена — завод сконструировал и закончил постройкой двухмоторный спортивно-тренировочный самолет Э-2.
История этого самолета пара необыкновенна: он всецело сконструирован и выстроен по чертежам восьми дам: Марины Победоносцевой, Марии Скачковой, Наталии Хмурец, Веры Продолжительных, Лидии Сибиркиной, Зинаиды Андреевой, Марии Крыловой и Лизы Рожковой — конструкторов завода. Данной гениальной группе было дано четкое и весьма важное задание: сконструировать современный легкий спортивный самолет.
В задание входило исполнение следующих необходимых условий: громадная крейсерская скорость, малая посадочная скорость, применение и значительная дальность полёта всех последних достижений авиационной техники.
С живейшим интересом и характерным советской молодежи энтузиазмом приступили девушки к первой собственной независимой и столь важной работе. Во главе бригады была поставлена Марина Победоносцева. Вся работа производилась под управлением и при консультации главного конструктора завода доктора наук Д. П. Григоровича, явившегося инициатором постройки этого самолета.
Э-2 — двухместный самолет с низко расположенным крылом, фюзеляж типа монокок, оперение свободнонесущее, крыло кессонного типа с толстой древесной обшивкой. Лонжерон древесный, коробчатого сечения, шасси убирающееся, уникальной схемы, конструктивно выполненное вместе с моторными рамами, находящимися на крыле. Схема подъема шасси — тросовая.
Самолет снабжен тормозными колесами; в полете колеса убираются в обтекаемые капоты, находящиеся под моторами. Зимний период колеса сменяются лыжами, каковые кроме этого убираются в полете.
Самолет развивает скорость в 300 км/час. Это самый быстроходный спортивный самолет. Благодаря особенных закрылков типа Цапа железной конструкции посадочная скорость понижается до 85 км/ч.
Потолок самолета — 6000 км. Громадная емкость бензиновых баков разрешает создавать беспосадочные полеты на расстояние 2200 км.
Самолет всецело оборудован для ночных полетов и имеет двойное управление, что разрешает в полете вести самолет и из второй кабины и применять его для тренировочных целей. Хвостовое оперение имеет управляемые флеттнеры, что ведет к облегчению управления.
Э-2 отличается изяществом собственных форм. Выдающаяся вперед кабина запланирована на механика и пилота либо пассажира. На крыльях расположены два мотора мощностью в 120 л.с. любой, запрятанные в обтекатели; моторные установки на большом растоянии вынесены вперед от крыла.
Кабина пассажира и лётчика закрыта фонарем, что образует лимузин. Запас прочности конструкции разрешает самолету делать фигуры, что есть особенно полезным при тренировочных и учебных полетах.
С целью получения лучших аэродинамических качеств, все подробности конструкции, выступающие на фюзеляже, зализаны и им придана обтекаемая форма; вся поверхность самолета отшлифована и отлакирована; сделаны обтекаемые плавные переходы от фюзеляжа на крылья.
Женской бригаде было нужно много поработать над созданием собственного самолета. Успешное завершение строительства результат того, что Э-2 был окружен вниманием всего завода, заинтересованного в том, дабы творческая идея лучших представительниц завода взяла собственный конкретное выражение.
Директор завода т. Беленкович, технический директор т. Шекунов, глава умелого цеха т. Коротчаев, осуществляющий строительство, и публичные организация завода — все оказали ее бригаде и Марине Победоносцевой собственную помощь.
Особенная роль в победе молодежной женской бригады в собственности заслуженному деятелю авиации Д. П. Григоровичу, воспитавшему уже несколько плеяду гениальных советских конструкторов»
Самолет ДГ-55 оказался в полной мере успешным летательным аппаратом, он имел красивые аэродинамические формы и был весьма чисто выполнен. Летчик Александр Жуков, что испытал его (он именовал его на собственный манер — «девичий самолет»), позднее вспоминал:
«Хорошая была машина. Скорость 300 км/ч, потолок 6000 метров. Моноплан с убирающимся шасси…
Отличался изяществом форм».
К сожалению, судьба ДГ-55 на настоящий момент не выяснена. Выстроенный и испытанный в конце 1936 г. самолет в полной мере имел возможность принимать участие в гонках спортивных самолетов, совершённых Центральным аэроклубом в 1937 г. Но никаких сведений о подготовке ДГ-55 к этим состязаниям не найдено.
Напоследок добавим, что ДГ-55 был оснащен двумя двигателями Циррус «Гермес» мощностью по 120 л.с., с которыми владел следующими техническими данными и расчетными чертями:
Размах крыла (м) |
11,0 |
Протяженность в линии полета (м) |
7,94 |
Высота в линии полета (м) |
3,335 |
Колея шасси (м) |
2,7 |
Площадь крыла (м?) |
13,85 |
Вес конструкции (кг) |
590 |
Полная нагрузка (кг) |
495 |
Полетный вес (кг) |
1546 |
Нагрузка на крыло (кг/м?) |
119 |
Скорость большая у почвы (км/ч) |
296 |
Скорость большая на 3000 м (км/ч) |
271 |
Посадочная скорость с применением щитков (км/ч) |
100 |
Практический потолок (м) |
5000 |
Дальность полета большая (км) |
2000 |
источник: Михаил Маслов «Самолеты Дмитрия Григоровича» // «космонавтика и Авиация» 09-2014
Самолет Президента. Фильм Аркадия Мамонтова. От 10.10.16
Увлекательные записи:
- Бусы для анечки
- Опытный легкий скоростной бомбардировщик як-125б. ссср
- Испытано в индии. истребитель миг-21фл
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Самолеты дмитрия григоровича часть 28. секретный истребитель и-z
Перед тем как приступить к описанию этого самолета конструкции Григоровича, нужно хотя бы кратко поведать о особых безоткатных артиллерийских…
-
Самолеты дмитрия григоровича часть 35
Разработка этого самолета, взявшего обозначение ДГ-58, началась первоначально в рамках задания на скоростной разведчик (СР) в 1935 г. В качестве силовой…
-
Самолеты дмитрия григоровича часть 2
В Петербург Дмитрий Павлович приехал в начале 1911 г., где первое время трудился редактором издания «Вестник Воздухоплавания». Должность разрешала быть в…
-
Самолеты дмитрия григоровича часть 30 пушечный истребитель ип-1 (пи-1, дг-52)
В 1933-1934 гг. в управлении ВВС Красной Армии отмечался интерес к повышению мощности бортового оружия самолетов. В это время деятельно обсуждается…
-
Самолеты дмитрия григоровича часть 34
В начале 1936 г. Управление ВВС предложило последовательности конструкторских бюро приступить к проектированию боевых скоростных монопланов, определяемых…
-
Самолеты дмитрия григоровича. часть 31
Данный самолет, что на этапе проектирования взял обозначение ДГ-53, если сравнивать с ДГ-52 (ИП-1) отличался сниженными геометрическими размерами,…