Первые воздушные победы первого дня великой отечественной

      Комментарии к записи Первые воздушные победы первого дня великой отечественной отключены

По окончании 1991 года в нашу страну хлынул поток западных публикаций, посвящённых Второй мировой, и особенно увлекательно описывались успехи германских лётчиков-истребителей, каковые, как выяснилось, заявили в десять раз больше побед, чем их советские визави. Во многих источниках, начиная с «Википедии», особенное внимание уделялось лётчику 3-й истребительной эскадры обер-лейтенанту Роберту Олейнику, что якобы первым сбил коммунистический самолёт уже в 03:40 по берлинскому времени.

Продолжительное время проверить эти сведения было нереально, но на данный момент, применяя труды германского исследователя Йохена Прина, и эти советских и германских архивов, удалось разобраться и в этом вопросе. Так кто же одержал первые воздушные победы на советско-германском фронте?

Обер-лейтенант Олейник против лейтенанта Горбатюка

Эскадры V авиакорпуса люфтваффе, что 22 июня 1941 года должен был поддержать нацеленную на Киев группу армий «Юг», концентрировались в Польше, в районах Замостье, Люблин и Жешув. Истребительные части были представлены всеми тремя группами эскадры JG 3. Это были достаточно внушительные силы: советская аэродромная сеть в полосе между Перемышлем и Ковелем была развита слабо, и бессчётные истребительные полки ВВС Киевского особенного военного округа не имели шансов поучаствовать в битвах над границей.

Главные силы JG 3 базировались в Замостье, где размешалась III./JG 3, и восточнее, на аэропорте Хостуне (штаб и II./JG 3). Ближе всех к границе, на аэропорте Дуб, сидела I./JG 3. Эскадра насчитывала 109 Bf 109F, из них 93 были исправными. Задача эскадры – уничтожение советской авиации на аэропортах недалеко от Львова.

Первые воздушные победы первого дня великой отечественной
МиГ-3 из 28-го ИАП, покинутый из-за неполадок на аэропорте Цунев, июнь 1941 года (живописец Александр Казаков)

Соперниками германских истребителей должны были стать лётчики 23-го, 28-го, 164-го ИАП 15-й САД и 92-го ИАП 16-й САД – всего около 200 боеготовых самолётов с экипажами (70 МиГ-3, 30 И-16 и 100 И-153). Казалось бы, советские истребители имели двукратное численное превосходство, но лётчики сравнительно не так давно организованных 92-го и 164-го полков были слабо подготовлены, а матчасть (И-153 и И-16 тип 5) открыто устарела. 23-й и 28-й ИАП, наоборот, ещё не всецело овладели сложным в пилотировании МиГ-3.

По этим обстоятельствам приходится констатировать полное превосходство немцев, имевших на вооружении новейшие Bf 109F и в среднем значительно лучше подготовленный персональный состав.

Из истории I./JG 3 как мы знаем, что группе в первом боевом вылете была поставлена задача атаковать аэродромы в окрестностях Львова. Приказ раздался около 03:40 часов утра по берлинскому времени, были задействованы в общем итоге 23 Bf 109F из всех трёх штабного звена и эскадрилий. Подробности первого вылета известны из воспоминаний начальника группы гауптмана Ханса фон Хана (Hptm. Hans von Hahn):

«Мы должны были нападать русские аэропорты в окрестностях Львова. Раннее утро было мрачным и серым. Глубочайший покой царил внизу, в воздухе отсутствовали самолёты, не было никакой зенитной обороны. В то время, когда мы заметили аэропорт, то не могли поверить своим глазам. На лётном поле было полно автомобилей: разведчики, большое количество истребителей, бомбардировщики.

Они находились не замаскированные, как перед парадом, выстроенные в долгие ровные последовательности. По данной куче мы и открыли огонь из бортового оружия и сбрасывать 50-кг бомбы. Внизу загорелось множество серебристо-серых самолётов, похожих на птиц; они блистали собственными красными звёздами, и это прекрасно было видно сверху.

Мы делали атаку за атакой по разведанным аэропортам. Эти действия длились целый сутки приблизительно так же, и мы не приходили в себя от удивления. Какое количество самолётов и аэродромов имели русские на отечественной границе!

В отличие от штаба группы, звену 1./JG 3 и двумя звеньям 2./JG 3 уже в первом вылете было нужно вступить в воздушный бой с неприятелем – это были пара русских истребителей Поликарпова типа И-16, более известных со времён гражданской войны в Испании как «рата». Три этих широколобых, мелких, со звездообразным двигателем истребителя были сбиты обер-лейтенантом Олейником, фельдфебелем Хеесеном и фельдфебелем Лютом».

Целью для сводной группы, ведомой обер-лейтенантом Олейником (Olt. Robert Olejnik), стал аэропорт Цунев (около города Город, он же Грудек Ягеллонский), где базировался 28-й ИАП (43 исправных истребителя: 36 МиГ-3 и семь И-16). Восьмёрка 2./JG 3 взлетела с подвешенными 50-кг осколочными бомбами SD-50, закрывало звено 1./JG 3.

«Мессершмитт» Bf 109F-2 начальника 1./JG 3 обер-лейтенанта Роберта Олейника, июль 1941 года. На руле направления отметки о 20 воздушных победах

Благодаря архиву Университета истории России РАН, где удалось отыскать воспоминания лётчиков 28-го ИАП, и документу о подтверждении победы фельдфебеля Хеесена, выложенному Марком Солониным на своём сайте, оказалось разобраться в событиях боя над аэропортом 28-го ИАП.

Рапорт о воздушной победе, подписанный фельдфебелем Хеесеном (Fw. Ernst Heesen) из 2./JG 3:

«22.06.1941 в 03:35 я стартовал в составе пары Bf 109 с бомбами в группе обер-лейтенанта Олейника. Через полчаса лётного времени мы увидели у Гродека [Грудек Ягеллонский] одиночную машину. Обер-лейтенант Олейник развернулся на неё и приказал мне скинуть бомбы на аэропорт Гродек. Пикируя, я видел стартующие с аэропорта автомобили. Я скинул бомбы, прицелился в заднюю машину и поджег её очередью.

Заваливаясь на левое крыло, она начала падать, а лётчик выпрыгнул с парашютом. Я не имел возможности замечать, как она упала на землю, поскольку отвернул, увидев, что остальные автомобили разворачиваются на боевой курс в мою сторону».

Победа над И-16 германскому лётчику была засчитана в 04:10 по берлинскому времени (05:10 по столичному) в районе северо-восточнее Grodek. Конечно, взлетев в 03:35 утра, германская несколько никак не имела возможности появляться над Цуневом, до которого было 100 км, за пять мин., а Роберт Олейник не имел возможности одержать собственную победу в 03:40. То, что бой был около 05:00 по Москве, подтверждается документами советской стороны и воспоминаниями участников событий.

Из истории 28-го ИАП:

«В 04:00 22 июня лагерь огласили нервные звуки боевой тревоги. Люди вскакивали, на ходу наряжались, брали противогазы и оружие и бежали на аэропорт. Технический состав скоро приготовил автомобили, и лётчики приготовились к взлёту. Нервы были напряжены до предела, все ожидали приказа о вылете, дабы проучить двуногих зверей из банды Гитлера.

Уже взяли сообщение, что аэропорт Скнилов подвергся бомбардировке. Все знали, что началась война, но одновременно с этим не хотелось этому верить.

Внезапно в стороне от аэропорта на малой высоте показались три вражеских бомбардировщика. Комполка полковник Черкасов подал команду, и отечественные соколы вихрем взлетели в атмосферу, дабы преградить путь фашистским гадам. Сейчас со стороны солнца пикируют 8 самолётов Ме-109 с задачей штурмовать аэропорт. Над аэропортом завязался жаркий воздушный бой.

Не считая пулемётной стрельбы и гула моторов, ничего не было слышно. Много глаз с тревогой наблюдали на первый, неравный по силам воздушный бой на малых высотах. В этом бою отечественные юные сталинские соколы продемонстрировали готовность и свою уверенность биться за каждую пядь советской почвы, за любой кубометр отечественного воздуха.

Не выдержав храбрых и решительных атак отечественных истребителей, фашистские «ассы» стали удирать. Это было в 05:00…»

Опуская патетику, направляться отметить подробности: бой состоялся около 05:00, а взлёт самолётов полка начался в момент атаки «мессершмиттов». Эти сведенья подтверждает и яркий участник боя, в то время замкомандира 3-й эскадрильи 28-го ИАП лейтенант Евгений Горбатюк (интервью забрано в первой половине 40-ых годов XX века):

«Началось всё это весьма интересно, нежданно. Мы были в лагерях, часть лётчиков отдыхала дома. Комполка Осадчий именно за пара дней ушёл из полка.

Утром, по тревоге, звук которой запустили и отключили – думали, простая учебная тревога. Но позже, ощущаю по настроению, что-то не то! Мечется Черкасов, полковник – «взлетать!» Первым со всего аэропорта я взлетел. Вылетела нас пятёрка, сборная со всего полка, приказ нам дали идти к границе. Я ещё понятия не имел, что война. Прилетели на границу – всё горит.

Тут кое-что начал осознавать. В первый раз набрался смелости перелететь через границу. Полетали мы в том месте, зашли поглубже, походили по линии фронта. Видим, горит всё без исключение, довольно много армий с обеих сторон. Шли напряжённые битвы. Я сделал вывод, что всё это – пограничный инцидент, сходу в голове не укладывалось, что началась война. Возвратились, дабы рассказать об этом.

Но на аэропорте уже знали, что не инцидент, а война.

Дозаправились и опять взлетели для штурмовки вражеских армий. Но лишь успел собрать высоту 500 м, как прошла атака «мессершмиттов». Я их сходу определил, вижу – заходят на аэропорт. А ведомые мои сперва не осознали, кто это такие. Я оторвался от них, развернул самолёт, а они уже гуськом, цепочкой заходят штурмовать аэропорт. Я по первому опоздал упасть, но упал по второму.

И прекрасно упал, на пикировании на предельной скорости, – аж в глазах мрачно, – до самой почвы. Догнал его и угробил – он врезался в лес. Пулемёты у меня были превосходно обстреляны. «МиГи» мы только что взяли и только-только ввели в строй, всё было новенькое. Но в то время, когда я начал выводить из пике, всё на той же огромной скорости, прямо мне в лоб сваливается их ведущий. Лишь я желал очередь дать, как он по мне из пушек, как я осознал, по зарядным коробкам.

Свернул мне плоскость, позже у меня боеприпасы взорвались. Машина неуправляемая, с грехом пополам сел…»

Воспоминания Горбатюка в полной мере вписываются в хронику событий: пятёрка МиГ-3, ведомая им, успела слетать к границе и возвратиться – другими словами, бой ранее 05:00 происходить не имел возможности. Разбирая эти обеих сторон, возможно выстроить хронологию боя. Разумеется, что как «одиночную машину» немцы идентифицировали МиГ-3 Горбатюка.

Он вправду смог развернуться и постарался помешать германской атаке, но в то время, когда спикировал на заходящие в наступление штурмовики, его на встречном курсе расстрелял обер-лейтенант Олейник. Самолёт Горбатюка взял фатальные повреждения, ему еле удалось приземлиться на пузо. Рассказ про сбитый «мессершмитт» нужно принимать как попытку скрасить неудачный для себя эпизод.

В той ситуации Горбатюк сделал всё, что имел возможность – постарался отбить атаку и дать своим товарищам собрать высоту. Однако его соперники были стреляными воробьями. Умелый обер-лейтенант Олейник профессионально отработал на встречном курсе, и для лейтенанта Горбатюка всё закончилось лёгким ранением и потерей машины.

Реконструкция внешнего вида «Мессершмитта» Роберта Олейника с прошлого фото (живописец Владимир Камский)

Но, некоторым лётчикам 28-го ИАП повезло меньше. Один из ведомых Горбатюка, лётчик 3-й эскадрильи младший лейтенант Александр Максимович Шахрай, выбросился из горящего самолёта с парашютом, но погиб – пламя перекинулся на купол. Если судить по упоминанию в заявке на победу лётчика, выбросившегося с парашютом, как раз его сбил фельдфебель Хеесен.

Не возвратился на аэропорт по окончании боя лётчик 1-й эскадрильи младший лейтенант Григорий Тимофеевич Уинстон Черчиль – Наверное, его сбил фельдфебель Лют (Fw. Detlev Luth). Помимо этого, на рулении в кабине самолёта был убит лётчик младший лейтенант Борис Александрович Русов.

В соответствии с документам 15-й САД, помощнику начальника 1-й эскадрильи лейтенанту А. П. Подпрятову и ВРИО комэска той же эскадрильи лейтенанту Д. И. Илларионову засчитали по одному Ме-109, вторых побед штаб 28 ИАП не зафиксировал. Но, и эти две заявки германскими данными не подтверждаются.

Роберт Олейник одержал собственную 20-ю победу 3 июля 1941 года — в то время этого хватало, дабы претендовать на награждение Рыцарским крестом. Механики поспешили «наградить» начальника его фанерной копией, не смотря на то, что настоящую приз Олейник взял 30 июля, по окончании 32 воздушных побед

Благодаря мужеству пилотов 28-го ИАП, не обращая внимания на только тяжёлые условия боя, прицельное бомбометание и действенную штурмовку аэропорта удалось сорвать. Платой за это стали большие потери: всего было сбито три МиГ-3, погибли три лётчика, один был ранен. Это был в полной мере закономерный результат, учитывая не сильный подготовку лётчиков на МиГ-3: они отрабатывали технику пилотирования, к воздушному бою и стрельбе успели приступить лишь пара человек кадрового состава.

Наоборот, немцами Bf 109 был прекрасно освоен, они имели красивую лётную и тактическую подготовку, а в массе – и боевой опыт. «Мессершмитт» превосходил МиГ-3, особенно в сражении на низкой высоте, численное превосходство было также на стороне атакующих.

Так, собственную первую победу на Востоке Роберт Олейник одержал около 04:10 по берлинскому времени, а не в 03:40, и не имеет возможности претендовать на первую воздушную победу люфтваффе на советско-германском фронте.

Два аса — кавалер Рыцарского креста Роберт Олейник и Герой Советского Союза Евгений Горбатюк

Страно, но оба лётчика, украинца по крови, стрелявшие в то утро приятель в приятеля, сохранились и прошли всю войну. Евгению Михайловичу Горбатюку 4 марта 1942 года было присвоено звание Героя СССР. К маю 1945 года он был полковником, начальником 3-й Гвардейской истребительной авиадивизии, произвёл 347 успешных боевых вылетов, сбил пять лично и пять в группе самолётов соперника.

По окончании войны Е. М. Горбатюк дослужился до звания генерала авиации, скончался 2 марта 1978 года. Потомок украинского эмигранта майор Роберт Олейник совершил 680 боевых вылетов, одержав 42 победы, из них 32 на Восточном фронте. C осени 1943 года он принимал участие в опробованиях реактивного истребителя Me 163, завершив войну начальником группы I./JG 400.

Погиб Олейник 29 октября 1988 года, пережив собственного «крестника» на 10 лет.

Тайная майора Шелльмана

В соответствии с хрестоматийному изучению по истории истребительной авиации люфтваффе Йохена Прина, первую победу в воздушных битвах на Восточном фронте заявил в 03:15 по берлинскому времени начальник JG 27 майор Вольфганг Шелльман (Maj. Wolfgang Schellmann). Это был участник битв в Испании, лётчик и опытнейший командир-ас, имевший на утро 22 июня уже 25 воздушных побед, а также 12 – в Испании.

Стартовав около 03:00 с аэропорта Соболево (район Сувалок), несколько Bf 109E из штаба эскадры и направляться./JG 27, ведомая Шелльманом, атаковала аэродром Гродно. Наряду с этим часть самолётов несла бомбы SD-2. Возвратившиеся лётчики доложили, что в 03:15 майор Шелльман расстрелял «рату», по окончании чего врезался в обломки только что сбитого им самолёта и покинул «мессершмитт» на парашюте.

Майор Вольфганг Шелльман, начальник эскадры JG 27, в кабине «мессершмитта», осень — зима 1940 года

К сожалению, никаких документов, уточняющих события последнего вылета майора Шелльмана, сейчас не опубликовано. В истории JG 27 говорится, что по окончании захвата Гродно были предприняты поиски начальника эскадры, на протяжении которых был отыскан его «мессершмитт», рядом с которым лежали обломки сбитого советского самолёта. Из свидетельств местных обитателей якобы поступила информация, что Шелльмана забрали в плен местные обитатели, каковые передали его советским военнослужащим.

Через пара дней германский сотрудник работы RAD (Reichsarbeitdienst – Имперская работа труда) заметил в одном из крестьянских домов Рыцарский и Испанский крест в золоте с алмазами, каковые принадлежали Шелльману. Фактически, это все подробности произошедшего с германской стороны.

Советские документы кроме этого немногословны. Самолёты 122-го и 127-го ИАП 11-й САД, базировавшиеся на аэропортах Лесище и Новый Двор, сейчас боевые действий не вели, не смотря на то, что ещё в 03:30 были приведены в боевую готовность и рассредоточили матчасть, а начальник 127-го ИАП полковник А. В. Гордиенко кроме того поднял в атмосферу дежурное звено. Но германские самолёты впредь до 20:00 не атаковали аэродром Лесище. Аэропорт 122-го ИАП Новый Двор подвергся первому удару лишь в 06:00.

Первым под удар самолётов люфтваффе попал самый близкий к Гродно аэропорт Каролин, что, по советским данным, нападали девять «мессершмиттов». К сожалению, правильное время налёта в документах не указано.

На аэропорте Каролин базировались самолёты Р-10, Р-5 и У-2 из 10-й эскадрильи погранвойск НКВД. Помимо этого, незадолго до начала войны на площадке было организовано дежурство истребителей для перехвата самолётов-нарушителей. В частности, утром 22 июня на аэропорте дежурила пара И-153 127-го ИАП в составе лейтенанта М. Д. Разумцева и лейтенанта И. А. Долгополова.

Помимо этого, имеется возможность что на аэропорте дежурили и истребители И-16 из 122-го ИАП – как минимум один И-16 сфотографирован в общей группе советских самолётов, захваченных в Каролине немцами.

Разрушенные советские самолёты на аэропорте Каролин. Не считая Р-10 и У-2 из 10-й эскадрильи НКВД, виден И-16 из 122-го ИАП

В соответствии с документам 127-го ИАП, по окончании сообщений постов ВНОС про перелёт границы германскими самолётами и бомбардировку населённых аэродромов и пунктов, на прикрытие города Гродно в 04:40 по Москве были посланы два звена 1-й эскадрильи. Сидевшая в Каролине пара Разумцев – Долгополов также была задействована. В краткой истории полка обрисован воздушный бой лейтенанта Разумцева в 05:21 над Каролином с пятью Ме-109, по окончании которого он не возвратился.

В издании военных действий 127-го ИАП задание Разумцева указано как «взлёт с своевременной точки на видимые самолёты соперника», приведено и время взлёта – 04:50. Потом направляться краткое описание: «При взлёте л-т Разумцев был атакован самолётами соперника, по окончании чего скрылся из поля зрения и не возвратился на собственный аэропорт».

Разумеется, что данные в двух документах противоречат друг другу: лейтенант Разумцев, взлетев на видимые самолёты соперника, пропал из виду, и никто не имел возможности реально зафиксировать время боя в 05:21. Фактически, и время вылета приводит к определённым сомнениям: что лейтенант Долгополов, якобы взлетевший следом за Разумцевым в 04:55, почему-то не последовал за товарищем и не вступил в бой, а нормально забрал курс на восток и приземлился на аэропорте Лесище.

Учитывая все события, громадна возможность, что именно И-153 Разумцева и был той «ратой», с которой столкнулся в 04:15 по Москве майор Шелльман. В полной мере логично высказать предположение, что Разумцев вылетел «по зрячему», заметив доходившую к аэропорту группу самолётов, сблизился с ними, а потом его самолёт скрылся из поля зрения, попав под удар Шелльмана. Учитывая то, что другие германские самолёты начали штурмовку, замечать с аэропорта судьбу одинокого истребителя было сложно.

И-153 из состава 3-й эскадрильи 127-го ИАП, аэропорт Желудок, июнь 1941 года (живописец Игорь Злобин)

лейтенант Долгополов в полной мере имел возможность прекратить взлёт из-за начавшейся штурмовки и вылететь лишь по окончании окончания германского налёта. Учитывая неразбериху первого дня войны, и явное заполнение документов, среди них и издания военных действий 127-го ИАП, задним числом, в полной мере имела возможность показаться намеренная либо случайная неточность во времени вылета Разумцева. Весьма обидно, что Иван Афанасьевич Долгополов, переживший войну, не покинул потом воспоминаний о событиях этого утра.

Так, непременно подтвердить заявку на победу майора Шелльмана, представленную его подчинёнными, сейчас нереально. Она в полной мере имеет под собой основание: кроме пары лейтенанта Разумцева, на аэропорте находились И-16 122-го ИАП. Помимо этого, 10-я эскадрилья НКВД с 22 по 30 июня утратила в воздушных битвах и не возвратившимися с задания пять Р-10, наряду с этим даты утрат, обстоятельства и время вылетов не отражены в документах.

В будущем точно покажутся новые эти, благодаря которым окажется выяснить, лукавили подчинённые Шелльмана, либо германскому асу вправду удалось одержать собственную 26-ю и последнюю победу в карьере, в один момент первую для лётчиков люфтваффе на Восточном фронте.

Первый кандидат с подтверждением

Следующим лётчиком люфтваффе, заявившим воздушную победу, а правильнее, кроме того две, стал начальник 1./JG 54 обер-лейтенант Адольф Кинцингер (Oblt. Adolf Kinzinger), до этого одержавший семь побед на Западном фронте. В 03:30 по берлинскому времени он заявил два самолёта, идентифицированных им как ДИ-6.

Эти победы подтверждаются советскими документами.

Начальник 1./JG 54 обер-лейтенант Адольф Кинцингер.

Один из самых результативных лётчиков первого дня войны, заявивший четыре победы, причём все они подтверждаются советскими документами. Погиб в трагедии уже через пять дней, 27 июня 1941 года

В 04:30 на аэропорт Кедайняй в Литве (севернее Каунаса) скинули бомбы девять Ju 88. Это был уже второй налёт, исходя из этого в атмосферу успели встать три И-153 из 61-го ШАП, но помешать германским бомбардировщикам они не смогли. «Мессершмитты» из 1./JG 54, сопровождавшие «юнкерсы», нападали взлетающие советские истребители и всех сбили.

Погиб замкомандира эскадрильи лейтенант В. Г. Андрейченко, а замкомандира эскадрильи лейтенант П. И. Камышной и начальник звена лейтенант И. Т. Абрамченко сумели покинуть самолёты на парашютах. Не считая обер-лейтенанта Кинцингера, ещё одну победу в сражении заявил унтер-офицер Тегтмайер (Uffz. Fritz Tegtmeier), но ему победу почему-то не засчитали.

Штурмовики и «церштереры»

Не считая истребителей, среди частей люфтваффе, участвовавших во вторжении 22 июня 1941 года, была штурмовая несколько II.(Schl.)/LG 2, имевшая на вооружении истребители Bf 109E, и четыре группы тяжёлых истребителей-«церштереров» Bf 110 – I. и II./ZG 26, I. и II./SKG 210.

Первую победу среди пилотов штурмовой авиации заявил лётчик эскадрильи 5.(Schl.)/LG 2 унтер-офицер Вилли Трич (Uffz. Willi Tritsch). В соответствии с заявке, уже в 03:18 по берлинскому времени ему удалось сбить И-16. К сожалению, подробностей обстоятельств боя и этого вылета нет, как и локализации места, где отличился германский лётчик.

По данной причине весьма сложно применять советские эти, каковые сами обычно фрагментарны и не всегда имеют привязку по времени. Применяя документы всех советских частей, базировавшиеся недалеко от действий II.(Schl.)/LG 2 от Белостока до Гродно, отметим три варианта соперников унтер-офицера Трича.

«Мессершмитт» Bf 109E из штурмовой эскадрильи 5.(Schl.)/LG 2, лето 1941 года (живописец Владимир Камский)

Первый и самый близкий по расстоянию – звено И-16 из 124-го ИАП, базировавшееся на аэропорте Ломжа. Из документов 124-го ИАП как мы знаем, что это звено утратило один И-16 в воздухе и три на земле в следствии штурмовки германских самолётов, но отсутствие хронологических данных не разрешает точно отнести самолёт этого полка на счёт германского лётчика.

Второй кандидат – 41-й ИАП, полк базировался на аэропорте Себурчин, и кроме этого был атакован в начале утра. Примечательно, что, в соответствии с наградным документам, атаку пятерки Bf 109 удалось отразить одному лётчику, младшему лейтенанту И. Д. Чулкову. Но, как и в прошлом случае, из-за отсутствия правильного времени налёта сложно предполагать, с лётчиками 5.(Schl.)/LG 2 сражался Чулков, либо с кем-то ещё. Вот как обрисовал первый бой И. Д. Чулкова фронтовой обозреватель Николай Богданов в статье «Хозяева неба», размещённой в газете «Сталинский Сокол» 12 сентября 1941 года:

«В четыре часа утра в предутренней мгле на аэропорт нежданно напали «мессершмитты». Против целой банды воздушных разбойников первым встал младший лейтенант Чулков. Автострады его пуль летели то в лоб одному, то в хвост второму.

Грудью защищал он собственное родное гнездо. Нацисты не выдержали и рассыпались. Кинув аэропорт, они полетели искать более надёжные цели…»

Последний кандидат на бой с германскими штурмовиками – несколько истребителей 129-го ИАП. В соответствии с документам полка, уже в 04:05 по Москве с приграничного аэропорта Тарново в атмосферу были подняты 12 Чаёк-3 и 18 «Миг». Над Ломжей «МиГи» вступили в бой с группой «мессершмиттов». Советские истребители утрат не понесли.

Так, без дополнительных сведений с германской стороны подтвердить либо опровергнуть заявку на победу унтер-офицера Трича запрещено.

Справа лучший ас 41-го ИАП Герой Советского Союза Иван Денисович Чулков. Всего выполнил 200 боевых вылетов, одержал восемь личных и две групповые победы. Погиб в воздушном бою 3 февраля 1942 года — Первые воздушные победы первого дня Великой Отечественной | Военный портал Warspot.ru src=~images\pervie-vozdushnie-pobedi-pervogo-dnya-velikoj_10.jpg
Слева унтер-офицер Вилли Трич. 23 декабря 1942 года он был награждён Рыцарским крестом за 580 побед и 20 вылетов.

28 апреля 1943 года штабной «Шторх», на котором Трич летел в качестве пассажира, потерпел аварию. Трич получил тяжёлые ранения, в военного госпиталь ему отрезали ногу. С лета 1944 года являлся инструктором в в учебной штурмовой авиагруппе I./SG 152. Погиб 19 декабря 1971 года.

Справа лучший ас 41-го ИАП Герой Советского Союза Иван Денисович Чулков. Всего выполнил 200 боевых вылетов, одержал восемь личных и две групповые победы. Погиб в воздушном бою 3 февраля 1942 года

Следующим претендентом на звание автора первой победы есть фельдфебель Отто Рюккерт (Fw. Otto на данный момент) из 1./SKG 210. Его заявка в полной мере подтверждается советской стороной. В соответствии с изданию военных действий 10-й САД, в 04:17 несколько Bf 110 штурмовала аэропорт Малые Зводы северо-восточнее Бреста, стёрши с лица земли самолёты 74-го ШАП.

Сейчас с соседнего аэропорта Лыщицы в атмосферу встали И-153 3-й эскадрильи 123-го ИАП, завязался воздушный бой. Потом цитата из наградного страницы лейтенанта В. Т. Шулики:

«В 04:30 при налёте фашистcких самолётов на площадку Лыщицы по тревоге первым вылетел на выручку начальника дежурного звена, ведущего бой с двумя «хейнкелями», лётчик-истребитель Шулика.

Увидев второго советского истребителя, «хейнкели» уклонились от боя. Сейчас тов. Шулика увидел 12 Ме-110, шедших штурмовать соседнюю площадку Малые Зводы.

Лейтенант Шулика ринулся в наступление один против 12 самолётов соперника, идущего строем. Собственной смелой огнём и атакой пулемётов он вынудил фашистские самолёты разлететься во все стороны, предоставит шанс отечественным лётчикам встать в атмосферу и вступить в бой.

В этом неравном бою отважный патриот Отчизны меткими очередями зажёг один Ме-110. На лобовых атаках тов. Шулика встречал одного за другим соперника. При заходе сбоку самолёта соперника тов. Шулика был ранен.

Имея ранения, тов. Шулика вёл воздушный бой, этим самым не позволил сопернику штурмовать соседний аэропорт. В этом неравном бою, выручая матчасть и лётчиков полка, погиб смертью храбрых».

В целом события этого боя понятны, но довольно времени нет полного понимания. Взлетев в 04:30, лейтенант Шулика был сбит пара позднее, но как – без германских заявок не осознать. Двухмоторные Bf 110 из 1./SKG 210 во главе с обер-лейтенантом Вольфгангом Шенком (Olt.

Wolfgang Schenck), разгромив аэропорт Малые Зводы, по всей видимости, планировали атаковать находящийся практически в пяти километрах аэропорт Лыщицы. Сейчас какой-то лётчик 123-го ИАП вёл бой с парой Bf 109F, взлетевший ему на помощь Шулика переключился на доходившие Bf 110 и в сражении с ними погиб.

Тяжёлые истребители Bf 110 из состава эскадрильи 1./SKG 210, лето 1941 года (живописец Игорь Злобин)

Так, применяя находящиеся сейчас в научном обороте сведения и документы, возможно констатировать, что заявки на первые победы с германской стороны имеют майор Шелльман и унтер-офицер Трич. Но реально подтверждённые победы заявили около 03:30 по берлинскому времени обер-лейтенант Кинцингер и, по всей видимости, пара позднее, фельдфебель Рюккерт.

Что касается советских лётчиков, то имеющиеся документы кроме этого дают широкий диапазон претендентов на первую победу в воздушном бою. В первую очередь, это лётчики 129-го ИАП старший политрук А. М. младший лейтенант и Соколов В. А. Цебенко, которым по итогам боя над Ломжей около 04:05–04:20 по Москве засчитали по одному сбитому Ме-109.

Германскими данными эти заявки не подтверждаются, не смотря на то, что к этому бою возможно с натяжкой отнести утраты Bf 109E из II.(Schl.)/LG 2, три самолёта которой 22 июня были безвозвратно утрачены «в районе Гродно». Оперировать этими данными направляться с опаской, поскольку, возможно, подразумевается район в широком смысле, и из-за отсутствия описаний событий этих утрат дать однозначную оценку нереально.

Первым же пилотом ВВС КА, одержавшим подтверждённую документами соперника воздушную победу, без сомнений, есть лейтенант Н. М. Ермак из 67-го ИАП, сбивший над Молдавией румынский «Бленхейм» в 04:15. События этого боя были приведены в статье про действия 67-го ИАП 22 июня 1941 года.

Первые четыре часа Великой Отечественной войны

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Первый воздушный таран великой отечественной

    Продолжительное время авторство первого воздушного тарана ВОВ приписывалось различным лётчикам, но на данный момент изученные документы Центрального…

  • Живые и мёртвые в небе над бобруйском

    30 июня 1941 года германские истребители стёрли с лица земли группу тяжёлых советских бомбардировщиков ТераБайт-3 на протяжении воздушного сражения в…

  • Последнее слово воздушного аса

    Начало ВОВ сложилось очень не легко для Красной армии. Поражения следовали одно за вторым, удачи были редки – «учёба» давалась дорогой ценой. Источником…

  • «Мессершмитты» вверх тормашками

    Лето 1941 года для ВВС Красной Армии в основном было временем больших потери и горьких неудач. Но, время от времени фортуна поворачивалась к советским…

  • Покрышкинский полк: начало пути

    55-й истребительный полк, встретивший начало Великой Отечественной на южном участке фронта, к концу войны станет одной из самых титулованных частей ВВС…

  • Дмитрий кокорев – герой 22 июня 1941 года

    Тема воздушных таранов первого дня ВОВ много раз затрагивалась в работах историков как сейчас, так и ранее, начиная с результатов поисков известного…