Тревожное небо холодной войны

      Комментарии к записи Тревожное небо холодной войны отключены

Период с 1946 по 1985 годы во всемирной историографии стал называться «холодной войны». Это было временем противостояния двух совокупностей – капиталистической и социалистической. «Холодной» война была лишь в речах политиков, реально на линии противостояния систематично происходили инциденты с смертью солдатах обеих сторон. И обычно это происходило в небе

1. 8 апреля 1950 г. в районе военно-морской базы Либава нарушил советское воздушное пространство самолет-разведчик ВМФ США PB4Y «Privateer» с авиабазы Висбаден (ФРГ).

Поднятая по тревоге четверка истребителей Ла-11 из состава 30-го истребительного авиаполка под руководством лейтенанта Б. Докина перехватила данный самолет и, по окончании того как нарушитель не выполнил требования направляться на посадку, открыла огонь. Американцы ответили тем же. На протяжении перестрелки нарушитель был сбит и упал в море.

Экипаж в составе 10 человек погиб.

Тревожное небо холодной войны
PB4Y «Privateer» морской авиации США. Источник: http://www.libava.ru/

2. 8 октября 1950 года в 16:17 по локальному времени два истребителя ВВС Соеденненых Штатов F-80C «Шутинг Стар» из состава 49-й истребительно-бомбардировочной группы нарушили советскую национальную границу и, углубившись практически на 100 км, нападали полевой аэропорт морской авиации «Сухая Речка». В то время в том месте пребывали истребители Р-63 «Кингкобра» 821-го истребительного авиаполка.

В следствии обстрела самолетами ВВС Соеденненых Штатов на стоянке были повреждены 7 самолетов, из них один сгорел всецело (остальные восстановлены позднее техническими силами полка). Американские самолеты совершили два захода с обстрелом аэропорта и удалились на собственную территорию. К счастью, человеческих жертв наряду с этим налете в полку не было.

Истребитель ВВС Соеденненых Штатов F-80C «Шутинг Стар». Источник: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/

3. 26 декабря 1950 года поднятая по тревоге пара летчиков 523-го истребительного авиаполка (Бахаев – Котов) перехватила американский разведчик, опознанный летчиками как В-29. Над мысом Сейсюра советские летчики сбили нарушителя. Вот таковой отчет лег на стол главнокому ВВС СССР:

«26 декабря 1950 года в 14 часов радиолокационные станции отметили приближение со стороны Кореи в направлении госграницы СССР малоизвестного самолета. По тревоге в атмосферу были подняты самолеты ВВС…

Истребители недалеко от устья реки Тюмень – Ула (линия границы с Кореей) увидели приближающийся от мыса Сейсюра (Корея) американский самолет Б-29, что, как позже доложили летчики, сблизился с отечественными истребителями и открыл огонь. В следствии ответного огня отечественных истребителей на Б-29 загорелось левое крыло, и самолет, развернувшись в сторону моря, быстро отправился на понижение. Это подтверждается кроме этого данными радиолокационной станции.

По утверждению отечественных летчиков и заключению штаба ВВС американский самолет Б-29 сбит и упал в море в 50 милях южнее мыса Сейсюра. направляться подчернуть, что 27 декабря с утра американские самолеты Б-29 группами по 2–4 автомобили летали недалеко от падения самолета.

Генерал Петров».

Действительно, по окончании того как американцы заявили официальный протест и началось расследование, комполка предпочел скрыть сам факт боя, приказав стереть с лица земли пленку с ФКП, и о нем стало известно лишь в 1980-х годах. К этому небходимо отметить, что американцы до сих пор не информируют, кто был сбит в районе советско-корейской границы 26–27 декабря 1950 года. По всей видимости, экипаж RB-29 (не смотря на то, что обращение может идти и о RB-50, и о PBY «Privateer», и спасательном В-17 – отечественные летчики все четырехмоторные американские автомобили определяли как «Б-29») делал какое-то тайное задание, и до сих пор данный инцидент сохраняеться в тайне.

Коммунистический ас Степан Бахаев. Источник: архив автора

4. 17 июня 1952 года правительства СССР и Швеции обменялись резкими нотами. В частности, в ноте МИДа СССР говорилось, что 13 июня в 13:10 недалеко от Вентспилса в советское воздушное пространство вторглись два зарубежных самолета. Поднятые в атмосферу перехватчики отогнали их.

Из?за тумана не удалось выяснить их тип и национальную принадлежность.

Как выяснилось, замкомандира эскадрильи по политчасти 483-го истребительно?авиационного полка капитан Григорий Осинский сбил разведывательный DC?3, оснащенных последней по тому времени техникой фото- и радиоразведки.

По свидетельству Храбреца СССР генерал?полковника в отставке Ф. И. Шинкаренко, на DC?3 трудилась несколько операторов, подготовленных в школе экспертов по радионаблюдению. Главная задача DC?3 — засечь размещение радиолокаторов ПВО СССР. Летали шведы с опаской и необычно: в большинстве случаев на протяжении границы, позже ненадолго пересекали границу, мало углублялись на территорию СССР, разворачивались и «удирали».

Такие полеты стали простым явлением. Перехватить и посадить разведчик на отечественный аэропорт нереально, но и допускать подобные полеты больше запрещено. Исходя из этого капитану Осинскому еще на земле Шинкаренко отдал приказ об уничтожении разведчика.

По окончании атаки истребитель сопровождал горящий DC?3, до тех пор пока тот не упал в нейтральных акваториях. Точку падения самолета засекли — она была северо?восточнее острова Готланд.

В последующие дни июня 1952 года шведы подняли в атмосферу два самолета-амфибии «Каталина» для поисков пропавшего DC-3, один из которых нарушает воздушное пространство СССР и кроме этого оказывается сбит. Но его экипаж подбирает германское судно, которое проходило в тот момент в этом районе Балтийского моря.

Разведывательные DC-3 ВВС Швеции, в большинстве случаев, летали неокрашенными. Источник: http://alexcheban.com/

5. С 1954 года западные разведслужбы стали деятельно применять АДА – автоматические дрейфующие аэростаты. Они поднимались на громадные высоты, недоступные для других средств и истребителей ПВО.

Аэростаты запускались с баз в Германии, Норвегии, Италии, Турции, Франции и других государств и проникали на громадной высоте (до тридцати километров) в советское воздушное пространство, ведя воздушную разведку от западных границ до Тихого океана, где контейнеры с фотоаппаратурой сбрасывались в назначенном районе и подбирались особыми командами. Имевшиеся тогда на вооружении ПВО и ВВС СССР истребители типа МиГ-15 6ис, МиГ-17П и Як-25 не могли дотянуться их, поскольку имели практический потолок в 15–16 км.

Кое-какие АДА все же сбивались, но большая часть было недоступно для средств ПВО. Первый АДА летом 1954 года стёр с лица земли капитан Л. Савичев на новом истребителе МиГ-17П (с РЛС-прицелом). Под городом Черновцы летчику удалось сбить аэростат на высоте 10 км, и тот упал на советской территории.

Через пара дней Савичев снова вылетел на перехват АДА, но в этом случае сходу сбить его не удалось, аэростат начал набирать высоту, дотянуться его стало нереально.

Пик интенсивности полетов АДА пришелся на январь–февраль 1956 года, в то время, когда в воздушное пространство СССР пробралось около 3000 шаров. Из них лишь около 10% дошли до Японского моря, остальные были сбиты советскими истребителями либо не долетели до назначенного района по техническим обстоятельствам. Всего за 20-летний период, с 1956 года по 1977 год, советской совокупностью ПВО было зафиксировано 4112 аэростатов-разведчиков, из них сбить удалось лишь 793.

Запуск шаров АДА. Источник: http://ic.pics.livejournal.com/

6. Летом 1954 года, по окончании того как очередной американский разведчик показался на радарах, а после этого ушел в нейтральные воды, был сбит собственный же самолет Ту-14, что в составе группы возвращался с учебного бомбометания. Целый экипаж автомобили погиб. Но летчик, сбивший собственный самолет, не был привлечен к ответственности, потому, что Ту-14 выпускался маленькой серией и исходя из этого был неизвестен для летного состава строевых частей.

Коммунистический торпедоносец Ту-14. Источник: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/

7. В конце 50-х годов «кошмаром» для советских армейских стал разведчик компании «Локхид» U-2, что имел возможность выполнять полет на высотах до двадцати километров и создавать аэрофотосъемку с этих высот и вести радиотехническую разведку. Самолет имел возможность пролетать расстояние 8800 км без дозаправки и пребывать в воздухе около 11 часов. Первые полеты над Восточной Германией и Польшей таких автомобилей отмечены 20 июня 1956 года, над территорией СССР – 4 июля.

Советские РЛС ПВО СССР смотрели за каждым из них на всем протяжении маршрута, истребители ПВО выводились на цель, но их потолок был ниже высот U-2 на пара километров, что не разрешало действовать эффективно.

Во второй половине 50-ых годов XX века над Приморьем два МиГ-17П из 17-го ИАП пробовали дотянуться U-2, но бесполезно. В том же году на границе с Узбекистаном летчик 9-го ИАП на МиГ-17 попытался перехватить U-2, но в то время, когда его МиГ был уже на потолке (17 км), до нарушителя оставалось еще 3000 м. Стреляли по U-2 и первыми зенитными ракетами, вместе с тем напрасно.

Американский разведчик U-2. Источник: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/

8. 1 мая 1960 года американский летчик Фрэнсис Пауэрс поднял в атмосферу собственный U-2, имея задание пролететь на предельной высоте по маршруту: Пешавар (Пакистан), Аральское море, Свердловск, Киров, Плесецк и приземлиться на аэропорте Буде (Норвегия). Это был один из самые опытных пилотов, что летал на данной машине с 1956 года. Первые засечки высотной цели, приближавшейся к границе СССР южнее г. Душанбе на высоте более 19 км, были взяты в 5:36 (время столичное).

К 8:00 на КП армий ПВО страны сделан вывод, что маршрут полета пройдет через район Свердловска, потом — к Белому морю, а аэропорт посадки, возможно, будет в Норвегии. О полете было доложено главу МинОбороны, участникам Политбюро и Н. С. Хрущеву, что настойчиво попросил любой ценой сбить самолет.

С аэропорта Кольцово (г. Свердловск) на перехват встал высотный истребитель Су-9, случайно появлявшийся в том месте на протяжении перегона самолета с завода в часть. Его пилот капитан И. Ментюков не имел компенсирующего кислородной маски и высотного костюма, а самолет не был вооружен.

Летчик приобретает задачу сблизиться с нарушителем и таранить его. Учитывая, что Ментюков продолжительно функционировать на предельной высоте не имел возможности, а необходимо было еще совершенно верно навести скоростной сверхзвуковой истребитель на цель, шедшую на дозвуковой скорости, шанс на успех был минимальным. Ментюков собрал нужную высоту, но цели не заметил, наведение не произошло.

С приближением к Свердловску самолет входил в зону действия зенитного ракетного дивизиона С-75, что приобретает приказ: «Цель стереть с лица земли». Был произведен последовательный пуск трех ракет. В 8:53 первая ракета взрывается сзади U-2 – ее осколки пробивают крылья и хвостовое оперение, не затронув кабины.

Пауэрс с большим трудом, уже на высоте 10 км вылез из кабины. Чуть он оторвался от самолета — еще одна ракета прямым попаданием поразила самолет. Операторы РЛС приняли отметки от падающих обломков U-2 за пассивные помехи, примененные летчиком-шпионом, но тут отметка цели показалась снова.

Дело было в том, что по окончании неудачного наведения И. Ментюкова на перехват U-2 была поднята еще пара истребителей МиГ-19 — капитана Б. Айвазяна и лейтенанта С. Сафронова. Задача была все та же: при обнаружении атаковать противника. В ракетном дивизионе ПВО восприняли показавшуюся отметку от истребителей за вражескую цель, которая снизилась до десяти километров. Через считанные секунды она была сбита (по приказу с КП армии ПВО).

Увы! Это был истребитель Сафронова. Айвазян заметил в чистом небе необыкновенное облачко и быстро спикировал.

Это спасло ему жизнь. Экраны РЛС очистились, стало очевидным – нарушитель сбит.

Пауэрса и все собранные обломки послали в Москву. В Парке отдыха и культуры имени Неприятного позднее устроили выставку трофеев.

Американский летчик Пауэрс. Источник: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/

9. 21 октября 1970 года пересек границу в Армении и углубился на советскую территорию самолет связи ВВС CШA типа Beechcraft U-8. Вылетевшие на перехват советские истребители вынудили нарушителя сесть на аэропорте г. Ленинакан. В американский экипаж входили: два генерала армии США – Шерер и Мак-Куэри, пилот самолета майор ВВС Соеденненых Штатов Рассел и полковник армии Турции Допели.

Все они были задержаны и по окончании маленького расследования в ноябре того же года выданы влияниям США.

Beechcraft U-8. Источник: http://www.focalplanes.co.uk/

10. 28 ноября 1973 года в 13:15 (по Москве) состоялся первый воздушный таран в истории реактивной авиации. В тот сутки в р-не Муганской равнины (Азербайджанская ССР) границу нарушил военный самолет Ирана – учебный Т-ЗЗ. На перехват с аэропорта Вазиани (Грузия) вылетел капитан Елисеев на истребителе МиГ-21СМ.

Летчику удалось настигнуть нарушителя у самой границы. С КП поступила команда пресечь полет нарушителя. Времени на использование ракетного оружия не оставалось.

По непонятной причине пилот не воспользовался пушкой, а решил идти на таран.

Крылом собственного МиГа коммунистический летчик ударил по хвостовому оперению «иранца», при столкновении случился взрыв, и оба самолета обломками упали на землю. Елисеев погиб, а экипаж нарушителя сохранился (в составе его экипажа были американский лётчик и иранский курсант-инструктор). Капитану Е. Елисееву посмертно было присвоено звание Героя СССР.

Капитан Е. Елисеев. Источник: http://www.opoccuu.com/

11. 14 марта 1974 года пропал коммунистический пограничный вертолет Ми-4. Экипаж в составе трех человек (А. С. Курбатого, А. Ф. Ускова и В. Г. Бучельникова), утратив ориентировку, залетел по неточности на сопредельную территорию южнее поселка Белеши Республики Алтай и сел у китайцев из-за недостатка горючего.

Все трое тогда были задержаны властями Китая и удерживались в колонии более года, впредь до 29 декабря 1975 года, в то время, когда по окончании бессчётных протестов советской стороны они были выданы вместе с машиной.

Коммунистический вертолет Ми-4. Источник: http://www.airforce.ru/

12. 21 июля 1978 года в 6:21 недалеко от посёлка Бахарден, в 80 км западнее Ашхабада национальную границу пересекла пара вертолетов иранских ВВС СН-47 «Чинук». На перехват был поднят МиГ-23 капитаном В. И. Шкиндером. Взяв команду на уничтожение цели, коммунистический летчик выпустил по ближайшему СН-47 две ракеты Р-60.

Второй вертолет сбит пушкой (расход снарядов составил 72 штуки). Первый «Чинук», пораженный двумя ракетами, упал недалеко от посёлка Гяуре и сгорел, а вместе с ним погибли и все 8 человек, пребывавших на борту. Второй СН-47, взяв попадания в двигатель, совершил вынужденную посадку в районе Гяурсской погранзаставы, и четыре участника его экипажа были задержаны пограничниками.

Ведущая пара вертолетов успела уйти. Экипаж подбитого «Чинука» около семь дней пребывал в Ашхабаде под арестом, после этого его перевезли в Москву. Скоро советская сторона объявила, что «иранские вертолеты заблудились и без злого умысла нарушили советскую границу», по окончании чего останки и экипаж восьми погибших иранцев вернули Тегерану.

Через месяц пребывавший в Гяуре СН-47 был восстановлен советскими экспертами, и иранцы перегнали его на родину. Инцидент был исчерпан. Но, со слов техников, ремонтировавших данный «Чинук», на подбитом и сбитом вертолетах стояло разведывательное фотооборудование, а на сохранившейся машине были обнаружены пара отснятых кассет.

Сбитый иранский вертолет «Чинук». Источник: http://aviadejavu.ru/

13. 18 июля 1981 года коммунистический летчик Валентин Куляпин на Су-15 перехватил четырехмоторный турбовинтовой самолет неизвестной раскраски с задраенными иллюминаторами. Позднее установят, что это был «грузовик» CL-44 аргентинской компании Transporte Aereo Rioplatense, что, по всей видимости, доставлял оружие в Иран. Вряд ли он сознательно вторгся в воздушное пространство СССР.

Вероятнее, .

Куляпин приобретает приказ: принудить нарушителя к посадке на советском аэропорте. Капитан пробует оттеснить «четырехмоторник» вглубь территории СССР, но тот не поддается. Осознавая, что еще пара мин., и самолет выйдет из советского воздушного пространства, руководство отдает Куляпину приказ: «Цель стереть с лица земли!».

Су-15 «висит» практически рядом с CL-44, но на перехватчике лишь ракеты дальнего действия. Стрелять ими в упор бессмысленно — пройдут мимо. Отстать километра на полтора — утратить время, за которое нарушитель выйдет за границу СССР, и в том месте его уже не собьешь — будет интернациональный скандал.

Остается одно — таранить.

Куляпин не камикадзе. Он старается ударить так, чтобы наряду с этим самому остаться в живых. С опаской «подлезает» под правый стабилизатор транспортника, фонарем кабины практически касаясь дюраля, и медлительно начинает двигаться вперед. Вот стабилизатор остался сзади, и над головой опять чистое небо. Пора! Валентин берет ручку управления на себя.

Перехватчик отсекает стабилизатор нарушителя.

Оба самолета повреждены так, что дальше продолжать полет не смогут. Куляпин катапультируется и через пара мин. уже на земле. Из четырех членов экипажа разбившегося транспортника не выжил никто.

Летчик Куляпин. Источник: http:///

14. Катастрофой закончилось проникновение 1 сентября 1983 года в воздушное пространство СССР южнокорейского самолета «Boeing 747». Вылетевший с аэропорта «Сокол» (о. Сахалин) на Су-15 майор Г. Осипович сбил нарушителя.

СССР обвинили в уничтожении южнокорейского гражданского самолета «Boeing-747», на борту которого пребывало 269 человек.

В официальной советской версии говорится: «В ночь с 31 августа на 1 сентября самолет неустановленной принадлежности вошел в воздушное пространство СССР над полуостровом Камчатка, а после этого вторично нарушил воздушное пространство СССР над островом Сахалин. Наряду с этим самолет летел без аэронавигационных огней, на запросы не отвечал и в сообщение с радиодиспетчерской работой не вступал. Поднятые навстречу нарушителю истребители ПВО пробовали оказать помощь в его выводе на ближайший аэропорт.

Но самолет-нарушитель на подаваемые предупреждения и сигналы советских истребителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря».

А вот как обрисовывает события летчик-истребитель, уже полковник Г. Осипович: «Я собрал 8,5 тыс. метров. Внезапно команда: «в первых рядах самолет-нарушитель». На удалении 30 км я заметил огни. Самолет мигал. Мрачно было, серая дымка кругом, но я видел два светящихся последовательности иллюминаторов. Меня запрашивали с почвы: «Горит мигалка?» – «Горит».

Мигалка не редкость лишь на транспортных и пассажирских самолетах. Пересекли береговую границу, и мне дают команду: «Цель нарушила национальную границу, цель стереть с лица земли». Внезапно новый приказ: «Отставить атаку. Принуди его к посадке». Я вышел на одну с ним высоту, дабы он меня видел. Начал мигать бортовыми огнями – имеется особый интернациональный код, что даёт предупреждение, что самолет нарушил границу. Он не отвечает. Мне руководят: «Постреляй из пушки».

Я сделал четыре очереди – никакой реакции. Мы уже доходили к Невельску, в то время, когда мне сообщили: «Цель стереть с лица земли». Было нужно развернуть самолет, зайти снизу. Ракеты ушли.

Одна – тепловая – попала в двигатель, вторая – радиолокационная – под хвост. Огни в самолете погасли. Я доложил: «Цель стёрта с лица земли».

Как видим, в официальном советском заявлении было допущено последовательность умолчаний и неточностей. Советские власти заявляли, что самолет шел без каких или огней, и исходя из этого летчик не имел возможности выяснить, какой это самолет. Но Осипович видел «мигалку» и сказал об этом на землю.

Об этом, кстати, знали и японцы, каковые писали все переговоры летчика с базой. Не имел возможности он выйти и на сообщение с «Боингом», так как не знал его частоты.

Коммунистический перехватчик Су-15. Источник: http://s016.radikal.ru/

15. 28 мая 1987 года на Красной площади приземлился самолет 18-летнего германского паренька Матиаса Руста. Это было одно из знаковых событий перестройки. Матиас Руст покинул хельсинский аэропорт «Мальами» днем 28 мая с направлением на Стокгольм.

Первые 20 мин. полета летчик шел по обозначенному маршруту, после этого он связался с диспетчером, сказав, что у него все в порядке, и простился. В данный сутки на сообщение он больше не вышел. На место последних координат самолета без промедлений была направлена спасательная несколько, которая нашла на поверхности моря масляное пятно внушительных размеров.

Сделали вывод, что самолет потерпел крушение.

До тех пор пока финские спасатели искали Руста в море, он пересек границу СССР в районе Кохтла-Ярве (Эстония) над Финским заливом. Срочно на его перехват был поднят МиГ-25 с аэропорта Хотилово, позднее «Цессну» «вели» вертолеты из-под Вышнего Волочка. Пилот перехватчика (а 25-й не имеет возможности лететь так медлительно, как гражданский самолет) рассказал о готовности пролететь мимо «Цессны» на форсаже — она развалилась бы. Вертолетчики готовы были зажать его к почва.

Команда на посадку либо перехват цели дана не была.

В 19:10 Матиас Руст посадил машину на Громадном Москворецком мосту, прокатился до Храма Василия Блаженного, вылез из самолета и принялся раздавать автографы и позировать перед фотокамерами. Фото- и автограф-сессия, действительно, длились недолго: немец был скоро арестован. Собственный сутки рождения, 1 июня, он провел за решеткой.

Самый добрый суд в мире назначил ему наказание в виде лишения свободы на 4 года. 3 августа следующего года Матиас Руст был помилован и выдворен за пределы СССР.

«Цессна» Руста на Красной площади. Источник: http://lamcdn.net/

«Холодная война» в 1950-70 е гг.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • В небе двух войн

    Владимир Иванович Бобров Владимир Иванович Бобров. В первый раз мы встретились с ним на одном из дальневосточных аэропортов. По земле шагала весна. Она…

  • Цвета военного неба: война бипланов над сомали и эфиопией

    Кампания в Восточной Африке принесла государствам антигитлеровской коалиции первую важную победу на протяжении Второй мировой – в первый раз была…

  • «Чайки» и «бисы» в небе над измаилом

    Утром 22 июня 1941 года от Балтики до Чёрного моря вспыхнули бессчётные воздушные сражения лётчиков люфтваффе и их союзников против ВВС РККА и ВМФ. на…

  • Атомолёт: козырная карта холодной войны

    В послевоенное время СССР и США в один момент начали разработку сверхсекретного проекта – самолёта на ядерном двигателе. Новый атомолёт имел возможность…

  • Червям в небе не место

    Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Ровно 55 лет назад, 18…

  • 20 Интересных фактов из истории истребителей

    Самолеты-истребители сыграли очень ключевую роль в истории всемирный авиации. Как раз о летчиках-истребителях слагают рассказы как о рыцарях небес. В…