Последнее слово воздушного аса

      Комментарии к записи Последнее слово воздушного аса отключены

Начало ВОВ сложилось очень не легко для Красной армии. Поражения следовали одно за вторым, удачи были редки – «учёба» давалась дорогой ценой. Источником сведений о суровом сопернике становились допросы пленных, каковые первое время попадали в руки красноармейцев также нечасто.

Тем полезнее были умелые воины неприятеля, попавшие в плен – таким, не обращая внимания на низкое воинское звание, был сбитый 1 августа 1941 года над Молдавией лётчик-истребитель унтер-офицер Хорст Бохманн (Horst Bochmann).

Последнее слово воздушного аса
Фотография допроса унтер-офицера Хорста Бохманна (кадр из киножурнала «Фронтовая иллюстрация»)

Допрос захваченного в плен германского лётчика, проходившего службу в штабе II группы истребительной эскадры JG 77 увлекателен и тем, что до наших дней сохранились сделанные на месте события фотоматериалы. На них немец запечатлён уже в качестве военнопленного. Если судить по тому, что дальнейшее его будущее не прослеживается – это его последние прижизненные фото.

Давайте разберемся в этом мелком эпизоде громадной войны (протокол допроса приведён с сохранением орфографии оригинала).

«Опрос военнопленного 3.8.41 г.
Бохман Гост Эмильевич – немец, захвачен в плен в районе Карманово 2.8.41 г.
Военнопленный Бохман рождения 1917 г. 22.7 г. Кемнец – Саксония.

Рабочий, образование – среднее, холост, на его иждивении числятся – мать и отец, имеет 2 брата и сестёр, член организации «германский рабочий фронт», в обязанности которой входит – поднятие культурного уровня рабочих. В организацию вступил кроме собственного жажды, невступление в данную организацию угрожало безработицей.

Капрал, лётчик на истребителе, окончил лётную школу в Фютре в июне 1940 г., где проучился полтора года, в армии три года и 9 мес. В собственности 4 отряду 77 истребительной эскадры. Эскадра складывается из 8 отрядов, в каждом отряде 12 самолётов «Мессершмит» 109 – скорость самолёта – 450–500 км. в час, радиус действия 800 км.

Самолёт вооружён 2 пушками 20 мм, 2 пулемётами 7,9 мм калибр.

Аэропорты расположены – 1-й в районе Сангера, что юго-восточнее Кишинёва, на котором в сутки вылета пребывало 20 самолётов, 2-й северо-восточнее Кишинёва 5 км. какое количество самолётов на этом аэропорте – не знает. Прибыл на фронт 29.7.41 г. в Кишинёв из военного госпиталя.

Имеет награды – 2 креста за боевые действия в Англии и Греции.

При полёте на отечественную сторону имел задачу – охранять недалеко от наступления собственных армий на Дубоссарском направлении.

Высказывает сомнение в победе Германии, говорит: «Мы утратили империалистическую войну, по окончании которой жилось не хорошо, и я предвижу, что война эта закончится тяжёлыми последствиями для Германии». Воины не желают войны. Румынское население относится по-различному, но главная масса озлоблена на немцев. Жизнь в Германии хорошая, не смотря на то, что по карточкам, но возможно взять всё, рабочие желают фашистского правительства. Согласно его точке зрения, сейчас лучше жить, чем до 1933 г., рабочие объединены в рабочий фронт.

Сражаться с русскими пошли из-за того, дабы улучшить собственную жизнь».

Архивная копия протокола допроса унтер-офицера Хорста Бохманна из фондов Центрального архива МО РФ

В первую очередь, завлекает внимание само содержание допроса унтер-офицера Бохманна – Красная армия лишь обучалась вести войну, и первичный опрос военнопленного произведён достаточно непоследовательно. Германскому пролетариату, что, по советской предвоенной теории, вот-вот должен был восстать против фашистов, в нём уделено больше внимания, чем чертям самолётов люфтваффе, их численности, базированию, именам начальников и т.п.

К сожалению, установить, в какой воинской части допрашивали лётчика, не удалось. Наверное, не смотря на то, что документ и найден в фонде ВВС Приморской Армии, это было какое-то стрелковое подразделение, оборонявшееся в районе Григориополя.

О чём поведал германский лётчик? Что он исказил, о чём предпочёл умолчать?

В соответствии с германским источникам, Хорст Бохманн появился 22 февраля 1917 года в Хемнице (Chemnitz) – одном из наибольших промышленных центров Германии, расположенном в Саксонии. Наверное, лётному делу он обучался в городе Фюрт (Furth), Бавария, где дислоцировалась германская 4-я школа лётчиков-истребителей (Jagdfliegerschule 4).

Германская истребительная эскадра JG 77 под руководством майора Готтарда Хандрика (Gotthard Handrick), чемпиона Олимпийских игр 1936 года в ветерана и пятиборье гражданской войны в Испании, летом 1941 года складывалась из штабной эскадрильи и трёх авиагрупп, любая из которых насчитывала три эскадрильи. Но в этом случае претензий к словам Бохманна о том, что эскадра складывается из восьми эскадрилий (отрядов) быть не должно – сначала войны несколько I./JG 77 действовала в Норвегии с аэропорта Ставангер-Сола против английской авиации.

В Молдавии, соответственно, вести войну Stab, II./JG 77 и III./JG 77, сосредоточившиеся к концу июля – началу августа в районе Кишинёва. Упомянутый «аэропорт Сангера» в действительности был у села Сынджера в окрестностях Кишинёва, и в советских документах значился как аэропорт Ревака. Сейчас в том месте находится Кишинёвский аэропорт.

«Мессершмитт» Bf 109E-4 из штабного звена авиагруппы II./JG 77. Молдавия, лето 1941 года (живописец Игорь Злобин)

Довольно характеристик и численности самолётов 77-й эскадры слова военнопленного в полной мере возможно назвать родными к действительности: В первую очередь военных действий против СССР и до августа безвозвратные утраты составили не меньше 24 «мессершмиттов», ещё полтора десятка автомобилей нуждалось в важном ремонте. Так, утраты за пять недель битв составили около половины штатной численности авиагрупп, с чем указанное число «20 самолётов на одном аэропорте» весьма хорошо сходится.

На вооружении авиагруппы II./JG 77 летом 1941 года пребывали в основном Bf 109E-4 и Bf 109E-7, вправду вооружённые двумя 20-мм крыльевыми пушками и двумя синхронными 7,92-мм пулемётами. Это были достаточно «пожилые» истребители, подлежащие замене на новые Bf 109F-4, каковые уже взяла III./JG 77, но вряд ли их скорость упала ниже 500 км/час, как продемонстрировал военнопленный.

Что полностью логично, меньше всего унтер-офицер Бохманн поведал о собственных достижениях, не смотря на то, что он был результативным лётчиком – но, Наверное, его не особенно и задавали вопросы. Собственную первую и единственную на западном фронте победу Хорст Бохманн одержал 1 февраля 1941 года, сбив над Ла-Маншем в 35 км северо-западнее французского Морле (Morlaix) патрульный торпедоносец-бомбардировщик «Бофорт» из 217-й эскадрильи Берегового руководства Королевских ВВС Англии. Забавное совпадение, но это случилось ровно за шесть месяцев до окончания карьеры Бохманна как лётчика-истребителя.

С самого начала операции «Барбаросса» юный унтер преуспел, и на момент попадания в плен успел заявить о 13 победах над советскими самолётами. Это был отличных показателей начала кампании в группе и один из лучших в эскадре – только обер-фельдфебель Райнхольд Шметцер (Reinhold Schmetzer) и обер-лейтенант Курт Уббен (Kurt Ubben) из III./JG 77 к 1 августа заявили 18 и 21 победу над ВВС РККА соответственно.

Бомбардировщик СБ 2М-103 из состава 5-го скоростного бомбардировочного авиаполка, лето 1941 года (живописец Владимир Камский)

27 июля Бохманн в следствии неточности пилотирования произвёл вынужденную посадку в районе Кишинёва и, по всей видимости, с лёгкими травмами попал в больницу, из которого был выписан в упомянутый в допросе сутки 29 июля. Но о том, что в битвах он принимал участие с 22 июня, лётчик предпочёл не информировать.

К сожалению, события последнего вылета Хорста Бохманна не освещены ни в протоколе допроса, ни в сохранившихся германских документах. Днём 1 августа, в 12:00 по берлинскому времени, он заявил об уничтожении истребителя И-153, что стал его 12-й победой, а вечером, в 17:55 и 17:56, завершил собственный счёт двумя бомбардировщиками СБ.

Из советских документов как мы знаем, что бомбардировщики Пе-2 и СБ из состава 5-го СБАП с 16:45 несколькими группами атаковали переправы через скопления и Днестр германских армий в районе сёл Душка и Дороцкое, расположенных в 5–7 км западнее Григориополя. Советские экипажи отметили недалеко от цели атаку трёх Ме-109, но ни о утратах, ни о победах в документах 5-го СБАП данных нет.

Вероятнее, Бохманн атаковал девятку СБ из 5-й эскадрильи полка, каковые бомбили скопление германских армий, и был подбит ответным огнём стрелков. Его самолёт Bf 109E-4 W.Nr. 3764 с тёмным угловым шевроном на борту приземлился на советской стороне в районе Григориополя, а лётчик был пленен.

Допрос окончен, и унтер-офицер Бохманн с другими военнопленными (принадлежащими к пехоте) отправляется в тыл

По некоторым данным, Хорст Бохманн был сбит в сражении с парой истребителей И-16 из состава 69-го ИАП, которую вёл старший политрук Семён Андреевич Куница. Вправду, не смотря на то, что полк и базировался в Одессе, одна из его эскадрилий сражалась сейчас севернее, в Молдавии. Но документы 69-го ИАП за начальный период войны не сохранились, и версия о причастности старшего политрука Куницы остаётся только версией.

Так закончилась военная карьера подававшего громадные надежды лётчика-истребителя, отправившегося «сражаться с русскими… дабы улучшить собственную жизнь», и, подобно многим завоевателям, отыскавшего в Российской Федерации собственную могилу. Где как раз закончил собственный жизненный путь ас люфтваффе Хорст Бохманн, неизвестно – по германским данным, он до сих пор числится пропавшим без вести…

литературы и Список источников:

  1. ЦАМО РФ, фонд 8-го Гв.БАП;
  2. ЦАМО РФ, фонд 21-й САД;
  3. Jochen Prien. «Jagdfliegerverbande der deutschen Luftwaffe 1934–1945. Unternehmen «Barbarossa», Einsatz im Osten – 22.06 bis 05.12.1941»

Война кончилась,а я, 30 лет, поезда под откос пускаю Хироо Онода

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: