Последний довод против «мельдерсов» и «эдельвейсов»

      Комментарии к записи Последний довод против «мельдерсов» и «эдельвейсов» отключены

Утром 22 июня 1941 года лётчики ВВС Красной армии сошлись в смертельной схватке с самыми идеальными в то время ВВС мира — люфтваффе. Действенно противостоять немцам в воздухе было поразительно сложно, и в безнадёжных обстановках советские лётчики уже в первых битвах применили «запрещённый приём», тараня самолёты неприятеля. Два первых по хронологии тарана совершили Иван Иванов и Дмитрий Кокорев.

За ними последовали ещё три, выполненные в первоначальный сутки войны Леонидом Бутелиным, Петром Рябцевым и Анатолием Азаренковым.

Побоище над аэропортом Бовшев

В центральной красноармейской газете «Красная Звезда» от 27 июля 1941 года возможно было прочесть такие строки:

«На отечественный аэропорт налетели вражеские бомбардировщики. Младший лейтенант Бутелин первым поднялся в воздух и вступил в бой. Храбрая атака Бутелина увенчалась успехом: германский самолёт, подожжённый младшим лейтенантом, упал на землю.

Отважный лётчик увидел, что второй фашистский бомбардировщик заходит бомбить аэропорт. Все патроны Бутелин израсходовал. Он вихрем ринулся на вражеский бомбардировщик и протаранил его.

Фашистский самолёт взорвался, не причинив никакого вреда складам и аэродрому горючего. Храбрец Бутелин погиб в данной борьбе смертью храбрых, сделав с честью святая обязанность перед отчизной…»

Храбрец публикации младший лейтенант Леонид Бутелин служил в должности начальника звена в 12-м истребительном авиационном полку 64-й истребительной авиационной дивизии ВВС Юго-Западного фронта. Полк с мая 1941 года базировался в летних лагерях на аэропорте Бовшев в 30 км севернее базисного аэропорта Станислав (сейчас Ивано-Франковск) и был кадровой частью, укомплектованной умелыми лётчиками. Хуже дело обстояло с матчастью: три эскадрильи полка летали на И-153 (46 автомобилей), ещё одна эксплуатировала И-16 ранних серий.

Последний довод против «мельдерсов» и «эдельвейсов»
Советские лётчики, совершившие воздушные тараны 22 июня 1941 года. Слева направо: начальник звена 1-й эскадрильи 12-го ИАП младший лейтенант Леонид Григорьевич Бутелин, начальник звена 62-го ШАП лейтенант Анатолий Васильевич Азаренков, начальник звена 123-го ИАП лейтенант Пётр Сергеевич Рябцев

Не имея современных самолётов, полку было бы очень тяжело бороться с германскими истребителями, но 12-й ИАП размешался в относительной безопасности. От границы до Бовшева было около 150 км, и в первые дни войны «мессершмитты» не могли дотянуться до этих авиабаз.

Полки 64-также закрывали громадный участок границы от Черновцов на юге фактически до Самбора на северо-западе. 12-й ИАП размешался на северо-западном фланге построения дивизии. Соперниками полка в первые дни войны должны были стать правофланговые подразделения V авиакорпуса люфтваффе, в частности все три группы бомбардировочной эскадры KG 51 «Эдельвейс», вооружённые Ju 88, и III несколько истребительной эскадры JG 3.

Не обращая внимания на то что кроме 12-го ИАП в районе базировались ещё четыре авиаполка, вооружённые истребителями, и советская сторона имела формальное превосходство в их численности, действенное сопротивление немцам имели возможность оказать лишь лётчики 12-го ИАП. Юные пилоты сравнительно не так давно организованных 87-го и 164-го ИАП ещё не были подготовлены к сражениям, и боевой потенциал этих полков ограничивался комсоставом. А пилоты 62-го и 66-го ШАП (И-15бис и И-153) только сравнительно не так давно летали на бипланах Р-5ССС.

В данной ситуации особую опасность для советских авиаторов воображала эскадра KG 51, самолёты которой были оснащены бомбодержателями для осколочных бомб-мин SD-2. Помимо этого, часть автомобилей была вооружена 20-мм пушками MG-FF, а экипажи подготовлены для действий с низких высот.

Кадры сделаны с бомбардировщика Ju 88 — видно, с какой высоты сбрасывались бомбы. В таких условия умелые экипажи фактически не могли промахнуться — Последний аргумент против «мельдерсов» и «эдельвейсов» | Военный портал Warspot.ru src=~images\poslednij-dovod-protiv-meldersov-i-edelvejsov-2.jpg
Бомбардировщик Ju 88 имел возможность нести до 360 осколочных 2-килограммовых бомб SD-2, каковые при сбросе с малой высоты создавали целую полосу поражения размерами до 50 на 300 метров.

При ударах по аэропортам, колоннам небронированной техники либо живой силе вне укрытий SD-2 были весьма действенны. Особенно в начале войны, в то время, когда кроме того маленькие повреждения советского самолёта либо грузовика означали, что он точно будет кинут при отступлении. Кадры сделаны с бомбардировщика Ju 88 — видно, с какой высоты сбрасывались бомбы. В таких условия умелые экипажи фактически не могли промахнуться

Утром 22 июня аэропорты от Самбора до Станислава были атакованы самолётами III./JG 3 и KG 51. Стрый, Лисятичи, Станислав, Бовшев, Тарнополь, Бучач, Зубов нападали Ju 88 из KG 51, в этот самый момент германские экипажи ожидал феерический успех. Действуя тройками, парами а также отдельными экипажами, они практически засыпали небольшими бомбами советские аэропорты, выведя из строя десятки советских самолётов.

В соответствии с донесению штаба 12-го ИАП, первый удар по аэропорту Бовшев 22 июня нанесла пятёрка Ju 88 (учитывая тактические построения немцев, возможно, что это были два звена либо три пары).

Из того же документа как мы знаем, что лагерь в Бовшеве был поднят по тревоге в 4:50 утра, и техники начали готовить самолёты к полётам. Комполка Герой Советского Союза майор Павел Коробков на И-16 вылетел на базисный аэропорт в Станислав и в том месте поднял по тревоге кадровый персональный состав, что в выходной сутки ночевал по своим квартирам. Всё, что случилось дальше, в донесении описывается весьма сухо:

«Первый налёт в составе пяти самолётов Ю-88 был совершён в 5 часов 42 60 секунд по личному составу и матчасти самолётов; часть самолётов была в воздухе, часть подготовилась к полётам. Утраты от первого налёта: погиб глава транспортно-десантной работы полка ст. лейтенант Федотов Леонид Алексеевич, в воздушном бою погиб начальник звена мл. лейтенант Бутелин Леонид Григорьевич, ранено 12 человек… Выведено из строя самолётов И-153 — 3 сгорели, 11 выведено из строя осколками бомб. И-16 выведено из строя — 2. В первом воздушном бою сбито 4 бомбардировщика Ю-88».

К сожалению, описание боя и этого налёта со стороны соперника отсутствует. Сохранился доклад экипажа бомбардировщика из эскадрильи 9./KG 51, действовавшего в составе шестёрки. По окончании удара по аэропортам недалеко от Станислава их бомбардировщик был сбит советскими истребителями недалеко от Стрыя.

Помимо этого, из истории эскадры известно о семи сбитых в первом вылете Ju 88, причём пять из них были из 9./KG 51.

Истребитель И-153 из состава 12-го ИАП

По всей видимости, штурмовой удар по аэропорту Бовшев наносила шестёрка 9./KG 51, из которых три либо четыре были сбиты лётчиками 12-го ИАП. Анализ имеющихся разрешённых позволяет восстановить картину событий.

В 4:50 в лагере 12-го ИАП заявили тревогу, в 5:00 майор Коробков улетел в Станислав, в 5:15 взлетело дежурное звено. В 5:40–5:45 аэропорт с бреющего полёта нападали 5–6 Ju 88, быть может, с различных направлений. То, что германские экипажи подошли к цели на низкой высоте, разрешило группе либо одной-двум парам удачно отбомбиться по стоянкам самолётов. После этого их атаковали советские истребители дежурного звена.

В сражении над аэропортом и на протяжении преследования были сбиты пара Ju 88 ценой утраты одного И-153 и лётчика.

Что необычно, руководство полка никак не отразило подвиг младшего лейтенанта Бутелина в документах и не представило его к призу. В своевременных сводках дивизии и полка, а также в вышеупомянутом донесении о итогах налёта нет никаких упоминаний о совершённом таране.

Однако никаких сомнений в том, что таран был совершён, нет. Сведения о нём находятся в десятках источников, причём люди, свидетельствовавшие о таране, не имели никакой связи между собой. Подтвердили сведения о таране и пара начальников 12-го ИАП, а также бывший начштаба полка майор Г. А. Пономаренко.

Носовые 20-мм пушки MG-FF, установленные на части самолётов эскадры KG 51, были значительным подспорьем при штурмовке советских аэропортов в первые дни

Справедливости получал папа погибшего храбреца майор Г. С. Бутелин, по всей видимости, ожидавший награждения сына по окончании публикаций 1941–1942 годов. Собранные им свидетельства разрешили просить о награждении, и 29 июля 1944 года приказом главнокомандующего ВВС маршала авиации А. А. Новикова Леонид Бутелин был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени.

Таран Леонида Бутелина приблизительно одинаково описывается во всех источниках. В соответствии с свидетельствам, фактически над аэропортом он нападал и сбил один бомбардировщик. При попытке сбить второй «юнкерс», что зашёл с другого направления на маленькой высоте, Бутелин ударил его крылом и винтом, по окончании чего оба самолёта упали на землю, а их экипажи погибли.

По какой причине руководство полка не отметило эпизод с тараном? Исходя из имеющихся материалов, возможно высказать следующую догадку: возможно, было сочтено, что дежурное звено, поднятое в атмосферу задолго до появления бомбардировщиков, было обязано не допустить бомбардировку, но не справилось с задачей. То, что начальник звена Леонид Бутелин старался отразить налёт кроме того ценой собственной жизни, не известно почему не оказало влияние на вывод майора Коробкова.

Истребитель И-153 из состава 12-го ИАП, стёртый с лица земли при налёте на аэропорте Бовшев

Для 12-го ИАП первый налёт не стал самым тяжёлым. «Юнкерсы» в течение всего дня маленькими группами нападали Бовшев, не смортя на потери. В большинстве случаев, любой вылет сопровождался столкновением с «чайками» 12-го ИАП, и германские лётчики вступали в активные битвы с значительно более манёвренными советскими автомобилями.

Всего 22 июня, согласно данным штаба 12-го ИАП, на аэропорт Бовшев было совершено девять налётов, в которых участвовали 27 Ju 88. Лётчики полка заявили о 14 победах над бомбардировщиками, и, если судить по тому, что KG 51 утратила 15 самолётов безвозвратно, а ещё шесть взяли повреждения, советские лётчики вправду сбили и повредили более десятка «юнкерсов». 12-й ИАП утратил на земле стёртыми с лица земли и повреждёнными 33 И-153 и восемь И-16, погиб один лётчик, а 22 человека технического состава были ранены.

В воздухе, не считая младшего лейтенанта Бутелина, утрат не было.

Малоизвестный таран Анатолия Азаренкова

Самое основное, что удалось германским лётчикам, — это сковать единственный кадровый истребительный полк, что должен был целый сутки только закрывать собственный аэропорт. По данной причине лётчикам ударной авиации было нужно не только летать на штурмовку, но и отражать атаки бомбардировщиков. В соответствии с боевому донесению начштаба 63-й САД полковника А. П. Николайшвили, на протяжении этих вылетов начальник звена 62-го ШАП лейтенант Анатолий Азаренков таранным ударом сбил бомбардировщик, а тот, падая, врезался в второй германский самолёт.

К сожалению, как и при с Леонидом Бутелиным, в документах как 62-го ШАП, так и 237-го ШАП, выделенного из 62-го ШАП при переформировании, никакой информации о таране Азаренкова не содержится. Быть может, как раз из-за путаницы с документами при разделе полка в некоторых источниках автором тарана именуется лейтенант И. И. Ковтун. Это как минимум косвенно подтверждает данные о том, что таран был.

Быть может, за давностью лет при пересказе эпизода очевидно перепутались фамилии участников событий, и Ковтун начал фигурировать вместо Азаренкова.

Истребитель И-153 из состава 62-го ШАП

Однако, в отличие от Бутелина, попав в «Краткие выводы о военных действиях ВВС ЮЗФ с 22.06 по 10.08.41», Анатолий Азаренков был отмечен в числе отличившихся на высоком уровне. Он — единственный из всех совершивших таран в первоначальный сутки войны, кто был упомянут в отчёте.

Справедливости для нужно заявить, что он упомянут легко как лётчик, сбивший германский самолёт, и предотвративший танковую часть о приближении авиации соперника. Однако факт воздушной победы признан на самом высоком уровне, да и в штабе ВВС данный документ писали для внутреннего применения, а не для пропаганды, — смелые подробности в полной мере имели возможность опустить, но заслуги зафиксировали.

Чего добились немцы к концу первого дня на этом направлении? Отправившись ва-банк и рискуя утратить всю ударную авиацию, они не просчитались. Экипажи KG 51 разгромили аэропорты 62-го ШАП в Лисятичах (более 40 И-15бис и И-153) и Стрые, где кроме этого погибла матчасть 13-й и 108-й отдельный корпусных авиаэскадрилий (бипланы Р-5), и аэропорт Зубов 86-го СБАП (стёрты с лица земли и выведены из строя 28 СБ и 9 Пе-2). Сделано это было, в отличие от Бовшева, с минимальными утратами.

87-й ИАП, базировавшийся на аэропортах Тарнополь и Бучач, утратил в воздухе и на земле 25 И-16 и три МиГ-3.

Этому бомбардировщику Ju 88 с бортовым кодом 9K+KR из эскадры KG 51 удалось дотянуть до аэропорта

Части 15-й САД, базировавшиеся на Львовском аэроузле, понесли такие же большие потери. На аэропорте Куровицы на земле были стёрты с лица земли и повреждены 33 И-15бис и три Ил-2 66-го ШАП. В том месте же 164-й ИАП утратил на земле 12 И-153 и шесть И-16, в воздушном бою был сбит ещё один И-153.

Солидную часть повреждённых самолётов потом списали.

Эскадра KG 51 утратила более 20 самолётов (около четверти начального состава), наряду с этим минимум 15 из них погибли вместе с экипажами, но «юнкерсам» удалось обескровить группировку ВВС ЮЗФ юго-западнее Львова. Примечательно, что германские лётчики заявили об уничтожении на земле всего 100 самолётов: по всей видимости, не возвратившиеся экипажи не смогли рассказать о собственных удачах, а сохранившиеся экипажи не всегда могли замечать результаты ударов из-за противодействия советских истребителей.

Самым неприятным для советской стороны было то, что руководство ВВС ЮЗФ заняло полностью пассивную позицию: ни один германский аэропорт не был подвергнут ответным ударам. Это разрешало германским техникам нормально готовить автомобили к последующим вылетам, а экипажам — полноценно отдыхать.

Замкомандира эскадрильи 237-го ШАП лейтенант Азаренков погиб 14 октября 1941 года. В первой половине 40-ых годов двадцатого века его дочь, первоклассница Лена Азаренкова в письме обратилась к Сталину прося передать её накопления на постройку самолёта. В итоге был выстроен штурмовик Ил-2 с надписью «От Леночки за папу», что вести войну в 237-м ШАП

Предъявлять какие-то претензии в этом советским лётчикам будет совсем некорректно: они бились до последней возможности, раз за разом пробуя на устаревших автомобилях перехватить «юнкерсы». стрельбы и Навыки пилотирования, и личное мужество советских авиаторов не могли компенсировать отставание авиационной индустрии, несовершенство организационной структуры ВВС Красной армии и нерешительность руководства.

Таран в небе над Брестской крепостью

Воздушные сражения разыгрались по всему фронту от Балтики до Чёрного моря, и не везде у советских истребителей была возможность отыграться на германских бомбардировщиках. В Белоруссии численное превосходство люфтваффе в истребителях было подавляющим: они трудились во всех амплуа, совмещая штурмовки с сопровождением ударных самолётов и работой в совокупности ПВО. В следствии непрекращающихся ударов уже к 10 часам утра по Москве из-за опасности полного уничтожения части ВВС Западного фронта были вынуждены начать перебазирование на тыловые авиабазы.

Не стал исключением и 123-й ИАП, утративший на протяжении налётов на аэропорты Стригово и Именин недалеко от Кобрина на земле и в воздухе солидную часть самолётов. К полудню из 58 имевшихся утром «чаек» осталось в боеспособном состоянии лишь 13, кроме этого были стёрты с лица земли либо повреждены 20 новейших Як-1 — все эти самолёты было нужно покинуть при отступлении.

Истребитель И-153 из состава 123-го ИАП

Но, не обращая внимания на превосходство противника и тяжёлые потери, 123-й полк сражался , закрывая аэропорт, и районы Бреста и Кобрина. Всего за 10 часов было заявлено 22 победы в воздухе, причём часть из них подтверждается немцами. На протяжении одного из вылетов в район Бреста лейтенант Пётр Рябцев таранил истребитель Bf 109. Вот как описывается это событие в истории 123-го ИАП:

«22.06.41 четыре истребителя — капитан Мажаев, лейтенанты Жидов, Рябцев и Назаров вступили в бой с 8 Ме-109. Самолёт лейтенанта Жидова был подбит и отправился на понижение… капитан Можаев, закрывая выход из боя лейтенанта Жидова, меткой пулемётной очередью срезал одного «мессершмитта», а второй нацист был подхвачен лейтенантом Жидовым и подожжён. В конце боя у лейтенанта Рябцева был израсходован целый боекомплект.

Лейтенант Рябцев, не считаясь с опасностями для жизни, повёл собственный самолёт на соперника и ударом тарана вынудил его обломками упасть на землю. В этом бою были сбиты три фашистских истребителя — при одной собственной утрата».

Таран Рябцева подтверждается не только документами полка и послевоенными воспоминаниями участников боя Н. П. Мажаева и Г. Н. Жидова. Исследователь обороны Брестской крепости С.С. Смирнов определил про таран из рассказов ветеранов, пребывавших в тот момент конкретно в цитадели.

Снимок, сделанный летом 1941 года: коммунистический пехотинец защищает сбитый «мессершмитт» из авиагруппы III./JG 51. Видно, что эта мера запоздала: с самолёта очевидно уже скручено всё полезное, оторваны и открыты многие лючки и капоты

Разумеется, что бой случился примерно в десять часов утра по Москве. В статье, написанной Г. Н. Жидовым во второй половине 50-ых годов XX века, упоминается, что вылет состоялся по окончании поступления доклада о бомбардировке войск СССР недалеко от Бреста между 9 и 10 часами утра. Сейчас у германских истребителей не отмечены заявки на победы над И-153 либо похожими на «чайку» самолётами.

Эскадра JG 51 утратила в воздушных битвах недалеко от Бреста два «мессершмитта» Bf 109F-2, причём и в том и другом случае чётко указаны причина и район утраты — воздушный бой. Оба они — претенденты на столкновение с И-153 Рябцева.

Тараны, которых не было

Фактически все тараны, выполненные советскими лётчиками в первоначальный сутки войны, были детально обрисованы в публикациях С. С. Смирнова, причём в хронологической последовательности: И. И. Иванов, Д. В. Кокорев, Л. Г. Бутелин и П. С. Рябцев.

Эпизод с тараном Анатолия Азаренкова остался малоизвестен, не смотря на то, что подвиг лётчика того же 62-го ШАП младшего лейтенанта Михаила Тихомирова, совершившего таран 24 июня, обрисован в истории части. Что примечательно, датой тарана Тихомирова указано 22 июня — в полной мере быть может, что при написании истории полка по прошествии времени Азаренкова и тараны Тихомирова слились в один.

В полной мере возможно, что в штурмовом полку просто не придали особенного значения таранам, в особенности на фоне больших потери полка в первые дни войны. Косвенно это подтверждается тем, что ни Тихомиров, ни Азаренков не были награждены.

Нисколько не умаляя заслуг С. С. Смирнова, необходимо подчернуть, что он радиопередачами и своими публикациями про тараны, совершённые в первоначальный сутки войны, открыл ящик Пандоры. Многие журналисты и ветераны стали открыто злоупотреблять темой таранов, пробуя приписать подобные подвиги людям, каковые их не совершали.

Слева направо: начальник звена 10-го ИАП лейтенант Василий Сергеевич Лобода, начальник звена 126-го ИАП лейтенант Евгений Максимович Панфилов, замкомандира эскадрильи 33-го ИАП лейтенант Степан Митрофанович Гудимов

Показавшиеся в различные годы упоминания про тараны 22 июня 1941 года В. С. Лободы из 10-го ИАП, Е. М. Панфилова из 126-го ИАП, С. М. Гудимова из 33-го ИАП, А. И. Мокляка из 67-го ИАП, А. С. Протасова из 16-го СБАП, А. С. Данилова, П. А. Кузьмина, А. И. Пачина и Н. П. Ерошина из 127-го ИАП не соответствуют действительности, поскольку или не отражены в советских документах, или не подтверждаются соперником.

История с тараном В. С. Лободы была изложена в статье в издании «Крылья Отчизны» со слов бывшего начальника эскадрильи 10-го ИАП В. П. Борового:

«Начальник звена 10-го истребительного авиационного полка лейтенант В. С. Лобода 22 июня 1941 года в 6:30 второй раз за сутки поднялся в воздух на самолёте И-16 в составе эскадрильи. Вблизи города Шауляя (Литва) на высоте 2000 м отечественные лётчики нашли группу вражеских бомбардировщиков Ю-88 в сопровождении истребителей Me-109. Лобода повёл собственное звено в наступление на истребители прикрытия.

С первой атаки он сбил один «мессершмитт». Во второй атаке, выручая товарища, таранил второй вражеский истребитель и сам наряду с этим погиб».

Второй вылет 10-го ИАП состоялся не в 6:30, а в 10:30, так что фактически точно упомянут бой, случившийся в 10:30–11:00. Это соотносится и с германскими данными — с большой возможностью И-16 В.С. Лободы в 10:50 был сбит лейтенантом Гансом Байссвенгером (Ltn. Hans Bei?wenger) из 6./JG 54.

Никаких упоминаний о таране в документах 10-го ИАП и 7-й САД нет, безвозвратных утрат немцы недалеко от Шауляя не имели.

Истребитель И-16 из 10-го ИАП, сбитый в воздушном бою. В первоначальный сутки войны полк утратил три «ишачка» — другими словами шансы, что на фото истребитель лейтенанта Василия Лободы, высоки

Информации о таране Е. М. Панфилова нет ни в документах 126-го ИАП, ни в бессчётных интервью личного состава части, собранных зимний период 1941–1942 гг. Таран упоминается через четверть века по окончании окончания войны бывшим лётчиком полка А. М. Журавлёвым в сборнике «В грозные годы» и больше нигде не фигурирует. Характерно, что в представлении Панфилова к первой награде без обиняков указано, что он 22 июня был сбит в воздушном бою и покинул самолёт с парашютом.

Упоминание про якобы имевший место таран С. М. Гудимова из 33-го ИАП показались по окончании выхода в печати статей С. С. Смирнова о таранах первого дня войны. В собственном письме Смирнову об этом поведал бывший начальник штаба 74-го ШАП И. И. Приленский. Это противоречит документам полка: в 5:55 либо 6:55 лейтенант Гудимов сбил два Хе-111, по окончании чего его И-153 был сбит ответным огнём стрелков. Это обрисовано и в чёрте лётчика от 15 июля 1941 года:

«…В 5 часов 55 мин. одним из первых произвёл взлёт для отражения налёта самолётов Хе-111. Сейчас 18 бомбардировщиков создавали поворот на аэропортом Куплин, и… гудимовский И-153, управляемый жёсткой рукой патриота Родины и своего народа… врезается в средину строя, и пулемёты отправляют град пуль в стервятников. Самолёт соперника закачался, а после этого, охваченный пламенем, хаотичным падением отправился к почва… Сейчас лейтенант Гудимов, не обращая внимания на пламя вражеских пулемётов, ринулся мужественно и храбро на [второго] бомбардировщика… И ещё один гитлеровский молодчик отыскал себе могилу от пуль гудимовских пулемётов… Лейтенант Гудимов ещё догоняет неприятеля, но вражеские пули выводят его самолёт из строя, что не возвращается на собственный аэропорт…»

А. И. Мокляк, один из храбрецов воздушного сражения в небе над аэропортом Болгарийка, был сбит стрелком румынского бомбардировщика «Савойя-Маркетти» SM.79В (подробнее об этом эпизоде — в статье про боевые действия 67-го ИАП в первоначальный сутки войны).

Информация о таране капитана А. С. Протасова содержится в «Краткой истории 16-го СБАП», написанной в январе-феврале 1942 года:

«На аэропорт со штурмовыми целями налетало шесть девяток Ме-110. Капитан Протасов, летевший ведущим звена самолётов СБ, врезался в самолёт соперника и вместе с ним погиб. Кроме этого были сбиты его ведомые. Штурмовка аэропорта длилась 32 60 секунд. Вражеские самолёты засыпали расположение и аэродром лагеря небольшими бомбами и вели постоянный обстрел зажигательными пулями.

Самолёты, расположенные на аэропорте, сгорели, взорвались подвешенные бомбы, средства ПВО отсутствовали. Погибло в воздухе 9 человек (звено начальника авиаэскадрильи капитана Протасова), на земле было убито 6 человек и ранено 15…»

Эти сведения не подтверждаются германскими документами, в которых имеется разгром аэропорта Черлёна тяжёлыми истребителями Bf 110 из группы II./ZG 26, но не зафиксированы какие-либо безвозвратные утраты. Наверное, расстрелянный «мессершмиттами» СБ капитана Протасова взорвался, и это было воспринято с почвы как столкновение с германским самолётом. После этого это стали трактовать как сознательный таран, и руководство 11-й САД кроме того написало представление на награждение Протасова, но оно осталось нереализованным.

Упоминаемые разными авторами тараны лётчиков 127-го ИАП не отмечены не только в сохранившемся издании военных действий полка, но и не обрисованы бывшим замполитом полка А. П. Проскуриным в послевоенной статье «героизм и Мастерство в первоначальный сутки войны».

В 10:10–10:30 127-й ИАП всеми боеспособными самолётами пробовал над Гродно перехватить три десятка германских самолётов, идентифицированных как Do 17. Но в завязавшемся бою «бомбардировщики» смогли без утрат сбить четыре И-153 — это были все те же истребители Bf 110 из II./ZG 26, каковые возвращались по окончании штурмовки аэропортов Черлёна и Борисовщизна.

Примечательно, что в первых донесениях 11-й САД была отмечена утрата четырёх истребителей — действительно, наряду с этим якобы удалось сбить четыре бомбардировщика. Сбитых советских лётчиков посчитали погибшими, и, по всей видимости, для героизации эпизода 9 июля в газете «Красная Звезда» в статье «Крылатые храбрецы Отечественной войны» обрисовали подвиг старшего политрука А. С. Данилова, что посмертно был представлен к ордену Ленина:

«С девятью самолётами соперника вступил в бой старший политрук Андрей Данилов. Спустя пара мгновений два из них были сбиты. Расстреляв все патроны, бесстрашный лётчик направил свой автомобиль прямо на вражеский самолёт. Андрей Данилов погиб смертью храбрых…»

Но Данилов не погиб. Взяв тяжёлое ранение, он по окончании лечения смог возвратиться в строй. Лётчик стал заложником данной щекотливой ситуации, и позднее, по всей видимости, должен был говорить про «таран».

В соответствии с изданию военных действий 127-го ИАП, в 13:20 10 И-153 2-й эскадрильи перехватили многочисленную группу в 20 бомбардировщиков Ju 87. Не обращая внимания на много «чаек», все их атаки были отбиты, наряду с этим германским стрелкам удалось сбить два И-153. Их пилоты, лейтенанты А. И. Пачин и А. В. Грибакин, не возвратились в часть.

Немцы утрат не понесли, не смотря на то, что, по советским данным, один «юнкерс» уходил со понижением и был позднее засчитан как групповая победа. Позднее, в послевоенных публикациях, показались сведения, что лейтенант Пачин погиб при таране «юнкерса».

Полевой аэропорт 127-го ИАП Лесище был обнаружен немцами в самом финише дня. Около 21:40–21:45, в то время, когда самолёты полка начали перебазироваться в Лиду, взлетающие «чайки» были увидены германскими «охотниками». Под удар «мессеров» из III./JG 53 попала 4-я эскадрилья 127-го ИАП, и предстоящее больше было похожим расстрел. На взлёте были сбиты два И-153, их пилоты лейтенант П. А. лейтенант и Кузьмин Н. П. Ерошин погибли. Старший политрук А. А. Артемьев, пробуя посадить подбитый самолёт, скапотировал.

Ещё один лётчик, лейтенант А. Д. Петькун, пропал без вести.

Лётчики 127-го ИАП, участники воздушных битв 22 июня 1941 года. Слева направо: замкомандира эскадрильи старший политрук Андрей Степанович Данилов, лётчик лейтенант Александр Иванович Пачин, замкомандира эскадрильи лейтенант Петр Александрович Кузьмин, лётчик лейтенант Николай Павлович Ерошин

В соответствии с изданию военных действий 127-го ИАП, лётчикам 4-й эскадрильи удалось сбить один самолёт, но в действительности немцы утрат не имели. О таране Кузьмина в первый раз было написано в статье М. Мохова «Шесть воздушных атак сталинских соколов», размещённой в газете «Красная Звезда» от 28 июня 1941 года. Она была написана по рассказам однополчан, по всей видимости, честно хотевших придать командира и гибели товарища более смелый темперамент.

Сведения о том, что в этом бою таранил Ерошин и немецкий самолёт, показались значительно позднее.

Кроме этого на подтверждаются документально сведения о совершенных в первоначальный сутки войны «огненных таранах» экипажа бомбардировщика СБ 33-го СБАП лейтенанта Г. А. Храпая и лётчика 62-го ШАП П. С. Чиркина. В соответствии с документам 62-го ШАП, лейтенант Петр Чиркин был сбит зенитным огнём 24 июня 1941 года при атаке полевого аэропорта в районе Журавицы (4 км севернее Перемышля). Что касается экипажа Григория Храпая, он также был сбит 24 июня зенитным огнём в районе Берестечко.

Все упомянутые солдаты Красной армии хороши глубокого уважения. Все они: и совершившие тараны, и не совершившие — показали себя подлинными патриотами, поднявшимися на защиту отечества и в большинстве пожертвовавшими собственными судьбами. Весьма жаль, что не все из них были отмечены призами.

Живописец Игорь Злобин

BROOMFLY

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: