Последний день макса иммельмана

      Комментарии к записи Последний день макса иммельмана отключены

Макс Иммельман – выдающийся летчик «эры айндеккеров» и второй по результативности ас того периода. Первые же победы принесли ему сперва «всегерманскую», а позже и мировую славу. Всего за 10 месяцев полетов на истребителях он одержал 15 подтвержденных побед, но после этого успех от него отвернулась, и 18 июня 1916 он открыл перечень погибших германских асов.

События того дня изложены в данной статье.

Июнь 1916 года выдался дождливым, исходя из этого полетов практически не было, и 18 июня сначала ничем не отличалось от предшествующих дней. С утра аэропорт Дуэ – место базирования 3-й истребительной команды под руководством обер-лейтенанта Макса Иммельмана был закрыт плотным туманом. Распогодилось лишь к обеду, но и тогда сектор ответственности части остался свободным от неприятельских аэропланов.

Последний день макса иммельмана
Лейтенант Макс Иммельман, апрель 1916 г.
(Neal W. O’Connor “Aviation Awards of Imperial Germany in World War I”, Vol.III, Foundation for Aviation World War I, 1993)

Только около пяти вечера пришло сообщение о группе из 8 самолетов соперника, приближающейся стороны Арраса – это был патруль F.E.2b 25-й эскадрильи RFC. На их перехват встала четверка «Фоккеров» во главе с самим «Лилльским Орлом» (прозвище, под которым Иммельман был известен по обе стороны фронта). Увидев приближение истребителей, британцы сразу же повернули обратно к линии фронта, но для несложного бегства их не хватало скорости, исходя из этого в бой вступить все же было нужно.

Не смотря на то, что эскадрилья и считалась скорее бомбардировочной, чем истребительной, но в сражении её экипажи действовали умело и хладнокровно.

«Фоккер» E.IV серийный № E127/15 – персональный самолет Иммельмана, что был поврежден в воздушном бою 18 июня
(коллекция автора)

Немцы нападали с различных сторон, но англичане держали строй, закрывая друг друга огнем, и удачно оборонялись, неспешно отходя к линии фронта. В итоге, одна из атак Иммельмана все же увенчалась успехом, и долгая очередь попала по фюзеляжной гондоле «виккерса» (так немцы именовали все британские «пушеры» независимо от их типа) с бортовым № 6940. Подбитый самолет утратил скорость и перешел в планирование, а остальные благополучно ушли на собственную территорию.

К тому времени запрет на пересечение линии фронта для собственных летчиков-истребителей немцы уже отменили, но пилоты все равно предпочитали вести бой над собственной, либо нейтральной территорией, исходя из этого преследование уходящего соперника они не стали.

Смертельно раненный пилот лейтенант Клэренс Роджерс довел поврежденный биплан до почвы, но на посадку его уже не хватило, и самолет скорее врезался, чем совершил посадку в миле от фронта. Британская артиллерия открыла огонь по месту падения самолета кроме того раньше, чем санитары успели унести его экипаж. Летчик скончался тем же вечером, а стрелок сержант Х. Тейлор, взявший легкое пулевое ранение конкретно в сражении и тяжелые травмы при посадке, остался жив, но до конца войны не смог всецело оправиться от ран.

RAF F.E.2b серийный № 6940 “Punjab No 32” Роджерса и Тейлора, сбитый Иммельманом в собственном предпоследнем бою, но так и не ставший его 16-й победой
(“The Royal Aircraft Factory FE2b/d Variants in RFC, RAF, RNAS AFC Service”, RAF Museum Cross Cockade International, 2009)

С местом приземления (падения) автомобили британские и германские источники расходятся: первые показывают на вынужденную посадку восточнее Суше в 3 милях в направлении север-север-восток от Арраса, а вторые говорят, что это случилось у населенного пункта Бюкуа северо-западней Бапома и в 20 километрах на юг-юг-запад от Арраса.

По логике вещей, сбитый самолет должен был стать 16 победой аса, но этого не случилось. Дело в том, что Иммельман так и не оформил заявку на победу. Быть может, подтверждение от наземных армий задержалось, либо же он просто решил отложить бумажную работу на позже, а по окончании его смерти руководство предпочло поступить в соответствии с бюрократическими правилами «нет тела – нет дела».

В следующие пара часов на фронте 6-й германской армии прошли еще пара воздушных боев, среди них и с участием патрулей 25-й эскадрильи, но Иммельман, как известно, в них участия не принимал.

Последнее известное фото Макса Иммельмана. Если судить по набору призов, оно относится к концу мая либо июню 1916 г.
(Neal W. O’Connor “Aviation Awards of Imperial Germany in World War I”, Vol.III, Foundation for Aviation World War I, 1993)

По окончании 9 часов вечера на последнее в тот сутки патрулирование отправились лейтенанты Макс Мульцер и Альберт Эстеррайхер, к каким присоединился и вице-фельдфебель Альфред Прен, а остальные летчики сели ужинать. Скоро их трапезу прервало сообщение о 7 британских самолетах, прошедших над линией фронта и направляющихся вглубь германской территории. Чуть позднее поступило сообщение о двух «Фоккерах», вступивших в неравный бой.

Первым на помощь товарищам отправился унтер-офицер Вольфганг Хайнеман, а за ним взлетел и Иммельман. Его «Фоккер» E.IV (два пулемета и двигатель 160 л.с.) был поврежден в прошлом бою, исходя из этого асу было нужно забрать резервный истребитель модификации E.III (один двигатель и пулемёт 100 л.с.).

В соответствии с общепринятой германской версии, Иммельман взлетел практически сразу после 21:30 и забрал курс на Ланс, ориентируясь по разрывам зенитных снарядов. Из-за менее замечательного двигателя он скоро отставал от напарника и скоро утратил его из виду.

Резервный «Фоккер» E.III Иммельмана, весна-лето 1916
(Aircraft in Action № 158)

Ас долетел до Лооса, собрав к тому времени 2000 метров высоты и покинув соперника за спиной. Некое время он держался у линии фронта, продолжая комплект высоты, а позже развернул на юго-восток и вышел на соперника где-то северо-западнее Энен-Льетара. Перед ним и на 500 метров выше находились в общем итоге 7 британских самолетов и 4 «Фоккера», поделившиеся на две отдельные группы: на северо-востоке два «айндеккера» (Мульцер и Эстеррайхер) вели бой с четыремя британцами, а на юго-востоке вторая пара истребителей занимала позицию для атаки тройки «виккерсов», которую все еще обстреливала зенитная артиллерия.

Иммельман, продолжив комплект высоты, направился к «южной группе», выпустив белую ракету – сигнал для зенитчиков о прекращении огня, а пара «Фоккеров» тем временем вступила в маневренный бой с соперником. Появлявшись выше и собственных, и чужих, ас выбрал себе жертву по вкусу, спикировал на неё и надавил на гашетку.

Обломки самолета Иммельмана везут мимо самолета, подобный которому он сбил в собственном последнем бою. Это RAF F.E.2b серийный № 4909 “Baby Mine” из состава 25-й эскадрильи RFC
(Neal W. O’Connor “Aviation Awards of Imperial Germany in World War I”, Vol.V, Flying Machines Press, 1998)

Долгая очередь попала в цель, и подвергшийся атаке самолет перешел в пикирование, удирая в сторону линии фронта, преследуемый по пятам Иммельманом. Один из британских пилотов северо-восточной группы «вывалился» из свалки и погнался за Иммельманом, а его со своей стороны начал преследовать Мульцер. В один момент Прен и Хайнеман также вышли из боя и пошли наперерез этому англичанину.

Первым успел Прен, нападавший и связавший «виккерс» боем. Мульцер, у которого заканчивалось горючее, мимо них и присоединился к преследованию подбитого Иммельманом самолета. Он намеривался убедиться, что тот не сбежит на собственную территорию, а позже уходить на аэропорт.

И вправду убедился: 2-й лейтенант Джон Сэвидж и его стрелок эр-механик 2-го класса Т. Робинсон были ранены, и истекающий кровью пилот был должен как возможно стремительнее приземлиться (позднее он погиб от ран).

Иммельман же, как это уже бывало, нормально «передал эстафету» товарищу, а сам решил атаковать следующего противника и начал набирать высоту. До ближайшего англичанина в тот момент расстояние была не меньше 1000 метров.

RAF F.E.2b серийный № 4909 “Baby Mine” на немецком аэропорте. Третий справа – лейтенант Мульцер, которому засчитали эту победу
(Neal W. O’Connor “Aviation Awards of Imperial Germany in World War I”, Vol.III, Foundation for Aviation World War I, 1993)

Вольфганг Хайнеман видел, как самолет начальника внезапно поднялся на дыбы, позже завалился на левое крыло и опустил шнобель в горизонтальное положение. Самолет летел вперед, но его хвост стал как-то необычно дергаться из стороны в сторону. После этого летчику стало не до наблюдений: три «виккерса» пикировали на самолет Прена, и необходимо было идти тому на выручку.

Германские воины, замечавшие за боем с почвы, также увидели, что фюзеляж «Фоккера» начал извиваться подобно рыбьему хвосту. Амплитуда колебаний возрастала, и фюзеляж в итоге пополам, а после этого от кувыркающегося обрубка оторвались и крылья. Обломки истребителя упали у Салламина (восточнее Ланса), и подоспевшие к месту падения пехотинцы сразу же опознали погибшего пилота по ордену Пур-ле-Мерит у него на шее.

«По горячим следам» появилась версия о том, что Иммельман был сбит прямым попаданием зенитного боеприпаса, но рабочая группа, расследовавшая события его смерти, пришла к иному заключению. В соответствии с официальной версии обстоятельством трагедии стала отстрел и неисправность синхронизатора одной из лопастей винта с последующим разрушением конструкции из-за сильнейшей вибрации.

«Последний бой Макса Иммельмана», живописец Ivan Berryman
(http://deviantart.net)

Материалы этого расследования, к сожалению, до сих пор в архивах не найдены, но имеющееся описание последних мгновений полета Иммельмана данной версии в полной мере соответствуют. Само собой разумеется, остается вопрос достоверности самого описания, поскольку оно относится к послевоенному времени.

Похожий случай случился в сражении 31 мая, но тогда Иммельману удалось посадить истребитель «одним куском», не смотря на то, что и с полуоторванным мотором. Но, тогда разрушение пропеллера случилось на протяжении атаки, а на данный момент оно началось в то время, когда стрелять было не в кого и незачем. Следовательно, лопасть оторвалась или по обстоятельству производственного недостатка, или из-за повреждений, взятых ранее, причем не обязательно из-за неисправности синхронизатора (могло быть поражение как неприятельским – пулеметным, так дружественным – зенитным огнем).

Британцы, очевидно, не дали согласие с германской версией, и были полностью уверены в том, что германский ас был сбит в воздушном бою (но, они его и 31 мая «сбивали»). К сожалению, подробное описание всего боя с английской стороны отсутствует. Как мы знаем, что в нем принимал участие «наступательный патруль» из 25-й эскадрильи, но данных по его численности нет.

2-й лейтенант Джордж Р. МакКаббин
(N. Franks H. Giblin “Under the Guns of the German Aces”, Grub Street, 1997)

В послеполетном рапорте 18-летний пилот 2-й лейтенант Джордж Р. МакКаббин, прибывший на фронт менее чем за месяц до этого боя, упоминал о трех «Фоккерах», один из которых сразу же ушел пикированием, а два вторых вступили в бой, и о том, что он и Сэвидж летели достаточно на большом растоянии друг от друга, дабы не вести бой совместно, но достаточно близко, дабы следить приятель за втором и обмениваться при необходимости сигналами.

Один из «Фоккеров» атаковал машину Сэвиджа, и оба самолета начали сильно пикировать. Тогда МакКаббин пришел на помощь приятелю и спикировал на немца. Его наблюдатель капрал Джеймс Х. Уоллер открыл огонь (по окончании войны летчик говорил, что в момент открытия огня пилот «Фоккера» уже не преследовал F.E., а поднял шнобель, дабы начать исполнение «иммельмана», т.к. увидел опасность позади), и самолет соперника сперва отвернул вправо, а позже перешел в отвесное пикирование.

Проследить за падением истребителя не удалось, т.к. экипажу было нужно отвлечься на второй «Фоккер», а в то время, когда летчик опять взглянул вниз, он уже не отыскал ни Сэвиджа, ни немца. Падение германского самолета подтвердил персонал 22-й зенитной батареи, исходя из этого МакКаббину и Уоллеру засчитали победу категории «Destroyed».

RAF F.E.2b серийный № 6346 “Black Watch No 2”, на котором МакКаббин и Уоллер одержали обе собственные победы
(“The Royal Aircraft Factory FE2b/d Variants in RFC, RAF, RNAS AFC Service”, RAF Museum Cross Cockade International, 2009)

8 дней спустя МакКаббин и Уоллер совершили еще один воздушный бой с «Фоккерами», в котором они одержали вторую победу, но и сами были сбиты. Стрелок не пострадал, а летчик был ранен, но сумел совершить вынужденную посадку на собственной территории. Имея на счету две месяц пребывания и воздушных победы на фронте, летчик был награжден DSO (Distinguished Service Order – орден «За выдающиеся заслуги») – через чур высокой призом для таких достижений.

Стрелок за те же две победы был удостоен DCM (Distinguished Conduct Medal – медаль «За выдающееся поведение»); имеется в вид

День рождения Макса 6 лет Гигантское Кресло Gummy Bear Все в полном шоколаде едем в Сadbury WORLD

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: