В истории авиации найдется не так много вертолетов, каковые состояли бы на вооружении ВВС 50 лет. Одними из таких «старожилов» являются автомобили семейства «Алуэтт», первая из которых была принята на вооружение в первой половине 60-ых годов двадцатого века, а снята лишь в 2010-м
1. В конце 50-х годов на волне интереса к легким вертолетам конструкторы компании Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Sud-Est (SNCASE) создали проект вертолета под наименованием Alouette («Жаворонок»). По собственному классу это была машина, подобная американским Bell Model 47 и Hiller Model 360. Вертолет серийно производился с 1956 года по 1975 год и был выпущен числом более 1500 экземпляров.
Alouette II швейцарских ВВС. Вертолеты этого типа официально сняты с оружия лишь в 2010 г.
Источник: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/
2. Всего за время производства выпускались четыре главные модификации вертолета: SE.313B Alouette II, SA.315B Lama, SA.318 Alouette II, SA.319 Alouette III. Стоит также подчернуть, что вертолеты выпускались по лицензии в Индии (под наименованием «Четак» – 200 автомобилей), Румынии (под наименованием IAR 316 – 130 автомобилей) и Швейцарии (60 автомобилей) и экспортировались во все уголки земного шара.
Сравнение главных характеристик вертолетов семейства Alouette.
Источник: Инфографика автора
3. В 1985 году восемь вертолетов SA 316B индийского производства были закуплены для опробований в качестве легкого вертолета палубного базирования СССР. Вертолет взял советское обозначение «К-1» и распределен по различным ведомствам: шесть автомобилей выяснили в транспортный полк на аэропорте Кача (Крым) и по одному в ОКБ М. Л. Миля и Н. И. Камова. Вертолеты эксплуатировались очень недолго, и по окончании трагедии 9 июля 1985 года (три пассажира погибли, а летчик взял тяжелую травму позвоночника и был списан с летной работы) были прекращены.
Вертолет К-1 на протяжении летных опробований в Каче. Источник: http://alternathistory.org.ua
4. Фактически всю собственную карьеру вертолеты провели в гражданских ливреях. Так, Alouette III имел оглушительный экспортный успех – за пределы Франции в 74 страны мира были поставлены 1453 вертолета. В вооруженных силах эксплуатировалось лишь 60 из этих вертолетов.
Индийский «Четак» в полете. Источник: http://www.bharat-rakshak.com/
5. Alouette II весьма редко употреблялся вооруженным, а вот Alouette III имел возможность нести разнообразное оружие в следующих конфигурациях:
— 7,62-мм пулемет либо 20-мм пушка германского производства MG-151/20 (либо более современная GIAT) в подвижной установке с левой стороны, наряду с этим сидение левого летчика демонтировались;
— 68-мм неуправляемые ракеты;
— четыре ракеты класа Земля-Земля Nord SS-11 на пилонах;
— две тяжелые ракеты класа Земля-Земля Nord AS-12;
— две самонаводящиеся торпеды в конфигурации противолодочного.
Полевая модификация Alouette в Родезии – спаренные крупнокалиберные пулеметы в проеме двери.
Источник: https://c1.staticflickr.com
6. Вертолеты семейства Alouette спасли большое количество людей в горах, вывозя пострадавших альпинистов с мест, недоступных для любых вторых средств спасения. Кроме того, Aerospatiale SA.315B «Lama» стал одним из самых первых специальных горноспасательных вертолетов и активно использовался как армейскими, так и гражданскими поисково-спасательными работами.
Спасательный вертолет в австрийских Альпах. Источник: http://www.aesoplounge.com/
7. Предстоящим развитием индийской версии стал ударный вертолет Lancer, созданный для противодействия партизанам . В отличие от вторых модификаций «Алуэтта», вертолет бронирован: для защиты экипажа, элементов управления вертолетом и топливных баков применены легкие составные кевларово-керамические броневые страницы, а остекление кабины выполнено из пуленепробиваемого стекла, размещенного под острыми углами для уменьшения неприятной свойстве легкого стрелкового оружия.
Lancer может нести до 360 килограмм на двух внешних узлах подвески (стандартное оружие – контейнер с 12,7-мм пулеметом и пусковая установка с четырьмя 70-мм НУРСами). Во второй половине девяностых годов эти автомобили принимали участие в битвах с пакистанцами на протяжении пограничных распрей в спорной горной области Каргил в Кашмире.
самая вооружённая модификация семейства – индийский Lancer. Источник: http://www.oocities.org
8. В ЮАР компания Atlas Aircraft Corporation в обстановке глубокой секретности создала легкий боевой вертолет ХН-1 Alpha, что стал первой ступенью к созданию отличного боевого вертолета Rooivalk. Не смотря на то, что офпреды руководства ВВС Южной Африки утверждали, словно бы эта машина есть всецело собственной разработкой, однако зарубежные эксперты отмечают, что в ее конструкции использованы многие агрегаты и узлы французского вертолета «Алуетт» III.
Предварительные летные опробования опытного образца проводились в 1985 году. XH-1 Alpha совершил первый полет 3 февраля 1985 года, и пара позднее начался главной этап программы летных опробований. Единственный экземпляр по окончании совершённых опробований, в конце 1980-х был передан в Музей ВВС Южной Африки, где остается сейчас.
Единственный экземпляр вертолета ХН-1 Alpha на протяжении летных опробований. Источник: http://img1.liveinternet.ru/
9. На Alouette разных модификаций летало сходу пара пилотажных групп:
— вертолетная пилотажная несколько королевских нидерландских ВВС «Grasshoppers» (1973–1995 гг., Alouette III);- «Rotores de Portugal» (организована в апреле 1976 на четырех вертолетах Alouette III).
Вертолеты пилотажной группы «Rotores de Portugal». Источник: http://shvp.livejournal.com
10. Вертолеты семейства Alouette отметились в нескольких локальных войнах. Имеется на их счету как победы, так и поражения. Так, зафиксирован случай, в то время, когда экипаж родезийского «Алуэтт» III 9 августа 1979 года огнем 20-мм пушки сбил самолет BN-2 Defender ВВС Ботсваны.
Одновременно с этим иранский вертолет «Си Кобра» 3 ноября 1982 года сбил иракский вертолет SA.316B.
Бойцы родезийского отрядом специального назначения на борту Alouette. Источник: http://www.hunt101.com/
Томас и друзья. Ранняя пташка. 13 сезон. 6 серия
Увлекательные записи:
- F8f bearcat. часть ii
- На кубани найдены останки легендарного немецкого летчика
- Цвета военного неба: «мадьярские орлы» против ссср
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
В начале их было двое. ранние варианты hughes kaiser нк-1
Этот материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а. С высоты послезнания многие события для нас кажутся предопределёнными – имея все данные,…
-
Разработчик: И.П.Братухин Страна: СССР Первый полет: 1947 г. Разработка вертолета «Воздушный наблюдательный пункт» либо сокращенно «ВНП» была задана…
-
Многоцелевой транспортный вертолет як-24.
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1952 г. Вертолет Як-24 был спроектирован за весьма маленький срок: от начала эскизного…
-
Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1928 г. И-3 — истребитель конструктора Н.Н.Поликарпова. Спроектирован во второй половине 20-ых годов…
-
Многоцелевой ударный вертолет ка-50 «черная акула».
Разработчик: ОКБ Камова Страна: СССР Первый полет: 1982 г. К середине 1970-х годов в СССР главным боевым вертолетом был Ми-24. Но у управления Минобороны…
-
Противолодочный вертолет-амфибия ми-14пл.
Разработчик: ОКБ Миля Страна: СССР Первый полет: 1967 г. Применять винтокрылую технику для борьбы с подводными лодками (ПЛ) начали еще в конце второй…