Цвета военного неба: забытый герой британской империи

      Комментарии к записи Цвета военного неба: забытый герой британской империи отключены

На момент собственной смерти Мармадьюк Пэттл был лучшим лётчиком Англии. Увы, он стал храбрецом проигранной кампании, да и сражался на второстепенном фронте, а потому все его успехи скоро появились в тени подвигов более молодых асов североафриканского и европейского театров боевых действий.

Много лет деяния и имя сквадрон-фаворита Пэттла оставались малоизвестны широкой публике, и только относительно недавно поступила информация, что он был не только лучшим асом западных союзников, но и одним из лучших асов союзников по большому счету, уступая только нескольким советским лётчикам. Помимо этого, он был единственным из пилотов коалиции, сумевшим приблизиться к числу побед современных ему «специалистов» люфтваффе.

Начало лётной карьеры

Южноафриканец Мармадьюк-Томас-Сент-Джон «Пэт» Пэттл (Marmaduke Thomas St.John Pattle) был сыном майора и внуком артиллерии сержант-майора пехоты, и кроме этого подумывал о военной карьере, но в авиации. В первой половине 30-ых годов двадцатого века, когда ему исполнилось 18 лет, он подал документы на вступление в ряды южноафриканских ВВС, но прошло не меньше полугода, перед тем как ему ответили. В марте 1933 года кандидаты прошли собеседование, но при конкурсе в 30 человек на три вакансии преимущество взяли пара соискателей, уже имевших опыт пилотирования, а Пэттл этим похвастать не имел возможности.

Цвета военного неба: забытый герой британской империи
Мармадьюк-Томас-Сент-Джон «Пэт» Пэттл (слева) и адъютант 33-й эскадрильи RAF, Греция, финиш марта – начало апреля 1941 года

Второй шанс стать армейским лётчиком выдался в конце 1935 года, в то время, когда газеты напечатали объявление о комплекте добровольцев на пятилетнюю работу в рядах Королевских ВВС. В ожидании ответа из метрополии Пэттл приступил к исполнению резервного замысла, записавшись в батальон особого назначения (Special Service Battalion) – часть армии Южно-Африканского Альянса, созданную специально для обеспечения военной и (частично) опытной подготовки безработной молодежи и облегчения её последующего трудоустройства.

У самого Пэттла работа тогда была, но батальон он считал ступенью на пути в авиацию. Но, это выяснилось избыточной перестраховкой, потому, что в начале 1936 года он удачно прошёл отбор в RAF и взял направление в лётную школу.

Начав обучение в последних числах Июня, он уже через месяц сдал экзамен на гражданскую пилотскую лицензию, а в сентябре взял временное звание пайлот-офицера. В марте 1937 года Пэттл сдал последний экзамен и взял назначение в только что организованную на истребителях «Гонтлет» Mk.II 80-ю эскадрилью RAF. В мае эта часть прошла перевооружение на «Гладиаторы» Mk.I, а 29 июня юный лётчик наконец избавился от «испытательного срока» для собственного офицерского звания.

В мае следующего года 80-я эскадрилья была переброшена в Египет для усиления ПВО этого региона. Скоро Пэттл был назначен адъютантом эскадрильи и в декабре произведён во флаинг-офицеры. Летом 1939 года его поставили во главе флайта «B» с одновременным присвоением временного звания «флайт-лейтенант» – постоянным оно стало лишь в сентябре 1940 года.

«Гладиаторы» 80-й эскадрильи

В 20–30-е годы британские армейские самолёты всецело окрашивались в серебристый цвет. Истребительная авиация к базисной окраске додавала на борту фюзеляжа и на протяжении размаха верхнего крыла «пёстрые ленты», расцветка которых была знаком принадлежности к конкретной эскадрилье. Но 80-й эскадрилье таких обозначений присваивать не стали.

Но на неё распространили другую традицию межвоенного периода: нанесение на кили истребителей белого «наконечника стрелы», в которого рисовали эмблему части (в этом случае – медный колокол). «Стрелы» были стандартом для «Гладиаторов» британского периода истории части, а по окончании перебазирования на восток они стали встречаться всё реже и реже, во второй половине 30-ых годов двадцатого века оставшись лишь на единичных самолётах, но последние случаи их применения относятся к 1940 году уже по окончании введения камуфляжа.

Камуфляжная окраска в Европе показалась ещё на протяжении Мюнхенского кризиса, но до Среднего Востока эта практика дошла лишь в самом финише 1939 года. Верхние и боковые поверхности бипланов надеялось красить в четыре цвета по «противотеневой» схеме: «пояснице» фюзеляжа и верхнее крыло – в зелёный Dark Green и коричневый Dark Earth, а борта и нижнее крыло – в светло-зелёный Light Green и светло-коричневый Light Earth. Но наземный персонал строевых частей практически везде решил уменьшить себе жизнь и покрасил истребители «по-монопланному» в два чёрных цвета.

Флайт-лейтенант Пэттл в полёте на своём «Гладиаторе» с серийным номером L8011, зима 1939–40 гг.

Имеется кроме этого информация о автомобилях, взявших не соответствующую никаким стандартам окраску из чёрного зелёного и яркого коричневого цветов, но какое количество было таких «полупустынных» истребителей, точно не известно. С середины 1940 года отдельные «Гладиаторы» начали получать эрзац-пустынную окраску из двух коричневых цветов (светло-коричневый в ней замещал песочно-жёлтый Middle семь дней, поставки которого ещё не начались).

Нижние поверхности во всех вариантах камуфляжа несли чёрно-белые элементы стремительного опознавания, принятые тогда в британской истребительной авиации. Левые консоли крыльев (либо левая добрая половина самолёта всецело) красились в чёрный цвет, правые в белый.

За пара месяцев до камуфляжа ввели и стандартные обозначения: две буквы кода эскадрильи по одну сторону от кокарды и одна личная по другую. В этот самый момент снова механики схалтурили, накрасив коды тем же светло-серым цветом Medium Sea Grey, что предназначался для камуфлированных самолётов. Хуже на серебре смотрелись бы лишь белые буквы!

Первоначально за 80-й эскадрильей закрепили код «OD», но уже в сентябре 1939 года его заменили на «GK», а в последних месяцах года на «YK».

В один момент с перекрашиванием самолётов поменяли и опознавательные символы с трёхцветных красно-бело-светло синий на двухцветные красно-светло синий, но уже весной 1940 года двухцветный «бычий глаз» покинули лишь на верхних поверхностях, а остальные кокарды вернули к прошлому трёхцветному виду. В последних числах мая символы ещё раз поменяли, добавив жёлтое кольцо к фюзеляжной кокарде и накрасив красно-бело-светло синий вертикальные полосы на киле. Сперва триколор был достаточно узким, но в осеннюю пору его “растянули” на всю поверхность киля.

Gladiator Mk.I (серийный номер L8011) из состава 80-й эскадрильи RAF, на котором с конца 1939 по май 1940 гг. в Египте летал флайт-лейтенант Пэттл. Самолёт продемонстрирован по состоянию на зиму 1939–1940 гг. практически сразу после нанесения зелёно-коричневого камуфляжа. Весной 1940 года окраска истребителя была обновлена, а фюзеляжную кокарду заменили на трёхцветную чуть большего диаметра

За исключением внешнего вида самолётов, начало Второй мировой никак не затронуло средиземноморские части RAF, но в мае 1940 года ввиду неминуемого вступления в войну Италии их привели в полную боевую готовность.

Боевые действия на североафриканском театре боевых действий начались утром 11 июня, но 80-я эскадрилья была покинута на прикрытии Александрии. В ночь на 22 июня несколько итальянских бомбардировщиков совершила налёт на город, и пять «Гладиаторов», один из которых пилотировал Пэттл, поднялись на перехват, но не сумели найти соперника и, в довершение проблем, попали под пламя собственной зенитной артиллерии.

По окончании мобилизации североафриканских частей RAF он был передан в 80-ю эскадрилью и, будучи единственным в Египте истребителем-монопланом, по предложению эр-коммодора Коллишоу в июне-июле 1940 года всегда летал между различными полевыми аэропортами, играя роль целого флота современных истребителей. В числе пилотов, привлекавшихся к этим дезинформационным полётам, был и Пэттл — Цвета армейского неба: забытый храбрец Англии | Военный портал Warspot.ru светло синий=~images\cveta-voennogo-neba-zabitij-geroj-britanskoj_3.jpg

Hurricane Mk.I (серийный номер L1669) с демонтированным оружием, узнаваемый лётчикам 80-й эскадрильи как «Линейный корабль Колли» (Collie’s Battleship) по имени тогдашнего командующего 202-й группы RAF известного аса Первой мировой Раймонда Коллишоу (Raymond Collishaw). У «линейного корабля» была очень примечательная история: первый «Харрикейн» в тропическом выполнении, он прошёл «пустынные» опробования летом-осенью 1939 года, а позже употреблялся в опытах по разработке пустынного камуфляжа, в ходе которых был перекрашен в два «земляных» цвета. По окончании мобилизации североафриканских частей RAF он был передан в 80-ю эскадрилью и, будучи единственным в Египте истребителем-монопланом, по предложению эр-коммодора Коллишоу в июне-июле 1940 года всегда летал между различными полевыми аэропортами, играя роль целого флота современных истребителей. В числе пилотов, привлекавшихся к этим дезинформационным полётам, был и Пэттл
«Первая кровь»

29 июля был взят приказ о переводе на полевой аэропорт на ливийской границе, и на следующий сутки флайт Пэттла первым начал перебазирование. Датой начала активных военных действий эскадрильи стало 4 августа, в то время, когда четвёрка Пэттла вылетела на эскортирование одиночного разведчика. Над линией фронта они встретили шестёрку штурмовиков «Бреда» Ba.65, каковые сразу же нападали их подопечного.

Придя на помощь экипажу «Лайсендера», лётчики «Гладиаторов» вступили в бой и (по британской версии) сразу же сбили два самолёта, один из которых стал первой победой Пэттла (в действительности «Бреды» были лишь повреждены). Позже он должен был отойти в сторону, дабы постараться «оживить» два заклинивших пулемёта. Сейчас на сцену вышел итальянский эскорт – шестёрка «Фиатов» CR.32, сбившая два британских истребителя и повредившая третий, пилот которого был не легко ранен, но сумел совершить вынужденную посадку.

Сам Пэттл сейчас уворачивался от постоянных атак второй группы — пятёрки CR.42. Один из итальянцев допустил неточность, практически «вписавшись» в прицел британского истребителя. Последовала долгая очередь из двух «рабочих» пулемётов, по окончании которой исправным остался лишь один, и соперник медлительно перевернулся на пояснице и заштопорил вниз.

Ситуация не разрешила за ним проследить, что лётчик и отразил позднее в собственном рапорте – однако, руководство засчитало ему официальную победу.

Флайт-лейтенант Пэттл в кабине собственного персонального «Гладиатора» с серийным номером N5832. Цветной профиль этого истребителя приведен ниже

Позже как-то разом атаки закончились, и Пэттл ненадолго снова остался один в воздухе, но скоро пришла ещё одна группа «Фиатов» CR.42. Везение не могло быть нескончаемым: уходя от огня одного соперника, он попал под удар другого и был должен воспользоваться парашютом.

Два дня спустя Пэттл был подобран в пустыне патрулём бронеавтомобилей и доставлен на аэропорт, а на следующий сутки опять был в воздухе. 8 августа лётчик участвовал во втором важном бою 80-й эскадрильи, в котором 13 её «Гладиаторов» практически свалились на голову 16 «Фиатам» CR.42. Победителями из сражения вышли британцы, и Пэттлу тогда засчитали ещё две победы.

Это были последние официально подтверждённые удачи лётчика в Западной пустыне. Всего с июня по сентябрь он делал боевые вылеты на дюжине различных истребителей, на его счёт были записаны четыре сбитых самолёта и один повреждённый.

Кампания в Греции

В октябре 1940 года 80-я эскадрилья была отведена в тыл и поменяла собственные ветхие и изношенные «Гладиаторы» Mk.I на чуть менее ветхие и совсем не изношенные «Гладиаторы» Mk.II. Если не все, то большая часть этих самолётов несли обычный «бипланный» противотеневой камуфляж для средних широт и чёрно-белые элементы стремительного опознавания Истребительного Руководства. Автомобили прибывали без бортовых кодов, и многие из них так и остались без этих обозначений, что никак не мешало лётчикам наносить на такие истребители собственные персональные эмблемы.

28 октября итальянская армия начала вторжение в Грецию, а в ноябре началась переброска британской авиации на новый фронт. Прежде всего в том месте показались эскадрильи двухмоторных «Бленхеймов» (в том числе и в истребительном варианте), а из одноместных истребителей первой перелетела 80-я эскадрилья. К тому времени она при сохранении прошлой численности была уменьшена с трёх флайтов до двух, наряду с этим храбрец отечественного рассказа сохранил за собой пост начальника флайта «B».

Бортовые коды отсутствуют, но имеется персональная эмблема лётчика – белая звезда, в центре которой расположен герб добропорядочной, но нетитулованной семьи Пэттл — Цвета армейского неба: забытый храбрец Англии | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-zabitij-geroj-britanskoj_5.jpg
Gladiator Mk.II (серийный номер N5832) из состава 80-й эскадрильи RAF, на котором с декабря 1940 по февраль 1941 гг. летал в Греции флайт-лейтенант Пэттл. Самолёт несёт обычный противотеневой «бипланный» камуфляж. Бортовые коды отсутствуют, но имеется персональная эмблема лётчика – белая звезда, в центре которой расположен герб добропорядочной, но нетитулованной семьи Пэттл

Как раз его подразделение первым прибыло в Элладу 18 ноября, а на следующее утро все девять «Гладиаторов» поднялись в воздух и совместно с тройкой греческих PZL.24 совершили «наступательное патрулирование». Позже греки из-за меньшего запаса горючего были вынуждены возвратиться на базу, а английская несколько, в которой Пэттл был ведущим одного из звеньев, встретила около двух десятков истребителей «Фиат» CR.42 и G.50. Имея преимущество в высоте, британцы пошли в наступление, и в завязавшемся бою Пэттл одержал собственные пятую и шестую победы.

В декабре ас добавил на собственный персональный счёт ещё восемь подтверждённых побед, в январе – одну в составе звена, а 9 февраля добился ещё одного личного успеха, с учётом которого его счёт достиг 15?, что делает его лучшим «бипланным асом» Второй мировой.

На монопланах

В феврале-марте 1941 года 80-я эскадрилья прошла перевооружение на «Харрикейны». Эти самолёты несли стандартную зелёно-коричневую окраску на верхних и боковых поверхностях, а нижние в зависимости от времени отправки и выпуска на Средний Восток могли быть чёрно-белыми (ранние автомобили), цвета Sky (стандарт июня 1940 год) либо Sky с тёмной левой плоскостью крыла (стандарт ноября 1940 – апреля 1941 гг.). Наряду с этим ещё до начала поставок «Харрикейнов» на Средиземное море местное руководство RAF пришло к заключению о непригодности стандартной «небесной» краски – через чур яркой и через чур зелёной, исходя из этого на идущих на юг самолётах старались применять голубую разновидность, известную как Sky Blue.

Как и при с «Гладиаторами» Mk.II, большая часть «Харрикейнов» 80-й эскадрильи остались без кодовых обозначений, сохраняя тот анонимно-стандартный внешний вид, в котором они выходили с фабрик.

Hurricane Mk.I (серийный номер V7599) из состава 80-й эскадрильи RAF. Редкий случай, в то время, когда «Харрикейн» в Греции взял полные бортовые коды

Первые восемь монопланов эскадрилья взяла в середине февраля, и 20 числа на одном из них Пэттл одержал собственную 16-ю личную победу, а в следующие 14 дней ему записали ещё восемь сбитых самолётов соперника, с которыми он превзошёл успехи лучших асов Битвы за Британию и сам вышел на первую строке «рейтинга».

В середине марта начальник 33-й эскадрильи, кроме этого сражавшейся в Греции на истребителях «Харрикейн», ушёл на увеличение, и освободившуюся должность отдали Пэттлу, по такому случаю взявшему нашивки сквадрон-фаворита. В один момент его сделали командующим авиабазы Ларисса (RAF Larissa). Но принятие асом командирских обязанностей вовсе не означало заметного понижения интенсивности его боевых вылетов, и первыми его удачами в новой должности стала одна воздушная и три «наземные» победы, каковые он одержал на протяжении вылета на штурмовку итальянского аэропорта 23 марта.

Hurricane Mk.I (серийный номер V7419) из состава 33-й эскадрильи RAF, Греция, финиш марта – начало апреля 1941 года. Имеется целая серия фотографий, на которых сквадрон-фаворит Пэттл вместе с другими лётчиками собственной эскадрильи позирует перед этим самолётом

«Харрикейны» 33-й эскадрильи смотрелись совершенно верно так же, как аппараты 80-й, но с одним исключением: на фюзеляжах некоторых истребителей был нанесён код эскадрильи «NW» без личной буквы. Эти обозначения были нанесены ещё до отправки самолётов в часть, и не все они достигли предполагаемого места назначения: известна фотография таковой автомобили, которая вместо Греции попала в одну из эскадрилий ливийского фронта.

Битвы с немцами и смерть

6 апреля 1941 года в истории войны на Средиземном море началась новая глава: немцы начали вторжение в Югославию и открыли боевые действия против Греции, с которой прежде поддерживали нейтралитет. Для сухопутных армий союзников обстановка на балканском полуострове всего за пара дней из сложной превратилась в критическую. Для авиации это был пик интенсивности действий и постоянные ожесточённые воздушные битвы с новым, более сильным соперником.

Сквадрон-фаворит Пэттл за 14 дней битв удвоил собственный боевой счёт и два раза стал «асом одного дня», одержав пять личных побед 14 апреля, а после этого шесть личных и одну групповую 19 апреля. Наряду с этим в последнюю семь дней начальник 33-й эскадрильи летал в бой с большой температурой, категорически отказываясь от госпитализации и фактически устранившись от административных обязанностей, каковые взял на себя адъютант.

Лётчики 33-й эскадрильи на фоне «Харрикейна» с серийным номером V7419. Пэттл полулежит в центре группы под фюзеляжной кокардой

В утренние и дневные часы 20 апреля Пэттл выполнил пара боевых вылетов, по окончании которых заявил два сбитых Bf 109 и один Ju 88. Вечером он снова взлетел по тревоге на отражение очередного германского налёта на Афины, не обращая внимания на то что прямо перед этим доктор намерял ему температуру в 39 градусов! По докладам ведомых, он сбил один самолёт соперника (по различным свидетельствам, Ju 88 либо Bf 110), а после этого ему самому в хвост зашла пара «стодесятых».

Подбитый «Харрикейн» аса вспыхнул и, взорвавшись, упал в море.

Из-за скоротечности германского наступления эскадрильи RAF просто не успевали информировать наверх о собственных удачах, а позже при эвакуации из Греции большая часть документов была стёрта с лица земли, исходя из этого по горячим следам итоговый счёт побед аса так и не был узнан. Если бы он выжил и остался на работе, позднее данный вопрос в обязательном порядке бы уточнили и утвердили какое-то официальное число, но для мёртвых храбрецов такие изучения были не актуальны. В первых некрологах говорилось о 23 его победах, но это было несложным повторением цифры, фигурирующей в мартовском указе о награждении.

В 50-х годах историки начали работу по составлению перечней побед английской авиации, и, в соответствии с опубликованным десятилетием позднее изучениям, на счету Мармадьюка Пэттла выяснилось 40 личных и четыре групповые победы. На данный момент, по окончании изучения всех вероятных документов, это число скорректировано до не меньше 50 личных и двух групповых, либо 50?.

Картинки Михаила Быкова

Современные Британские колонии

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: