Цвета военного неба: в поисках лучшего аса франции

      Комментарии к записи Цвета военного неба: в поисках лучшего аса франции отключены

В случае если перечисление самых результативных воздушных асов по государствам-участникам Второй мировой в целом не позовёт трудностей у любого любителя истории авиации, то с французскими лётчиками-истребителями обстановка сложилась достаточно запутанная. Лётчики данной государства вести войну по различные стороны фронта, под знамёнами различных стран, применяя различные совокупности учёта сбитых самолётов соперника. Исходя из этого точно назвать самого результативного французского аса сложно.

Кто может претендовать на это звание?

Совокупность подсчёта побед во французской авиации во время 1939–1945 гг. была родом прямиком из прошлой громадной войны, а потому направляться начать с маленького исторического экскурса.

Характерной изюминкой всех «победных совокупностей» периода Первой мировой был единый подход к сбитым самолётам, привязным аэростатам и дирижаблям: все они записывались на индивидуальные квитанции лётчиков на неспециализированных основаниях. Вторая особенность – отношение к групповым победам, но тут имелось два варианта: общемировой и неповторимый германский. В первом случае победы записывались на индивидуальные квитанции всех к ним причастных и в предстоящих подсчётах никак не отделялись от личных.

Немцы же исповедовали принцип «один сбитый – одна победа» и коллективных удач не признавали.

А вот в плане деления заявок на категории и в их последующем подсчёте было больше национальных изюминок. Во Франции к сбитым относили те самолёты соперника, каковые упали и разбились с любой стороны линии фронта, и совершившие вынужденную посадку на территории союзников и ставшие трофеем. Самолёты, приземлившиеся на неприятельской территории, сбитыми не считались, не смотря на то, что время от времени, если они были сразу после посадки стёрты с лица земли огнём артиллерии, также классифицировались как сбитые.

Цвета военного неба: в поисках лучшего аса франции
Довольно часто самым результативным французским асом Второй мировой войны именуют Пьера Клостерманна, вести войну в рядах RAF на «Спитфайрах» и «Темпестах». Лётчику приписывают 32–33 победы, но его настоящий счёт образовывает 11–12 побед, другое — заявки на стёртые с лица земли на земле, предположительные и повреждённые самолёты

, если среди вторых авиаторов либо наземных наблюдателей были свидетели того, что самолёт соперника упал на землю (в воду), развалился в воздухе либо же падал всецело объятый пламенем, он засчитывался как подтверждённая победа. В случае если свободных свидетелей не было либо же сам победитель не знал судьбу собственной жертвы, то таковой самолёт классифицировался как «предположительно сбитый».

Обе категории сбитых записывались на индивидуальные квитанции лётчиков, но учитывались раздельно. В разнообразные «рейтингах», как времён войны, так и послевоенных, учитывались лишь подтверждённые. Они же были основанием для представления к призам и обстоятельством большинства упоминаний в распоряжениях.

О предположительных победах вспоминали в большинстве случаев лишь в отчётах о боевой деятельности лётчиков за определённых срок либо в представлениях к призам, наряду с этим во второй половине войны довольно часто употреблялась множество «…и формулировка предположительных». Помимо этого, в 1917–1918 гг., с ростом числа подтверждённых побед, в изданиях военных действий частей и соединений предположительные всё чаще стали фиксироваться в неполном виде – без перечисления имён лётчиков, приложивших к ним руку.

На протяжении Второй мировой войны аэростаты наблюдения были распространены намного меньше, а потому сбитые «баллоны» в зачёт побед не шли. В остальном же французская совокупность учёта и классификации воздушных побед осталась неизменной. Но из-за малой интенсивности воздушных битв «необычной скоротечности» и войны проигранной кампании 1940 года побед было одержано не через чур много, а потому «девальвации» предположительных не случилось.

Возможно, следствием в целом не воодушевляющей статистики воздушных битв можно считать большой процент групповых побед, среди них и с очевидно завышенным числом участников. Позднее, во времена Виши и в то время, когда французские части в колониях перешли на сторону союзников, процент групповых побед заметно уменьшился.

Части «Свободной Франции» в боевой подготовке применяли советскую и английскую тактику, что отражалось среди них и на перечне их побед: в «Нормандии» групповых побед хватало большое количество, пускай и меньше, чем в первой половине 40-ых годов двадцатого века, а у «британских французов» их фактически не было. Но совокупность подсчёта побед и у тех, и у других была французской, а не «местной».

Лучший ас Третьей французской республики

Во многих ветхих публикациях рассказ о французской авиации и её асах заканчивали на перемирии 1940 года, исходя из этого имеет суть поведать сперва о том, кто был лучшим асом в то время.

Эдмон Марен-ля-Месле (Edmond Marin la Meslee) встретил начало войны в звании су-лейтенанта замкомандиром 1-й эскадрильи авиагруппы GC I/5, летавшей на истребителях H.75, а 1 октября 1939 года его произвели в «полные» лейтенанты.

Эдмон Марен-ля-Месле (05.02.1912 – 04.02.1945)

За время «необычной войны» он одержал одну победу, 11 января 1940 года вместе с напарником перехватив и сбив одиночный разведчик Do 17. Тяжёлые битвы первых дней германского блицкрига стали зенитом славы Марена-ля-Месле: 12 мая при отражении налёта пикировщиков Ju 87 из группы I./StG 76 на Седан он одержал три подтверждённых и одну предположительную победу, а днём позднее достиг статуса аса в сражении с истребителями Bf 109.

18 мая при отражении налёта бомбардировщиков из KG 55 он одержал ещё три победы, доведя собственный счёт до 10, но и сам попал под пламя германских стрелков и совершил вынужденную посадку «на брюхо». Сам он не пострадал и уже на следующий сутки продолжил череду воздушных побед, а самолёт списали.

17 июня несколько отошла на юг Франции к испанской границе, а 20 июня лётчики на оставшихся истребителях перелетели в Алжир – война для них закончилась. Авиагруппа GC I/5 стала самая результативной частью французских ВВС в 1939–1940 гг., а лейтенант Марен-ля-Месле – лучшим асом, одержав 16 подтверждённых побед (четыре личных и 12 групповых) и четыре предположительных (две лично и две в группе).

1 июня в воздушном бою был не легко ранен начальник 1-й эскадрильи, и Марен-ля-Месле начал исполнять его обязанности, а в августе был официально утверждён на этом посту. Подобно практически всем офицеров и солдат французских ВВС, ас подчинялся распоряжениям яркого руководства, «колеблясь вместе с линией партии» от сохранения верности правительству Виши и защиты колоний от нападений недавних соотечественников и союзников из «Свободной Франции» к переходу под контроль правительства Де Голля и возобновлению военных действий против Германии.

Базисным цветом верхних и боковых поверхностей был серый с синим отливом Gris-bleu fonce, поверх которого наносили пятна тёмно-зелёного Vert и одного из оттенков тёмно-коричневого (известны минимум четыре коричневых краски), нижние поверхности красили в светло-серый цвет Gris-bleu clair. Тактический номер «2» был классическим обозначением самолётов замкомэска как второго по старшинству офицера части.

Большая эмблема эскадрильи на фюзеляже сохранилась ещё с 1939 года, кокарду добавили весной 1940 года — Цвета армейского неба: в отыскивании лучшего аса Франции | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-v-poiskah-luchshego-asa_2.jpg
H.75A-2 (серийный № 158, крыльевой код U-058) из состава 1-й эскадрильи группы GC I/5, что с зимы 1939–1940 гг. по 18 мая 1940 года был персональным самолётом лейтенанта Марена-ля-Месле. Машина несёт обычный четырёхцветный французский камуфляж периода 1939–1942 гг.

Базисным цветом верхних и боковых поверхностей был серый с синим отливом Gris-bleu fonce, поверх которого наносили пятна тёмно-зелёного Vert и одного из оттенков тёмно-коричневого (известны минимум четыре коричневых краски), нижние поверхности красили в светло-серый цвет Gris-bleu clair. Тактический номер «2» был классическим обозначением самолётов замкомэска как второго по старшинству офицера части. Большая эмблема эскадрильи на фюзеляже сохранилась ещё с 1939 года, кокарду добавили весной 1940 года

Всё это время он прослужил в одной и той же части и в декабре 1941 года был произведён в капитаны, в августе 1943 года назначен замкомандиром группы, к тому времени уже взявшей классическое для «Свободной Франции» «региональное» наименование «Champagne», в январе следующего года стал её начальником и в июне взял звание «командан» (майор).

При Виши GC I/5 летала на H.75 и закрывала сперва район Орана, а в июле 1940 года была переведена в Марокко. На протяжении вторжения союзников в ноябре 1942 года она утратила более половины собственных самолётов и при переходе на сторону союзников начала перевооружение на ленд-лизовские P-40. В июне 1943 года несколько поменяла их на P-39 и в первоначальный числах сентября возвратилась в район Орана, сразу же приступив к исполнению боевых вылетов над Средиземным морем.

С октября 1944 года часть базировалась в южной Франции, оказывая помощь наступающим армиям союзников.

В декабре 1944 года прошло перевооружение на P-47, и 4 февраля 1945 года на одном из этих истребителей командан Марен-ля-Месле делал собственный 232-й боевой вылет, считая с сентября 1939 года. Вместе с двумя ведомыми он штурмовал германскую автомобильную колонну, но на втором заходе на цель был сбит огнём малокалиберной зенитной артиллерии. Вместе с ним был сбит и один из ведомых, оба лётчика погибли.

Лучший ас «настоящих французских» ВВС

Пьер Ле Глоан (Pierre Le Gloan) встретил начало войны в звании сержант-шефа (старшего сержанта), руководя звеном в 5-й эскадрилье авиагруппы GC III/6, летавшей на MS.406.

23 ноября они с напарником перехватили и сбили одиночный разведчик Do 17, а после этого повторили собственный успех 2 марта, одержав первые две победы собственной части. В апреле Ле Глоану присвоили звание «аджюдан» (прапорщик), в середине мая он добавил на собственный счёт ещё две победы, а в последний сутки месяца группу вывели в тыл на Лазурный Берег для перевооружения на D.520.

Пьер Ле Глоан (06.01.1913 – 11.09.1943)

10 июня 1940 года, со вступлением в войну Италии, данный тыловой район стал прифронтовым. Ле Глоан, одним из первых освоивший новый истребитель, в числе первых вступил на нём в бой. 13 июня он одержал две воздушные победы в одном воздушном бою, а 15 июня – пять в трёх схватках на протяжении одного боевого вылета, став первым французским «асом одного дня» со времён прошлой войны.

За это достижение лётчик был представлен к производству в су-лейтенанты прибывшим лично его поздравить генерал-инспектором истребительной авиации колонелем (полковником) Рене Фонком – лучшим асом Антанты, что в 1918 году два раза одержал по шесть побед за сутки.

18 июня несколько отошла к испанской границе, а 20 июня перелетела в Алжир. На счету Ле Глоана к тому времени было 11 подтверждённых побед (три лично и восемь в группе).

В последних числах Мая следующего года GC III/6 была переброшена в Левант, где скоро вступила в бой с прошлыми союзниками. 8 июня су-лейтенант Ле Глоан одержал первую победу собственной части в данной «неофициальной» войне. Всего к моменту новой капитуляции французских армий он одержал семь подтверждённых (пять лично и две в группе) и одну групповую предположительную победы, став лучшим асом сирийской кампании.

С учётом удач в битвах против государств Оси он стал лучшим асом «настоящих французских» ВВС, части которых подчинялись лишь французскому руководству.

В середине июля 1941 года GC III/6 возвратилась в Алжир, а в сентябре Ле Глоану присвоили очередное звание.

Подобная полоса на фюзеляже была обозначением статуса лётчика-аса, а тактический номер «6» был за ним закреплён всё время работы в эскадрилье — Цвета армейского неба: в отыскивании лучшего аса Франции | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-v-poiskah-luchshego-asa_4.jpg
D.520 (серийный № 300) из состава 5-й эскадрильи группы GC III/6, что с конца лета 1941 по финиш осени 1942 гг. был персональным самолётом лейтенанта Ле Глоана. Окраска относится к периоду по окончании введения в феврале 1942 года уточнённого стандарта элементов стремительной идентификации летательных аппаратов ВВС Виши: красно-жёлтые полосы на носу и оперении остались без трансформаций, а вместо кокарды и горизонтальной белой полосы на фюзеляже ввели наклонные светло синий-бело-красные полосы на крыльях. Подобная полоса на фюзеляже была обозначением статуса лётчика-аса, а тактический номер «6» был за ним закреплён всё время работы в эскадрилье

В первой половине 40-ых годов XX века несколько совершила пара вылетов на перехват нарушителей воздушного пространства, но 8 ноября, в сутки высадки союзников, приказ руководства запретил её лётчикам подниматься в атмосферу. Все самолёты группы были без боя захвачены на аэропорте. Спустя семь дней часть возобновила собственную работу, но уже на стороне «Свободной Франции», а в январе её отвели к границе с Марокко в ожидании перевооружения на новую технику.

В мае-июне были взяты американские «Аэрокобры», и с их прибытием в группе была организована 3-я эскадрилья, во главе которой поставили Ле Глоана. В начале Августа GC III/6 «Roussillon» возвратилась в Алжир и срочно включилась в боевую работу.

Утром 11 сентября лейтенант Ле Глоан в паре с ведомым вылетел на прикрытие судов. Через пара десятков мин. полёта двигатель его «Аэрокобры» задымил, а позже его по большому счету заклинило. Собираясь сохранить самолёт, лётчик решил посадить его «на брюхо» на ближайшем пляже, благо высоты для планирования хватало с избытком.

Но ас допустил неточность, забыв либо не сумев скинуть подвесной бак. В момент приземления прогремел взрыв…

Лучший французский ас Второй мировой войны

Выпускник лётной школы сержант Марсель Альбер (Marcel Albert) 7 августа 1939 года прибыл для службы в авиагруппу GC II/1, вооружённую устаревшими истребителями D.500 и D.510. Повоевать в данной части молодому лётчику не было нужно, поскольку ровно через месяц его послали на доучивание в учебный центр истребительной авиации, а по завершении курса подготовки 15 февраля 1940 года перевели в GC I/3, где он был зачислен в состав 2-й эскадрильи.

Первые тренировочные полёты в новой части лётчик выполнил на MS.406, но уже в марте началось переучивание на D.520. В апреле Альбер был положен в больницу по заболеванию, пропустил начало германского вторжения и возвратился в часть 13 мая. На следующий сутки он совершил собственный первый боевой вылет, в котором совершил первый воздушный бой и добился первой воздушной победы.

Она была одержана в паре, но записана как личная, но вторая заявка того дня, сделанная Альбером, не известно почему не была зафиксирована в документах части кроме того как предположительная.

Марсель Альбер (25.11.1917 – 23.08.2010)

Следующая победа была записана 20 мая как предположительная и была последним успехом пилота в воздушных битвах французской кампании: за следующие 30 дней он так и не сумел расширить собственный боевой счёт. 17 июня несколько отошла на юг, а с августа местом постоянной дислокации части стал Оран.

В апреле 1941 года комэск представил Альбера к производству в сержант-шефы, в сентябре руководство утвердило представление, и 14 октября приказ о краже звания должен был вступить в силу, но как раз в данный сутки Марсель пропал без вести.

Тем утром проходили учения, в которых участвовала GC I/3, но из 11 самолётов обратно на базу возвратились лишь восемь. Один из пилотов доложил по радио о неисправности двигателя и будущей вынужденной посадке, а два вторых (среди них и Альбер) в воздухе. Чуть позднее, но, поступила информация, что все три пропавших сержанта (Марсель Альбер, Альбер Дюран и Марсель Лефевр – все потом проходили службу в «Нормандии») благополучно приземлились на британском аэропорте в Гибралтаре.

Все трое в декабре добрались до Лондона и записались в ряды ВВС «Свободной Франции». 1 января Альбер взял назначение в английскую лётную школу, а 1 марта был направлен в 61 OTU (часть боевой подготовки, аналог советского запасного авиаполка). В том же месяце Альберу присвоили звание «аспиран» (приблизительно соответствует младшему лейтенанту), а 13 мая он был зачислен в состав флайта «B» 340-й эскадрильи RAF, в противном случае во 2-ю эскадрилью группы GC 2 «Ile-de-France».

В Англии Альбер в течении трёх месяцев сражался на «Спитфайрах» Mk.VB. Подтверждённых побед за ним не числилось, но один повреждённый FW 190 на его счёт записали.

В июле он определил о комплекте добровольцев для работы в Российской Федерации и изъявил такое желание. Приказ о переводе в GC 3 «Normandie» был взят 14 августа, 26 августа он морем отправился в Африку, позже по земле до Сирии, где в первых числах Октября присоединился к собственной новой части. Завершив сбор персонала, несколько через Иран перебазировалась в СССР.

В декабре французы приступили к тренировочным полётам на советских самолётах, и в том же месяце Альбер взял «настоящее» офицерское звание. Во второй половине марта 1943 года авиагруппа, в советских документах именуемая отдельной авиационной эскадрильей «Нормандия», отправилась на фронт на истребителях Як-1.

Первоначально единственным указанием на французскую принадлежность самолёта была кокарда на борту под козырьком кабины, но потом лётчик добавил к ней эмблему 2-й эскадрильи GC I/3, в которой служил в 1940–1941 гг. — Цвета армейского неба: в отыскивании лучшего аса Франции | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-v-poiskah-luchshego-asa_6.jpg
Як-1 (серийный № 44–115) из состава GC 3 Normandie, что в начале и марте апреля 1943 года был персональным самолётом су-лейтенанта Альбера.

Лётчик выполнил на нём 18 полётов, а также пять боевых вылетов. Истребитель имеет нанесённый ещё на заводе зимний камуфляж из белой краски на верхних и боковых поверхностях и светло синий АМТ-7 на нижних. красные и Бортовой номер звёзды в шести позициях кроме этого были нанесены ещё на заводе.

Первоначально единственным указанием на французскую принадлежность самолёта была кокарда на борту под козырьком кабины, но потом лётчик добавил к ней эмблему 2-й эскадрильи GC I/3, в которой служил в 1940–1941 гг.

16 июня Альбер одержал собственную первую воздушную победу в Российской Федерации. В первых числах Июля «Нормандия» взяла первую партию Як-9. Альбер одним из первых освоил новый тип и до конца месяца одержал на нём ещё четыре победы, 17 июня достигнув статуса аса.

В первых числах Августа пополненная техникой и людьми эскадрилья была преобразована в 1-й отдельный истребительный авиаполк двухэскадрильного состава, и су-лейтенант Альбер был в составе 1-й эскадрильи «Rouen», возглавив её 4 сентября, по окончании смерти прошлого комэска.

В ноябре 1943 года по просьбе французского руководства «Нормандию» отвели «на зимние квартиры» в ПВО Москвы. Персональный счёт Альбера к тому времени достиг 10 подтверждённых побед и двух предположительных, и скоро он был произведён в «полные» лейтенанты.

В последних числах Мая 1944 года французы возвратились на фронт, но все семь побед этого «боевого тура» аса приходятся на вторую половину октября, в то время, когда он летал уже на истребителе Як-3. В ноябре Альбер стал Храбрецом СССР, а в декабре его произвели в капитаны и послали на отдых во Францию.

В полк он возвратился с последним пополнением в последних числах Апреля 1945 года и был снова поставлен во главе 1-й эскадрильи, но поучаствовать в битвах уже опоздал. Всего за время Второй мировой войны он одержал 22 подтверждённые победы (семь лично и 15 в группе) и две предположительные (по одной лично и в группе), заняв первую строке в перечне асов Франции.

В сентябре 1948 года Альбер вышел в отставку в звании командана и эмигрировал в Соединенных Штатах, где умер в 2010 году в возрасте 92 лет.

Лучший французский ас по советской и английской совокупностям подсчёта побед

Лётчики «Свободной Франции» сражались вместе c союзниками по Антигитлеровской коалиции, но сравнивать удачи их пилотов достаточно затруднительно из-за различного подхода к учёту групповых побед. В случае если разглядывать победы по советской (она же ранняя английская) совокупности с подсчётом личных раздельно от групповых, либо по американской (она же поздняя английская) с дробями, то фаворитом будет лётчик, сражавшийся в составе RAF.

Призванный по мобилизации воинов-резервист обозного эскадрона Жан-Франсуа Демозе (Jean-Francois Demozay) благодаря свободному владению британским языком был покинут при штабе переводчиком. В январе 1940 года ему присвоили звание «аспиран» и перевели в авиацию, прикомандировав к 1-й эскадрилье RAF.

Жан-Франсуа Демозе (21.03.1915 – 19.12.1945)

Британские лётчики были совсем не против дать пара уроков интересующемуся полётами французу. Через пара месяцев он уже с уверенностью пилотировал связной «Маджистер» и, по слухам, кроме того пара раз полетал на «Харрикейне». В середине июня эскадрилья начала эвакуацию, а переводчик застрял в Нанте с неисправным транспортником и группой механиков «Бристоль Бомбей».

17 июня самолёт отремонтировали, но пилота для него не нашлось, и Демозе взял на себя эту роль, сумев перелететь на совсем незнакомом ему аппарате через Ла-Манш и благополучно приземлиться на британской авиабазе.

В том месте он заявил о собственном жажде проходить службу в RAF и по знакомству был выяснен в 5 OTU, приступив к полётам 20 июня. Официально он был зачислен в эту часть курсантом лишь 5 августа уже как офицер «Свободной Франции». 16 октября Демозе уже лётчиком-истребителем возвратился в 1-ю эскадрилью и был зачислен во флайт «A».

В последний сутки месяца он совершил собственный первый боевой вылет, а ещё днём позднее ему присвоили звание «су-лейтенант».

8 ноября француз добился первого успеха в воздушном бою, но данный Ju 88 ему официально засчитали лишь как повреждённый. Самолёт позже разбился на голландском побережье, и британцам было об этом известно, поскольку запись о получении подтверждения имеется в лётной книжке француза, но в документы эскадрильи она не попала.

27 марта лётчик однако сумел открыть собственный официальный боевой счёт, а семь дней раньше британцы присвоили ему звание «флаинг-офицер», равное французскому лейтенанту, и прописали начальником секции (звена). 29 мая он был поставлен во главе флайта «B», взяв по такому случаю временно звание «флайт-лейтенант», а французское руководство задержалось с присвоением капитанского звания до 20 августа.

Позднее, в то время, когда часть всецело перевели на ночные действия, её самолёты взяли перманентную тёмную окраску и характерные для ночников обозначения — Цвета армейского неба: в отыскивании лучшего аса Франции | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-v-poiskah-luchshego-asa_8.jpg
Hurricane Mk.IIA (серийный номер Z2909) из состава 1-й эскадрильи RAF, на котором флаинг-офицер Демозе в ночь на 11 мая 1941 года одержал одну воздушную победу.

Весной 1941 года 1-ю эскадрилью стали привлекать к обеспечению ночной ПВО Англии, и перед плановыми ночными полётами истребители взяли на всех поверхностях легкосмываемое тёмное покрытие поверх стандартного зелёно-коричнево-«небесного» камуфляжа. После этого до следующего ночного дежурства тёмную краску смывали. Позднее, в то время, когда часть всецело перевели на ночные действия, её самолёты взяли перманентную тёмную окраску и характерные для ночников обозначения

В 1-й эскадрилье на «Харрикейнах» Демозе одержал две дневных и одну ночную победы, но 17 июня в воздушном бою над Францией было сбито сходу три старших офицера 242-й эскадрильи. На следующий сутки француза перевели в эту часть, очевидно на освободившуюся должность начальника флайта «B», но у нового комэска был собственный кандидат на данный пост, и до конца месяца Жан-Франсуа служил в том месте рядовым пилотом, одержав за это время две подтверждённые победы.

29 июня его перевели в вооружённую «Спитфайрами Mk.VB» 91-ю эскадрилью на пост начальника флайта «A». Освоив за пара дней новый тип, он приступил к исполнению боевых июля и 10 вылетов одержал предположительную «наземную» победу, а к концу января 1942 года довёл собственный персональный счёт до 15 воздушных и одной «наземной» побед (полагая лишь подтверждённые).

По окончании полугода работы в штабе 11-й группы RAF Демозе в июле возглавил 91-ю эскадрилью и был произведён в сквадрон-фавориты и команданы. В сентябре-октябре он одержал ещё три подтверждённые воздушные победы, в первых числах Января 1943 года взял звание «винг-коммандер» и возвратился на штабную работу, а в конце месяца по персональному запросу генерала Де Голля его перевели в штаб ВВС «Свободной Франции».

Следующие три года Демозе служил на разных штабных и командных должностях, завершив войну в звании колонеля (полковника). В октябре 1945 года его прописали помощником командующего школами ВВС, а 17 декабря он погиб в авиационной трагедии, возвращаясь из очередной инспекционной поездки.

Картинки Михаила Быкова выполнены в едином масштабе

Как уничтожить пыль? В поисках лучшего метода! – Все буде добре. Выпуск 973 от 27.02.17

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: