Цвета военного неба: асы немецких «блицкригов»

      Комментарии к записи Цвета военного неба: асы немецких «блицкригов» отключены

Как имя нарицательное, «блицкриг» обозначает скоротечную наступательную кампанию, выводящую соперника из войны за семь дней, максимум месяцы. Главная заслуга в создании практики и теории блицкрига в собственности германским генералам, в первый раз применившим его в начале Первой мировой — действительно, неудачно. А начальный период Второй мировой войны стал настоящей эрой «блицкригов».

Какие конкретно из этих операций увенчались успехом и как себя в них показали лучшие германские асы?

Первый «блицкриг» Второй мировой войны

Гауптман Йоганнес Генцен (Johannes Gentzen) к началу Второй мировой войны был уже умелым летчиком с громадным стажем. С февраля 1938 года он руководил группой, которая по окончании серии переименований начала называться I./ZG 2 и должна была взять на вооружение тяжелые двухмоторные истребители.

Количество выпуска двухмоторых «церштереров» Bf 110 в тот момент очевидно не соответствовал запросам руководства люфтваффе, исходя из этого подчиненным Генцена при атаке на Польшу было нужно вступить в бой на уже устаревших одномоторных Bf 109 ранних модификаций. На следующий день войны группен-командор открыл счет собственной части, сбив легкий бомбардировщик PZL P.23 «Карась», на следующий сутки – еще один, а 13 сентября стёр с лица земли двухмоторный PZL P.37 «Лось».

Цвета военного неба: асы немецких «блицкригов»

J.Gr. 102 по окончании перевода на западный фронт. Слева под чехлом – самолет начальника

По-настоящему «звездным» для Генцена и всей его группы стал сутки 14 сентября, не смотря на то, что начался он не лучшим образом: Генцен и еще один летчик не возвратились из вылета на штурмовку аэропорта. Но, оба скоро сказали, что живы-здоровы, но сели вынужденно из-за повреждений от зенитного огня. По окончании обеда возвратившийся в часть начальник участвовал в еще одном рейде на польский аэропорт.

Над целью немцы нашли группу заходящих на посадку «Карасей» и устремились в наступление. Утратив один самолет, они одержали сходу восемь побед, добрая половина из которых была записана на счет Генцена. Фактические результаты этого боя установить сложно, но точно было сбито как минимум несколько польских бомбардировщиков.

С семью победами на личном счету Йоганнес Генцен стал первым асом Второй мировой и единственным в польской кампании. Тем временем руководство решило переименовать так и не взявшие Bf 110 части «разрушителей» в отдельные истребительные группы. 21 сентября I./ZG 2 превратилась в JGr.102 и была переброшена на западный фронт.

Первую точно известную победу на новом фронте ас одержал 8 ноября в сражении с «Моранами» MS.406, но довольно часто видится информация о том, что она была второй, Якобы двумя днями ранее Генцену засчитали сбитый в разгромном для немцев, не обращая внимания на численное превосходство, воздушном бою с «Хоками» H.75 из сильной французской авиагруппы GC II/5. Это поражение наглядно продемонстрировало окончательное устаревание «Доры» Bf 109D и необходимость скорейшего перевооружения на более современные истребители.

Пропорции и размещение опознавательных знаков соответствуют предвоенным стандартам, на борту двойной шеврон группен-командора и эмблема группы, на киле отметки побед. — Цвета армейского неба: асы германских «блицкригов» | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-asi-nemeckih-blickrigov-2.jpg
Bf 109D-1 (W.Nr 2621), на котором в сентябре-ноябре 1939 года на польском и западном фронтах летал начальник I./ZG 2, позднее J.Gr. 102 гауптман Йоганнес Генцен.

Вариант окраски соответствует периоду между 14 сентября и трансформацией пропорций крестов в октябре-ноябре. Истребитель несет обычный камуфляж примера 1938 года из двух зеленых красок RLM 70 Schwarzgrun и RLM 71 Dunkelgrun на верхних и боковых поверхностях и светло синий RLM 65 Hellblau на нижних. Пропорции и размещение опознавательных знаков соответствуют предвоенным стандартам, на борту двойной шеврон группен-командора и эмблема группы, на киле отметки побед.

В феврале 1940 года JGr.102 была отозвана на балтийское побережье и пересела на в далеком прошлом ожидаемые Bf 110, попутно вернув прошлее наименование, а её начальник был произведен в майоры. В марте I./ZG 2 возвратилась на фронт, и 7 апреля Генцен сбил еще один французский истребитель. За первые 14 дней майского «Блицкрига» он довел собственный счет побед до 18, но после этого карьера аса оборвалась в буквальном смысле слова на взлете.

26 мая над аэропортом группы неожиданно показалась пара английских «Бленхеймов» и, отбомбившись, ушла на запад. Майор Генцен ринулся к самолету и вместе с адъютантом группы в качестве стрелка отправился на взлет. Сразу после отрыва от полосы один из моторов «обрезало», машина зацепила вершины деревьев и перевернулась.

Оба летчика не были пристегнуты и были травмированы, не совместимые с судьбой.

Норвежская кампания

Унтер-офицер Роберт Менге (Robert Menge) первый бой принял в Испании, где в июле 1938 года открыл счет побед, летая на «Мессершмиттах» эскадрильи 1.(J)/88, а к Январю довел его до четырех.

По окончании возвращения в Германию Менге выяснили в палубную авиацию, и летом 1939 года он служил в составе 5.(Jagd)/Tr.Gr.186. Несостоявшиеся палубники участвовали в первых битвах польской кампании, но 1 сентября фельдфебель Менге был переведен в 5./JG 77, закрывавшую побережье Северного моря.

Патрулирования над Гельголандской бухтой и перехваты британских бомбардировщиков длились первые два месяца войны, по окончании полуторамесячного нахождения на границе с Бенилюксом возобновившись в середине декабря. С началом «Учений на Везере» обязанностью группы стало обеспечение ПВО оккупированных южной Норвегии и территорий Дании, и прикрытие прибрежного судоходства.

Роберт Менге на борту кабины истребителя. На борту флажки государств, в чьем небе он летал

12 апреля её летчики отражали налет 12 «Хэмпденов» на порт Кристиансанн и при утрата пяти истребителей сбили шесть бомбардировщиков, засчитав себе, по различным данным, от 8 до 11 побед, из которых одну либо две записали Роберту Менге. Три дня спустя в районе Ставангера он сбил два патрульных «Хадсона», 24 апреля в том же районе – еще один.

Практически целый следующий месяц летчики воздушное пространство, но 30 мая Менге у Ставангера удалось сбить очередной «Хадсон». К 10 июня, в то время, когда британцы эвакуировались, а норвежские армии сложили оружие, он со собственными 5–6 победами стал единственным асом кампании и по результатам взял в петлицы четвертую «птичку» обер-фельдфебеля.

Завершение наземной операции вовсе не означало понижения активности авиации, и в июне-июле Менге сбил еще два британских самолета. 13 августа он участвовал в отражении большого налета на аэропорт Ольборг в Дании, на протяжении которого летчики 5./JG 77 без утрат одержали 15 воздушных побед, четыре из которых были занесены на счет Менге (в конечном итоге от зенитного огня и истребителей британцы утратили 11 самолетов).

Всю осень 5./JG 77 провела в районах с минимальным присутствием неприятельской авиации, а во второй половине ноября все несколько была переведена на берег Ла-Манша, но лишилась собственного лучшего аса, взявшего новое назначение в 3./JG 26.

Bf 109E-4 из эскадрильи 5./JG 77, на котором летом 1940 г. летал в Норвегии и Дании обер-фельдфебель Роберт Менге. Первоначально самолет был окрашен по стандарту зимы 1939–1940 гг. с камуфляжем из серой с зеленоватым отливом RLM 02 Grau и RLM 71 на верхних поверхностях и RLM 65 на нижних и боковых, но в мае его борта были затемнены разводами и пятнами RLM 71. На борту эмблема группы.

5 декабря Менге был ранен над Фолкстоном в воздушном бою со «Спитфайрами», но сумел благополучно долететь до собственной базы, но на пара месяцев угодил в больницу, возвратившись в строй лишь весной.

По окончании возвращения на фронт он взял лейтенантское звание и в нескольких воздушных битвах со «Спитфайрами» над британским побережьем одержал еще две воздушные победы, доведя персональный счет по результатам всех кампаний до 13–14 (17–18 с учетом Испании), а 14 июня 1941 года погиб в сражении над Францией. Считается, что его сбил будущий ас, начальник 92-й эскадрильи RAF сквадрон-фаворит Джеймс Ранкин (James Rankin), одержавший тогда собственную вторую личную победу. Закончил войну англчанин со счетом в 17 личных и пять групповых побед.

«Блицкриг» – имя собственное

Лейтенант-артиллерист Вильгельм Бальтазар (Wilhelm Balthasar) по окончании перевода в авиацию прошел пилотскую подготовку, но являлся штурманом. Вызвавшись добровольцем в «Легион Кондор», он в ноябре 1936 года взял назначение в его разведывательную эскадрилью A/88 и летал сперва на He 45 и He 46, а позже на более современном He 70, и в одном из боевых вылетов января 1937 года сумел одержать собственную первую воздушную победу.

Майор Вильгельм Бальтазар в кабине «Мессершмитта», 1941 год. На борту — эмблема эскадры JG 2 «Рихтгофен»

В марте того же года по окончании вынужденной посадки на соседнем аэропорте он нелегально облетал пребывавший в том месте прототип истребителя He 112 и скоро взял должность начальника смешанного звена, складывавшегося из пары этого истребителя и разведчиков. В сентябре Бальтазар был переведен в истребительную группу J/88, где летал на He 51, а позднее Bf 109B в составе 1-й и 2-й эскадрилий. В январе 1938 года он стал обер-лейтенантом, а в марте завершил «боевой тур», добавив на собственный счет еще шесть побед на истребителях.

По окончании возвращения в Германию Бальтазар продолжил работу в истребительной авиации и к началу Второй мировой войны был начальником эскадрильи 1./JG 1. Эскадра JG 1 базировалась в Восточной Пруссии, но на пятый сутки войны была переведена на север Германии, а после этого на границу с Голландией. Практически, для ее летчиков война началась со вторжения в государства Бенилюкса.

Утром 11 мая летчики 1./JG 1, пользуясь качественным и количественным превосходством, практически растерзали два звена бельгийских «Гладиаторов», одержав шесть побед. Три из них записали на счет гауптмана Бальтазара (в конечном итоге было сбито четыре биплана, а два повреждено). Тем же вечером штаффель-капитан сбил французский MS.406, а утром 13 мая он с ведомыми неожиданно напал на британцев на «Харрикейнах» и сбил один из этих истребителей, одержав пятую подтвержденную победу.

Отметки побед на хвосте «Мессершмитта» Вильгельма Бальтазара, 1940 год

Ровно через 10 дней его счет удвоился, и вдобавок через 14 дней достиг 20 побед, причем 5 июня ему удалось стать одним из первых «асов одного дня», в двух боевых вылетах одержав пять побед. Вечером 13 июня Бальтазар в одном вылете в двух битвах сбил два бомбардировщика, французский LeO.451 и британский «Бленхейм» Mk.IV, доведя собственный счет до 23 побед и став лучшим асом «Блицкрига», уступая первенство Мёльдерсу по неспециализированному числу побед с учетом «необычной войны».

20 побед были тогда «планкой» для награждения Рыцарским крестом, и 14 июня ас взял эту приз. В июле он был послан передавать опыт курсантам школы JFS 1. 25 августа он возвратился в собственную эскадрилью, переименованную в 7./JG 27, а 1 сентября был назначен начальником группы III./JG 3. Три дня спустя в воздушном бою над Кентом Бальтазар одержал очередную победу, сам попал под пламя «Спитфайра» и был ранен в ноги, но сумел благополучно возвратиться на базу.

14 дней спустя он опять начал делать боевые вылеты, не смотря на то, что по земле передвигался все еще на палках. До конца октября он довел счет до 29 побед.

С ноября Бальтазар снова являлся инструктором в истребительной школе, а 16 февраля 1941 года был поставлен во главе JG 2 «Рихтгофен» и скоро начал летать на Bf 109F. Активные битвы эскадры возобновились весной, и в мае-июне её коммодор довел собственный счет до круглой цифры в 40 побед, за что 2 июля был награжден Рыцарским крестом с дубовыми страницами.

Истребитель несет камуфляж RLM 71/02/65 с «чистым» бортом. Размещение тактических обозначений на капоте было характерно для I./JG 1, а после этого III./JG 27. На борту кабины эмблема группы, на хвосте отметки о победах (стрелки вверх – воздушные, вниз – «наземные»), на мачте антенны дополнительный командирский флажок. — Цвета армейского неба: асы германских «блицкригов» | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-asi-nemeckih-blickrigov-7.jpg

Bf 109E-4 (W.Nr. 1559), на котором с весны по осень 1940 года в составе JG 1, JG 27 и JG 3 летал на западном фронте гауптман Вильгельм Бальтазар. Окраска дана по состоянию на середину июня. Истребитель несет камуфляж RLM 71/02/65 с «чистым» бортом. Размещение тактических обозначений на капоте было характерно для I./JG 1, а после этого III./JG 27.

На борту кабины эмблема группы, на хвосте отметки о победах (стрелки вверх – воздушные, вниз – «наземные»), на мачте антенны дополнительный командирский флажок.

Уже на следующий сутки в воздушном бою со «Спитфайрами» его истребитель неожиданно утратил управление и врезался в почву. Что случилось – точно не известно, но по общепринятой версии на протяжении интенсивного маневрирования с громадной перегрузкой разрушилось крыло его «Фридриха». Посмертно асу присвоили чин майора, но официально это производство было датировано предшествующим днем.

Перечень лучших асов французской кампании:

  • Вильгельм Бальтазар (Wilhelm Balthasar) – 23
  • Вернер Мёльдерс (Werner Molders) – 16
  • Адольф Галланд (Adolf Galland) – 14
  • Хельмут Вик (Helmut Wick) – 12
  • Лотар Келлер (Lothar Keller) – 10
  • Вернер Махольд (Werner Machold) – 10

Балканский «блицкриг»

Лейтенант Густав-Зигфрид Рёдель (Gustav-Siegfried Rodel) в первый раз попал на фронт под самый финиш испанской войны и успел полетать на Bf 109E в составе 1.(J)/88, но в воздушных битвах уже толком не принимал участие и побед не имел.

По окончании возвращения из командировки Рёдель летом 1939 года взял назначение в только что организованную группу I./JG 21, имевшую на вооружении уже устаревшие Bf 109D, и в составе её второй эскадрильи участвовал в польской кампании. В первоначальный сутки войны он принимал участие в сражении с истребителями PZL P.11 и одержал первую победу, а семь дней спустя на протяжении вылета на штурмовку сам «плюхнулся на брюхо», чуть перетянув через линию фронта. В ноябре Рёделя прописали в состав штабного звена эскадры JG 27, и вместе с ним он принимал участие во французском походе, одержав еще три воздушные победы и взяв чин обер-лейтенанта.

Густав Рёдель в штабном автомобиле, Северная Африка, 1942 год

В июле 1940 года летчика перевели в эскадрилью 4./JG 27, а в сентябре прописали её начальником. В битвах «Битвы за Британию» Рёдель в августе одержал собственную пятую воздушную победу и закончил кампанию с 14 подтвержденными победами на счету и еще как минимум с тремя не взявшими официального подтверждения.

Перезимовав в Австрии и Германии, в последних числах Января II./JG 27 выдвинулась в Румынию, а в марте перебазировалась в присоединившуюся к Тройственному пакту Болгарию. 6 апреля началось вторжение в югославию и Грецию, и спустя семь дней несколько перебазировалась за наступающими армиями на оккупированную территорию.

Утром 15 апреля истребители II./JG 27 сопровождали бомбардировщики в ударах по аэропортам союзников в Греции. Эскадрилья Рёделя эскортировала группу, идущую в район Трикалы, откуда на перехват встали около 15 греческих истребителей. В начале боя штаффель-капитан сбил «Блок» MB.151, а в течение следующих 15 мин. немцы одержали пять побед над «Гладиаторами» и PZL P.24 (три из них подтверждаются греческими данными).

Рёделю засчитали по одному истребителю каждого типа.

Истребитель несет обычный камуфляж RLM 71/02/65 с затеменным бортом. Желтый капот показался на самолетах группы еще на протяжении «Битвы за Британию», а на протяжении работы на балканском полуострове к нему добавились дополнительные желтые элементы. На носу эмблема группы, на руле поворотов отметки о победах летчика, включая одну отсутствующую в официальном перечне. — Цвета армейского неба: асы германских «блицкригов» | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-asi-nemeckih-blickrigov-9.jpg

Bf 109E-7 (W.Nr. 4180), что весной 1941 года на балканском полуострове был персональным самолетом начальника эскадрильи 4./JG 27 обер-лейтенанта Густава Рёделя. Окраска дана на март месяц. Истребитель несет обычный камуфляж RLM 71/02/65 с затеменным бортом.

Желтый капот показался на самолетах группы еще на протяжении «Битвы за Британию», а на протяжении работы на балканском полуострове к нему добавились дополнительные желтые элементы. На носу эмблема группы, на руле поворотов отметки о победах летчика, включая одну отсутствующую в официальном перечне.

Три победы за сутки стали рекордом аса, но вечером 20 апреля он его повторил. Сопровождая бомбардировщики на Афины, в битвах с британскими «Харрикейнами» Рёдель одержали три победы и стал единственным асом операции «Марита». Его счет достиг 20 побед, и «наверх» ушло представление к Рыцарскому кресту.

В будущем Рёдель принимал участие в операции «Барбаросса», в битвах в Северной Африке, над Италией, Балканами, Австрией и Венгрией. Финиш войны он встретил в должности командира и звании полковника 2-й истребительной дивизии люфтваффе. На его счету было 97 воздушных побед. В 50-х годах Рёдель возвратился в ряды возрожденных ВВС Германии и дослужился до чина генерала, выйдя в отставку в первой половине 70-ых годов двадцатого века.

Погиб в 1995 году.

Крит

В случае если вычислять захват Крита составной частью балканского «блицкрига», то нужно поведать еще об одном летчике-истребителе, сравнявшемся с Рёделем по совокупности побед в операциях «Меркурий» и «Марита».

Унтер-офицер Фридрих Гайссхардт (Friedrich Gei?hardt) встретил начало войны в составе «учебно-боевой» эскадрильи 2.(Jagd)/LG 2. 9 сентября он одержал первую победу, а на следующий сутки сам был сбит польским истребителем и попал в плен, но через пара часов в неразберихе налета Ju 87 сумел бежать и через пять дней вышел к своим.

Фридрих Гайссхардт в кабине «Мессершмитта», 1942 год

По завершении польской кампании I.(J)/LG 2 была переведена сперва на север Германии, а позже на западную границу. В декабре Гайссхардту присвоили офицерское звание, а под конец февраля перевели в 1.(Jagd)/LG 2. На протяжении французской кампании ему не удалось добиться никаких удач в воздушных битвах, но спустя семь дней по окончании её окончания он одержал две победы за сутки, а в августе-сентябре – еще четыре.

Битвы марта и февраля 1941 года увеличили его счет до 13 побед, а позже группу I./LG 2 перебросили в Болгарию и Австрию для принятие участия в балканской операции. Утром 6 апреля ее самолеты принимали участие в вылете на подавдение югославских авиабаз в районе Куманово, и в завязавшихся воздушных битвах сбили 10 устаревших истребителей-бипланов «Фьюри», четыре из которых были записаны на счет Гайссхардта.

К концу месяца он был назначен адъютантом группы и в будущем летал в составе её штабного звена. По окончании захвата материковой Греции I./LG 2 осталась в регионе и принимала участие в майских битвах над Критом, на протяжении которых на счет лейтенанта Гайсcхардта записали еще два сбитых «Харрикейна».

Отметки о победах на Bf 109E-7 Гайссхардта летом 1941 года, в начале операции «Барбаросса»

В будущем Гайссхардт сражался над СССР, Италией и Северной Африкой. В январе 1943 года он был произведен в гауптманы и назначен начальником группы III./JG 26 на западном фронте. 5 апреля 1943 года он был не легко ранен стрелками американских «Крепостей». Истекая кровью, ас сумел дотянуть до ближайшего аэропорта и был скоро госпитализирован, но умер на следующее утро.

К моменту смерти на его счету было 102 победы.

Следующими «блицкригами» Германии стали действия Роммеля в Северной Африке и операция «Барбаросса», но, в отличие от прошлых, они не принесли решительной победы, и по окончании еще нескольких наступательных и оборонительных операций на обоих фронтах немецкие войска были разита.

Великая Война. Докудрама

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: