Цвета военного неба: бразильский француз в великобритании

      Комментарии к записи Цвета военного неба: бразильский француз в великобритании отключены

Данный неординарный лётчик-истребитель, много лет ошибочно считавшийся лучшим французским асом Второй мировой, кроме свойств к воздушной стрельбе и пилотированию имел абсолютный писательский талант. Он стал одним из первых пилотов, опубликовавших собственные мемуары по окончании войны. Многие западные авиационные историки «первой волны» показывают броские воспоминания Пьера-Анри Клостермана как один из побудительных мотивов, в следствии которых они по большому счету заинтересовались авиацией.

Пьер-Анри Клостерман (Pierre Henri Clostermann) был единственным сыном французского дипломата, продолжительно трудившегося, а позже на постоянной базе поселившегося в Бразилии. Пьер появился 28 февраля 1921 года в городе Куритиба — столице штата Парана. В 9 лет родители послали его обучаться во Францию, где, живя у дяди, военного лётчика Первой мировой, Пьер заинтересовался самолётами.

Совсем парень «заболел небом» в 1935 году, покатавшись на гидроплане на летних каникулах.

По окончании окончания школы Пьер возвратился в Бразилию и записался в аэроклуб. Уже в ноябре 1937 года он взял пилотскую лицензию, а в следующем году уехал В США обучаться на авиационного инженера. С началом войны он решил записаться добровольцем во французские ВВС, но в консульстве Пьеру заявили, что в лётную школу принимают лишь с 20 лет.

А после этого Франция пала.

Лётчик «Свободной Франции»

В первой половине 40-ых годов двадцатого века Клостерман взял дипломы коммерческого пилота и инженера и некое время проработал в одной из авиационных компаний в Калифорнии, но зимний период 1941–1942 гг. в канун собственного 21-летия кружным путём через Бразилию, Уругвай и Южную Африку добрался до Англии. 18 марта 1942 года он был принят на работу в ВВС «Свободной Франции», имея к тому времени 315 часов налёта.

Пьер скоро подтвердил навыки пилотирования в лётных школах RAF и уже в звании сержанта с июня по октябрь отучился в офицерском колледже RAF в Крануэлле. В ноябре Клостерман стал курсантом 61-й OTU, в которой освоил «Спитфайр». В январе 1943 года француз взял собственное первое строевое назначение, став лётчиком только что организованной 341-й эскадрильи RAF.

Во французских документах часть проходила как 1-я истребительная несколько «Эльзас», которая уже успела повоевать в Северной Африке.

Цвета военного неба: бразильский француз в великобритании
«Спитфайр» LF Mk.VB (серийный номер BL686), разбитый аспираном Клостерманом на вынужденной посадке на протяжении ночного патрулирования 7 марта 1944 года. В составе 602-й эскадрильи персональными самолётами Пьера были истребители с личной кодовой буквой «D», не смотря на то, что летал он, очевидно, не только на них

«Боевой тур» французы начали в последних числах Марта по окончании перебазирования под перевооружения и Лондон на современные «Спитфайры» Mk.IX. На боевое дежурство 341-я эскадрилья заступила 27 марта, а на следующий сутки Клостерман выполнил собственный первый боевой вылет, в то время, когда дежурное звено подняли на перехват неопознанного самолёта.

В апреле лётчик участвовал в первом боевом задании над Францией и в последующем делал по паре таких боевых вылетов в месяц. 12 мая над Ла-Маншем он попал под пламя Bf 109, но всё закончилось благополучно, и в сражении 17 июня Пьер уже сам был близок к успеху, взяв в актив первый повреждённый самолёт соперника.

В воздушном бою 27 июля Клостерман одержал собственные первые две подтверждённые победы над «Фокке-Вульфами» Fw 190 из эскадры JG 2, а ровно месяц спустя — третью. Оба раза он был ведомым лётчиком, но в азарте бросал ведущего и сам устремлялся в наступление. В первоначальный раз всё обошлось, но второй бой стал роковым для начальника эскадрильи командана (майора) Рене Мушотта (Rene Mouchotte).

Многие лётчики видели в этом вину Клостермана, исходя из этого новый комэск сразу же отстранил утратившего доверие лётчика от участия в боевых вылетах, и целый следующий месяц тот делал лишь разные вспомогательные полёты.

Spitfire Mk.IXC (серийный номер BS538) из 341-й эскадрильи RAF, что в апреле 1943 года был персональным самолётом сержанта Пьера Клостермана. Истребитель несёт обычный британский «истребительный» камуфляж из зелёного Dark Green и серого с синеватым отливом Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях при светло-серых Medium Sea Grey нижних, и стандартные элементы стремительного опознавания и бортовые коды цвета Sky

Через пара недель начальник крыла, осознав, что обстановка зашла в тупик, а применять подготовленного боевого лётчика в качестве извозчика расточительно, внес предложение Клостерману перевод в какую-нибудь британскую эскадрилью. Пьер остановил собственный выбор на 602-й, где тогда служил его товарищ по лётной школе Жак Ремлинже (Jacques Remlinger).

В последних числах сентября перевод состоялся, а в октябре лётчика догнал приказ о краже ему чина «аспиран» (примерный аналог советского младшего лейтенанта). В RAF эквивалента этому званию не было, и британцы «авансом» стали именовать Клостермана пайлот-офицером.

602-я тогда летала на низковысотных «Спитфайрах» LF Mk.VB с «обрубленными» законцовками крыльев, делая по большей части вылеты на штурмовку, а в октябре пересела на LF Mk.IXC, приступив к исполнению эскортных миссий. На новом месте у Клостермана уже не было неприятностей с дисциплиной в сражении, но и особенных удач он также не добился: до января 1944 года ему засчитали лишь два повреждённых германских истребителя.

17 января 602-я эскадрилья была выведена на Оркнейские острова — отдыхать и попутно снабжать прикрытие Скапа-Флоу. В том месте она снова взяла набор «Спитфайров» LF Mk.VB — каковые с большим трудом возможно было назвать истребителями ПВО, но проблему перехвата высотных целей сняли передачей нескольких Mk.VI и одного Mk.VII.

Самолёт нёс введённый в июне 1943 года камуфляж для высотных истребителей со светло-серой краской Medium Sea Grey на верхних и боковых поверхностях и светло-синей PRU Blue на нижних — Цвета армейского неба: бразильский француз в Англии | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-brazilskij-francuz-v_2.jpg
Spitfire HF Mk.VII (серийный номер MD114) из истребительного флайта авиабазы RAF Скабро, в январе-феврале 1944 года «одолженный» лётчикам 602-й эскадрильи RAF. Среди других лётчиков на этом самолёте летал аспиран Клостерман. Самолёт нёс введённый в июне 1943 года камуфляж для высотных истребителей со светло-серой краской Medium Sea Grey на верхних и боковых поверхностях и светло-синей PRU Blue на нижних

В середине марта отдых закончился, и 602-я эскадрилья, пройдя на полигоне в Уэльсе краткий курс бомбометания с пикирования, возвратилась на собственную прошлую базу в Юго-Восточной Англии, к полётам и прежнему типу самолётов над Францией.

Активные боевые действия начались вместе с операцией «Оверлорд». 11 июня эскадрилья начала применять площадки в Нормандии в качестве аэропортов подскока, а с 25 июня 125-е авиакрыло Вторых тактических ВВС начало базироваться на континенте уже на постоянной базе.

15 июня Клостерман, вылетевший на патрулирование в паре с Ремлинже (они всегда летали совместно, систематично меняя позиции ведущего и ведомого в паре), был над одним из германских аэропортов. До тех пор пока его напарник штурмовал находившиеся на земле бомбардировщики, Пьер вступил в бой с взлетевшими истребителями и заявил один из них как сбитый. «По горячим следам» победу записали как предположительную, но позднее официально подтвердили.

26 июня Клостерман уже сам взлетел по тревоге, в то время, когда новый аэропорт крыла подвергся штурмовке германских истребителей, и в воздушном бою сумел одержать ещё одну предположительную победу над Bf 109. Пять мин. спустя он наткнулся на четвёрку Fw 190, один из которых стал его пятой подтверждённой победой, принеся лётчику статус аса.

Под козырьком кабины отметки о семи сбитых (черно-белые кресты), трёх предположительно сбитых (кресты чуть меньших размеров, составленные из белых уголков) и семи повреждённых самолётах соперника (мелкие белые кресты). — Цвета армейского неба: бразильский француз в Англии | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-brazilskij-francuz-v_3.jpg
Spitfire LF Mk.IXC (серийный номер MJ586) из 602-й эскадрильи RAF, что со второй половины июня по начало июля 1944 года был персональным истребителем су-лейтенанта Пьера Клостермана.

Окраска дана на время окончания лётчиком собственного «боевого тура». Под козырьком кабины отметки о семи сбитых (черно-белые кресты), трёх предположительно сбитых (кресты чуть меньших размеров, составленные из белых уголков) и семи повреждённых самолётах соперника (мелкие белые кресты).

В течение следующей семь дней француз ещё неоднократно принимал участие в воздушных битвах и заявил пять побед (две были обоснованы, две квалифицированы как предположительные), а ещё четыре самолёта повредил (записаны все).

На этом второй «боевой тур» аса закончился, и 27 июля он возвратился в Англию уже в чине су-лейтенанта с личным боевым счётом в семь сбитых, три предположительно сбитых и семь повреждённых самолётов соперника. Лётчик был награждён «Крестом за выдающиеся лётные заслуги» (Distinguished Flying Cross — DFC) за «уничтожение как минимум 11 самолётов соперника». В наградном странице, как это довольно часто случалось, подтверждённые и предположительные победы сложили и ещё, разумеется, учли Fw 190, заявленный лётчиком как сбитый в сражении 2 июля 1944 года, но так и не попавший в документы эскадрильи.

В августе ас прошёл курс увеличения квалификации в Центральной школе воздушной стрельбы (Central Gunnery School — CGS) RAF, а после этого три месяца прослужил в пресс-службе штаба французских ВВС. В декабре он начал хлопотать о возвращении на фронт, но столкнулся с неожиданным препятствием: по распоряжению генерала Де Голля заслуженных асов предписывалось держать лишь на инструкторских, штабных и «рекламных» постах.

Со «Спитфайров» — на «Темпесты»

Но, запрет не был строгим, и Клостерману скоро удалось договориться о новой командировке в состав Вторых тактических ВВС. В первой половине феврале 1945 года в 55-й OTU он прошёл краткий курс переучивания на новые «Темпесты» и в середине месяца был направлен в Голландию в 83-ю группу RAF, а 2 марта взял назначение в 274-ю эскадрилью 122-го крыла как сверхштатный флайт-лейтенант.

Первые пара дней он занимался лишь облётом новых и отремонтированных самолётов, но 5 марта в одном из таких «мирных» полётов увидел в разрывах облачности четвёрку «Мессершмиттов», спикировал на них и в маленьком бою сбил один самолёт, не обращая внимания на то что «рабочими» были лишь две пушки из четырёх.

«Темпест» из состава 274-й эскадрильи, начало 1945 года

За время работы в 274-й эскадрилье француз совершил всего пара «настоящих» боевых вылетов: уже 17 марта эскадрилью перевели в второе крыло, а Клостерман на прошлых правах был в составе 56-й эскадрильи и с 19 марта возобновил участие в боевых вылетах.

56-я эскадрилья специализировалась на уничтожении паровозов и по большому счету ударам по железным дорогам, вторыми по частоте были удары по германским аэропортам, и в нескольких вылетах финиша марта Клостерман одержал множество воздушных и «наземных» побед.

самый примечательным эпизодом того периода стал утренний вылет 5 апреля в составе шестёрки «Темпестов», в то время, когда Клостерман в разрывах туч увидел группу «длинноносых» Fw 190D и погнался за ними, сразу же оторвавшись от другой группы. Через пара мин. лётчик сблизился с соперником на расстояние начал и открытия огня бой, поразив пушечным огнём два истребителя, а позже сбежал от остальных в тучи. Что стало с соперником, он не знал, но кадры фотопулемёта подтвердили попадания, и на персональный счёт француза пошли ещё два повреждённых «боша».

Tempest Mk.V (серийный номер NV994) из состава 3-й эскадрильи RAF, что был персональным самолётом начальника флайта «А» лейтенанта Клостермана во вторую декаду апреля 1945 года. На данной машине лётчик был ранен в воздушном бою 20 апреля.

Вечером того же дня он совершил ещё один боевой вылет — последний в составе эскадрильи, поучаствовав в ещё одной успешной штурмовке аэропорта, а 8 апреля был назначен начальником флайта «A» 3-й эскадрильи RAF.

Эта эскадрилья тогда проходила плановые учения в Южной Англии, так что новому флайт-коммандеру было нужно добираться до собственного подразделения по воздуху. 17 апреля учения закончились, и на следующий сутки лётчики эскадрильи перелетели на новый аэропорт 122-го крыла уже на территории Германии.

20 апреля в вечерних сумерках тройка «Темпестов» вылетела на боевое патрулирование. Погода стояла нехорошая, и в тучах лётчики утратили друг друга. Клостерман наткнулся на шестёрку «Фокке-Вульфов» и, не долго думая, устремился в наступление.

Скоро к бою присоединились ещё столько же Fw 190, но ас сумел от них отбиться и на повреждённом истребителе дотянул до базы. Плюхнувшись в том месте «на брюхо», он был положен в больницу с лёгким ранением в ногу. По результатам боя Клостерман взял подтверждения на две победы.

Клостерман на крыле собственного «Темпеста» в первых числах Мая 1945 года. Отличие в «победной доске» между данной фотографией и сделанной несколькими днями позднее (на обложке статьи) сбивает с толку и мешает осознать значение различных крестов

Через полторы-две семь дней Клостерман возвратился в строй, и 3 мая в утреннем вылете ему засчитали один стёртый с лица земли и два повреждённых на земле самолёта. Днём он участвовал в ещё одном рейде на аэропорты соперника, на протяжении которого лётчикам 3-й эскадрильи засчитали повреждение 13 и уничтожение самолётов ещё пяти. Счёт самого Клостермана тогда возрос на три индивидуальные и четыре групповые победы.

На следующий сутки французский ас в подобном рейде одержал две последние победы.

По результатам двух последних месяцев войны Клостерман был повторно награждён DFC за «уничтожение ещё 12 самолётов соперника». В этом представлении, разумеется, посчитали совместно воздушные и наземные победы: в документах 122-го крыла за французом числятся всего четыре сбитых и два повреждённых в воздушных битвах самолёта, и семь стёртых с лица земли и восемь повреждённых на земле.

Одновременно с этим во французских документах того и более позднего периода упоминается значительно большее число побед, но применительно к простым английским эскадрильям, не имевшим двойного франко-английского подчинения, эти сведенья юридически ничтожны. Имеет суть обратить внимание лишь на разночтения довольно одних и тех же заявок: четыре победы 3 мая, проходящие у британцев как «наземные», французы числят воздушными.

«Темпест» Mk.V (серийный номер NV724) — третий и заключительный персональный самолёт Клостермана в 3-й эскадрилье, полученный им уже по окончании войны. Все три несли бортовые коды «JF-E»

Так, неспециализированный счёт подтверждённых воздушных побед флайт-лейтенанта Клостермана образовывает от 11 (минимальная документально установленная цифра) до 16, а обширно распространённое в послевоенные десятилетия число «33», которое, если судить по многим интервью, удивляло самого лётчика, является суммой полностью всех его побед, известных по британским и французским документам: подтверждённых, предположительных, воздушных, «наземных», личных и групповых. Данный очень «демократичный» подсчёт боевых удач, и, возможно, тот факт, что все собственные победы Клостерман одержал в рядах «свободных французов», дали предлог генералу Де Голлю назвать лётчика «первым истребителем Франции». С подачи будущего президента данный титул закрепился за Клостерманом на продолжительные послевоенные годы. Не умаляя заслуг лётчика, направляться заявить, что лучшими асами Франции были всё-таки другие истребители…

Мирная и немирная судьба по окончании войны

Благополучно переживший зенитный огонь и воздушные бои лётчик чуть не погиб в первые же послевоенные дни: 12 мая на протяжении воздушного парада самолёты его звена столкнулись. Сам он сумел воспользоваться парашютом, а все трое ведомых погибли. А 1 июля он опять был в шаге от трагедии: на протяжении демонстрации пилотажа датскому королю сперва отказал двигатель, а после этого не выпустились шасси… В итоге самолёт был разбит на вынужденной посадке, а пилот взял ранения.

Посчитав всё это знаком судьбы, Клостерман подал рапорт об отставке, и 27 августа был демобилизован с сохранением звания лейтенанта резерва французских ВВС.

«На гражданке» ас занялся политикой, и с 1946 года восемь раз избирался в парламент. В апреле 1956 года он попал под призыв резервистов и возвратился на работу в чине командана (депутатов призывали лишь при их согласия, и только трое из 17 парламентариев тогда ответили на призыв).

«Бруссар» Клостермана проходит обслуживание по окончании очередного боевого вылета в октябре 1956 года

Первоначально предполагалось, что ветеран пройдёт переучивание на реактивную технику и возьмёт назначение в истребительную авиацию, но в итоге он был в составе организованной в Алжире в июне того же года разведывательно-связной эскадрильи ELO 3/45, и в 1956–1957 годах совершил на лёгком транспортно-разведывательном самолёте MH.1521 «Бруссар» 116 боевых вылетов на разведку, корректировку огня артиллерии и наведение на цель истребителей и штурмовиков-бомбардировщиков.

По завершении алжирского «боевого тура» Клостерман вышел в отставку полковником и возвратился к политической карьере, и бизнесу в авиационной индустрии. Преуспев в обоих начинаниях, лётчик скончался 22 марта 2006 в возрасте 85 лет.

Картинки Михаила Быкова

Великобритания. Военные новшества

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: