Цвета военного неба: «спитфайры» с непотопляемого авианосца

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «спитфайры» с непотопляемого авианосца отключены

Стратегически ответственное положение Мальты на середине дорог как между Александрией и Гибралтаром, так и между Северной Африкой и Италией сделало её объектом постоянных воздушных атак соперника. Для защиты острова британцы были вынуждены всегда перебрасывать на собственный «непотопляемый авианосец» истребители. Сперва это были устаревшие «Гладиаторы» и «Харрикейны», позднее их поменяли «Спитфайры».

Камуфляжи этих истребителей, использовавшихся на острове, отличались громадным разнообразием.

Со времён «Битвы за Британию» истребитель Supermarine Spitfire рассматривался как самый перспективный и боеспособный самолёт этого класса Королевских ВВС. Увы, но выпущенных «Спитфайров» не хватало кроме того для завершения перевооружения эскадрилий Истребительного руководства, исходя из этого на Средиземноморском и (позднее) Тихоокеанском ТВД английским авиаторам было нужно ограничиваться устаревшими типами.

Только в сентябре 1941 года было издано постановление об отправке первых двух эскадрилий «Спитфайров» в Северную Африку, но практически переброска началась лишь в феврале следующего года, а месяцем ранее часть из этих самолётов были перенацелены на Мальту.

Цвета военного неба: «спитфайры» с непотопляемого авианосца
«Спитфайры» первой «мальтийской» партии взлетают с мокрой палубы авианосца «Игл» на протяжении операции Picket I

За полтора года войны методика доставки истребителей на осаждённый остров была прекрасно отработана: сперва они на транспортах переправлялись в Гибралтар, в том месте подготавливались к полёту и перегружались на авианосец; на подходе к Мальте самолёты взлетали, а суда возвращались назад. Первая партия из 15 «Спитфайров» была доставлена на Мальту 7 марта на протяжении операции Spotter, а ровно 14 дней спустя за ними последовали ещё 9 автомобилей (операция Picket I). Получателями этих истребителей стали 126-я и 249-я эскадрильи авиакрыла Такали (Takali Wing).

Потому, что самолёты исходно предназначались для Африки, все они несли стандартную пустынно-тропическую окраску из камуфляжных пятен жёлто-песочной Middle Stone и коричневой Dark Earth на верхних и боковых поверхностях при голубых нижних. Наряду с этим для нижних поверхностей использовались две взаимозаменяемые краски: более яркая Sky Blue и более чёрная и насыщенная Azure Blue. «Небесная» в то время чаще виделась на самолётах, «тропикализированных» и окрашенных конкретно на сборочной линии, а «лазурная» – на прошедших конверсию в частях снабжения ВВС (MU – Maintenance Units). В большинстве случаев коки «пустынных» самолётов были чёрными (красными, либо цвета верхних поверхностей), но у большей части первых мальтийских «Спитфайров» они почему-то были яркими – причём, в случае если делать выводы по фотографиям, то как минимум двух различных цветов.

Spitfire Mk.VB (серийный № AB451), бортовой код GN-T, из состава 249-й эскадрильи RAF, аэропорт Такали (Ta Kali), март-апрель 1942 года. Обычный пустынный камуфляж с небесно-голубыми коком и нижними поверхностями, цвет кодовых букв – белый, как и надеялось по «африканскому» стандарту. Данный самолёт был доставлен на Мальту 21 марта 1942 года на протяжении операции Picket I и передан в состав 249-й эскадрильи RAF.

В апреле на нём летал флаинг-офицер Джордж Э. Ф. Бакенан (George A. F. Buchanan). Данный лётчик вести войну на Мальте с марта по май 1942 года и за это время добавил к собственной одной победе, одержанной в паре на западном фронте, ещё 6 (по другим сведеньям 7) личных подтверждённых побед. Позднее он являлся инструктором в лётной школе и лётчиком-испытателем, и на фронт больше не возвратился.

«Пустынные» цвета были не лучшим вариантом окраски для полётов над морем, исходя из этого местное руководство RAF отыскало в памяти довоенные наработки по созданию особого мальтийского камуфляжа. В него были внесены кое-какие трансформации: в случае если в 30-х годах была создана трёхцветная (для бипланов кроме того пятицветная) схема, то на данный момент ограничились двухцветной: светло синий Dark Mediterranean Blue на верхних и боковых поверхностях при небесно-голубых нижних. В двадцатых числах месяца Лондон дал разрешение на введение этого камуфляжа, и третья партия «Спитфайров» (доставлена 29 марта на протяжении операции Picket II) была перекрашена перед погрузкой на авианосец.

Тогда же в Англии к отправке на Мальту подготовились «воздушные эшелоны» (т.е., лишь лётчики) 601-й и 603-й эскадрилий с полным набором новых самолётов (включая резерв). Эти автомобили должны были взять мальтийский камуфляж, но при передаче инструкции по инстанциям по окраске она сократилась до несложной фразы «морской камуфляж», что было логично воспринято исполнителями как «камуфляж по стандарту FAA» (Fleet Air Arm – ВВС флота).

Дальше – больше: в случае если на заводе самолёты красили в полном соответствии со стандартами морской авиации (серо-зелёная «сланцевая» Dark Slate Grey и серо-светло синий Extra Dark Sea Grey на верхних и боковых поверхностях, яркая зеленовато-серая Sky на нижних), то при перекрашивании уже готовых «пустынных» истребителей совершили ошибку с артикулом краски и вместо «экстра-тёмной морской серой» забрали «легко чёрную» краску Dark Sea Grey.

Пара «мальтийцев», прибывших в метрополию для консультирования новичков и сопровождения самолётов, помогли разобраться с неточностями, и вместе с истребителями на борт авианосца загрузили запас «чёрной средиземноморской синей» и «небесно-светло синий» красок, которых, но, хватило на перекрашивание лишь части самолётов.

Spitfire Mk.VC (серийный № BP966), бортовой код 2-L, из состава 603-й эскадрильи, аэропорт Такали, апрель-май 1942 года. Данный самолёт был выпущен в пустынном камуфляже, а после этого перекрашен по флотским стандартам, но с «неправильным» серо-синим цветом. Самолёт сохранил эту окраску по окончании прибытия на Мальту 20 апреля на борту американского авианосца Wasp (операция Calender).

Вместе с самолётами данной партии на Мальту пришла мода на двухсимвольные бортовые коды вместо стандартных трёхбуквенных. В теории одна из букв (либо цифр) нового кода говорила о эскадрилье, а вторая была личным знаком самолёта, но из-за громадных потери эскадрильи довольно часто «перетасовывали», внося хаос в совокупность обозначений.

Автомобили более поздних поставок в массе собственной приобретали «мальтийский» камуфляж или перед отправкой, или сходу по прибытии на остров. Наряду с этим их внешний вид имел возможность варьироваться в широких пределах от полноценной окраски заводского качества до полупрозрачного (либо полустершегося) слоя краски, трудящегося как светло синий фильтр для цветов уникального камуфляжа. самые предпочтительным считалось применение «чёрной средиземноморской», но она была в недостатке, исходя из этого виделись самолёты, окрашенные вторыми светло синий красками: более яркой и исходно предназначавшейся для бипланов Light Mediterranean Blue, флотской «экстра-тёмной морской синей», американской Blue Gray M485 и разными не предназначавшимися для авиации красками из корабельных запасов.

В мае 1942 года изменился стандарт опознавательных знаков RAF: для уменьшения их заметности синюю краски и красную заменили на менее броские, и поменяли пропорции триколора и кокард, уменьшив белые и жёлтые поля. Самолёты с этими символами показались на Мальте в июле того же года.

Spitfire Mk.VB (серийный № EP706), бортовой код T-L, из состава 249-й эскадрильи, Такали, октябрь 1942 года. Самолёт в «мальтийском» камуфляже, нанесённом поверх пустынной окраски. Нижние поверхности продемонстрированы «лазурными», но они могли быть и «небесно-голубыми».

Данный истребитель был доставлен на Мальту 17 августа 1942 года на авианосце «Фьюриес» на протяжении операции Baritone, и в сентябре-октябре был персональным самолётом лучшего мальтийского аса пайлот-офицера RCAF Джорджа Ф. Берлинга (George F. Beurling), одержавшего на нём четыре победы. Всего с июня по октябрь 1942 года данный лётчик одержал 26 (по другим сведеньям 27) личных и 1 групповую победу (?), а также три в воздушном бою 14 октября, в то время, когда его самого сбили и ранили.

Берлинг спасся на парашюте, а позже был эвакуирован в Англию. Помимо этого, он одержал ещё 4 победы на западном фронте (по две до и по окончании Мальты) и был послан в почётную отставку в октябре 1944 года в звании флайт-лейтенанта.

В самом финише 1942 либо начала 1943 года показалась ещё одна разновидность мальтийского камуфляжа истребителей «Спитфайр»: на некоторых самолётах в пустынной окраске камуфляжные пятна песочного цвета были перекрашены «экстра-тёмной морской синей» краской, а коричневые покинуты без трансформации. Быть может, появление таковой схемы было связано с переходом от чистой обороны к расчистке воздуха и истребительно-бомбардировочным операциям на Сицилии.

Spitfire Mk.VС (серийный № AR560), бортовой код JM-T, аэропорт Лука (Luqa), весна 1943 года. Самолёт в позднем мальтийском камуфляже из серо-светло синий и коричневого цветов на верхних и боковых поверхностях при «лазурных» нижних.

Редкий пример мальтийской «пятёрки» без тропического фильтра, данный истребитель был доставлен на остров, вероятнее, 29 октября 1942 года на протяжении операции Train (последний мальтийский конвой). Сперва на нем летали летчики различных эскадрилий, а весной его сделал своим персональным самолетом фаворит крыла Лука (Luqa Wing) винг-коммандер Джон М. Томпсон (John M. Thompson). По английским стандартам лётчики в звании от сквадрон-фаворита и выше обозначали собственные самолёты маленькими «ранговыми» вымпелами под козырьком кабины), а начиная с должности выше начальника эскадрильи — ещё и собственными инициалами в качестве бортовых кодов.

В начале Второй мировой войны Джон Томпсон руководил эскадрильей на западном фронте и на протяжении французской кампании и Битвы за Британию одержал 6 личных и 2 групповых победы (6? и по совокупности подсчёта второй половины войны). Весной 1942 года он был произведён в винг-коммандеры и с мая 1942 по июнь 1943 последовательно «лидировал» тремя мальтийскими авиакрыльями, добавив на собственный счёт ещё две индивидуальные победы.

В марте 1943 года на Мальте показалось маленькое количество «Спитфайров» Mk.IX, каковые поступили на вооружение 126-й и 1435-й эскадрилий авиакрыла Лука в дополнение к уже имеющимся в том месте «пятёркам». Эти самолёты сперва летали в пустынном камуфляже, а позднее взяли однотонную светло синий окраску верхних и боковых поверхностей.

Через несколько месяцев, в мае 1943 года, итало-германские армии в Северной Африке сложили оружие, и Мальта из осаждённого форпоста превратилась в плацдарм для вторжения в Сицилию. С трансформацией стратегической обстановки ушли в прошлое и особенные мальтийские схемы окраски, в которых больше не было необходимости. Базирующиеся на острове «Спитфайры» в будущем несли стандартные «сухопутные» камуфляжи, но это уже тема для отдельной работы.

Картинки Михаила Быкова. Цветные профили приведены в едином масштабе

См. кроме этого:
Цвета армейского неба: бельгийские истребители – от разгрома к победе
Цвета армейского неба: американские «ястребы» для сталинских соколов
Цвета армейского неба: «Рабские полосы» над Ливаном и Сирией
Цвета армейского неба: «пенсионеры» над Филиппинами
Цвета армейского неба: «Харрикейны» в Арктике
Цвета армейского неба: «мессершмитты» против «мессершмиттов»
Цвета армейского неба: боевые «буйволы» Ост-Индии
Цвета армейского неба: на «мессершмиттах» против Гитлера

Валерий Курас Девушка с глазами цвета неба

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: