Цвета военного неба: британские «ласточки» в средиземноморье

      Комментарии к записи Цвета военного неба: британские «ласточки» в средиземноморье отключены

Американский палубный истребитель «Грумман» F4F «Уайлдкэт» известен как корпуса и основная машина флота морской пехоты США на Тихоокеанском театре боевых действий в 1941–1943 годах, но этим его история отнюдь не ограничивается. Самолёт продавался, а позднее поставлялся по ленд-лизу в Англию, и продолжительное время по совокупности боевых и эксплуатационных черт считался лучшим палубным истребителем Королевского флота. Британские истребители вести войну на морях от Арктики до Тихого океана, не миновав и Средиземноморский театр боевых действий.

Перед началом Второй мировой британцы думали, что палубный истребитель должен быть двухместным, а одноместные автомобили (в то время у них были лишь бипланы «Си Гладиаторы») разглядывали только как вспомогательные. Не считая нужным тратить силы и время на ведение собственных конструкторских работ, в начале 1940 года британцы заказали в Соединенных Штатах выпуск 100 истребителей «Грумман» модели G-36B, которым было присвоено ласточка «и» (“название”).

Цвета военного неба: британские «ласточки» в средиземноморье
Английские «Мартлеты» на палубе «Формидебла» на протяжении операции «Факел», ноябрь 1942 года. На заднем замысле «Сифайры»

Но, первыми были взяты не эти аппараты, а G-36A из перекупленного по окончании компьенской капитуляции французского заказа. Они взяли обозначение Martlet Mk.I, тогда как G-36B обозначались Martlet Mk.II.

В сентябре 1940 года первые «Ласточки» поступили в состав 804-й эскадрильи FAA (Fleet Air Arm – авиация флота), в октябре заступившей в ПВО Скапа-Флоу. 25 декабря пара истребителей эскадрильи сбила одиночный Ju 88, открыв счёт побед американских истребителей в британской авиации.

В 1940–1941 годах «Грумманы» G-36A и G-36B поступали лишь в части на территории Англии, а авианосцы, на которых они помогали, действовали лишь в Атлантике и Арктике. Первое появление «Мартлетов» в Средиземноморье стало во многом случайным.

“Ласточки” Западной пустыни

Третьим по окончании Великобритании и Франции зарубежным клиентом F4F стала Греция, у которой авианосцев не было и не ожидалось, но грекам было нужно ограничиваться тем, что им готовься реализовать. В начале 1941 года был подписан договор на поставку партии истребителей, и в марте в Афины послали 30 самолётов F4F-3, забранных из выстроенных для американского флота.

Martlet Mk.III AX744 (бывший № 3900) «D» из состава 805-й эскадрильи FAA

По окончании начала германского вторжения на Балканы самолёты перенаправили в английский порт (различные источники упоминают Гибралтар либо Суэц), где 30 апреля они были формально переданы британцам на условиях ленд-лиза и стали называться «Мартлет» Mk.III.

В июне-июле первые девять истребителей доставили в Александрию и включили в состав 805-й эскадрильи FAA, ранее летавшей на «сборной солянке» из «Си Гладиаторов», «Фулмаров», «Буффало» и сухопутных «Харрикейнов». В августе её и две другие эскадрильи FAA, 803-ю и 806-ю, перевооружённые на «Харрикейны», объединили в некую «Истребительную эскадрилью Королевского флота» (Royal Navy Fighter Squadron – RNFS). Это наименование звучит пара необычно, но эскадрильи FAA тогда были немногим больше сухопутных флайтов по численности, исходя из этого на авиакрыло это соединение никак не тянуло.

Сводная эскадрилья действовала под руководством RAF и несла ответственность за ПВО тыловых районов, патрулирование над морем и прикрытие прибрежных конвоев. Время от времени она принимала участие и в наступательных операциях, в одной из которых и был открыт официальный боевой счёт RNFS: 28 сентября шесть «Мартлетов» и столько же «Харрикейнов» совместно с военными истребителями сопровождали бомбардировщики «Мериленд».

Уже над неприятельской территорией тройка итальянских «Фиатов» G.50 прошла прямо перед носом пары «Мартлетов». Те срочно устремились в наступление, и суб-лейтенант Роберт Уолш (Robert W.M. Walsh) одержал собственную первую (и, как известно, единственную) подтверждённую победу.

Martlet Mk.III из состава 805-й эскадрильи FAA. Самолёт необыкновенен сходу двумя изюминками: закрашенным при камуфлировании серийным номером и яркой кодовой буквой

Относительной лёгкости этого успеха поспособствовало то, что итальянские лётчики просто не ожидали встретить британские истребители со звездообразным двигателем и не заметили в них неприятеля. Лётчики RAF кроме этого имели тенденцию путать «Мартлеты» с «Фиатами», исходя из этого руководство стремилось их держать подальше от линии фронта чтобы не было эксцессов и их встречи с самолётами соперника были не через чур нередкими.

Следующего успеха пилоты 805-й эскадрильи добились 28 декабря, в то время, когда патрульная пара истребителей отразила наступление итальянских торпедоносцев на конвой. Суб-лейтенант Ройстон Гриффин (Royston Griffin) сбил один SM.79, но и сам погиб в этом бою.

В феврале 1942 года RNFS расформировали, но 805-я эскадрилья до конца июня оставалась в Западной пустыне, добавив к тому времени на собственный счёт побед ещё три сбитых над морем бомбардировщика-торпедоносца (германский Ju 88 и два итальянских SM.79). В июле эскадрилья несла ответственность за патрулирование района Порт-Саида, а в августе – за ПВО Суэцкого канала, пока 22 августа её не послали на другой ТВД.

Martlet семь дней.III (бывший американский F4F-3A № 3876), будущий английский AX746, 805-я эскадрилья FAA, Египет, лето 1941 года

805-я эскадрилья взяла самолёты, исходно предназначенные для американского флота и всецело окрашенные светло-серой краской Light Gray M-485 в соответствии с американским «палубным» стандартом декабря 1940 года. Опознавательные символы, очевидно, были нанесены британские, как и надпись «Royal Navy» на борту, но под ней были выписаны цифры американского серийного номера.

В качестве тактических обозначений употреблялись личные кодовые буквы тёмного цвета, нанесённые на фюзеляж перед кокардой. На части автомобилей эту букву в уменьшенном виде повторяли на передней части капота.

В осеннюю пору 1941 года американские серийные номера заменили английскими, а в остальном внешний вид истребителей оставался неизменным впредь до февраля-марта следующего года. Тогда они взяли пустынный камуфляж, подобный применяемому частями RAF: пятна коричневого Dark Earth и жёлто-песочного Middle Stone на верхних и боковых поверхностях при голубых нижних.

Правильный оттенок голубого цвета не известен, но, возможно, как правило это был уже ставший классическим для Северной Африки насыщенно-светло синий Azure Blue. Но на отдельных автомобилях очевидно применяли какую-то более чёрную краску – быть может, Light Mediterranean Blue, либо что-то, намешанное механиками по собственному разумению. С введением камуфляжа тактические буквы с капотов провалились сквозь землю, но все другие обозначения остались неизменными.

Martlet Mk.III (серийный номер AX736, бывший американский F4F-3A № 3903) из состава 805-й эскадрильи FAA, Египет, весна-лето 1942 года. Нижние поверхности этого самолёта продемонстрированы выкрашенными в «яркий средиземноморский светло синий», но это только предположение

Самолёты 805-й эскадрильи были неповторимы как по происхождению, так и по окраске: все остальные английские «Мартлеты» приобретали стандартную морскую окраску для средних широт с камуфляжем из серо-зелёной («сланцевой») Dark Slate Grey и серо-синей Extra Dark Sea Grey на верхних и боковых поверхностях при ярких зеленовато-серых Sky нижних. Опознавательные символы сперва выполнялись по стандарту мая 1940 года (лишь с более узким жёлтым кольцом фюзеляжной кокарды), а с осени 1942 года были поменяны в соответствии с новыми указаниями.

Тактические обозначения в различное время и в различных эскадрильях изменялись и имели возможность складываться из одного, двух либо трёх знаков. Один был личной кодовой буквой и мог повторяться на передней части капота, второй – цифрой либо буквой, обозначающей принадлежность к эскадрилье (время от времени он также повторялся на носу), а третий в большинстве случаев говорил о авианосце.

Палубные «Мартлеты» Средиземноморья

Опыт битв 1940–1941 гг. продемонстрировал, что прошлая ставка на двухместные истребители была ошибочной, и королевскому флоту необходимы одноместные самолёты. Хорошим вариантом был признан «Мартлет» в версии со складным крылом, бронезащитой пилота и протектированными бензобаками, но компания «Грумман» всегда срывала сроки поставок. В итоге главным типом палубного истребителя 1942 года стала временная импровизация – «навализированный» вариант «Харрикейна».

Первые палубные «Грумманы» показались на Средиземном море лишь в августе 1942 года, с приходом авианосца «Индомитебл» (HMS Indomitable). В состав его авиагруппы входила вооружённая «Мартлетами» Mk.II эскадрилья «806A» (в противном случае флайт «A» 806-й эскадрильи).

Усиление Гибралтарской эскадры было связано с проведением операции «Пьедестал» – проводки большого конвоя на Мальту. Утром 10 августа конвой прошёл Гибралтарский пролив. За его воздушное прикрытие отвечали восемь истребительных эскадрилий трёх авианосцев, в общем итоге 76 самолётов, а также 50 «Си Харрикейнов» и всего 10 «Мартлетов».

Около 19:00 несколько «Ласточек» послали на диагностику радиолокационного контакта. «Призраком» был французский MB.174, и атаковать нейтрала не стали. Первый неприятельский самолёт, разведчик Ju 88, показался над конвоем в четверть восьмого утра 11 августа, но первая атака последовала не с воздуха, а из под воды. В 13:15 германская подлодка торпедировала авианосец «Игл» (HMS Eagle), что затонул через 8 мин., унося с собой две эскадрильи «Си Харрикейнов», но всех лётчиков и солидную часть команды успели спасти.

В 14:20 пара «Мартлетов» бесполезно пробовала перехватить высотную цель – возможно, разведчик Ju 86. На обратном пути один из пилотов должен был приводниться из-за начавшегося пожара – на протяжении похода на нескольких самолётах случилось самовозгорание зажигательных пуль. Вечером соперник совершил первый налёт на конвой, но на протяжении его отражения 806-я эскадрилья оставалась в резерве.

Наряду с этим буквы «AM» в серийном номере были восприняты как сокращение от «Air Ministry», что отыскало отражение в маркировке — Цвета армейского неба: английские «ласточки» в Средиземноморье | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-britanskie-lastochki-v_5.jpg
Martlet Mk.II (серийный номер AM968) из состава 806-й эскадрильи FAA, авианосец «Индомитебл», операция «Пьедестал», август 1942 года.

12 августа суб-лейтенант Джон Котчинг в двух боевых вылетах недалеко от полудня и по окончании 18:00 одержал на этом истребителе две воздушные победы, а после этого приземлился на палубу оставшегося неповреждённым авианосца «Викториес» (HMS Victorious). Самолёт был окрашен ещё в Соединенных Штатах с применением американских красок, незначительно отличающихся по оттенкам от британского эталона. Наряду с этим буквы «AM» в серийном номере были восприняты как сокращение от «Air Ministry», что отыскало отражение в маркировке

Следующий сутки, как и ожидалось, состоялся в постоянных битвах. За 10 часов германские и итальянские бомбардировщики в сопровождении истребителей совершили четыре серии налётов. Утром «Мартлеты», Наверное, не летали, но в остальных случаях в воздухе любой раз пребывало одно звено 806-й эскадрильи.

Последний налёт был самый опасным: конвой вошёл в зону действия Ju 87, и в 18:45, в то время, когда вся зенитная артиллерия сосредоточила пламя на торпедоносцах, незаметно подошедшая несколько пикировщиков атакой со стороны солнца поразила «Индомитебл» двумя прямыми попаданиями и тремя родными разрывами.

Корабль взял некритичные повреждения, каковые, но, не разрешали проводить взлётно-посадочные операции, и в 18:55, на 20 мин. раньше замысла, командующий дал приказ авианосцам возвращаться в Гибралтар. Всего за день английская палубная авиация одержала 30 подтверждённых побед, из которых четыре были записаны на счёт 806-й эскадрильи. Самым результативным её пилотом стал суб-лейтенант Джон Котчинг (John A. Cotching), которому засчитали два сбитых самолёта.

В первой половине 40-ых годов XX века он одержал ещё две групповые победы, став самым результативным пилотом английских «Мартлетов»/ «Уайлдкэтов».

Martlet Mk.IV (серийный номер FN112) из состава 888-й эскадрильи FAA, авианосец «Формидебл», операция «Факел», ноябрь 1942 года. Цветной профиль данной автомобили представлен ниже

Следующее появление палубных «Грумманов» в Средиземноморье относится ко времени высадки во Французской Северной Африке – операции «Факел». Для её проведения Королевский флот выделил семь авианосцев, из которых три снабжали десанты в Оране, два – в Алжире, а ещё два закрывали армаду судов от вероятных ударов с востока. На последней паре авианосцев были эскадрильи «Мартлетов»: 888-я и 893-я на «Формидебле» и 882-я на «Викториесе», в сумме 35 самолётов модификаций Mk.II и Mk.IV (всего в операции было задействовано 127 британских палубных истребителей, а также 45 новейших «Сифайров»).

Вторжение было решено проводить под американским флагом, в надежде, что в этом случае сопротивление французов будет менее ожесточённым, чем при очередном нападении британцев. Для этого английские кокарды на всех самолётах были заменены американскими звёздами, но триколор на хвосте закрашивать не стали. Это решение было вызывающим большие сомнения в плане законности, но однако не преступным, т.к. боевая техника выдавалась за союзную, а не нейтральную либо вражескую.

К утру 6 ноября войсковые транспорты завершили проход Гибралтарского пролива. В тот же сутки пара патрульных «Ласточек» из 888-й эскадрильи была наведена на цель, и лейтенант Денис Джерам (Denis M. Jeram) сбил французский разведчик MB.174.

8 ноября началась высадка, и, в отличие от Марокко и Орана, в Алжире союзники встретили минимальное сопротивление. Самым броским деянием британской авиации в этом районе стало принятие ведущим патрульного звена «Мартлетов» из 882-й эскадрильи лейтенантом Барри Нейшеном (Barry H.C. Nation) капитуляции гарнизона авиабазы Блида.

К концу дня уже целый восточный сектор операции был под контролем англо-американских армий.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века он продолжал проходить службу в прошлой части, а в первой половине 40-ых годов XX века руководил эскадрильей «Корсаров» и закончил войну в чине лейтенант-коммандера, но побед больше не одерживал — Цвета армейского неба: английские «ласточки» в Средиземноморье | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-britanskie-lastochki-v_7.jpg
Martlet Mk.IV (серийный номер FN112) из состава 888-й эскадрильи FAA, авианосец «Формидебл», операция «Факел», ноябрь 1942 года.

На этом истребителе летали лейтенант Денис Джерам, одержавший на нём победу 6 ноября, и суб-лейтенант Стрит (P.D. Street), добившийся подобного успеха 9 ноября. В тот же сутки на втором самолёте Джерам в паре с ведомым одержал ещё одну победу, доведя собственный персональный счёт до 5?.

Первые четыре победы лётчик одержал в составе RAF на протяжении Битвы за Британию. В первой половине 40-ых годов двадцатого века он продолжал проходить службу в прошлой части, а в первой половине 40-ых годов XX века руководил эскадрильей «Корсаров» и закончил войну в чине лейтенант-коммандера, но побед больше не одерживал

9 ноября недалеко от ответственности авиагрупп «Формидебла» (HMS Formidable) и «Викториеса» стали появляться небольшие группы германских и итальянских бомбардировщиков, и в нескольких воздушных битвах пилоты «Мартлетов» одержали не меньше трёх побед. С 10 ноября с французских аэропортов начали функционировать сухопутные истребители союзников, и уже 13 ноября авианосцы завершили собственное участие в операции.

По окончании ухода большинства авианосцев «Формидебл» остался в Средиземноморье, а самолёты его авиагруппы меняли палубное базирование с береговым на авиабазах в Алжире и Гибралтаре. Формально они находились в зоне военных действий, но практически более полугода ни в каких битвах не принимали участие.

В сентябрь и июль 1943 года английские авианосцы были задействованы в проведении десантных операций на Сицилии и в Салерно (Италия). В первом случае «Мартлеты» были в тех же двух эскадрильях «Формидебла», а во втором к ним добавились ещё 878-я и 890-я эскадрильи на «Илластриесе» (HMS Illustrious). Задачей эскадренных авианосцев в обеих операциях было ПВО судов и их прикрытие от вероятных действий итальянского флота, но воздушного соперника фактически не было, исходя из этого средиземноморские «Грумманы» за целый 1943 год одержали лишь две победы (обе в сентябре).

«Уалдкэт» Mk.VI из 881-й эскадрильи FAA на палубе авианосца «Персьюэр» на протяжении операции «Драгун»

По окончании капитуляции Италии её флот уже не воображал угрозы, и в октябре 1943 года все авианосцы были выведены из Средиземного моря, снова показавшись в том месте лишь в середине следующего года в канун новых десантных операций.

В первую очередь 1944 года британцы отказались от собственных названий для ленд-лизовской техники, и все «Мартлеты» были переименованы в «Уайлдкэты» с сохранением прошлой нумерации модификаций. Эти самолёты к тому времени уже совсем перешли в категорию устаревших и подходящих только для ответа запасных задач.

На протяжении высадки в Южной Франции в августе и последующего рейда в Эгейское море в сентябре самолёты этого типа были лишь в двух эскадрильях, 881-й и 882-й, на штурмовых авианосцах «Персьюэр» (HMS Pursuer) и «Сёрчер» (HMS Searcher) соответственно. Обе эскадрильи тогда играли роль разведывательно-ударных, и ни одного воздушного боя им совершить не довелось.

Картинки Михаила Быкова

История проституции

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: