Константинова тамара фёдоровна

      Комментарии к записи Константинова тамара фёдоровна отключены

Константинова тамара фёдоровна

Появилась 7 ноября 1919 года в деревне Нигерёво, сейчас Лихославльского района Тверской области, в семье крестьянина. В 1925 году семья переехала в город Тверь. Окончила школу . Трудилась в городе Скопине Рязанской области.

В том месте же получала образование аэроклубе. Окончив в первой половине 40-ых годов двадцатого века особые направления при Калининском аэроклубе, трудилась в нём же лётчиком — инструктором.

С марта 1943 года — на фронтах ВОВ. С июля 1944 года была пилотом 566-го штурмового полка, с декабря 1944 года — пилотом, замкомандиром эскадрильи 999-го штурмового Таллинского ордена Суворова авиаполка.

К карту 1945 года навигатор эскадрильи 999-го штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) лейтенант Т. Ф. Константинова совершила 66 боевых вылетов на штурмовку оборонительных сооружений, скоплений армий соперника.

29 июня 1945 года за воинскую доблесть и мужество, показанные в битвах с неприятелями, удостоена звания Героя СССР.

По окончании войны лейтенант Т. Ф. Константинова — в запасе. Окончила партшколу, экономический университет. Жила в Воронеже, трудилась помощником заведующего в отделе социального обеспечения областного исполнительного комитета, учреждениях, на предприятиях и заводах.

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени (два раза), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

***

В один из послевоенных дней в городе Калинине случилось необычное событие, никем тогда не увиденное: в скромную квартирку пенсионерки — калеки, бывшей учительницы Зинаиды Михайловны приехали с фронта сын дочь и Владимир Тамара. В 1945 году часто случались такие радостные встречи. Миллионы исстрадавшихся матерей обнимали собственных детей, возвратившихся с долгой кровавой войны.

А тут случай совсем особенный, единственный на всю территорию страны: и Владимир и Тамара — Храбрецы СССР. И она, и он — боевые лётчики, многократно вступавшие в смертельные схватки с неприятелем в воздухе. И оба — живые, весёлые, с Золотыми Звёздами на гимнастерках.

Ну как тут не порадоваться, не всплакнуть яркими слезами их матери?!

Была тут и младшая дочь Августа, которую кликали в семье Гутей.

— Вот и вся отечественная семья в сборе! — растроганно повторяла Зинаида Михайловна.

Они сидели за торжественным столом, вспоминали довоенную судьбу, давешнее и дорогое, говорили о буднях войны, о ранах телесных и душевных, о пережитом, и у каждого, кроме того у 12-летней Гути, было о чем поведать друг другу.

Мать припомнила собственную тяжёлую, но по-своему радостную пору юности и их раннего детства. Молоденькая учительница, окончившая гимназию с золотой медалью, в годы Гражданской войны появилась в деревне. Ей полюбился деревенский силач, радостный крестьянин Фёдор Константинов, человек необыкновенной судьбы. В Первую мировую он являлся солдатом, попал в плен, бежал, продолжительные месяцы пробираясь через всю Европу к родному дому. Учительница и бывший воин поженились. Сперва все шло прекрасно.

Жили в деревне, трудились, появились сын и дочь — Владимир и Тамара.

Позже переехали в город. Фёдор поступил на фабрику. Что — то у него не заладилось, он начал запивать, менял место работы. Пришли в семью огорчения, неурядицы. Во второй половине 30-ых годов XX века папа погиб. А мать заболела, стала калекой.

На её руках осталось трое детей. Жили бедно, но дружно. Помогала школа. В пионерских лагерях укреплялось здоровье. И Владимир и Тамара заботились о матери, брали на себя многие домашние дела.

Они прекрасно обучались, выделялись в школьном коллективе собственной активностью, трудились вожатыми, а Володя увлекался спортом, был футболистом. Педагоги говорили Зинаиде Михайловне:

— Хорошие у тебя растут парни…

— Они работящие, — отвечала она, — мои надёжные ассистенты, моя опора…

Не знала мать о том, что не так долго осталось ждать наступит расставание. По окончании окончания 9-летней школы Тамара уехала в город Скопин, поступила в горный техникум. Но скоро но потребность вынудила пойти трудиться: она поступила учителем начальных классов в одну из школ города Скопина.

В те годы молодёжь увлекалась авиацией. Любимыми храбрецами были Чкалов, другие покорители и Громов неба, и Тамара поступила в аэроклуб. Днём трудилась, а вечером обучалась, осваивала лётное дело. Она с радостью занималась планеризмом, обучилась с уверенностью руководить самолётом У-2. В том месте она познакомилась с Василием Лазоревым. Юные люди полюбили друг друга и поженились.

Они совместно ходили на занятия, изучали теорию лётного дела, копались в моторах, драили фюзеляжи. А позже начались полёты на планерах.

В то время, когда приступили к учебным полётам на У-2, Тамара скоро и с уверенностью обучилась им управлять. Энергичная, общительная, ни при каких обстоятельствах не унывающая, она правила среди девушек-курсантов. Как лучшую выпускницу, её прописали инструктором. Скоро у них появилась дочка Верочка и они переехали в Калинин, к матери.

В том месте Тамара трудилась лётчиком-инструктором в местном аэроклубе. А Василий продолжил учёбу в Батайском лётном училище.

Рассказы сестры о полётах, о романтической профессии повлияли и на младшего брата. Окончив 10-летку, Володя подал заявление в авиационное училище. Выросшие, окрепшие ассистенты выпорхнули из гнезда.

Уехал в Оренбургское авиационное училище и брат Тамары — Владимир Константинов.

Вспыхнувшая внезапно война принесла всем участникам семьи Константиновых тяжёлые опробования. Фронт скоро приближался к Калинину, а на руках у больной Зинаиды Михайловны малолетние девочки — дочка Гутя и внучка Верочка. Учительнице — пенсионерке было не под силу влиться в число беженцев, и она осталась в городе, пережила ужасные дни оккупации. Ютились в подвале.

Мёрзли. Недоедали. Помогали хорошие люди. Гутя, бегавшая с ребятами по развалинам, приносила время от времени мороженую картошку… Зинаида Михайловна, позабыв о собственных болях, прислушиваясь к выстрелам, к беседам жителей, вычисляла дни в неволе, страшилась за судьбу детей, мелких, и тех, взрослых, лётчиков.

Со слезами на глазах вместе с другими калининцами в морозный декабрьский сутки она встречала отечественных солдат, выбивших нацистов из города.

Самое ужасное осталось сзади. В уничтоженный город возвращалась жизнь. Сейчас все её тревоги обращены к старшим. Живы ли?

Уехали ли на фронт? Возможно, погибли в сражении…

С началом ВОВ Василий прямо с курсантской скамейки уехал на фронт. Он сражался в небе Ленинграда. Тамара, завершив направления медицинских сестёр, трудилась в одной из авиационных частей.

И вот пришла весточка от Тамары: «Здравствуйте, мама, Гутя и Вера! Что же вы до сих пор молчите и какой ваш правильный адрес? Я отправила вам 500 рублей на почтамт.

Взяли ли?..» Дочь интересовалась, как они живут, в чём нуждаются, информировала, что супруг Василий на фронте, бьёт нацистов под Ленинградом.

Тамара была рада, взяв в ответ письмо от матери. Осталась одна забота — выяснить, что с Василием, из-за чего не пишет. Шли друг за другом долгие семь дней, а вестей всё нет и нет. Она вчитывалась в скупые сводки с Ленинградского фронта, с замиранием сердца ожидала почтальона. И наконец поступило известие.

Штабной конверт. Чужой почерк. Сердце тревожно сжалось. Прочтя письмо, мало успокоилась: нет, не убит, ранен.

В одном из битв Василий был сбит и очень сильно обгорел. Его эвакуировали в больницу, в Пермь.

Она поспешила в далекий город — встретиться с ним, приободрить, оказать помощь. Три продолжительных месяца боролся за судьбу мужественный лётчик, её супруг, получивший тяжелое ранение в воздушном бою. Доктора пробовали его спасти. Самоотверженно старалась вернуть любимого к судьбе Тамара, не верила, что произойдёт непоправимое. Но смерть не выпустила его из собственных бессердечных цепких когтей. У могилы В.И. Лазарева, лётчика, её дорогого человека, Тамара Фёдоровна поклялась отомстить неприятелю и занять его место — стать военной лётчицей.

Она написала матери: «Еду на фронт. В случае если погибну, мама, не бросай Верочку».

Так она решила. Но не так легко даме попасть в действующую часть. В военкомате ей сообщили:

— На лётчиков разнарядки до тех пор пока нет. Ожидайте…

Тамара не имела возможности тихо ожидать. Ежедневно, прожитый в тылу, она считала пропавшим, прожитым бесцельно. Ещё и ещё она ходила в военкомат, и, наконец, её зачислили в роту связи на Волховском фронте, водителем грузовой автомобили.

— Ничего, — сообщила лётчица, — машина не та, но всё ближе к передовой.

Подразделение, не смотря на то, что и числилось ротой связи, за исключением начальника и двух его ассистентов, складывалось из девушек и занималось доставкой снарядов к линии фронта. Всё время они были в разъездах. Это была нелёгкая работа: налёты и артиллерийские обстрелы вражеских истребителей скоро стали обыденным явлением в их фронтовой жизни… Но никакие трудности не охладили её жажды драться с нацистами.

Из кабины грузовика Тамара с тоской наблюдала на пролетавшие самолёты. «Вот бы на штурмовик! — грезила она. — Сверху известный нацистов. Я б разрешила им прикурить!»

Её рапорты прося зачислить в авиацию где — то продолжительно ходили, и она нервничала.

Скоро Тамаре удалось добиться собственного: её направили в 386-й полк лёгких ночных бомбардировщиков. Начались боевые вылеты на мелком У-2, на которых она летала в аэроклубе, научив летать много скопинских и калининских курсантов. Но прослужила она в том месте недолго, скоро её перевели в эскадрилью связи — на тот же самый У-2.

Пожалел Тамару начальник лёгкобомбардировочного полка — не захотел отправлять под пламя, на смерть и риск, а оказалось как в известной поговорке: из огня да в полымя. На бомбёжку она сейчас не летала, но развозила тайную почту, офицеров связи, время от времени и громадных начальников. И всё это весьма близко к линии фронта.

В случае если раньше, летая на бомбёжку, Тамара опасалась лишь зениток, то сейчас за ней стали охотиться истребители. В случае если раньше она летала лишь в темноте и ночь была её надёжным союзником, то сейчас, в то время, когда она летала днем, ясный солнечный сутки стал её недругом. Два раза она прилетала на изрешечённом самолёте.

Доставить в назначенный час тайный пакет, избежав наряду с этим встречи с истребителем, либо же, встретившись с ним, благополучно от него уйти — это само собой разумеется было громадное мастерство. Но Тамаре оно было не по душе. Не нравились ей такие полёты, в то время, когда нужно прятаться, маскироваться и всё время скрываться от неприятеля.

Не по душе был и легкокрылый У-2. Она ощущала, что ей нужен боевой самолёт, грозное оружие, на котором она имела возможность рассчитаться с неприятелем за всё, что накипело в душе.

— Разрешите летать на боевом самолёте, на штурмовике.

— Дамы на штурмовиках не летают, — отвечали ей, — машина тяжёлая.

— Но я же сильная! — убеждала Тамара. — Я спортсменка. И желаю мстить нацистам!

И она добилась собственного…

Её настоятельную просьбу удовлетворили. Уже в мае 1944 года Тамара попала в 15-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк, где удачно освоила штурмовик Ил-2. А скоро, в один из ненастных дней июля 1944 года, Константинова прибыла в 566-й штурмовой авиаполк 277-й штурмовой авиадивизии, расположенный на Ленинградском фронте под Кингисеппом. Ей вручили новенький Ил-2 с бортовым номером «10» и началась боевая работа…

Сначала многие лётчики наблюдали на неё, как на диво. Дама на штурмовике! Виданное ли дело? Она стерпела и косые взоры, и не хорошо скрываемые насмешки.

Её мечта исполнилась! Да и насмешники не так долго осталось ждать перевелись. Новенькая не хуже мужчин обладала машиной, показала отвагу и умение и смекалку оказать помощь в воздухе приятелю.

Её верным боевым втором, стрелком-радистом в экипаже, стала молоденькая девчушка Шура Мукосеева. До прихода Тамары в полк она была мотористом. И вот в полку показалась дама — пилот, немногословная, с серыми спокойными глазами, но лишь часто тоскливыми, грустными. Шура спросила: кто она, откуда? Ей ответили, что лётчица пришла из запасного полка, перешла с У-2 на штурмовик, решив на нём вести войну и мстить за погибшего мужа — лётчика.

И Шура решилась, найдя подходящий момент, она попросила Тамару забрать её в экипаж воздушным стрелком. Тамара дала согласие. Так они и стали летать совместно.

в один раз Константинова вылетела на разведку. Как неизменно она вела самолёт весьма пристально, учитывая метеоусловия и обстановку. Первая заметила несколько «Мессеров» Шура. Она открыла огонь по заходившим с хвоста истребителям. Тамара мгновенно развернулась в сторону солнца. Соперник последовал за ней и был ослеплённым броскими лучами. Но в прицеле Мукосеевой вырисовывался чётко.

Маленькая очередь — и один из «Мессеров» загоревшись, упал вниз. Вот так слаженно, дружно они сражались.

Т.Ф.Константинова и Ш.Мукосеева

Экипаж Константиновой — Мукосеевой скоро стал одним из лучших в полку. Тамара была довольна собственной подругой. Вот что писала она собственному брату Владимиру:

«…Если бы ты знал, как это прекрасно, в то время, когда у тебя за спиной верный надёжный товарищ. Я говорю о собственном воздушном стрелке Шуре Мукосеевой. Девчонка, а какое количество в ней смелости, твёрдости. Настоящий кремень. А какое количество боевого умения!

Идя в наступление, я ни при каких обстоятельствах не наблюдаю назад. Уверена, в том направлении наблюдает Шура. И всё видит. Ещё не было случая, дабы вражеский истребитель нападал нас неожиданно.

Двух она уже сбила! Меньше, я за ней, как за стеной каменной…»

Вместе с другими лётчиками Тамара летала на штурмовку вражеских позиций, на разведку переднего края обороны соперника.

В одном из вылетов их самолёт был подбит и было нужно садиться на вынужденную. Прекрасно что дотянули до собственной территории…

Шло время. Сзади остались битвы за Псков и Нарву. Отечественные армии высвободили уже Эстонию. Вот и Восточная Пруссия.

В декабре 1944 года лейтенант Константинова — умелый солдат, кавалер боевых орденов, переводится в соседний 999-й полк той же 277-й дивизии. Переводится с увеличением — начальником звена. И снова боевая работа, сейчас уже в новом коллективе.

Штурмовик Ил-2 далеко не женский самолёт, а вот Тамара Константинова летала на нем достаточно удачно. Целый Ленинградский фронт знал, что в 999-м штурмовом авиационном полку помогает дама-штурмовик, а при ней… 5-летняя дочка!

У Тамары так уж сложились события. Её мать, Зинаида Михаловна — учительница, была не легко больна, а сестрёнка Августа — ещё маленькая. Ситуация в Калинине по окончании освобождения города складывалась тяжёлой, так что дочка Тамары осталась с матерью на аэропорте.

У нее было большое количество друзей: лётчики, воздушные стрелки, механики, девушки-оружейницы. Кто появился свободен, тот с ней и занимался. И в то время, когда Тамара улетала на боевое задание, она знала, что для дочки нет ничего надёжнее, теплее и нежнее рук её однополчан, братий по оружию…

Т.Ф.Константинова по окончании вылета

Но не только дочкой прославилась Константинова, а и мастерством бомбовых и штурмовых ударов по вражеским позициям. В её лётной книжке имеется такие записи: «Штурмовой удар по зенитным и артиллерийским батареям соперника», «Штурмовой удар по траншеям в районах Раушен, Шигиштиммен, Хабихтау, Бракупенен», «Удар по эшелону соперника на ЖД перегоне», «Удар по танкам соперника», «Разведка…»

Комполка Павел Зеленцов отмечал, говоря о лётчице, что она превосходно летает, совершенно верно бомбит и стреляет, четко держится строя, а ещё она — надёжный товарищ в сражении!

Она летала без устали, увлекая примером бесстрашия лётчиков, со знанием дела, расчётливо руководила боем. Уже скоро она была назначена замкомандиром эскадрильи, а после этого и её навигатором.

Поддерживая наступающие армии Ленинградского, а после этого 3-го Прибалтийского фронтов, её эскадрилья стёрла с лица земли много техники неприятеля, обеспечив продвижение отечественных танков и пехоты. Не уклонялась пилот Константинова и от схваток в воздухе с фашистскими истребителями. О её боевой деятельности в 1945 году «Военно — исторический издание» позднее писал:

«В Восточной Пруссии Тамара Фёдоровна за 3 месяца сделала более 40 боевых вылетов. Меткими штурмовыми ударами она стёрла с лица земли и повредила 25 миномётов и орудий соперника, 18 зенитных орудий и другую боевую технику. 16 января 1945 года Константинова, сопровождая наземные армии, нашла и стёрла с лица земли прекрасно замаскированную батарею, обеспечив тем самым продвижение отечественной части.

В другом бою лётчица, преодолев зенитный пламя, прорвалась к Кёнигсбергу и нанесла бомбовый удар по армейским объектам. В районе Цинтен она за один вылет 12 раз штурмовала огневые позиции неприятеля и стёрла с лица земли 4 орудия».

Константинова совершила за маленький срок столько вылетов, что их в самый раз выполнить двум — трем лётчикам. В то время, когда приятели высказывали ей собственный восторг данной неутомимостью, она сказала:

— А я и сражаюсь за двоих — за себя и за мужа, за Василия. И какое количество бы я ни побила нацистов, мне постоянно будет мало.

Руководство многократно объявляло отважной даме — штурмовику признательность. На гимнастёрке её показались Красного — Красной Знамени и ордена Звезды.

Само собой разумеется, однополчане старались оберегать собственную подругу в сражении. в один раз, в то время, когда Тамару атаковал вражеский истребитель, ведущий группы «Илов» — Капитан Афанасий Мачнев загородил её своим самолётом. Вся порция свинца досталась ему. С трудом дотянул он до собственной территории…

В одном из вылетов, на протяжении атаки танков, несколько штурмовиков попала под интенсивный зенитный пламя. Константинова почувствовала удар в мотор самолёта, за этим заметила изморозь на стеклах фонаря и почувствовала характерный запах гари от прямого попадания в мотор. Тяга мотора падала, и самолёт начал терять высоту. А под крылом — буераки, овраги, бой… Лётчица пробовала поменять обороты, включала форсаж, дабы вернуть бесперебойную работу мотора, но это ей не получалось.

Товарищи атаковали цель, а она, выйдя из строя, развернула штурмовик на восток.

Летит, а на земле всё ещё вражеская техника и бьют по её штурмовику из всего, что лишь возможно поднять в небо. Действительно, двигатель иногда развивал полные обороты. Самолёт тогда разгонял скорость и набирал высоту, а спустя некое время, снова понижался. Откуда ни возьмись, показались вражеские истребители и нападали его с двух сторон!

В то время, когда немцы проскочили вперед, Тамара ударила по ним из всего оружия, какое было на Ил-2. Один «Мессер» задымил, а второго, и ещё одну несколько, отогнали отечественные подоспевшие истребители.

Очень мало не долетела Тамара Фёдоровна до собственного аэропорта. Села она на ровное поле, окружённое вековыми деревьями. При осмотре оказалось, что у штурмовика всецело перебита водяная труба, ведущая к радиатору.

Все это время мотор тянул, охлаждаясь, по существу, одним лишь маслом.

На следующий день затем вылета Тамара улетела на По-2 с дочкой в Калинин. Отвезла её к матери. В том месте она определила весёлую весть — брату Владимиру 13 апреля 1944 года присвоено звание Героя СССР.

сестра и Брат — боевые лётчики, оба многократно вступали в смертельные схватки с неприятелем в воздухе. Тамара — на штурмовике Ил-2, из рядового лётчика стала замкомандиром эскадрильи. Владимир — на По-2 в 25-м Гвардейском ночном лёгкобомбардировочном полку.

В часы передышки Тамара писала в Калинин матери, грезила о встрече с дочкой, передавала привет Гуте и Владимиру. Их пути не пересекались. Они знали приятель о приятеле немногое, значительно чаще по письмам матери.

К концу войны Тамара Фёдоровна совершила 69 успешных боевых вылетов. 29 июня 1945 года за отвагу и мужество, показанные в битвах с неприятелями, ей так же было присвоено звание Героя СССР.

По окончании войны лейтенант Т. Ф. Константинова ушла в запас. Но лётчик без неба не имеет возможности, и Тамара отправилась трудиться в Гражданский Воздушный Флот. Она летала, возила пассажиров по области. , пока не произошла авария — перегоняли в ремонт два самолёта По-2, попали в низкую, до самой почвы, облачность. Ведущий зацепился за столб, Тамара за почву. Перелом бедра, ушибы. Напомнили о себе и фронтовые ранения.

И дорога в небо была для неё окончательно закрытой.

Тамара Фёдоровна поступила на завод, была бригадиром. Позже её избрали главой заводского комитета профсоюза. В первой половине 50-ых годов XX века она поступила в вечернюю школу, позже в Воронежскую высшую областную партшколу.

По её окончании Константинову прописали помощником заведующего Воронежским отделом социального обеспечения. Для успешной работы на новом месте было нужно поступить на заочное отделение Столичного планово — экономического университета, которое удачно окончила в 1965 году.

Живя в Воронеже, Тамара Фёдоровна вела громадную публичную и военно-патриотическую работу. Единственную в области даму — Храбреца везде желали слышать и видеть. И она ни при каких обстоятельствах не отказывалась: выступала в различных учреждениях и школах, на предприятиях и заводах.

Т.Ф.Константинова

…В мае 1975 года в знаменательный сутки 30-летия Победы прославленные фронтовые лётчики, Храбрецы СССР лейтенант в отставке Тамара Фёдоровна Константинова и полковник Владимир Фёдорович Константинов, сестра и брат, были на приёме в ЦК ВЛКСМ. После этого Тамара Фёдоровна, как член Комитета советских дам, была на приёме в Кремле. Позднее выступала перед работниками Столичного метростроя.

В тот же сутки брата и сестру пригласил к себе Глава ЦК ДОСААФ СССР трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин и вручил им грамоты и Почётные знаки.

Между ними состоялась тёплая, дружеская беседа. Им было что отыскать в памяти, было о чём поболтать. Тем более, что сражались они в различных родах авиации, сражались с неприятелем на самолётах различных типов: Александр Покрышкин — на истребителях, Тамара Константинова — на штурмовиках, Владимир Константинов — на лёгких ночных бомбардировщика.

У каждого было что — то собственное, в особенности занимательное: техника, тактика, методы ведения военных действий.

Не нередкое это явление, в то время, когда сестра и брат — оба лётчики, и оба — Храбрецы СССР. Вот из-за чего Александра Ивановича, пригласившего к себе фронтовиков — авиаторов, интересовали не только их боевые дела в годы войны, но и биография Константиновых. Шёл живой разговор о местах, где они росли и обучались, о пионерских лагерях под Калинином, об авиамодельных кружках оборонного Общества и полётах в аэроклубе…

Герои Победы.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: