Кулькина мария ивановна

      Комментарии к записи Кулькина мария ивановна отключены

Кулькина мария ивановна

…Декабрь 1943 года. Он остался в памяти ещё и событием, совершившимся во фронтовой судьбе одного превосходного человека, проходившего службу в отечественной дивизии. Я имею в виду младшего лейтенанта Марию Ивановну Кулькину, лётчика из звена связи управления дивизии.

Круглолицая, радостная женщина, уроженка города Вольска Саратовской области, перед войной получала образование Саратовском медине, но не меньше, чем медицина, влекло её небо. Хорошая спортсменка, Мария вступила в аэроклуб, обучилась летать, а в то время, когда неприятель приблизился к берегам родной Волги, добилась отправки на фронт. Зачисленная в состав 236-й истребительной авиационной дивизии, она не скрывала, что грезит стать лётчиком-истребителем, неоднократно подавала рапорты руководству прося перевести её из звена связи в какой-нибудь полк, доверить ей истребитель, но руководство рапорты Кулькиной отклоняло: профессия истребителя считалась не женской.

Кулькина горячо обосновывала, что мужчины неправы: девушки летают на бомбардировщиках, доказали, что смогут летать на штурмовиках, докажут, что способны драться и на истребителях. Майора С. С. Щирова и меня Кулькина неоднократно просила замолвить слово перед командиром дивизии. И со временем, понаблюдав за девушкой в боевой обстановке, убедившись, что Кулькина только дисциплинированна, смела, знает технику, владеет хорошей осмотрительностью и реакцией в воздухе, я начал склоняться к мысли, что ей возможно доверить истребитель.

Сергей Сергеевич Щиров пришёл к такому же выводу. А в Декабре согласился с нами и Полковник Кудряшов. Он подписал приказ о переводе младшего лейтенанта М. И. Кулькиной в 267-й истребительный летный полк, к полковнику И. И. Аритову.

Как радовалась Мария Ивановна, каким счастьем светились её серые глаза! Как скоро она собралась лететь в боевую часть !

С Иваном Ивановичем Аритовым, очевидно, в управлении дивизии состоялся особенный разговор. Мы просили его прикрепить к Марии Кулькиной умелого лётчика, лично проследить за тем, как женщина освоит Як-1, просили вводить её в строй неспешно. Аритов в точности выполнил просьбу руководства дивизии.

Обучал Марию Кулькину полётам на Як-1 и боевому применению данной автомобили умелый лётчик, экзаменатор и строгий учитель — замкомандира 1-й эскадрильи капитан Д. Д. Тормахов. Только по окончании того, как младший лейтенант Кулькина прекрасно освоила Як-1, выполнила множество тренировочных полётов в составе группы и пары, её начали отправлять на боевые задания: сперва — простые, не связанные с громадным риском, после этого — сложные.

Выполнение опытной грезы совпало у Марии Кулькиной с выполнением личной. Она полюбила начальника эскадрильи капитана Ю. Т. Антипова, что сам уже был влюблён в неё, они стали женой и мужем и, как мне известно, единственной в советской авиации домашней парой истребителей. С апреля 1944 года капитан Антипов всегда летал в паре с Марией, которая надёжно закрывала мужа.

Супружеской чете по-хорошему питали зависть к, наслаждались ими.

…С утра 20 мая я был на выездном пункте управления 8-й Гвардейской армии генерала В. И. Чуйкова. Комдив приказал мне руководить действиями истребителей, закрывающих отечественные войска на Шерпенском плацдарме.

Приблизительно в 12 часов дня над нами показалась восьмёрка «Яков», которую вёл капитан Юрий Тихонович Антипов. Ведомой у него была младший лейтенант Мария Ивановна Кулькина. С ними летели ещё три пары. Антипов установил со мной сообщение.

Сказал, что видит приближающуюся к населённому пункту Кошица группу из 12 «Фоккеров», идёт в наступление.

Мы замечали, как «Яки» быстро ринулись на неприятеля. «Фоккеры» не дотянули до позиций отечественных армий, торопливо сбрасывали бомбы куда попало. Задымил один, окутался пламенем второй, развалился в воздухе третий вражеский самолёт…

Выскочившие из туч два Ме-109 рыскнули к самолёту Антипова. Я предотвратил капитана о появлении неприятеля. Меня услышал не только он.

Услышала и Мария Кулькина. Не медля, не колеблясь, ринулась она на неприятелей, открыла огонь, и «Мессеры» в тот же час отвернули, взмыли. Антипов был спасен.

А в хвост истребителя Марии Кулькиной вышла новая пара «Мессеров», так же нежданно выскочившая из туч, как и первая.

Прикрыть Марию никто из лётчиков группы не имел возможности: они лишь — лишь выходили из атаки на «Фоккеров», пребывали ниже «Мессеров», уступали им в скорости. И соперник сделал собственное тёмное дело: залпом из пулемётов и пушек ведущий Ме-109 поджёг машину Марии.

Самое горькое, что возможно испытать на войне, это чувство полной слабости, полной неосуществимости оказать помощь попавшему в беду приятелю. До боли в пальцах стискивал я ненужный микрофон. В моих наушниках слышался сперва тревожный, позже не добрый, позже отчаянный, повысившийся до крика голос Антипова:

— Маша, прыгай !.. Под тобой собственные !.. Прыгай, Маша !

Но Мария его не слышала. Может, была не легко ранена, может убита наповал: её самолет падал, совсем неуправляемый. С ВПУ мы видели, как он врезался в почву…

Разыскать самолёт отважной лётчицы мы тогда не могли: он упал на территории, занимаемой неприятелем. Самолёт был найден в равнине Тамашлык и поднят с глубины в 12 метров только много лет спустя, в первой половине 70-ых годов двадцатого века. Нашли «Як» Марии «красные следопыты» Дубоссарского района.

Прах Марии Ивановны Кулькиной захоронен на кургане Славы.

Равнина Тамашлык ответом исполнительного комитета Дубоссарского районного Совета народных депутатов переименована в Равнину Марии. Именем Кулькиной названа одна из школ в городе школа и Дубоссары в городе Вольске, где обучалась Маша. Перед данной школой установлен бюст лётчицы. Глаза ее устремлены в небо — высокое, яркое, красивое небо Отчизны, за которую Маша дала жизнь…

(из книги воспоминаний известного лётчика — истребителя Николая Фёдоровича Исаенко — «Вижу соперника !») * * *

Волга… Могучая русская река, красивая, негромкая и в также время быстроходная красивая женщина Волга. Многие желали поработить эту русскую красавицу, поработить свободолюбивых волжан. Многие, но никому не удалось. Отважная лётчица — Мария Ивановна Кулькина появилась 25 декабря 1919 года в городе Вольске на Волге.

Появилась она в семье механика Ивана Алексеевича и Антонины Ивановны Кулькиных. В семье было пятеро детей, Мария была третьим ребенком. Она помогала в семье, была стремительной и настойчивой, то, что задумывала старалась делать.

Босоногой девчонкой бегала она со друзьями и своими братьями на Волгу.

В 1925 году (тогда ей было 6 лет) она отправилась в 1-й класс начальной школы города Вольска, где сейчас школа рабочей молодежи. Окончив начальную школу Маша перешла получать образование Вольскую школу №1, в так именуемую школу — дворец. Была пионеркой, обучалась на прекрасно и превосходно, занималась спортом. А любимое её занятие было плаванье.

Начинала купаться когда лёд сходил с реки. Увлекалась она кроме этого и стрельбой. Одной из первых выполнила нормативы и взяла значок «Ворошиловский стрелок».

Семья Кулькиных

С ранних лет Маша грезила стать лётчицей. С завистью и с надеждой и затаённой мечтой провожала она взором быстрокрылых птиц — самолёты. Родители, старшие сестры и братья лишь смеялись над её мечтой: дескать, куда тебе, девчонке, в лётчицы лезть.

Но Маша неизменно упрямо твердила: «Обязательно стану лётчицей». И она настойчиво подготовилась к этому. Всё собственное свободное время отдавала тренировкам, закаляла себя.

До 9 класса обучалась Мария в городе Вольске. Тут в первой половине 30-ых годов XX века стала комсомолкой. В том же году семья Кулькиных, в связи с переменой места работы отца, переехала в город Темир Актюбинской области Казахской ССР. В новой школе она скоро отыскала себе товарищей, помогала отстающим, организовывала консультации.

На протяжении школьных каникул Мария трудилась в пионерских лагерях вожатой. Она умела организовать самые концерты и интересные игры, водила детей в тяжёлые, но увлекательные походы по родным местам. Родители Марии грезили видеть её доктором.

Уступая настояниям матери, в 1935 году Мария удачно сдав вступительные экзамены, была принята на 1-й курс Саратовского медина. Но мечта детства — стать лётчицей, росла и крепла. И Мария в один момент с посещением занятий в мединституте начала посещать занятия в Саратовском аэроклубе.

После этого, кинув bнститут, она заканчивает аэроклуб и приобретает направление в Батайское лётное училище.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Мария стала курсантом Батайской лётной школы Гражданской авиации имени Баранова. Сбылась мечта детства. С упоением Мария начала изучать все те науки, каковые нужно знать будущему лётчику. Общительная по характеру, радостная, весёлая Мария в училище не так долго осталось ждать стала общей любимицей.

У неё появилось большое количество друзей.

Во второй половине 30-ых годов XX века Мария стала женой лётчика-инструктора данной авиашколы Сергея Псарева. Семья сложилась дружной. Сергей и Мария весьма обожали друг друга. Сергей был умелым лётчиком и глубокоуважаемым всеми человеком в авиационной школе. Он большое количество личного времени уделял с занятиями с курсантами по совершенствованию их лётного мастерства. По окончанию авиашколы Сергея и Марию направляют в город Тбилиси в Грузинское отделение Гражданского Воздушного флота в качестве лётчиков.

Потекли дни мирного плодотворного труда. Работа в условиях гор Кавказа явилась хорошей школой для предстоящего совершенствования их лётного мастерства.

Но мирная судьба скоро была прервана грохотом и взрывами бомб снарядов. Началась Великая Отечественная война. Сергей стал армейским лётчиком в первые дни войны. Сражался мужественно и смело, защищая небо Москвы. 28 февраля 1942 года, в воздушном бою Сергей погиб. Не легко волновалась Мария утрату любимого человека. Всеми силами, упорно получает она отправки в армию. 12 декабря 1942 года была удовлетворена просьба Марии Ивановны.

Её призвали в ряды февраля года и 8 Красной 1943 Армии прописали пилотом 145-й отдельной эскадрильи связи Закавказского фронта.

Начиная с 26 мая 1943 года Мария Кулькина участвует в битвах на Северо-Кавказском и Южном фронтах. С 26 мая по 25 сентября 1943 года она произвела 523 вылета с неспециализированным налётом 200 часов по обеспечению работоспособности частей дивизии. Делала по 12 — 15 вылетов в сутки.

В сентябре 1943 года была награждена орденом Красной Звезды.

Мария желала стать лётчиком-истребителем. Она много раз подавала рапорты руководству о переводе её из звена связи в истребительный полк. Наконец её просьба была удовлетворена.

Занятия с Марией вёл замкомандира эскадрильи Д. Д. Тормахов. В феврале 1943 года Мария выходит замуж за начальника 3-й эскадрильи 267-го истребительного авиационного полка Юрия Тихоновича Антипова.

…1944 год. Май. Станция Раздельная Одесской области. Младший лейтенант Кулькина проснулась с одной мыслью: заберут ли её в боевой вылет ? На аэропорте в затишье она шутила, помогала товарищам и с нетерпением ожидала прихода начальника. И вот он пришёл и заявил боевую задачу: «Летят пять пар.

Первая пара — ведущий Антипов, ведомая — младший лейтенант Кулькина». Мария бежала по полю аэропорта и кричала: «Я лечу!». Да сейчас она сможет отомстить за погибшего мужа, за покинутую в Вольске мать.

Мария села в самолёт, собранный руками саратовских рабочих на средства донецких шахтёров. На машине надпись: «Высвобожденный Донбасс». На данной машине нужно драться лишь на превосходно.

Эскадрилья поднялась в воздух. Низкие тучи прижимали самолёты к почва. Но над селением Кошице тучи рассеялись, засветило солнце и эскадрилья была, как бы на дне колодца.

Но тут из туч выскочили германские самолёты. какое количество же их? 10, 15, 20?

Як-1Б из 3-й эскадрильи 267-го истребительного авиационного полка.Начальник отдал приказ вступить в бой. Первый ринулся в наступление самолёт Антипова. За ним неотступно следовала Мария. Но тут в хвост самолёта Антипова пристроились два «Мессера». Мария предотвратила начальника и отогнала соперника.

Но тут в хвост уже самолёта Марии вышли два Ме-109 и расстреляли его. Самолёт загорелся и начал падать. Скоро он врезался в почву. Данный бой замечал с командного пункта генерал Чуйков. «Не повезло юноше», — сообщил он. «Девушке», — уточнил комполка, — «за штурвалом была женщина»…

С тяжёлым сердцем возвращались лётчики на аэропорт. Они отразили превосходящие силы соперника, но утратили двух своих друзей. Они вспоминали какая Маша была радостная и заботливая. Данный бой с почвы замечал и её земляк — поэт Николай Ульянович Фёдоров.

Позднее, он написал такое стих.

Просматриваю газетные строчки
Наблюдаю в небосвод светло синий
И вижу сейчас уж далекий,
Воздушный стремительный бой.

Рвануло багряное пламя,
Отмеченный свастикой бок.
И над родными лугами
Понижаясь, дымил Ястребок.

Мы ожидали, раскроется купол
Целый полк напряжённо молчал.
Бессердечно, быстро и скупо
Над рощею взрыв раздался.

Бессмертьем свободы и любви
Горел небосвод светло синий
И память моя через годы,
Тот бой уносила с собой.

Равнина, где упал самолёт пребывала на нейтральной полосе. Лишь через три дня начались раскопки, но грунтовые воды мешали. Дивизия ушла с боями дальше.

И лишь через 28 лет поисковая несколько под управлением полковника Е. И. Красовского начала раскопки в равнине Тамашлык. С 8-метровой глубины ковш экскаватора поднял пулемёт и пушку, мотор, пробитую боеприпасом лопасть винта, окровавленный и прожжённый в нескольких местах парашют, подробность шасси, обрывки одежды, и останки отважной лётчицы.

Полковник в отставке Е. И. его помощники и Красовский сделали громадное, добропорядочное дело. Они установили имя славной патриотки Отчизны, отважной лётчицы Марии Кулькиной, давшей молодую судьбу за счастье молдавского народа. Останки Марии Кулькиной были перезахоронены на Кургане Славы в городе Дубоссары, а равнина Тамашлык была переименована в равнину Марии. В школе, где обучалась М. И. Кулькина, до сих пор трудится музей.

В том месте же, продолжительное время трудилась её сестра Лидия Ивановна.

На земле Дубосарской много холмов,
Но известней вторых Курган Славы.
В нем храбрецы лежат, сёл, городов
Необъятной Советской державы.

Тут останки Марии лежат Кулькиной,
Что орлом в отечественном небе сражалась.
Трое сбито неприятелей, но один за спиной
«Як» настиг, и будущее оборвалась.

Нарекли её дочерью Волги, Днестра
Дубосарцам родной она стала.
Судьбой яркой, но краткой,
Как пламя костра две реки окончательно побратала.

Высказываем признательность Людмиле КАЛЯКИНОЙ за предоставленные материалы и фото.

Советская летчица Мария Кулькина в истории Дубоссар

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Долина (мельникова) мария ивановна

    Появилась Мария Мельникова (Равнина) 18 декабря 1920 года в деревне Шаровка, сейчас Полтавского района Омской области, в семье крестьянина. Окончила 8…

  • Батракова мария семёновна

    …В голубом небе чётко виден сильно пикирующий самолёт. В то же мгновение на аэропорте взревели моторы, понеслась снежная пыль, и два отечественных…

  • Бодрягина анна ивановна

    Анна Бодрягина Женщина из подмосковного села Остоухова, Аня Бодрягина, умом и сердцем почувствовала собственное призвание, поступила в аэроклуб. От…

  • Олькова ирина ивановна

    Гудит воздушное пространство над аэропортом от непрерывно взлетающих и садящихся самолётов Гражданского Воздушного Флота; тонко дрожат стёкла в…

  • Шулайкина лидия ивановна

    В середине ноября 1944 года войска 8-й армии вели наступательную операцию в Прибалтике. 18 ноября, выбив соперника с первой оборонительной полосы,…

  • Лефевр марсель (lefevre marcel)

    Марсель Лефевр Марсель Лефевр появился 17 марта 1918 года в Андели (Эс) в рабоче-крестьянской семье, где было 7 детей. В возрасте 18 лет вступил в ВВС….