Кертис soc «seagull» («чайка»)

      Комментарии к записи Кертис soc «seagull» («чайка») отключены

Кертис soc «seagull» («чайка»)

Фото самолёта Curtiss SOC-2 Seagull ВМС США

Кертис SOC «Сигал» («Чайка») стал последним бипланом компании «Кертисс», состоявшим на вооружении американской морской авиации. Разработка самолета под фирменным индексом «модель 71» велась в соответствии с требованиями Бюро аэронавтики к новому корабельному самолету-корректировщику, выданными в начале 1933 г. Проект «Кертисса» сочетал в себе, с одной стороны, достаточно архаичную схему расчалочного биплана, а с другой -последовательность передовых ответов (к примеру, щелевые предкрылки «Хендли-Пэйдж» по всему размаху верхнего крыла).

Кабина экипажа была закрытой, а закабинный гаргрот имел возможность опускаться для повышения секторов обстрела турельного пулемета. Бипланную коробку выполнили складывающейся. Конструкция планера — цельнометаллическая (металлический комплект фюзеляжа и дюралевый — крыла), с полотняной обшивкой. В июне 1933 г. компания взяла заказ на постройку прототипа, взявшего обозначение XO3C-1.

Соперниками являлись изделия компаний «Воут» X05U-1 (прямой наследник долгой линейки гидросамолетов 02U и 03U) и «Дуглас» X02D-1 (морской вариант армейского разведчика 0-38).

Прототип ХОЗС-1 с 9-цилиндровым двигателем «Пратт энд Уитни» R-1340-12 (550 л.с.) вышел на опробования в апреле 1934 г. Самолет был оборудован амфибийным шасси: убираемые главные колеса пребывали по бокам центрального поплавка, имелось кроме этого неубираемое хвостовое колесо. Изделие «Кертисса» победило в конкурсе, и компания взяла договор на серийное производство. В серии самолет обозначался SOC, что означало смешение выговоров от корректировки огня артиллерии к разведке.

Серийные самолеты не были амфибиями — они комплектовались трехпоплавковым шасси. Наряду с этим сохранялась возможность установки сменного колесного шасси.

Поставки серийных «Сигаллов» начались в осеннюю пору 1935 г. До 1938 г. изготовили 322 самолета (258 компанией «Кертисс» на заводе в Буффало и 64 — предприятием «Нэйвел Эйркрафт Фэктори» в Филадельфии).

Главные модификации Кертис «Сигал»

Curtiss SOC-1 — двигатель R-1340-18 (550 л.с). Стрелковое оружие — 2 7,62-мм пулемета «Браунинг» (синхронный и турельный). Масса бомбовой нагрузки — 90 кг. Экипаж — 2 чел.

Выпускались в поплавковом варианте, но комплектовались и сменным колесным шасси. Произведено 135 экземпляров.

Curtiss SOC-2 — двигатель R-1340-22 (550 л.с). Стрелковое оружие, состав экипажа и бомбовая нагрузка подобны SOC-1. Произведено 40 автомобилей. Кое-какие источники утверждают, что SOC-2 эксплуатировались лишь с колесного шасси, но имеются фотографии серийных самолетов данной модификации на поплавках.

В 1942 г. часть самолетов приспособлена для базирования на авианосцах (методом установки тормозного гака), взяв обозначение SOC-2A.

Curtiss SOC-3 — вариант, по большей части соответствовавший SOC-2 с малыми усовершенствованиями. Произведено 83 самолета в поплавковом варианте (с возможностью перестановки на колеса). Часть автомобилей в 1942 г. переоборудована в палубные SOC-3A.

Масса бомбовой нагрузки наряду с этим увеличилась до 300 кг.

Curtiss SOC-4 — вариант для авиации Береговой охраны, гидросамолет, соответствовавший SOC-3, но без возможности старта с катапульты. В 1938 г. выпущено 3 самолета, в 1942 г. переданных ВМС и переоборудованных в палубные SOC-3A.

Curtiss SON-1 — самолет, соответствовавший SOC-3, но выпускавшийся «Нэйвел Эйркрафт Фэктори». Произведено 44 единицы, часть из которых в 1942 г. переоборудована в палубные SON-1A.

Летно-технические характеристики Curtiss SOC-1 «Seagull»

  • Двигатель: Пратт энд Уитни R-1340-18
  • мощность, л.с.: 550
  • Размах крыла, м.: 10,97
  • Протяженность фюзеляжа, м.: 8,17
  • Высота самолета, м.: 3,97
  • Площадь крыла, кв. м.: 31,77
  • Масса самолета, кг безлюдного: 1561
  • Взлетная: 2327
  • Большая скорость, км/ч: 261
  • Скороподъемность, м/с: 5,35
  • Практический потолок, м.: 4940
  • Дальность полета, км.: 1413

Боевое применение поплавковых гидросамолетов Кертис SOC «Сигал»

Техобслуживание гидроплана Кертис SOC Seagull

Поставки SOC-1 начались в ноябре 1935 г. Первыми их взял легкий крейсер «Марблхед», за ним последовали однотипные «Мемфис» и «Рей-ли», и тяжелые крейсера «Индианаполис» и «Огаста». К началу лета 1936 г. новыми самолетами вооружили 6 эскадрилий: «линкорные» VS-5B, VS-6В, и «крейсерские» VS-9S, VS-10S, VS-1 IS и VS-12S. Во второй половине 30-х гг. гидропланы «Сигалл» базировались на всех больших боевых судах американского флота — крейсерах и линкорах.

Кроме того канонерские лодки «Чарльстон» и «Эри» несли по одному SOC-1. Прототип XSOC-1 и один из серийных SON-1 были приписаны к эсминцу «Ноа» (типа «Клемсон») — данный корабль служил для отработки вероятного базирования гидросамолетов на эсминцах.

К моменту вступления США во Вторую мировую войну на старых крейсерах и линкорах типа «Омаха» «Сигаллы» были по большей части заменены более современными гидропланами OS2U «Кингфишер», но на новых крейсерах оставалось достаточно большое количество Curtiss SOC-1 и SOC-3: эти суда имели подпалубные ангары, в каковые не помещались «Кингфишеры» с нескладывающимся крылом. «Сигаллы» пребывали на вооружении «крейсерских» эскадрилий VCS-3 — VCS-9 (из них только VCS-7 входила в состав Атлантического флота, остальные пребывали на Тихом океане). В большинстве случаев, такая эскадрилья насчитывала около 15 гидропланов SOC-1, SOC-1 и SON-1, и 2—3 колесных самолета SOC-2.

По 1—2 «Сигалла» было приписано к авианосцам в качестве связных автомобилей. Наконец, 12 самолетов SOC-3 (на колесном шасси) имелось в составе эскадрильи морской пехоты VMS-2, базировавшейся в Сан-Диего.

Ещё до вступления США в войну самолеты «Сигалл» принимали участие в патрулях нейтралитета на Атлантике. По окончании 7 декабря 1941 г. главным театром их боевого применения стал Тихий океан. В роли корабельных разведчиков-корректировщиков «Сигаллы» принимали участие в битвах на Маршалловых островах, островах Гилберта, на Уэйке и Гуадалканале, и на Алеутских островах.

Кроме этого, самолеты привлекались для противолодочного охранения, совершая полеты с парой подвешенных глубинных бомб.

В течение 1942 г. SOC неспешно заменяли более современные автомобили, а «Сигаллы» переделывались в палубные для работы на эскортных авианосцах. Первый американский корабль этого класса — «Лонг Айленд» — взял 12 SOC-3A, эксплуатировавшихся совместно с истребителями F2A-2 «Буффало», эксплуатировавшихся в эскадрилье VS-201 (потом VGS-1). К концу 1942 г. на Тихом океане самолеты Кертис SOC-3A имелись в четырех эскадрильях эскортных авианосцев: VGS-9 («Боуг»), VGS-11 («Кард»), VGS-13 («Кор») и VGS-18 («Альтамаха»).

На Атлантике в эскадрилье VGS-30 авианосца «Чарджер» имелось 8 SOC-3A и 3 SON-1A. К середине 1943 г. на эскортных авианосцах «Сигаллы» были заменены более современными и замечательными TBF-1. А вот карьера их в качестве корабельных гидросамолетов была нежданно долгой. Из-за неудачи с новым гидропланом S03C ветхие «Сигаллы» было нужно вернуть на крейсера. В частности, на Атлантике самолеты SOC-3 и SON-1 в 1943-1944 гг. проходили службу в эскадрильях VCS-7 и VCS-8. Они использовались на Средиземном море.

На Тихом океане такие гидропланы сохранялись в эскадрильях VCS-6 и VCS-12 (в последней они помогали фактически до капитуляции Японии). Во запасных частях последние «Сигаллы» эксплуатировались до 1946 г.

Гидросамолет Curtiss SOC Seagull воображал собой необычное переходное звено от бипланов начала 30-х гг. к монопланам начала 40-х. Его карьера была достаточно продолжительной, а по окончании «срочной работы» в качестве корабельного разведчика-корректировщика «Сигалл» «остался на сверхсрочную» и эксплуатировался как противолодочная палубная машина.

Curtiss SOC Seagull

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: