Цвета военного неба: ночной кошмар британских лётчиков

      Комментарии к записи Цвета военного неба: ночной кошмар британских лётчиков отключены

Результативность ночных истребителей фактически всех ВВС мира по понятным обстоятельствам была ниже, чем у их дневных сотрудников, как по числу боевых вылетов, так и по воздушным победам. Исключением из этого правила стали германские «ночные охотники»: их боевой счёт никак не уступал отличным дневным асам западного фронта. Лучшим из «ночных охотников» был Хайнц-Вольфганг Шнауфер.

Хайнц-Вольфганг Шнауфер (Heinz-Wolfgang Schnaufer) появился 16 февраля 1922 года в маленьком городе Кальв под Штутгартом. Ещё в школе он решил связать собственную судьбу с военной авиацией и по окончании предварительного отбора во второй половине 30-ых годов двадцатого века прошёл обучение пилотированию планеров. В ноябре того же года он взял школьный аттестат и сразу же был зачислен в люфтваффе фанен-юнкером.

Цвета военного неба: ночной кошмар британских лётчиков
Очередной боевой вылет лейтенанта Шнауфера на Bf 110 ранних модификаций

В общем итоге с момента зачисления на работу до получения первого строевого назначения прошло ровно два года: пара месяцев курса молодого бойца, позже 17 месяцев неспециализированной для всех видов авиации лётной подготовки, по окончании которой началась специализация. На последней стадии лейтенант Шнауфер закончил последовательно школы слепых полётов, ночных истребителей и тяжёлых истребителей. В ноябре 1941 года он прибыл для службы во 2-ю группу 1-й ночной истребительной эскадры, взяв назначение в состав 5-й эскадрильи.

Авиагруппа II./NJG 1 тогда летала на «Мессершмиттах» Bf 110 и базировалась под Гамбургом, а в середине января была переведена на главную базу группы в бельгийском Сен-Троне. В феврале она совершила маленькую командировку в Норвегию, а после этого через Германию опять возвратилась в Сен-Трон, где 10 апреля Хайнц-Вольфганг стал техническим офицером группы.

Bf 110E-2 из состава 5./NJG 1, на котором технический офицер II./NJG 1 лейтенант Шнауфер в ночь на 2 июня 1942 года одержал собственную первую воздушную победу. Самолёт всецело выкрашен тёмной краской RLM 22 Schwarz — такая схема окраски была стандартной для ночных истребителей 1941–1942 гг. Бортовые коды кроме этого стандартные, светло-серые RLM 77 Hellgrau.

Из-за снизившейся активности британской бомбардировочной авиации зимой-весной 1942 года германские ночные истребители летали не через чур довольно часто, и за первые полгода на фронте Шнауфер совершил чуть ли дюжина боевых вылетов. Новая должность кроме этого не содействовала нередким полётам, но в мае быстро активизировалось Бомбардировочное руководство, начавшее «налёты 1000 бомбардировщиков», и в ночь на 2 июня в собственном 13-м боевом вылете лейтенант Шнауфер одержал первую воздушную победу, Наверное, сбив «Галифакс» из 76-й эскадрильи RAF.

Продолжая патрулирование, лётчик был наведён ещё на одну цель, но данный бомбардировщик был сбит вторым германским экипажем, а спустя час по окончании первой победы Шнауфер опять отправился в наступление. По окончании двух неудачных заходов он решил функционировать точно, но, чрезмерно сблизившись с целью, сам попал под пламя хвостового стрелка и был ранен в ногу, а его самолёт был серьёзно повреждён. Экипаж уже готовься покинуть машину, но пожар двигателя удалось потушить и благополучно дотянуть до базы, пользуясь лишь одним элероном и рулями высоты (тяги остальных рулей были перебиты).

Это стало единственным за всю войну ранением Шнауфера и единственным важным повреждением его самолёта неприятельским огнём.

Обер-лейтенант Шнауфер и более поздний его Bf 110G-4, начало 1944 года

25 июня лётчик возвратился из военного госпиталя и скоро снова начал участвовать в боевых вылетах. В ночь на 1 августа он на протяжении долгого патрулирования сумел сбить два «Веллингтона» и один «Уитли», принадлежавшие различным тренировочным частям, но примененные в массированном налёте на Дюссельдорф.

Через пять дней Шнауфер выполнил первый боевой вылет на самолёте, оснащённом радиолокатором, и совершил на нем один воздушный бой, но не сумел сбить неприятельский бомбардировщик. Первую «радарную» победу лётчику удалось одержать в ночь на 25 августа — она стала пятой по счёту, и Шнауфер стал асом по общепринятому определению.

В конце месяца он сбил ещё один британский бомбардировщик, но следующего успеха сумел добиться лишь в ночь с 21 на 22 декабря. По окончании того вылета экипаж оформил две заявки, но взял лишь одно подтверждение, а второй «Ланкастер» засчитали второму претенденту.

Зимний период 1943 года активность действий ночной авиации опять быстро упала, но весной воздушное наступление на Германию возобновилось, и в мае Шнауфер одержал пять воздушных побед, ещё столько же в июне, три в июле и одну в первой половине августа, доведя собственный счёт до 21 сбитого.

1 июля произошло его производство в обер-лейтенанты, а 13 августа Шнауфер стал начальником 12-й эскадрильи, входившей в состав 4-й группы NJG 1, которая базировалась в Леэвардене на севере Нидерландов.

Неизменный экипаж «ночного охотника» (слева направо): Румпельхардт, Шнауфер и Генслер

Первый боевой вылет на новой должности он совершил в ночь на 18 августа, поведя четвёрку истребителей на перехват самолётов соперника, идущих с обычной скоростью британских бомбардировщиков. По дороге к цели «Мессершмитты» попали под «дружественный пламя» зенитной артиллерии, но повреждения, вынудившие Шнауфера возвращаться на базу, быть может, спасли ему жизнь, поскольку все три его ведомых стали жертвами атак «Бофайтеров», оснащённых совокупностью «Серрейт» (пассивный детектор излучения германских авиационных РЛС).

Но данный инцидент стал исключением, и последующие боевые вылеты проходили удачно. 9 октября ас записал на собственный счёт 30-ю победу, а 16 декабря — 40-ю, попутно поставив новый персональный рекорд в четыре сбитых за один вылет. Примечателен данный эпизод был кроме этого тем, что перехват выполнялся в сверхсложных метеоусловиях, в то время, когда британцы по большому счету не ожидали противодействия истребителей, но в случае если наличие РЛС разрешало компенсировать нехорошую видимость, то возвращение на базу превратилось в смертельно страшный цирковой трюк, что чуть не закончился трагедией.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века был введён новый стандарт камуфляжа ночных истребителей: базисным цветом стала светло-серая краска RLM 76 Lichtblau, поверх которой на верхних и время от времени боковых поверхностях наносили пятна серо-фиолетовой RLM 75 Grauviolett (продемонстрированы) и/либо более чёрной серой с зеленоватым отливом RLM 74 Graugrun. В один момент с введением нового камуфляжа знаки кода эскадры стали писать в очень сильно уменьшенном виде и чёрным цветом вместо серого.

Два вторых знака бортового кода остались прошлого размера и могли быть как серыми, так и тёмными. — Цвета армейского неба: ночной кошмар английских лётчиков | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-nochnoj-koshmar-britanskih_4.jpg
Bf 110G-4 (W.Nr 720260), персональный самолёт обер-лейтенанта (позднее гауптмана) Шнауфера с января по июнь 1944 года. Окраска дана на вторую половину февраля, в марте коды на нём были поменяны на G9+DF, и на борту показался двойной шеврон начальника группы.

К середине войны стало ясно, что несложный и логичный однотонный тёмный камуфляж не так уж и действен и яркая окраска боковых и нижних поверхностей более удачна. В первой половине 40-ых годов двадцатого века был введён новый стандарт камуфляжа ночных истребителей: базисным цветом стала светло-серая краска RLM 76 Lichtblau, поверх которой на верхних и время от времени боковых поверхностях наносили пятна серо-фиолетовой RLM 75 Grauviolett (продемонстрированы) и/либо более чёрной серой с зеленоватым отливом RLM 74 Graugrun.

В один момент с введением нового камуфляжа знаки кода эскадры стали писать в очень сильно уменьшенном виде и чёрным цветом вместо серого. Два вторых знака бортового кода остались прошлого размера и могли быть как серыми, так и тёмными.

Вечером 29 декабря Шнауфер сбил ещё два бомбардировщика, завершив год с 42 победами на счету, и необычным новогодним подарком ему стало награждение Рыцарским крестом.

В ночь на 16 февраля, сутки собственного 21-летия, лётчик одержал победы № 45–47, но практически сразу после посадки был положен в больницу с приступом острого аппендицита, в марте возвратившись из военного госпиталя уже начальником 4-й группы, которую тогда перевели из Голландии в Сен-Трон.

Первый боевой вылет в качестве группен-командора Шнауфер совершил 19 марта, и уже к концу месяца счёт его побед достиг 51. В апреле ему засчитали ещё 10 сбитых четырёхмоторников, и 1 мая произвели в гауптманы.

В мае ас одержал 13 побед, а также пять в ночь на 25 мая. В июне он довёл собственный счёт до 84 и был награждён Рыцарским крестом с дубовыми страницами, а июль добавил ещё пять побед и мечи к Рыцарскому кресту.

Bf 110G-4, что в осеннюю пору 1944 года был персональным самолётом начальника IV./NJG 1 гауптмана Шнауфера, аэропорт Дортмунд-Браккель, середина октября 1944 года. Истребитель несёт разновидность стандартного камуфляжа ночных истребителей, показавшуюся в конце 1944 года. От исходной она отличалась однотонной окраской верхних поверхностей в RLM 75.

В первых числах Сентября 1944 года части NJG 1 были выведены из Бенилюкса и в будущем действовали с территории Германии, продолжая борьбу с британскими ночными бомбардировщиками. 9 октября гауптман Шнауфер одержал собственную сотую победу и через пара дней был награждён Рыцарским крестом с алмазами.

Вечером 6 ноября он одержал ещё три победы, превзойдя достижение погибшего месяцем ранее оберст-лейтенанта Хельмута Лента (Helmut Lent; 110 побед, в т. ч. 102 ночные), став лучшим ночным асом всех времён. 14 числа он возглавил 4-ю эскадру, став самым молодым гешвадер-коммодором люфтваффе, а 1 декабря был произведён в майоры, завершив год со 106 победами на счету.

Следующего успеха в перехватах Шнауфер добился 3 февраля, а 21 февраля воистину стало звёздным часом аса: примерно в два ночи он одержал две воздушные победы, а в вечернем вылете добавил к ним ещё семь за 19 мин.. Всего за день он одержал девять побед — из них семь в одном бою — поставив персональный рекорд результативности и добившись последнего большого успеха в боевой карьере «Мессершмитта-110».

Bf 110G-4 (W.Nr 180850), что В первую очередь 1945 года до конца войны был персональным самолётом майора и 4 командира Шнауфера. Окраска продемонстрирована на период по окончании последней победы аса. Истребитель несёт самая позднюю разновидность стандартного камуфляжа с широкими полосами RLM 75 и тёмно-зелёной RLM 83 Dunkelgrun на верхних поверхностях.

В первых числах Марта майор Шнауфер совершил ещё два успешных боя, одержав в них пять побед, а после этого в штаб эскадры пришёл приказ с запретом на предстоящие предписание и боевые вылеты обеспечить войсковые опробования «Дорнье» Do 335 в варианте ночного истребителя. Ас пара раз нарушил запрет на полёты, сделав последний боевой вылет 9 апреля, напрасно преследуя «Ланкастеры».

Всего за войну Шнауфер совершил 164 боевых вылета в совокупности ночной ПВО и одержал 121 подтверждённую победу, став не только лучшим ночным асом, но и лучшим асом западного фронта, и самый результативным охотником на четырёхмоторные бомбардировщики (114 побед) и лучшим асом двухмоторных истребителей. По легенде, соперник удостоил его титула «Призрак из Сен-Трона». Якобы так Шнауфера назвали в передаче радиостанции «Зольдатен-зендер Кале», говорившей под видом германской станции.

Все боевые вылеты Шнауфер совершил на Bf 110 — начав сражаться на модификациях D и E, после этого во второй половине 1942 года пересев на Bf 110F, а весной 1943-го взяв в собственное распоряжение Bf 110G-4 — результат развития конструкции этого истребителя. В последующие два года сам по себе самолёт оставался неизменным, изменялось лишь его радиоэлектронное оборудование да набор оружия.

Ещё на протяжении учёбы в школе «разрушителей» В первую очередь июля 1941 года за Шнауфером закрепили бортрадиста унтер-офицера Фридриха «Фрица» Румпельхардта (Friedrich «Fritz» Rumpelhardt). В одном экипаже они после этого летали до самого финиша войны, за исключением первой половины декабря 1942 года, в то время, когда радист лежал в военного госпиталь с лихорадкой, и периода с февраля по октябрь 1943 года, в то время, когда он проходил офицерскую подготовку. Всего Румпельхардт «отметился» в 100 воздушных победах, став самым результативным оператором радара всех времён.

В сентябре 1943 года — в то время, когда оснащённые радарами Bf 110 стали использовать как трёхместные, с добавлением к оператору и пилоту официально бортмеханика либо бортстрелка, а практически легко дополнительного наблюдателя, — в экипаж Шнауфера вошёл стрелок унтер-офицер Вильхельм Генслер (Wilhelm Gansler). К тому времени он уже успел «поучаствовать» в 17 победах вторых пилотов, а к концу войны добавил к ним ещё 97 совместно с «Призраком Сен-Трона».

Обе шайбы киля последнего самолёта Шнауфера с бессчётными отметками побед сохранились сейчас в различных музеях

27 июля 1944 года лейтенант Румпельхардт и обер-фельдфебель Генслер были награждены Рыцарскими крестами, и совместно со своим штатным пилотом они стали единственным всецело «рыцарским» экипажем. 8 марта 1945 и Румпельхардт, и Генслер были представлены к Рыцарскому кресту с дубовыми страницами, но война закончилась прежде, чем они успели взять эту приз.

На момент капитуляции Германии подразделения NJG 4 оказались на территории, потом вошедшей в британскую оккупационную территорию, и её персонал был в английском плену, а уже летом людей неспешно начали распускать по зданиям. Шнауфер был высвобожден из плена в ноябре 1945 года и занялся восстановлением из руин домашнего винного бизнеса.

С данной задачей он удачно справился, но не оставлял надежды возвратиться в авиацию, и в сентябре 1946 года вместе с товарищем нелегально перешёл швейцарскую границу, дабы в Берне поболтать с южноамериканскими дипломатами о вероятном найме в их ВВС. Переговоры были бесплодными, а при повторном переходе через границу обоих несостоявшихся наёмников задержали пограничники. Швейцарцы передали нарушителей во французскую территорию оккупации, следующие полгода те провели в лагере для интернированных и были высвобождены лишь по окончании вмешательства одного французского генерала, что был клиентом компании Шнауферов.

Затем «приключения» ас уже не пробовал возвратиться к полётам. В июле 1950 года он ездил по делам компании во Францию, и 13 июля попал в автомобильную аварию, случившуюся по вине другого водителя. От взятых травм Шнауфер скончался два дня спустя.

Летать ту Люсю!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: